Государство не может существовать без культуры и нравственных основ — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Государство не может существовать без культуры и нравственных основ

2022-12-20 23
Государство не может существовать без культуры и нравственных основ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Владыко, почему сейчас, когда Православие в России возрождается, в обществе наблюдается вполне лояльное отношение к цинизму, распущенности, безответственности? Несмотря на атеизм советской эпохи, литература и кинематограф в те времена уделяли большое внимание вопросам нравственности, что сейчас практически не наблюдается. Почему так происходит?

– Когда произошла октябрьская революция, большинство жителей России были православными. Большевики не могли дать людям никаких новых принципов духовной жизни. Глава 13 Евангелия от Матфея была положена в основу «Кодекса строителя коммунизма». Нужно помнить и о том, что раньше существовал «железный занавес», после падения которого к нам хлынула распущенность, проституция, наркотики – многое, к чему мы не были адаптированы. Представьте люк на чердак, который много лет был заколочен: если открыть его, то оттуда полетят старые листья, мусор, дохлые мухи. Я верю и знаю, что в глубине своей наше общество, наш народ живет другими принципами.

В первую очередь нужно заботиться о нравственности. Вспомним мировую историю – очень многие государства вначале развращались и именно после этого исчезали. И если Россия до сих пор существует как государство, то только потому, что ее жители пытаются приумножать нравственность и сохранять культуру – то, что нам передали наши благочестивые предки.

Мне кажется, что раньше общество принимало больше участия в жизни человека. Конечно, были и перегибы, но зато сейчас другая крайность – равнодушие.

– Сейчас все стараются выжить. Нет той уверенности в завтрашнем дне, которая была раньше. А когда есть уверенность, стабильность, то человек охотнее думает о том, как помочь ближнему. Не случайно в сытой дореволюционной России богатые купцы выделяли довольно много средств на благотворительность. Сейчас у нас меценатство не развито и мало кто этим занимается. Мы говорим прихожанам о том, что нужно по возможности помогать окружающим, потому что многие не имеют того, что есть у нас. Мы просто не выживем, если не будем работать над своей душой, заботиться о бедных и нуждающихся людях.

Владыко, почему одни люди счастливы, а другие считают, что жизнь не удалась?

– Я думаю, прежде всего человеку нужна внутренняя уверенность в себе. Счастье с неба не падает. Господь благословляет человека на труд, благословляет его жить по определенным принципам. Если человек старается им следовать, трудится во славу Божию, то и жизнь устраивается.

В одной из своих проповедей Вы сказали, что, если Господь посылает испытания, то не нужно роптать. Но если мы посмотрим на всемирную историю, то увидим, что если бы люди в определенные моменты не роптали, то и развития никакого не было бы.

–...Не было бы войн и революций, в которых столько людей пострадало. У каждого человека в жизни свои проблемы. Тот, кто ропщет, может потерять даже то, что имеет. И поэтому апостол Павел говорит: «Очень важно иметь довольство с благодарением». Лучше малое праведнику, чем большое богатство грешнику.

Бывает, что Господь богатство дает благочестивым, тогда богатый человек, придя в Церковь, начинает думать о бедных. В обществе, которое основано на христианской морали, всегда больше порядка и легче решаются социальные проблемы.

Я прочитал в одной книге начала века, как православный миссионер, встретившись с ламой, услышал от него такие удивительные слова: «Если бы все люди были ламаистами, то весь мир бы спал спокойно. А если бы все люди были православными, то мало кто бы спал, а все люди бы бегали и думали, кому бы еще помочь». Вспомним историю Якутии: православные миссионеры всегда старались помогать местным народам, образовывая их (например, Евангелие на якутском языке впервые было издано в 1858 году, еще до образования самостоятельной Якутской епархии, открывали школы, библиотеки, больницы для прокаженных.

 

Якутия – это целый мир!

 

Ваша епархия расположена гораздо дальше от Москвы, чем соседи наши – Западно‑Европейские страны, а знаем мы о ней, к сожалению, гораздо меньше. Это целый мир...

– Наша Епархия как самостоятельная была основана в 1870 году. Свт. Иннокентий, митрополит Московский писал царю представление о том, чтобы наша Епархия вошла в состав Русской Православной Церкви и именно так и написал, что Якутия – это целый мир! И действительно, наша Якутия, 3,1 млн кв. км – это огромная часть России. Хотя жителей в Якутии немного, меньше миллиона (по последней переписи 950‑970 тысяч человек), но приходится летать от храма до храма по несколько часов на самолете, а если на машине, то 7‑8 часов езды. Для нас это небольшое расстояние.

Какими были Ваши первые впечатления от Епархии? Что Вы застали, сколько приходов, монастырей?

– Я приехал, если можно так сказать, на обжитое место. До меня в течение 11 лет в Якутии проходил церковное послушание нынешний архиепископ Курский и Рыльский Герман. Именно ему как раз и пришлось начинать все с нуля. Он сам мне рассказывал, что когда приехал в нашу Епархию, будучи уже епископом, то оказался единственным священником: он и служил, и крестил, и венчал, и отпевал, и строил храмы. А когда я приехал, то у нас уже было 50 приходов, и многие приходы имели строящиеся или восстановленные храмы.

Есть ли на Колыме сейчас храм?

– Пока, к сожалению, нет. На Колыму трудно даже завезти материал, чтобы построить храм. Там действуют молитвенные дома, и есть намерение построить храм в Среднеколымске. Для нас, конечно, это очень важная тема, потому что, по сведениям Свято‑Тихоновского университета, за скорбные 20‑50‑е годы через Колыму прошло около 50 архиереев и без счета священников и монашествующих. Многие там остались навсегда, и наш долг перед ними (а это чьи‑то отцы, чьи‑то деды и родители) – почитать их память. Скоро мы приступаем к строительству храма в Среднеколымске. К сожалению, это очень сложно, потому что только в течение двух месяцев есть пароходный путь, и за это время необходимо успеть завезти строительные материалы. С Божией помощью и по молитвам наших верующих будем потихонечку восстанавливать храм на Колыме.

Владыко, даже для тех, кто мало знает об этом крае, имя святителя Иннокентия, митрополита Московского однозначно связано с Якутией.

– Конечно, мы очень почитаем свт. Иннокентия. И, наверное, по большому счету, воцерковление всего нашего Дальнего Востока связано с его именем, хотя православные миссионеры пришли туда раньше. В этом году (2007. – Прим. ред.) мы отмечаем сразу три даты. Во‑первых, 375 лет как Якутия вошла в состав России. Это очень важное событие: Якутия стала плацдармом для распространения Православной веры и на Камчатке, и в Хабаровском крае, и в Благовещенске. Миссионеры останавливались в Якутске, где находился Спасский монастырь, и уже оттуда шли с христианской миссией к северным народам и крестили их. Согласно историческим сведениям, к 1833 году 99,9 % жителей Якутии были крещены, но еще не были воцерковлены.

Святитель Иннокентий, став Камчатским архиереем, начал целенаправленную церковную политику с тем, чтобы воцерковлять и собирать вокруг храмов жителей Якутии. При нем впервые были изданы книги на местных языках. Грамматику якутского языка при нем составил его викарий, впоследствии первый самостоятельный епископ Якутский и Вилюйский Дионисий (Хитров). Она была опубликована, и в церковных школах стали учить детишек читать и писать на родном языке, таким образом была сохранена культура якутского народа. В прошлом году Якутский народный эпос Олонхо был признан шедевром мирового творчества, и он сохранился только благодаря тому, что появилась письменность, которую распространяли православные батюшки.

Еще два праздника в этом году будет отмечать Якутия: 210 лет со дня рождения свт. Иннокентия, митрополита Московского, просветителя Якутии и Дальнего Востока, и 30 лет со дня его прославления как святого. Эти два юбилея не случайно совпали в этом году с юбилеем Якутии; это добрый знак. И есть распоряжение Президента России В.В. Путина, чтобы якутский праздник стал всероссийским. Надеемся, что и в Москве пройдут дни Якутии, и жители столицы увидят и национальные наши костюмы, и нашу радость...

Вы уже говорите «наши»...

– Конечно, наши! Я уже считаю себя стопроцентным жителем Якутии.

В улусах Вас встречали добродушно?

– Да. Не было никаких противоречий. И мы, может, даже открытой проповедью и не проповедовали, но тех людей, которые спрашивали о вере, мы готовили к крещению и крестили. В 90‑е годы было трудное время, когда национализм был достаточно сильным, сейчас оно уже прошло и мы стараемся, стремимся жить дружно. Кто хочет быть православным – он видит красоту Православия, он видит православную нашу культуру. Храмы стоят, они открыты для всех желающих. У нас на местном телевидении идут программы, где мы говорим о Православии, и кто чувствует внутреннее желание, тот приходит и крестится. И если уже говорить о крещении, то удивительно, те якуты, которые сознательно принимают крещение, они не просто входят в Церковь, они становятся на 100 % православными людьми. Они как бы стоят стеной, защищая свою православную веру, они свидетельствуют своим домочадцам и окружающим людям, что они православные. Вот это как раз такая удивительная черта, национальный характер, чистота души и целостность якутского человека. Это замечательно.

 

Самая большая епархия

 

Вы назвали интересную цифру, что до революции было крещено 99 % якутов. Сейчас есть какая‑то цифра, и кто Ваши прихожане?

– Если говорить о наших прихожанах, то 10‑12 лет, что прошли со времени открытия Епархии, это немного. Это небольшой срок даже для жизни ребенка, а тем более для жизни республики. Ежегодно все больше людей крестится, больше приходит в храм, и надо учитывать, что мы для удобства исчисления делим всех жителей Якутии как бы на две большие группы: якутоязычное и русскоязычное население, т. е. те, которые говорят на якутском языке и те, которые говорят на русском языке. И в тех поселках, где живут по большей части русские (это обычно поселки, связанные с какими‑то месторождениями, где работают специалисты, которые приехали целенаправленно), общины более посещаемые. И если русские живут совместно с местноязычным населением, то, конечно, они вместе ходят молиться. А вот где чисто якутские села, там немного людей приходит. Ведь не сразу просыпается внутреннее желание помолиться Богу. Зато по последним подсчетам, за последние два года из детей, которые родились на территории Якутии, больше тех, кто и приняли Православие, и были крещены в детстве, чем тех, которые не приняли крещение. Это доброе знамение: значит, их родители сами православные и будут воспитывать детей в православной вере.

Перед Вашим приходом мы заглянули на сайт Якутской епархии, замечательный сайт, и там упоминается такая цифра: более 50 приходов и около 30 священнослужителей. Но сейчас, когда есть вертолеты, снегоходы и прочие транспортные средства, трудно представить, как же святители и те первые миссионеры, как они шли, как они жили?

– Сохранились письма первого епископа Якутского и Ленского Дионисия (Хитрова), он вспоминает, что на его глазах много священников заболевали, надрывались, потому что путевые труды были очень трудными. Долгие, суровые зимы, трудные переходы. Многие умирали. И он писал, что весь его путь был покрыт могилами таких вот умерших миссионеров. Сам святитель не канонизирован, но мы очень много делаем для того, чтобы собрать о нем сведения: уже готовятся материалы к канонизации епископа Дионисия (Хитрова). Он 34 года был священником церкви на колесах, т. е. по благословению священноначалия в XIX веке было организовано 2 церкви на колесах. И как раз один храм был в честь свт. Николая Чудотворца и епископ Дионисий был с этим храмом 34 года.

Это любимый святой там?

– Да, очень почитаемый святой. В 2005 году из Данилова монастыря города Москвы была привезена частица мощей свт. Николая и передана Якутской епархии. Был объявлен всеякутский крестный ход: в течение года мы путешествовали по республике с частицей мощей. В августе прошлого года мы совершили прохождение по реке Лене до устья. В поселке Тикси на берегу Ледовитого океана – самая дальняя точка на нашей карте – был построен и освящен храм на территории воинской части.

Расскажите про Нерюнгри, есть ли в этом городе православный храм?

– Я был в Нерюнгри семь или восемь раз. Это Юг Якутии, там живет очень много русских – русскоязычных, как мы говорим. Там есть и железная дорога (а раз есть железная дорога, то и развитие края начинается быстрее), и угольный разрез, который, собственно говоря, и создал город Нерюнгри, название которого переводится как «река хариусов». Там действительно чистые реки, и хариус водится. И там есть храм, причем он один из самых первых, построенных на территории Якутии. В 1991 году было начато его строительство, в 1993 году храм был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери.

Храм очень почитаемый, и если говорить о верующих, то когда я привез туда частицу мощей свт. Николая Чудотворца, то за два дня в храм пришли более 20 тысяч человек. Если там и есть столкновения, я ничего подобного не видел. Я думаю, что это все‑таки не совсем точные сведения. А дружба, я еще раз подчеркиваю – дружба на Севере является залогом нашей спокойной жизни. Без этого невозможно жить на Севере, просто невозможно: если отвернутся от тебя, ты просто погибнешь. Поэтому мы как раз стараемся жить бок о бок, и наше религиозное начало не мешает нам жить мирно и работать вместе.

Владыко, я вспоминаю цифры, названные Вами о площади Якутии...

– Это три с лишним миллиона квадратных километров. Пять Франций.

Так это же огромная часть канонической территории Русской Православной Церкви!

–Самая большая Епархия.

Как же там батюшки управляются, их ведь так немного?

– Их немного, но каждый из них, конечно, стоит многих священников, потому что у нас батюшки‑миссионеры. Они очень много путешествуют. Часто бывает так, что батюшка две трети года проводит в дороге. И это для нас обычная ситуация. За счет того, что многие дороги сезонные, до многих приходов мы добираемся только в зимнее время, когда появляются эти дороги. А другого пути просто нет. Если говорить о наших дорогах, наверное, все помнят прошлогодние телесюжеты, когда показывали якутские дороги, где огромные самосвалы просто проваливались в толщу размороженной земли, и их не было видно. Действительно, дороги очень тяжелые, но, тем не менее, люди живут, и именно поэтому люди (даже неверующие) очень любят и почитают свт. Николая. И я могу засвидетельствовать, что очень многие люди приходили просить у него помощи, будучи даже неправославными: или мусульманами, или старообрядцами, или католиками. Потому что он всем помогает, он как бы всех нас объединяет и собирает. Он такой святой, который для нас со своей теплотой и любовью просто как солнышко.

Дивный край, Владыко! Радости видеть Вас мы обязаны Рождественским чтениям, на которые Вы приехали и возглавляли там, насколько я знаю, несколько секций. Поделитесь, пожалуйста, Вашими впечатлениями о влиянии Рождественских чтений на жизнь Церкви и общества.

– Мне кажется, что пришло время, когда нашу рождественскую тематику надо из Москвы продвигать в регионы. Развивать и там Рождественские чтения. В Якутии мы уже второй год проводим Рождественские чтения и видим результаты. Это самый авторитетный форум для педагогов, можно собраться, обсудить проблемы педагогики, интересные наработки, пообщаться между собой, и это уже большая польза. Нас связывает наша культура. Если быть до конца откровенным, то Россия как государство родилась возле монастыря, а может даже и в монастыре, потому что в монастырях появились первые школы, в монастырях проходили обучение детишки. Монахи учили их мыслить православно, жить по заповедям Божиим, и культура наша – глубоко православная. Да и университеты вышли из монастырей, поэтому мы действительно многим обязаны нашей Православной Церкви. Но главная задача Рождественских чтений – собрать людей, которые горят внутренней идеей возрождать русскую, национальную школу, не по западным образцам, хотя, безусловно, мы живем в реалиях современности. У нас есть свои наработки, у нас было очень много великих педагогов (сразу вспоминаю Ушинского). И этот опыт, который был наработан в России, подзабыт, к сожалению, и нужно собрать его, объединить. Вот главная задача Рождественских чтений.

А мне довелось в этом году впервые возглавить секцию, которая была посвящена православному осмыслению чуда. Что такое чудо в православном понимании и в научном понимании. И вот на стыке науки и православного ощущения, восприятия чуда и состоялась наша конференция. Показывали очень интересные кадры. Сейчас ведь очень много происходит чудесного и если уж говорить о чуде, то, наверное, Церковь вся живет в этой области. Вокруг нас ежедневно происходят какие‑то чудеса.

Но мы их часто не замечаем, а ищем какие‑то другие, находим ложные...

– Есть такие явно выраженные чудеса. В Якутию привозили икону «Призри на смирение», с которой путешествуют по России монахи из Киева. У нас был такой случай: в храм, где находилась икона, мусульманин привел свою супругу (естественно, они Православия не знают, ничего не знают) и говорит: «Исцеляйся». А у нее была проблема с рукой, рука не действовала, просто висела плетью. И вот она молилась, как умела, и через день‑два приходит и говорит, что рука у нее заработала. Это, конечно, без сомнения, чудо Божие.

А есть ложные чудеса, мы, к сожалению, падки на них. Не случайно Господь сказал, что эллины ищут чудес и иудеи, но чудо не дастся, кроме чуда Воскресения Христова. Это самое величайшее чудо на земле, но, тем не менее, вокруг нас много чудесного и понять, где ложное чудо, а где настоящее Божие для нас откровение. И это и есть задача для каждого православного человека, ведь мы живем, осмысляя мир, мы учимся жить православно, учимся жить с Богом еще здесь. Наша жизнь – это преддверие Царствия Небесного; научимся здесь быть Божиими людьми, и сами тогда, наверное, будем там вместе с Богом.

Владыко, меня очень заинтересовал вопрос: когда Вы окунаетесь в проруби, каким образом сразу после проруби Вы согреваетесь?..

– В этом году МЧС устраивал купальни не только в Якутии, они были устроены, насколько я знаю, и на Камчатке, и на Южном Сахалине. Ставятся палатки, там постилают солому, ставятся тепловые пушки, которые согревают воздух, чтобы было более комфортно. Температура воды в проруби +4°, поэтому, наверное, в такую воду зимой опуститься даже легче, чем летом, когда вокруг жарко: ведь если вокруг минусовая температура, то вода кажется нам теплой. Толщина льда в этом году достигала полутора метров. Вторая трудность в том, что дно реки Лены – это лед, поэтому был сооружен деревянный щит, который опустили на дно, и люди по лестнице ногами спускались на это дерево с тем, чтобы было легче стоять, крестились, окунались три раза, потом уже выходили и стояли на деревянном помосте, поэтому довольно легко было. Желающих было много, я заметил, что очень много купалось детей и стариков. Мне один пожилой человек сказал: «Мне исполнилось девяносто лет – я искупался и таким образом отметил свое девяностолетие». Я поздравил его с юбилеем и сказал, что он истинно по‑православному освятил начало года.

Скажите, пожалуйста, владыко, что нам, мирянам, предпринять – переписку организовать, обмен книгами; чем помочь отдаленным епархиям, чтобы мы чувствовали себя единой, живой Церковью?

– Очень хороший вопрос. Если посмотреть с исторической точки зрения, до революции миссионерство не было задачей одной только епархии, но всей Церкви, и все понемногу в этом участвовали. Кто‑то отсылал книги... Чтобы вам было понятней, у нас священников немного, меньше тридцати, а приходов 53. Приходы очень сильно разбросаны территориально. Многие приходы видят священника один раз в год, некоторые даже не каждый год. Все это время община собирается еженедельно, а то и несколько раз в неделю, и они молятся мирским чином. Издательский отдел Епархии даже специально издал «Обедницу», чин, который могут служить миряне, если не могут присутствовать в храме Божием. Община не только собирается, в нее приходят новые члены, они готовят людей к принятию Крещения; когда приезжает батюшка, его встречают подготовленные люди, которые хотят принять Крещение и войти в общину. Это великий миссионерский подвиг наших жителей. Для них ценным являются библиотеки, аудио‑видео записи, которые у них есть. Без этого невозможно. Конечно, мы будем рады любой помощи, да и только всем миром мы сможем поднять наш Дальний Восток...

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.