Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2022-11-24 | 54 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Организация и управление службой ЗИ
1. Определение и основные понятия системы безопасности
Под системой безопасности предприятия понимается организованная совокупность специальных органов, служб, средств, методов и мероприятий, обеспечивающих защиту жизненно важных интересов личности, предприятия и государства от внутренних и внешних угроз.
Опасности – это возможные или реальные явления, события и процессы, способные нанести моральный или материальный ущерб предприятию и предпринимательской деятельности.
Опасность способна приобретать различные формы. Она может быть в виде намерений, планирования действий и их реализация с целью уничтожения, ограбления, изменения, ослабления.
Угроза – потенциально возможное или реальное действие злоумышленников, способных нанести моральный, материальный или физический ущерб персоналу. Различают внутренние и внешние угрозы, которые могут быть направлены на персонал, материальные, финансовые и информационные ресурсы.
Целями системы безопасности являются:
защита прав предприятия, его структурных подразделений и сотрудников;
сохранение и эффективное использование финансовых, материальных и информационных ресурсов;
повышение имиджа и роста прибылей за счет обеспечения качества услуг и безопасности клиентов.
В качестве основных задач системы безопасности рассматриваются:
• своевременное выявление и устранение угроз персоналу и ресурсам; причин и условий, способствующих нанесению финансового, материального и морального ущерба интересам предприятия, нарушению его нормального функционирования и развития;
• создание механизма и условий оперативного реагирования на угрозы безопасности и проявления негативных тенденций в функционировании предприятия;
|
• пресечение посягательств на ресурсы и угроз персоналу на основе комплексного подхода к безопасности;
• создание условий для максимально возможного возмещения и локализации наносимого ущерба неправомерными действиями физических и юридических лиц, для ослабления негативного влияния последствий нарушения безопасности на достижение стратегических целей.
Для достижения указанных целей и задач используются различные средства обеспечения безопасности предприятия, среди которых можно выделить следующие:
Технические средства. К ним относятся охранно-пожарные системы, видео-радиоаппаратура, средства обнаружения взрывных устройств, бронежилеты, заграждения и т.д.
Организационные средства. Создание специализированных оргструктурных формирований, обеспечивающих безопасность предприятия.
Информационные средства. Это печатная и видеопродукция по вопросам сохранения конфиденциальной И. Важнейшая И для принятия решений по вопросам безопасности сохраняется в компьютерах.
Финансовые средства. Совершенно очевидно, что без достаточных финансовых средств невозможно функционирование системы безопасности, вопрос лишь в том, чтобы использовать их целенаправленно и с высокой отдачей.
Правовые средства. Использование изданных вышестоящими органами власти законов и подзаконных актов и разработка собственных, так называемых локальных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности.
Кадровые средства. Достаточность кадров, занимающихся вопросами обеспечения безопасности. Своевременное повышения их профессионального мастерства.
Интеллектуальные средства. Привлечение к работе высококлассных специалистов, научных работников (иногда целесообразно привлекать их со стороны) позволяет внедрять новые системы безопасности.
При построении модели информационной безопасности предприятия учитывают целый ряд компонентов (источников, объектов, действий). Таких как:
|
объекты угроз;
угрозы;
источники угроз;
цели угроз со стороны злоумышленников;
источники И;
способы доступа;
направления, способы и средства ЗИ.
Структура СБП
Основные функции СБП
определение целей и приоритетных направлений работы по обеспечению всех видов безопасности деятельности;
• разработка проектов защиты для каждого вида безопасности, их реализация, приемка и контроль за поддержанием в постоянной работоспособности;
• разработка нормативных документов для всех видов безопасности с учетом степени конфиденциальности и контроль за их соблюдением всеми сотрудниками и клиентами;
• организация обучения персонала правилам соблюдения и поддержания безопасности деятельности;
• организация и проведение совместно с другими подразделениями специальных мероприятий в отношении конкурентов и других организаций;
• взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам безопасности.
Постановления
•Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности"
•Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 года N 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств ЗИ, а также с осуществлением мероприятий и(или) оказанием услуг по защите государственной тайны».
•Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995г. N 608 «О сертификации средств ЗИ».
•Постановление Правительства РФ от 04 сентября 1995г. N 870 «Об утверждении правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности».
Указы
•Указ Президента РФ от 31 декабря 1993г. N 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на И».
• Указ Президента РФ от 20 января 1994г. N 170 «Об основах государственной политики в сфере информатизации».
• Указ Президента РФ от 3 апреля 1995г. N 334 «О мерах по соблюдению законности в области разработки производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования И».
• Указ Президента РФ от 30 ноября 1995г. N 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне».
|
• Указ Президента РФ от 6 марта 1997г. N 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера».
• Указ Президента РФ от 30 мая 1997 года N 226-рп «О перечне должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне».
Доктрины
Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» 6 декабря 2016
представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, служит основой для:
формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Настоящая доктрина развивает концепцию национальной безопасности Российской Федерации применительно к информационной сфере.
Постановления
•Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности"
•Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 года N 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств ЗИ, а также с осуществлением мероприятий и(или) оказанием услуг по защите государственной тайны».
•Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995г. N 608 «О сертификации средств ЗИ».
•Постановление Правительства РФ от 04 сентября 1995г. N 870 «Об утверждении правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности».
Указы
•Указ Президента РФ от 31 декабря 1993г. N 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на И».
• Указ Президента РФ от 20 января 1994г. N 170 «Об основах государственной политики в сфере информатизации».
|
• Указ Президента РФ от 3 апреля 1995г. N 334 «О мерах по соблюдению законности в области разработки производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования И».
• Указ Президента РФ от 30 ноября 1995г. N 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне».
• Указ Президента РФ от 6 марта 1997г. N 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера».
• Указ Президента РФ от 30 мая 1997 года N 226-рп «О перечне должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне».
Доктрины
Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» 6 декабря 2016
представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, служит основой для:
формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Настоящая доктрина развивает концепцию национальной безопасности Российской Федерации применительно к информационной сфере.
Рекомендации по разработке уставных документов СБП.
Несмотря на большое количество законодательных актов, регламентирующих деятельность в сфере обеспечения безопасности предприятий, во многих случаях при практической деятельности работники СБП сталкиваются с их противоречиями.
Это можно преодолеть путем тщательной правовой обработки устава СПБ.
Уставом называется правовой акт, определяющий свод правил, регулирующих деятельность организации, ее взаимоотношения с другими организациями и гражданами, права и обязанности в определенной сфере ее деятельности.
В уставе должны быть изложены в краткой, но емкой форме, основы жизнедеятельности СБ в него целесообразно включить разделы:
I. Общие положения.
II. Основные задачи.
III. Функции.
IV. Права и обязанности.
V. Руководство.
VI. Взаимоотношения и связи.
VII. Охранная и детективная деятельность.
VIII. Имущество и средства.
IX. Контроль, проверка и ревизия деятельности.
X. Реорганизация и ликвидация.
Раздел «Общие положения» содержит перечень нормативных актов, которыми должны руководствоваться в своей деятельности сотрудники службы безопасности; полное наименованиеи адрес местонахождения предприятия-учредителя: название документа, на основании которого создается служба безопасности (протокол, приказ, решение коллегии), и дату его учреждения; место службы безопасности и его подчиненность в структуре предприятия: деятельность службы безопасности, принципы деятельности; наличие текущего, расчетного счета: порядок финансирования.
|
Чрезвычайно большое значение имеет формулирование цели деятельности СБ, так как именно от этого зависит, какие задачи и функции будут поставлены перед ней.
Следует учитывать, что цель деятельности СБ определяет руководитель предприятия - учредитель, поэтому возможны и другие его формулировки.
• Раздел «Основные задачи» включает те задачи, выполнение которых возможно в рамках предоставленной службе безопасности компетенции, и реализация которых приведет к достижению обозначенной цели.
основные задачи:
• охрана собственности и защита персонала от противоправных посягательств;
• координация действий сотрудников и структур предприятия по вопросам безопасности;
• содействие правоохранительным органам и судам по вопросам, затрагивающим интересы предприятия;
• защита от несанкционированного доступа к закрытой И о персонале и деятельности предприятия;
• сбор, обработка и анализ конфиденциальной И среди персонала предприятия и в сфере предпринимательства.
• Раздел «Функции» включает перечень функций и составляется с учетом того, что их выполнение позволит реализовать ранее обозначенные основные задачи. Сами функции можно разделить на группы: внешние и внутренние. К внешним функциям относятся те из них, которые названы в законе видами предоставляемых услуг при разработке внутренних функций никаких ограничений не существует.
• Раздел «Права и обязанности» рассматривает права и обязанности сотрудников подразделений СБП, такие, как внесение предложений руководству и структурным подразделениям предприятия, контроль за соблюдением режима безопасности, проведение расследований, изменение структуры СБ, осуществление взаимодействия с правоохранительными и контрольно-надзорными органами,
• Раздел «Руководство» определяет подчиненность начальника службы безопасности одному из руководителей предприятия, порядок выполнения распоряжений руководителя предприятия-учредителя, обязанности персонала выполнять указания руководителей службы безопасности и процедуру обжалования их неправомерных действий, порядок назначения и освобождения руководителей службы безопасности, перечень основных квалифицированных требований к ним, ответственность
• Раздел «Взаимоотношения и связи» регламентирует процедуры контактов СБ с руководителями и конкретными подразделениями предприятия, правоохранительными, контрольно-надзорными и судебными органами, средствами массовой И, деловыми партнерами учредителя, депутатским корпусом
• Раздел «Охранная и детективная деятельность» отражает такие вопросы, как наименование орг. структурных формирований, занимающихся сыскной и охранной деятельностью, методы и средства, применяемые сотрудниками СБ, ограничения в охранной и детективной деятельности, обязательность регулирования деятельности сотрудников СБ внутренними нормативными актами (положения об отделах, должностные инструкции), критерии оценки деятельности СБ
• Раздел «Имущество и средства» описывает перечень необходимых для функционирования службы безопасности мебели, компьютеров, автомашин, средств связи, помещений, спецсредств и оружия, форменного обмундирования
• В этот перечень рекомендуется включить условия и порядок финансирования службы безопасности и её сотрудников, наличие компьютерных программ, специальной литературы и нормативных актов
• Раздел «Контроль, проверка и ревизия деятельности» определяет субъектов этой деятельности, их правомочия, порядок доступа к документации службы безопасности, место и время хранения контрольных документов, формы и методы устранения выявленных недостатков.
• Проект Устава СБ подписывается его начальником, утверждается руководителем предприятия-учредителя и представляется на согласование начальнику органа внутренних дел района.
• К разработке проекта следует относиться внимательно и квалифицированно, так как от качества этого проекта в дальнейшем во многом зависит эффективность деятельности службы безопасности.
Варианты аудита информационной безопасности предприятия.
Аудит безопасности является действенным инструментом оценки безопасности и управления рисками. Предотвращение угроз безопасности означает, в том числе и защиту экономических, социальных и информационных интересов фирмы. Отсюда вывод, что аудит безопасности становится инструментом экономического менеджмента.
В зависимости от того, кто проводит аудит безопасности - сотрудники фирмы или независимая аудиторская компания, - его также можно разделить на внутренний и внешний.
Масштабы аудита:
Внутренний аудит позволяет оценить:
Состав СБП.
Служба безопасности является самостоятельной организационной единицей, подчиняющейся непосредственно руководителю фирмы.
Возглавляет службу безопасности начальник службы в должности заместителя руководителя фирмы по безопасности.
Структура, численность и состав службы безопасности фирмы определяются реальными финансовыми возможностями, масштабом коммерческой деятельности, степенью конфиденциальности И. В зависимости от этих факторов служба безопасности может варьировать от двух-трех человек, работающих по совместительству, до полномасштабной службы с развитой структурой (несколько десятков и сотен человек).
Наиболее полный состав в виде отделов, групп или отдельных специалистов СБП может включать следующий набор организационных структур:
- подразделение охраны;
- подразделение режима;
- подразделение по работе с кадрами;
- подразделение по работе с документами с грифом «Коммерческая тайна» (специальный отдел);
- подразделение инженерно-технической защиты;
- подразделение разведки;
- подразделение контрразведки;
- подразделение информационно-аналитической деятельности;
- подразделение (служба) ЗИ.
Следует отметить, что в реальных условиях функции названных подразделений могут выполняться путем их совмещения, а также одним или несколькими специалистами.
Основные функции СБП.
На службу безопасности предприятия возлагаются следующие основные функции:
- организация и обеспечение пропускного и внутриобъектового режима в зданиях и помещениях, определение порядка несения службы охраны, контроль соблюдения требований режима сотрудниками, смежниками, партнерами и посетителями;
- руководство работами по правовому и организационному регулированию отношений по защите коммерческой тайны;
- участие в разработке основополагающих документов с целью закрепления в них требований обеспечения безопасности и защиты коммерческой тайны, в частности устава, правил внутреннего трудового распорядка, положений о подразделениях, а также трудовых договоров, соглашений, подрядов, должностных инструкций и обязанностей руководства, специалистов, рабочих и служащих;
- разработка и осуществление совместно с другими подразделениями мероприятий по обеспечению работы с документами, содержащими сведения, являющиеся коммерческой тайной;
- изучение всех сторон производственной, коммерческой, финансовой и другой деятельности для выявления и закрытия возможных каналов утечки конфиденциальной И, а также учет и анализ нарушений режима безопасности;
- организация и проведение служебных расследований по фактам разглашения сведений, утрат документов и других нарушений безопасности предприятия;
- разработки и учет перечня сведений, составляющих коммерческую тайну и других нормативных актов, регламентирующих порядок обеспечения безопасности и ЗИ;
- обеспечение строгого выполнения требований нормативных документов по защите коммерческой тайны;
- осуществление руководства службами и подразделениями безопасности подведомственных предприятий, организаций, учреждений в части оговоренных в договорах условий по защите коммерческой тайны;
- организация и проведение учебы сотрудников предприятия и службы безопасности по всем направлениям защиты коммерческой тайны, добиваясь, чтобы к охране коммерческих секретов был глубоко осознанный подход;
- ведение учета сейфов, металлических шкафов, специальных хранилищ и других помещений, в которых разрешено постоянное или временное хранение конфиденциальных документов;
- ведение учета выделенных для конфиденциальной работы помещений, технических средств в них, обладающих потенциальными каналами утечки И;
- поддержка контактов с правоохранительными органами и службами безопасности соседних предприятий в интересах изучения криминогенной обстановки в районе (зоне).
На основе сформулированных функций и задач может быть рекомендована следующая схема целевой функции (дерево целей) СБП .
Методы управления СБП
Основной целью деятельности СБП является своевременное пресечение (нейтрализация) противоправных посягательств на экономические интересы, персонал предприятия, предотвращение материального и физического вреда, а также предотвращение и пресечение преступлений, административных проступков и гражданско-правовых конфликтов
Формулирование цели управления зависит от многих факторов:
· финансовых возможностей предприятия-учредителя,
· его географического месторасположения, возможности набрать из числа жителей данной территории
· квалифицированный состав сотрудников службы безопасности
На основе сформулированной цели проектируется и создается орг. структура СБ.
Методы управления СБ подразделяются на:
1) экономические;
2) организационно-распорядительные;
3) социально-психологические.
Экономические методы управления строятся на использовании различных экономических стимулов, таких, например, как заработная плата. (Умелое использование этого стимула с учетом уровня профессионализма, стажа работы, результатов деятельности сотрудника позволяет эффективно организовать работу отдельных сотрудников в рамках службы безопасности.)
Организационно-распорядительные методы управления (приказы, распоряжения, указания, инструкции) подразделяются на три группы:
· распорядительные,
· организационно-стабилизирующие
· дисциплинирующие..
Принципы управления СБП.
Принципы управления службой безопасности определяют требования к системе структуре и организации процесса управления. В рамках службы безопасности это следующие принципы:
1. Научность. Основное содержание этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов. Между прочим, этот принцип требует от руководителей службы безопасности и его подразделений внимательного изучения управленческой и специальной литературы по проблемам обеспечения безопасности предприятия.
2. Единоналичие и коллегиальность. Сущность этого принципа заключается в том, что на основе мнений низовых руководителей и рядовых исполнителей конкретных решений, вышестоящий начальник пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию.
3. Принцип системности и комплексности. Системность означает необходимость использования элементов теории больших систем, системного анализа в каждом управленческом решении. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата управляемой системы, учета всех сторон, всех направлений, всех свойств. Этот принцип требует от руководителей службы безопасности выработки у себя аналитико-синтетического склада мышления.
4. Принцип системности и комплексности. Этот принцип состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений. Здесь следует руководствоваться таким правилом: тот, кому предстоит выполнять управленческое решение, должен его самостоятельно разработать и, с учетом возможных корректив вышестоящего руководства, активно добиваться его реализации.
5. Принцип плановости. Сущность этого принципа состоит в установлении основных направлений и пропорций службы безопасности в перспективе. Практическая реализация этого принципа означает, что все сотрудники, подразделения и службы безопасности в целом должны планировать свою деятельность в такой последовательности:
служба безопасности - подразделения - сотрудник.
6. Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности. Этот принцип предполагает, что каждый сотрудник службы безопасности должен выполнять возложенные на него обязанности, при этом он наделяется адекватными ему правами и несет ответственность за качество их выполнения.
Подготовка места проведения совещания
При обсуждении вопросов конфиденциального характера или использовании конфиденциальной И в ходе совещания руководство предприятия-организатора осуществляет комплекс мероприятий, направленных на исключение ознакомления с конфиденциальной И посторонних лиц, в том числе сотрудников фирм-конкурентов. На совещание приглашаются работники, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемым вопросам.
Если в ходе совещания используются сведения, составляющие ГТ, его участники должны иметь допуск к этим сведениям по соответствующей форме. При рассмотрении вопросов, отнесенных к иным видам конфиденциальной И, участники совещания должны иметь оформленное в установленном порядке решение руководителя предприятия о допуске к данной категории И.
При последовательном рассмотрении вопросов, имеющих различную степень конфиденциальности, к участию в совещании по каждому из рассматриваемых вопросов допускаются лица, имеющие к этому вопросу непосредственное отношение.
Должностное лицо, ответственное за проведение совещания,
по указанию руководителя предприятия формирует список лиц, участвующих в совещании. Список составляется на основании письменных обращений руководителей предприятий, приглашенных участвовать в совещании, и решений руководителей подразделений предприятия-организатора о привлечении к участию в совещании сотрудников этих подразделений.
В списке указывают фамилию, имя, отчество каждого участника, его место работы и должность, номер допуска к сведениям, составляющим ГТ, или номер решения руководителя о допуске к иной конфиденциальной И, номера вопросов совещания, к обсуждению которых допущен участник. При необходимости в списке могут указываться и другие сведения.
Подготовленный список участников согласовывается с режим-но-секретным подразделением предприятия-организатора совещания и утверждается руководителем этого предприятия, давшим разрешение на проведение совещания.
Включенные в список участники совещания проходят в служебные помещения, в которых оно проводится, предъявляя сотрудникам службы охраны документ, удостоверяющий личность. Проход участников совещания в эти помещения может быть организован по пропускам, выдаваемым им исключительно на период проведения совещания и отличающимся от других используемых предприятием-организатором пропусков. Участники совещания имеют право посещения только тех служебных помещений, в которых будут обсуждаться вопросы, к которым эти участники имеют непосредственное отношение.
Проверку документов, подтверждающих наличие у участников совещания допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, и разрешений на ознакомление с конфиденциальной И осуществляет служба безопасности (режим-но-секретное подразделение) предприятия-организатора совещания.
Совещания проводятся в служебных помещениях, в которых в установленном порядке разрешено обсуждение вопросов конфиденциального характера и выполнены предусмотренные нормативными правовыми актами необходимые организационно-технические мероприятия, предотвращающие утечку защищаемой И по техническим каналам.
В ходе проведения совещания разрешается использование фото-, кино-, видео- и звукозаписывающей аппаратуры, защита которой обеспечивается в соответствии с требованиями по технической ЗИ и противодействию иностранным техническим разведкам.
Проверка служебных помещений на предмет возможности обсуждения в них вопросов конфиденциального характера проводится накануне совещания специально назначаемой комиссией, состоящей из специалистов по технической ЗИи противодействию иностранным техническим разведкам и соответствующих подразделений предприятия-организатора.
Требования к помещениям, в которых проводятся работы с конфиденциальной И или хранятся носители И
Организация внутриобъектового и пропускного режимов имеет целью исключение проникновения посторонних лиц в режимные помещения предприятия, а также несанкционированного посещения таких помещений сотрудниками предприятия и командированными лицами, не имеющими прямого отношения к проводимым в них работам.К помещениям, предназначенным для ведения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, или для хранения их носителей, предъявляется ряд требований. Это позволяет обеспечить сохранение конфиденциальности проводимых в указанных помещениях работ, а также надежную сохранность носителей конфиденциальной И.Входные двери этих помещений оборудуются замками, гарантирующими надежное закрытие помещений в нерабочее время, в них также могут устанавливаться кодовые и электронные замки и автоматические турникеты.Режимные помещения, в которых в нерабочее время хранятся носители конфиденциальной И, оснащаются охранной сигнализацией, связанной с караульным помещением, пультом централизованного наблюдения за сигнализацией службы охраны или с дежурным по предприятию. Перед началом эксплуатации режимные помещения обследуются комиссией, назначаемой руководителем предприятия, и аттестуются на соответствие требованиям, предъявляемым к помещениям для проведения работ с конкретным видом конфиденциальной И. Для хранения носителей конфиденциальной И помещения обеспечиваются необходимым количеством хранилищ, замки которых оборудуются приспособлениями для опечатывания. Хранилища, а также входные двери помещений, в которых они находятся, оборудуются надежными замками с двумя экземплярами ключей от них, один из которых в опечатанном пенале (пакете) хранится у руководителя службы безопасности. Второй экземпляр ключей в опечатанном виде хранится у руководителя предприятия или у его заместителя.По окончании рабочего дня все хранилища и режимные помещения закрываются и опечатываются. Сдачу под охрану и вскрытие помещений производят ответственные за эти помещения сотрудники предприятия на основании утвержденных руководителем предприятия списков этих сотрудников с образцами их подписей. Списки находятся в службе охраны или у дежурного по предприятию. При отсутствии сотрудников предприятия, ответственных за помещения, в которых хранятся носители конфиденциальной И, данные помещения могут быть вскрыты комиссией, создаваемой по указанию руководителя предприятия (его заместителя) с составлением акта.
57. Цели и задачи пропускного режима
Пропускной режим — это совокупность норм и правил, регламентирующих порядок входа на территорию предприятия и выхода лиц, въезда и выезда транспортных средств, вноса и выноса, ввоза и вывоза носителей сведений конфиденциального характера, а также мероприятий по реализации названных норм и правил с использованием имеющихся сил и средств.Сущность пропускного режима заключается в объединении усилий, а также сил и средств для достижения основной цели организации пропускного режима — исключения несанкционированного пребывания на территории предприятия посторонних лиц и (или) транспорта.Основными задачами пропускного режима являются:недопущение проникновения посторонних лиц на территорию (объекты) или в служебные помещения предприятия;
- исключение посещения служебных помещений предприятия
без служебной необходимости сотрудниками предприятия и командированными лицами;
- предотвращение вноса (ввоза) на территорию предприятия
личных технических средств (кино-, фото-, видео-, звукозаписы
вающей аппаратуры и др.);
- исключение несанкционированного выноса (вывоза) с тер
ритории предприятия носителей конфиденциальной информа
ции;
- предотвращение хищения носителей конфиденциальной ин
формации.
58. Основные элементы системы организации пропускного режима, используемые силы и средства
В целях выполнения задач пропускного режима на территории и объектах, а также в служебных помещениях на предприятиях создается система организации пропускного режима, в рамках которой обеспечивается комплексное применение имеющихся сил и средств.Основными элементами системы организации пропускного режима являются:режимно-секретное подразделение;СБП;бюро пропусков;контрольно-пропускные пункты.Режимно-секретное подразделение и СБП организуют выполнение комплекса мероприятий по обеспечению пропускного режима и осуществляют постоянный контроль эффективности их реализации. Основные задачи бюро пропусков следующие:
- учет, хранение всех видов пропусков;
- оформление, выдача, замена и уничтожение пропусков;
В бюро пропусков находится список лиц, имеющих право подписи заявок на выдачу разовых пропусков, с образцами их подписей. Бюро пропусков оформляет постоянные и временные пропуска на основании заявок на их выдачу, подписанных должностными лицами, определенными распоряжением руководителя предприятия (его заместителя). Сотрудники, убывающие в отпуск (командировку, на длительное лечение), передают пропуска на временное хранение своим непосредственным начальникам (сдают в бюро пропусков). При увольнении сотрудников предприятия пропуска у них отбирают.В случае утраты (хищения) пропуска, использования его посторонними лицами или обезличенного пользования пропуском, для изучения причин и обстоятельств данного происшествия, а также для определения виновных лиц назначается и проводится служебное расследование. Задачи контрольно-пропускных пунктов включают:
- непосредственный контроль за входом граждан на территорию (объекты) предприятия и их выходом;
- учет транспорта, въезжающего на территорию предприятия
и выезжающего с нее;
- контроль законности выноса (вывоза) с территории пред
приятия носителей конфиденциальной И;
- контроль своевременности возврата посетителями предприятия разовых пропусков;
- оперативное реагирование в нештатных ситуациях, связанных с попытками проникновения посторонних лиц (транспорта)
на территорию (объекты) предприятия;
На предприятии разрабатывается инструкция по организации пропускного режима, которая определяет порядок организации и обеспечения пропускного режима, порядок и регламент работы бюро пропусков и контрольно-пропускных пунктов, обязанности должностных лиц и порядок их действий в различных ситуациях и другие вопросы. Инструкция утверждается руководителем предприятия и доводится до сведения каждого сотрудника предприятия в части, касающейся Данного сотрудника. Эта инструкция является одним из основных внутренних организационно-распорядительных документов.
59. Организация охраны п<
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!