Б. Архитектурные особенности Коложской церкви. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Б. Архитектурные особенности Коложской церкви.

2022-11-14 60
Б. Архитектурные особенности Коложской церкви. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Маршрут «Королевский город»

v От ладьи (ул. Правонабережная Юзефа Идковского) – Рыбацкая улица – ул. Коложа 6ØКоложская церковь

v КОЛОЖСКИЙ ПАРК Øкамень Давыда Городенского Øпамятный знак «Погоня на Грюнвальд» Ø Скульптуры Коложского парка.

v Памятник Давыду Городенскому ØПамятник ВитовтуØСтарый замок ØНовый замок ØØФара ВитовтаØКафедральный собор им. Ф. Ксаверия (тут же: алтарь св. Казимира; часы, на которые пожертвовала деньги Бона Сфорца; бюст С. Батория) ØБаториевка.

 

1.

      ГРОДНО не зря называют городом-музеем, городом королей, городом с большой историей. Величественные замки, изящные костелы, роскошные церкви привлекают сюда путешественников. Гродно – стильный и утонченный город. Он ненавязчиво приглашает подышать своим воздухом – воздухом прошлого, настоящего и будущего, полюбоваться своими архитектурными достопримечательностями, погулять по узким мощеным улочкам, помечтать на берегу Немана. Влюбиться в этот город так просто, а вот забыть его – невозможно.

Город выплывает из тени истории в первой трети XII в. – раньше, чем Москва и Вильно. Уже при Витовте он становится резиденцией великих князей литовских и фактически приравнивается к столицеВеликого Княжества Литовского. В 1484 г. тут закончил жизненный путь литовский княжич и польский королевич, святой покровитель Польши иВКЛ Казимир, в 1586 г. вечным сном уснул в Старом замке король польский и великий князь литовский Стефан Баторий. В городе проходили сеймы ВКЛ и Речи Посполитой, среди них печально известный – последний в истории Речи Посполитой «немой» сейм 1793 г. А спустя два года последний король польский и великий князь литовский Станислав Август Понятовский подписал в Новом замке акт отречения от престола, вместе с которым прекратилось 200-летнее существование Речи Посполитой.

Сегодня над городом витает неистребимый королевский дух. Как будто люди, жившие когда-то в Гродно, навсегда оставили здесь частицу своей души. Под сводами замков, в сумраке костелов и полуразрушенных дворцов, в тени парковых аллей словно слышатся их голоса. Короли и королевы, князья и вельможи-меценаты считали этот город своим. Сегодня они без труда узнали бы любимые места: исторический центр города – Старый город выглядит почти так же, как 200 – 400 лет назад, хотя многие прекрасные сооружения безвозвратно утеряны.

Но он был и остается самым «европейским» городом в Беларуси и единственным, с которым тесно связаны судьбы литовских и польских правителей. Может быть, потому чтоГродно был и остается городом на перекрестке культур и народов?

2039

 

 

2.

Х – XI века – полулегендарное время, полусказочные события, былинные персонажи... Очень мало известно об этом периоде нашего города, немногое сохранилось в памяти людей о том времени, когда писались первые летописи, в которых быль переплеталась с преданиями, легендами и народной молвой.

Обычно гости Гродно начинают знакомство с историей нашего города с высокого правого берега Немана – Замковой горы, откуда берет свое начало Гродно и где открывается чудесный вид на город.

Мы же начнём свое путешествие мы с правой набережной Немана, у подножья горы, где высокий и отвесный берег реки прорезан с востока глубоким природным оврагом, а с запада – руслом Городничанки. Сама природа создала в устье треугольный мыс, острие которого обращено на запад, к литовским низовьям Немана. Получилась, таким образом, треугольная в плане площадка размером 120x90x70 метров, которая и теперь носит имя Старого замка, или Замковой горы.

Именно здесь на балтской территории на месте славянского поселения дреговичей на берегу могучего Немана при впадении в него Городничанки в XI веке появилось укрепленное поселение – городище как форпост для защиты рубежей Древнерусского государства.

Крепость Городенский детинец. Реконструкция П. Раппопорта.

 

Пограничный статус поселения между воинственными балтскими племенами ятвягов и Польшей обусловил особое внимание к его укреплениям. Первые деревоземляные укрепления были несложными по своей конструкции; опирались они в основном на защитные свойства рельефа местности. Вскоре городище стало крепостью-детинцем быстро растущего славянского города Городеня (Гродно).

1533

3.

Давайте пройдем по Правонабережной улице до «Лестницы любви». Существует примета: влюблённая пара, спускаясь по лестнице, должна считать ступеньки, если в конце цифра у обоих совпадает, то они их ждёт долгая и счастливая жизнь.

«Лестница любви».

СКУЛЬПТУРА ЛАДЬИ НАСАДА

 

Слева от «Лестницы любви»–СКУЛЬПТУРА ЛАДЬИ НАСАДА как символ рождения города и точка отсчета гродненской истории. Высеченная из камня гродненским скульптором Владимиром Пантелеевым и установленная здесь в 2016 г.в рамках XI Фестиваля национальных культур, «ЛАДЬЯ» - копия шахматной фигуры. Ее нашел польский археолог, нумизмат и архитектор, основатель Гродненского государственного историко-археологического музея Юзеф Иодковский. во время археологических раскопок на Замковой горе в 1931 г.

Это уникальная миниатюрная скульптура из светлого желтоватого камня с серовато-зелеными прожилками,изображающая ладью с четырьмя воинами.Ладья – с двумя одинаково острыми носами; по бортам — круглые отверстия для весел; гребцов не видно — они закрыты палубой («под полубы»). На палубе четыре крошечных фигурки воинов: на носу фигурка лежит или полулежит, согнув ноги в коленях, и смотрит вперед; на корме сидит кормчий; посередине ладьи у обоих бортов также были фигурки, теперь отломанные. На бортах у кормы, по середине и на носу повешено по три миндалевидных щита; висящий рядом с кормчим щит превратился как бы в большое «весло» в его правой руке. На щитах и на корпусе ладьи — украшение в виде четырех точек, простейший орнамент, символизирующий защиту «со всех четырех сторон света».

Фигурашахматной ладьи – музейный экспонат. В 2004 г артефакт попытались похитить, но преступника задержали, ладью вернули, и сейчас она помещена в музейные фонды. А скульптурное изображение древнего речного судна напоминает нам о первых веках Гродно.

1547

 

4. Продолжаем нашу прогулку вдоль Немана к улице Старозамковой.

Форма и характер ладьи полностью отвечают тому, что мы знаем по источникам XII—XIII вв. о русских речных судах особого типа, предназначенных для боя на воде, в особенности на реках, с возможностью двустороннего хода и защищавшей гребцов палубой, на которой находились лишь закрытые броней доспехов и управлявшие ладьей воины. Летопись приурочивает это усовершенствование ко времени борьбы за Киев в 1151 г. и приписывает его киевскому князю Изяславу. Суда этого типа назывались «насадами», потому что к долбленному из целого дерева корпусу по бокам наращивались борта из досок вгладь - насадами. Ладья несла большой холщовый парус, богато орнаментированный. Гребцы укрывались от солнца под навесом. Такие ладьи-насады были особенно удобны для передвижения по рекам в условиях опасности нападения. Весьма вероятно, что ладьи-насады широко применялись и в пограничной обстановке Принеманья, обеспечивая контроль над движением торговых судов по Неману.

950

 

5.    Шахматнаяладья из коллекции богатого и высокохудожественного наборашахматной игры относится ко времени правления основателя династии гродненских князей Всеволодко Городенский(около 1099 – 1141).Женившись на дочери великого князя киевского Владимира Мономаха, он должен был поддерживать его семейный клан. Всеволодко – один из ключевых участников похода своего шурина киевского князя Мстислава Великого на полоцких князей 1127 г. Именно с этим походом связано первое упоминание о городе в Лаврентьевской и Радзивилловской (Кенигсбергской) летописях. В Радзивиловской летописи сказано, что в «6635 (1127 год)… послал князь Мстислав братию свою на Кривичи (Полоцкое княжество) четырьмя путями: Вячеслава из Турова, Андрея из Владимира, Всеволода из Городна и Вячеслава Ярославовича из Клецка». Город (Гародня, Гораден) упоминается и в Ипатьевской летописи под 1128 г. А в 1132 году, уже как опытный военачальник, князь Всеволод Городенский участвует в большом походе на Литву, организованном князем Мстиславом. Гродненский князь снова, как и в походе 1128 г., выступает в качестве вассала киевского князя.

1108

6.   С мостика при впадении Городничанкив Неман (ул. Рыбацкая) с правой стороны открывается вид на СТАРЫЙ ЗАМОК. Гродненские замки – первое, что привлекает туристов в городе. Их тут сохранилось два – старый и новый. У каждого –своя история и своя прелесть.

Старый замок – исторически сложившийся комплекс оборонных укреплений. В XII в. он имел мощные каменные укрепления, что было редким явлением в Понеманье. На его территории находились каменный княжеский терем, 6 каменных и несколько деревянных церквей. Замковые стены после пожара 1183 г. частично был заменены каменными, сложенными из широкого тонкого кирпича – плинфы.От города замок отделялся оврагом и глубоким рвом.Вокруг окольного города были построены внешние оборонительные стены, защищенные рвами и представлявшие собой вторую линию обороны.Вплоть до XV в. замок в основном сохранял свой первоначальный вид.До наших дней дошли мост, дворец, некоторые фрагменты стен и княжеских покоев, замчище, а также руины двух церквей – Нижней и Верхней.

 

Руины южной башни (вид с юго-востока)

К тому времени Гродно широко раскинулся на берегах Немана и Городничанки. Территория города как крупного ремесленного и торгового центра Понеманья простиралась к востоку и северо-востоку от детинца в пределах петли Городничанки. Ремесленный посад размещался возле замка и окольного города(на смежном с ним плато) отдельными районами. Центральный посад находился на востоке от замка в направлении современной улицы Великая Троицкая и площадиСоветской (район пожарной каланчи, синагоги и Дома быта). Выше по Неману на северо-восток находился Подол (современная улица Подольная). А на правом берегу, где был еще один ремесленный посад, в конце XII в. была построена Борисоглебская церковь.

1733

7. А. От улицы Рыбацкой по ул. Коложа (230 м) мы поднимается к БОРИСОГЛЕБСКОЙ ЦЕРКВИ, которая сохранилась до наших дней как вечная память о тех временах.Коложской церкви удивительно повезло в том смысле, что на протяжении всех восьми веков ее существования прилегающая к ней территория на холме так и не подверглась жилой или хозяйственной застройке. Красота архитектектурного памятника полностьюраскрывается именно в окружении уникального гродненского ландшафта - с его неровностями, спусками и подъемами.

По одной версии, Свято-Борисо-ГлебскаяКоложская церковь была построенная в XII в. во время правления сыновей Всеволодка Городенского Бориса и Глеба и освященная в честь их небесных покровителей, Бориса и Глеба. По другой версии — храм был возведён в 1180-е годы детьми Бориса и Глеба. Еще одно название церкви – Коложская – связывают с урочищем Калажань в Гродно, на котором и был построен храм. Слово «калажань» в древнерусском языке означало место, где бьют родники. Согласно другим исследованиям, название урочища происходит от жителей псковской крепости Коложа, взятых в плен великим князем литовским Витовтом во время его нападения на Псков в 1406 г., и поселённых на территории, прилегающих к Борисоглебской церкви.

Борисоглебская церковь уцелела во время страшного пожара 1183 г., поэтому она стала главным храмом города. Историки утверждают, что Борисоглебская (Коложская) церковь - единственный дошедший до нас памятник гродненской школы зодчества. Хотя во второй половине XII века в Гродно существовали еще как минимум две каменные церкви, родные сестры Борисоглебской: Нижняя (на территории Старого замка) и Пречистенская (на территории монастыря Рождества Богородицы). Роскошная многокрасочность убранства гродненских памятников позволяет говорить о сложившейся здесь особой архитектурной школе XII в. Очевидно, удаленность Гродно от главных центров религиозной жизни с ее канонизацией традиционных архитектурных форм и отсутствие контроля над церковным строительством создали здесь благоприятные условия для воплощения в монументальных постройках народных эстетических представлений.

 

1745

 

 

905

 

Интерьер этого шестистолпноготрехабсидного храма поражает своим исключительным своеобразием и эффектностью. Стройные опорные столбы, имеющие редкое дляправославных храмов круглое сечение, легкие балконы вдоль боковых стен, обилие света, проникавшего через многочисленные окна стен и барабана, делали его похожим на просторный роскошный зал. Северная, западная и южные стены были обильно заполнены керамически ми кувшинами-голосниками, встроенными в своды и выходящими наружу горлышками. Поэтому и сегодня здесь сохраняется хорошая акустика и так чудесно звучат церковные песнопения.

Внутреннее убранство церкви украшали уникальные фрески на алтарном своде и в нишах. Более богатым и продуманным был и внешний облик церкви. Убранство фасадов камнем и майоликой стало особенно красочным. Были учтены инженерные просчеты, допущенные при строительстве Нижней церкви, крупные валунные камни которой сильно ослабили прочность стен. Здесь для украшения использовались сравнительно небольшие и мелкие камни разных цветов (красные, коричневые, тёмно-малиновые, серо-зелёные, оливковые). Каменные вставки с большим художественным вкусом сочетались с фигурами крестов из цветных майоликовых плиток и отдельными квадратами плиток. Подсчитано, что на внутреннее и внешнее оформление церкви использовано не менее 16 различных форм майолики.

А в самом алтаре находилась икона Пресвятой Богородицы. Согласно легенде, образ Пресвятой Богородицы церкви завещал нищий, который по обету носил чудотворную святыню на груди. Чудотворная икона Коложской Божией Матери, написанная в XVI в., на протяжении столетий была главной святыней Гродненского края. Она находилась в храме до его обрушения в 1853 г.

 

1681

 

В. СУДЬБА КОЛОЖИ

Время не пощадило красоту этой жемчужины древнерусского зодчества. Многочисленные нападения крестоносцев в XIII в., войны с Московским княжеством в XV в. привели храм в упадок.Обвалились купол и своды церкви. Церковь стояла без окон и дверей. После Брестской церковной унии 1596 г. при отреставрированном храме создается Коложскийбазилианский монастырь. И все же главной опасностью для храма стала природная стихия – наводнения и оползни.

В ночь на 2 апреля 1853 года южная и часть западной стены вместе с потолочном перекрытием обвалились в реку: 40 лет церковь была заброшенной. Новые повреждения принесли оползни 1864 и 1889 годов. Однако несмотря ни на что уникальный храм в Гродно не исчез. В 1894-1906 годах был укреплен берег, вместо рухнувшим каменных стен построили более легкие деревянные, а на новом крыше сделали купол с ажурным позолоченным крестом. В таком виде храм сохранился до наших дней.

К началу ХХ века был разработан и проект восстановления, но его осуществлению помешала Первая мировая война. В 1948 г. Коложская церковь была передана Гродненскому историко-археологическому музею, а в 1967-м вместе с Замковой горой вошла в состав Гродненского историко-археологического заповедника. Только в начале 1990-х Коложу вернули Белорусской православной церкви: знаменитая святыня вновь стала действующим храмом.

Ни от алтарной части, ни от утвари Коложской церкви не сохранилось фактически ничего. Из Коложской церкви происходит лишь один предмет - бронзовый водолей, который сегодня хранится в Гродненском музее истории религии. Это сосуд из бронзы в виде всадника, который был создан в Северной Германии в XIII в. Обычно такие водолеи были принадлежностью церковного обихода и служили для омовения рук священнослужителей во время богослужений. Водолей из Коложи представляет собой воина, застывшего на коне и придерживающего левой рукой поводья. Оружие, которое он держал в правой руке, потерялось в веках, как и верхняя часть его головы.

1956

 

 

 

 

 

Рисунки из книги Орловского Е.Ф Гродненская старина. 1910

http://museum.inbel.biz/pages/orlovskii_-grodnenskaya-starina_-osnovanie-grodno.html

Руины Коложской церкви.19 в. Рисунок Н. Орды, 186 (?) г.

Руины. 1880-е гг.

         Борисоглебская церковь. 1980-е гг.     

Коложская церковь. 1897 г.     Рис. Н. Орды          

КАМЕНЬ ДАВЫДА ГОРОДЕНСКОГО

 

 Рядом с Коложей в 2003 г. установлен Памятный камень в честь князя Давыда Городенского (1283-1326) –гродненского каштеляна(коменданта) и выдающегося средневекового полководца.

Давыд Городенский. Художник Павел Татарников

 

Давыд родился в Пскове в 1283 г. в семье княжны Марии, внучки Александра Невского, и князя НальшанскогоДовмонта. С детских лет будущий полководец воспитывался как воин. Его обучали верховой езде, стрельбе из лука. Он прекрасно владел копьём, мечом, шестопёром. Жизнь у «стремени отца» приучила его к многодневным походам, к ночёвкам в любую погоду и время года под открытым небом.

Давыд жил в Пскове до смерти своих родителей, которые умерли от эпидемии в 1299 году. Умирая, отец завещал сыну ехать в Литву на родину. Давыд, отправился к будущему великому князю Литовскому Гедемину. С того времени Городня и городенская земля получили надёжного защитника. Гедемин, видя ум и способности юноши, с охотой взял его к себе на службу и назначил каштеляном (комендантом) Гродно, а вскоре выдал за него замуж свою красавицу-дочь Бируту. Гедимин оказывал Давыду предпочтение даже перед своими братьями и сыновьями. Давыд часто выступал в качестве посредника при сношении с землями северо-западной Руси. Мудрый политик и полководец, Гедимин не ошибся в своём выборе. Городня и гродненская земля получили надёжного защитника.

Боевая слава Давыда Городенского началась в 1305 году, когда войско крестоносцев вновь осадило Гродно. Каштеляну удалось достойно выдержать осаду до прибытия войск Гедимина. Давыд Городенский и горожане смогли отстоять свой город.

Только в 1311 году тевтонцытрижды пытались овладеть Городней. Скрытно, неприметно, через болотистые, непроходимые места они пробирались к городу и безостановочно атаковали замок. Горожане во главе со славным Давыдом стойко защищали свой город.Однажды Давид покинул своих воинов. Он отправился в пущу и захватил оставленные тевтонцами запасы еды и лошадей. Вернувшись, крестоносцы застали лишь убитую охрану. Растерянные и беспомощные, они рассыпались по дремучей пуще в поисках пропитания. Хроника сообщает, что те немногие, кто вернулся на родину, были похожи на страшилищ. Этот поход на белорусские земли надолго запомнили в Пруссии.Слава городенского старосты быстро разлетелась по всему княжеству.

Крестоносцы не без основания видя в Давыде Городенском своего наиболее опасного врага и не имея сил уничтожить его, решили отомстить иначе.В марте 1324 г. рыцари тайно проникли в поместьеДавыда и сожгли его. Среди погибших были члены семьи славного воина – любимая жена и двое сыновей, более трёх десятков жителей и слуг. В ответ на разгром имения князь Давыд нанёс поражение рыцарям в Мазовии, сжег т 120 местечек и деревень, разрушил 30 костелов и захватил в плен 4000 человек. А в 1326 году он с небольшим количеством воинов (1200 всадников и отряд союзного польского войска) совершил поход на Бранденбург. Соединенное войско дошло до Франкфурта-на-Майне, проникнув в самый центр Германии.Этим смелым поступком он в очередной раз подтвердил статус великого полководца.

Союзники, скорее всего, взяли бы и Бранденбург, если бы Давыд не был убит у себя в шатре кинжалом в спину. Его убийца – польский рыцарь Анджей Гост. До сих пор точно не известно, что побудило его пойти на это. Скорее всего он был подкуплен крестоносцами. Князь Давыд погиб в самом расцвете сил.. Возможно, не будь этого предательского удара, с крестоносцами покончили бы гораздо раньше. Может, и не нужна была бы Грюнвальдская битва? Кто знает...

По легенде, благодарные воины принесли домой тело убитого Давыда на щитах и похоронили у стен главной святыни города – Коложской церкви. Здесь же несколькими годами ранее была похоронена жена ДавыдаБирута. Как гласит предание, во время похорон к мечу гродненского героя привязали вышитый платочек его любимой жены, который он постоянно носил с собой.

         Князь Давыд Городенский погиб непобеждённым. За всю свою жизнь он не проиграл ни одной битвы. Его судьба в этом схожа с судьбой его прадеда – Александра Невского. Тот тоже всю жизнь сражался с крестоносцами, не проиграв ни одной битвы, и был коварно убит, только не кинжалом, а ядом. Давыда Городенского по праву называли «Щитом Понеманья», защитником Городни и Великого княжества Литовского.

Ныне, рядом с древним Коложским храмом рядом стоят памятник князю Давыду Городенскому и местным воинам, погибшим в 1410 году под Грюнвальдом.

 

4384

ЗНАК «ПОГОНЯ НА ГРЮНВАЛЬД»

На небольшой площадке возле старинной Коложи в Гродно в 1990 г. был установлен памятный знак «ПОГОНЯ НА ГРЮНВАЛЬД». Его освятили католический, православный и греко-униатский священники

По легендам и историческим источникам это место начала похода на Грюнвальд войск Великого княжества Литовского под руководством Витовта.

Знак-символ напоминает нам о мае 1410 года, когда великий князь литовский Витовт(1392-1430) собрал в Гродно полки-хоругви (хоругвями белорусских земель руководил Витовт, а общее руководство соединенными силами держал в своих руках польский король Ягайло). В июне того же года объединенное войско белорусов, поляков и литовцев двинулось в поход на Мальборк – столицу Пруссии, а уже 15 июля наголо разбило орденское войско, тем самым закончив дело, начатое Давыдом Городенским. С того момента с набегами немецких рыцарей было покончено навсегда.

Разгромленный Орден уже не смог восстановить своего могущества и исчез как самостоятельное государство. 200-летняя агрессия крестоносцев на восток была остановлена, и через несколько десятилетий Гродно восстал из пепла.

1084

 

Битва под Грюнвальдом. Картина Я. Матейко

8.3. Скульптуры в Коложском парке в Гродно – это целый музей под открытым небом. Идея создания проекта принадлежит знаменитому в городе скульптору Владимиру Пантелееву.

Первым объектом музея скульптур стало каменное произведение мастера, названное «Песня о Коложе». Появилось оно в Коложском парке летом 2013 года. В честь дня освобождения Гродно, 16 июля 2014 года, композицию дополнили ещё 8 объектов различных авторов.Сам же проект необычного паркового музея был позаимствован у литовского города Клайпеда, экспозиция которого насчитывает 116 скульптур из камня.

Среди гродненских экспонатов внимание привлекают двухметровый рыцарский шлем, сломанный меч, грозный воин-литвин и другие. По словам автора композиции, она призвана продемонстрировать прочную связь современной жизни Гродно с его историей. В дальнейшем планируется установка ещё нескольких десятков скульптур.

868

 

 

ПАМЯТНИК ВИТОВТУ

Витовт- один из наиболее известных правителей Великого княжества Литовского (1392-1430), ещё при жизни прозванный Великим.

Он родился в далёком 1344 году в Троках, в семье славного князя Кейстута и его второй жены Бируты. Детство будущего князя проходило в укрепленном замке на острове среди чистого лесного озера с живописными берегами. Будущий правитель воспитывался как храбрый воин. Он вырос не очень могучим с виду (имел невысокий рост и худощавое телосложение), но всегда отличался подвижностью и энергией.

В 27 лет Витовт впервые самостоятельно повел войско на жестокую битву с крестоносцами. Тогда молодой князь захватил и разорил прусский замок Евстерборг. В 1368 и 1372 годах он участвовал в походах великого князя литовского Ольгерда на Москву, а в 1376 году получил в управление от отца Городенское княжество.

Став великим князем литовским в 1413 г., молодой правитель стал проводить много времени в Гродно и вскоре сделал этот город своей резиденцией. Он вместе с любимой женой Анной и небольшой свитой поселился в Старом замке – высоком, неприступном, тогда еще деревянным.

Находясь в Гродно, великий князь Витовт приложил немало усилий для активного развития культуры и экономики в городе. Он с радостью принял и поселил на белорусских землях первые еврейские общины - настоящие двигатели экономики. Благодаря им, «мастерам» своего дела, гродненские рынки были переполнены всевозможными товарами, а торговая жизнь города била ключом.

Современники описывали Витовта как очень привлекательного мужчину, особенно в молодые годы. Однако его нельзя было назвать «модником» своего времени. Великий князь, гуляя по улочкам Городни, не старался выглядеть богато и солидно. Ян Длугош утверждает, что уборам правитель посвящал мало внимания. Его часто можно было встретить в овечьем кожухе, на который во время праздников был накинут плащ, и даже в соломенной шляпе.

Именно таким и запомнили Витовта гродненцы 13-14 столетий. В роковом 1430 г. 80-летний князь по дороге из Вильни упал с лошади. Его перевезли в Троки, там он и скончался через несколько дней. Кончину Витовта оплакивало всё государство. Я. Длугош писал, что этот человек был достоин слёз не только своего, но и чужих народов.

Сегодня гродненцы чтят память великого князя. На мосту, ведущему к Старому замку, установлена деревянная статуя Витовта как символ памяти и уважения. Она была подарена городу литовским Фондом культуры и установлена в 90-х годах прошлого века. Место установки выбрано не случайно: именно здесь Витовт заложил строительство замка во время своего правления.

                                                                Анна – жена Витовта (воображаемый портрет)           Витовт                                                                                                    

                                                       Юный Витовт. Картина Я. Малинаускайте

Прогулка юного Витовта

 

Старый замок

В 1391 году Старый замок стал резиденцией великого князя литовского Витовта (1392- 1430). Именно он приказал перестроить замок из деревянного в каменный. По легенде, это случилось после пожара, в результате которого князь со своей женой Анной чуть не погибли. К счастью, в комнате находилась ручная обезьянка, которая, дико визжав, бросилась на кровать Витовта и разбудила его, благодаря чему супруги успели выбежать из огня. Вскоре после этого трагического случая вместо деревянного замка появился каменный, выполненный в готическом стиле. Новые каменные стены имели 3-метровую толщину. В замке было 5 башен, под одной из которых (въездной)размещалась тюрьма. Крыши башен были выложены зеленой черепицей, а венчали их длинные шесты. Так началась вторая жизнь Старого замка в Гродно.

В 1576-1586 гг.Старый замок стал резиденцией короля Стефана Батория и был перестроен заново: от крепости, построенной Витовтом, остались лишь стены и некоторые башни. Перестройкой занимался итальянский архитектор Санти Гуччи, который привнес в замковый ансамбль дух Ренессанса. Зал и королевские комнаты были отделаны изразцами и резьбой, пол выложен мрамором. В башне размещалась баня, а над ней — зал с лепниной.

Во время русско-польской войны 1654−1667 гг. замок был разрушен, но довольно быстро отстроен заново. Он продолжил исполнять роль королевской резиденции, к тому же стал местом проведения генеральных сеймов Речи Посполитой, которые прошли в нем в 1678, 1688 и 1699 годах. Однако уже в Северную войну (1700 – 1721) замок оказался сожженным шведами. После этого он неоднократно перестраивался. Саксонский архитектор Карл Фридрих Пепельман провёл коренную перепланировку: внешнюю лестницу заменил на внутреннюю, уменьшил окна. Теперь тут разместили хозяйственные службы и часть свиты короля.

В XIX в. дворец принадлежал военному ведомству Российской империи, и на его территории царские власти открыли казарму, гостиницу, офицерское казино и военную библиотеку.

Сегодня в бывшей резиденции королей и князей разместился Гродненский историко-археологический музей, старейший в Беларуси. Он появился здесь в 1924 г. благодаря историку И.Иодковскому. В музее представлены множество находок археологов, которые удалось отыскать на территории, принадлежащей замку. Здесь можно увидеть все, начиная от бивней мамонта, и заканчивая доспехами и орудием средневековых воинов. В сентябре 2017 г. началась реставрация Старого замка (за основу взят замок времен С. Батория).

2458

 1930-е

Н. Орда

 

 

1930-е. Вид на Старый замок

НОВЫЙ ЗАМОК

История Нового замка в Гродно не насчитывает много веков. Он был построен в 1734 – 1751 гг. по приказу короля польского и великого князя литовского Августа III как королевская резиденция и место проведения сеймов Речи Посполитой.

Первый генеральный сейм в новом дворце прошел в 1744 г. Несколько позже, в 1793 г. состоялся и последний: под дулами российских пушек сенаторы вынуждены были согласиться с разделом своей страны между Россией, Австрией и Пруссией.

На последнем разделе присутствовал последний король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский. Во время сейма он жил на втором этаже Нового Замка с общей свитой около 200 человек. Это были врач, секретарь, камердинер, а также многочисленная служба. Дворец строго охранялся российскими солдатами. Запрещены были любые собрания, королевская переписка контролировалась. Даже ночью в соседней от королевской спальни комнате находились королевские шамбеляны. Король, находясь в замке, вел довольно однообразный образ жизни. В 6 часов поднимался с кровати, читал и писал письма. В 11-12 часов принимал гостей, а после ездил по окрестностям, посещал свои резиденции или стрелял фазанов в окрестностях города. В 14 часов садился обедать. После посещал церковь и около 22 часов шел спать.

После подписания раздела Станислав Август покинул Гродно. Замок некоторое время пустовал, в 1794 году приютил руководителя национально-освободительного восстания Тадеуша Костюшко, который заезжал сюда для совещания, а спустя год вновь принял короля. Последний в 1795 г. подписал здесь третий раздел Речи Посполитой и акт отречения от престола, а в середине февраля 1797 г. по приказу российского императора Павла І выехал в Санкт-Петербург.

Интересен тот факт, что во времена пребывания в Гродно экс-короля Новый замок являлся политическим и культурным центром Речи Посполитой. Здесь устраивались пышные балы, концерты и собирались самые известные люди государства. Те из современников, кто побывал в Новом замке в те времена, долго не могли забыть его шикарное убранство. Но, к сожалению, оно не сохранилось, все было уничтожено во время Великой Отечественной войны. Единственным нетронутым войной элементом замка стали въездные ворота.

В настоящее время в Новом замке располагается Гродненский историко-археологический музей. В нем представлены экспозиции «Новый замок. События и судьба», «Сакральное искусство», «Спасенные ценности», «Оружие минувших столетий», «Удивительный мир природы». В Сенаторском зале проводятся временные выставки.

2481

Новый замок, XVIII в. Рис. Ч. Роя

Проект декорации Сенаторского зала Нового замка времен Саксонской династии

Рис. Наполеона Орды

1917 год

3870

Фара Витовта на рис. Е. Гайдукевич

                                                                    

3929

 

Гродненская ярмарка во внутреннем дворике между Фарным и бернардинским костёлом

Дети-католики после комунии (причастия) в Фарном костёле

1980-е

 

Нач. 20 века                                                                 

 

Дворец «Баториевка»

Дворец «Баториевка» относится к памятникам архитектуры эпохи итальянского ренессанса. Он был построен по приказу короля Речи Посполитой Стефана Батория, который очень любил Гродно и сделал его своей резиденцией. Строительство проходило во второй половине XVI века.

Стефан Баторий впервые приехал в Гродно в 1579 г. на заседание сената,


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.