Элемент актерской техники «Воображение» как предмет обучения — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Элемент актерской техники «Воображение» как предмет обучения

2022-11-14 42
Элемент актерской техники «Воображение» как предмет обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение  
1. Элемент актерской техники «Воображение» как предмет обучения  
2.Способы и приемы обучения элементу актерской техники «Воображение» 3. Рабочая программа 4. Способы и приемы работы с обучающимися 5. Календарно-тематический план  
Заключение ………………………………………………………………….  
Список литературы…………………………………………………………  
Приложения………………………………………………………………….  

 

Способы и приемы обучения элементу актерской техники «Воображение»

Чтобы развить воображение обучающихся в правильном для актерской игры направлении, педагогу необходимо придерживаться следующей цели: добиться подлинного реагирования обучающихся на вымышленные обстоятельства.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

· исследование индивидуальных навыков обучающихся;

· снятие психологических барьеров;

· преодоление стереотипов мышления;

· освоение техники существования в предлагаемых обстоятельствах.

Занятия должны быть наполнены как групповыми, так и индивидуальными упражнениями, поскольку работа воображения напрямую зависит от личностных навыков обучающихся. Работа над элементом «воображение» должна быть направлена на практическую деятельность.

Время, отведенное на урок, должно составлять 45 минут. План урока следует строить таким образом, чтобы уделить время каждому обучающемуся, при этом другие дети не должны потерять интереса к уроку. Для выполнения этого пункта после каждого упражнения стоит делать обсуждение, в котором обучающиеся принимают активное участие, оценивая себя и других.

Контролем за проделанной работой будут являться открытые уроки по дисциплинам «Основы актерского мастерства» и «Основы сценического движения», а также показ спектакля.

 

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АМУРСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебного курса

«Основы актерского мастерства»

 

Благовещенск, 2018 г.

Рабочая программа учебного курса разработана на основе программы педагогической практики и режима занятий в театральной студии «Малая сцена».

 

Организация разработчик:

 

Разработчик:

 

Рекомендовано к использованию

 

Протокол заседания ___________ №__ от «___» ________ 2018г.

 

 

 

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

«Основы актерского мастерства»

Область применения программы

Данный учебный курс направлен на профессиональное, духовное и социальное развитие личности, удовлетворения ее потребностей, способствует выявлению творчески навыков обучающегося. В учебном курсе «Основы актерского мастерства» главное место отводится изучению этапов актерского мастерства, принципов работы актера над собой и над ролью.

1.2. Место учебного курса в структуре основной профессиональной образовательной программы

Учебный курс «Основы актерского мастерства» является основой в комплексе предметов образовательной программы «Театральное творчество». Программа рассчитана на обучение детей младшего и среднего школьного возраста.

Методическим обоснованием программы является школа К. С. Станиславского.

 

1.3. Цели и задачи учебного курса – требования к результатам освоения учебного курса

 

Изучение учебного курса «Основы актерского мастерства» направлено на достижение следующих целей: развитие духовных, творческих и интеллектуальных способностей, выявление одаренных детей в области театрального искусства.  

Цели:

· овладение навыками актерского мастерства;

· освоение методов работы по развитию актерских навыков;

· приобретение навыков работы актера над собой.

Задачи:

· развитие внимания, фантазии и воображения;

· устранение мышечных зажимов;

· создание комфортной среды для саморазвития;

· развитие коммуникативных способностей обучающихся;

· формирование эстетического вкуса;

· развитие мотивации личности к творчеству.

 

В результате освоения учебного курса обучающиеся должны, уметь подлинно и заразительно действовать на сцене, знать основные элементы органического действия, применять полученные умения и навыки как в работе с партнером, так и в работе над ролью.

   Проверка качества усвоения материала курса проводится в форме контрольных уроков при выполнении контрольных творческих заданий.

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

В соответствии с требованиями на освоение программы учебной дисциплины отводится 72 часа.

 

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

 УЧЕБНОГО КУРСА

2.1. Объем учебного курса и виды учебной работы

Виды учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка 72
Обязательная аудиторная учебная нагрузка 48
Самостоятельная работа обучающихся 24
Итоговая аттестация контрольный урок

2.2 Тематический план и содержание учебного курса

«Основы актерского мастерства»

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Основы актерского мастерства 16  

Тема 1.1 Развитие воображения в реальной плоскости

Цель – освоение техники существования в предлагаемых обстоятельствах. Вымысел «если бы» в условиях подлинной действительности, существование в плоскости воображаемой жизни. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся, раскрепощение воображения и фантазии, психологический жест. Практические занятия:   · упражнения на развитие процесса мысленного переноса воображения;  · упражнения на преодоление стереотипов мышления; · упражнения на офантнатизрование. Ключевые упражнения: упражнение «Камень», этюды на процесс мысленного переноса воображения (предлагаемые обстоятельства). 8 2
СРО: индивидуальная работа над развитием воображения; отработка упражнений; разработка этюдов в предлагаемых обстоятельствах. 4  

Тема 1.2

Развитие воображения в воображаемой плоскости, кинолента видений

 

Цель – преодоление стереотипов мышления. Активное и логичное действие, как и в реальной плоскости. Логичность и последовательность действий. Практические занятия: · упражнения на смену условий действия; · упражнения на тренировку внимания; · упражнения на логику и последовательность; · упражнения на развитие видения внутреннего зрения. Ключевые упражнения: упражнения на описание воспоминаний, импровизационный групповой рассказ. 8 2
СРО: индивидуальная работа над кинолентой видений. 4                                                                                                                                   
Раздел 2. Основы сценического движения 16  

Тема 2.1 Развитие гибкости и подвижности тела в гимнастических упражнениях

Цель – развитие легкости движения, ловкости и подвижности. Целенаправленность физического действия. Непрерывность и прерывность движений. Практические занятия: · упражнения на крепление мышц туловища, развитие подвижности суставов, исправление осанки, развитие двигательной память контроля движений; · упражнения на дыхание; · упражнения на повышение эластичности мышц и связок; · упражнения на снятие мускульного напряжения, развитие гибкости тела и быстроту реакций. Ключевые упражнения: «Динамический разогрев тела», «Построение позвоночника». 4 1
СРО: самостоятельная отработка упражнений. 2  

Тема 2.2 Развитие равновесия

Цель – расширение диапазона двигательных возможностей. Взаимосвязь всех частей тела. Зависимость движения от общего положения тела. Управление «центром тяжести». Навык управления инерциями как одно из условий выработки осанки и походки. Регулирование мышечных напряжений: мышечный «зажим», навык преодоления «зажима». Воспитание смелости, тренировка воли и внимания. Совершенствование координации движений. Практические занятия: · упражнения на развитие равновесия; · упражнение на развитие чувства пространства. 8 2
СРО: отработка ключевых упражнений; составление этюдов-импровизаций. 4  

Тема 2.3
Навыки двигательной и речедвигательной координации в движениях тела

 Цель – повышение ритмичности, координации и контрастности движений. Тренировка многоплоскостного внимания, двигательной памяти, совершенствование ритмичности, регулирование мышечных напряжений в упражнениях на развитие двигательной и речедвигательной координации. Практические занятия: · сочетание движений рук и ног в разных рисунках, направлениях и темпах; · сочетание скорости движений со звучанием – громкостью речи с девятью скоростями движения. Ключевое упражнение: «Движение в пространстве». 4   1
СРО: отработка техники упражнений. 2  
Раздел 3 Сценическая практика     16  

Тема 3.1
Застольный период репетирования

 Цель – освоение техники работы актера над ролью Практические занятия · читка пьесы; · распределение ролей; · работа над биографией рои   4 2
СРО: подготовка этюдов на пробы; работа над биографией героя 2  

Тема 3.2
Локальные репетиции

Цель – освоение техники «цепочка физических действий и ощущений». Практические занятия: · действенный анализ роли; · поиск актерских выразительных средств. 4 2
СРО: поиск образа персонажа и логики его поведения. 2  

Тема 3.3
Прогонные репетиции

 Цель – поиск сквозного действия и композиции роли. Практические занятия: · определение мест для зарядки реквизита; · определение выходов актеров; · соединение сцен; · определение длительности спектакля.   4 2
СРО: работа над образом роли. 2  

Тема 3.4
Генеральная репетиция

 Цель – проверка сквозного действия роли. Воплощение образа роли. Практические занятия: · репетиция со светом; · репетиция со звуком; · репетиция перестановок; · определение окончательных мест расположения реквизита.   4 2
СРО: уточнение образа роли. 2  

 

Для характеристики уровня освоения материала используются следующие обозначения:

1-ый уровень – ознакомительный /узнавание ранее изученных объектов и свойств/

2-ой уровень – репродуктивный /выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством/

3-ий уровень – продуктивный /планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач/

 

 

Для характеристики уровня освоения материала используются следующие обозначения:

1-ый уровень – ознакомительный /узнавание ранее изученных объектов и свойств/

2-ой уровень – репродуктивный /выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством/

3-ий уровень – продуктивный /планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач/

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РАБОТЫ ПЕДАГОГА

На январь-февраль 2018 года

составлен в соответствии с рабочей программой курса

Педагог: Чернявская А.В.

Наименование курса «Основы актерского мастерства»

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства «Искусство театра»

 

Максимальная учебная нагрузка: 72 часа.

в том числе:

            Аудиторные занятия: 48 час.

                 Самостоятельная работа: 24 час.

                                      


Список литературы

Основная литература:

1) Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: Учебное пособие. 5-е изд. – М.: РАТИ-ГИТИС, 2008.

2) Кох И.Э. Основы сценического движения: Учебник. 3-е изд., стер. – СПБ.: Изд. «Планета музыки», 2013.

3) Станиславский К., Работа актера над ролью. – Москва: Изд-во АСТ, 2010.

4) Чехов М. Об искусстве актера. М.: «Искусство», 1999.

Дополнительная литература:

1) Кулагина И,Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. — М.: Изд-воУРАО, 1999.

2) Кедрова Н.Азбука эмоций. – Издательство «Феникс-Премьер», 2015.

3) Шостак В.И. Мир знаний. Природа наших ощущений. Издательство «Просвещение».; 1983.

 

 

Наименование разделов и тем № занятия Содержание занятий Кол-во часов Типология урока   Наглядные пособия, дидактический материал ТСО Задание на дом (с указанием самостоятельной работы)
Раздел 1: «Основы актерского мастерства»     16      
Тема 1.1 Развитие воображения в реальной плоскости   1-8 Цель – освоение техники существования в предлагаемых обстоятельствах. Вымысел «если бы» в условиях подлинной действительности, существование в плоскости воображаемой жизни. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся, раскрепощение воображения и фантазии, психологический жест. Практические занятия:   · упражнения на развитие процесса мысленного переноса воображения;  · упражнения на преодоление стереотипов мышления; · упражнения на офантнатизрование. 8 сообщение новых знаний   устранение индивидуальных ошибок; разработка этюдов в предлагаемых обстоятельствах.
Тема 1.2 Развитие воображения в воображаемой плоскости, кинолента видений 8-16 Цель – преодоление стереотипов мышления. Активное и логичное действие, как и в реальной плоскости. Логичность и последовательность действий. Практические занятия: · упражнения на смену условий действия; · упражнения на тренировку внимания; · упражнения на логику и последовательность; · упражнения на развитие видения внутреннего зрения. 8 Сообщение новых знаний   работа над кинолентой видений.
Раздел 2 Основы сценического движения:     16      
Тема 2.1 Развитие гибкости и подвижности тела в гимнастических упражнениях 16-20 Цель – развитие легкости движения, ловкости и подвижности. Целенаправленность физического действия. Непрерывность и прерывность движений. Практические занятия: · упражнения на крепление мышц туловища, развитие подвижности суставов, исправление осанки, развитие двигательной память контроля движений; · упражнения на дыхание; · упражнения на повышение эластичности мышц и связок; · упражнения на снятие мускульного напряжения, развитие гибкости тела и быстроту реакций. 4 Сообщение новых знаний   самостоятельная отработка ключевых упражнений.
Тема 2.2 Развитие равновесия 21-28 Цель – расширение диапазона двигательных возможностей. Взаимосвязь всех частей тела. Зависимость движения от общего положения тела. Управление «центром тяжести». Навык управления инерциями как одно из условий выработки осанки и походки. Регулирование мышечных напряжений: мышечный «зажим», навык преодоления «зажима». Воспитание смелости, тренировка воли и внимания. Совершенствование координации движений. Практические занятия: · упражнения на развитие равновесия; упражнение на развитие чувства пространства. 8 Сообщение новых знаний; закрепление пройденного   отработка ключевых упражнений; составление этюдов-импровизаций.
Тема 2.3 Навыки двигательной и речедвигательной координации 29-32 Цель – повышение ритмичности, координации и контрастности движений. Тренировка многоплоскостного внимания, двигательной памяти, совершенствование ритмичности, регулирование мышечных напряжений в упражнениях на развитие двигательной и речедвигательной координации. Практические занятия: · сочетание движений рук и ног в разных рисунках, направлениях и темпах; · сочетание скорости движений со звучанием – громкостью речи с девятью скоростями движения. 4 Сообщение новых знаний; закрепление пройденного   отработка техники упражнения «Парус».
Раздел 3 «Сценическая практика»     16      
Тема 3.1 Застольный период репетиций 33-37 Цель – освоение техники работы актера над ролью Практические занятия · читка пьесы; · распределение ролей; · работа над биографией роли. 4 Комбинированный урок   Освоение текста; освоение психологических жестов; поиск вспомогательных предметов (реквизита, деталей костюма).
Тема 3.2 Локальные репетиции 38-42 Цель – освоение техники «цепочка физических действий и ощущений». Практические занятия: · действенный анализ роли; · поиск актерских выразительных средств. 4 Комбинированный урок   поиск образа персонажа и логики его поведения.
Тема 3.3. Прогонные репетиции 43-47 Цель – поиск сквозного действия и композиции роли. Практические занятия: · определение мест для зарядки реквизита; · определение выходов актеров; · соединение сцен; · определение длительности спектакля.   4 Комбинированный урок   работа над образом роли.
Тема 3.4 Генеральная репетиция 48-52 Цель – проверка сквозного действия роли. Воплощение образа роли. Практические занятия: · репетиция со светом; · репетиция со звуком; · репетиция перестановок; · определение окончательных мест расположения реквизита. 4 Комбинированный урок   уточнение образа роли.

 

 


Заключение

    Изучив школу Станиславского К.С., мной была составлена программа учебного курса для реализации в театральной студии. Проведя научное обоснование элемента «Воображение», были проанализированы возрастные группы обучающихся коллектива. Возраст обучающихся от 6 до 13 лет, что определяет их классификацию, как младший школьный возраст и подростковый возраст. Такое исследование возрастных категорий помогло найти лучший путь адаптации. 

Список литературы

5) Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: Учебное пособие. 5-е изд. – М.: РАТИ-ГИТИС, 2008.

6) Кох И.Э. Основы сценического движения: Учебник. 3-е изд., стер. – СПБ.: Изд. «Планета музыки», 2013.

7) Кулагина И,Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. — М.: Изд-воУРАО, 1999.

8) Станиславский К., Работа актера над ролью. – Москва: Изд-во АСТ, 2010.

9) Чехов М. Об искусстве актера. М.: «Искусство», 1999.

10) Шихматов Л.М. Сценические этюды. Учебное пособие. Издательство «Просвещение», - Москва, 1966.

 

 

 

Приложение

 

Урок по теме «Воображение»

Время урока 45 минут

Возраст 8-13 лет

Вид урока: практическое занятие

Тип урока: изучение нового материала

Цель: исследование индивидуальных особенностей обучающихся

Задачи: обучающая – познакомить обучающихся с понятием «воображение»;

развивающая – формирование навыков групповой творческой деятельности;

воспитательная – воспитание аналитического мышления.

Метод ведения урока: действенный анализ.

 

Ход урока

Содержание урока Время
1 Организационная часть. Ребята, тема нашего сегодняшнего урока – воображение. Как вы думаете, для чего актеру нужно воображение? (предполагаемый ответ: чтобы заниматься творчеством, придумывать что-то новое) Правильно. Воображение играет огромную роль в жизни человека и с воображением мы сталкиваемся каждый день. А актер, находясь на сцене, должен все время быть в предлагаемых обстоятельствах, а воображение помогает ему не просто нафантазировать себе эти обстоятельства, но еще и верить в них. Цель нашего сегодняшнего урока – проверить как работает ваше воображение. 3-5 минут
2 Разминка: 1) ходьба по кругу на носках, руки вытянуты вверх, ладони повернуты друг к другу; 2) ходьба на пятках, руки в стороны; 3) ходьба на внешней стороне стопы, руки на поясе; 4) ходьба на внутренней стороне стопы, руки на поясе; 5) бег с высоким подниманием бедра; 6) бег с захлестом голени; 7) ходьба с постепенным переходом в полуприсяд, затем в полный присяд.   5-7 минут
3 Объяснение нового материала. 1) Ассоциации. Обучающимся показывают различные картинки типа пятен. Обучающиеся должны рассказать на что, по их мнению, это похоже. 2) Продолжить рассказ по фразе. Главные критерии: законченная мысль, логичность. 3) Ассоциации с мячом. Задается тема «овощи», «фрукты», «звери», «рыбы» и т.д. Обучающиеся становятся в круг, перебрасывая мяч друг другу должны называть ассоциации, постепенно наращивая темп. При отсутствии ассоциации обучающиеся выходят из круга.    Закрепление пройденного материала. Этюд «Детский сад». Преподаватель выступает в роли воспитателя. Обучающихся отправили на сон-час. Игрушки находятся в другой комнате. Обучающимся нужно сделать игрушку из своей руки и взаимодействовать с помощью игрушки.   20 минут
4 Анализ и самоанализ. Как вам кажется, какое упражнение из сегодняшнего урока далось вам легче всего? Цель нашего урока звучала так: «проверить как работает ваше воображение», на основе тех упражнений, которые вы проделали, как вы думаете, у вас есть трудности при работе с вашим воображением? Критерии оценивания: · 5 – четкое постепенное выполнение заданий и упражнений, понимание цели урока и упражнений; · 4 – не точное выполнение упражнений; · 3 – не выполнение каких-то нескольких упражнений, отвлечение во время урока; · 2 – не выполнение всех заданий, неподобающее поведение на уроке.   3 минуты
5 Домашнее задание. Обучающимся выдаются карточки с названиями животных, которых они должны будут сыграть в этюде на следующем уроке. В подготовке этюда можно пользоваться книгами и различными видео. 3 минуты

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение  
1. Элемент актерской техники «Воображение» как предмет обучения  
2.Способы и приемы обучения элементу актерской техники «Воображение» 3. Рабочая программа 4. Способы и приемы работы с обучающимися 5. Календарно-тематический план  
Заключение ………………………………………………………………….  
Список литературы…………………………………………………………  
Приложения………………………………………………………………….  

 

Элемент актерской техники «Воображение» как предмет обучения

Воображение – один из элементов системы Константина Сергеевича Станиславского. Задача артиста состоит не только в запоминании текста, но и в превращении вымысла пьесы в художественную сценическую быль. Сценическая работа начинается с введения в пьесу и роль магического «если бы», которое является рычагом, переводящим артиста из повседневной действительности в плоскость воображения. Оно помогает актеру не только в процессе воспроизведения роли, но и ее изучения – домыслить то, чего не написал автор пьесы.

Какое определение дает сам К.С. Станиславский понятию «воображение»? Проводя параллели, Станиславский К.С. сравнивает «воображение» с фантазией. Воображение – это создание того, что бывает, что мы знаем, а фантазия – то, чего нет, чего в действительности мы не знаем, чего никогда не было и не будет. Фантазия все знает и все может, но фантазия, как и воображение в равной степени необходимы творцу на сцене, будь, то актер или режиссер.

Константин Сергеевич Станиславский различает два вида воображения: инициативное и безынициативное. Воображение инициативное развивается без особых усилий и работает самостоятельно, в то время как безынициативное воображение направленно на то, чтобы развить чужую идею, дополнить, домыслить ее, но никак не создать свою. В обоих случаях актеру необходимо иметь непрерывную линию «предлагаемых обстоятельств», среди которых проходит жизнь роли, но не простых, а иллюстрированных «предлагаемых обстоятельств». Они представлены непрерывной вереницей видений, но и эти видения должны быть логичными и последовательными.

Что Станиславский К.С. подразумевал под словами «работа над воображением»?

Воображение, охватывающее все уровни сознания человека, очень часто становится направляемым тем, что уже есть. Но все-таки позволяет нам увидеть то, что зачастую несбыточно в реальной жизни. Оно отталкивается от уже существующих продуктов искусства, таких как живопись и литература, и позволяет в более полной мере раскрыть идеи, заложенные в них. Даже в таком способе мышления важно придерживаться логики и последовательности, именно эти две позиции помогают не ударяться в безудержные фантазии, а делать несбыточное вероятным. Также есть не менее важная третья позиция – внутреннее зрение. Человек обладает уникальной способностью видеть то, чего на самом деле нет, что можно лишь представить. Чтобы добиться этого необходимо направлять взор не на реально существующий предмет, а внутрь себя, на «экран внутреннего зрения». Образы возникают внутри нас и их уникальность состоит в том, что они создаются только для одного человека, который их видит. Невозможно в полной мере поделиться этим с кем-то, можно лишь достаточно подробно описать, но другой человек представит все по-своему.

Самое важное в работе с воображением – конкретизация видений. Артист должен суметь ответить для себя на любые вопросы о том, что он видит, должен знать все детали: кто, зачем, как, когда. Понимая это, актер добивается более определенной картины воображения, что, несомненно, помогает ему в процессе создания и воспроизведения роли на сцене.

    Фантазия, или воображение, принадлежит к числу важнейших психологических проявлений человеческой личности. Воображение – это отражение реальной действительности, но в иных, необычайных, неожиданных сочетаниях и связях. Если придумать даже что-то совершенно необычное, то при анализе легко выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта. Можно очень живо вообразить себе картину, а нарисовать что-то совершенно далекое от замысла. Чтобы стать творческим работником, новатором, надо много и упорно учиться, а главное пройти школу трудовой деятельности. Труд дает жизненный опыт, без которого никакое творчество невозможно. Наличие жизненного опыта – своего или подсмотренного, вычитанного у кого-то другого – есть основа, подкрепляющая игру актера.

    Фантазия как показ в виде образов желанного, прогрессивного, передового или, наоборот, отсталого, чуждого, враждебного порождает художественный вымысел и замысел. Однако в жизни не следует отождествлять творчество с воображением. О творчестве можно говорить только тогда, когда представления воображения так или иначе реализуются, что является основой в работе актера над созданием и воспроизведением роли.

    Возникновение образов фантазии – это результат деятельности мозга человека. Фантазия, как и все остальные психические процессы, является функцией коры больших полушарий. Любое представление на сцене должно подкрепляться физиологической реакцией актера. Например, подвергшийся исследованию в Институте психологии С.В. Шершевский обладал предельной яркостью образов воображения: «Достаточно было Шершевскому что-нибудь представить себе, и мы могли наблюдать удивительные перемены, происходившие в его теле. В специальных опытах мы могли наблюдать, как он мог повысить температуру руки на 2 градуса, для этого ему было достаточно увидеть, что его рука лежит на краю плиты».

    Можно ли научить человека воображать? Да, но для того, чтобы творческая фантазия приобрела у человека силу и гибкость, необходимо развивать и тренировать ее с детства.

Важным видом воображения, принимающим активное участие в становлении личности, является воссоздающее воображение. В своих произведениях художник, поэт или композитор апеллирует ко всем органам чувств человека, заставляя путем воображения воссоздавать картину. Зритель, читающий или слушающий, должен обладать достаточно развитым воссоздающим воображением, чтобы увидеть и почувствовать то, что хотел передать художник.

Вторым видом воображения является пространственное. В своей книге «Роль фантазии в развитии личности» Петровский А.П. приводит в пример Станиславского К.С., который тренировал у своих учеников воображение, подходя к задаче «от ума, от ряда последовательных суждений». Работа воображения, замечал К.С. Станиславский, очень часто подготавливается и направляется такого рода сознательной, умственной деятельностью. Если же ученику не удается разбудить свое воображение, то преподавателю ничего не остается, кроме того, чтобы самому подсказать ответ на вопрос. Тогда ученик перенимает чужой зрительный образ. При подобном способе, изложенном Станиславским, сам ученик перенимал у учителя прием подстегивания своего воображения, начинал будоражить его вопросами. Так образовывалась привычка сознательно бороться с пассивностью, вялостью своего воображения.

Развивать воображение можно разными путями, но обязательно в такой деятельности, которая без фантазии не может привести к желаемым результатам.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.