О ложной любви к Богу, живущей в сердце полу-христиан — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

О ложной любви к Богу, живущей в сердце полу-христиан

2022-11-14 19
О ложной любви к Богу, живущей в сердце полу-христиан 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

О том, что мы более любим себя, а не Бога и ближнего, было уже отмечено в разделе выше «Вместо смирения – гордость, тщеславие, честолюбие и т.п.», а также во 2-й главе, в частности разделах: «О любви и нелюбви к другому человеку» и «О связи любви к себе и любви к ближнему», «О нелюбви и равнодушии к Богу». Также вопрос, касающийся этой темы, мы рассмотрим чуть позже, в разделе: «Как полу-христиане соблюдают заповедь о любви к ближнему». Сейчас же мы только кратко скажем о нашей любви к Богу. Итак:

Тихон Задонский (т.5, Краткие нравоучительные слова, сл. 25): « Все христиане говорят: «Как Бога не любить!» Или: «Кого же нам и любить, как не Бога?» Истинное это слово: как Бога не любить и кого же нам и любить, как не Бога? Бог есть высочайшее, несозданное, безначальное, бесконечное, ес­тественное и неизменное Добро….».

Но мало говорить, что мы любим Бога, необходимо чтобы наша любовь была деятельной.

Феофан Затворник (Краткие учения о богопочитании): «…любовь к Богу должна быть деятельная, то есть, чтобы подтверждала внутренние расположения сердца соответству­ющими делами».

Поэтому:

Тихон Задонский (т.5, Краткие нравоучительные слова, сл. 25): «… посмотрим, какие знаки любви к Богу, чтобы вместо любви не иметь ложное мечта­ние о любви. Ибо ни в чем так человек не об­манывается, как в любви».

По признакам любви к Богу определим, есть ли в нас истинная любовь к Нему.

1. Мы думаем, что любим Бога, а не соблюдаем и даже не стараемся соблюдать Его заповеди. 

Игнатий Брянчанинов (Аскет. опыты. т.1, О любви к Богу): «Господь отметил верными и точными признаками любящего и нелюбящего. Он сказал: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое…. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих» (Ин.14, 23, 24).

Тихон Задонский (т.5, Краткие нравоучительные слова, сл. 25): Сам Господь указывает, говоря: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот лю­бит Меня»(Ин 14:21). Ибо истинно любящий Бога остерегается всего того, что Богу против­но, а все то, что Ему угодно, старается испол­нять, поэтому и заповеди Его святые соблю­дает. А отсюда следует, что не имеют любви Божией те христиане, которые о заповедях Его нерадят. К ним относятся злобные и как-нибудь другим причиняющие вред, блудники, прелюбодеи и все осквернители; воры, хищ­ники, грабители и все каким-нибудь образом неправедно чужое добро себе присваиваю­щие; клеветники и ругатели; хитрецы и лука­вые, прельщающие других, обманщики и ли­цемеры; чародеи и их к себе призывающие, и все законопреступники. Все они, как закона Божия, так и Самого Бога не любят. Они себя и свои прихоти любят, а не Бога и Его святой закон».

Тихон Задонский (т.5, Письма посланные, п.13): «Друг мой и приятель! Ведаю я, что ты хочешь спастись во Хрис­те. Не смотри же, что нынешние христиане делают, но смотри на то, что Божие слово проповедует и учит. Нынешние христиане по большей части противятся Христу, а не учатся у Христа, хотя исповедуют святое имя Его. Христос учит от зла уклоняться, но мно­гие христиане зло делают. Христос учит трез­во жить, но многие христиане пьянствуют. Христос учит чисто жить, но многие хрис­тиане блудодействуют и прелюбодействуют. Христос учит не похищать, не красть, не касаться чужого добра, но многие крадут или тайно, как воры, или явно, как насильники, или обманно, как приказные люди, которые берут взятки, и до тех пор дела не делают, по­ка мзды не получат или не услышат какого обещания. К их числу принадлежат все кар­тежники, которые на деньги играют, потому что ради того играют, чтобы друг у друга выиг­рать. … Христос учит не мстить за обиды, но ос­тавлять: прощайте, — говорит, — и будет про­щено вам, но многие христиане не прощают, а мстят или делом, или словом, и друг на друга в суд подают. … Христос учит друг друга любить, но многие христиане ненавидят других. … Христос учит не судить, не осуждать, но многие христиане в том и поучаются, чтобы ближних своих пересуживать и кусать язы­ком. Христос учит от данного нам богатства нищих миловать и снабжать, но многие хрис­тиане богатство истощают на прихоти свои, на платье богатое, на строение, на коней, на кареты, на столы, богатые вина, и прочее. Христос учит милосердными быть, но многие христиане, видя бедного, говорят бесстыдно: «Что мне до его нужды?» Видя на­гого, не хотят одеть; видя бездомного, не хо­тят хижину ему сделать; видя алчущего, не хотят накормить; видя странника, не хотят в дом принять, и прочее. Но, вместо этого, свое богатство на прихоти, и Богу противные, и им самим пагубные, истощают. Христос учит царствия небесного искать, но многие христиане ищут в мире сем про­славления, обогащения, и будто вовеки здесь жить желают. Христос учит не сквернословить, но мно­гие христиане не боятся теми устами, которы­ми святое и страшное имя Божие поминают, всякие скверные речи произносить. Христос учит часто молиться, но многие христиане все время или в гуляниях, или в пиршествах, или в картежной игре, или за со­бачьей охотой, или в пустых, праздных, срам­ных и беззаконных разговорах, или прочей суете проводят. О! Как у многих христиан в презрении на­ходится Христос, ибо не слушают Его, хотя Он и Бог их, Господь и Царь, Питатель и Одеватель их, пострадал за них и умер, Кровь Свою за них пролил, и вечное царствие отворил им, и к нему позвал их и зовет через слово Свое святое, через проповедников и учителей. …О, неблагодарные христиане! Такое ли по­читание воздавать должны мы Христу, Кото­рый ради нас смирился, болезновал, плакал, хулы, поношение, оплевание, обнажение, раны, распятие и смерть крестную претер­пел? Такое ли благодарение мы должны Ему воздавать? … Такая ли честь Царю? Такое ли повиновение Господу? Такая ли любовь Любящему? О, беда! О заблуждение! О как усилился грех! Как расширился соблазн! Как усилилась мир­ская прелесть! Как везде распростер сети свои сатана, и ловит, как рыбу рыболов, бедных людей, ловит то сетью сребролюбия, то сетью славолюбия! О, как час от часу умаляется плод семени слова Божия, как умножаются плеве­лы, как умаляется пшеница, как возрастает нечестие! Оскудевает истинное благочестие, и изобилует лицемерие, оскудевают христиа­не, и умножаются лицемеры!».

(О том, как мы не живем по заповедям, мы подробно скажем чуть позже)

2. Любовь к Богу и любовь к миру не совместимы.

Тихон Задонский (т.5, Краткие нравоучительные слова, сл. 25): « Истинно любящий Бога мир и все, что есть в мире, презирает, и к единому прелюбезному своему Богу стремится. Честь, славу, бо­гатство и все мира сего утехи, которых сыно­вья века сего ищут, за ничто вменяет. Ему ну­жен один Бог, несозданное и прелюбезное благо. Он в Нем одном находит совершенную честь, славу, богатство и утешение. Для него один Бог — драгоценный бисер, и потому все прочее — нечто малое. Таковой ничего ни на небе, ни на земле, кроме Бога, не желает. Та­кая любовь изображается в словах псаломнических: «Что мне на небе? И без Тебя чего же­лать мне на земле? Изнемогло сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя Бо­же вовек» (Пс.72:25-26). Таковой пищу, питие, одеяние и прочее только ради нужды, а не ради сладострастия употребляет. А отсюда следует, что тот не лю­бит Бога, кто любит мир, по свидетельству апостола: «кто любит мир, в том нет любви Отчей»(1Ин 2:15). Таковы те, которые хотят в гордости и пышности мира сего жить, в бога­тых домах жить, в богатых каретах ездить, бо­гатой одеждой одеваться, всеми прославлять­ся и почитаться, и прочее. Таковые «похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую» (1Ин 2:16), то есть все, что противно Богу, любят, а не Бога».

3. Всем известен возвещенный в Евангелии признак любви к Богу сопряженный с любовью к людям.

Игнатий Брянчанинов (Аскет. опыты. т.1, О любви к Богу): «Любовь к Богу основывается на любви к ближнему. Когда изгладится в тебе памятозлобие: тогда ты близок к любви. Когда сердце твое осенится святым, благодатным миром ко всему человечеству: тогда ты при самых дверях любви».  

Но, зная эти слова Божии, мы можем в своем безумии сказать следующее:

Ефрем Сирин (т.2, О любви): «Если же скажешь: «Хотя брата своего и не люблю, но Бога люблю», — то обличает тебя тот же Апостол, говоря: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? » (1Ин. 4, 20)? Посему, кто имеет любовь к брату и ни на кого вражды не имеет, кто исполняет слово Апостольское: «солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф.4, 26), тот истинно любит Бога, тот ученик Христа, сказавшего: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою»(Ин.13,35). Итак, явно то, что ученики Христовы познаются здесь по истинной любви. А кто имеет ненависть к брату и думает, что любит Христа, тот лжец есть и сам себя прельщает».

4. Далее. Любовь к Богу это дар Самого Бога и дается человеку по его смирению, покаянию и исполнению заповедей и т.п.

Игнатий Брянчанинов (Аскет. опыты. т.1, О любви к Богу): «Твердо знай, что любовь к Богу есть высший дар Святого Духа, а человек только может приготовить себя чистотою и смирением к принятию этого великого дара, которым изменяются и ум, и сердце, и тело. Тщетен труд, бесплоден он и вреден, когда мы ищем преждевременно раскрыть в себе высокие духовные дарования: их подает милосердый Бог в свое время, постоянным, терпеливым смиренным исполнителям евангельских заповедей».

5. Также при любви к Богу христианин радуется о Боге.

Тихон Задонский (т.5, Краткие нравоучительные слова, сл. 25): « Явный знак любви к Богу есть сердечная радость о Боге. Ибо что любим, о том и раду­емся. Так и Божия любовь без радости быть не может. И сколько раз чувствует человек в сердце своем сладость любви Божией, столь­ко раз радуется о Боге. Ибо любовь, как пресладкая добродетель, без радости ощущаться не может. Как мед услаждает нашу гортань, когда вкушаем его, так увеселяет сердце наше любовь Божия, когда вкушаем и видим, «как Благ Господь»(Пс.33:9). Такая радость о Боге изображается во многих местах Святого Пи­сания, а особенно в святых псалмах. Эта ра­дость — духовная, небесная, она — предвку­шение сладости вечной жизни».

Но у многих из нас эта любовь периодична, а некоторые люди вообще придумывают любовь к Богу и выражают свое чувство, играя радость перед другими христианами.

Игнатий Брянчанинов (Аскет. опыты. т.1, О любви к Богу): «Люби Бога так, как Он заповедал любить Его, а не так, как думают любить Его самообольщенные мечтатели. Не сочиняй себе восторгов, не приводи в движение своих нервов, не разгорячай себя пламенем вещественным, пламенем крови твоей. Жертва благоприятная Богу — смирение сердца, сокрушение духа. … Естественная любовь, любовь падшая, разгорячает кровь человека, приводит в движение его нервы, возбуждает мечтательность; любовь святая прохлаждает кровь, успокаивает и душу и тело, влечет внутреннего человека к молитвенному молчанию, погружает его в упоение смирением и сладостью духовною. Многие подвижники, приняв естественную любовь за Божественную, разгорячили кровь свою, разгорячили и мечтательность. Состояние разгорячения переходит очень легко в состояние исступления. Находящихся в разгорячении и исступлении многие сочли исполненными благодати и святости, а они несчастные жертвы самообольщения».

(Более подробно об истинной и неистинной радости можно подробнее прочесть в теме: «О прелести», разделы: «О видах радости» и «Заблуждения о радости»)

5. Любовь к Богу сопряжена с памятью о Боге, а если мы не помним о Нем, то не любим Бога истинно.

Тихон Задонский (т.5, Краткие нравоучительные слова, сл. 25): « Истинно любящий Бога в незабвенной памяти держит Бога, Его любовь к нам и Его благодеяния. Это видим и в любви человечес­кой. Ибо кого любим, о том часто и вспоми­наем. Так тот, кто Бога любит, часто о Нем вспоминает, размышляет, и Тем утешается, и к Нему восхищается: «ибо где сокровище его, там будет и сердце» его (Мф.6:21). Для него не­оценимое и прелюбезное сокровище — Бог, поэтому и сердце его всегда при Нем неотлуч­но. Поэтому часто и имя Его святое с любо­вью поминает. Ибо сердце, любовью Божией исполненное, проявляет и внешние знаки любви. А отсюда видим, что не любят Бога те, которые Его забывают, ибо забвение — явный знак нелюбви к Богу. Любящий любимого за­быть не может. Любящий с любимым неразлучно быть желает».

В конце этого вопроса приведу поучение, которое уже приводилось во 2 главе, но прочтем его еще раз для нашего стыда и покаяния.

Откровенные рассказы странника (свидание 5): «Внимательно обращая взор мой на самого себя и наблюдая ход внутреннего моего состояния, я опытно уверился, что я не люблю Бога, не имею любви к ближнему, не верю ничему религиозному и преисполнен гордостью и сластолюбием….1) Я не люблю Бога. Ибо если бы я любил Его, то непрестанно размышлял бы о Нем с сердечным удовольствием; каждая мысль о Боге доставляла бы мне отрадное наслаждение. Напротив, я гораздо чаще и гораздо охотнее размышляю о житейском, а помышление о Боге составляет для меня труд и сухость. Если бы я любил Его, то собеседование с Ним чрез молитву питало бы меня, наслаждало и влекло к непрерывному общению с Ним; но, напротив, я не только не наслаждаюсь молитвою, но еще при занятии ею чувствую труд, борюсь с неохотою, расслабляюсь леностью и готов с охотою чем-нибудь маловажным заняться, чтобы только сократить или престать от молитвы. В пустых занятиях время мое летит неприметно, а при занятии Богом, при поставлении себя в Его присутствие, каждый час мне кажется годом. Кто кого любит, тот в продолжение дня беспрестанно о нем мыслит, воображает его, заботится о нем и при всех занятиях любимый друг его не выходит из его мыслей; а я в продолжение дня едва ли отделяю и один час, чтобы глубоко погрузиться в размышление о Боге и воспламенить себя в Его любви, а двадцать три часа охотно приношу ревностные жертвы страстным моим идолам!.. В беседах о предметах суетных, о предметах низких для духа, я бодр, я чувствую удовольствие, а при рассуждении о Боге я сух, скучлив и ленив. Если же и невольно бываю увлечен другими к беседе божественной, то стараюсь скорее переходить к беседе, льстящей страстям моим. Неутомимо любопытствую о новостях, о гражданских постановлениях, о политических происшествиях; алчно ищу удовлетворения моей любознательности в науках светских, в художествах, в приобретениях, а поучение в Законе Господнем, познании о Боге, о религии не делает на меня впечатления, не питает души моей, и я сие почитаю не токмо несущественным занятием христианина, но как бы сторонним и побочным предметом, коим я должен заниматься разве только в свободное время, на досуге. Кратко сказать, если любовь к Богу познается по исполнению Его заповедей: «аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите», говорит Господь Иисус Христос, а я заповедей Его не токмо не соблюдаю, но даже и мало стараюсь о сем, то по самой чистой истине следует заключить, что я не люблю Бога... Сие утверждает и Василий Великий, говоря: «Доказательством, что человек не любит Бога и Христа Его есть то, что он не соблюдает заповедей Его» (Нрав. прав.3)… Из сего перечисленного я вижу себя гордым, любодейным, неверующим, нелюбящим Бога и ненавидящим ближнего. Какое состояние может быть греховнее? Состояние духов тьмы лучше моего положения: они хотя не любят Бога, ненавидят человека, живут и питаются гордостью, но по крайней мере веруют, трепещут от веры. А я? Может ли быть участь бедственнее той, которая предстоит мне? И за что строже и наказательнее будет определение суда, как не за таковую невнимательность и безрассудную жизнь, которую я сознаю в себе!...».

 

О не подражании Христу

 

В конце этого раздела о состоянии внутреннего человека приведем поучения о том, что многие полу-христиане не являются подражателями Христа.

Итак, праведники во многом подражали Христу.

Иоанн Лествичник (Лествица. Сл.1): «Христианин есть тот, кто, сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями…».

К сожалению, что касается нас, грешных, и нашего подражания Христу, то многим из нас подходят следующие слова:

Игнатий Брянчанинов (Аскетические опыты. Т.1, О последовании Господу…): «Многие приступают к Господу - немногие решаются последовать Ему».

Иоанн Златоуст (т. 12, ч.1, бес. 28): «…если ты ученик, то подражай учителю, - это свойственно ученику. Если же он шёл по скорбному пути, а ты идёшь по радостному, то ты идёшь не по тому пути, по которому он шёл, а по другому. Какой же ты последователь, когда не сле­дуешь? Какой ты ученик, когда не подражаешь учителю?».

Тихон Задонский (т.5, Краткие нравоучительные слова, сл. 25): « Многие христиане желают быть со Христом Господом прославленным, но с Ним в бесчестии и поношении быть и крест нести не хотят. Молятся Ему, чтобы в царствии Его быть, но в мире с Ним страдать не хотят, и тем показывают, что сердце их неправое и что Христа истинно не любят, и, если сказать правду, больше себя любят, нежели Христа. Поэтому говорит Господь: «кто не берет крес­та своего и следует за Мною, тот недостоин Меня» (Мф.10:38). Истинный друг в несчастье познается. Тот наш истинный друг и тот ис­тинно любит нас, который в несчастье нас не оставляет. Так истинно любит Христа тот, ко­торый и здесь, в мире сем, со Христом пребы­вает, к Нему сердцем прилепляется, и страда­ние или крест с Ним безропотно претерпева­ет, и с Ним в будущем веке неразлучно быть желает. Таковой сердечно говорит ко Христу: «мне соединяться с Богом — благо» (Пс.72:28)».

Тихон Задонский (Сокровище духовное, ст. «Зеркало»): «У нынешних христиан по большей части жизнь противоположна Христу, а не сообразна. Христос жил в смирении — нынешние же христиане любят жить в гордости и пышнос­ти. Христос искренно и просто со всеми обхо­дился — нынешние же христиане хитро и лукаво со всеми обходятся. Христос жил в нищете великой, так что не имел где и головы приклонить, хотя и все мог иметь, потому что Он — Господь всех, а нынеш­ние христиане о том только думают и заботят­ся, как бы великое богатство собрать, и если бы можно было, все бы сокровища мира у себя имели. Христос, достойный всякого почитания и прославления, чести и славы избегал, а нынешние христиане к тому всю силу и старание свое прилагают, чтобы в этом мире почтенны­ми и прославленными быть. Христос жил в любви и милости, а нынеш­ние христиане друг друга ненавидят, друг на друга клевещут, друг друга злословят, хулят, друг у друга крадут, похищают, отнимают, друг дру­гу козни и сети плетут. Христос за обиду никому не мстил, хотя мог всех врагов Своих одним мановением пора­зить, а нынешние христиане и словом, и де­лом друг другу мстят. Христос был с хулителями Своими кроток, Его укоряли — Он в ответ не укорял. А нынеш­ние христиане друг друга укоряют, и друг дру­га языком, как мечом острым, секут. Христос в великом терпении жил, а ны­нешние христиане, даже если малая какая на­пасть и беда случится — ропщут и хулят. Христос старался только волю Небесного Своего Отца исполнить и дело спасения наше­го совершить, — исполнил и совершил. А у ны­нешних христиан все иное — они о воле Божией не заботятся, но все старание прилагают к тому, как бы миру угодить и прихоти свои ис­полнить. Видишь, христианин, что Христос в этом мире делал, видишь, что делают и христиане. Сам познавай, что за христианство у нынеш­них христиан! Видишь сам, что оно ложное».

Авва Исаия (слово 23): «Испытай себя бедный, ты, который крестил­ся во Христа и в смерть Его! Помысли, какую смерть Он подъял за тебя, а ты следуешь ли стопам Его? Покажи мне свои нравы, подобны ли они тому, чей носишь образ? Он безгрешен, и во всем показал в Себе пример для подражания твоего. Он воз­любил нищету, а ты отвращаешься нищеты. Он «не имел, где главы подклонить» (Матф.8, 20), а ты ищешь пространного и спокойного жилища. Он претерпел всякого рода поношения, а ты никакой укоризны не хочешь переносить. Он не воздавал злом за зло, ты жаждешь мщения. Он не гневался и тогда, когда страдал от других, а ты, обреме­няя других, гневаешься. Он посреди бесчестия ни­сколько не возмущался, а ты возмущаешься, не потерпев никакого бесчестия. Он благосклонно призывал к Себе грешников, а ты словами своими уя­звляешь даже и друзей. Он переносил обиды благо­душно, а ты раздражаешься от малого оскорбления. Он был снисходителен к грешникам, а ты воз­носишься даже и пред теми, которые лучше тебя. Он предал Себя Самого за оскорбивших Его, чтобы искупить их, а ты оскорбляешь даже тех, кото­рые делали тебе добро. Размысли о том, что Он даровал тебе, и чем ты воздаешь Ему с своей стороны. Познай Его из дел Его, и себя из дел своих».

Страшно слышать такие обличения даже сейчас, а что же будет, когда то же самое мы услышим на Суде Божием?! Прости нас, Господи! И пусть эти слова послужат нашему раскаянию и исправлению!

На этом мы закончим кратко рассматривать наше внутреннее состояние и вполне понятно, что оно очень далеко от того праведного состояния, о котором говорилось в прошлой главе. И, конечно, это влияет и на наше исполнение заповедей Божиих, и об этом мы поговорим в следующем разделе.

 

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.