Об условиях не греховного самооправдания при клевете — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Об условиях не греховного самооправдания при клевете

2022-11-14 19
Об условиях не греховного самооправдания при клевете 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В выше рассмотренных примерах мы видели, что при клевете многие праведники молчали и не оправдывались, а также брали вину на себя. Этим они уподоблялись Богу, взявшему на Себя наши грехи.

Но есть еще одна реакция на клевету – кротко защищаться.

Илия Екдик (Цветособрание): «Когда обличают, или молчать надо, или кротко защищаться, если обличение клеветливо».

Феофан Затворник (Начертание христианского нравоучения): «Что касается до случаев оскорбле­ния чести, то можно без гнева и раздора выяс­нить свою правоту, можно требовать и закон­ного восстановления имени, без обиды другим и без нарушения мира и любви; но лучше тер­петь, предавая Господу себя, свою участь и тех, кои оскорбляют».

Нравственное Богословие Е. Попова (Грехи против 9-ой заповеди, грех - излишнее смущение кого-либо собственным духом от клевет и оттого, что имеет он много напрасных врагов): «Можно, положим, и оправдываться против клеветы и враждований. Но усиленное оправдание иной раз еще более унижает или возбуждает действительные подозрения. Нет; гнусные клеветы не стоят да­же оправдания, если особенно не требуется от нас, чтоб мы оправдались в них. Они всего лучше обличаются спокойным величием духа имолчанием (Мф.27,14)»

Как видим, самооправдание допустимо, хотя зачастую лучше не оправдываться. Святые отцы объясняют это так:

Исаак Сирин (Слова подвижнические, Слово 89): «Если можешь сам собою оправдать душу свою, то не заботься искать другого оправдания».

То есть, если твоя совесть чиста и ты не виновен в том, в чем тебя обвиняют, то следует оставаться спокойным, помнить, что Господь все видит и не искать того, чтобы и другие люди поняли, что ты не виновен.

Далее отметим несколько вопросов, связанных с оправданием при клевете.

Выше приводились примеры того, как Господь не отвечал на клевету, и было сказано, что Он не оправдывался, во-первых, когда наказание или смерть невиновного уже решены в сердце судящих. Во-вторых, когда пояснение духовного «смысла было бы странно и бесполезно в настоящих об­стоятельствах и привело бы только к недоумениям и на­смешкам». Но если есть возможность оправдаться и это убережет многих людей от соблазнов, то это необходимо делать.

Василий Великий (письмо 22): «Каждый, сколько есть у него сил, должен врачевать того, кто имеет что-нибудь против него».

Феофан Затворник (Толк. на посл. 2 Коринф.5,11): «Ибо хотя бы ты не делал ничего худого, но если, подав какой-либо повод к подозрениям и имея возможность рассеять соблазн, не рассеиваешь его, то подлежишь осуждению». То же Феодорит говорит: «Мы стараемся исправить тех, которые имеют о нас ложные мнения и доставить о себе сведение, каковы мы действительно». Так и святой Златоуст: «Таким образом, говорит святой Апостол, зная сие, то есть оный страшный суд, мы делаем все так, чтобы не подать вам никакого повода даже ложно подозревать нас в неискренности нашего действования. Видишь ли строгую точность в исполнении обязанностей и заботливость души, пекущейся о благе других? Ибо, говорит, мы подлежим осуждению не только тогда, когда бы в самом деле сделали что худое, но подвергаемся оному и тогда, когда, ничего худого не сделавши, бываем подозреваемы в худом и, будучи властны удалить подозрение, не заботимся о том». «Богу же мы открыты». «Бог все знает; Его нечего удостоверять нам в искренности своей» (Экумений). Пред Богом мы открыты; Он видит образ нашего действования; и не следует предлагать Ему какие-либо объяснения, как бы приявшему что соблазнительное на наш счет» (Феофилакт)».

Оправдываться можно один на один с оклеветавшим, а можно призвать клеветников открыто поговорить при других людях.

Василий Великий (Письмо 47(51)): «Если же кто скажет, что он знает какую-либо незаконную мою хулу на сего мужа, то пусть не в углу, как раб, нашептывает об этом, но, выступив против меня, явно обличит со всею свободою».

Максим Грек (Догматико - полемические сочинения. Исповедание православной веры…): «По какой же причине некоторые не страшатся называть меня еретиком, пусть скажут и ясно докажут, пусть явно обличать меня и сподобят исправления. Не отвергаю исправления, не стыжусь обличений, когда они происходят от отеческой любви, с миром и кротостью».

Далее приведем поучение, как может происходить оправдание.

Варсануфий Великий (Руководство к духовной жизни, вопр.764): «Вы учите, что хорошо во всяком случае укорять себя самого. Но когда кто-либо порицает меня как виновного против него, а я не знаю за собою вины, - как поступить мне (в таком случае)? Ибо если захочу признать себя виновным, то это послужит к подтверждению его огорчения на меня, как будто я действительно согрешил против него; если же, напротив, стану оправдываться пред ним, говоря, что сие дело было иначе, то это будет самооправдание, как же понести мне (эту) укоризну? Вразуми меня, Отче Святый, как должен я поступить (в таком случае)? Ответ: Прежде укори себя в сердце своем, и сделай брату поклон, говоря: «прости меня Господа ради». И таким образом, со смирением (не для того, чтобы оправдать себя, но дабы уврачевать его и избавить от подозрения) скажи ему: «Отец мой! Я не знаю за собою того, чтобы я хотел оскорбить тебя в чем-либо, или в чем-либо согрешить против тебя, а потому (прошу тебя) не думай обо мне так». Если же и после сего он не удостоверится, то скажи ему: «согрешил, прости меня».

Для того, кто решает оправдываться при клевете и оскорблениях, скажем, что необходимо осторожно подходить к защите от злоречия. Осторожность заключается в следующем:

во-первых, нужно следить, что бы ты действительно не был виноват в том, в чем тебя подозревают, и если это так, то тогда можешь оправдываться.

Во-вторых, помнить, что защита заключается только в том, чтобы рассказать то, что было на самом деле и при этом не допустить и тени лукавства и лжи.

В- третьих, нельзя допускать, чтобы появилось негативное чувство к злословящему.

Иоанн Златоуст (т.5, ч.1, псал.49): «…хотя бы порицали нас в таком деле, за которое совесть не укоряет нас, и тогда мы не должны презирать порицателя и причиняе­мый им вред, но с надлежащей осторожностью принимать все меры к уничтожению неосновательной молвы».

В-четвертых, самооправдание должно быть в мирном духе, а не в порывах гнева и обид. А если чувствуешь, что они охватывают тебя, то тогда лучше замолчать, т.к. тогда можешь сделать так, что еще более разожжешь вражду.

В-пятых, следует заметить, что когда человек оправдывается, то говорит о своих благих желаниях или поступках. Такие оправдания отличаются от тщеславных рассказов о себе, т.к.:

Иоанн Златоуст (т.4, Три беседы о Давиде и Сауле, бес.3): «О своих добрых делах нужно говорить, когда предвидится от этого очень большая польза. Кто объявляет и разглашает их без всякого повода, тот ничем не лучше поносителя; а кто делает это с тем, чтобы разуверить человека, расстроенного (умом) и предубежденного против него, тот становится попечителем и благодетелем этого человека. Так и поступил Давид, не ища себе славы от Саула, но желая вырвать укоренившийся в нем гнев».

Также необходимо знать, что тщеславие может прийти и когда откроется о тебе правда и все узнают, что ты был не виновен.

Ефрем Сирин (В подражание притчам): «Если подвергнешься клевете и после откроется чистота совести твоей, не высокомудрствуй, но Господу, избавившему тебя от клеветы человеческой, работай со смиренномудрием».

Поэтому, тому, кто хочет уберечься от нападок тщеславия, лучше не оправдываться, конечно, если это не связано с вопросами жизни, веры или чести другого человека.

В-шестых, очень важен мотив, т.е. почему мы отвечаем на клевету. Поэтому разберем когда мы можем оправдываться, чтобы это не было грехом. Если сказать кратко, то это звучит так:

Илия Екдик (Цветособрание): «…(кротко защищаться надо) не для того, чтоб поставить на своем, а чтоб поправить ошибку обличителя, соблазнившегося, может быть, по неведению дела».

То есть необходимо не доказывать, что ты прав, а исправить соблазн другого человека или предотвратить соблазн других.

Далее. Если человек оправдывается, то его оправдания являются не греховными, когда он смиренно переносит клевету и мотивом его оправданий есть следующее:

1) опровергает ложь ради истины. Вот как об этом говорит Василий Великий, перенесший множество оклеветаний.

Василий Великий (Письмо 218 (226)): «Ибо третий уже год тому, как, поражаемый клеветами, переношу сии удары, наносимые мне обвинениями, и довольствуюсь тем, что Господь - Тайноведец и Свидетель клеветы. Но поелику вижу, что молчание мое многие приняли уже за подтверждение клевет, и подумали, что молчу не из великодушия, а потому, что не могу отверзть уст пред истиною, то по этому самому попытался я написать к вам, умоляя любовь вашу о Христе, не вовсе принимать за истинные те клеветы, которые разглашает одна только сторона. Ибо, как написано, закон никого не судит, «если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает» (Ин.7,51)».

Василий Великий (Письмо 199 (207)): «Согласие в ненависти ко мне и то, что все до одного последовали начавшему брань против меня, убеждало меня соблюдать одинаковое молчание со всеми, не приступать ни к дружелюбной переписке, ни к какому-либо совещанию, но в безмолвии переносить печаль свою. Но поелику на клеветы надобно уже не молчать, не потому, что опровержением должен я отмстить за себя, но потому, что обязан я не дозволять, чтобы ложь имела успех, и не допускать, чтобы обманутые терпели вред, то оказалось для меня необходимым предложить это всем и написать вашему благоразумию».

Особенно оправдания необходимы, когда клевета связана с христианским учением и с твоими словами о вере.

Василий Великий (Письмо 126 (131)): «Посему да будет известно тебе, брат, и всякому, кто друг исти­ны, что не мои это сочинения и я не одобряю их, потому что напи­саны не по моей мысли. Если же за несколько до сего лет писал я к Аполлинарию или к кому другому, то не должно винить меня за сие. Ибо и сам не виню, если из чьих-либо друзей отпал кто в ересь…, потому что каждый умрет в собственном своем грехе. И это отвечал я теперь на посланную книгу, чтобы сам ты видел истину и привел ее в ясность не желающим содержать истину в неправде. А если должно будет оправдываться мне в обширнейшем виде и по каждому обвинению, то, при Божием содействии, и это сделаю. Ни трех богов не проповедаю я, брат Олимпий, ни с Аполлинарием не имею общения».

А вот пример исповедания Максима Грека, которое было для оправдания себя от взведенных на него клевет, связанных с вопросами его служения Православной Церкви и с его даром.

Максим Грек (Догматико - полемические сочинения. Исповедание православной веры…): «А как некоторые—не знаю, что им приключилось— не страшатся называть меня, человека ни в чем не повинного,—еретиком и врагом и изменником богохранимой Российской державы, то представилось мне необходимым и справедливым дать о себе ответ в кратких словах и вразумить клевещущих на меня такою неправедною клеветою, что, благодатью истинного Бога нашего Иисуса Христа, я во всех отношениях—и православный христианин, и богохранимой Русской дер­жавы доброхотный и прилежнейший богомолец....Бла­годатью Христовою я во всех своих сочинениях, во всем сделанном мною переводе и при всех исправлениях божественных книг ваших учу всякого человека правомудрствовать о воплотившемся Боге –Слове…».

Максим Грек (Разные сочинения, слово 10): « Написал же я это не для того, чтобы выставить себя победителем,—да не по пустится мне когда-либо быть увлеченным таким неистовством!—но чтобы себя очистить от всякого несправедливого мнения некоторых небратолюбцев, которым Бог да простит, и чтобы не ока­заться мне повинным праведному осуждению вместе с тем, который скрыл в землю талант господина сво­его. Под талантом же мы разумеем … даруемое каждому Божественным Утешителем духовное дарование, которое дается, во-первых, во славу Самого дающего Бога, а затем и на пользу как приемлющего дарование, так и всех верных. Землею же, в которой скрывается такой талант, мы признаем за­вистливое, самолюбивое и ленивое расположение, и злой нрав приемлющего таковое дарование, не хотящего поль­зовать им других…. Итак, пусть перестанут несправедливо злословить ближнего своего, который трудится просто во славу Божию, к похвале Его и на пользу всякому благоразумному и православному брату своему! Пусть отстанут от такой неправедной вражды, чтобы не только избавиться им от греха напрасной клеветы на ближнего своего, но и избегнуть ожидающего их осуждения, как непокоряющихся истине.».

2) Также не греховным является оправдание, когда прошло уже много времени, а клеветники продолжают враждовать.

Василий Великий (Письмо 215 (223)): «Время,— сказано,— молчать, и время говорить» (Еккл.3, 7) …. Потому и теперь, так как до­вольно уже было времени молчания, благовременно отверзть уста к обнаружению истины того, что не все знают. Ибо и великий Иов много времени переносил бедствия в молчании, доказывая мужество сим самым терпением неудобопереносимых страданий. Но после того, как уже достаточно подвизался в молчании и в глубине сердца скрывал болезненное ощущение, отверз наконец уста и проглаголал то, что всякому известно. Так и я в сии три года молчания соревновал похвале Пророка, который говорит: «и стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа» (Пс.37,15). Почему во глубине сердца своего заключал болезнь, причиненную мне клеветою. Ибо действительно клевета унижает мужа и клевета вводит в заблуждение убогого. …Думал я, что надобно в молчании переносить огорчения, ожидая какой-нибудь перемены на лучшее от самих дел. Ибо полагал, что сказано это о мне не по какой-либо злобе, но по незнанию истины. Поелику же с течением времени и вражда возрастает, и они не раскаиваются в том, что говорили сначала, и нисколько не заботятся уврачевать про­шедшее, но продолжают свое дело и стремятся к цели, какую предположили себе вначале преогорчать жизнь мою, ухищряясь запятнать меня во мнении братий, то молчание кажется мне уже небезопасным. Напротив того, пришло мне на мысль слово Исайи, который говорит: «Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как рождающая» (Ис.42, 14). О если бы и мне получить какую-нибудь награду за молчание и приобрести сколько-нибудь силы к обличению, чтобы, обличив, иссушить этот горький поток политой на меня лжи и прийти в состояние сказать: «поток прошел бы над душою нашею» (Пс.123, 4); и: «если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди, то живых они поглотили бы нас... воды потопили бы нас» (Пс.123, 2—3)!».

3) Также можно оправдываться на клевету, когда она касается твоей чести и чести другого человека. Приведем примеры. Предыстория этого примера такова: блудница попросила монаха спасти ее, и он привел ее в монастырь. Люди же подумали, что он женился на ней.

Пролог (В.Гурьев): «Шло время. Монах получил от Бога откровение о смерти своей. Тогда позвал он к себе бывшую блудницу - инокиню Порфирию и повел ее в Тир. Придя в город, старец сильно разболелся и, когда к нему собралось много народа, сказал, чтобы принесли огонь. Принесли жаровню, полную горящих углей. Старец положил эти угли в полы своей одежды и сказал: "Знайте, братия, как сия одежда сохранилась невредимою от огня, так и я до сего времени не познал тела женского и сохранил девство". Все удивились и умилились, видя чудо, и прославили Бога, имеющего у себя таких тайных святых рабов».

Луг духовный (гл. 114): «Однажды старец пришел в Теренуф продать свое ру­коделие. Один молодой человек обратился к старцу с просьбою: «Ради Бога, зайди, добрый человек, в дом мой и сотвори молитву над женой моей, потому что она неплодна». По просьбе молодого чело­века, старец пришел к нему в дом и сотворил молитву над женой его. И по воле Божией, жена зачала во чреве. Тогда некоторые, не боя­щиеся Бога, стали клеветать на старца, говоря, что бесплоден-то был муж, а не жена. Жена зачала от аввы Даниила. Дошли эти речи и до старца. И послал старец сказать мужу: «Дай мне знать, когда родит твоя жена». После родов муж известил старца: «По милости Божи­ей и по твоим молитвам, отче, моя жена родила». Тогда авва Даниил, придя к нему в дом, сказал: «Устрой пиршество и созови на него тво­их родственников и друзей». Во время пира старец, взяв младенца на руки, сказал ему перед лицом всех: «Кто твой отец?» — «Вот он» ответил младенец, указав на молодого мужа своим пальцем. А мла­денцу было всего двадцать два дня. И все прославили Бога, хранящего истину — для тех, кто всем сердцем ищет Его».

Следующий пример о том, что кто-то оклеветал отношения Василия Великого с неким Дианием.

Василий Великий (Письмо 47(51)): «Скажи же мне, я предавал проклятию блаженного Диания? Ибо вот что донесено до меня. Где и когда? В чьем присутствии? Под каким предлогом? Сло­весно ли только или письменно? Другим ли в этом последовал или сам был начинщиком и самовольным распорядителем в та­кой дерзости? Какое бесстыдство в людях — обо всем говорить так легко! Какое презрение судов Божиих! Разве к выдумке своей прибавят еще, что бывал я когда-нибудь не в своем уме и не по­нимал собственных слов своих, потому что, сколько знаю, владея своим рассудком, не сделал я ничего подобного, да и сначала не держал того в мыслях. Напротив того, гораздо более сознаю в себе, что с первых лет жизни воспитывался я в любви к Дианию и, взирая на сего мужа, видел только, как он почтен, как вели­чествен, сколько имеет в лице священнолепия».

(Далее идет рассказ св. Василия о том, что было на самом деле).

4) Назовем еще один не греховный мотив самооправдания – кроткая защита христианских добродетелей.

Феодорит Кирский (История боголюбцев): «(Блаженный повествует): Прожив у Боголюбивого Давида целую неделю, мы не видели никакой перемены в его лице. Это уже показывает спокойствие его души. Но может быть, кто-нибудь подумает, что мы видели его таким тогда, когда не было никакой причины к смущению. Посему я считаю необходимым рассказать, что там случилось при нас. Сидел дивный Давид с нами, беседуя о любомудрии и исследуя сущность Евангельской жизни. Когда происходила между нами такая беседа, некто Олимпий, по происхождению римлянин, по образу жизни достойный уважения, почтенный саном священства и по управлению занимающий второе место, пришел к нам и упрекал дивного Давида, говоря, что кротость его вредна для всех и называя его снисходительность общим злом, а его возвышенное любомудрие не кротостью, а безумием. Он же как будто имея адамантовую душу принял слова его так, что нисколько не оскорбился, хотя слова эти были колки: не изменился в лице и не прервал текущего разговора, но кротким голосом и словами, выражающими спокойствие души, отослал старца того, обещая ему поправить то, что он хочет. "Я, - сказал Давид, - как видишь, беседую с пришедшими к нам, считая это своею обязанностью". Каким иным образом можно лучше показать кротость души? Тот, кому было вверено первенство перенес такую дерзость со стороны занимающего второе по нем место, притом в присутствии посторонних».

На этом закончим рассматривать вопрос о праведных реакциях на клевету.

Раздел 3.2: Примеры праведных реакций на оскорбления и насмешки и их характерные особенности

 

У святых и праведных людей было много случаев, когда над ними насмехались и оскорбляли. Известно много примеров, когда язычники насмехались над христианами, грешники над праведниками и гордые над смиренными и кроткими. Такие насмешки относятся к оскорблениям, осуждениям и клевете.

Вначале будет сказано о праведных реакциях человека, когда его оскорбляют просто от недовольства его словами и делами, а затем, как оскорбляли и насмехались над Господом, апостолами и христианами за их веру и благочестие и как они реагировали.

Также заметим, что, говоря о реакциях, нельзя назвать только одну праведную или греховную реакцию, т.к. реакций может быть много, и это зависит от ситуации, от характера обижаемого или обидчика и т.д. Главное в этих реакциях, это – соблюдение заповедей Божиих и действие по добродетелям, таким как смирение, терпение и кротость.

 

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.