Особенности праведных реакций на бесчестия — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности праведных реакций на бесчестия

2022-11-14 28
Особенности праведных реакций на бесчестия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Итак, как реагировали истинные христиане на оскорбления, мы увидели в вышеприведенных примерах. Основными характерными особенностями праведных реакций при оскорблениях является, во-первых, истинные христиане никогда никого не оскорбляли в ответ. Вполне понятно, что и нам ни в коем случае нельзя защищаться ответным оскорблением, потому что если мы так делаем, то отвечаем злом на зло (но об этом подробно будет сказано позже).

Иоанн Златоуст (Т.8,ч.1, беседа 51): «Оскорбил ли кто тебя? Не оскорбляй его взаимно; иначе сам себя оскорбишь. … Опечалил ли кто тебя? Не огорчай его со своей стороны, потому что прибыли от этого нет никакой, между тем ты опять сделаешься подобным ему. Только тогда ты в состоянии будешь образумить его, когда перенесешь обиду спокойно и с кротостью; только чрез это ты устыдишь его и укротишь его гнев. Никто не исцеляет зла злом, но зло добром. Так любомудрствуют и некоторые из язычников. Если же у несмысленных язычников такое любомудрие, то постыдимся быть хуже их».

Во-вторых, несмущение, т.е. когда в человеке нет эмоциональных движений, таких как обида, а если и появилось смущение, то тут же человек укоряет себя и смиряется.

Иоанн Златоуст (т.9, ч.1, беседа 31): «Не увлекайся в (первую) минуту, и ты тотчас испра­вишь все; не поддавайся (первому) движению, и угасишь все. Великое утешение – потерпеть что-либо за Христа».

В-третьих, невозмущение, т.е. нет желания защититься. И, в-четвертых, есть скорбь (или жалость) о своих обидчиках.

Конечно, все эти реакции присущи разным людям в разной мере, и исходя из этого обозначено три степени праведных реакций:

Иоанн Лествичник (Лествица, сл. 8): «Я видел трех иноков, в одно время потерпевших бесчестие. Один из них оскорбился, но смолчал; другой порадовался ради себя, но опечалился об укорившем его; третий же, воображая вред ближнего, пролил теплые слезы. Так можно было видеть здесь делателей страха, мздовоздаяния и любви».

Иоанн Лествичник (Лествица, гл. О безгневии и кротости): «Начало блаженного незлобия сносить бесчестия, хотя с огорчением и болезнью души. Средина - пребывать в оных беспечально. Конец же оного, если только оно имеет конец, - принимать поношения, как похвалы. Да радуется первый; да возмогает второй; блажен о Господе, и да ликует третий».

Итак, первая реакция – человек мог обидеться или возмутиться, но внешне не подать виду. Это начальная ступень праведной реакции, которую можно отнести к естественной. Праведной же она будет тогда, когда человек испытывает скорбь и смущение, но недолго, буквально несколько минут, и не переходящие в возмущение словами или поступками другого человека. Но и за эту реакцию он сокрушается и приносит покаяние.

Симеон Новый Богослов (Слово 70): «Смирен и тот, кто хотя уязвляется немного этим, но не допускает себя до смущения, и за это малое чувство уязвления сердца оскорблением, то есть что опечалился немного, а не с радостью принял случившееся, осуждает себя и укоряет, и, вошедши в келлию свою и себя самого рассуждая, сокрушается и плачет, и, припадая к Богу, исповедуется Ему как бы погубивший все труды свои».

Высшие степени – человек не обиделся, и, возможно, даже порадовался тому, что его бесчестят, т.к. по Божиему обетованию он относится к блаженным.

Симеон Новый Богослов (Слово 70): «…кто имеет смирение, тот все скорбное переносит с радостью, и сердце его нимало не уязвляется ничем таким».

Василий Великий (Нравственные правила, пр. 64): «Всему должно радоваться, что ни постраждешь, даже до смерти, за имя Господне и заповеди Господни. (Мф.5,10-12): «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах». (Лк.6,22-23): «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах». (Деян.5,40-42): «и, призвав Апостолов, били (их) и, запретив им говорить о имени Иисуса, отпустили их. Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие. И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе». (Кол.1,23-24): «которого я, Павел, сделался служителем. Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь».

В этом случае хотелось бы заметить, такая радость, это – не тщеславная, горделивая и наигранная радость, которую многие из нас испытывали, а радость благодарения Богу за то, что Господь дает мирно перенести унижения, радость, что мне такому грешному и недостойному Господь посылает такие искушения, чтобы научить меня подражать Ему.

Далее. Также к высшим степеням относится плачь о болезненном состоянии души ближнего (и об этом еще скажем позже) и тишина духа о себе, которая сопровождается любовью и снисхождением к тому, кто бранится.

Иоанн Лествичник (Лествица, сл. 8): «…признак крайней кротости состоит в том, чтобы и в присутствии раздражающего сохранять тишину сердечную и залог любви к нему».

Необходимо сказать о том, что такую истинную тихую реакцию духа нельзя вызвать самому человеку - она дается Богом по чистоте сердца. А для стяжания благодати человек находится в постоянном покаянии, в обучении себя смирению, научении себя добродетелям взамен своих страстей и т.п.

Авва Исаия (Слово 1): «..добродетель заключается в том, чтобы от споров уклоняться, злострадание переносить равнодушно, обучаться смирению, во всяком случае отсекать волю свою, не надеяться на свою правду, но всегда иметь пред очами грехи свои».

Когда человек не только понимает, что он - грешник, но и чувствует это, то выносит над собой суд: «я достоин ада». Имея такое убеждение, душа находится в святой скорби о себе, и все с нею случающееся, по сравнению со своей будущей участью, считает за ничто.

Григорий Палама (Омилия 2): «Так что истинно считающий себя повинным вечной муке, не перенесет ли доблестно не только бесчестие, но и - убыток и болезнь, и всякую, так сказать, превратность и бедствие?».

Если же смирение не истинное, то человек тяжело переносит любое злоречие, направленное на него (но об этом будет сказано позже).


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.