Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2022-11-14 | 74 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Создателем наиболее совершенного варианта звукового метода обучения грамоте в России был К.Д. Ушинский|| (1824-1870). Он исходил из задачи всестороннего развития ребенка и свой метод разработал как анализ живой речи.
«Родное слово» К.Д. Ушинского, куда входила и его «Азбука», а также «Руководство к преподаванию по «Родному слову", вышло в 1864 г. и приобрело широкую признательность. Свой метод К.Д. Ушинский назвал методом письма-чтения, убедительно доказав, что нельзя отделять; письмо от чтения. Он считал, что письмо, опирающееся на звуковой анализ, должно идти впереди чтения. По «Азбуке''дети сначала знакомились с рукописным шрифтом, и лишь через 10-15 уроков вводились печатные буквы. Но и тогда новая буква, после изучения звука, давалась сначала в письменном варианте.
К.Д. Ушинский в своей методике объединил анализ и синтез, ввел систему аналитико-синтетических упражнений со звуками, слогами и словами. Обучение грамоте он соединил с развитием речи ("дара слова") учащихся. С первых же уроков дети работали с народными пословицами, с загадками; читаемые тексты были доступны им. Для звукового анализа использовались предложения и слова, взятые из речи самих учащихся.
Однако К.Д. Ушинский не учитывал качественные особенности гласных Я, Ю, Е и некоторых позиционных изменений согласных: например, что звук [Ж ] в конце слов переходит в глухой согласный [Ш ].
Современный звуковой
АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ.
Общая характеристика современного метода обучения грамоте.
Современный метод обучения грамоте является звуковым. Обучаясь, дети знакомятся с основными звуками русского языка, учатся слышать их и выделять из речи, обозначать буквами; при этом особое внимание уделяется анализу последовательности звуков в словах и различению твердости и мягкости согласных. Обозначение звука буквой выполняется после его выделения из слов и изучения его звучания в разных словах.
|
Метод аналитико-синтетический.
Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом. Звуковой анализ предшествует синтезу, но тесно с ним связан.
Основными принципами метода стали:
1) с точки зрения целей формирования личности:
— обучение грамоте носит воспитывающий характер, задачи воспитания реализуются через использование материалов «Азбуки»;
— обучение носит развивающий характер, обеспечивающий умственное развитие через систему упражнений в анализе и синтезе, через речевые упражнения,оно опирается на систему наблюдений природы и окружающей жизни, требует высокого уровня сознательного чтения;
2) с точки зрения психолого-лингвистической:
— обучение опирается на живую речь учащихся, на имеющийся речевой опыт, на образцовые тексты; включает систему развития речи;
— за основу аналитико-синтетической работы берется звук (буква вводится как обозначение звука после знакомства с ним);
— главное внимание уделяется звуковому анализу, артикулированию звуков, развитию речевого слуха;
— в качестве единицы чтения берется слог (слоговой, или позиционный, принцип как следствие аналогичного принципа русской графики);
— особое внимание уделяется слоговой работе: чтение и произношение слогов, использование слоговых таблиц;
— не только выделение звуков, установление их количества и последовательности, но и определение связей между ними: вводится слого-звуковой анализ слова;
3) с точки зрения организационной:
— устанавливается определенная последовательность изучения звуков и букв (по частотному принципу;
— выделяются добукварный (подготовительный) и букварный (основной) периоды обучения;
|
— письмо не отрывается от чтения, а идет параллельно с ним;
— систематическое введение пропедевтических элементов грамматики, словообразования, орфографии (на практической основе);
4) с точки зрения приемов обучения:
— дифференцированный и индивидуализированный подход к учащимся в связи со значительными различиями в общем развитии и в готовности к чтению и письму детей;
— введение элементов моделирования
— модели слогов, слов, предложений.
Приемы анализа и синтеза.
Основа метода —изучение живого произношения слова. В связи с этим был выработан типовой план изучения нового звука и буквы, который применяется в букварный период:
Анализ:
1. Выделение из речи предложений.
2. Деление предложений на слова.
3. Выделение из предложений (или по картинке, загадке) слова для анализа.
4. Деление слова на слоги, установление их количества.
5. Выделение и изучение нового звука из слога (слова), установление его характеристики: гласный или согласный, твердый или мягкий согласный.
6. Установление места данного звука в звуковой структуре слов.
7. Обозначение выделенного звука буквой.
Синтез:
1. Составление слогов и слов из разрезной азбуки (печатанье).
2. Чтение и преобразование слогов на передвижной азбуке или по слоговым таблицам.
3. Чтение слов по таблице, букварю с опорой на дополнительные пометы.
4. Чтение предложений и связных текстов.
Типовой план может изменяться в связи с изучаемым материалом или сокращаться по мере усвоения детьми знаний и приобретения ими навыков в аналитико-синтетической работе.
При использовании приемов звукового анализа ставится задача — помочь учащимся осознать звуковой состав слов и последовательность звуков в словах.
Выделение нового звука, то есть предназначенного для изучения на данном уроке может быть организовано несколькими способами:
1) выделение из предложения звука-слова ("Слива и груша" — звук [и]).
2) выделение гласного образующего целый слог: 0-сы, у -сы, или йотированных: ю -ла, я - ма.
3) прием звукоподражания (Как жужжит пчела? — ж-ж-ж-ж).
4) выделение согласного звука из закрытого слога, где он наименее прочно связан с предшествующим гласным (со м, ма к).
5) выделение согласного звука из открытого слога, преимущественно «длительных» согласных Ш, С, Ж. (Ш ура, С аша).
|
6) выделение глухих согласных в конце слов (ко т, су п).
7) выделение звонких согласных в начале слова со стечением согласных (бр ат, гр ач).
Анализ последовательности звуков в словах, подсчет их количества, определение характера связи между ними, слогового состава является началом фонетического разбора, которому учащиеся будут обучаться в последующих классах.
Аналитическая и синтетическая работа учащихся связана с использованием моделей (схем). Схемы —модели являются важным условием развития у детей фонематического слуха, умения производить слого-звуковой анализ звучащего слова, овладение продуктивными способами чтения. В «Азбуке», а также учителем предлагаются следующие схемы:
1. Предложение:
2. Слово:
3. Слово, разделенное на слоги:
4. Слово с ударением:
5. Слого-звуковые модели слов: аист ты дом
ели грибы ель стол
Периодизация процесса обучения грамоте.
Обучение грамоте продолжается при обучении детей:
— с шести лет — 7,5 месяца.
Процесс обучения грамоте разделяется на два периода: подготовительный (54 дня у шестилеток) и основной (букварный):
Подготовительный период имеет свои цели:
— приобщение детей к учебной деятельности;
— усвоение звуков в результате анализа звучащей речи;
— подготовка к чтению и письму;
— выявление степени готовности учащихся к обучению.
В подготовительном периоде выделяются две ступени: безбуквенная и изучение гласных звуков.
На первой ступени дети овладевают такими понятиями и терминами, как речь, предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный, согласный, буква, слог-слияние. В это же время происходит знакомство с учебной книгой — «Азбукой», со средствами письма; проводятся первые аналитико-синтетические упражнения и упражнения, тренирующие руку для письма.
На второй ступени подготовительного периода изучаются гласные звуки [а ], [о ], [и ], [ы ], [у ] и буквы Аа, Оо, Ии, ы, Уу. Знакомство с пятью важнейшими гласными звуками и соответствующими буквами обеспечивает ориентировку на гласные при обучении чтению. С буквой Э знакомятся гораздо позже, т.к. она редко встречается в речи; с йотированными гласными Е, Я, Е, Ю также на более позднем этапе, т.к. эти буквы обозначают гласные в особых условиях или слияние согласного с гласным.
|
Основной период характеризуется постепенным усложнением материала, увеличением объема читаемых текстов, повышением уровня сформированности навыка чтения и письма, углублением анализа содержания прочитанного.
Начало основного периода совпадает с изучением первой согласной буквы. Главные задачи основного периода:
— изучить все буквы;
— усвоить сочетания букв;
— практически усвоить правила графики;
— выработать навык плавного слогового с переходом на целые слова чтения;
— развить интерес к чтению, к литературе;
— развивать речь и мышление.
Основной (букварный) период обучения грамоте включает четыре последовательные ступени.
На первой ступени букварного периода учащиеся овладевают приемами чтения в слове гласных, прямых слогов и примыкающих к ним согласных. Тексты просты и кратки. Используются слоговые таблицы для чтения и составления слов.
На второй ступени букварного периода учащиеся овладевают быстрой ориентировкой в слого-звуковой структуре слов, закрепляют основные приемы чтения слов, включающих слияние в разных позициях. Обучаются приему выборочного чтения, правильному построению ответов на вопросы, последовательному пересказу прочитанного.
На третьей ступени значительно возрастает объем чтения (несколько текстов на одной странице), появляются стихотворные тексты. В звуковом анализе упражняются преимущественно отставшие учащиеся. Главное внимание уделяется совершенствованию техники чтения. Детям разъясняются правила произношения (орфоэпия), наблюдаются некоторые орфографические явления. Больше внимания уделяется развитию связной речи: высказывания по картинке, активизация и обогащения словаря.
На четвертой ступени читают много разнообразных текстов, при этом работа приближается к той, которая будет присутствовать на уроках классного чтения.
В основной период обучения грамоте один раз в неделю 20мин. от урока обучения грамоте отводится на проведение занятия внеклассным чтением с использованием книг.
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!