Звуковой аналитико-синтетический метод К.Д. Ушинского. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Звуковой аналитико-синтетический метод К.Д. Ушинского.

2022-11-14 74
Звуковой аналитико-синтетический метод К.Д. Ушинского. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Создателем наиболее совершенного варианта звукового метода обучения грамоте в России был К.Д. Ушинский|| (1824-1870). Он исходил из задачи всестороннего развития ребенка и свой метод разработал как анализ живой речи.

«Родное слово» К.Д. Ушинского, куда входила и его «Азбука», а также «Руководство к преподаванию по «Родному слову", вышло в 1864 г. и приобрело широкую призна­тельность. Свой метод К.Д. Ушинский назвал методом письма-чтения, убедительно доказав, что нельзя отделять; письмо от чтения. Он считал, что письмо, опирающееся на звуковой анализ, должно идти впереди чтения. По «Азбуке''дети сначала знакомились с рукописным шрифтом, и лишь через 10-15 уроков вводились печатные буквы. Но и тогда новая буква, после изучения звука, давалась сначала в письменном варианте.

К.Д. Ушинский в своей методике объединил анализ и синтез, ввел систему аналитико-синтетических упражне­ний со звуками, слогами и словами. Обучение грамоте он соединил с развитием речи ("дара слова") учащихся. С пер­вых же уроков дети работали с народными пословицами, с загадками; читаемые тексты были доступны им. Для звуко­вого анализа использовались предложения и слова, взятые из речи самих учащихся.

Однако К.Д. Ушинский не учитывал качественные особенности гласных Я, Ю, Е и некоторых позиционных изменений согласных: например, что звук [Ж ] в конце слов переходит в глухой согласный [Ш ].

Современный звуковой

АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ.

Общая характеристика современного метода обучения грамоте.

Современный метод обучения грамоте является звуко­вым. Обучаясь, дети знакомятся с основными звуками рус­ского языка, учатся слышать их и выделять из речи, обоз­начать буквами; при этом особое внимание уделяется ана­лизу последовательности звуков в словах и различению твердости и мягкости согласных. Обозначение звука бук­вой выполняется после его выделения из слов и изучения его звучания в разных словах.

Метод аналитико-синтетический.

Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом. Звуковой анализ предшествует синтезу, но тесно с ним связан.

Основными принципами метода стали:

1) с точки зрения целей формирования личности:

обучение грамоте носит воспитывающий характер, задачи воспитания реализуются через использова­ние материалов «Азбуки»;

— обучение носит развивающий характер, обеспечивающий умственное развитие через систему упражнений в анализе и синтезе, через речевые упражнения,оно опирается на систему наблюдений природы и окружающей жизни, требует высокого уровня со­знательного чтения;

2) с точки зрения психолого-лингвистической:

обучение опирается на живую речь учащихся, на имеющийся речевой опыт, на образцовые тексты; включает систему развития речи;

— за основу аналитико-синтетической работы берется звук (буква вводится как обозначение звука после знакомства с ним);

— главное внимание уделяется звуковому анализу, артикулированию звуков, развитию речевого слуха;

— в качестве единицы чтения берется слог (слоговой, или позиционный, принцип как следствие аналогич­ного принципа русской графики);

— особое внимание уделяется слоговой работе: чтение и произношение слогов, использование слоговых таблиц;

— не только выделение звуков, установление их коли­чества и последовательности, но и определение свя­зей между ними: вводится слого-звуковой анализ слова;

3) с точки зрения организационной:

устанавливается определенная последовательность изучения звуков и букв (по частотному принципу;

— выделяются добукварный (подготовительный) и букварный (основной) периоды обучения;

— письмо не отрывается от чтения, а идет параллельно с ним;

— систематическое введение пропедевтических эле­ментов грамматики, словообразования, орфографии (на практической основе);

4) с точки зрения приемов обучения:

— дифференцированный и индивидуализированный подход к учащимся в связи со значительными разли­чиями в общем развитии и в готовности к чтению и письму детей;

— введение элементов моделирования

— модели слогов, слов, предложений.


Приемы анализа и синтеза.

 

 

Основа метода —изучение живого произношения сло­ва. В связи с этим был выработан типовой план изучения нового звука и буквы, который применяется в букварный период:

Анализ:

1. Выделение из речи предложений.

2. Деление предложений на слова.

3. Выделение из предложений (или по картинке, загадке) слова для анализа.

4. Деление слова на слоги, установление их количества.

5. Выделение и изучение нового звука из слога (слова), установление его характеристики: гласный или со­гласный, твердый или мягкий согласный.

6. Установление места данного звука в звуковой структу­ре слов.

7. Обозначение выделенного звука буквой.

Синтез:

1. Составление слогов и слов из разрезной азбуки (печа­танье).

2. Чтение и преобразование слогов на передвижной аз­буке или по слоговым таблицам.

3. Чтение слов по таблице, букварю с опорой на допол­нительные пометы.

4. Чтение предложений и связных текстов.

Типовой план может изменяться в связи с изучаемым материалом или сокращаться по мере усвоения детьми зна­ний и приобретения ими навыков в аналитико-синтетической работе.

При использовании приемов звукового анализа ставит­ся задача — помочь учащимся осознать звуковой состав слов и последовательность звуков в словах.

Выделение нового звука, то есть предназначенного для изучения на данном уроке может быть организовано не­сколькими способами:

1) выделение из предложения звука-слова ("Слива и гру­ша" — звук [и]).

2) выделение гласного образующего целый слог: 0-сы, у -сы, или йотированных: ю -ла, я - ма.

3) прием звукоподражания (Как жужжит пчела? — ж-ж-ж-ж).

4) выделение согласного звука из закрытого слога, где он наименее прочно связан с предшествующим гласным (со м, ма к).

5) выделение согласного звука из открытого слога, пре­имущественно «длительных» согласных Ш, С, Ж. (Ш у­ра, С аша).

6) выделение глухих согласных в конце слов (ко т, су п).

7) выделение звонких согласных в начале слова со стече­нием согласных (бр ат, гр ач).

Анализ последовательности звуков в словах, подсчет их количества, определение характера связи между ними, слогового состава является началом фонетического разбо­ра, которому учащиеся будут обучаться в последующих классах.

Аналитическая и синтетическая работа учащихся свя­зана с использованием моделей (схем). Схемы —модели являются важным условием развития у детей фонематиче­ского слуха, умения производить слого-звуковой анализ звучащего слова, овладение продуктивными способами чтения. В «Азбуке», а также учителем предла­гаются следующие схемы:

 

1. Предложение:

 

 

2. Слово:

 

 

3. Слово, разделенное на слоги:

 

 

4. Слово с ударением:

 

 

5. Слого-звуковые модели слов: аист              ты           дом

                                ели          грибы          ель           стол

Периодизация процесса обучения грамоте.

 

 

Обучение грамоте продолжается при обучении детей:

— с шести лет — 7,5 месяца.

Процесс обучения грамоте разделяется на два периода: подготовительный (54 дня у шести­леток) и основной (букварный):

Подготовительный период имеет свои цели:

— приобщение детей к учебной деятельности;

— усвоение звуков в результате анализа звучащей речи;

— подготовка к чтению и письму;

— выявление степени готовности учащихся к обучению.

В подготовительном периоде выделяются две ступени: безбуквенная и изучение гласных звуков.

  На первой ступе­ни дети овладевают такими понятиями и терминами, как речь, предложение, слово, слог, ударение, звук, глас­ный, согласный, буква, слог-слияние. В это же время происходит знакомство с учебной книгой — «Азбукой», со средствами письма; проводятся первые аналитико-синтетические упражнения и упражнения, тре­нирующие руку для письма.

На второй ступени подготовительного периода изуча­ются гласные звуки [а ], [о ], [и ], [ы ], [у ] и буквы Аа, Оо, Ии, ы, Уу. Знакомство с пятью важнейшими гласными зву­ками и соответствующими буквами обеспечивает ориенти­ровку на гласные при обучении чтению. С буквой Э знако­мятся гораздо позже, т.к. она редко встречается в речи; с йотированными гласными Е, Я, Е, Ю также на более позд­нем этапе, т.к. эти буквы обозначают гласные в особых условиях или слияние согласного с гласным.

Основной период характеризуется постепенным услож­нением материала, увеличением объема читаемых текстов, повышением уровня сформированности навыка чтения и письма, углублением анализа содержания прочитанного.

 

Начало основного периода совпадает с изучением пер­вой согласной буквы. Главные задачи основного периода:

изучить все буквы;

— усвоить сочетания букв;

— практически усвоить правила графики;

— выработать навык плавного слогового с переходом на целые слова чтения;

— развить интерес к чтению, к литературе;

— развивать речь и мышление.

Основной (букварный) период обучения грамоте вклю­чает четыре последовательные ступени.

На первой ступе­ни букварного периода учащиеся овладевают приемами чтения в слове гласных, прямых слогов и примыкающих к ним согласных. Тексты просты и кратки. Используются слоговые таблицы для чтения и составления слов.

На второй ступени букварного периода учащиеся ов­ладевают быстрой ориентировкой в слого-звуковой струк­туре слов, закрепляют основные приемы чтения слов, включающих слияние в разных позициях. Обучаются при­ему выборочного чтения, правильному построению ответов на вопросы, последовательному пересказу прочитанного.

На третьей ступени значительно возрастает объем чтения (несколько текстов на одной странице), появляются стихотворные тексты. В звуковом анализе упражняются преимущественно отставшие учащиеся. Главное внимание уделяется совершенствованию техники чтения. Детям разъясняются правила произношения (орфоэпия), наблю­даются некоторые орфографические явления. Больше вни­мания уделяется развитию связной речи: высказывания по картинке, активизация и обогащения словаря.

На четвертой ступени читают много разнообразных текстов, при этом работа приближается к той, которая бу­дет присутствовать на уроках классного чтения.

 

В основной период обучения грамоте один раз в неделю 20мин. от урока обучения грамоте отводится на проведение занятия внеклассным чтением с использованием книг.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.