Международное семейное право включает в себя следующие институты: — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Международное семейное право включает в себя следующие институты:

2022-11-14 20
Международное семейное право включает в себя следующие институты: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

§ Регистрация брака между гражданами России, которые постоянно проживают в иностранном государстве

§ Регистрация брака с иностранным гражданином

§ Взыскание алиментов с иностранных граждан

§ Признание недействительным брака

§ Развод иностранных и российских граждан

§ Вопросы собственности при заключении брака с иностранцем

 

 

2. Коллизионно-правовое регулирование заключения браков. Признание браков. Консульские браки.

С принятием в 1995 г. Семейного кодекса (СК РФ) международное частное право РФ претерпело существенные изменения.

1. Заключение брака на территории РФ. Форма и порядок заключения брака определяются российским правом, а материальные условия вступления в брак – законом гражданства для граждан или законом постоянного места жительства для лиц без гражданства каждого из лиц, вступающих в брак.

2. Заключение брака за границей. Если один или два супруга в браке, заключенном за границей, являются гражданами РФ, то такой брак признается в России при условии соблюдения формы по месту заключения и материальных условий вступления в брак по российскому праву. Браки, заключенные за границей, между иностранными гражданами признаются в России и по форме, и по материальным условиям по праву государства места заключения брака.

3. Заключение брака в дипломатическом, консульском учреждении РФ или иностранного государства. Оба лица должны иметь национальность государства, назначившего посла или консула. Заключение таких браков определяется национальным правом государства, назначившего посла или консула, например, консульским уставом, и правом государства, где требуется признание, а также консульским договором между этими государствами.

4. Расторжение брака в РФ. Брак между гражданами РФ и иностранцами, а также браки между иностранцами расторгаются по российскому праву. Граждане РФ, проживающие за ее пределами, могут расторгнуть брак с проживающим за границей супругом, независимо от его национальности, в российском суде.

5. Расторжение брака за границей. Расторжение брака между гражданами РФ, либо между гражданами РФ и иностранцами, совершенное за границей, признается в России.

6. Расторжение брака в дипломатическом или консульском учреждении. Возможно в тех случаях, когда расторжение брака допускается во внесудебном порядке.

Личные неимущественные и имущественные отношения супругов. Вопрос о выборе применимого права решается на основе территориального принципа. Если супруги имеют или имели общее место жительства, то коллизионной привязкой является закон государства общего места жительства/последнего совместного места жительства.

Международное усыновление (удочерение ). При усыновлении на территории России ребенка, являющегося гражданином РФ, иностранцами применимое право определяется по личному закону усыновителя. Кроме того, должны быть учтены требования российского права, а также положения международных договоров по вопросам международного усыновления с участием РФ.

При международном усыновлении, когда национальность усыновителя и ребенка не совпадают, может потребоваться получение согласия компетентных органов государства гражданства ребенка. При усыновлении на территории России гражданами РФ ребенка – гражданина иностранного государства необходимо получить согласие компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок.

3. Коллизионно-правовое регулирование расторжения браков. Признание разводов. Консульские разводы.

До 70-х годов XX в. практически во всем мире развод рассматривался как санкция за виновное поведение супругов, за нарушение брачного договора с взысканием убытков и возмещением морального вреда. В середине 70-х годов XX в. в большинстве государств Европы была произведена реформа развода.

Основная тенденция реформы — отказ от концепции развода как санкции и переход к концепции: развод — это констатация неудачного брака. Современное законодательство большинства стран предусматривает как судебный, так и несудебный порядок расторжения брака. На международном универсальном уровне эти вопросы урегулированы в Гаагской конвенции о признании развода и судебного разлучения супругов 1970 г.

Специальные правила расторжения браков установлены в международных двусторонних договорах РФ о правовой помощи (с Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Польшей, Чехией):

  1. Развод производится органами того государства, гражданами которого являются супруги.
  2. Проживающие в одном государстве граждане другого государства могут возбудить дело о разводе в суде по месту жительства.
  3. При расторжении брака применяется закон гражданства супругов.
  4. Если супруги не имеют общего гражданства и проживают на территории разных стран, дело о разводе может быть возбуждено в суде любого государства, и каждый суд будет применять свое собственное право.

4. Коллизионно-правовое регулирование отношений между супругами, установления и оспаривания отцовства (материнства), алиментных обязательств родителей и детей.

Иностранные граждане предъявляют соответствующему оператору документ, удостоверяющий их личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, и представляют:

  1. заявление о своем желании усыновить (удочерить) ребенка и с просьбой ознакомить их с находящимися в государственном банке данных о детях сведениями о детях, соответствующих их пожеланиям;
  2. заполненные анкеты граждан;
  3. обязательство поставить в установленном порядке на учет в соответствующем консульском учреждении Российской Федерации усыновленного (удочеренного) ими ребенка;
  4. обязательство предоставлять возможность для обследования условий жизни и воспитания усыновленного (удочеренного) ребенка;
  5. копию документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве;
  6. заключение компетентного органа государства, гражданином которого он является (для гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, или лица без гражданства - государства, в котором он имеет постоянное место жительства), об условиях его жизни и возможности быть усыновителем (удочерителем). К заключению прилагаются фотоматериалы о его семье;
  7. обязательство компетентного органа государства проживания гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного (удочеренного) ребенка и представлять отчеты об условиях жизни и воспитания ребенка в семье усыновителя (удочерителя);
  8. обязательство компетентного органа государства проживания гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, иностранного гражданина проконтролировать постановку на учет в консульском учреждении Российской Федерации усыновленного (удочеренного) ребенка;
  9. копию лицензии (или другого документа) иностранной организации, подтверждающей полномочия компетентного органа по подготовке документов, указанных в подпунктах "е" - "з" настоящего пункта.

Документы, указанные в подпунктах "а"-"г", принимаются к рассмотрению в течение года с даты их составления, а указанные в подпунктах "е"-"и" - в течение года со дня их выдачи.

Если законодательством иностранного государства предусмотрен иной срок действия документов, указанных в подпунктах «е» - «и», то они могут рассматриваться в течение срока, установленного законодательством соответствующего государства.

Гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий за пределами Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства в случае выезда на момент оформления им усыновления (удочерения) ребенка в другое государство на срок более одного года (на работу или по иным причинам), кроме документов, указанных в подпунктах "а" - "д", представляет следующие документы:

1. заключение о возможности быть усыновителем (удочерителем) и обязательство осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного (удочеренного) ребенка и постановкой его на консульский учет в консульском учреждении Российской Федерации по возвращении в государство постоянного места жительства, выданные компетентным органом этого государства;

2. заключение об условиях его жизни и обязательство осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного (удочеренного) ребенка и постановкой его на консульский учет в консульском учреждении Российской Федерации по прибытии в государство, на территории которого он проживает на момент оформления усыновления (удочерения), выданные компетентным органом этого государства.

 

6.Защита прав и интересов детей в международном частном праве.

Проблема защиты прав и интересов детей - вопрос не только международного частного, но и международного публичного права. В международном частном праве проблема защиты прав и интересов детей включает рассмотрение таких вопросов, как установление и оспаривание отцовства, обязанностей родителей по содержанию детей, усыновление.

В рамках международного частного права регулирование отношений по защите прав детей, так же, как и других отношений в области семейного права, осуществляется преимущественно коллизионно-правовым способом. В законодательстве каждого государства имеются специальные нормы, устанавливающие компетентный правопорядок при решении вопросов усыновления, установления отцовства. Так, например, в Кодексе Бустаманте в главе V «Отцовство и установление отцовства» содержится 10 коллизионных норм, определяющих выбор права при решении таких вопросов, как способность устанавливать отцовство, защита наследственных прав внебрачного ребенка, определение последствий установления отцовства. Одновременно определен круг вопросов, которые относятся к публичному порядку.

В семейном законодательстве Российской Федерации непосредственно правам ребенка посвящены три статьи в СК 1995 г., положения которых потом конкретизируются в специально принимаемых законах и подзаконных актах (примером может служить Положение о порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам 1995 г.).

Согласно ст. 162 СК РФ, установление и оспаривание отцовства определяются законодательством государства, гражданином которого является ребенок по рождению. Следует отметить, что данное правило отличается от ранее действовавшего, закрепленного в ст. 164 КоБС РСФСР. В соответствии с последним установление отцовства в России производилось по российскому законодательству. Ныне действующее законодательство обязывает производить установление и оспаривание отцовства в отношении детей, являющихся иностранными гражданами, в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является ребенок.

 

 

Лекция  №16 (2часа)

Тема: «Международное наследственное право  »

1. Вопросы лекции:

1. Правовое регулирование наследственных отношений в России и за рубежом. Национальный режим наследования.

2. Коллизионные вопросы наследования и завещания.

3. Наследование выморочного имущества.

4.Регулирование наследственных отношений международными договорами Российской Федерации.

 

2. Литература.

2.1. Основная

2.1.1Богуславский М.М. Международное частное право.(текст) – М., 2008.

2.1.2Шлянцев Д.А. Международное частное право. Курс лекций (Электронный вариант).: М.: Экзамен, 2006г.- 284с. ЭБС- «Книгафонд «

2.2 Дополнительная литература

2.2.1.Гасанов К.К…. и др. Международное частное право. ЮНИТИ-ДАНА. Закон и правл. 2012 г. ЭБС – «Книгафонд»

2.2.2. Розенберг М.Г. Контракт международной купли-продажи. М. 2007. СП «Гарант»

 

1. Правовое регулирование наследственных отношений в России и за рубежом. Национальный режим наследования.

 

Правовой режим наследственного имущества определяется наследственным статусом: отношения по наследованию определяются по праву страны, где наследодатель имел последнее место жительства. В соответствии со ст. 20 Граждаского Кодекса Российской Федерации, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Следовательно, если наследодатель имел последнее постоянное место жительства в Российской Федерации, то применимым будет именно российское право, которым, в частности, будут определяться круг наследников, очередность их призвания к наследованию, право на обязательную долю.

В то же время из этого правила есть исключения: наследование недвижимого имущества определяется по праву страны, где находится это имущество, а наследование недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр в Российской Федерации, - по российскому праву.

Способность лица к составлению и отмене завещания, в том числе в отношении недвижимого имущества, а также форма такого завещания или акта его отмены определяются по праву страны, где завещатель имел место жительства в момент составления такого завещания или акта. Однако завещание или его отмена не могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если она удовлетворяет требованиям права места составления завещания или акта его отмены либо требованиям российского права.

 

2. Коллизионные вопросы наследования и завещания.

Статутом наследования признается определяемое на основании коллизионной нормы право, подлежащее применению к наследственным отношениям, осложненным иностранным элементом.

Статутом наследования определяются такие вопросы, как:

  • об имуществе, которое входит в состав наследства;
  • круге наследников;
  • времени открытия наследства;
  • разделе наследства и пр.

В соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в Минске 22 января 1993 г. производство по делам о наследовании движимого имущества компетентны вести учреждения Договаривающейся Стороны, на территории которой имел место жительства наследодатель в момент своей смерти.

Производство по делам о наследовании недвижимого имущества компетентны вести учреждения Договаривающейся Стороны, на территории которой находится имущество.

В соответствии с данной Конвенцией граждане каждой из Договаривающихся Сторон могут наследовать на территориях других Договаривающихся Сторон имущество или права по закону или по завещанию на равных условиях и в том же объеме, как и граждане данной Договаривающейся Стороны.

Право наследования имущества определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой наследователь имел последнее постоянное место жительства.

Право наследования недвижимого имущества определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой находится это имущество.

Также данной Конвенцией предусматривается, что если наследником является государство, то движимое имущество переходит стране, гражданином которой является наследодатель, а недвижимое – государству, на территории которого оно расположено.

3. Наследование выморочного имущества.

В соответствии со ст.1151 ГК РФ имущество умершего считается выморочным в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Установленный перечень случаев, когда имущество умершего признается выморочным, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

4.Регулирование наследственных отношений международными договорами Российской Федерации.

Наследственное право представляет собой один из институтов гражданского права, под которым понимается совокупность норм, регулирующих отношения, связанные с переходом прав и обязанностей умершего к другим лицам. Наследование – один из важнейших производных способов перехода права собственности. Между наследственным правом и правом собственности существует тесная связь. Предметом наследственного права может быть только то, что может быть предметом права частной собственности. Право собственности имеет примат по отношению к наследственному праву.

Виды наследования – наследование по завещанию и по закону. Наследование по завещанию является основным видом наследования. Исходное начало наследования по завещанию и в континентальном, и в общем праве – это сочетание двух основополагающих принципов: свободы завещания и охраны интересов семьи. Практически во всех государствах завещание понимается как односторонняя сделка, волевой акт наследодателя. Формы же завещания принципиально различны по законодательству разных государств. Попытки частичной унификации наследственного права были предприняты в Гаагской конвенции о коллизиях законов относительно форм завещательных распоряжений и в Вашингтонской конвенции о форме завещаний 1973 г. Однако наследственное право, как и семейное, в очень большой степени обусловлено национальными традициями и обычаями и потому с большим трудом поддается унификации.

 

 

Лекция  №17 (2часа)

Тема: «Международное частное трудовое право  »

1. Вопросы лекции:

1. Коллизионно-правовое регулирование международных трудовых отношений.

2. Трудовые права иностранцев. Порядок привлечения и использования в России иностранной рабочей силы.

3. Международно-правовое регулирование трудовых отношений.

4. Регулирование трудовых отношений в загранучреждениях и международных организациях.

5. Социальное обеспечение иностранцев в России и российских граждан за рубежом: национальное и международно-правовое регулирование.

 

2. Литература.

2.1. Основная

2.1.1Богуславский М.М. Международное частное право.(текст) – М., 2008.

2.1.2Шлянцев Д.А. Международное частное право. Курс лекций (Электронный вариант).: М.: Экзамен, 2006г.- 284с. ЭБС- «Книгафонд «

2.2 Дополнительная литература

2.2.1.Гасанов К.К…. и др. Международное частное право. ЮНИТИ-ДАНА. Закон и правл. 2012 г. ЭБС – «Книгафонд»

2.2.2. Розенберг М.Г. Контракт международной купли-продажи. М. 2007. СП «Гарант»

 

1. Коллизионно-правовое регулирование международных трудовых отношений.

Значение регулирования трудовых отношений с участием иностранных граждан резко возросло. Трудовая миграция в Россию прежде всего связана с распадом Советского Союза. По официальным данным, число легально работающих в России иностранцев в 1995 г. составляло более 200 тысяч человек. По экспертным оценкам, число вынужденных переселенцев, беженцев из других стран СНГ составляет около пяти миллионов, имеется около двух миллионов иммигрантов-нелегалов и 500-700 тысяч беженцев из Афганистана, Вьетнама, Китая и других стран. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ. Собрание законодательства РФ, 03.12.2001, № 49. Ст. 4552

В отечественной доктрине (А.С. Довгерт) подчеркивалось, что трудовые и гражданские отношения при имеющихся различиях объединены общими принципами частноправового регулирования. Именно поэтому к трудовым отношениям с иностранным элементом применяются общие понятия и положения международного частного права.

Особое значение в этой области имеют различные международные соглашения и прежде всего конвенции и иные акты, разработанные в рамках Международной организации труда (МОТ). Этой международной организацией было подготовлено более 140 конвенций. Кроме того, МОТ принимает также рекомендации. Так, согласно рекомендации МОТ № 86, государства в своих двусторонних договорах должны предусматривать положение о том, что индивидуальные трудовые контракты мигрантов будут основываться на типовых формах.

В типовой трудовой контракт предлагается включать следующие сведения и нормы: имя, фамилию, место и дату рождения, семейное положение, гражданство, страну пребывания мигранта, характер работы и место ее исполнения; профессиональную категорию, в которую зачисляется мигрант, и его трудовые функции; размер оплаты за работу в нормальные, сверхурочные и ночные часы, в праздничные и отпускные дни; порядок выплаты заработной платы, премий, надбавок, пособий; условия и размеры удержаний; срок действия контракта, условия его расторжения, продления; основания досрочного расторжения; условия въезда на территорию страны иммиграции и срок пребывания на ней; порядок покрытия проездных расходов мигранта и членов его семьи; порядок покрытия расходов, которые могут возникнуть по возращении на родину; условия труда, жизнеобеспечения; процедуры урегулирования споров и рассмотрения жалоб. Рекомендуется переводить контракт на понятный иммигранту язык и вручать ему экземпляр контракта.

Положения о трудовых отношениях содержатся и в других многосторонних соглашениях, прежде всего регионального характера. Так, согласно Брюссельской конвенции о подсудности и исполнении судебных решений (1968 г.), стороны трудового контракта сами могут решить, суд какого государства будет рассматривать и разрешать их возможные споры. При отсутствии такой договоренности действует правило: юрисдикцию по гражданскому и трудовому делу осуществляет суд того государства, в котором непосредственно реализуется контракт (т.е. применяется “закон места работы” государства пребывания мигранта).

2. Трудовые права иностранцев. Порядок привлечения и использования в России иностранной рабочей силы.

1. В российском законодательстве существует ряд общих принципов в области трудовых отношений, касающихся как постоянно проживающих в РФ иностранных лиц, так и иностранцев, временно пребывающих на территории России.
Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности в тру-довых отношениях наравне с российскими гражданами, то есть законода-тельство исходит из применения в области трудовых отношений принципа национального режима. Следовательно, на них распространяются общие положения трудового законодательства. В отношении условий и оплаты труда не допускается дискриминация иностранцев в зависимости от пола, расы, национальности, языка, вероисповедания и проч. В РФ не признаются ограничения на трудовую деятельность, установленные национальным законодательством страны иностранца. На иностранцев распространяются положения об охране труда, специальные положения, касающиеся условий труда женщин и подростков, они имеют право на социальные пособия, право на отдых.
Вместе с тем, несмотря на этот общий подход, законодательство пред-усматривает в отношении разных групп иностранных лиц специальные правила, касающиеся порядка их вступления в трудовые правоотношения на территории России, особенностей заключаемых с иностранцами трудовых договоров и некоторых ограничений на осуществление иностранными лицами отдельных видов трудовой деятельности. Особенности правового положения иностранцев в области трудовых отношений зависят главным образом от двух факторов: цели и оснований пребывания иностранца на территории РФ и наличия между Россией и страной происхождения иностранного лица (страной его гражданства или места жительства) договоров, регулирующих вопросы трудовой деятельности. Исходя из этих двух факторов иностранных физических лиц можно разделить на несколько групп.
К первой группе относятся иностранцы, постоянно проживающие в России. Эти лица могут заниматься трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для российских граждан. Единственным исключением из национального режима по отношению к этой группе иностранцев являются случаи, когда в соответствии с российским законодательством определенными профессиями могут заниматься или определенные должности занимать только граждане России. Такое ограничение установлено, в частности, для лиц, находящихся на государственной службе, занимающихся частной детективной и охранной деятельностью, патентных поверенных, работников прокуратуры, членов экипажей воздушных судов и лиц некоторых других профессий. В отношении ряда видов трудовой деятельности российское законодательство требует получения разрешений (лицензий) от компетентных органов РФ. Но это требование не всегда может рассматриваться как изъятие из национального режима, поскольку оно чаще всего адресовано не только иностранным лицам, но и российским гражданам. Заключаемые работодателями сданной категорией иностранцев трудовые договоры в полной мере подчинены российскому трудовому законодательству, если иное специально не предусмотрено международным договором между Россией и государством происхождения иностранца. Если законодательство РФ разрешает определенным категориям работодателей (например, предприятиям с иностранными инвестициями) при заключении трудовых договоров в определенных пределах отступать от норм российского трудового законодательства, то это разрешение относится и к трудовым договорам таких работодателей с иностранцами, постоянно проживающими на территории РФ.
Во вторую группу входят иностранцы, признанные в установленном порядке беженцами, и иностранные лица, которым в РФ предоставлено политическое убежище. В целом их трудовые права аналогичны правам постоянно проживающих в России иностранцев. Они пользуются правами, предоставленными гражданам России, если иное специально не предусмотрено законодательством РФ (в частности, указанные выше ограничения для иностранцев относительно определенных профессий и должностей). Для приема их на работу работодателю не требуется специальное разрешение. Более того, соответствующие государственные органы обязаны оказывать беженцам помощь в устройстве на работу и, если необходимо, в профессиональной подготовке и переподготовке. Работодателям, принявшим на работу беженцев, предоставляются дополнительные налоговые льготы и компенсации с целью возмещения расходов, связанных с трудоустройством этих лиц. Заключаемые с беженцами и лицами, получившими убежище в России, трудовые договоры подчиняются нормам российского законодательства.
К третьей группе относятся иностранцы, которые временно пребывают на территории России с целью осуществления трудовой деятельности и наем которых на работу производится в общем разрешительном порядке. Общим для всех временно пребывающих в России иностранцев является то, что они могут заниматься трудовой деятельностью в РФ, если это совместимо с целями их пребывания. Помимо соблюдения этого общего требования для найма на работу иностранцев, относящихся к этой группе, работодатель обязан получить разрешение ФМС России на привлечение иностранной рабочей силы, а сам иностранец -- подтверждение на право работы в России.
Работодатель должен доказать, что привлечение иностранной рабочей силы необходимо и целесообразно. Для этого, наряду с заявлением и проектом трудового контракта, он должен представить заключение органов исполнительной власти субъекта РФ, обосновывающее целесообразность привлечения и использования работодателем иностранной рабочей силы на его территории. Заключение должно исходить из приоритетного права российских граждан на занятие вакантных должностей и учитывать наличие на соответствующей территории равноценной рабочей силы, а также возможность перераспределения трудовых ресурсов из других регионов, чтобы предотвратить негативное влияние найма иностранных лиц на занятость российских граждан. За привлечение иностранной рабочей силы без соответствующего разрешения работодатели несут ответственность в порядке, установленном российским законодательством.

3. Международно-правовое регулирование трудовых отношений.

Необходимо обратить внимание на то, что в рассматриваемой области достаточно высок удельный вес международных документов, в принципе не содержащих норм, направленных на регламентацию отношений собственно гражданско- правового характера. Однако такого рода акты составляют фундамент регулирования в том, что касается общего положения лица в частно- правовой сфере и определения его соответствующего статуса. К ним должны быть отнесены, во-первых, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация о правах человека, принадлежащих индивидам, которые не являются гражданами страны проживания, 1985 г., а также международные пакты о правах человека 1966 г. (Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах), и, во-вторых, иные международные соглашения, формирующие основы межгосударственного сотрудничества в данной и смежных с ней областях (например, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о статусе беженцев 1951 г., Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. и др.).

4. Регулирование трудовых отношений в загранучреждениях и международных организациях.

5. Социальное обеспечение иностранцев в России и российских граждан за рубежом: национальное и международно-правовое регулирование.

одинаковое отношение к своим гражданам и гражданкам других Сторон Хартии в том, что касается прав на социальное обеспечение, включая сохранение пособий, предоставляемых законодательством о социальном обеспечении, или сохранение приобретенных прав (пункт 4 "а"статьи 12);

* предоставление, сохранение и восстановление прав на социальное обеспечение такими средствами, как суммирование периодов страхования или рабочего стажа (пункт 4 "b" статьи 12).

Прецедентное право Комитета строится вокруг следующих вопросов: какова сфера применения принципов пункта 4 статьи 12 и как эти принципы должны претворяться в жизнь наилучшим образом. Сначала, однако, нужно сказать несколько слов о сфере применения пункта 4 статьи 12.

В приложении к Хартии, касающемся "сферы действия Хартии в отношении лиц, находящихся под ее защитой", говорится, что "без ущерба для пункта 4 статьи 12... лица, на которых распространяется действие статей с 1-ой по 17-ую, включают иностранцев только в том случае, если они являются гражданами других Сторон, на законных основаниях проживающими или постоянно работающими на территории соответствующей Стороны...".

Это означает, что, когда государства принимают пункт 4 статьи 12, они берут на себя обязательство гарантировать иностранцам, упомянутым в Приложении к Хартии, одинаковый режим при наделении их правами на социальное обеспечение и при поддерживании и сохранении этих прав. Данные государства также обязаны гарантировать, что граждане других Договаривающихся сторон, которые больше не проживают в своей стране, но ранее на законных основаниях проживали или постоянно работали там, сохраняют права на социальное обеспечение, которые они приобрели по законодательству о социальном обеспечении своей страны.

Для иностранных граждан, проживающих на территории Российской Федерации, будет действовать российское законодательство.

Одним из таких актов является Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

 

Лекция  № 18(2часа)

Тема: «Внедоговорные обязательства в международном частном праве  »

1. Вопросы лекции:

1.Коллизионно-правовое регулирование обязательств из причинения вреда в России и за рубежом.

2.Определение применимого права в случаях причинения вреда иностранцам в России.

3.Определение применимого права в случаях причинения вреда российским гражданам за рубежом

4. Специальные случаи деликтной ответственности в международных договорах России.

5.Коллизионные вопросы обязательств из неосновательного обогащения.

 

2. Литература.

2.1. Основная

2.1.1Богуславский М.М. Международное частное право.(текст) – М., 2008.

2.1.2Шлянцев Д.А. Международное частное право. Курс лекций (Электронный вариант).: М.: Экзамен, 2006г.- 284с. ЭБС- «Книгафонд «

2.2 Дополнительная литература

2.2.1.Гасанов К.К…. и др. Международное частное право. ЮНИТИ-ДАНА. Закон и правл. 2012 г. ЭБС – «Книгафонд»

2.2.2. Розенберг М.Г. Контракт международной купли-продажи. М. 2007. СП «Гарант»

 

1.Коллизионно-правовое регулирование обязательств из причинения вреда в России и за рубежом.

Обязательства из причинения вреда, именуемые в некоторых правовых системах (преимущественно в странах континентальной Европы) деликтными, относятся к древнейшим видам обязательств. В истории развития МЧП коллизионное регулирование этих правоотношений претерпело определенную эволюцию: от наличия единственного принципа, устанавливающего выбор права при регулировании деликтов, до разработки системы коллизионных привязок, в основе которых был заложен принцип наибольшей выгоды для возмещения ущерба с точки зрения интересов потерпевшего.

Участниками деликтных правоотношений могут выступать различные субъекты МЧП, причем как в качестве потерпевшего, так и в качестве делинквента. Это касается, прежде всего, таких специфических субъектов МЧП, как государство и межправительственные организации. Примером деликтных отношений, когда субъектом выступает государство (в роли, например, делинквента), является ситуация, когда вред причиняется гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, в том числе и в результате издания несоответствующего закону акта государственного органа. Подобная норма содержится в российском законодательстве в статье 1069 ГК РФ: вред, причиненный в результате незаконных действий государственных органов, возмещается за счет казны Российской Федерации. От имени казны выступают соответствующие финансовые органы (ст. 1071 ГК РФ).

2.Определение применимого права в случаях причинения вреда иностранцам в России.

Основы гражданского законодательства устанавливают, что «права и обязанности сторон по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, определяются по праву страны, где имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда» (ч. 1 ст. 167).

При этом иностранное право не применяется, если действие или иное обстоятельство, служащее основанием для требования о возмещении вреда, по нашему законодательству не является противоправным (ч. 3 ст. 167). Это правило, введенное в закон в 1977 году, отразило практику судов, сложившуюся при рассмотрении дел о причинении вреда. Эта практика неизменно исходила из того, что правоотношения сторон по обязательству, если вред причиняется на территории СССР, регулируются советским законом независимо от гражданства причини-теля вреда и потерпевшего. Так, советская гражданка Немчикова была сбита в одном из городов Московской области автомашиной «Симка», принадлежавшей американскому туристу. В этом случае возникло обязательство по возмещению вреда.

При взыскании ущерба с иностранца (иностранно<


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.