Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний

2022-10-27 34
Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

Курс1, 2

Семестры 2, 3

Форма обучения очная, заочная (классическая), заочная (группа выходного дня)

Срок освоения ООП по форме обучения 2 года

Квалификация выпускника магистр

Для набора 2016г.

 

 

Москва, 2016


Составитель: Долженкова Галина Дмитриевна, кандидат юридических наук, доцент.

 

                        _______________ «__» ________ 2016 г.

 

                                                      подпись

 

 

Программа разработана в соответствии с ФГОС ВОпо направлению подготовки 40.04.01.  Юриспруденция (квалификация (степень) «Магистр»)

 

 

Программа обсуждена на заседании кафедры уголовного права

протокол № 8 «27» января 2016 г.

 

 

Зав. кафедрой  Бриллиантов Александр Владимирович,

Доктор юридических наук, профессор

                                                                                                    (ФИО, ученая степень, ученое звание)  

_______________ «__» ________ 2016 г.

                                                      подпись

 

 

Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом ___________ протокол № ______ «__» ________ 2016 г.

 

© Российский государственный университет правосудия, 2016 г.

© Долженкова Г.Д..,, 2016 г.

 

 

Программа составлена с использованием СПС «Консультант Плюс»

 


Оглавление

1. Цели освоения дисциплины

2.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)

3.Требования к результатам освоения дисциплины

4.Объем дисциплины и виды учебной работы

5. Содержание дисциплины

6.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

8.Материально-техническое обеспечение дисциплины

 


1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний» являются:

- формирование активной гражданской позиции, развитие творческого потенциала, повышение качества будущей профессиональной деятельности;

- воспитание студентов в духе уважения прав и законных интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, неуклонного соблюдения законности, обеспечения правопорядка;

- создание базы для осуществления возможности по разработке и реализации правовых норм;

- совершенствование базы теоретической подготовки студентов и практики обращения с нормативными правовыми актами;

- формирование правового мышления, выработка умения понимать законы и другие нормативные правовые акты, выражающие уголовную политику нашего государства;

- овладение глубокими и системными знаниями теории уголовно-исполнительного права;

- формирование представлений о сущности уголовного наказания;

- получение знаний о методологических основах и юридических основаниях назначения наказаний;

- формирование глубоких знаний об основах исполнения отдельных видов наказаний;

- формирование высокого уровня правосознания в области уголовно-исполнительного права, умения эффективно применять  закон на основе строгого соблюдения действующих правовых норм;

– формирование у студентов базовых знаний, необходимых для успешной работы по выбранной специальности;

- создание основы для самостоятельного решения задач требуемого уровня сложности в области знания и применения законодательства об ответственности за совершение преступлений.

    - умение логично формулировать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;

    - овладение приемами ведения дискуссии;

   - развитие познавательных способностей.

2.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)

Дисциплина «Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний» входит в профильную часть профессионального цикла дисциплин магистерской программы «Юрист в сфере уголовного судопроизводства» и относится к дисциплинам по выбору студента, устанавливаемым вузом (ДВ 6)

Дисциплина «Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний» относится к циклу уголовно-правовых дисциплин. Исходными для них являются социально-экономические и общеправовые дисциплины: философия, логика, теория и история права и государства.

Базой дисциплины «Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний» являются такие дисциплины как уголовное право, криминология,уголовно-исполнительное право.

Одновременно для освоения дисциплины студент должен владеть знаниями и в области иных отраслей наук, в частности: социологии, психологии, уголовного процесса и др.

Знания и умения, приобретаемые студентами после освоения содержания дисциплины, будут использоваться в правотворческой, правоохранительной, правоприменительной, экспертно-консультационной, организационно-управленческой, научно-исследовательской и педагогической деятельности.

Дляосвоения программы настоящей дисциплины студент должен:

1)знать:

- положения Конституции РФ по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства;

- основные этапы и направления формирования научных основ уголовной и уголовно-исполнительной политики Российской Федерации;

- основные направления современной российской уголовной и уголовно-исполнительной политики, проблемы ее формирования и реализации;

- основные положения уголовно-исполнительного закона, базовые положения криминологической науки;

- основные общепризнанные нормы международного права в области уголовно-правового противодействия преступности и обращения с заключенными;

 

2)уметь:

- анализировать содержание уголовно-исполнительных правовых норм, регламентирующих обращение с осужденными;

- применять основные приемы толкования нормативных правовых актов;

- использовать достижения других наук при решении уголовно-исполнительных вопросов;

3)иметь навыки:

- работы с УК и УИК РФ, постановлениями Пленума Верховного Суда РФ и уголовно-правовой и уголовно-исполнительной литературой, литературой по криминологии;

- владения уголовно-правовой, уголовно-исполнительной и криминологической терминологией;

- применения правил толкования закона о наказании и исполнении наказания;

- сбора и анализа нормативной и фактической информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности;

- осуществления правовой пропаганды и правового воспитания в сфере профессиональной деятельности.

 


3.Требования к результатам освоения дисциплины

В совокупности с другими дисциплинами ООП дисциплина «Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний» обеспечивает формирование следующих компетенций:

  п/п Код

Компетенция

Формы и методы обучения
 

 

Общекультурные компетенции  
1

 

 

ОК-3

способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

 

 

ПК-2

способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;

 ПК-5

способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;

 

 

ПК-7

способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты;

 

ПК-11

способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права

 

 ПК-1 3

способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне;

    Владеет приемами обобщения и анализа, характеризуется логичностью мышления, способностью выработки собственной позиции     Профессиональные компетенции   Показывает уверенное владение законодательным и иным нормативным правовым материалом, приемами толкования закона, умеет квалифицировать деяния, проводить разграничение между преступным и непреступным поведением   Показывает уверенные знания в области криминологических подходов к решению вопросов предупреждения преступлений, роли уголовно-правовых средств в этой сфере     Показывает уверенное владение приемами толкования закона, знает и понимает содержание уголовно-правовых дефиниций, проявляет умение анализа уголовно-правовых норм, знает компетенцию субъектов толкования     Демонстрирует уверенное владение приемами и методикой проведения научных исследований. Показывает уверенное владение приемами толкования закона, проявляет умение анализа уголовно-правовых норм   Владеет методикой преподавания, показывает знание уголовного права, имеет навыки общения с аудиторией         Лекции, групповые дискуссии, семинары     Лекции, семинары, практические занятия, ролевые игры, круглые столы     Лекции, семинары, практические занятия, ролевые игры, круглые столы   Лекции, семинары, практические занятия, ролевые игры, круглые столы     Лекции, семинары, практические занятия     Лекции, семинары, практические занятия    
         

 

В результате изучения дисциплины«Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний» студенты должны располагать прочными теоретическими знаниями и обладать практическими навыками. Они должны

знать:

-систему учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания;

- международные стандарты обращения с осужденными;

- особенности исполнения наказания в виде лишения свободы;

- особенности исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы;

- основные исторические аспекты развития пенитенциарной системы в России.

уметь:

- правильно назначить наказание;

- определять вид исправительного учреждения для отдельных видов осужденных;

- правильно решать процедурные вопросы, связанные с исполнением наказаний, как связанных, так и не связанных с изоляцией осужденного от общества;

- правильно решать процедурные вопросы, связанные с освобождением осужденного от отбывания наказания;

- правильно решать процедурные вопросы, связанные с реализацией права и обязанностей осужденного;

иметь навыки:

- работы с УК РФ, постановлениями Пленума Верховного Суда РФ и уголовно-правовой и уголовно-исполнительной литературой;

- владения уголовно-правовой и уголовно-исполнительной терминологией;

- назначения наказаний за отдельные преступления;

- определения места отбытия наказания;

- определения условий и порядка исполнения и отбывания отдельных видов наказаний, освобождения от наказания;

- оказания позитивного воздействия на поведение осужденных;

 - подготовки правоприменительных документов по вопросам, связанным с исполнением наказаний;

- решения вопросов применения мер безопасности

- сбора и анализа нормативной и фактической информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности;

- осуществления правовой пропаганды и правового воспитания в сфере профессиональной деятельности.

Усвоение дисциплины «Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний» предполагает комплексное использование магистрантами знаний по философии, психологии, социологии права, уголовному праву, уголовному процессу, криминологии, уголовно-исполнительному праву, судебной психиатрии и медицины и др.

В ходе изучения дисциплины планируется углубленное изучение криминологии и уголовно-исполнительного права, формирование навыков аналитического и прогностического мышления. Изучение дисциплины основано на положениях Конституции РФ, международно-правовых и национальных нормативно-правовых актов, определяющих основные направления и содержание уголовно-исполнительного законодательства, исполнения и отбывания наказаний, обращения с осужденными.

4.Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 2

Форма обучения - очная

Вид учебной работы

Трудоемкость

зач.  ед. час.
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 2 72
Аудиторные занятия   10
Лекции   2
Семинары или Практические занятия   8
Самостоятельная работа (СРС)   62
Форма промежуточной аттестации (дифф.зачет)   Дифф.зачет

Текст рабочей программы

ПРОГРАММА

                                   ОБЩАЯ ЧАСТЬ

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Тема 10. Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

 

Основания, цели и принципы содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Общая характеристика законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих порядок и условия содержание подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений под стражей. Места содержания подозреваемых и обвиняемых под стражей. Следственные изоляторы, их структура и основы деятельности. Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых.

Правовой статус подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, его содержание. Основные права подозреваемых и обвиняемых во время содержания под стражей. Право на информацию, личную безопасность, обращение с предложениями, заявлениями и жалобами, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, свободу вероисповедания, участие в гражданско-правовых сделках, реализация права на переписку, свидания, получение посылок и передач, получение и отправление денежных переводов и др. Обязанности подозреваемых и обвиняемых во время содержания под стражей.

Особенности правового статуса содержащихся под стражей женщин и несовершеннолетних.

Обеспечение изоляции и предотвращение правонарушений в местах содержания под стражей. Режим в местах содержания под стражей: понятие и цели. Размещение осужденных в камерах и их раздельное содержание. Охрана подозреваемых и обвиняемых и надзор за ними. Меры пресечения противоправного поведения подозреваемых и обвиняемых, их содержание и правовое регулирование. Меры поощрения и взыскания и порядок их применения.

Основания и порядок освобождения подозреваемых и обвиняемых из-под стражи.

 

Таблица 3

Тематический план

Таблица 4

Форма обучения – очная, заочная (классическая) и заочная (группа выходного дня) (нагрузка указана в обозначенной последовательности)

№ темы дисциплины. Тематика практических и/или семинарских занятий Технология проведения Трудоемкость в часах
1 2 3 4
2 Семинар1: Система учреждений  и органов, испол няющих  уголовные наказания. Опрос. Обсуждение выступлений, дискуссия по наиболее актуальным и спорным вопросам. Решение практических задач      0; 2; 2
3 Семинар 2: Правовое положение лиц, отбывающих наказание. Обсуждение докладов. Дискуссия по наиболее актуальным и спорным вопросам. Опрос. Решение практических задач 2; 2; 2
4 Семинар 3: Правовое регулирование исполнения наказаний и применения к осужденным мер исправительного воздействия. Опрос. Обсуждение выступлений, дискуссия по наиболее актуальным и спорным вопросам. Решение практических задач   2; 2; 2
5 Семинар 4: Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества. Опрос. Обсуждение выступлений, дискуссия по наиболее актуальным и спорным вопросам. Решение практических задач   2; 2; 2
7 Семинар 5: Порядок и  условия отбывания наказания в виде лишения свободы. Опрос. Обсуждение выступлений, дискуссия по наиболее актуальным и спорным вопросам. Решение практических задач   2; 2; 2

Итого:

8; 10; 10

Самостоятельная работа

5.4.1 Самостоятельное изучение студентами разделов дисциплины

Таблица 5

Форма обучения – очная, заочная (классическая) и заочная (группа выходного дня) (часы указаны последовательно для указанных форм обучения)

№ темы дисциплины Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Кол-во часов
1 Понятие уголовно-исполнительной политики. Ее цели, задачи, содержание. Основные тенденции в развитии уголовно-исполнительной политики в современных условиях - ее демократизация и гуманизация. Роль уголовно-исполнительной политики в общегосударственной политике в области борьбы с преступностью. Социальные факторы, определяющие направления уголовно-исполнительной политики, ее стратегию, тактику, задачи. Субъекты формирования уголовно-исполнительной политики. Формы и методы реализации уголовно-исполнительной политики. Значение концептуальных разработок, научных исследований для формирования уголовно-исполнительной политики. Закон как основная форма выражения политики, решения федеральных органов государственный власти в сфере исполнения уголовных наказаний. Влияние международных правовых актов в сфере прав человека, обращения с заключенными и исполнения наказаний на уголовно-исполнительную политику. Уголовно-исполнительное право. Его понятие, содержание. Уголовно-исполнительное право и уголовно исполнительное законодательство. Их соотношение. Предмет и метод правового регулирования. Принципы уголовно-исполнительного права. Их значение, содержание, система, отражение в уголовно-исполнительном законодательстве. Уголовно-исполнительное право как самостоятельная отрасль права. Место уголовно-исполнительного права в системе других отраслей права. Соотношение уголовно-исполнительного права, уголовного и уголовно-процессуального права. Характер и уровни их взаимосвязи. 12; 10; 10
6 Арест как вид уголовного наказания. Его содержание и основные признаки. Места отбывания ареста. Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста. Особенности применения к осужденным к аресту средств исправления. Меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным к аресту. Материально-бытовое обеспечение и медицинское обслуживание осужденных к аресту. Особенности отбывания ареста несовершеннолетними. 10; 10; 10
8 Порядок исполнения наказания в виде ограничения по военной службе. Удержания из денежного содержания осуждённого. Перемещение осуждённого военнослужащего по службе. Освобождение от наказания и прекращение исполнения наказания в виде ограничения по военной службе. Места отбывания ареста. Раздельное содержание осуждённых военнослужащих. Порядок и условия отбывания ареста. Меры поощрения и взыскания, применяемые к осуждённым военнослужащим. Правовое положение осуждённых к аресту. Особенности режима в дисциплинарной воинской части. Условия отбывания наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части. Военная подготовка и труд осуждённых военнослужащих. Изменение условий отбывания наказания в дисциплинарной воинской части. Меры поощрения и взыскания, применяемые к осуждённым военнослужащим. Материально-бытовое и медицинское обеспечение осуждённых военнослужащих. Зачёт срока содержания в дисциплинарной воинской части в общий срок военной службы. 10; 10; 10
10 Основания, цели и принципы содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Общая характеристика законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих порядок и условия содержание подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений под стражей. Места содержания подозреваемых и обвиняемых под стражей. Следственные изоляторы, их структура и основы деятельности. Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых. Правовой статус подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, его содержание. Основные права подозреваемых и обвиняемых во время содержания под стражей. Право на информацию, личную безопасность, обращение с предложениями, заявлениями и жалобами, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, свободу вероисповедания, участие в гражданско-правовых сделках, реализация права на переписку, свидания, получение посылок и передач, получение и отправление денежных переводов и др. Обязанности подозреваемых и обвиняемых во время содержания под стражей. Особенности правового статуса содержащихся под стражей женщин и несовершеннолетних. Обеспечение изоляции и предотвращение правонарушений в местах содержания под стражей. Режим в местах содержания под стражей: понятие и цели. Размещение осужденных в камерах и их раздельное содержание. Охрана подозреваемых и обвиняемых и надзор за ними. Меры пресечения противоправного поведения подозреваемых и обвиняемых, их содержание и правовое регулирование. Меры поощрения и взыскания и порядок их применения. Основания и порядок освобождения подозреваемых и обвиняемых из-под стражи. 10; 10; 10
11 Международное сотрудничество в области обращения с осужденными: история и перспективы. Принципы, цели, задачи международного сотрудничества в сфере обращения с осужденными. Место международных правовых актов в национальной правовой системе. Международные тюремные конгрессы: первая серия (1846, 1847,1857 г.г.). Вторая серия тюремных конгрессов (1872, 1878, 1885, 1890,1895, 1900, 1905, 1910, 1925, 1930, 1936, 1950 г.г.). Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями как источники международных актов об обращении с осужденными. Действующие международные акты об обращении с осужденными. Их виды, классификация. Общие и специализированные акты. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.); Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1975 г.); Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.); Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.);Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1982г.); Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни (1984 г.); Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985 г.); Свод принципов защиты всех лиц, подверженных задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989 г.); Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.). Международные стандарты обращения с осужденными: цели, задачи, принципы, основные положения. 10; 10; 10
Итого Оставшиеся часы самостоятельной подготовки (12; 10)  используются по усмотрению студента и для самостоятельной работы в сессию 62; 60; 60

5.4.2. Формы самостоятельной работы

Таблица 6

Форма обучения – очная, заочная (классическая) и заочная (группа выходного дня) (часы указаны последовательно для указанных форм обучения)

№ темы дисциплины Формы внеаудиторной самостоятельной работы Трудоемкость в часах
1, 6, 8 Работа с учебной литературой, нормативными правовыми актами, материалами справочно-правовой системы 32; 30; 30
10-11 Подготовка реферата (доклада). Работа с учебной литературой, нормативными правовыми актами, материалами справочно-правовой системы 30; 30; 30
     
  Самостоятельная работа в сессию 62; 60; 60
Итого:   62; 60; 60

 

 

5.4.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

                    Основная литература (ко всем темам занятий)

Бриллиантов А.В.Курганов С.И. Уголовно-исполнительное право. М.,  Проспект, 2011.

Зубарев С.М. Уголовно-исполнительное право. Конспект лекций. М., Изд-во «Юрайт», Высшее образование, 2010г.

Лебедев С.Я., Иванов Н.Г. Уголовно-исполнительное право. Учебное пособие, М., Изд-во «Юнити-Дана»,2011г.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Постатейный научно-практический комментарий / Под.ред. А.В. Бриллиантова, С.И. Курганова. М., 2013. 2-е издание.

Уголовно – исполнительное право: Учеб. /Под ред. В.Е. Эминова, В.Н. Орлова – 2-е изд., перераб. – М., Изд-во МГЮА, 2013.*

 

Дополнительная литература:

Анисимков В.А., Рыбак М.С. Актуальные проблемы уголовно-исполнительного права. Учебное пособие, г. Саратов, Изд-во Саратовской государственной академии права.2013 г.

Иванов А.А. Индивидуализация исполнения наказания в России. Монография, М., Изд-во «Юнити-Дана», 2010г.

Малинин В.Б. Современное состояние уголовно-исполнительной системы: поиски выхода//Преступность, уголовная политика, уголовный закон. Саратов: Изд-во ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», 2013 г.

Пропостин А.А. Прогрессивная система исполнения лишения свободы в свете Концепции уголовно-исполнительной системы. Вестник Томского гос.университета.,г. Томск, 2012 г.

Селиверстов В.И., Уткин В.А. Сборник материалов круглого стола, посвященного памяти О.В. Филимонова «Уголовно-исполнительная политика, законодательство и право: современное состояние и перспективы развития». М.: ИД «Юриспруденция», 2014 г.

Селиверстов В.И. Характеристика осужденных, отбывающих лишение свободы. По материалам специальной переписи 2009 г. Вып.1. М.:Юриспруденция, 2010 г.

Селиверстов В.И. Перспективы дальнейшей кодификации уголовно-исполнительного законодательства в РФ//Проблемы кодификации уголовного закона: история, современность, будущее. Материалы 8 Российского конгресса уголовного права. М.: Юрлитинформ, 2013 г.

 

5.4.5.Методические указания для студентов по освоению дисциплины

 Общие положения:

Изучение дисциплины «Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний» имеет своей целью формирование у студентов необходимого правового компонента их профессиональной подготовки, умения и способности деяния, осуществляемые в жизни, с точки зрения закона и принимать, основанные на законе решения.

Изучение предлагаемой дисциплины будет способствовать росту правовой грамотности обучающихся, правовой и нравственной культуры, выработке у студентов уважения и бережного отношения к гражданину, его правам и свободам, нормам общежития, выполнению служебного и общественного долга.

В процессе освоения дисциплины применяются различные формы занятий: лекции, семинары, практические занятия. Значительная часть занятий осуществляется в интерактивной форме.

Рекомендации:

Для освоения дисциплины следует обращаться к содержанию лекционного материала, изучать соответствующую специальную литературу, положения закона, постановлений Пленумов Верховного Суда РФ (СССР – в части не противоречащей действующему законодательству). При изучении теоретических положений целесообразно обращение к рекомендованной литературе, как основной, так и дополнительной, а также к периодическим изданиям, например таким как «Российский судья», «Российское правосудие», «Судья», «Мировой судья», «Законность», «Российская юстиция» и другим изданиям.

Очень важно постоянно отслеживать изменения законодательства, подходов судебной практики к решению уголовно-правовых и иных вопросов, имеющих отношение к противодействию преступности.

Также целесообразно обращение к соответствующим международным правовым актам, практике Европейского Суда по правам человека.

 

Лекционные занятия (теоретический курс):

На лекциях излагаются наиболее важные в профессиональном отношении и наиболее сложные, дискуссионные положения дисциплины. В период проведения лекционных занятий студент получает знания, помогающие ему определить позиции, на которые следует обратить особое внимание, структурировать свои знания. Программа предусматривает небольшой объем лекционных занятий, поэтому многие вопросы дисциплины необходимо дополнительно рассматривать на занятиях других форм.

Рекомендации:

Материал лекций рекомендуется конспектировать, отмечая в конспектах основные тезисные положения предлагаемого материала. Кроме того, необходимо обращать внимание на те аспекты темы, которым лектор уделяет наибольшее внимание. На лекции, помимо непосредственно материала темы предлагаются: литература, где наиболее полно раскрывается тема занятия, материалы постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, иные материалы. Студенту целесообразно фиксировать рекомендованные источники с тем, чтобы в последствии иметь возможность обратиться к ним в процессе подготовки к занятиям или при иной форме работы.

Семинарские (практические) занятия:

Важная роль отводится и семинарским занятиям. В процессе их проведения организуется и систематическая, самостоятельная работа студентов. Целью семинарских занятий является закрепление материала, который дается обучающимся на лекциях, а также материала, изученного в ходе самостоятельной подготовки. На семинарских занятиях студенты приобретают дополнительные знания, более углубленно изучают отдельные, наиболее сложные проблемы курса, совершенствуются в умении излагать усвоенный материал, участвовать в дискуссиях, отстаивать собственную позицию, применять полученные знания для решения практических вопросов. Именно семинарские занятия во многом обеспечивают должное знание дисциплины. Проведение семинаров призвано также определить уровень знания каждым магистрантом пройденного материала. На семинарских занятиях проводятся контрольные проверки знаний (текущий контроль, рубежный контроль).

В процессе подготовки к семинарским занятиям необходимо учесть следующее.

Семинарское занятие, как правило, складывается из двух частей: обсуждения теоретических вопросов и решения задач. Все это требует соответствующей подготовки студентов.

Рекомендации:

Для подготовки к семинарскому занятию следует уяснить его тему, вопросы, подлежащие обсуждению на семинаре, затем подобрать необходимый законодательный материал и рекомендованную литературу. Студент может обратиться к преподавателю, ведущему семинарские занятия, и попросить рекомендовать ему дополнительную литературу.

Выступления на семинарских занятиях должны достаточно полно раскрывать содержание обсуждаемых вопросов. Излагаемую позицию следует аргументировать, используя при этом ссылки на точки зрения, представленные в литературе, на законодательные и иные нормативные правовые источники, а также при возможности примеры из собственной профессиональной деятельности.

Семинар предполагает наличие дискуссии, активный обмен мнениями по поставленным вопросам, обсуждение сообщений и выступлений. На семинарских занятиях может быть использована и система докладов. К докладу студент готовится самостоятельно, определив предварительно с преподавателем тему доклада, а также проработав вопрос о его структуре. В докладе целесообразно отразить и теоретические и практические позиции. В этой связи необходимо обращение к специальной литературе по теме доклада, в том числе и литературе, не указанной в методических рекомендациях, а также к материалам судебной практики. Если в процессе подготовки доклада возникают затруднения, они могут быть разрешены на консультации с преподавателем.

Доклад по вопросу темы осуществляется после вступительного слова преподавателя. Оптимальная продолжительность доклада по одному вопросу – до 15 минут. По наиболее сложным вопросам на доклад может быть отведено и более продолжительное время. В обсуждении докладов принимают участие все присутствующие на семинаре студенты.

Самостоятельная работа студентов:

Самостоятельная работа выполняется студентами во внеаудиторное время и имеет большое значение в успешном освоении дисциплины.    

Самостоятельная работа включает в себя: ознакомление с содержа­нием рабочей программы, чтение и изучение учебной и другой научно-методической литературы; конспектирование первоисточников, текстов лекций и вопросов, разбираемых на семинарских занятиях, подготовку практичес­ких материалов и докладов к семинарам; отработку тем пропущенных семи­нарских занятий, подготовку ответов на вопросы для экзамена, выполнение электронных заданий.

Самостоятельная работа должна научить студента выделять и запоминать наиболее важные положения, выработать у обучающихся творческий подход к пониманию теоретических проблем и их практических следствий, критическое отношение к отдельным концепциям и выводам, основанное как на логическом анализе, так и на результатах практической деятельности. Самостоятельная работа совершенствует способности к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу, развивает творческие способности при самостоятельном изучении теоретических и практических правовых проблем.

Материалы самостоятельной работы должны представляться в виде кон­спектов, докладов, рефератов, материалов практических занятий.

Рекомендации:

При работе с литературой в ходе самостоятельной работы рекомендует­ся делать выписки наиболее важного материала, в частности основных поня­тий, определений, а также положений, содержащих ответ на вопрос лекции и семинара. Особое внимание должно быть уделено сущности исходных поня­тий, поскольку они являются ключом для изучаемого материала. При этом следует стремиться к осознанию каждого признака, определения, раскры­вающих сущность той или иной уголовно-правовой категории.

При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям рекомендуется делать выписки наиболее важного для понимания данной темы материала, в частности, основных понятий, определений, а также положений, содержащих ответы на вопросы, затронутые в ходе лекций и семинаров. Большое внимание целесообразно уделить понятийному аппарату, поскольку он является основой изучаемого материала. При этом следует стремиться к осмыслению каждого признака, определения, раскрывающего сущность той или иной уголовно-правовой дефиниции. Это поможет приобрести навыки аналитического мышления, умение критически оценивать различные позиции, вырабатывать собственную точку зрения и уметь ее защищать.

Результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в следующих формах:

- в составлении плана изученного источника;

- в выписках концепт


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.12 с.