Как ее подготовить, оформить и защитить? — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Как ее подготовить, оформить и защитить?

2022-11-14 28
Как ее подготовить, оформить и защитить? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Растов Ю.Е.

Магистерская диссертация по социологии:

Как ее подготовить, оформить и защитить?

Рекомендовано Советом по социологии, социальной антропологии и организации работы с молодежью УМО по классическому университетскому образованию при Министерстве образования и науки РФ в качестве учебно-методического пособия преподавателям и студентам факультетов социологии

 

Публикуется в соответствии с Государственным контрактом

№ 02.438.11.7048 от 20 марта 2006 г.

 

Барнаул - 2007


УДК 043.3 / 5 р 245

ББК 72.65

 

Растов Юрий Ефимович. Магистерская диссертация по социологии: Как ее подготовить, оформить и защитить? (Учебно-методическое пособие). 2-е издание – ФС АлтГУ, 2007. – 143 с.

 

 

Обсуждено и одобрено учебно-методической комиссией ФС АлтГУ 9 марта 2006 года.

Рецензенты: С.И. Григорьев – д.с.н., профессор, чл.-корр. РАО, зав. кафедрой общей социологии, декан ФС АлтГУ

Л.Г. Гуслякова – д.с.н., профессор, зав. кафедрой социальной работы АлтГУ

 

Данное пособие непосредственно адресовано магистрантам, обучающимся по программе 521216 – «Современные методы и технологии в изучении социальных проблем общества» и их научным руководителям, а опосредованно – магистрантам всех прочих направлений подготовки. Знакомство с ним полезно социологам, занимающимся научной работой, в т.ч. готовящим дипломные работы и диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук.

Издается в рамках программы УМО по социологии и социальной антропологии университетов России «Социальное образование для России XXI века».

 

 


© Ю.Е. Растов

От автора

У начинающих и ведущих работу над магистерскими диссертациями возникает масса вопросов по поводу организации и проведения того исследования, которое описывается в диссертации, ее оформления и процедуры защиты. Найти ответы на большинство этих вопросов в соответствующей учебно-методической литературе невозможно по той причине, что таковой литературы пока нет. Чтобы опубликовать толковые рекомендации ныне работающим над магистерскими диссертациями, нужно обобщить опыт деятельности их предшественников, выявить проблемы магистрантов, решение которых вызывает наибольшие трудности, найти рациональные способы их решения.

Предлагаемое учебно-методическое пособие является одной из первых попыток (возможно первой) описать весь процесс подготовки магистерской диссертации, начиная с выбора ее темы и завершая процедурой ее публичной защиты. Высказанные в нем советы имеют не только теоретико-методологические, но и практически-эмпирические основания. Автор данного пособия был научным руководителем магистрантов, успешно защитивших свои диссертации в 2003, 2004 и 2005 годах. При этом он апробировал несколько моделей научного руководства, отличавшихся друг от друга степенью самостоятельности научно-исследовательской деятельности магистрантов. Сравнение эффективности этих моделей и их сопоставление с авторским опытом научного руководства выпускными работами бакалавров, кандидатскими, докторскими диссертациями и дипломными проектами специалистов в области социологии, ведет к выводу о некорректности распространившегося мнения, согласно которому магистерская диссертация есть нечто среднее между дипломной работой студента, прошедшего подготовку по программе специалиста, и диссертацией на соискание ученой степени кандидата наук. Магистерская диссертация характеризуется гораздо большей спецификой, чем кажется априори. Именно ей будет уделено преимущественное внимание в данном пособии.

Попутно заметим, что недоучет этой специфики, проявляющийся, в частности, в использовании магистрантами имеющихся учебно-методических пособий, адресованных не им, а либо аспирантам, либо студентам-дипломникам, ведет, как правило, к негативным результатам, содействует не повышению, а снижению качества магистерских диссертаций.

Предлагаемое пособие состоит из введения, пяти глав, разделенных на параграфы, заключения и одиннадцати приложений. Главы и параграфы не равновесны по объему, ибо их содержание в разной мере известно и осознано магистрантами. Большее место занимает характеристика проблем, вызывающих серьезные затруднения в научно-исследовательской деятельности магистрантов. Наиболее сложные параграфы завершаются контрольно-обучающимися заданиями, решение которых магистрантами содействует закреплению в их памяти прочитанного, их подготовке к изучению последующего содержания пособия и, что особенно важно, обеспечивает должную последовательность работы над диссертацией. Последовательность изложения пособия подчинена логике работы над диссертацией магистрантов, обучающихся по программе 521216 – «Современные методы и технологии в изучении социальных проблем общества».

Автор благодарит рецензентов и всех других коллег, поделившихся с ним своими оценками состояния и перспектив исследовательской работы магистрантов Алтайского госуниверситета. Эти оценки учтены в данном пособии в обобщенном виде. Замечания и предложения по совершенствованию предлагаемого пособия автор просит направлять по адресу: 656000, Барнаул, ул. Димитрова, 66, ФС АлтГУ, кабинет 520, профессору Ю.Е. Растову.


Содержание

От автора............................................................................................................................................................................. 3

Введение............................................................................................................................................................................. 7

Глава 1. Выбор и формулирование темы магистерской диссертации.................... 12

§ 1. Свобода и произвол выбора темы магистерского исследования................................................ 12

§ 2. Определение магистрантом объекта и предмета своей НИР......................................................... 20

§ 3. Формулирование цели (целей) магистерского исследования....................................................... 28

Глава II. Программа диссертационного исследования........................................................ 35

§ 1. Программные задачи......................................................................................................................................... 36

§ 2. Типичные ошибки гипотезирования.......................................................................................................... 39

§ 3. Теоретические основания магистерских НИР...................................................................................... 46

§ 4. Требования к методам и методике магистерского исследования............................................. 51

Глава III. Проведение магистрантом диссертационного исследования............. 60

§ 1. Планы-графики реализации полевого этапа НИРМ............................................................................ 60

§ 2. Формы организации полевого этапа магистерских исследований........................................... 64

§ 3. Недопустимые погрешности полевого этапа магистерских исследований........................ 69

Глава IV. Написание и оформление текста магистерской диссертации.............. 76

§ 1. Значимость исследовательской программы для написания диссертации............................ 76

§ 2. Структура и объем магистерской диссертации................................................................................... 79

§ 3. Стилистика диссертации................................................................................................................................ 95

§ 4. Правила цитирования, представления таблиц и иллюстративного материала.................... 98

§ 5. Распространенные филологические ошибки магистрантов........................................................ 102

Глава V. Защита магистерской диссертации................................................................................ 106

§ 1. Процедуры экспертирования и защиты диссертации..................................................................... 106

§ 2. Доклад диссертанта на публичной защите......................................................................................... 114

§ 3. Автореферат магистерской диссертации.............................................................................................. 118

Заключение................................................................................................................................................................. 124

Список использованной литературы................................................................................................ 125

Приложение 1. Расшифровка примененных в тексте аббревиатур........................................................... 128

Приложение 2. Образец титульного листа магистерских диссертаций................................................ 129

Приложение 3. Образец окончания последней страницы магистерской диссертации.................. 130

Приложение 4. Образец отзыва научного руководителя.............................................................................. 131

Приложение 5. Образец рецензии на магистерскую диссертацию.......................................................... 132

Приложение 6. Справка о практическом внедрении предложений, содержащихся в диссертации..... 133

Приложение 7. Справка учебно-методического кабинета ФС АлтГУ..................................................... 134

Приложение 8. Образец титульного листа автореферата магистерской диссертации.................. 135

Приложение 9. Образец второй страницы автореферата магистерской диссертации................... 136

Приложение 10. Образец оформления последней страницы автореферата магистерской диссертации      137

Приложение 11. Рекомендации межрегиональной конференции «Социальная, политическая и экономическая безопасность сибирских регионов в условиях трансформации социальной сферы и административного управления»...................................................................................................................................................................... 138

 

Введение

Поскольку термины «магистр», «магистратура» и «магистрант» многозначны, постольку для адекватного восприятия данного пособия необходимо определить тот их смысл, который будет использоваться в нижеследующем тексте.

Magister – латинское слово, буквально переводимое как начальник, наставник или учитель. В Древнем Риме магистрами называли особо важных представителей государственной власти – консулов, преторов, трибунов, а также военачальников, командовавших родами войск, например, конницей. В Византии это слово означало высокий придворный титул. В средневековой Европе магистрами обозначали глав духовно-рыцарских католических орденов. Позже этот термин стал использоваться двояко – им стали навеличивать: а) руководителей масонских лож («Великий магистр»); б) университетских преподавателей гуманитарных наук (т.н. семи свободных искусств).

Затем в ряде стран, в т.ч. дореволюционной России, магистрами называли лиц, имеющих ученую степень. При этом в России магистерская степень оценивалась как низшая, но дающая право работать преподавателем вуза, а в англо-американской системе высшего образования – как средняя между бакалаврской и докторской степенями. Ныне во всех странах магистром может стать только тот, кто окончил университет (или приравненное к нему учебное заведение) по программам либо бакалаврской подготовки, либо специалиста, прошел дополнительное обучение (1 – 2 года), подготовил и защитил магистерскую диссертацию.

Магистратурой называли: 1) в Древнем Риме – совокупность всех государственных чиновников, часть которых (диктатор, консулы, преторы, децемвиры, цензоры) составляла высшую магистратуру, а другая (трибуны, квесторы, эдилы и др.) – низшую магистратуру; 2) в некоторых европейских странах - судебное ведомство, и/или всех представителей судебных органов (в отличие от прокуратуры). В настоящее время в большинстве стран этим понятием означают форму подготовки магистров, основное содержание которой составляет проведение магистерского исследования и презентация его итогов в публично защищенной диссертации.

Магистрант – человек, обучающийся в магистратуре, работающий над магистерской диссертацией, но не защитивший ее. Этот термин не следует путать с похожим словом «магистрат», которым обозначали: 1) в Древнем Риме - совокупность представителей государственной власти; 2) в дореволюционной России (с 1720 по 1885 гг.) городское управление, ведавшее судебно-административными и налоговыми делами города; 3) в ряде европейских стран – орган городского самоуправления, муниципалитет, а также здание, в котором располагается городская муниципальная власть; 4) в Англии – судей; 5) во Франции – судей и прокуроров; 6) в США – совокупность всех государственных чиновников, включая судей и прокуроров.

Диссертация – тоже латинское слово, буквально переводимое как исследование и/или рассуждение по поводу исследования. В научном лексиконе это понятие используют для обозначения такого научного произведения, которое самостоятельно подготовлено исследователем для получения ученой степени путем публичной защиты истинности содержащихся в нем идей (научно значимых положений).

Требования к докторским и кандидатским диссертациям определены в соответствующих документах Высшей Аттестационной комиссии (ВАК) Российской Федерации. К сожалению, этого пока нельзя сказать о магистерских диссертациях. В письме Минобрнауки России от 28.07.2005 (№ 863/05), озаглавленном «Изменения в действующие государственные образовательные стандарты по направлениям подготовки для получения степени (квалификации) «магистр», сказано лишь следующее: «Магистерская диссертация должна обеспечивать закрепление академической культуры и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности.

Вид выпускной квалификационной работы, ее объем и состав определяются вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации.

При экспертизе выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) рекомендуется привлечение внешних рецензентов»[1].

Очевидно, что современная аморфность требований к магистерской диссертации – явление временное. Уже сейчас очевидно, что магистерская диссертация (как и любая другая), должна быть самостоятельно (единолично) выполненной научной работой, позволяющей оценить соответствие знаний и исследовательских навыков ее автора требованиям государственного образовательного стандарта магистерской подготовки по соответствующему направлению. Иначе говоря, магистерская диссертация – научный труд, имеющий квалификационный характер. Оценивая ее содержание, структуру и оформление, члены государственной комиссии обязаны вынести вердикт о степени научной компетентности диссертанта, его подготовленности к будущей научно-исследовательской деятельности, в т.ч. для последующего обучения в аспирантуре. Поэтому в ней должна быть продемонстрирована научно-исследовательская компетентность магистранта, как минимум, в пяти следующих аспектах – теоретическом, методологическом, методико-технологическом, практически-прикладном и логическом.

О теоретической компетентности магистранта - социолога судят на основе проявленного им знания тех общесоциологических (т.н. «больших»), частносоциологических («среднеуровневых») и специальных социологических теорий, использование которых целесообразно в исследовании избранной им проблемы (темы, объекта и предмета). Заметим, что магистрант не обязан (в отличие от аспиранта и докторанта) ни создавать свою теорию, ни вносить существенный вклад в развитие какой-либо теории. Его теоретическая состоятельность выражается в демонстрации знаний разнообразных социологических теорий и способности оперировать этими знаниями при разработке и реализации исследовательской программы, особенно, при интерпретации полученных данных и формулировании выводов.

Методологическая компетентность диссертанта проявляется в реально примененных им (а не просто продекларированных) общенаучных, частнонаучных и собственно социологических методов анализа изучаемых феноменов, а также в том, насколько эти методы корреспондируются друг с другом (взаимно дополняются и контролируют друг друга).

Методико-технологическая компетентность магистранта оценивается по комплексу критериев валидности исследования, в т.ч. с учетом соответствия:

а) программы его исследования правилам эмпирической социологии;

б) исследовательских задач – цели и предмету исследования;

в) исследовательских гипотез – задачам исследования;

г) используемых методов сбора и анализа информации – гипотезам и задачам исследования;

д) исследовательского инструментария – требованиям избранных методик;

е) исследовательских процедур – плану проведения исследования и его инструментарию;

ж) выборки исследуемых – генеральной совокупности;

з) объема полученной информации – задачам и гипотезам исследования;

и) интерпретации этой информации – теоретико-методологическим основам диссертационного исследования.

Практически-прикладная значимость магистерской диссертации тем выше, чем в большей мере:

а) формулировки ее темы, предмета, цели, задач и гипотез отражают актуальность исследуемой проблематики и недостаточность ее научной разработанности;

б) описанное в диссертации исследование расширило и углубило знание поднятой в ней проблематики;

в) выводы диссертанта аргументированы теоретически и экспериментально;

г) его рекомендации системны, конкретны и реально исполнимы.

Логическая компетентность магистранта означает его способность:

а) соблюдать законы логического мышления при разработке программы магистерского исследования, формулировании его объекта, предмета, цели, задач, и гипотез;

б) делать выводы и рекомендации, неукоснительно соблюдая правила как дедуктивного, так и интуитивного мышления;

в) интерпретировать и излагать полученный материал без нарушения законов логики, в т.ч. и, прежде всего законов тождества, непротиворечивости, исключенного третьего и достаточного основания.

В известных автору данного пособия магистерских диссертациях встречается тот или иной дефицит научной компетентности. В нижеследующем тексте будут охарактеризованы наиболее часто встречающиеся недоработки. О тех из них, которые могут быть ликвидированы магистрантами с помощью других пособий и учебников, будет сказано скороговоркой. Главное внимание уделим принципиально значимым и трудно преодолимым недостаткам магистерских диссертаций по направлению «Современные методы и технологии в изучении социальных проблем общества».

Таблица 1

Сопоставление исходной информации, необходимой
для выбора темы магистерской диссертации

№ п/п

Первоначальные формулировки темы

Оценки этих тем по позициям:

«А» «Б» «В» «Г»
1          
2          
3          
4          
5          

 

Таблица 2

Варианты формулировок

объекта исследования предмета исследования темы исследования 1 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. 2 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. 3 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. 4 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. 5 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5.

Таблица 3

Корреспонденции объекта, предмета, цели(ей) и темы магистерского
исследования

Варианты формулировок

объекта исследования предмета исследования цели (ей) темы исследования
1 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5.

 

6. Убедитесь, что сформированная Вами цель (цели) исследования корреспондируется с предметом и объектом исследования.

7. Внесите коррективы в формулировки, помещенные в трех первых столбцах таблицы 3, повышающие меру соответствия друг другу объекта, предмета и цели исследования.

8. Вдумайтесь в вероятные формулировки темы Вашего исследования, зафиксированные в таблице 2; выберите ту из них, которая в наибольшей мере согласуется с целью (целями) исследования; в случае необходимости предложите новое наименование темы, выражающее не только предметно-объективную специфику магистерского исследования, но и его целевую(ые) установку(и).

9. Обсудите свои выводы с предполагаемым научным руководителем.

10. После получения его одобрения напишите заявление заведующему выпускающей кафедры с просьбой утвердить данную тему и научного руководителя.

В заявлении должна быть указана точная, окончательная, многократно выверенная (с учетом объекта, предмета и цели магистерского исследования) тема диссертации. Срок подачи этого заявления – последняя неделя первого семестра, приходящаяся на конец декабря.

Итоговый вывод первой главы

Студенты-социологи двух первых лет обучения, делая первые шаги приобщения к нашей науке, выполняют курсовые работы, суть которых состоит в сборе и осмыслении содержащейся в публикациях информации о каком-либо социальном явлении или процессе. Эти работы нельзя признать научными, т.к. они беспредметны и бесцельны в оговоренных в первой главе смыслах понятий «предмет» и «цель» социологического исследования.

Первые признаки научности присущи курсовым работам третьекурсников, выполняемых в процессе изучения методологии, методики и техники социологических исследований. Для выпускных бакалавриатских и дипломных работ обязательно требование не только четкого формулирования объекта и предмета исследования, но и полной исследовательской программы, а также описания итогов ее реализации. Заметим, что когда Вы выбирали (с помощью преподавателей) тему своей бакалавриатской работы, то учитывали объект и предмет, но не цель своего исследования (хотя определенная формулировка цели в Вашей исследовательской программе имелась).

Специфика формулирования темы магистерской диссертации состоит в необходимости отражения объектно-предметно-целевого содержания магистерского исследования. Сейчас Вам недостаточно понимания отличий между объектом и предметом магистерского исследования. Сейчас Вы достигли такого уровня научно-исследовательской компетенции, который предполагает умение:

1) подчинять свою НИР достижению какой-то научной цели;

2) отразить в своей формулировке темы диссертации трехипостасную (объектно-предметно-целевую) сущность своего исследования. Поэтому Вам надлежит искать новую формулировку магистерской НИР даже в том случае, когда Вы намерены исследовать ранее изучавшийся Вами объект с той или иной корректировкой предмета его анализа.

Означенная особенность тематики магистерских диссертаций проявляется при ее сопоставлении не только с низшими, но и с высшими уровнями социологических НИР. В названиях диссертаций, представляемых на соискание ученых степеней кандидата и доктора социологических наук, отражается (при всей их краткости) и объект, и предмет, и цель(и), и наиболее значительная(ые) задача(и), а иногда, и гипотеза-основание диссертационного исследования.

Определение темы магистерских диссертаций –дело сложное, требующее знания поставленных, решенных и неизученных социологией вопросов, углубленного анализа социологических публикаций, серьезных раздумий над объектом, предметом и целью магистерского исследования, мотивированного желания и психологического настроя на познание определенной (а не любой другой) социальной проблемы. Если тема продумана, прочувствована, выстрадана диссертантом, то она будет успешно выполнена, естественно, при условии разработки и реализации толковой программы магистерского исследования.

Программные задачи

В любом исследовании решается, как минимум, три группы задач. Первую составляет комплекс методологических вопросов, которые должны быть решены любым социологом не зависимо от того, по какой теме он работает. Речь идет, например, о проблемах операционализации исходного понятия, формулирования рабочих гипотез, выборе способов их проверки, формировании репрезентативной выборки, соблюдении принципов валидности исследования и т.п.

Во вторую группу входят задачи процессуально-технологического характера, возникающие на полевом этапе исследования в связи с потребностью соблюдения графика этого этапа, ремонта выборки, корректировкой некоторых инструментов, фиксации непредвиденных или побочных (не связанных с главной проблемой) обстоятельств и т.д.

Эти две группы задач надо отличать от программных задач, т.е. тех, которые четко фиксируются в исследовательской программе. С сожалением приходиться констатировать, что многие магистранты, даже являющиеся бакалаврами социологии, путаются в трех группах исследовательских задач, не способны без помощи научного руководителя сформировать достаточный набор программных задач своего диссертационного исследования.

Магистранты, приступившие к разработке своих исследовательских программ, часто спрашивают: «Сколько должно быть задач в моем исследовании?». При этом они рассчитывают услышать в ответ какую-то конкретную цифру. Но такой цифры, которая универсально подходила бы ко всем случаям, нет и быть не может. Поэтому ответить на данный вопрос можно только так: «Количество всех задач, с которыми Вы столкнетесь при проектировании и проведения исследования, сосчитать невозможно. Сейчас заниматься таким подсчетом не следует. На данном этапе Вашей НИР можно и нужно определить лишь программные задачи. Этих задач должно быть ровно столько, сколько необходимо для достижения ранее сформулированной цели».

Такой ответ кажется спрашивающим не ясным, расплывчатым, неопределенным. Поэтому прокомментирую его.

Задачи и цель исследования – тесно взаимосвязанные и взаимообусловливающие понятия. Цель исследования может осознаваться как его общая (главная, основная, стратегическая) задача, интегрирующая (аккумулирующая) все прочие программные задачи. Последние можно и нужно, в свою очередь, понимать как цели второго (более конкретного) порядка. В.А. Ядов в этой связи хорошо написал: «Цели и задачи исследования образуют взаимосвязанные цепочки, в которых каждое звено служит средством удержания других звеньев». [38, с. 76]

Программные задачи – суть главные вопросы, без ответа на которые цель исследования не будет достигнута. Если для достижения цели нужно ответить на, скажем, пять вопросов, то в исследовательской программе должно быть записано именно пять (а не четыре и не шесть) задач. В ситуациях, когда Вас заинтересовал какой-то аспект проблемы, изучение которого непосредственно не работает на цель, надлежит отказаться от включения в программу исследования задачи, направленной на прояснения данного аспекта. В противном случае Вы продемонстрируете недостаток своей методологической компетентности. Но этот же недостаток проявится и в случае, когда в перечне программных задач обнаружится лакуна, т.е. отсутствие постановки такого вопроса, без ответа на который цель исследования окажется не достижимой. Важно заметить, что программные задачи формулируются в утвердительной форме, хотя по сути дела они являются главными вопросами, тот или иной ответ на которые призвано дать магистерское исследование. Если, например, нужно ответить на вопрос: «Под воздействием каких факторов трансформируется изучаемое явление?», то задачу следует формулировать так: «Выяснить факторы трансформации данного явления».

Обобщая опыт магистерской подготовки на ФС АлтГУ, замечу, что в успешно защищенных диссертациях поставлено и решено от пяти до десяти программных задач. Но качество этих диссертаций оценивалось не количеством поставленных задач, а тем, насколько их решение обеспечило реализацию цели исследования.

Если цель исследования имеет теоретико-прикладной смысл, то в перечень исследовательских задач должны быть включены вопросы и теоретического, и методологического, и методического и конкретно-эмпирического характера. Выше уже говорилось о специфике магистерских работ, проявляющейся в необязательности постановки и решения фундаментально значимых теоретических вопросов, о их нацеленности на апробацию каких-либо новых концепций. В диссертациях прикладного характера, естественно, преобладают конкретно-эмпирические (социоинженерные) задачи. Однако и в них обязательно решение методологических проблем, без прояснения которых невозможно представить:

а) контуры информации, получение которой необходимо для познания объекта в контексте избранного предмета его анализа;

б) определить методику, инструментарий и процедуры исследования;

в) однозначно осмыслить полученную информацию.

Особый набор исследовательских задач присущ магистерским диссертациям, нацеленным на разработку и апробацию инновационных методов социологических исследований. Таких работ, к сожалению, мало. Автору данного пособия пришлось руководить подготовкой лишь одной магистерской диссертации подобного профиля (ее тема: «Эвристические возможности методики картограммирования социальных проблем локальных групп населения (на примере г. Бийска)». Поэтому он не претендует на истину в последней инстанции, отмечая то, что подобные магистерские работы предполагают решение задач:

- парадигмального характера, требующих сопоставительного анализа теоретико-методологических оснований классической, неоклассической и постклассической социологии;

- теоретического плана, предполагающих выявление общих и специфических черт концепций современной социологии, задающих программу поиска инновационных методов сбора и анализа социальной информации;

- методических (установление предназначения, возможностей и ограничений применения изучаемого метода);

- процессуально-технологических (выявление последовательности исследовательских процедур изучаемого метода);

- эмпирико-прикладных, связанных с сопоставлением информации об одном и том же объекте, полученной разными методами (для обоснования идеи о возможности получения изучаемым методом такой важной информации, которая ускользает из внимания исследователей, пользующихся иными методами).

Понятно, что подобные магистерские исследования гораздо сложнее прочих. Именно поэтому они, с одной стороны, редки, а с другой стороны – ценны. Следует всячески приветствовать желание магистрантов внести свою лепту в совершенствование методического арсенала нашей науки, максимально содействовать как вызреванию, так и реализации этого желания.

Контрольно-обучающее задание № 4

1. Ознакомьтесь с программами исследований, проведенных и проводимых кафедрами и исследовательским центром ФС АлтГУ.

2. Проанализируйте, каким образом в этих программах цель исследования конкретизирована в программных задачах.

3. Сформулируйте первый вариант программных задач своего исследования.

4. Установите степень их соответствия цели Вашего исследования.

5. Сформулируйте второй вариант программных задач, в котором устранены все их несоответствия цели исследования.

6. Обсудите полученный результат с научным руководителем.

7. Устраните отмеченные им недоработки в третьем варианте формулировок программных задач.

Таблица 4

Корреспонденции цели(ей), программных задач и гипотез
магистерского исследования

Цель(и) Программные задачи Исследовательские гипотезы
      1.   2.   3.   4.   5.   6. Основная:   Гипотезы-следствия: 1.   2.   3.   4.   5.   6.

 

10. Обсудите заполненную таблицу 3 с научным руководителем.

11. Устраните отмеченные им недоработки.

Таблица 5

Принципиальные отличия классической
и постклассической социологий в понимании
основных атрибутов социологического исследования

№ п/п Атрибуты исследования Классическая социология Постклассическая социология
1 Объект 1. Общество как система больших социальных групп и институтов. 2. Не зависимый от социолога фрагмент обезличенных социальных отношений 1. Люди, их жизнедеятельность, мотивы, причина и последствия поступков. 2. Фрагменты взаимодействий людей, зависимые от исследователя.
2 Предмет Законы функционирования и развития обезличенных социальных отношений Тенденции трансформаций очеловеченных социальных отношений
3 Цель Регулирование социальных систем и структур Оптимизация жизнедеятельности людей
4 Парадигмы 1. Позитивизм (О. Конт) 2. Фактуализм (Э. Дюркгейм) 3. Бихевиоризм (Б. Скиннер, Дж. Хоманс) 4. Институционализм (Г. Спенсер, Н. Смелзер) 5. Экономический детерминизм (К. Маркс) 6. Психологический детерминизм (З. Фрейд, Э. Фромм) 7. Структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон) 8. Конфликтуализм (Р. Дарендорф, Л. Коузер) 1. Антропоцентризм 2. Социальных дефиниций (М. Вебер, Д. Ритцер) 3. Интерактивизм (П. Сорокин, П. Монсон) 4. Феноменолизм (А. Щюц, Т. Лукман) 5. Конструктивизм (П. Бурдье, П. Штомпка) 6. Инвайронментализм (А. Печчеи, Д.П. Медоуз)   7. Социоприродный эволюционизм (П.А. Кропоткин, Чижевский, Вернардский) 8. Витализм (А. Турен)

Продолжение таблицы 5

№ п/п Атрибуты исследования Классическая социология Постклассическая социология
5 Базовые теории 1. Социальных фактов (Э. Дюркгейм); 2. Социального действия (Т. Парсонс) 3. Социального обмена (Дж. Хоманс, П. Блау, Р. Эмерсон) 4. Концепции отдельных социальных институтов (Т.В. Веблен, С.М. Липсет, Дж.Э. Ландберг и мн. др.); 5. Марксизм; 6. Стадий роста (У. Ростоу) 7. Социальной адаптации (Т. Парсонс) 8. Конвергенции (Дж.К. Гелбрейт, Ф. Перру, Ж. Фурастье) 9. Фрейдомарксизм; 10. Среднеуровневые концепции социальных систем и структур (Ж. Лакан, Р. Барт, Ж. Даррида, М.П. Фуко); 11. Теории конфликта (диалектические, функционалистские, симбиозные) 1. Социального действия (М. Вебер); 2. Интегральная социология (П. Сорокин, Л.П. Кукса); 3. Социология знания (П.Л. Бергер, Т. Лукман); 4. Символический интеракционизм (У. Томас, Дж.Г. Мид, Г. Блумер); 5. Когнитивная социология (А. Сикурел); 6. Драматургическая социология (И. Гофман); 7. Этнометодология (Г. Гарфинкель, Т. Сакс, А. Блюм, Дж. Джеферсон); 8. Социоэкологические концепции (А. Холи, У. Коттон, Р. Данклан); 9. Экоантропоцентризм (Т.М. Дридзе); 10. Социология жизни (Ж.Т. Тощенко. Ю.М. Резник); 11. Социогенетика (А.И. Субетто); 12. Универсумная социология (В.Г. Немировский, Д.Д. Невирко); 13. Теория жизненных сил человека (АСШ)
6 Логика Нисходящая, гипотетико-дедуктивная Восходящая, индуктивно-конструктивная
7 Базовые методы Количественные Качественные

 

Магистрантам (и не только им) следует опасаться того, что одни атрибуты их исследования определяются в русле классической социологии, а другие – постклассической. Нередко обнаруживается ситуация, когда объект, предмет, цель и теоретическая основа НИР имеют постклассический смысл, но при этом заявляется, что исходной парадигмой будет структурный функционализм, а методами – исключительно количественные способы сбора и анализа информации.

Авторы таких программ не понимают, что избрали разнонаправленные ориентиры, лишили свое исследование логично-последовательной теоретико-методической основы, продемонстрировали недостаток своей теоретико-методологической компетентности.

В связи с тем, что во многих программах магистерских НИР высказывается намерение осуществить системно-структурно-функциональный анализ изучаемого объекта или предмета, следует заметить следующее. Реализовать такое намерение похвально, но весьма сложно, ибо для этого нужно:

а) выявить явно проявляющиеся и


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.121 с.