Лабораторно-практических работ — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Лабораторно-практических работ

2022-11-14 25
Лабораторно-практических работ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методические указания

Для выполнения

Лабораторно-практических работ

 по дисциплине


«Механизация сельскохозяйственного производства»

Часть№1

по направлению подготовки – 38.03.01 «Экономика»

 

 

 


Симферополь 2015

Методические указания для выполнения лабораторно-практических работ по дисциплине «Механизация сельскохозяйственного производства»разработаны для студентов по направлению подготовки:

– 38.03.01«Экономика», очной и заочной формы обучения.

 

 

Составитель:

Соболевский И.В. – к.т.н., доцент, доцент кафедры механизации, энергетики и технического сервиса

 

Рецензент:

Воложанинов С.С. – к.т.н., доцент кафедры сельскохозяйственной техники.

Ена В.Д.– к.т.н., доцент кафедры сельскохозяйственной техники.

 

 

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры механизации, энергетики и технического сервиса

 

(протокол №     от                             2015 года)

 

 

Зав. кафедрой, д.т.н., профессор Л.Ф. Бабицкий

 

Одобрено методической комиссией факультета механизации производства и технологии переработки сельскохозяйственной продукции

 

(протокол №  от                                2015 года.)

 

 

Ответственный за издание зав. кафедрой механизации, энергетики и технического сервиса, д.т.н., профессор Л.Ф. Бабицкий

 

 

©   АБиП, 2015 год

                                                      ©   Соболевский И.В., 2015 год

Лабораторно-практическая работа №1

Тракторы и автомобили применяемые в сельском хозяйстве

 

Цель работы.

Изучить общее устройство тракторов и автомобилей, используемых в сельскохозяйственном производстве.

 

1.2. Оборудование рабочего места:

– методические рекомендации, нормативные данные;

– плакаты;

– проспекты новых тракторов.

1.3. Задачи работы:

Изучить:

– основные требования, предъявляемые к тракторам и автомобилям в сельском хозяйстве.

– типаж тракторов и классификацию и автомобилей.

– общее устройство тракторов и автомобилей.

1.4. Рекомендуемая литература:

1. Тракторы и автомобили, применяемые в сельском хозяйстве: Учебное пособие./ Курасов В.С., Трубилин Е.И., Тлишев А.И// Краснодар: Кубанский ГАУ, 2011. – 132 с.: ил.

Отчёт о выполненной работе.

1. Дать основные требования, предъявляемые к тракторам и автомобилям в сельском хозяйстве.

2. Охарактеризовать типаж тракторов по тяговым классам от 0,2 до 6.

4. Описать из каких основных узлов состоят гусеничные и колёсные трактора.

5. Описать из каких основных элементов состоят компоновочные схемы грузового автомобиля и автомобиля с передним приводом.

Проведение работы.

1.6.1. Основные требования, предъявляемые к тракторам и автомобилям в сельском хозяйстве.

Требования, направленные на обеспечение высокой производительности, должны выполняться совместно с агротехническими требованиями. Эти требования взаимосвязаны. Агротехнические требования, предъявляемые к тракторам сельскохозяйственного назначения: обеспечение проходимости машин по любой поверхности и в междурядьях пропашных культур; соблюдение необходимых диапазонов тягового усилия и скорости движения, а также маневренности; минимальное вредное воздействие ходовой части на почву; качественное выполнение технологических процессов.

Количественные характеристики основных агротехнических требований следующие:

1) буксование движителей гусеничных тракторов и колесных с двумя и четырьмя ведущими колесами должно быть не более соответственно 3, 14 и

16 %;

2) давление движителей на почву допускается не более 45 кПа для гусеничных машин и 110 кПа для колесных;

3) дорожный просвет (наименьшее расстояние по вертикали от опорной

поверхности до элементов конструкции трактора) должен быть не менее 36 см у гусеничных тракторов и 47 см под задним мостом у универсально-пропашных тракторов;

4) агротехнический просвет (расстояние по вертикали от опорной поверхности до наименее удаленных элементов конструкции трактора над рядком культурных растений) должен составлять 40...55 см для основных низко-стебельных культур (картофель, свекла и др.) и 65...75 см (при портальной конструкции остова) для высокостебельных культур (кукуруза, подсолнечник и др.);

5) защитная зона (расстояние по горизонтали от середины рядка до края колеса или гусеницы трактора, зависящее от фазы развития растений и вида обработки) при возделывании пропашных культур должна быть 12...15 см (минимальная);

6) колея и габаритные размеры трактора должны обеспечивать взаимную конструктивную увязку с агрегатируемыми сельскохозяйственными машинами, а также возможность работы универсально-пропашных тракторов в междурядьях 45, 60, 70, 90 см и на транспортных работах;

7) наименьший радиус поворота трактора должен составлять 3...4,5 м для колесных универсально-пропашных тракторов. 6,5...7,5 м для колесных тракторов общего назначения и 2...2,5 м для гусеничных тракторов.

 

1.6.2.Типаж тракторов и классификация автомобилей.

В отличие от мировой практики, где размер трактора принято характеризовать мощностью двигателя, в России для этого используется его номинальное тяговое усилие, зависящее от типа ходовой системы и эксплуатационной массы. Номинальное тяговое усилие в настоящее время стандартизовано по тяговым классам в соответствии с ГОСТ 27021-86. Как показала практика, именно этот параметр считается наиболее стабильным и определяет возможности агрегатирования трактора с машинами-орудиями, имеющими разную ширину захвата и, следовательно, тяговые сопротивления, а такой показатель, как мощность, используемый за рубежом, является менее стабильным и во многом зависит не только от типа движителя, но и от скорости машинно-тракторного агрегата (МТА) и почвенных условий. В основу построения типажа положена возможность частичного перекрытия диапазонов тяговых усилий тракторов в смежных классах при оптимальном минимально обоснованном количественном составе моделей в каждом классе. Иначе говоря, типаж отечественных тракторов это по существу типоразмерный ряд выпускаемых (или разрабатываемых) тракторов, сгруппированных по принятым в России тяговым классам (0,6; 0,9; 1,4; 2; 3; 4; 5; 6).

Тяговые классы и соответствующее им номинальное тяговое усилие

приведены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 Классификация тракторов по тяговому усилию

Тяговый класс Номинальное тяговое усилие, кН  
0,2 1,8…5,4
0,6 5,4…8,1
0,9 8,1…12,6
1,4 12,6…18
2 18…27
3 27…36
4 36…45
5 45…54
6 54…72

Типаж, или система тракторов – это технически, технологически и экономически обоснованная совокупность всех моделей тракторов, рекомендуемых в производство. В каждом тяговом классе существуют базовые модели (основные наиболее массовые тракторы) и модификации, на которых установлены унифицированные с базовыми моделями двигатели и ряд других составных частей. При их унификации (единообразии) облегчаются изготовление и эксплуатация тракторов.

Модель – машина с определенными конструкцией и расположением агрегатов. Базовой называют наиболее распространенную и универсальную модель тракторов, имеющую специализированные модификации.

Модификация – видоизмененная базовая модель. Она специализирована по назначению и унифицирована с базовой моделью.

Марка трактора – условное кодовое название модели определенной конструкции. Для обозначения марки трактора вначале пишут буквенные знаки, обозначающие сокращенное название завода-изготовителя, первые буквы определенного слова или характерное для трактора слово и через черточку – цифру, указывающую мощность двигателя в лошадиных силах или номер модели.

Необходимо отметить, что сегодняшний типаж характеризуется отсутствием в его наиболее массовых тяговых классах 1,4…3 целого ряда необходимых сельскому хозяйству тракторов, тогда как в недалеком прошлом еще в СССР типаж тракторов был больше приближен к оптимальному благодаря наличию в нем следующих важных моделей тракторов:

– колесные тракторы 4К4а классической компоновки из Белоруссии тяговых классов 1,4…2 (ПО «МТЗ», Минск);

– колесные тракторы схем 4К4а, 4К4б и 4К4б&apos, а также гусеничные с Украины тяговых классов 1,4 (ПО «ЮМЗ», Днепропетровск) и 3 (ПО «ХТЗ», Харьков).

Тракторы тягового класса 0,2. Мини-тракторы тягового класса 0,2 (Т-012 (рис. 1.1), АМЖК-8, МТЗ-082, МТ-15 и др.) предназначены для работы на мелкоконтурных, селекционных полях и в фермерских хозяйствах. Их можно агрегатировать с плугом, косилкой, культиватором, прицепной тележкой и другими орудиями и машинами, изготовленными специально для них.

 

           а                                                              б

Рис. 1.1 – Мини-тракторы тягового класса 0,2: а - Т-012; б - МТЗ-082.

 

Мини-трактор, или малогабаритный трактор – это универсальное мобильное энергетическое средство с двухосным колесным шасси или гусеничным движителем.

Мотоблок – универсальное мобильное энергетическое средство на базе

одноосного шасси, управляемое с помощью штанговых рычагов идущим следом оператором. Условно мотоблок можно отнести к тяговому классу 0,1.

Тракторы тягового класса 0,6. Тракторы и самоходные шасси тягового класса 0,6 (Беларус-320, Т-30А, ХТЗ-2511 (рис. 1.2), ВТЗ-30СШ, СШ-25, Т-16МГ и др.) служат для выполнения междурядной и предпосевной обработок, посева, посадки овощных культур и садов, ухода за посевами, уборки сена, транспортных работ и могут приводить в действие стационарные машины.

 

                      а                                                           б

Рис. 1.2 – Тракторы тягового класса 0,6: а– ХТЗ-2511; б – ВТЗ-30СШ.

 

Самоходные шасси – это разновидность трактора, на раме которого смонтирована грузовая платформа для перевозки грузов или навешены рабочие органы сельскохозяйственных машин и орудий, а также агрегаты для работы в коммунальном хозяйстве. Самоходные шасси СШ-25 и Т-16МГ используют в овощеводстве, садоводстве, полеводстве и животноводстве.

Тракторы тягового класса 0,9. Тракторы тягового класса 0,9 (Беларус-422, ЛТЗ-55, ЛТЗ-55А, ЛТЗ-55АН, ВТЗ-45АТ, Т-28Х4М и др.) благодаря широкому диапазону передач, реверсивному ходу на всех передачах и регулируемой колее колес применяют на многих сельскохозяйственных работах (предпосевная обработка, посев, борьба с вредителями, междурядная обработка и уборка пропашных, технических и овощных культур, вспашка легких почв на малой площади и уборка сена), а также на транспортных работах и для привода стационарных машин.

Тракторы тягового класса 1,4. Тракторы тягового класса 1,4 (МТЗ-80.1, МТЗ-82, Беларус-923, ЮМЗ-6АКМ, ЮМЗ-6ДМ, ЛТЗ-60АБ и др.) эффективно используют при возделывании и уборке технических и овощных культур. В агрегате с навесными, полунавесными и прицепными сельскохозяйственными машинами и орудиями они служат для вспашки, культивации, боронования, посева, посадки, междурядной обработки и заготовки кормов, разбрасывания удобрений, перевозки, а также приводят в действие стационарные машины.

Все базовые модели в тяговых классах 0,6; 0,9 и 1,4 – это колесные универсально-пропашные тракторы. В число их модификаций входят тракторы повышенной проходимости со всеми ведущими колесами, пропашные тракторы для высокостебельных культур с высоким агротехническим просветом и горные тракторы для работы на склонах.

Тракторы тягового класса 2 (свекловодческий Т-70СМ и виноградниковый Т-70В) гусеничные. Разработаны гусеничный трактор Т-90С, колесные тракторы «Беларус-1221», ЛТЗ-155 (рис. 1.3), ЛТЗ-95 и универсальное шасси «Беларус» ШУ-356.

 

                  а                                                  б

Рис. 1.3 – Тракторы тягового класса 2: а– Беларус-1221; б – ЛТЗ-155.

 

На тракторе «Беларус-1221» установлен шестицилиндровый дизель мощностью 130 л.с. с турбонаддувом. Коробка передач с переключением на ходу. Трактор снабжен передней и задней навесками и может быть оборудован редуктором вала отбора мощности (ВОМ) и дополнительным ВОМ.

Трактор ЛТЗ-155 называют интегральным, потому что в нем объединены (интегрированы) составные части различных видов агрегатов - от простых до комбинированных (совмещенных). Мощность двигателя 150 л.с. Особенность интегрального трактора - модульный принцип построения. Его собирают из трех основных частей-модулей: энергетического, управляющего и технологического.

Энергетический модуль состоит из дизеля, трансмиссии, переднего ведущего моста с колесами, навесного устройства и ВОМ.

Управляющий модуль - это пост управления, расположенный в кабине.

Его можно повернуть на 180° для продолжительной работы задним ходом, например, с волокушей или на уборке в качестве комбайна.

Технологическим модулем служит задний мост в сочетании с различными устройствами для работы с сельскохозяйственными орудиями и машинами, навешенным уборочным агрегатом на уборке, грузовой платформой или седельным устройством на транспортных и даже лесохозяйственных работах.

Тракторы тягового класса 3 (гусеничные ДТ-75Д, ДТ-75Н, ДТ-175М,

ВТ-100, ВТ-130, ДТ-75МЛ, ДТ-75Т, Т-150, ХТЗ-180Р, ХТЗ-200 (рис. 1.4) и колесные ВТ-130К, Т-150К, Т-15К, ХТЗ-12 предназначены для основной обработки почвы, посева и уборки урожая, а также для транспортных работ. Колесные тракторы имеют все ведущие и одинаковые по размеру колеса.

 

                                 а                                                                           б 

Рис. 1.4 – Тракторы тягового класса 3: а– ВТ-100; б – ХТЗ-200.

 

Трактор ДТ-175М имеет двигатель мощностью 170 л.с. В трансмиссию включен гидротрансформатор для автоматического изменил скорости движения в зависимости от тягового сопротивления орудия.

Дизель трактора ВТ-130 регулируется по мощности (145 л.с. и 120 л.с).

Мощность (145 л.с.) обеспечивается за счет турбонаддува с промежуточным охлаждением воздуха. Кабина откидывается набок и снабжена системой автоматизированного контроля работы трактора. Гусеничные тракторы ВТ-130 и Т-150 унифицированы по основным сборочным узлам с их колесными модификациями ВТ-130К и Т-150К.

Тракторы тягового класса 4 представлены базовой моделью - гусеничным трактором Т-4А с шестицилиндровым дизелем мощностью 130 л.с. Ширина колеи 1384 мм, дорожный просвет 362 мм, скорость движения 3,47...9,52 км/ч, масса 8145 кг. Предназначен для проведения работ общего назначения. Разработан модернизированный трактор для степных зон Т-402А, с двигателем Д-461-11, мощностью 160 л.с.

Тракторы тягового класса 5 применяют для выполнения почвообрабатывающих, транспортных и других сельскохозяйственных работ.

Базовая модель - колесный трактор К-701, унифицированная – К-701А «Славич» (рис 1.5).

Оснащен 12-цилиндровым дизелем мощностью 305 л.с. Скорость движения вперед 3,66...30 км/ч, назад 6,4...23 км/ч, ширина колеи 2100 мм, дорожный просвет 500 мм, масса 13 590 кг.

К этому же классу относится гусеничный трактор Т-5 «Дончак», оснащенный двигателем СМД-37 мощностью 250 л.с.

Тракторы тягового класса 6 предназначены для выполнения мелиоративных, дорожных, плантажных и других работ, а также вспашки. К этому классу относится гусеничный трактор Т-130 с четырехцилиндровым дизелем мощностью 117,8 кВт (160 л. с). Ширина колеи 1880 мм; дорожный просвет 407 мм; скорость движения вперед 3,63...12,45 км/ч, назад 3,53...9,9 км/ч.

                       а                                                  б

Рис. 1.5 –Тракторы тягового класса 5 и 6: а– К-701; б – Т-130.

 

Современные автомобили классифицируют по следующим основным признакам:

1. По назначению различают транспортные и специальные автомобили.

2. По роду топлива:

а) автомобили с двигателями, работающими на жидком топливе;

б) автомобили с двигателями, работающими на газообразном топливе.

3. По приспособляемости к дорожным условиям:

а ) дорожной (нормальной) проходимости, предназначенные для работы главным образом на дорогах с твердым покрытием и сухих грунтовых дорогах;

б) повышенной проходимости, которые могут работать на плохих дорогах и в условиях бездорожья. Автомобили нормальной проходимости имеют привод на одну (заднюю) ось, а повышенной проходимости двухосные - на обе оси и трехосные - на две или три оси.

1.6.3. общее устройство тракторов и автомобилей.

Основные части трактора и автомобиля: двигатель, трансмиссия, ходовая часть, механизмы управления, рабочее и вспомогательное оборудование.

Гусеничный трактор. Расположение основных частей и сборочных единиц гусеничного трактора показано на рис. 1.6.

Двигатель 1 преобразует химическую энергию топлива и атмосферного

воздуха во вращательное движение и переносит его к потребителям - ведущим колесам и ВОМ.

Трансмиссия трансформирует вращательное движение, распределяет его и переносит к ведущим колесам (звездочкам гусениц). Трансмиссия состоит из сцепления 9, соединительного вала 8, коробки передач 7, механизмов поворота 5, главной 12 и конечных 6 передач.

Ходовая часть объединяет все сборочные единицы в одно целое и служит для перемещения трактора по опорной поверхности. В состав ходовой части входят остов (рама), подвеска и движитель, включающий в себя ведущие колеса 4 (звездочки), направляющие колеса 11, поддерживающие ролики и гусеничные цепи 10. Движитель взаимодействует с опорной поверхностью (почвой) и преобразует подведенное трансмиссией вращательное движение в поступательное движение трактора.

 

Рис. 1.6 – Схема расположения основных частей, механизмов и дета-

лей гусеничного трактора:

1 - двигатель; 2 - гидравлическая навесная система; 3 - прицепное устройство; 4 – ведущее колесо; 5 - планетарный механизм; 6 - конечная передача; 7 - коробка передач; 8 - соединительный вал; 9 - сцепление; 10 - гусеничная цепь; 11 - направляющее колесо; 12 - главная передача

 

Механизмы управления, воздействуя на ходовую часть, изменяют траекторию движения трактора, останавливают и удерживают его неподвижно.

Рабочее оборудование трактора состоит из механизма навески 2 с гидроприводом, прицепного устройства 3, ВОМ и приводного шкива. Навесная система предназначена для крепления навесных машин на трактор и управления их работой. С помощью прицепного устройства буксируют различные прицепные машины и транспортные средства. ВОМ используют для приведения в действие рабочих органов агрегатируемых машин.

Вспомогательное оборудование трактора - это кабина с подрессоренным сиденьем, капот, приборы освещения и сигнализации, системы отопления и вентиляции, компрессор и др.

Колесный трактор. Назначение составных частей колесного трактора (рис. 1.7) то же, что у гусеничного. Ходовая часть и механизмы управления колесного трактора состоят из остова, переднего моста 2, ведущих 5 и управляемых 1 колес, рулевого управления. Между главной 8 и конечной 6 передачами установлен дифференциал 7.

 

Рис. 1.7 – Схема расположения основных частей, механизмов и дета-

лей колесного трактора:

1 - управляемое колесо; 2 - передний мост; 5 - двигатель; 4 - механизм навески; 5 - ведущее колесо; 6 - конечная передача; 7 - дифференциал; 8 - главная передача; 9 - коробка передач; 10 - сцепление.

 

Автомобиль. Основные части автомобиля (рис. 1.8) – двигатель, шасси и кузов. Принципиальная схема расположения основных частей и механизмов автомобиля мало отличается от схемы их расположения у колесного трактора.

Вспомогательное оборудование автомобилей - это тягово-сцепное устройство, лебедка, системы отопления и вентиляции, компрессор и др.

Рис. 1.8 –  Расположение основных механизмов автомобиля:

1 - направляющее колесо; 2 - передняя подвеска; 3 - сцепление: 4 - коробка передач; 5 - карданная передача; 6 - главная передача; 7 - дифференциал; 8 - задняя подвеска; 9 - ведущее колесо; 10 - рама; 11 - рулевое управление; 12 - двигатель.

Шасси автомобиля состоит из трансмиссии, ходовой части и механизмов управления. На шасси устанавливают кузов для размещения пассажиров или груза.

Компоновочная схема легковых переднеприводных автомобилей (рис. 1.9) отличается от классической (см. рис. 1.8) тем, что двигатель расположен поперек кузова и ведущими являются передние колеса. Это позволяет уменьшить массу автомобиля, эффективнее использовать его пространство, повысить устойчивость и проходимость.

 

 

Рис. 1.9 – Схема трансмиссии переднеприводного автомобиля:

I - двигатель; II - сцепление; III - коробка передач; IV - главная передача и дифференциал; V - правый и левый приводные валы с шарнирами равных угловых скоростей; VI - ведущие (передние) колеса.

1.7. Вопросы для самоконтроля:

1. Какие основные требования предъявляются к тракторам и автомобилям в сельском хозяйстве?

2. Что такое типаж или система тракторов и модификация?

3. Охарактеризуйте типаж тракторов по тяговым классам от 0,2 до 6?

4. Из каких основных узлов состоят гусеничные и колёсные трактора?

5. Из каких основных элементов состоят компоновочные схемы грузового автомобиля и автомобиля с передним приводом?

Цель работы.

Изучить устройство основных типов плугов, их рабочих органов, технологический процесс вспашки и подготовку к работе пахотного агрегата. Ознакомиться с новейшими плугами.

Изучить устройство и подготовку к работе дисковых и зубовых борон, лущильников, катков, пропашных и паровых культиваторов.

 

1.2. Оборудование рабочего места:

– плуги ПЛН- 3-3,5, ПНП-3-35, ПБН-75, ПС-4-30, ПГП-7-40, ПРПВ-5-50, ПЧ-4,5, ПОН-3-40.

– бороны БДТ-3,0; БДН-3,0; БЗТ-1,0; БЗС-1; БСО-4; БЗЛ-0,7

– культиваторы для сплошной обработки почвы КПС-4-03.

– катки 3ККШ-6, СКГ-2-1;.ККН-2,8.

– пропашные культиваторы КОН-2,8А,

– набор рабочих органов культиваторов.

– плакаты.

– отдельные рабочие органы плугов и их макеты.

– проспекты новой техники.

1.3. Задачи работы:

Ознакомиться с классификацией плугов и агротехническими требованиями к вспашке.

Изучить общее устройство плуга на примере ПЛН-3-35.

Изучить устройство, назначение и область применения рабочих органов плугов: лемеха, отвала, предплужника, углоснима, ножа, почвоуглубителя, полевой доски.

Изучить правила установки предплужника и дискового ножа на плуге при заданной глубине пахоты.

Изучить отличительные особенности устройства плугов ПЛН- 3-3,5, ПНП-3-35, ПБН-75, ПС-4-30, ПГП-7-40, ПРПВ-5-50, ПЧ-4,5, ПОН-3-40.

Изучить правила навески плугов на трактор.

Изучить установку плугов на заданную глубину вспашки. Научиться устранять продольный и поперечный перекос плуга.

Изучить способы движения пахотных агрегатов при работе правооборотных и оборотных плугов.

Ознакомиться с классификацией и изучить общее устройство борон и лущильников.

Уяснить, как определяется угол атаки дисковых батарей.

Изучить устройство и процесс работы катков, их типы и область применения

Изучить общее устройство культиватора-окучника КОН-2,8А.

Указать, как регулируется глубина обработки у дисковой бороны.

1.4. Рекомендуемая литература:

1. Карпенко А.Н., Халанский В.М. Сельскохозяйственные машины, М., «Колос», 2000.

2. Сельскохозяйственные и мелиоративные машины.// Электронный ресурс: http://k-a-t.ru/index.shtml.

 

Отчёт о выполненной работе.

1. Дать краткую характеристику плугов ПЛН- 3-3,5, ПНП-3-35, ПБН-75, ПС-4-30, ПГП-7-40, ПРПВ-5-50, ПЧ-4,5, ПОН-3-40, указав их назначение и марки тракторов для агрегирования.

2.Перечислить рабочие органы плуга, указать типы отвалов и лемехов.

3.Описать принцип работы плуга ПЛН-3-35.

4.Описать, как регулируют навесной и полунавесной плуги на заданную глубину пахоты.

5.Зарисовать схему положения подвески плуга и навески трактора при агрегатировании.

6. Дать краткую характеристику боронам, каткам и культиваторам.

Проведение работы.

1.6.1. Машины для основной обработки почвы.

Агротехнические требования к вспашке.

Вспашку проводят в агротехнические сроки при достижении физической спелости почвы (для глинистой — 50...65 % наименьшей влагоемкости, суглинистой —40...70 %). Не следует пахать влажную почву, так как она не крошится, а налипает на колеса и рабочие органы, вследствие чего увеличиваются тяговое сопротивление плуга и затраты энергии на вспашку.

Зяблевую вспашку старопахотных земель и первичную вспашку целинных выполняют лемешными плугами с предплужниками. Перепашку пара и запашку навоза проводят без предплужников. Задернелые почвы обрабатывают с оборотом, но без рыхления пласта. На почвах, засоренных камнями, используют плуги с предохранителями.

При высокой влажности почвы (более 70 %) к плугу присоединяют зубовые бороны. Глубина обработки почвы определяется требованиями возделываемой культуры, строением и толщиной пахотного слоя и другими факторами. Для большинства культур оптимальная глубина вспашки 20...22 см, сахарной свеклы 25...27 см, кукурузы 28...32 см. Почвы с недостаточным пахотным слоем пашут на полную его толщину, постепенно увеличивая ее (для дерново-подзолистых почв на 4...5 см ежегодно) почвоуглубителями.

В результате ежегодной вспашки плужная подошва уплотняется. Чтобы ее разрушить, периодически увеличивают глубину вспашки до 25...27 см или проводят рыхление чизельными плугами. Качество вспашки должно соответствовать установленным нормативам. Коэффициент выравненности характеризующий равномерность вспашки по глубине, должен быть не менее 95%.

Отклонение среднего арифметического значения фактической глубины вспашки от заданной не должно превышать ±5 % на неровных участках и ±10% на ровных. Отклонение фактической ширины захвата плуга от конструктивной допускается ±10 %.

При вспашке добиваются, чтобы ширина и толщина пластов были одинаковыми, растительные остатки, сорные растения и удобрения полностью (не менее 95 %) заделаны, а гребни пластов имели одинаковую высоту (не более 5 см). Не допускаются высокие свальные гребни, глубокие развальные борозды между отдельными проходами и скрытые огрехи (непропаханные участки). Глыбистость, т.е. суммарная площадь, занимаемая комками размером более 10см, допускается не более 15% от площади пашни.

Безотвальная вспашка должна обеспечить сохранение на поверхности поля 40...50% стерни и пожнивных остатков. При этом не допускается крошение почвы на частицы размером менее 1 мм.

Скорость вспашки должна соответствовать скорости, установленной для используемых корпусов: 1,4...2,2 м/с для обычных и 2,2...3,3 м/с для скоростных.

Классификация плугов.

По конструкции корпусов различают лемешные, дисковые, чизельные, ротационные и комбинированные плуги.

Лемешные плуги подразделяют на плуги общего назначения для вспашки старопахотных земель и специальные (кустарниково-болотные, плантажные, садовые, виноградниковые, лесные и ярусные).

По способу агрегатирования плуги делят на прицепные, полунавесные и навесные, а по технологическому процессу — на плуги для свально-развальной и гладкой вспашки. Последние снабжены право- и левооборачивающими корпусами, попеременно включаемыми в работу, и не образуют свальных гребней и разъемных борозд.

К плугам для гладкой вспашки относятся также фронтальные, челночные, клавишные, балансирные на канатной тяге и поворотные. По конструкции рамы плуги бывают с постоянной или регулируемой шириной захвата. Последние снабжены шарнирной рамой и механизмом изменения ширины захвата.

Общее устройство плуга на примере ПЛН-3-35.

Плуг ПЛН 3-35 имеет устройство, которое состоит (рисунок 2.1) из:

1. навески;

2. предплужника;

3. опорных колес;

4. корпуса;

5. прицепка для бороны;

6. рамы.

Рис.2.1 – Чертеж схемы ПЛН 3-35.

 

На опорном колесе есть винт, позволяющий регулировать глубину возделываемой почвы. От того как глубоко рассчитывается вспахать почву устанавливают предплужник.

Предплужник имеет несколько положений:

Верхнее положение – для возделывания на глубину 20 см.

Второе с верху положение – на глубину возделывания 22 см.

Третье отверстие сверху – на глубину обработки 25 см.

Четвертое отверстие – на глубину возделывания 27 см.

Самое нижнее отверстие – на 30 см.

Стойка у плуга ПЛН 3-35 цельная и к ней прикреплены основные лемехи, полевая доска и отвал. Предплужник имеет небольшой корпус с рабочей поверхностью. Он имеет функцию заделки остатков растительности. Он имеет стойку и лемех отвала. С помощью колес регулируется глубина вспашки. Есть навеска, которая соединяет ПЛН 3-35 и сам трактор непосредственно.

Подготовка к работе полунавесных и навесных плугов.

Плуг подготавливают к работе сначала на ровной площадке с твердым покрытием, а затем в поле. В процессе осмотра определяют техническое состояние рабочих органов, механизмов, колес и навески плуга, устраняют обнаруженные неисправности. В зависимости от технологии вспашки, типа почвы и агрофона поля закрепляют на раме необходимые рабочие органы. Подготавливают навеску плуга и навесное устройство трактора к агрегатированию.

При агрегатировании плугов с тракторами тягового класса 3 и 4 навесное устройство собирают по двухточечной схеме. Для этого передние концы нижних продольных тяг закрепляют на шарнире, установленном на нижней оси навески трактора. Для перевода плуга из транспортного положения в рабочее золотник гидрораспределителя устанавливают в положение «Плавающее».

У колесных тракторов устанавливают рекомендуемые нормативами колею и давление в шинах колес. Так, для МТЗ-80 давление в шинах передних колес рекомендуется 0,14...0,15 МПа, в шинах задних колес – 0,1...0,14 МПа. У гусеничных тракторов обеспечивают одинаковое натяжение гусениц. Соединяют плуг с трактором и регулируют его на заданную глубину вспашки.

Глубину вспашки четырех-, пяти-, шести- и девятикорпусных плугов предварительно регулируют на ровной площадке. Плуг, агрегатируемый с трактором, устанавливают на площадку и переводят в рабочее положение. Под все колеса или гусеницы трактора и под опорные колеса 10 (рис. 2.6, а) и 8 (рис. 2.7) плуга помещают подкладки высотой, равной глубине вспашки, уменьшенной на 1...2см (деформация почвы колесами). Задние колеса полунавесных плугов должны опираться на площадку.

Вращая винты механизмов опорных колес и механизмов навески трактора, располагают плуг так, чтобы носки долотообразных лемехов всех корпусов касались опорной площадки, а пятки лемехов находились на высоте 10 мм. В полунавесных плугах вращением болта 29 (рис. 2.6, в) добиваются, чтобы между опорной плоскостью и концом полевой доски заднего корпуса образовался просвет 1,5...2 см. Окончательно глубину вспашки устанавливают в поле.

При агрегатировании трехкорпусных навесных плугов с трактором МТЗ-80 глубину вспашки можно изменять перемещением рукоятки силового регулятора трактора. Опорное колесо плуга при работе с силовым регулятором поднимают в крайнее верхнее положение или снимают.

 

Рис.2.6 – Полунавесные плуги
 

Механизмом навески трактора устанавливают раму плуга параллельно поверхности поля. Перекос рамы в продольной и поперечной плоскостях приводит к неравномерному заглублению корпусов плуга. При наклоне рамы вперед передние корпуса пашут глубже, а задние — мельче. Если рама наклонена назад, плуг выглубляется. Продольный перекос рамы устраняют изменением длины центральной тяги навески трактора.

При перекосе рамы плуга вправо первый корпус пашет глубже, чем задние корпуса. Если рама наклонена влево, передний корпус пашет мельче заднего. Поперечный перекос рамы устраняют изменением длины правого раскоса, а иногда и обоих раскосов механизма навески трактора.

 

Рис. 2.7 – Навесной плуг ПЛН-5-35:1 – предплужник; 2 – корпус; 3 – угольник: 4 – прицепка для борон; 5 – главная балка; 6 – кронштейн крепления ножа; 7– дисковый нож; 8 – опорное колесо; 9 – навеска; 10 – продольная балка; 11 – поперечная балка; 12 – кронштейн; 13 – кронштейн предплужника.

 

Ширина захвата. Передний корпус плуга должен отрезать пласт такой же ширины, как и остальные корпуса. При уменьшении ширины захвата переднего корпуса снижается производительность плуга. При увеличении ширины захвата вследствие неполного подрезания пласта лемехом получается непропашка, а между соседними проходами плуга остается борозда.

Ширина захвата первого корпуса зависит от взаимного расположения трактора и плуга в горизонтальной плоскости. Для правильного присоединения плуга необходимо учитывать ширину захвата плуга ВПЛ (рис. 2.8, а), расстояние L между краями гусениц трактора. Расстояние С между кромкой гусеницы (колеса) и стенкой борозды должно быть 240...300 мм.

При агрегатировании трех-, двух- и однокорпусного плугов с колесным трактором нормальную ширину захвата переднего корпуса можно получить расстановкой колес трактора и смещением рамы плуга по оси его подвески.

Для работы с двухкорпусным плугом колеса следует расставлять на колею 1350мм, с трехкорпусным — на колею 1500мм. Чтобы масса трактора распределялась на колеса равномерно, их следует устанавливать несимметрично. При работе с трехкорпусным плугом правые колеса смещают от оси на 800 мм, левые — на 700 мм.

Устойчивость хода. Для устойчивого хода плуга в борозде необходимо присоединить плуг к трактору так, чтобы линия О1О2 (см. рис. 2.8, а) действия силы тяги пересекала след О2 центра тяжести плуга и шарнир Ш крепления нижних продольных тяг к трактору. Следом центра тяжести (СЦТ) называют точку пересечения с горизонтальной площадкой перпендикуляра, опущенного из центра тяжести плуга. СЦТ находится посередине прямой линии, соединяющей носки первого и последнего корпусов.

 

Рис. 2.8 – Схема положения подвески плуга и навески трактора при агрегатировании: а – определение смещения навески относительно оси трактора; б – установка кронштейнов на попереч


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.227 с.