Технология изготовления павловопосадского платка. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Технология изготовления павловопосадского платка.

2022-11-14 31
Технология изготовления павловопосадского платка. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

    За 220 лет с 1795 года из фабрики крестьянина Семена Лабзина возникло ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура». В объединении создана художественная мастерская. Стаж работы некоторых мастеров 15 — 20 лет. Все начинается с того, что художник придумывает новый рисунок, который утверждается руководством. После этого за работу берутся колористы – они стараются создать рецепт текстильной краски, основываясь на эскизе мастера. При этом важно добиться идеальной цветопередачи, чтобы художественная задумка автора смогла воплотиться на ткани. Чтобы добиться максимального соответствия цвета, колористу приходится много работать и делать десятки пробных набивок, изучая, как тот или иной цвет поведет себя под воздействием горячего пара, который необходим в производстве для закрепления рисунка на ткани.

    Получив окончательный рецепт краски, приступают к нанесению рисунка непосредственно на изделие. Эта технология требует особых знаний, и поэтому выполняют данную процедуру опытные специалисты. Сначала подготавливают специальные печатные шаблоны на установке прямого гравирования, затем готовятся сами краски, для чего используется автоматическая красковарка.

    Непосредственно перед нанесением рисунка, ткань платка подвергается плазмохимической обработке, которую платочная мануфактура первой внедрила в производство, заменив ею вредное хлорирование. Все эти процессы осуществляются автоматически, без участия людей, но под пристальным контролем специалистов, следящих за точностью работы аппаратов и правильностью расчетов.

    Итак, от художников эскиз отправляется в путешествие по цехам. Из приготовительного цеха доставляют пряжу, там ее перематывают, пробирают и проклеивают для большей прочности нитей шлихтой. Потом пряжа превращается в шерстяное полотно. Ежедневно ткацкий цех дает около 50 тысяч метров шерстяных и полушерстяных тканей. От ширины ткани зависит размер платка. Как и в старину, будущий платок проходит через руки многих мастеров. Разница в том, что сегодня предприятие механизировано.

    Параллельно с этим совершает свой путь по фабричным мастерским эскиз, сделанный художниками. Из художественной мастерской рисунок попадает в руки к копировщикам, чтобы были сделаны технические и производственные кальки. Повторяемая часть рисунка называется раппортом, и именно по размеру раппорта делают раскрашенную кальку. У платка раппорт представляет одну четвертую часть всего изделия. Это технические кальки. А производственные кальки предназначены для разрисовки платка. Калькированием преимущественно занимаются женщины. На выполнение рисунка у самой опытной копировщицы уходит два-три месяца. Линии рисунка воспроизводятся на промасленной бумаге при помощи стеклянной трубочки и металлического заостренного стержня — так называемой рисовки. Для копирования так же, как и для оригинального рисунка, необходимы верный глаз, точная рука и, конечно, внимание.

    Кальки поступают к резчикам. Резчики выполняют формы и манеры. Деревянные формы, которыми печатают, набивают по частям рисунки, называются цветками. Делают их по количеству красок, используемых в раскраске платка. А манера — это металлический штамп, прикрепленный на деревянный щит. Этот штамп прикладывают к платку, чтобы нанести тонкий контур.

    От работы резчиков зависит, каким получится платок. Если он изготовит ясную, точную форму, то набойщик сможет выполнить в точности рисунок, предложенный художником. Если же резчик где-то не доглядит, смажет одну маленькую завитушку или лепесток — рисунок на платке не выйдет.

    А потом вступают в дело старинные рецепты. Выверенные и надежные, они служат мастерам по сию пору. С рабочего листа мастер переводит рисунок на щит. Затем на свободном от рисунка дереве выводит трубочкой фигуры. И с помощью стамески и деревянной колотушки снимает лишние слои дерева, чтобы высвободить узор. И снова в ход идут тонкие стамески — прочерчиваются линии. Для манер и цветов, на которые переносят узор, берут трехслойную доску и проклеивают кнопом — шерстяным пухом особого сорта, который потом-то и впитывает краску, не размазывая ее по всему платку.

    Трехслойная доска не подвластна времени. Ее ни согнуть, ни стереть с нее рисунок. На фабрике хранятся цветки, созданные полтора столетия назад и готовые к употреблению.

    Цветки предназначены для создания общего узора. Манеры — для прокладывания тонких контурных линий. Особыми иглами выжигается рисунок, и в углубления его заливается специальный сплав. Получаются отдельные части рисунка — лекала. Их вынимают из формы и прибивают на деревянный щит — вот и контурный рисунок. А на другой стороне щита набойщика уже ждет бобышка — выступ для руки.

    Теперь несколько слов о набойке рисунка. Набойщик должен быть физически сильным человеком. Надо на одном куске ткани соединить воедино все части, поступившие в распоряжение набойщика, и набить контур так, чтобы не было видно, как по отдельности все это получалось. Набойщики работают парами: один готовит один угол, другой — второй угол. Они находятся в непрерывном движении вокруг набойного стола: набьют один цвет, подсушат платок, и снова принимаются за другой цвет.

    Но далеко не все платки изготавливаются с помощью ручной набойки. Вот уже почти пятьдесят лет как появился на фабрике первый стол фотофильмпечати.  Рисунок для набивки делается на частом шелковом или капроновом сите (который и получил название фильма) способом фотокопирования. А с сита переносится он на ткань.

    Фотофильмпечать позволяет создавать платки в 12—17 цветов, что никак не уступает платкам, выполненным вручную. Но производительность благодаря этому способу повысилась в 3 раза. Применение фотофильмпечати исключило из процесса трудоемкий труд резчиков, облегчило труд набойщиков.

    На ткань накладывают первый шаблон — сито определенного рисунка. Начинают протирать через сито краску — и на ткани остается определенный узор одного цвета. Затем сито меняют — и на платке остается другой цвет. Обычно первой кладут светло-розовую краску, потом зеленую, затем все остальные. В последнюю очередь протирается краска общего фона платка.

    Этот способ сильно облегчил процесс производства платков, но не стал идеальным. Все-таки много приходилось делать вручную такой работы, какая могла бы выполняться машинами. И был механизирован процесс подачи и переноса шаблонов. Это произошло в 1961 году. Производительность рабочего на такой машине в 6—7 раз выше производительности набойщика, занимающегося ручным трудом. Уменьшился расход химических материалов, красителей. Так что теперь сушка, укладка ткани на столе, на тележку, сам процесс печатания, подача ткани — все это происходит само собой. Нужно только следить за работой механизма.

    Отделочный корпус был введен в строй летом 1980 года. Всю смену идут в три линии конвейеры — и через каждые 12 секунд готов новый платок. Около 2 тысяч платков производится за одну смену. А вначале на конвейер поступает белое полотно. И постепенно, по мере продвижения по конвейеру, начинают играть на нем краски и узоры.

    А когда платок сходит с конвейера или с машины с медным валом, его отправляют на обработку влажным паром в камеру периодического действия — зрельник. После на промывку в специальных машинах, отжим и сушку.

    В принципе платок производится по той же старинной схеме, что и сто лет назад. Но многие процессы механизированы, автоматизированы, и благодаря этому труд мастеров облегчился во много раз. Даже на самом последнем этапе — пришивание бахромы — работает бахромнонаметочная машина, повысившую производительность труда в 2 раза.

    Как избежать подделок?

 ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура» имеет свой    товарный знак. Это символическая роза в квадрате, изображение которой часто используется в рисунках на платках.  Ромб,

 в котором находится роза, символизирует сам платок. Этот товарный знак изображается на этикетках (бирках) изделий и на самих изделиях. Каждый вид изделия имеет свою этикетку.

 

Для шелковох         Для шерстяных      Для шалей               Для мужских

платков                платков                                                       кашне

 



Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.