Глава 3. Россия в конце XV–начале XVII вв. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Глава 3. Россия в конце XV–начале XVII вв.

2022-11-14 30
Глава 3. Россия в конце XV–начале XVII вв. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава 3. Россия в конце XV–начале XVII вв.

Образование единого Российского государства. Органы управления, право и суд в России на рубеже XV– XVI вв. (§§ 19–20)

Проверяемые элементы содержания

№ п/п Проверяемые элементы содержания Тестовое задание
1.4.1 Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов власти 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 17, 20, 21, 22.   3, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19.

 

Выберите правильный ответ

Укажите годы правления Ивана III.

1) XIV в.

2) XV в.

3) XV-XVI вв.

4) XVI в.

 

Иван III являлся

1) cыном Василия I

2) сыном Василия Темного

3) братом Василия III

4) отцом Василия Темного

 

На местах управляли представители великокняжеской власти –

1) удельные князья

2) воеводы

3) наместники

4) губернаторы

 

Иван III окончательно подчинил

1) Новгород

2) Псков

3) Казань

4) Смоленск

 

Марфа Борецкая была современницей

1) Андрея Рублева

2) польского короля Казимира

3) Василия I

4) Елены Глинской

 

Укажите годы правления Василия III

1) 1389–1425

2) 1425–1462

3) 1462–1505

4) 1505–1533

 

Изображение двуглавого орла на гербе Российского государства было заимствовано из

1) Византии

2) Польши

3) Золотой Орды

4) Новгородской республики

 

Все христианские царства пришли в конец и сошлись в единое царство нашего государя. По пророческим книгам это есть римское царство. Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать». Назовите автора данной концепции?

1) Иван III

2) Василий III

3) Филофей

4) Сергий Радонежский

 

При каком князе стал использоваться титул «государь всея Руси»?

1) Василии I

2) Иване III

3) Василии II

4) Василии III

 

На рубеже XV– XVI вв. высшая власть на Руси принадлежала

1) Земскому собору

2) Боярской думе

3) Великому князю московскому

4) царю

 

11. Центральным финансовым ведомством, в котором хранились деньги, драгоценности, государев архив и российская печать, был (была)

1) Приказ Большой приход

2) Оружейная палата

3) Дворец

4) Казна

 

Система содержания должностных лиц (наместников, волостелей и др.) за счет местного населения на Руси получила название

1) кормление

2) местничество

3) поместная

4) жалованье

 

Когда был создан первый в истории единого Российского государства законодательный кодекс?

1) 1480 г.

2) 1497 г.

3) 1505 г.

4) 1550 г.

Какой сословно-представительный орган аристократии совещательного характера действовал при великом князе с конца XV в.?

1) Земский собор

2) Земская изба

3) Избранная рада

4) Боярская дума

 

В средневековой России профессиональными чиновниками были

1) наместники

2) волостели

3) дьяки

4) бояре

 

Какие органы центральной исполнительной власти возникли на рубеже XV–XVI вв?

1) волости

2) приказы

3) поместья

4) судебники

 

Выберите правильные ответы

Расположите события в хронологической последовательности

А) Увоз вечевого колокола из Новгорода в Москву

Б) Включение Смоленска в состав Русского государства

В) Битва на р. Шелонь

Г) Утрата независимости Псковом

Д) Присоединение княжества Рязанского

Е) Стояние на р. Угре

 

Какие черты были характерны для системы управления в Российском государстве в конце XV– XVI в.?

А) Четкое разграничение деятельности центральных и местных органов власти

Б) Принцип разделения властей

В) Бюрократизация

Г) Прогрессивная система содержания должностных лиц

Д) Переплетение функционального и центрального принципов управления

Е) Систематизация правовых норм

19. Установите соответствие

Приказ Функции
1) Челобитенный А) Ведал сыском и судом по крупным уголовным делам
2) Разбойный Б) Принимал жалобы на администрацию
3) Поместный В) Ведал служилыми людьми, военным управлением, пограничной службой
4) Разрядный Г) Осуществлял общее руководство внешней политикой, ведал выкупом и обменом пленными  
  Д) Наделял дворян поместьями, производил описания земель
1 2 3 4
       

 Заполните пропуски

20.«Эта царевна, известная тогда в Европе своей редкой полнотой, привезла в Москву очень тонкий ум и получила здесь весьма важное значение. … Ее влиянию приписывали даже решимость … сбросить с себя татарское иго. Брак __________ – и __________ получал значение политической демонстрации, которою заявляли всему свету…» ______________ _______________

 

21. Окончательно мысль о переносе Римского царства на Русь сформулирована в теории «____________________________».

 

22. Первым суверенным государем со времен установления ордынского владычества стал _____________.


Российское общество конца XV– XVI вв. (§ 21)

Проверяемые элементы содержания

Проверяемые элементы содержания Тестовое задание
1.4.2 Судебник 1497 г. Начало закрепощения крестьян. Формы землевладения и категории населения. 9, 11, 16, 19, 22.   1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 10, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 20, 21

Выберите правильный ответ

Черносошные крестьяне

1) владели общинными землями и несли государственные повинности

2) платили в пользу своего владельца натуральный оброк, работали на барщине

3) работали на монастырь, платили ему оброк

4) не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы для своих хозяев

14. Верховный собственник земли в XV– XVII вв. на Руси –

1) государство

2) великий князь

3) община

4) помещик

 

Заполните пропуски

20. В XIV-XVII вв. вольные люди, работавшие по найму, лица, несшие военную службу в пограничных районах. ____________

21. Родовые владения бояр на Руси назывались _____________.

22. Судебник 1497 г. ввел единый срок крестьянского ухода от землевладельца за неделю до и неделю спустя осеннего_________________.

 

Московия в 30–50-х гг. XVI в. Реформы Ивана Грозного.

Опричнина и последние годы царствования Ивана Грозного (§§ 22–23)

 

Проверяемые элементы содержания

Проверяемые элементы содержания Тестовое задание
1.4.3 Реформы середины XVI в. Россия при Иване IV. Оформление идеологии самодержавия 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 17.   1, 4, 5, 15, 18, 20
1.4.4 Опричнина. Дискуссия о характере опричной политики 11, 13, 19, 21, 22

Выберите правильный ответ

Регентство Елены Глинской –

1) 1505–1533 гг.

2) 1530–1533 гг.

3) 1534–1538 гг.

4) 1538–1547 гг.

 

Опричнина охватила период

1) с 1547 по 1582 гг.

2) с 1565 по 1572 гг.

3) с 1558 по 1583 гг.

4) с 1564 по 1584 гг.

Заполните пропуски

20.

                                   Елена Глинская

 

 


                     Иван IV


Дмитрий Федор

21. «… распределялись по степеням не по богатству, а по породе... должны были носить черные кафтаны и шапки и у колчана, куда прятались стрелы, что-то вроде кисти или метлы, привязанной к палке. По этому узнавали __________________».

22. О ком идет речь?

Думный дворянин, приближенный Ивана IV, глава опричного террора. Участник убийств князя Владимира Старицкого, митрополита Филиппа и др. В 1570 г. руководил казнями в новгородском походе. Погиб в бою в Ливонии. __________________

 

Внешняя политика России в конце XV– XVI вв. (§24)

Проверяемые элементы содержания

Проверяемые элементы содержания Тестовое задание
1.4.5 Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война   2, 3, 4, 5, 13, 14, 15, 16, 17, 22. 1, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 18, 19, 20, 21

 Выберите правильный ответ

1. Первая война европейского масштаба, в которой участвовала Россия, –

1) поход в Ливонию конца XVI в.

2) Ливонская

3) Казанская

4) Тридцатилетняя

 

Выберите правильный ответ

Укажите, о ком идет речь.

В XVI в. наиболее сильная и смелая критика церкви звучала из его уст: считал Христа обыкновенным человеком-проповедником, не признавал культа святых, обряды, проповедовал равенство всех людей.

1) Матвей Башкин

2) Федор Курицын

3) Феодосий Косой

4) Нил Сорский

 

Заполните пропуск

19.

_________________ – церковное проклятье, отлучение от церкви.

О чем идет речь?

21. С этим собором связаны легенды. Одна из них рассказывает, что царь, подивившись красоте храма, приказал выколоть глаза зодчим, дабы нигде и никогда не смогли они построить нечто подобное. В годы Отечественной войны 1812 г. Наполеон велел взорвать собор, но он стоит в Москве и поныне. ________________________

 

22. Французский композитор XIX в. Берлиоз считал эту церковь совершеннее многих известных европейских соборов: «Передо мной предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь…» ___________________________________________

 


Проблемно-познавательные задания*

1. Прочтите отрывки из исторических источников и кратко ответьте на вопросы 1–3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение знаний по курсу истории соответствующего периода.

 А) …А жаловать своих холопов мы всегда были вольны, вольны были и казнить… Ничем я не горжусь и не хвастаюсь и ни о какой гордости не помышляю, ибо я исполняю свой царский долг и не делаю того, что выше моих сил. Скорее это вы надуваетесь от гордости, ибо, будучи рабами, присваиваете себе святительский и царский сан, поучая, запрещая и повелевая… вы не захотели жить под властью бога и нас, данных богом государей, слушать и повиноваться нам, а захотели жить по своей воле.

Б) …Вместо избранных и достойных мужей, которые не стыдясь говорили тебе всю правду, окружил ты себя сквернейшими прихлебателями и маньяками, вместо доблестных воевод и полководцев… кромешниками, или опричниками кровожадными, которые несравнимо отвратительней палачей… И если погибают цари и властелины, составляющие жестокие законы и неисполнимые предписания, то уж тем более должны погибнуть со всем домом своим те, которые не только составляют невыполнимые законы или уставы, но и опустошают свою землю и губят подданных целыми родами, не щадя и грудных младенцев, а должны были бы властелины каждый за подданных своих кровь свою проливать в борьбе с врагами…

 

1. Определите, кто является автором фрагмента А, фрагмента Б?

2. Что отстаивает каждый из участников «словесного поединка»: старые порядки или новые устои? Чьи интересы защищают спорящие? От чьего имени выступают?

3. В чем оппоненты видят главное предназначение царской власти?

 

Задание на обобщенную характеристику исторических событий и явлений.

Какие реформы были проведены Избранной радой в середине XVI в.? Назовите не менее трех преобразований. Определите значение этих реформ.

 

Задание на рассмотрение исторических версий и оценок.

В нашей отечественной истории был период, когда репрессивная политика Ивана Грозного оценивалась положительно. В годы сталинского режима, войско опричников определялось как «прогрессивное».

Какое еще мнение об опричнине, ее корнях вам известно? Какое мнение вам представляется более убедительным? Свой ответ аргументируйте (не менее трех фактов, положений).

4. Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задание.

Первым кодексом права Русского государства явился Судебник 1497 г., созданный при Иване III.

Для чего в конце XV в. понадобилось принятие общерусского Судебника? (Назовите не менее двух причин).

Какие изменения произошли к концу XV в. в политическом устройстве Московского государства (не менее трех)?

 

Задание на сравнение.

Сравните произведения Андрея Рублева (рубеж XIV–XV вв.) и Дионисия (рубеж XVI–XVII вв.). Укажите, что было общим (не менее двух), а что – различным (не менее трех) в их художественном творчестве.

 

Примечание. Оформите ответ в виде таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Общее

· ………………………………………………………………….

· ………………………………………………………………….

Различия

· …………………………… · ……………………………
· ……………………………  ____________
 ___________ · ……………………………

 

 


* Задания оцениваются в соответствии с принятыми нормативами при проведении ЕГЭ.

Глава 3. Россия в конце XV–начале XVII вв.

Образование единого Российского государства. Органы управления, право и суд в России на рубеже XV– XVI вв. (§§ 19–20)

Проверяемые элементы содержания

№ п/п Проверяемые элементы содержания Тестовое задание
1.4.1 Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов власти 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 17, 20, 21, 22.   3, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19.

 

Выберите правильный ответ


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.