История русского языка и его национально-культурное своеобразие — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История русского языка и его национально-культурное своеобразие

2022-11-14 36
История русского языка и его национально-культурное своеобразие 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МОДУЛЬ 1

МОДУЛЬ 2. ОБЩЕНИЕ

Задание 1. Определить основные функции языка

Коммуникативная функция заключается

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мыслеформирующая функция заключается

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экспрессивная функция позволяет языку

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эстетическая функция заключается

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Дайте определение следующим понятиям

Общение ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Речевая деятельность

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Определите роль общения в формировании личности.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 4. Назовите культурологические особенности общения

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 5. Запишите лингвистические аспекты общения

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 6. Дайте определения типам речи.

Повествование

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Описание

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рассуждение

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 7. Профессиональное общение представляет собой речевое взаимодействие специалиста с другими специалистами и клиентами организации в ходе осуществления профессиональной деятельности. А какими компетенциями должен обладать специалист-профессионал для его осуществления?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 8. В следующем тексте из-за перестановки абзацев нарушена логика изложения. Восстановите исходный текст. Обоснуйте свою точку зрения.

А) Эта сеть возникла в конце 60–х гг. XX в. в военном ведомстве США. Тогда она называлась ARPAnet. Военные считали, что подобное соединение компьютеров позволяет сохранить находящиеся в них данные в полной безопасности на случай как стихийного бедствия, так и нападения противника. Вскоре сеть стала гражданской, в нее включились университеты, а затем и бизнес-предприятия. Возник Интернет.

Б) В середине 50–х гг. XX в. человечество вступило в совершенно новую эпоху, которая не завершилась до сих пор, – эпоху информационной революции (ИР). Буквально на глазах ранее неизвестные технологии входили в повседневную жизнь, а привычные средства информации приобретали новые формы....С появлением сети Интернет осуществилась давняя мечта ученых и инженеров о простом и быстром способе обмена идеями, также позволяющем найти любую нужную информацию.

В) Таким образом, самым существенным итогом ИР (информационной революции) стало информационное единство мира. Сегодня посредством телефонной связи или сети Интернет человек без труда узнает новости даже из самого дальнего уголка нашей планеты.

Г) Сначала с помощью сети Интернет (сейчас ее часто называют просто Сеть) можно было обмениваться только текстовыми сообщениями, но в 1991 г. была разработана технология WorldWideWeb (Всемирная паутина), позволившая сопровождать информацию видео- и звуковым рядом. Каждый человек, имеющий компьютер, модем и телефон, может получить доступ к информации в Сети или создать в ней собственную страницу. По некоторым сведениям, к началу XXI в. число пользователей Интернета приблизится к 100 миллионам.

Д) Уже в начале 70–х гг. он довольно активно использовался, однако настоящий взрыв произошел тогда, когда появились персональные компьютеры. Их владельцы стремились получить доступ к международной сети, поэтому число ее пользователей на рубеже 90–х гг. увеличилось в десятки тысяч раз.

Ответ__________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9. Какие типы речи представлены в следующих текстах? В каком случае включены элементы другого типа речи?

1) Строго говоря, есть два необходимейших условия жизни высоконравственного человека: умение видеть другого, особенно страдающего другого, и умение видеть себя без прикрас.

Внимание к себе особенно свойственно юному возрасту. Кто мы? Похожи друг на друга – огорчаемся: хочется отличиться. Отличаемся – тоже нехорошо, вроде как белая ворона. Кем быть? Каким быть?

Самим собой. Это единственный верный совет. Он прост, но дорога к себе сквозь чужое, ложное, ненужное, быть может, самое трудное на свете.

Строительство личности начинается с внимания к себе, а заканчивается состраданием к другим, милосердием к другим, ответственностью перед другими (По О. Кучкиной).

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Это было время расцвета Марининой красоты. Цветком, поднятым над плечами, кажется ее золотоволосая голова, пушистая, с вьющимися у висков струйками легких кудрей, с густым блеском над бровями подрезанных, как у детей, волос. Ясная зелень ее глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское. Это не та застенчивость, что мучила ее в отрочестве, когда она стеснялась своей, ею не любимой наружности. Встречая восхищение всех на нее глядящих, она излечилась от мук того недуга. Она знает себе цену и во внешнем очаровании, как с детства знала ее – во внутреннем. Но ни тени самоуверенности и так лелеемого в себе красавицами «бального», дешевого самодовольства. Ее женское только скользит, только реет (А. И. Цветаева).

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Ростов не верил своим глазам, и сомнение это продолжалось более секунды. Волк – старый зверь с седой спиной – бежал неторопливо, очевидно, убежденный, что никто не видит его... Николай закричал не своим голосом, и сама собою стремглав понеслась его добрая лошадь под гору, перескакивая через водомоины, наперерез волку... Николай не слыхал своего крика, не чувствовал того, что он скачет, не видал ни собак, ни места, по которому скачет, – он видел только волка, который, усилив свой бег, скакал, не переменяя направления, по лощине. Первая показалась вблизи зверя черно-пегая Милка и стала приближаться к зверю. Ближе, ближе... вот она приспела к нему. Но волк чуть покосился на нее, и вместо того, чтобы наддать (как это она всегда делала), Милка вдруг стала упираться на передние ноги (По Л. Н. Толстому).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

4) В начале июля добрались уже до хлебного, просторного Воронежа. Там нашел, наконец, Жуковский подходящего себе сотоварища.

В самый день приезда наследника жандарм явился в семью Кольцовых: губернатор требует к себе поэта. Сначала все всполошились. Но вызов был мирный и Кольцовым даже полезный: Алексея Васильевича приглашал к себе Жуковский. Два воронежских дня он провел вместе с Кольцовым – Кольцов и Воронеж тоже были Россия, густой, крепкий ее настой. Пили чай в купеческом доме, вместе разгуливали по городу, с острожной горы любовались широкими видами, лугами, лесами дальними – той огромностью и мощью русской, что так чувствуется в Воронеже и его крае. Старина, собор, святой Митрофаний Воронежский, святой Тихон Задонский... а внизу под горой старые домики Петровской слободы: иной мир, но История, Петр, судостроительство... (И. Зайцев)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10. На месте пропуска вставьте подходящие по смыслу средства связи предложений в тексте, выбрав из справочного материала.

В Университете Константинополя Кирилл преподавал недолго. ________________этот философ, который был знатоком греческого, еврейского, арабского, латинского и славянского языков, был направлен в Болгарию с просветительской миссией. ____________оказалось, что просвещать славян невозможно без книг на их родном языке. ________________________Кирилл начал составлять славянскую азбуку (По В. Д. Янченко).

Справочный материал: вскоре, потом, затем; однако, но, а; поэтому, потому, следовательно.

Задание 11. Прочитайте. Докажите, что данный текст является описанием. Аргументируйте свой ответ.

В самом центре Москвы, проходя по Охотному ряду, мы видим памятник, поставленный в 1909 году. Пройти мимо него и не остановиться невозможно. Авторы памятника – скульптор Волнухин и архитектор Машков. Этот памятник, небольшой по размеру, удивительно гармоничен, он превосходно вписывается в старинную городскую среду. Скульптура на невысоком постаменте – это московский первопечатник Иван Федоров. Он в одежде посадского человека. В правой руке держит типографский лист, левой рукой поддерживает печатную доску. Во всем его облике благородство и скромность. Перед нами обобщенный образ русского мастера и художника, православного человека. На полированном мраморе постамента старинным полууставом высечены имя и звание Ивана Федорова и его слова: «Первееначапечатати на Москве святые книги... ради братиймоих и ближних моих».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 12. Прочитайте. Докажите, что данный текст является повествованием. Аргументируйте свой ответ.

Это был один из бесчисленных эпизодов Гражданской войны. Я ехал по пустынной извивающейся дороге; изредка попадались небольшие рощицы, скрывающие от меня некоторые ее изгибы. Солнце было высоко, воздух почти звенел от жары. Боя больше не было, было тихо; ни позади, ни впереди меня я не видел никого. И вот на одном из поворотов дороги, загибавшейся в этом месте почти под прямым углом, моя лошадь тяжело и мгновенно упала на всем скаку. Я упал вместе с ней в мягкое и темное пространство, потому что мои глаза были закрыты, – но успел высвободить ногу из стремени и почти не пострадал при падении. Поднявшись на ноги, я обернулся и увидел, что очень далеко за мной тяжелым и медленным карьером ехал всадник на огромном белом коне. Я помню, что у меня давно не было винтовки, я, наверное, забыл ее в роще, когда спал.

Но у меня остался револьвер, который я с трудом вытащил из новой и тугой кобуры. Я простоял несколько секунд, держа его в руке; было так тихо, что я совершенно отчетливо слышал сухие всхлипывания копыт по растрескавшейся от жары земле. Потом я увидел, как всадник бросил поводья и вскинул к плечу винтовку, которую до тех пор держал наперевес. В эту секунду я выстрелил. Он дернулся в седле, сполз с него и медленно упал на землю. Я оставался неподвижно там, где стоял, две или три минуты. Мне все так же хотелось спать, и я продолжал ощущать все ту же томительную усталость (Г. Газданов).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 13. Прочитайте. Докажите, что данный текст является рассуждением. Аргументируйте свой ответ.

Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную, девственную свежесть. Самые стертые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас свои образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать!

Чем это объяснить, я не знаю. Предполагаю, что слово оживает в двух случаях.

Во-первых, когда ему возвращают его фонетическую (звуковую) силу. А сделать это в певучей поэзии значительно легче, чем в прозе. Поэтому и в песне, и в романсе слова действуют на нас сильнее, чем в обычной речи.

Во-вторых, даже стертое слово, поставленное в стихах в мелодический музыкальный ряд, как бы насыщается общей мелодией стиха и начинает звучать в гармонии со всеми остальными словами.

И наконец, поэзия богата аллитерациями. Это одно из ее драгоценных качеств. На аллитерацию имеет право и проза.

Но главное не в этом.

Главное в том, что проза, когда она достигнет совершенства, является, по существу, подлинной поэзией (К. Г. Паустовский).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


МОДУЛЬ 3

Задание 14. Вставьте в тест пропущенные буквы, графические объясните их выбор, расставьте знаки препинания.

Всякий говорящий слушает самого себя. Контроль собственной речи обязателен. Как говорил Цицерон, речь__ последовательность слов и пауз. Поэтому собеседники устанавливают темп речи__пр__норавливаясь друг к другу. Изм__нение его одним из собеседников знач__мо. Оно связа__о или с поворотом темы__ или с возникш__й в процессе беседы новой эмоцией.

Темп речи завис__т от предмета разговора. Услышав реплику собеседника__ мы некоторое время обдумываем ее, прежде чем ответить. Скорость ответа завис__т от новизны и сложности сказа__ого

Правильная тактика речи__ в особенности в диску__ии и п__лемике__ во многом завис__тот__того__ сумеем ли мы навязать собеседнику нужный темп речи. Каждый из нас вольно или невольно подр__жает собеседнику. Если один из участников разговора заранее продумал его__ хорошо знает__ о чем пойдет разговор__ и предст__вляет себе__ как будет отвечать собеседник__ то он станет быстрее р__агировать на речь. У него останется больше времени на обдумывани__реплик__ и он сможет владеть беседой.

Устная речь__ подобна шахматной игре. Разница в том, что время на обдумывани__ хода не__задано изначально, а устанавливается в процессе игры. Тот__ кто оказался в ц__йтноте__ обязан сделать ход__ или отложить партию.

Если же мы хотим понять собеседника, узнать__ что он собой пр__дставляет__ следует замедлить темп его речи вопросительными репликами.

Устная беседа состоит из трех частей__ вы__снения предмета разговора и взаимного приспособления собеседников, обсуждения вопроса, пр__нятия решения. Если в речи меньше частей, она не__достаточна, если больше__ избыточна. Речь__ особого рода часы. Если она правильно организова__а, ее темп__ мера умственной работы человека.

Первая наша задачавыяснитьчто мы делаем, когда говорим. Речь — это общение.

Ус__ная речь возможна в определеннойобст__новке и при определенных условиях. Она ограниче__а во времени и в пространстве__ ибо существует лишь в момент произнесения. Что__бы объясниться__ нужно быть__ по крайней мере__в__двоем. При__этом один говорит, а другой__слуша__т. Речь собеседников не должна быть одновременной__ иначе они ни__чего не поймут и н__ о чем не договорятся. В процессе речи собеседники, говорящий и слуша__щий, м__няются ролями. В__отличи__ от слова письме__ого__устное исчезает мгнове__о, поэтому слушающий понимает, __схватывает__ речь. Собеседники должны быть разделе__ырасстоянием__ достаточным, чтобы слышать__не__напр__гая слуха__ и говорить__не__напр__гая голоса. Это расстояние__ примерно полтора__два метра. Поэтому речь обладает свойством, называ__мым линейностью__ слова произносятся и осмысливаются последовательно одно за другим.

ОГЛАВЛЕНИЕ

МОДУЛЬ 1.ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЕГО НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ………………………………………………..

МОДУЛЬ 2. ОБЩЕНИЕ……………………………………………………..

МОДУЛЬ 3.КУЛЬТУРА РЕЧИ:ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПИНЫ…

МОДУЛЬ 4. ЯЗЫКОВАЯ И РЕЧЕВАЯ НОРМЫ…………………………

МОДУЛЬ 5. РЕЧЬ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ………………………………….

 

МОДУЛЬ 1

ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЕГО НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

Задание 1. Восстанови конспект лекции «Происхождение русского языка и основные этапы его истории».

Современный русский язык является продолжением _____________ языка. На древнерусском языке говорили __________________племена, образовавшие в IX в. древнерусскую народность в пределах Киевского государства.

Все славянские языки (польский, чешский, словацкий, __________________________________________________________________________________________________________) происходят от общего корня - единого праславянского языка, существовавшего, вероятно, до X–XI вв.

В XIV-XV вв. в результате распада Киевского государства на основе единого языка древнерусской народности возникли три самостоятельных языка: ____________, ______________ и ______________, которые с образованием наций оформились в национальные языки.

Первые написанные _____________тексты появились у восточных славян в X в. К первой половине X в. относится надпись на корчаге (сосуде) из Гнездова (под Смоленском).

После крещения Руси в _________ г. возникла книжная письменность. Оригиналами для восточнославянских рукописных книг служили в основном рукописи южнославянские, восходящие к трудам учеников создателей славянского письма ____________и_____________. В процессе переписки формировался древнерусский книжный язык - русский извод (вариант) церковно-славянского языка.

К древнейшим сохранившимся письменным памятникам относятся ___________Евангелие 1056–1057 гг. и ____________ Евангелие 1092 г.

Оригинальные сочинения русских авторов представляли собой нравоучительные и житийные произведения.

Особый класс древних памятников письменности составляют____________. Летописец, излагая исторические события, включал их в контекст христианской истории. Они писались на __________________языке.

Отдельно от книжной на Руси развивалась некнижная письменная традиция: административно-судебные тексты, официальное и частное делопроизводство, бытовые записи. В центре этой письменной традиции стояли ___________________кодексы, начиная с «Русской правды», древнейший список которой относится к 1282 г.

К данной традиции примыкают____________________________: межгосударственные и межкняжеские договоры, дарственные, вкладные, завещания, купчие и т.д. Древнейшим текстом такого рода является грамота великого князя Мстислава Юрьеву монастырю (ок. 1130 г.).

В XIV–XVI вв. складываются великорусское государство и великорусская____________, это время становится новым этапом в истории русского языка.

В XVII в. складывается русская нация и начинает формироваться_________________________________________________.

 

Задание 2. Ответьте на вопросы.

Когда в Московском государстве началось книгопечатание? __________________________________________________________________

В каком году был введён  гражданский алфавит, на котором печатается светская литература?_____________________________________________

Какой учёный сыграл особую роль в создании литературного языка в XVIII в.?____________________________________________________

Кто написал «Российскую грамматику», в которой дал свод грамматических правил, показал богатейшие возможности языка?_________________________________________________________

М.В. Ломоносов писал в предисловии к «Российской грамматике»: «Повелитель многих языков, язык российский, не токмо обширностью мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе. Невероятно сие покажется иностранным и некоторым природным россиянам, которые больше к чужим языкам, нежели к своему, трудов прилагали». И далее: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятельми, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

Как вы понимаете это изречение учёного? Дайте свою интерпретацию. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Творчество какого русского поэта  положило начало современному русскому литературному языку? ___________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Заполните таблицу «Ведущие черты грамматического строя русского языка».

Раздел языкознания Главные особенности
Лексика    
Морфемика  
Морфология  
Синтаксис  

 

Задание 4. Заполните таблицу «Формирование и развитие словарного состава русского языка».

 

Пласт лексики Язык Семантическая группа Примеры
Древний пласт общеиндоевропейский    
Второй пласт общеславянский    
Третий пласт общевосточнославянский      
Четвёртый пласт Русский    

Задание 5. Заполните таблицу.Укажите языки заимствования и приведите примеры лексики.

Период заимствования Язык заимствования Примеры лексем
Раннее заимствование    
XI-XVII вв.    
XVIII в.    
XIX в.    
XX в.    

Задание 6. Назовите критерии, по которым можно утверждать, что русский язык является языком мирового общения.

1__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 7. Назовите функции русского языка как государственного.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 8. Прочитайте отрывок из речи академика И.И. Срезневского «Мысли об истории русского языка» (1849) и выполните задания.

Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своем. Народ и язык, один без другого, представлен быть не может. Оба вместе обусловливают иногда нераздельность свою в мысли одним названием: так и мы, русские, вместе с другими славянами искони соединили в одном слове «язык» понятие о говоре народном с понятием о самом народе. Таким образом, в той доле науки, которую мы можем назвать нашей русской наукой, необходимо должны занять место и исследования о русском языке.

Язык есть собственность нераздельная целого народа. Переходя от человека к человеку, от поколения к поколению, из века в век, он хранится народом как его драгоценное сокровище, которое по прихотям частных желаний не может сделаться ни богаче, ни беднее,– ни умножиться, ни растратиться. Частная воля может не захотеть пользоваться им, отречься от его хранения, отречься с этим вместе от своего народа; но за тем не последует уменьшение ценности богатств, ей не принадлежащих. Независимый от частных волей, язык не подвержен в судьбе своей случайностям. Все, что в нем есть, и все, что в нем происходит, и сущность его и измемяемость– все законно, как и во всяком произведении природы.

Народ выражает себя в языке своем. Народ действует; его деятельностью управляет ум; ум и деятельность народа отражаются в языке его. История языка, нераздельная с историей народа, должна входить в народную науку как ее необходимая часть.

1. Сформулируйте основную мысль текста ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. В каких значениях употребляется в тексте слово «язык»?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Отметьте словосочетания, выражения, непривычные для современного читателя. Что именно непривычно в них? Как бы мы сказали, придерживаясь современных норм литературного языка?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 9. Прочтите текст и выполните задания.

В представлении многих Ломоносов, совсем мальчик, сын темного поморского рыбака из бедной, затерянной в снегах деревеньки, вдруг бросает все и пешком идет в Москву учиться. Все так и не так. Во-первых, это был совсем не мальчик. В Москву отправился 19–летний, по существу, взрослый парень, завидный жених, широкоплечий силач, который с десяти лет ходил в море и был дублен самыми злыми северными ветрами. Во-вторых, в Москву отправился не сын бедного темного помора, а единственный наследник человека, для своих мест если не богатого, то весьма обеспеченного, пользующегося и авторитетом, и известностью. И наконец, в Москву пришел вовсе не неуч, слепо, как росток к солнцу, тянувшийся к знаниям, а юноша, уже прикоснувшийся к науке своего времени, уже сделавший первый жадный глоток из чаши истины, понявший, что жажду эту побороть он в себе теперь не в силах, и с немалыми сомнениями и колебаниями решивший идти в Москву, точно зная, что лишь там он сможет утолить эту жажду. Таким образом, явление Ломоносова в Москву – это не некая игра судьбы, не случайность внезапного озарения, а неизмеримо более серьезное отражение сложного духовного процесса человека с уже сложившимся характером. (Я. К. Голованов)

1.Озаглавьте текст ___________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

2.Определите тему и идею текста.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Графически разделите текст на абзацы.

Задание 10. Дать письменный ответ на вопросы.

К какой языковой семье относится русский язык?______________________________________________________________________________________________________________________________

Какую группу образует русский язык вместе с украинским и белорусским?_____________________________________________________________________________________________________________________

В соответствии с каким документом русский язык является государственным языком РФ на всей ее территории?_______________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

Что способствовало распространению на Руси письменности в 10 веке?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Укажите имена ученых-русистов, сыгравших значительную роль в развитии русского литературного языка и его изучении___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие крупнейшие русские художники слова сыграли важную роль в развитии русского литературного языка, формировании его норм?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 11. Решите тестовые задания.

Вопрос Ответ  
1. К какой группе (наряду с украинским и белорусским языками) относится русский язык? а) восточнославянская группа, б) западнославянская группа, в) севернославянская группа, г) южнославянская группа.  
2. Для каких международных организаций русский язык является одним из официальных и рабочих языков? а) СНГ, б) ООН, в) НАТО, г) ЮНЕСКО.  
3. В соответствии с каким документом русский язык является государственным языком РФ на всей ее территории? а) Семейный Кодекс РФ, б) Конституция РФ, в) Гражданский Кодекс РФ, г) Пакт Мира.  
4. Что является высшей формой русского языка? а) просторечие, б) социальные диалекты, в) литературный язык, г) жаргоны.  
5. Укажите верную периодизацию истории русского языка: а) 5/7–14 вв.; 15–18 вв.; 19–20 вв.; б) 6/7–11 вв.; 12–17 вв.; 18–20 вв.; в) 6/7–13 вв.; 14–16 вв.; 17–20 вв.; г) 6/7–14 вв.; 15–17 вв.; 18–20 вв.  
8. В правление какого императора/императрицы в русский язык в большом количестве вошли заимствования? а) Екатерина I, б) Петр I, в) Елизавета Алексеевна, г) Екатерина II.  
9. Автор первой «Российской грамматики» на русском языке: а) В.И. Даль, б) Л.Н. Толстой, в) М.В. Ломоносов, г) Н.М. Карамзин.  
10. Кого считают создателем современного русского языка? а) Н.В. Гоголь, б) В.Г. Белинский, в) И.С. Тургенев, г) А.С. Пушкин.  
11. Какой век признают серебряным веком русской литературы, словесности и русского языка? а) 17 век, б) 18 век, в) 19 век, г) 20 век.  
13. Кто из писателей называл русский язык «великим, могучим, правдивым и свободным»? а) И.С. Тургенев, б) Н.В. Гоголь, в) М.Ю. Лермонтов, г) А.Н. Островский.  
15. Кому принадлежит высказывание: «Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории» (Родное слово, 1861 г.)? а) К.Д. Ушинский, б) В.И. Даль, в) С.И. Ожегов, г) В.В. Виноградов.  

МОДУЛЬ 2. ОБЩЕНИЕ

Задание 1. Определить основные функции языка

Коммуникативная функция заключается

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мыслеформирующая функция заключается

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экспрессивная функция позволяет языку

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эстетическая функция заключается

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Дайте определение следующим понятиям

Общение ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Речевая деятельность

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Определите роль общения в формировании личности.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 4. Назовите культурологические особенности общения

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 5. Запишите лингвистические аспекты общения

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.106 с.