Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2022-10-29 | 40 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Формируемые компетенции
Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
УК-1 – способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях.
ПК-4 – способность теоретически обосновывать роль и место РФ в системе международных отношений, ее внешнеполитических интересов, принципов и направлений внешнеполитической стратегии России.
ПК-5 – способность ориентироваться в современных тенденциях мирового политического развития, глобальных политических процессах, понимать их перспективы и возможные последствия для РФ.
В результате освоения дисциплины аспирант должен:
Знать:
¾ основные понятия, направления, парадигмы, концепции, подходы и направления обеспечения национальной безопасности РФ;
¾ базовые документы и основные специальные научные исследования по проблематике изучаемой дисциплины;
¾ современное состояние проблематики и фактического материала по актуальным проблемам современной внешней политики РФ и обеспечения национальной безопасности РФ;
¾ потенциал основных участников мировой политики и основные угрозы национальной, региональной и международной безопасности в современных условиях;
Уметь:
¾ критически оценивать концептуальные и практические усилия США и их союзников по насаждению однополярного мира;
¾ критически оценивать российско-американскую составляющую системы обеспечения национальной безопасности РФ;
¾ применять теоретические знания для анализа текущих проблем национальной и международной безопасности;
|
¾ использовать полученные аналитические навыки для самостоятельного анализа угроз в области глобальной, региональной и национальной безопасности.
Матрица формирования компетенций в процессе освоения дисциплины (модуля) ОП
Темы, р азделы дисциплины | Кол-во часов | ||||
УК-1 | ПК-4 | ПК-5 | |||
Тема 1 | 18 | + | + | ||
Тема 2 | 18 | + | + | ||
Тема 3 | 18 | + | + | + | |
Тема 4 | 18 | + | + | ||
Всего | 72 |
| |||
Место дисциплины в структуре образовательной программы
В структуре ООП по направлению подготовки 46.06.01 Политические науки и регионоведение, направленность 23.00.04 «Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития» дисциплина «Внешние угрозы и проблемы обеспечения национальной безопасности РФ» относится к обязательным дисциплинам базовой части программы аспирантуры (Б1.В.ОД.2).
Программа является составной частью фундаментальной подготовки слушателей по направленности 23.00.04 «Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития», которая существенно расширяет аналитический арсенал средств и возможностей для выработки адекватной оценки международно-политических процессов.
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
Вид работы | Трудоемкость (в акад. часах) |
Общая трудоемкость | 72 |
Аудиторная работа | 12 |
Лекции | 8 |
Практические занятия | 4 |
Самостоятельная работа | 60 |
Контроль самостоятельной работы | - |
Виды текущего контроля | Оперативный контроль (ОК) на лекционных занятиях |
Вид промежуточного контроля | Зачет |
Учебно-тематический план дисциплины «Внешние угрозы и проблемы обеспечения национальной безопасности РФ» по направлению подготовки 46.06.01 Политические науки и регионоведение, направленность 23.00.04 «Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития»
|
Наименование темы | Всего | В том числе, час. | Формы (очно/очно-заочно/заочно) | |||||
Аудиторная работа |
Самост.работа | |||||||
Лекции | практич. |
Лабораторные занятия | ||||||
всего | Из них в интерактивной форме | всего | Из них в интерактивной форме | |||||
Тема 1. Вопросы национальной безопасности в Концепции внешней политики РФ 2013 г. | 18 | 4 | 14 | |||||
Тема 2. Угрозы национальной и международной безопасности в Стратегии национальной безопасности 2009 г. | 18 | 4 | 14 | УО | ||||
Тема 3. Несостоятельность теории и практики однополярного мира | 18 | 18 | УО | |||||
Тема 4. Российско-американская составляющая системы обеспечения национальнойбезопасности РФ | 18 | 4 | 14 | УО | ||||
… | ||||||||
Промежуточный контроль |
| зачет | ||||||
ИТОГО | 72 | 8 | 4 | 60 |
Содержание дисциплины
Тема 1. Вопросы национальной безопасности в Концепции внешней политики РФ 2013 г.
Основные этапы в концептуальном осмыслении политики национальной безопасности (НБ) РФ. Нормативно-правовая база обеспечения НБ РФ. Понятие внешняя безопасность. Соотношение между внутренней и внешней (международной) безопасностью. Концепции внешней политики РФ 2008 и 2013 гг. (КВП-2008) и (КВП-2013). Сравнительный анализ этих концепций. Основные цели, задачи и приоритеты КВП-2013, их иерархия и последовательность. Сравнительный анализ содержания КВП-2013 и Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года (2009). Принципы внешней политики России. Значение договора об обеспечении европейской безопасности. Задачи юридического (международно-правового) оформления принципа неделимости безопасности в Евро-Атлантике и выработки механизмов практической реализации вытекающих из этого обязательств. Проблемы обеспечения конкурентоспособности России в глобализирующемся мире и превращения в мировую державу, деятельность которой будет направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира (в одну из лидирующих держав по уровню технического прогресса, качеству жизни населения, влиянию на мировые процессы). Вклад России в укрепление глобальной стабильности.
|
Основные понятия и термины: национальная безопасность, внешняя безопасность, внутренняя безопасность, жизненно важные интересы, национальные интересы, угроза безопасности, национальные ценности, коллективная безопасность, кооперативная безопасность, международная безопасность, глобальная безопасность, всеобъемлющая безопасность.
Вопросы к зачету
1. Проблематика национальной безопасности в Концепции внешней политики РФ 2013 г.
2. Понятие «внешняя безопасность». Диалектика внутренней и внешней (международной) безопасности.
3. Сравнительный анализ концепций внешней политики РФ 2008 г. и 2013 гг.
4. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года (2009).
5. Вклад России в укрепление глобальной стабильности.
6. Угрозы национальной и международной безопасности в Стратегии национальной безопасности 2009 г.
7. Соотношение понятий «национальные интересы» и «стратегические национальные приоритеты».
8. Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года о неустойчивости нынешней глобальной и региональной архитектуры.
9. Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года о несовершенстве действующих международно-правовых инструментов и механизмов.
10. Военные угрозы национальной безопасности РФ.
11. Нарастание региональной и глобальной нестабильности. Ядерная составляющая российского могущества.
12. Основные источники угроз в сфере государственной и общественной безопасности РФ.
13. Источники внешних угроз, препятствующие реализации приоритетов устойчивого развития РФ.
14. Военная доктрина РФ (2014) о возможности и условиях применения Россией ядерного оружия.
15. Угрозы национальной безопасности РФ в сфере энергетики.
16. Новые (глобальные) угрозы, вызовы и риски в контексте обеспечения национальной безопасности РФ.
17. Противоречия между основными участниками мировой политики, рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях.
|
18. Проблема применения военной силы в конкурентной борьбе за ресурсы.
19. Проблема поддержания глобальной и региональной стабильности при размещении в Европе элементов глобальной системы ПРО США.
20. Изменение роли ООН в современных условиях. «Семерко-натовская» альтернатива ООН.
21. Концепции избирательной легитимности и превентивного применения силы.
22. Международный имидж Соединенных Штатов в 2000-е гг.
23. Противодействие американской планетарной гегемонии.
24. Проявления хаоса, неопределенности и дезориентации в международных отношениях.
25. Концепции многополюсного мира. Китайский взгляд на мировую ситуацию: «одна сверхдержава – много сильных держав».
26. Российско-американская составляющая системы обеспечения национальной безопасности РФ.
27. Современное состояние и перспективы укрепления российско-американских отношений.
28. Объективные противоречия и общие интересы российско-американских отношений.
29. Попытка «перезагрузки» и современное состояние российско-американских отношений.
30. Российско-американский договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений о сокращении ядерных арсеналов (8 апреля 2010 г.)
31. Россия в структурах международной безопасности.
32. «Волны» расширения НАТО в створе национальных интересов России.
33. Историческое значение саммита НАТО в Лиссабоне (19-20 ноября 2010 г.)
34. Проблемы создания общей системы ПРО (ЕвроПРО) – одного из центральных элементов коллективной обороны в Евро-Атлантике.
Глоссарий
Агрессия – враждебные действия по отношению к другому государству.
Актор – любой авторитет, любая организация, любая группа и даже любой индивид, способный играть определенную роль на международной арене и оказывать влияние на процессы мировой политики.
Атлантизм – 1) западный сектор человеческой цивилизации; 2) союз западных прибрежных государств, в которых главенствуют либеральная идеология, ориентация на «торговый строй» и «рыночные ценности»; 3) страны-участницы НАТО.
Баланс сил – концепция, которая с позиций реализма описывает, как государства решают проблемы собственной национальной безопасности. Балансирующая система создается путем противопоставления национальных интересов одних государств национальным интересам других. Мир между государствами понимается как равновесие в распределении сил между ними.
Биполярный мир (биполяризм или двухполярность) – геополитическая конструкция, основу которой составляет соперничество двух центров силы.
Блоки – группы государств, которые объединяются или создают ассоциации для какой-то цели. Военно-политические блоки – НАТО, Организация Варшавского Договора; торгово-экономические блоки – АСЕАН, НАФТА и др.
|
«Большая восьмерка» – «Большая семерка» + Россия (1997–2014). Имела тот же статус, что и «Большая семерка». Однако, поскольку Россия участвовала лишь в политических дискуссиях, встречи «Группы 8» являли собой «неуклюжие мероприятия», проводимые почти исключительно для прессы.
«Большая семерка» – группа демократических и наиболее развитых в промышленном отношении стран – Великобритания, Германия (ФРГ), Италия, Канада, США, Франция и Япония. Была создана в 1975 г. после Вашингтонского совещания министров финансов крупнейших держав 1973 г. с целью регулярного проведения неформальных встреч «в верхах» для обсуждения важнейших проблем современного мирового развития, обмена мнениями и согласования решений. Регулярные встречи лидеров этих стран привели к формированию специальных комиссий и групп советников и экспертов по экономическим, дипломатическим и иным вопросам, стоящим в повестке дня. Во второй половине 1990-х гг., умело взаимодействуя с ООН и разыгрывая «карту НАТО», фактически произвела в международных отношениях бескровный переворот, выстроив рядом с формальной системой мирополитического регулирования, создававшейся вокруг ООН, новую вертикаль принятия и реализации решений («семерка» – НАТО).
«Большая двадцатка» (G20) – формат международных совещаний министров финансов и глав центральных банков, представляющих 20 экономик: 19 крупнейших национальных экономик и Европейский Союз (ЕС). В совокупности, G20 представляет 90% мирового валового национального продукта, 80% мировой торговли (включая торговлю внутри ЕС) и две третьих населения мира.
Внешняя политика – система приоритетов, принципов и действий, реализуемая правительством суверенного государства во взаимоотношениях с миром за пределами своих границ.
Военная интервенция – использование вооруженных сил одного государства для оказания влияния на власти другого, ставшего объектом интервенции.
Военно-стратегический паритет – См. ядерный паритет.
Возобновляемые источники энергии – гидро, солнечная, ветровая, геотермальная, гидравлическая энергия, а также энергия морских течений, волн, приливов, температурного градиента морской воды, разности температур между воздушной массой и океаном, тепла Земли, биомасса животного, растительного и бытового происхождения.
Возобновляемые ресурсы – природные ресурсы, запасы которых или восстанавливаются быстрее, чем используются, или не зависят от того, используются они или нет. См. невозобновляемые ресурсы.
Второй удар – понятие ядерной стратегии, обозначающее массированный ответный ядерный удар по агрессору. Фактор ответного удара является ключевым в теории сдерживания, поскольку неспособность одной из сторон нанести такой удар означает превосходство другой, нарушение ядерного паритета и повышает риск ядерной войны. Таким образом, способность к ответному удару создает стратегический баланс между ядерными державами, и угроза неизбежного возмездия сводит вероятность ядерной агрессии к минимуму. См. первый удар.
«Гарантированное взаимное уничтожение» – доктрина устрашения, в соответствии с которой зачинщик ядерной войны будет уничтожен вторым ударом; характеризует гипотетическую ситуацию, которая может возникнуть в результате ядерного противостояния сверхдержав.
Геноцид – намеренные и систематические действия по уничтожению какой-либо национальной, этнической, расовой, конфессиональной или племенной группы людей.
Геополитика – наука об условиях безопасности и формирования мирового порядка, о взаимосвязи пространственных факторов и международных центров силы, воздействия технологических, социальных, демографических условий на роль государства в современном мире.
Глобализация – 1) объективный процесс растущей транспарентности национальных границ, интенсификации всемирных социальных отношений, усиления взаимозависимости государств и других субъектов мировой политики, формирования медиа-, этно-, техно-, финансового, идеологического и криминального пространств, мирового общества и осознание глобального целого в XX–XXI вв.; 2) полуофициальная внешнеполитическая доктрина США (А.Д. Богатуров); 3) миф – это то, «что людям предлагают думать и что они думают о происходящем и его перспективах» (А.Д. Богатуров); 4) «всецело политический проект, причем проект транснациональных акторов, институтов и совещательных коалиций – Всемирного банка, Всемирной торговой организации (ВТО), Организации по экономическому сотрудничеству и развитию, мультинациональных предприятий, а также других международных организаций, которые проводят неолиберальную экономическую политику» (Ульрих Бек). См. глобализм.
Глобализм – 1) неолиберальная идеология, нацеленная на обоснование неизбежности процесса глобализации, позитивного характера обусловленных ею изменений, а также обеспечение активного участия широких социальных и политических сил в формировании нового мирового порядка под руководством Запада и при лидирующей роли США; 2) популяризация определенного проекта глобализации, а именно проекта, пропагандирующего неолиберальные ценности (Герман Регель).
Глобальные корпорации (ГК) – предприятия, банки, учреждения и организации, обустраивающихся за пределами своей страны и выбрасывающие свои ответвления во всех направлениях, заключая сделки и осуществляя продажи во всем мире.
Гонка вооружений – наращивание вооружений, к которому прибегают две или более страны с целью достигнуть безопасности и защиты друг от друга.
Горизонтальное распространение ядерного оружия – увеличение числа государств, обладающих ядерным оружием.
Государственно-центристская модель мира – политическая система мира, образованная в результате Вестфальского мира 1648 г., центральным звеном которой является национальное государство. См. Вестфальская международная система.
Государственный суверенитет – «централизованная власть, осуществляющая полномочия на определенной территории» (Ганс Моргентау).
Государство – политическое образование, которое включает в себя территорию населяющих ее людей; легитимное правительство, признание другими государствами.
«Гуманитарная интервенция» – вооруженное вмешательство во внутренние дела одного или нескольких государств, злоупотребляющих своим суверенитетом, с целью пресечения нарушений прав и свобод человека, геноцида или гуманитарной катастрофы. Концепция «гуманитарной интервенции» строится на примате прав человека над суверенитетом и территориальной целостностью государства. См. доктрина «избирательной легитимности».
«Гуманитарное вмешательство» – международное вмешательство во внутренний конфликт с целью защиты гражданского населения и предотвращения геноцида.
Движение неприсоединения – движение, образованное в период холодной войны группой стран, в большинстве развивающихся, которые объединились с тем, чтобы избежать втягивания в конкурирующие блоки сверхдержав и отстаивать общие интересы.
«Двойные стандарты» – ситуация, при которой оценка одного и того же явления, процесса или события зависит от характера отношений оценивающей стороны – субъекта с объектом оценки. При одинаковом сущностном наполнении действия одних политических акторов находят поддержку и оправдание, а других – осуждаются и наказываются. Иначе говоря, объекты оценки разделяются на «своих» – любые их действия или бездействие признаются оправданными, и «чужих», любые действия которых считаются недопустимыми и подвергаются критике.
Демократизация мира – 1) рост числа демократических государств; 2) усиление и развитие демократических институтов и процедур в различных странах; 3) расширение круга участников международного взаимодействия.
Деэскалация конфликта – уменьшение враждебных действий сторон, находящихся в конфликтных отношениях.
Дилемма безопасности – порочный круг гонки вооружений, когда военные приготовления одной стороны воспринимаются другой стороной как наступательные, побуждая ее принимать ответные меры для ликвидации своего отставания, что, в свою очередь, вызывает аналогичную реакцию первой стороны.
Дипломатия – методы и практика, с помощью которых государства проводят свою внешнюю политику.
Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) – международное соглашение 1996 г. об ограничении дальнейших разработок в области ядерных вооружений.
Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) – международное соглашение 1968 г. о нераспространении ядерного оружия и запрещении торговли, приобретения или его производства.
Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) – соглашение между США и СССР/России 1972 г. об ограничении возможности каждой из сторон использовать противоракетную оборону для отражения ядерного удара.
Договор о РСМД – соглашение между СССР и США 1987 г. об уничтожении ими ракет средней и меньшей дальности. Советский Союз взял на себя обязательство уничтожить в течение последующих трех лет 1752 ракеты, США – 869.
Договоры по ограничению стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1 и ОСВ-2) – соглашения между СССР и США 1972 и 1979 гг. об ограничении числа и типов их стратегических ядерных вооружений.
Договоры о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1 и СНВ-2) – соглашения между СССР/РФ и США 1991 и 1993 гг. о взаимном сокращении их стратегических ядерных потенциалов.
Доктрина «избирательной легитимности» – доктрина стран НАТО, присвоивших себе право самостоятельно определять параметры легитимности действий суверенных правительств в вопросах внутренней политики и самые пределы государственного суверенитета других государств. См. гуманитарная интервенция.
Доктрина ядерного сдерживания – доктрина, согласно которой возможность ответного применения ядерного оружия (второй удар) удерживает любую страну от агрессии, побуждая ее действовать на мировой арене осмотрительно и рационально. См. сдерживание.
Европейский союз (ЕС) – экономическое и политическое объединение 28 европейских государств, нацеленное на региональную интеграцию. Юридически оформлен Маастрихтским договором в 1992 г. (вступил в силу 1 ноября 1993 г.) на принципах Европейских сообществ.
Изоляционизм – государственная политика, ориентированная на ограничение отношений (политических, экономических и т. д.) с другими государствами.
Интервенция – военное, экономическое или дипломатическое вмешательство одной страны во внутренние дела другой, а также вторжение на ее территорию.
Интернет – глобальная информационная сеть, которая связывает между собой миллионы персональных компьютеров и пользователей во всем мире.
Информационные войны – См. Психологические операции.
Информационный терроризм – психоинтеллектуальная диверсия, производимая с помощью различных форм и методов негативного воздействия на информационно-психологическую среду мирового общества и отдельных государств, включая целенаправленное использование СМИ и других информационно-коммуникационных ресурсов с целью нагнетания панических настроений и страха, создания у людей противоречивого и искаженного понимания реальности происходящего, ложной мотивации и ложных стереотипов поведения.
Исламистский терроризм – терроризм во имя и ради защиты исламского мира, исламских интересов и ценностей, находящий себе идеологическое обоснование и оправдание в произвольных трактовках вероучения.
Исламский фундаментализм – религиозно-политическое движение в поддержку строгого следования Корану и исламским законам (шариату), то есть за возвращение к духовным истокам мусульманства и исконным исламским традициям.
Исламский экстремизм – радикальные, агрессивные проявления со стороны представителей политизированного ислама, ставящих своей целью захват политической власти с применением таких методов борьбы, которые выходят за рамки законных с точки зрения национального и международного права.
Коллективная безопасность – система мирового порядка, в которой мировое сообщество коллективно выступает против государства-агрессора.
Компромисс – согласие, основанное на взаимных уступках.
Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, КБО – Конвенция 1972 г., запрещающая производство, накопление и применение бактериологического оружия.
Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении, КХО – Конвенция 1993 г., запрещающая производство химического оружия, а также строгие санкции в отношении тех, кто нарушает данные договоренности, включая страны, которые не присоединились к Конвенции.
Контроль над вооружениями – соглашения по поводу ограничения, усовершенствования, накопления и применения определенных видов вооружений в ряде сфер.
Конфликтные действия – различные проявления конфликтных отношений, выражающиеся в использовании обвинений, угроз, предупреждений, ультиматумов и т. п.
Конфликтные отношения – разногласия, споры, инциденты, иногда весьма серьезные, которые могут возникать даже между союзниками, но все же не представляют реальной угрозы для отношений сторон в целом.
Конфликты идентичности – внутренние политические конфликты, возникающие в результате развития процессов самоидентификации граждан, пытающихся найти свое место в социальной и политической системе, осознать свою принадлежность к социальным, этническим, религиозным племенным, лингвистическим и прочим общностям и объединениям. Такого рода конфликты характерны, прежде всего, для нестабильных обществ, где людям приходится осознавать себя гражданами нового государства, привыкать к нетрадиционным для себя нормам взаимоотношений с властью.
Конфликты низкой интенсивности – вялотекущие конфликты, в которых столкновения между противоборствующими сторонами не приводят к полномасштабным военным действиям.
Конфликты с ненулевой суммой – конфликты, в которых интересы сторон не являются полностью противоположными, в результате чего их «выигрыш»/«проигрыш» становится обоюдным.
Конфликты с нулевой суммой – конфликты, в которых интересы сторон полностью противоположны: «выигрыш» одной стороны точно равен «проигрышу» другой, а в итоге сумма «выигрышей» равна нулю.
Конфликты с отрицательной суммой – конфликты, в которых все его участники оказываются в «проигрыше». Гипотетическим примером такого конфликта служит глобальная ядерная война.
Косвенные участники в конфликте – страны, блоки, политические и национальные движения, которые не принимают активных действий в конфликте, но поддерживают ту или иную сторону политическими, экономическими методами, поставками оружия и т. д.
Кризис («ключевая точка», «поворотный момент», «резкое изменение», «крутой перелом», «тяжелое переходное состояние») – резкое, внезапное ухудшение отношений сторон; острая политическая ситуация, ставящая под угрозу главные интересы. Для кризиса характерно лавинообразное развитие событий, что предъявляет требования к принятию политических решений. См. кризисное решение.
Криминальное пространство – интенсификация нелегальных транснациональных потоков, интернациональный характер преступности (международный терроризм, всякого рода незаконная торговля, контрабанда наркотиков и оружия, радиоактивных и токсичных отходов и т. д.).
Крупномасштабный конфликт (крупный вооруженный конфликт) – длительное военное противоборство между вооруженными силами двух и более правительств или между правительством и, по крайней мере, одной организованной вооруженной группировкой, в результате чего погибает не менее 1000 человек на протяжении всего конфликта.
Крылатые ракеты (КР) – беспилотные снаряды, оснащенные собственной двигательной установкой и высокоточной системой наведения для поражения цели.
МАГАТЭ – Международное агентство по атомной энергии – специализированное учреждение ООН. Отвечает за поддержание безопасности использования ядерного топлива и размещения ядерных отходов в соответствии с Договором о нераспространении и другими соглашениями по контролю над ядерным оружием.
МБР – межконтинентальные баллистические ракеты.
Международно-правовые санкции – коллективные или односторонние принудительные меры, применяемые государствами или международными организациями к государству.
Международные межправительственные организации (МПО) – основанные на международных договорах стабильные объединения государств, обладающие определенной согласованной компетенцией, постоянными органами.
Международные неправительственные организации (МНПО) – транснациональные организации, не являющиеся территориальными образованиями; отличаются международным составом участников и целей, частным характером учредительства (не на основе межправительственных соглашений), некоммерческой направленностью деятельности.
Международные отношения – совокупность экономических, политических, военно-стратегических, идеологических, правовых, культурных, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене и т. д.
Международные политические отношения – область международных отношений, охватывающая, во-первых, сферу государственных интересов и межгосударственного взаимодействия, во-вторых, сферу властных отношений в международных отношениях.
Международный конфликт – конкуренция, борьба, спор, напряженность в отношениях между двумя или более сторонами, которые являются основными, или прямыми, участниками (субъектами, сторонами, «акторами») конфликта. В международных отношениях к ним относятся прежде всего государства или группы государств (альянсы, блоки), во внутренних конфликтах – политические партии, народные, национальные, конфессиональные движения и группировки, официальные власти. В последние годы и во внутренних, и в международных конфликтах все большую роль начинают играть так называемые негосударственные участники – международные и региональные организации и движения.
Международный порядок – устройство международных отношений, основанное на общепризнанных правилах и нормах поведения, обеспечивающее основные потребности государств, правительственных и неправительственных организаций, создающее и поддерживающее условия их существования, безопасности и развития.
Международный режим – совокупность подразумеваемых или четко изложенных правил, норм, принципов и процедур принятия важнейших решений, в рамках которых реализуются ожидания и устанавливаются нормы поведения акторов в определенном секторе международной жизни (Стивен Краснер).
Международный терроризм – терроризм с использованием территории или вовлечением граждан в террористические действия более чем одной страны.
Мировая закулиса – глобальный политический субъект, формируемый мировой финансовой олигархией; структуры согласования управления, которые контролирую движение мировых финансовых потоков и более 70% мировых СМИ, принуждают западные страны содержать НАТО, запускают механизмы войны и агрессии и в целом определяют траекторию развития человечества. Координация их деятельности «осуществляется через сеть клубов масонского типа: Бильдербергский клуб, Совет по международным отношениям, Трехсторонняя комиссия, Королевский институт по международным отношениям (Лондон), Центр стратегических и международных исследований и др. Цель – установление мировой власти над народами, государствами и цивилизациями через подчинение их всесилию финансов» (Л.Г. Ивашов).
Мировая политика – научное направление, сложившееся, главным образом, на основе либеральной парадигмы, сосредоточенное на изучении различных международных организаций и интеграционных процессов, отношений взаимозависимости, международных режимов и международной системы в целом, взаимосвязи экономических и политических процессов, взаимодействия внутренней политики национальных государств с международной экономической средой, взаимопроникновения внутренней и международной политики и т. п.
Миротворческие операции – различные действия, в том числе военные, направленные на урегулирование конфликтов.
Миротворчество – посредничество, переговоры и другие формы дипломатической деятельности, направленные на достижение мирного соглашения.
Многополярная система – система международных отношений, которая характеризуется наличием обычно 5–6 центров силы, которые не способны создать единый альянс.
Мягкая сила – 1) способность добиваться от других желаемых действий с помощью привлекательности, а не насилия или подкупа (Джозеф Най); 2) комплекс инструментов и методов достижения внешнеполитических целей без применения оружия, а за счет информационных и других рычагов воздействия (В.В. Путин).
Наркотрафик – канал контрабандной транспортировки наркотических средств; совокупность маршрута их перемещения, используемых для этого транспортных средств, способов сокрытия запрещённых наркотиков, в том числе при пересечении государственных и таможенных границ, а также лиц, принимающих непосредственное участие в незаконной транспортировке наркотиков и причастных к обеспечению её безопасности, а также к их распространению.
НАТО – организация Североатлантического договора – военно-политическая организация 26 стран Северной Америки и Европы. Была создана в 1949 г. в целях противодействия растущему влиянию Советского Союза. Штаб-квартира НАТО находится в Брюсселе (Бельгия).
Национализм – идеология и направление политики, которые видят в определенной национальной общности основу политической идентификации и отстаивают ее интересы в отношениях с государственной властью
Национальная идентичность – общность чувств, единая лояльность и самоотверженность, отношения солидарности между различными индивидами, социальными классами и этноконфессиональными группами в рамках, предшествующие созданию национального государства.
Национальное государство – государство, сформированное на основе национальной идентичности, результате полной расовой, этнической, культурно-языковой национально-государственной ассимиляции, «”переплавки” граждан всех этнических, конфессиональных, расовых идентификационных групп в едином национальном “плавильном котле” общего яз
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!