Регулирование технологического обмена — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Регулирование технологического обмена

2022-10-29 36
Регулирование технологического обмена 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Каждая страна стремится удержать технологию в национальных рамках, запрещая или ограничивая вывоз новейшей технологии, понимая, что обеспеченность ею является главной опорой в конкурентной борьбе на мировом рынке. Свою роль играют и соображения национальной безопасности, политические и идеологические мотивы. Многие страны ограничивают импорт технологии с целью ограничения иностранной конкуренции и сохранения рабочих мест. Национальные технические стандарты также могут быть несовместимы с иностранной технологией.

Введение государственного регулирования или контроля над международными передачами технологии может быть вызвано рядом причин, главные из которых связаны с конкурентной борьбой на мировом рынке.

Стремление удержать технологическое лидерство. Политика ограничения вывоза передовой технологии традиционно исходит из концепции технологического лидерства, в соответствии с которой страна, лидирующая в той или иной технологической среде, имеет относительное преимущество перед другими странами в производстве технологически емкой продукции. Однако технологическое лидерство не является синонимом экономического лидерства. Технологический лидер обречен на высокие расходы по поддержанию своего лидерства, пока оно приносит желаемый доход. Технологическое лидерство связано с более высоким уровнем расходов на рабочую силу, на поддержание патентов и лицензий в силе, на патентование изобретений за рубежом. Страны, не стремящиеся к технологическому лидерству любой ценой, могут просто скопировать или приобрести готовую технологию или произведенные на ее основе товары.

Соображения национальной безопасности. Государственный контроль направлен прежде всего на предотвращение попадания технологии производства вооружений и технологии «двойного назначения» в страны, правительства которых проводят враждебную политику или в отношении которых существуют данные о возможности перехода к такой политике в будущем.

Условия международных соглашений. Во исполнение многосторонних соглашений страны-участницы вводят государственный контроль над продажей технологии, которая потенциально может быть использована для создания химического, бактериологического, ракетного оружия. Эти виды вооружений считаются особо жестокими, и их производство подлежит запрету или строгому международному контролю. В соответствии с международными соглашениями подлежит особому контролю вывоз технологий и научно-технической информации, которые могут быть применены при создании материалов, оборудования, имеющих мирное назначение, но могут быть использованы для создания оружия массового уничтожения.

Прямое государственное регулирование вывоза и ввоза технологии осуществляется органами экспортного контроля, методами таможенного и пограничного контроля. Косвенное регулирование передачи технологии осуществляется в большинстве стран через государственную систему регистрации патентов и торговых знаков. В некоторых случаях для получения права экспортировать тот или иной технологически емкий товар требуется специальное разрешение правительства. Нарушение законов, регулирующих международную передачу технологии, считается государственным преступлением и подлежит преследованию в уголовном порядке. В большинстве стран незаконная передача технологии, подлежащей государственному контролю, резидентам других государств карается суровыми мерами наказания вплоть до пожизненного заключения и смертной казни.

Страны – получатели иностранной технологии чаще всего регулируют ее ввоз только по соображениям законности и правопорядка, запрещая ввоз определенных видов технологии, которые опасны для общества. Зачастую уровень общего технологического развития страны, стремящейся приобрести иностранную технологию, сам по себе может оказаться преградой на пути ее передачи. Социальные, культурные различия, разрывы в общеобразовательном уровне между странами, не позволяющие работникам из менее развитых стран освоить и применять новейшую технологию, различия в подходах к управлению и внедрению технологий также могут препятствовать ее международному движению. Обычно государственному контролю в тех или иных формах подлежит ввоз технологии производства оружия, химических товаров, наркотиков, спиртных напитков.

Эффективность международного технологического обмена зависит от уровня защиты прав владельцев патентов, технической документации и других элементов интеллектуальной собственности. Особенно отчетливо такая зависимость проявляется применительно к двум каналам международного обмена технологиями – международному движению капитала в форме прямых иностранных инвестиций и международным лицензионным соглашениям. Без адекватной защиты своих прав в области интеллектуальной собственности ни инвесторы, ни патентовладельцы вообще не заинтересованы в передаче технологии. В то же время чем выше уровень национальной системы охраны интеллектуальной собственности, тем больше вероятность поступления в страну современной передовой технологии как по каналам прямых иностранных инвестиций, так и при осуществлении международных лицензионных операций.

Вместе с тем проблема охраны интеллектуальной собственности состоит также в том, что чрезмерное усиление прав ее владельцев чревато ущемлением интересов их партнеров по международному обмену технологиями. Во-первых, ослабляются их позиции на переговорах по приобретению технологий, что может оборачиваться завышением цен в лицензионных соглашениях либо расширением практики включения в них дискриминационных оговорок. Во-вторых, могут создаваться препятствия для проведения исследовательских работ на базе уже переданной технологии, по которой еще не истек срок действия патента. Как следствие, при определении режима охраны интеллектуальной собственности крайне важно достижение баланса интересов всех участников международного технологического обмена.

Права интеллектуальной собственности определяются национальным законодательством. Становление международного режима охраны интеллектуальной собственности идет через заключение межгосударственных соглашений, направленных на гармонизацию национальных законов, относящихся к данной области. В последние сто лет было заключено значительное количество таких соглашений, большая часть которых относится к сфере компетенции Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Наиболее известные из них – Парижская конвенция по охране промышленной собственности (1883 г.), Договор о патентной кооперации (1970 г.), Союз международной патентной классификации (1971 г.).

Благодаря заключенным соглашениям, в частности, при определении внутристрановых мер по охране интеллектуальной собственности получил распространение принцип национального режима, предполагающий предоставление иностранным компаниям-патентовладельцам правовой защиты, аналогичной той, которая предоставляется национальным компаниям страны регистрации. Однако ни Парижская конвенция по охране промышленной собственности, ни другие заключенные межгосударственные соглашения так и не привели к установлению общих международных стандартов охраны интеллектуальной собственности.

Принципиально важный шаг по пути разработки и утверждения общих международных стандартов охраны интеллектуальной собственности был сделан в 1994 г., когда страны – члены Всемирной торговой организации заключили Многостороннее соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Данное соглашение, с одной стороны, опирается на конвенции ВОИС и в связи с этим требует от подписавших его стран применения принципа национального режима и режима наибольшего благоприятствования при охране интеллектуальной собственности. С другой стороны, в отличие от большинства прежних международных соглашений в этой области оно определяет минимальные стандарты защиты для всех элементов интеллектуальной собственности, а также уточняет применительно к каждому из них объект защиты, связанные с ним права и возможные исключения из этих прав. Впервые в практике международного регулирования отношений интеллектуальной собственности данное соглашение предусматривает, что все споры по поводу нарушения этих прав разрешаются в соответствии с процедурой, предусмотренной для прочих соглашений ВТО.

Многостороннее соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) вступило в силу в 1996 г. Для развивающихся государств, и в том числе отдельно для наименее развитых стран, предусматривались временные исключения из действия некоторых его положений на период соответственно до 2005 и 2006 гг., с тем чтобы у них был переходный период для внесения соответствующих изменений в свои национальные законодательства по вопросам охраны прав интеллектуальной собственности.

Международный обмен технологиями является одной из перспективных форм международных экономических отношений для России.

В последнее двадцатилетие XX в. технико-экономическое сотрудничество с развивающимися странами было фактически свернуто. Значительно сократился экспорт лицензий. Сама Россия стала выступать в роли реципиента зарубежных технологий, поступающих вместе с прямыми иностранными инвестициями, а также по каналам международной технической помощи. Этот период примечателен тем, что Россия превратилась в страну масштабного оттока высококвалифицированной рабочей силы – носителя передовых отечественных технологий. Но, несмотря на это, Россия по-прежнему располагает развитой фундаментальной наукой, обеспечивает проведение достаточно широкого фронта поисковых и прикладных исследований в различных областях естествознания. Все это в совокупности обеспечивает стране прочную базу для создания современных технологий и, соответственно, участия в международном обмене ими.

 

Основные понятия

Договор о передаче ноу-хау

Лицензионные платежи

Международное лицензионное соглашение

Международное техническое содействие

Международный инжиниринг

Международный обмен технологиями

Научно-технические услуги

Патентное соглашение

Права интеллектуальной собственности

Формы передачи технологий

 

Контрольные вопросы

1. Какова схема лицензионной торговли?

2. Что такое «чистая» и «сопутствующая» лицензии?

3. Какие условия лицензионного соглашения относятся к существенным?

4. Каковы виды лицензий и в чем их специфика?

5. Какими методами определяется цена лицензии?

6. Какие различают виды инжиниринга?

7. Каковы структура и содержание договора на оказание консалтинговых услуг?

8. Как в международной практике регламентируется торговля объектами интеллектуальной собственности?

9. Каковы основные причины международного регламентирования технологического обмена?

 

Практическая ситуация

Таблица 1

Сравнение международной и российской практики
инжиниринга

Вид инжиниринга

Организационная форма

Международная практика Российский аналог Международная практика Российский аналог
Консультационный Исследования и предпроектные разработки Изыскания Экспертиза Консультации, согласования Инженерные фирмы Инженерно-консультационные фирмы Инженерные фирмы Инженерно-консультационные фирмы Изыскательские организации Проектные институты Проектно-изыскательские институты Научно-проектные институты Консультационные фирмы  

 

Окончание табл. 1

Вид инжиниринга

Организационная форма

Международная практика Российский аналог Международная практика Российский аналог
Строительный и/или общий Не распространен в российской практике (кроме зарубежного строительства). Отдельные инициативы. Получает распространение в сооружении малых технологически емких производств Инженерно-строительная фирма Инженерная фирма в составе подрядной фирмы Проектно-строительная фирма Дирекция по строительству «под ключ»
Комплексный Не распространен в российской практике (кроме зарубежного строительства) Консорциумы Крупные инженерно-строительные и промышленные концерны
Технологический Исследования и разработка технологий Конструкторская деятельность Опытно-промышленное производство Инженерно-исследовательские фирмы Инженерные фирмы заводов-изготовителей оборудования Научно-исследовательские и технологические институты Конструкторские бюро Научно-производственные объединения

 

Источник: Литвинов, К. С. Современный рынок инжиниринговых услуг // Российский внешнеэкономический вестник. – 2010. – № 5. – С. 68–73.

 

Таблица 2

Классификация форм инженерной деятельности по версии Европейской экономической комиссии ООН

 

Инжиниринг Содержание
Консультационный  
Строительный и/или общий  
Технологический  
Комплексный  
Техническое содействие  

 

Задание:

– Заполните табл. 2.

– Назовите причины, по которым тот или иной вид инжиниринга не распространен в российской практике.

– Найдите различия в организационных формах инжиниринга в международной и российской практике.

– Определите причины различий организационных форм инжиниринга в международной и российской практике.

 

 

Тема 2.3. Разрешение споров, возникающих
из контрактов в международной торговле

1. Понятие международного коммерческого арбитража. Международно-правовые основы коммерческого арбитража

2. Международные центры по рассмотрению коммерческих споров. Международный коммерческий арбитражный суд в России

3. Разрешение международным коммерческим арбитражем споров по контрактам в международной торговле

4. Арбитражная оговорка и арбитражное соглашение во внешнеторговом контракте

Основные понятия

Контрольные вопросы

 

1. Понятие международного коммерческого арбитража. Международно-правовые основы коммерческого
арбитража

 

В международной коммерческой практике стороны, находясь в разных государствах, законодательство которых порой исходит из правовых концепций, имеющих в своей основе различные традиции и культуру, обычно не склонны обращаться в национальные суды, которые рассматривают споры, возникающие из предпринимательской деятельности. Предпочтение отдается негосударственным способам разрешения споров, прежде всего коммерческому арбитражу или иным альтернативным методам разрешения споров, например использованию согласительной (примирительной) процедуры.

По сравнению с судебным разбирательством международных коммерческих споров арбитраж имеет ряд преимуществ:

– стороны международного коммерческого контракта могут доверить разрешение их разногласий арбитрам, которые будут избраны ими самими;

– арбитражное решение является, в принципе, окончательным, судебное же дело может быть передано в апелляционную инстанцию, и до того, как по нему будет вынесено окончательное решение, может пройти достаточно много времени;

– арбитраж проходит за закрытыми дверями, а не в открытом судебном заседании, что при определенных обстоятельствах становится очевидным преимуществом.

Международный коммерческий арбитраж –это третейский суд, основной целью которого является рассмотрение и разрешение по существу международного коммерческого спора в определенной процессуальной форме путем вынесения обязательного для спорящих сторон решения.

Арбитраж как третейский суд формируется на основании соглашения между спорящими сторонами, при их непосредственном участии и под их контролем.

Международный коммерческий арбитраж может быть как постоянно действующим (институционным), так и создаваться по соглашению сторон для разрешения конкретного спора (изолированный, ad hoc).

Институционный арбитраж –постоянно действующий орган, созданный, как правило, при торговой палате, торгово-промышленном союзе или ассоциации. В основе его создания лежат учредительные документы – устав, статут или положение, которые определяют правовой статус арбитража, его структуру, механизм функционирования, состав и компетенцию. Порядок рассмотрения споров закрепляется в арбитражном регламенте, который представляет собой свод правил процедуры данного институционного арбитража.

Изолированный арбитраж создается для разрешения конкретного спора и после вынесения решения прекращает свое существование. Правовой статус изолированного арбитража полностью основывается на арбитражном соглашении спорящих сторон, которые сами определяют правила процедуры рассмотрения спора в таком арбитраже. Обычно это делается путем прямой отсылки к уже существующим международным документам – Арбитражному регламенту Европейской экономической комиссии ООН 1966 г. и Арбитражному регламенту ЮНСИТРАЛ 1976 г.

Основными источниками права, регулирующими вопросы международного коммерческого арбитража, выступают международные договоры и национальное законодательство.

Международные договоры представлены целым рядом документов как универсального, так и регионального характера. К их числу относятся:

– Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г.;

– Европейская конвенция о международном коммерческом арбитраже 1961 г.;

– Европейская конвенция о введении Единообразного закона об арбитраже 1966 г. и др.

Национальное законодательство представлено внутригосударственными актами о международном коммерческом арбитраже. В России в настоящее время действует Закон о международном коммерческом арбитраже, разработанный на основе положений Типового закона ЮНСИТРАЛ 1985 г., и Положение о Международном коммерческом арбитражном суде (МКАС) при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, являющееся приложением 1 к указанному закону. С 1 марта 2006 г. введен в действие новый Регламент МКАС, в котором учтены современные тенденции развития нормативного регулирования международного коммерческого арбитража.

В современных условиях проблема унификации правового регулирования международной торговли все еще остается актуальной. Различия в нормах национальных правовых систем, применяемых к внешнеторговым сделкам, порой весьма серьезно осложняют процесс заключения и исполнения коммерческих договоров. Устранение же этих препятствий путем создания единообразного правового режима, безусловно, способствует успешному развитию международной торговли. Такая работа ведется на разных уровнях.

В настоящее время на мировом уровне наиболее значительные действия в этой области международного сотрудничества, принесшие уже заметные положительные результаты, предпринимают Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и Международный институт унификации частного права (УНИДРУА).

ЮНСИТРАЛ была образована в 1966 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН как механизм, с помощью которого Организация Объединенных Наций смогла бы более активно способствовать уменьшению или устранению препятствий для развития торговли, вызываемых различиями в национальном праве, регулирующем международную торговлю.

По всеобщему признанию, деятельность ЮНСИТРАЛ оказалась весьма успешной в области унификации правового регулирования процедуры разрешения международных коммерческих споров. Первым результатом усилий Комиссии в этом направлении стало принятие в 1976 г. Арбитражного регламента ЮНСИТРАЛ. Регламент, по сути, содержит почти полный свод процессуальных норм и правил, которые по соглашению сторон могут применяться к арбитражному процессу, возникающему из их коммерческих взаимоотношений. Этот документ, нашедший довольно широкое применение в международной практике в последние годы, используется как при арбитраже «ad hoc», так и в институционном (постоянно действующем) арбитраже.

Чтобы предоставить контрагентам по международным сделкам возможность разрешить возникший конфликт в доарбитражном порядке (а такая потребность возникает довольно часто), Комиссия в 1980 г. разработала Согласительный регламент ЮНСИТРАЛ. Этот Регламент может применяться по соглашению сторон, если они пожелали урегулировать свои разногласия путем проведения согласительной процедуры, прежде чем прибегли к формальному разбирательству своего спора.

Весьма эффективным инструментом унификации национального законодательства разных стран в области арбитражного процесса (третейского разбирательства) стал Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже, одобренный Комиссией в 1985 г. Этот документ предназначен для оказания содействия странам, осуществляющим реформу или модернизацию своего законодательства, регулирующего арбитражную процедуру. Предполагалось, что, ориентируясь на положения Типового закона, таким государствам легче будет учесть в своем законодательстве особенности и потребности международного коммерческого арбитража. Ожидания оправдались, и названный акт был использован в законотворческом процессе большим числом государств с различными уровнем развития правового регулирования в данной области. Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 г. № 5338-I «О международном коммерческом арбитраже» также был принят на основе Типового закона ЮНСИТРАЛ.

Чтобы оказать содействие практике международного коммерческого арбитража, Комиссия разработала и в 1996 г. приняла Комментарии ЮНСИТРАЛ по организации арбитражного разбирательства. Здесь подробно разъясняются вопросы, по которым арбитражный суд вправе принять решение для повышения эффективности процесса арбитражного разбирательства. Текст Комментариев, носящих рекомендательный характер, может быть использован как при процедуре «ad hoc», так и при институционном арбитраже.

2. Международные центры по рассмотрению
коммерческих споров. Международный коммерческий арбитражный суд в России

К постоянно действующим арбитражам относят Стокгольмский институт торговли, Лондонский международный арбитражный суд, Международный коммерческий арбитраж при Торгово-промышленной палате РФ и Морской арбитражной комиссии при ТПП РФ.

Арбитраж Стокгольмского института торговли рассматривает частно-правовые споры, вытекающие из внешнеэкономических договоров, а также споры с участием международных организаций, связанных с гражданско-правовыми и трудовыми отношениями. Если стороны не договорились об ином, спор рассматривается 3 арбитрами, которые назначаются по 1 каждой стороной и третий избирается общим согласием 2 арбитров. Стороны ограничены списком арбитров, который утверждается главой института на 3 года. Стороны имеют право дать ответ арбитрам мотивированным заключением (заинтересованность арбитра в разрешении спора определенным образом, родственные и трудовые отношения с одной из сторон, некомпетентность арбитра). Решение принимается по итогам устного слушания дела большинством голосов. Решение может быть принудительно исполнено в любой стране мира по условиям, предусмотренным Нью-Йоркской Конвенцией.

В Лондонском международном арбитражном суде, если стороны не договорились об ином, спор рассматривает 1 арбитр. При этом процедура рассмотрения спора может определяться сторонами самостоятельно. Обязательным является предоставление легализованных документов. Спор может быть рассмотрен в ходе устного слушания дела или только на основании документов, которые могут присылаться по почте. Стороны могут избираться не только арбитрами, включенными в список, но и просить участвовать в разбирательстве дела арбитров других арбитражей.

Международный коммерческий арбитраж (МКАС) при Торгово-промышленной палате РФ и Морской арбитражной комиссии (МАК) при ТПП РФ. МКАС рассматривает хозяйственно-правовые и иные споры между лицами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах, а также споры с участием международных организаций, государств, связанных с заключением гражданско-правовых договоров. МАК рассматривает споры, вытекающие из договора страхования, договора перевозки, страхования морской перевозки грузов, общей аварии, подъема затонувших судов и т.п. Если стороны не предусмотрели иное, спор рассматривается в составе 9 арбитров.

3. Разрешение международным коммерческим
арбитражем споров по контрактам
в международной торговле

 

Все способы разрешения споров можно разделить на две группы: альтернативные способы разрешения коммерческих споров и рассмотрение споров в международном коммерческом арбитраже.

Альтернативные способы разрешения внешнеэкономических споров представляют собой способы урегулирования разногласий, не связанных с рассмотрением спора в государственном суде или международном коммерческом арбитраже, как в форме третейского разбирательства. Возможность применения таких способов впервые в РФ была предусмотрена в Арбитражном процессуальном кодексе с 2002 г. В зарубежных странах такие способы регулируются законодательством о медиации, мини-процессе доарбитражного производства и др.

Споры разрешаются в центрах альтернативного разрешения споров, в которых работают имеющие лицензию посредники. В РФ альтернативные способы применяются для разрешения споров, переданных Торгово-промышленной палате РФ. Всемирным центром разрешения споров является Международная торговая палата.

Виды альтернативных способов разрешения споров:

1. Экспертное заключение. Предоставляется лицом, компетентным в сфере возникшей спорной ситуации, в нем предлагаются пути разрешения спора и оценивается позиция сторон, их возможные преимущества в случае рассмотрения спора в суде.

2. Доарбитражное производство. Его целью является применение обеспечительных мер, направленных на поддержание интересов сторон, а также оперативных мер, необходимых для сохранения имущества участников спора. Процедура назначается только при взаимном согласии сторон на ее проведение центром или торговой палатой. Процедура осуществляется рефери, который не должен происходить из страны любой из участниц спора. В качестве рефери может выступать арбитр международного коммерческого арбитража. В случае передачи спора в дальнейшем в такой арбитраж рефери не имеет права участвовать в его разрешении. Процедура начинается с момента уплаты сторонами регистрационного сбора, который включает в себя:

· расходы на его проведение;

· вознаграждение рефери.

В Международной торговой палате регистрационный сбор составляет пять тысяч евро. Рефери имеет право:

· истребовать любые документы, которые относятся к спору;

· потребовать от сторон предоставления любой информации, даже составляющей коммерческую тайну;

· предпринять обеспечительные меры в сохранении имущества одной из сторон, в том числе изъять такое имущество у других сторон;

· потребовать у должника немедленного исполнения обязательства, в том числе и по уплате денежных средств.

В случае неисполнения приказа рефери на стороны возлагается штраф в определенном проценте соотношения стоимости спора. Приказ рефери может быть обжалован в президиум центра или руководству торговой палаты. В случае несогласия с результатами процедуры стороны могут обращаться в арбитраж или государственный суд.

Одна из сторон может обжаловать решение рефери в государственном суде. Процессуальные законы регламентируют обжалования приказов и решений рефери-примирителей. Как правило, срок для такого обжалования устанавливается в 1 месяц с момента принятия решения.

Приказ рефери может не исполняться сторонами без уплаты штрафа, если рефери допустил ошибку в квалификации спора, неверно определил применимое право или действовал недобросовестно.

Если рефери разгласил конфиденциальные сведения, то на него возлагается штраф в пользу торговой палаты или центра, а его вознаграждения возвращаются сторонам, если они не примут решения о продолжении процедуры с участием нового рефери.

3. Медиация относится к дискреционной процедуре. Дискреционная процедура предполагает рассмотрение и разрешение споров по усмотрению сторон, когда посредник только помогает им уточнить свои позиции. В уголовном процессе это означает прекратить уголовное преследование. Процедура осуществляется медиатором, который прошел обучение в центре разрешения споров и получил лицензию в соответствующем госоргане. Для получения лицензии медиатор должен иметь образование не ниже магистерского уровня в сфере экономики или юриспруденции.

Медиатор имеет право знакомиться с коммерческой документацией (контрактом и его приложениями), и в течение недели он обязан дать письменное заключение по спору, в котором предлагается оптимальный вариант для сторон разрешения спора. Такое предложение не является для сторон обязательным и используется, как правило, в качестве вспомогательного средства при разрешении спора в арбитраже или в госсуде.

4. Мини-процесс (трибунал). Эта процедура впервые возникла во Франции. В настоящее время применяется во всех европейских государствах и очень редко в США.

Цель процедуры – разрешить непримиримые разногласия между сторонами, которые не желают вести переговоры своими силами и средствами. Такая процедура является обязательной при рассмотрении спора в госсуде в Швейцарии, Швеции, Дании и Норвегии.

Сущность процедуры заключается в исследовании спора с участием руководителей спорящих сторон, их юристов и нейтрального сотрудника, в качестве которого может выступать бывший судья, прокурор или нотариус. По результатам процедуры может быть заключено мировое соглашение, исполнение которого обеспечивается законодательством указанных сторон.

5. Примирительное производство осуществляется Международной торговой палатой и имеет целью достижение мирового соглашения. Сторона, желающая урегулировать спор, направляет в суд Международной торговой палаты заявление с просьбой назначить процедуру. Секретариат суда в течение 15 дней уведомляет другую сторону о заявлении и в течение еще 15 дней ожидает от нее ответа. При согласии сторон и назначении процедуры, регистрационный сбор уплачивается заявителем (стоимость 2500 тысяч евро, но сюда не включаются расходы на проведение спора). Для участия в споре приглашается не менее 3 арбитров, которые назначаются по согласию между сторонами, а в случае отсутствия такого соглашения – по решению суда Международной торговой палаты.

Выработанный арбитрами проект мирового соглашения передается сначала в суд международной торговой палаты для его оценки с точки зрения верной квалификации спора и правильности применения норм права. Затем он передается сторонам для рассмотрения.

6. Мини-суд присяжных. Такая процедура предлагается госсудами, судьи которого в свободное от основной работы время образуют коллегию для разрешения внешнеэкономических споров. Судьи действуют в соответствии с регламентом, который утверждается высшим судебным органом государства. Решение такой коллегии может быть обжаловано в суд, и независимо от рассмотрения спора коллегии стороны могут обратиться за разрешением спора в арбитраж или государственный суд.

Рассмотрение споров в международном коммерческом арбитраже – это форма третейского разбирательства спора, которая регулируется соответствующими законами и в силу установленных для ее реализации требований может осуществляться высшими торговыми палатами государства.

В зависимости от способа создания и состава арбитров выделяют:

1) административные арбитражи, которые организуются торговыми палатами на базе государственных судов;

2) суды ad hoc, которые создаются для разрешения конкретных споров, если при торговой палате нет постоянного действующего международного коммерческого арбитража. Арбитры приглашаются из других государств и подчиняются регламенту, который утверждается торговой палатой для разрешения данного конкретного спора;

3) постоянно действующие международные коммерческие арбитражи.

 

 

4. Арбитражная оговорка и арбитражное
соглашение во внешнеторговом контракте

 

В связи с активизацией внешнеторговых отношений и ростом товарооборота между российскими и зарубежными партнерами возрастает количество споров, которые могут быть разрешены не только путем переговоров между сторонами, в национальных государственных судах, но и в рамках международного коммерческого арбитража. В контракты международной торговли вносится так называемая арбитражная оговорка – наиболее целесообразный и достижимый вид арбитражного соглашения.

Арбитражная оговорка –составная часть международного коммерческого контракта, включенная в его текст на стадии разработки и подписания. Арбитражная оговорка направлена в будущее и предусматривает передачу в арбитраж тех споров, которые только лишь могут возникнуть в будущем. Но, являясь составной частью контракта, арбитражная оговорка имеет по отношению к нему самостоятельный характер, т.е. арбитражная оговорка должна трактоваться как соглашение, не зависящее от других условий контракта.

Арбитражное соглашение –это соглашение сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-то конкретным правоотношением, независимо от того, носило оно договорной характер или нет. По своей юридической природе арбитражное соглашение является гражданско-правовым договором, носящим самостоятельный характер по отношению к основному контракту независимо от его вида.

Арбитражный компромисс –третейская запись, выступающая как отдельное арбитражное соглашение, отличное от основного контракта и включенное сторонами уже после возникновения конкретного спора. В этом смысле арбитражный компромисс направлен в прошлое и носит ретроспективный характер. Арбитражный компромисс по отношению к коммерческому контракту также носит самостоятельный характер.

Арбитраж принимает спор к рассмотрению, только если стороны заключили письменное арбитражное соглашение в виде:

1. Арбитражной оговорки, как условия внешнеэкономического контракта на случай еще не возникшего спора.

2. Арбитражного соглашения к контракту, который заключается для разрешения уже возникшего спора (письменный документ). В арбитражном соглашении должны содержаться следующие реквизиты:

· сведения о сторонах и характере коммерческой сделки между ними;

· наименование постоянно действующего арбитража, куда стороны желают обратиться для рассмотрения спора;

· количественный состав арбитров;

· порядок формирования суда;

· порядок рассмотрения спора (устанавливается слушание при закрытых дверях или разбирательство на основании предоставленных документов).

Коллизионные нормы, регулирующие деятельность арбитража:

1. Право и дееспособность сторон арбитражного соглашения определяется их личным законо


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.146 с.