Изменениядлинытеладетейиподростков вразныевозрастныепериоды — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Изменениядлинытеладетейиподростков вразныевозрастныепериоды

2022-10-29 31
Изменениядлинытеладетейиподростков вразныевозрастныепериоды 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Периоджизни,годы Увеличениедлинытела,%
1 на47
2 на13
3 на 9
4-7 на5-7
8-10 на 3
11—17(полового созревания) скачокроста
18-20 прекращается

На рисунке 1 демонстрируются темпы роста детей до 22 месяцев в зависимости от возраста. Данные этого рисунка–ещё одна убедительная иллюстрация обсуждаемого закона морфофункционального развития детей и подростков.

Рис.1. Темпыростаребенкавзависимостиотвозраста

Изменения массы тела, окружности грудной клетки, а также развитие отдельных органов и систем в целом происходят неравномерно. Неравномерность темпа роста и развития организма на этапе созревания является общей закономерностью. Однако в этот период проявляются и некоторые индивидуальные особенности. Встречаются индивидуумы, темп развития которых ускорен, и по уровню зрелости они опережают свой хронологический (календарный) возраст. Возможно и обратное соотношение. В связи с этим термин «возраст ребенка» должен конкретизироваться: хронологический или биологический.

Хронологический возраст –период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования, имеющий четкую возрастную границу (день, месяц, год).

Биологический возраст – совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития.

Одним из важных критериев определения соответствия биологического возраста хронологическому возрасту является степень развития костной системы ребенка, которая определяется с помощью рентгенографических исследований только при наличии особых медицинских показаний — при резко выраженных нарушениях развития. Так как данный критерий не учтен в соответствующем разделе учебного пособия, приводим примеры развития костей у детей разного возраста (рисунок2).

Кости запястья ребенка 19 дней. Ядра окостенения отсутствуют. Кости запястья ребенка 5 лет. В запястье 6 ядер окостенения, включая эпифизы лучевой и I пястной кости. Кости запястья ребенка 8 лет. Образуется 10-е ядро окостенения в эпифизе локтевой кости.

Рис.2. Костизапястья удетейразноговозраста

2закон.Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность роста и развития).

Фундаментальная закономерность роста и развития организма состоит в том, что фазы максимальной интенсивности деления клеток (фазы митоза) и фазы их дифференцировки у растущего ребенка не совпадают во времени. Общая тенденция взаимосвязи этих процессов определяется законом прогрессивного дифференцирования И.И. Шмалъгаузена: относительная масса индифферентных (недифференцированных, незрелых) тканей в организме уменьшается обратно пропорционально возрасту.

На рисунке 3 демонстрируется соотношение темпов роста различных тканей. При изучении физического развития детей и подростков необходимо учитывать сущность обсуждаемого закона, так как при оценке результатов исследований отдельных показателей физического развития неучет закона может привести к грубым ошибкам.

Рис.3.СоотношениетемповростаразличныхтканейпоСкаммону

(за100%принятразмер,достигнутыйк20годам)

а—лимфатическаяткань;б—нервнаяткань;в—массатела;

г—половыеорганы

На рисунке 4 демонстрируются пропорции тела детей и подростков в зависимости от возраста. Это рисунок также весьма наглядно демонстрирует сущность обсуждаемого закона.

Рис.4.Изменениепропорцийтелавзависимостиотвозраста

Гетерохронность роста и развития отдельных органов и систем является научной основой дифференцированного нормирования факторов окружающей среды и деятельности детей и подростков.

Еще более наглядно сущность обсуждаемого закона представлена в таблице 2.

Таблица 2

Периодыразвитияфизических качеств

ипсихомоторныхфункцийдетейиподростков

Физические

качестваи

функции

Возраст,лет

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
Гибкость                                      
Равновесие по прямой                                      
Быстротабега                                      
Быстрота движения рук                                      
Устойчивость                                      
Ловкость                                      
Динамическая сила                                      
Статическая сила рук                                      
Статическая сила бедра                                      
Прыгучесть                                      
Времяпростойреакции                                      
Точность движений на близкомрасстоянии                                      
Точность движений на далекомрасстоянии                                      
Выносливость                                      

Примечание. Определение представленных в таблице показателей–тема других учебных занятий, в частности, посвященных проблемам физического воспитания детей и подростков, профессиональной ориентации молодежи.


3закон.Обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм).

Половой диморфизм проявляется в особенностях обменного процесса, темпа роста и развития отдельных функциональных систем и организма в целом. Так, мальчики до начала полового созревания имеют более высокие антропометрические показатели.

В период полового созревания это соотношение меняется: девочки по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки превосходят своих сверстников. Наблюдается 1-й перекрест возрастных кривых этих показателей.

В 15 лет интенсивность роста у мальчиков возрастает, и мальчики по своим антропометрическим показателям вновь опережают девочек. Образуется 2-й перекрест кривых. Этот двойной перекрест кривых возрастного изменения показателей физического развития характерен для нормального физического развития детей и подростков (рисунок 5).

Рис.5.Измененияростамальчиковидевочеквзависимостиотвозраста

Половой диморфизм должен учитываться:

- при оценке результатов изучения физического развития;

- при нормировании физических нагрузок;

- при организации образовательного процесса;

- при проведении профессиональной ориентации школьников;

- при определении направления физической подготовки (спортивного отбора) детей и подростков.

4закон.Биологическая надежность функциональных систем и организма в целом.

Эта закономерность базируется на представлении о широком диапазоне жизненных возможностей. В качестве доказательств приводятся известные факты. В 10 мл крови человека содержится такое количество тромбина, которое может вызвать свертывание всей крови человека. Избыточное содержание тромбина обеспечивает надежность системы свертывания. Стенка сонной артерии обладает высокой прочностью. Она способна выдержать давление в 20 атм, тогда как в действительности оно редко превышает 1/3 атм. Эти примеры показывают, что резервные возможности систем организма огромны. Кроме того, природой предусмотрено дублирование многих органов (почек, легких, органов зрения, слуха).

Надежность биологической системы базируется на:

- избыточности элементов управления;

- дублировании и взаимозаменяемости элементов регуляции;

- совершенном и быстром возврате к состоянию относительного постоянства;

- динамичности взаимодействия звеньев системы.

Вместе с тем, необходимо заметить, что степень надежности биологической системы ребенка требует поддержки при организации учебной, трудовой и спортивной деятельности детей и подростков, в частности, путем соответствующего гигиенического нормирования интеллектуальных и физических нагрузок.

5закон.Генетическая обусловленность роста и развития.

ПоП.К.Анохину рост ребенка—программированный процесс увеличения длины и массы тела, неотделимый от его развития, становления функциональных систем. Генетическая программа обеспечивает жизненный цикл индивидуального развития, последовательность переключения и дерепрессии генов, контролирующих смену периодов развития в соответствующих условиях питания и воспитания ребенка. Прежде всего, это хроногены–гены, изменяющие свои функции по достижении клетками или тканями определенных этапов дифференцировки. Гены переключения (switch-гены) детерминируют чередование фаз дифференцировки или пролиферации клеток органов растущего организма.

Важнейшее проявление генной регуляции—способность организма стабилизировать процесс роста и возвращаться к заданной программе в тех случаях, когда физическое развитие нарушается под влиянием каких-либо внешних факторов (голодание, инфекция и др.).

В процессе роста генная регуляция обмена веществ и энергии дополняется все более совершенной нейроэндокринной регуляцией, связывающей генетическую программу развития с условиями внешней среды.

Учёт генетических факторов роста и развития при оценке результатов изучения физического развития и состояния здоровья детей и подростков сегодня непременный атрибут этой многоплановой деятельности.

6закон.Обусловленность роста и развития средовыми факторами.

Тот факт, что рост и развитие детей и подростков в значительной степени обусловлены факторами среды, в том числе и социальными, представляется неоспоримым. В последние десятилетия в России и за рубежом проведены многочисленные эпидемиологические исследования с целью выявления связи состояния здоровья, в том числе физического развития, с состоянием самых различных факторов и условий обитания человека. Причем в этих исследованиях объектом наблюдения, как правило, служит детский контингент, как наиболее чувствительный к вредным влияниям условий и факторов жизнедеятельности. То есть, по существу, дети являются маркерами воздействия указанных условий и факторов.

Можно считать доказанными воздействия на здоровье и физическое развитие детей по данным, полученных с помощью методологии доказательной медицины, следующих факторов и условий:

1) состояние питания;

2) особенности природной среды (климатические условия, особенности биогеохимических провинций, геомагнитные поля и др.);

3) урбанизация с сопутствующей ей индустриализацией и созданием особой «городской среды» с соответствующими психофизиологическими и физическими последствиями для здоровья и физического развития детей (плотность застройки, плотность проживания, световое и электромагнитное загрязнение и т.д.);

4) массивное загрязнение компонентов среды обитания (атмосферы, гидросферы, литосферы):

5) социально-экономические факторы и условия (уровень доходов, определяющий возможность нивелирования воздействия средовых факторов);

6) гипокинезия и гиподинамия как результаты образа жизни.

Примеров воздействий перечисленных условий и факторов на здоровье детских популяций множество. Приведем лишь один пример, в котором приведены результаты собственных исследований в рамках диссертационной работы составителя учебного пособия по изучению влияния загрязнения атмосферного воздуха броморганическими соединениями на здоровье детей младшего школьного возраста. К исследованиям были привлечены специалисты по измерению и оценке показателей физического развития детского контингента. Контрольные наблюдения проводились в районе крупного индустриального центра с относительно чистым атмосферным воздухом (уровень загрязнения атмосферного воздуха по основным загрязнителям был ниже среднесуточной ПДК). Наблюдения в основной группе были реализованы в жилом районе, прилегающем к броморганическому производству. Основные результаты натурных наблюдений представлены на рисунке6. Эти данные убедительно, с большой степенью достоверности свидетельствовали о негативном влиянии выбросов броморганического производства на физическое развитие детей и, наряду с другими результаты комплексных исследований, послужили основанием для разработки эффективных профилактических мероприятий. Приводимый пример демонстрирует один из важных прикладных аспектов определения физического развития детских контингентов.

Рис. 6. Число детей 7-10 лет с физическим развитием ниже стандартных величин для данной возрастной группы, проживающих в районе крупного предприятия по производству броморганических соединений (различия достоверны: р <0,01)

Резкое снижение показателей физического развития детей и подростков обусловливается социальными катастрофами.Так, например, это явление наблюдалось во время Великой Отечественной войны, подтвержденное объективными наблюдениями.

7закон. Эпохальная тенденция и цикличность процессов роста и развития детской популяции (секулярный тренд, акселерация, ретардация роста и развития).

В этой эпохальной вековой тенденции (секулярном тренде) составной частью является акселерация роста и развития, которая охватывает лишь период созревания человека.

Ведущий специалист России в области гигиены детей и подростков профессор В.Р. Кучма обозначил акселерацию как одну из загадок нашего времени. И, действительно, обсуждение данного явления до сих пор идёт на уровне гипотез, причем весьма многочисленных. Основные гипотезы перечислены ниже.


A. Физико-химические:

1) гелиогенная (влияние солнечной радиации);

2) радиоволновая, магнитная (влияние электромагнитного поля);

3) космическая радиация;

4) повышенная концентрация углекислого газа, связанная с ростом производства.

Б. Влияние отдельных факторов условий жизни:

1) алиментарная;

2) нутритивная;

3) повышенной информации.

B. Генетические:

1) циклических биологических изменений;

2) гетерозиса (смешения популяций).

Г. Теории комплекса факторов условий жизни:

1) урбанического влияния;

2) комплекса социально-биологических факторов.

Каждая из приведенных гипотез, на первый взгляд, имеет достаточно убедительные основания. В частности, строятся динамические ряды отдельных признаков физического развития детей и подростков, сопряженные с динамическими рядами каких-либо факторов. Однако к единому мнению о сущности акселерации специалисты не подошли.

В связи с обсуждаемой проблемой, периоды акселерации сменяются периодами ретардации. По мнению составителя учебного пособия, оба указанные явления являются проявлением цикличности всех без исключения космических, геохимических, биологических, физиологических процессов. Так, например, достаточно хорошо изучены закономерности цикличности солнечной активности. Научное обоснование влияния данного явления на биологические процессы, в частности, на психическое и физическое здоровье человека дал выдающийся ученый А.Л.Чижевский, которого называют «Леонардо да Винчи XX века».Именно этот великий ученый создал науку, получившую название «гелиотараксия» (см.раздел «Понятийный аппарат»).

Таким образом,—гипотезы, гипотезы, гипотезы…Но есть уверенность в том, что когда-нибудь природа акселерации и сменяющей её ретардации будет установлена. Многие загадки природы и общества разгадал человек, разгадает и эту.Во всяком случае, учитывать обсуждаемые явления при изучении состояния здоровья, в том числе физического развития, детей и подростков необходимо.

1.2Техникаизмерениянекоторыхпоказателейфизическогоразвития

Общиеположения

1)Все измерения должны проводиться только между антропометрическими точками (рисунок 7).

Рис.7. Антропометрическиеточки

2) Антропометрические исследования проводятся в первую половину дня, так как длина тела к концу дня уменьшается на 1-2 см в связи с уплощением сводов стопы, межпозвоночных хрящей, снижением тонуса мускулатуры, а масса тела увеличивается в среднем почти на 1 кг.

3) Помещение, в котором проводится исследование, должно быть теплым и светлым.

4) Антропометрический инструментарий должен быть стандартизованным, метрологически поверенным, легко подвергаться обработке дезинфицирующими средствами.

5) Данные антропометрических измерений заносятся в индивидуальную для каждого обследуемого антропометрическую карту, видоизменяющуюся в зависимости от целей и задач проводимого исследования. Необходимо строгое соблюдение правил заполнения антропометрических карт во избежание ошибок при дальнейшей обработке полученного материала.

Все антропометрические данные обследуемого должны сопровождаться следующими обязательными сведениями о нем:

1. Дата обследования.

2. Фамилия, имя.

3. Пол.

4. Год, месяц и число рождения (с последующим расчетом возраста на день обследования).

5. Название учреждения, в котором проводится обследование.

В программу антропометрических исследований, как правило, входит определение соматометрических, физиометрических и соматоскопических признаков.

Антропометрия(соматометрия)

Для измерения длины тела «стоя» и сидя можно использовать станковый деревянный ростомер(рисунок8).Станковый деревянныйростомер представляет собой стойку длиной 2 м с широкой напольной площадкой, на которой укреплена откидная скамья высотой 25см(длядетей)или 35-40 см (для взрослых). По стойке передвигается муфта с планшеткой. На боковых поверхностях стойки имеются сантиметровые деления; с одной стороны отсчет ведется от напольной площадки, с другой от поверхности скамьи (точность измерения 0,5 см).

Рис.8. Измерениедлинытеласпомощьюстанкового

Деревянногоростомера

(слева:длинателастоя;справа:длинателасидя)

Более удобен, универсален для определения длинников антропометр (рисунок 9). Это инструмент, который состоит из 4 металлических штанг, плотно вставляемых друг в друга в соответствии с цифровыми указателями, обозначенными на концах. Общая длина антропометра 2 м. На конце верхней штанги неподвижно укреплена муфта, в которую может вставляться линейка. Вторая муфта свободно перемещается по всей длине антропометра, она имеет вырез, через который видны деления. В эту муфту вставляется линейка справа налево острым концом вниз. По всей длине антропометра размещается шкала с ценой деления 1 мм, отсчет ведется снизу вверх. С другой стороны антропометра имеется шкала, идущая сверху вниз на протяжении 100 см.

В последние годы наиболее востребованы электронные ростомеры, один из представителей которых демонстрируется на рисунке 10.

 

Рис.9. Антропометриизмерениесегопомощьюдлинытела

Рис.10. Ростомермедицинскийэлектронныйнапольный(РЭПнапольный)

(входитвкомплектымедицинскиедиагностические«Здоровыйребенок»)

Длина тела и другие длинники.

Для измерения длины тела стоя (у взрослых и детей с 2-летнего возраста) необходимо использовать только тщательно проверенные приборы и приспособления.

Наблюдаемый должен босиком или в тонких носках встать прямо, спиной к планке ростомера. Масса тела должны быть распределена равномерно на обе ступни. Голова должна находиться в положении Франкфурта. Наблюдаемый смотрит прямо вперед, а исследователь, глядя сбоку, устанавливает голову наблюдаемого так, чтобы линия, соединяющая нижний край глазницы и верхний край козелка уха (линия Франкфурта), была горизонтальной.

Руки наблюдаемого должны быть свободно опущены вдоль туловища, а ладони повернуты внутрь (к туловищу). Пятки наблюдаемого держатся вместе и прижимаются к основанию планки. Ступни ставятся под углом 60 градусов друг к другу. Если у наблюдаемого соприкасающиеся колени не дают возможности свести пятки вместе, то пятки могут не соприкасаться. Касаться планки должны пятки, лопатки и ягодицы.

Однако у некоторых людей, в том числе и детей, невозможно держать пятки, ягодицы, лопатки и затылок одновременно соприкасающимися к планке. В этом случае пятки и/или ягодицы, или затылок (то есть, по крайней мере, две точки тела) должны касаться ростомера.

Убедившись, что наблюдаемый в правильной позиции, попросите его глубоко вдохнуть (без поднимания пяток), а затем опустите горизонтальную планку ростомера на голову, прижимая волосы. Еще раз убедившись, что голова испытуемого находится в положении Франкфурта, зафиксируйте показания ростомера с точностью до 0,1 см.

При измерении длины тела сидя обследуемый садится на скамейку ростомера, касаясь его стойки межлопаточной областью и ягодицами. Положение головы такое же, как при измерении роста стоя. Ноги согнуты в коленных суставах под прямым углом. Ступни опираются о пол или подставку. Руки лежат вдоль бедер.

При измерении длины тела антропометром позиция обследуемого такая же, как при измерении роста с помощью ростомера. Обследуемый становится спиной к стене, антропометр устанавливают вертикально впереди него, а линейку антропометра опускают на верхушечную точку головы. С помощью металлического антропометра можно определить размеры туловища, верхних и нижних конечностей и т. д. Для точного измерения пользуются антропометрическими точками; например, при измерении длины верхних конечностей используют плечевую и пальцевую точки.

У детей в возрасте до 2-х лет длина тела измеряется в положении лежа на спине. Антропометрические измерения у детей требуют особого внимания и привлечения на помощь матери или других лиц.

Ребенок укладывается на стол на спину, голова его должна быть расположена в соответствии с вертикальной линией Франкфурта, т.е. ребенок должен смотреть прямо вверх. Голову в таком положении должна придерживать мать или другой человек, помогающий исследователю и стоящий у изголовья стола, на котором лежит ребенок. Руки ребенка лежат вдоль туловища, спина не должна быть выгнута дугой.

Исследователь выпрямляет ноги ребенка в коленях, прижимая колени к столу, ступни устанавливаются перпендикулярно к поверхности стола, пальцы ног направлены вверх. В этом положении к ступням прижимается какой-нибудь плоский предмет (книга с жестким переплетом, дощечка или др.), после чего на столе отмечается положение плоскости ступней. Положение макушки головы также отмечается на столе. Затем измеряется расстояние между этими двумя метками сантиметровой лентой с точностью до 0,1 см.

Как у взрослых, так и у детей при разной длине ног длина тела измеряется по более длинной ноге. Под короткую ногу подставляется доска или другой предмет, чтобы таз был в нормальном положении.

Основные регламенты измерения длины тела:

- длина тела измеряется босиком;

- наблюдаемый должен стоять прямо;

- наблюдаемый должен стоять на плоской ровной поверхности;

- живот расслаблен;

- руки по бокам туловища;

- пятки вместе и касаются планки или стены;

- голова в горизонтальном положении линии Франкфурта;

- наблюдаемый глубоко вдыхает и стоит прямо;

- измеряется длина тела с точностью до 0,1 см.

В ряде случаев возникает необходимость получения углубленных данных о длинниках. При этом измеряют длину туловища, верхних и нижних конечностей и отдельных их частей. Для получения этих значений необходимо измерить высоту стояния над полом верхней и нижней антропометрических точек, ограничивающих данный размер.

Последовательность измерений высоты стояния антропометрических точек над полом следующая:

1)верхнегрудинная– p. suprasternal (по средней линии яремной вырезки);

2)лобковая– p. symphysion (середина верхнего края лонного сочленения);

3)плечевая– p. acromion (наиболее латерально выступающая точка акромиального отростка лопатки-при вращательных движениях руки точка остается неподвижной);

4)лучевая– p. radiale («ямка красоты» у локтевого сгиба, на дне которой прощупывается край головки луча);

5)шиловидная– p. stylionradiale (в проксимальной части анатомической табакерки);

6)пальцевая– p. dactylion (мякоть основной фаланги III пальца руки);

7)вертельная– p. trochanterion (наиболее выступающая точка в верхней части большого вертела бедра-при сгибании и разгибании ноги в тазобедренном суставе точка передвигается);

8)верхнеберцовая– p. tibialemediale (верхняя точка внутреннего суставного края большой берцовой кости - по медиальной стороне коленного сустава);

9)нижнеберцовая– p. sphyriontibiale (на нижнем крае внутренней лодыжки).

Длина туловища–определяется как разность между высотой стояния над полом верхнегрудинной и лобковой точками. Длина плеча - плечевой и лучевой точками. Длина предплечья–лучевой и шиловидной точками. Длина кисти–шиловидной и пальцевой точками. Длина верхней конечности–плечевой и пальцевой точками. Длина бедра–вертельной и верхнеберцовой точками. Длина голени–верхнеберцовой и нижнеберцовой точками.

Длина нижней конечности–определяется высотой стояния над полом вертельной точки.

Длина стопы–определяется по расстоянию между пяточной точкой (p. pternion)–наиболее выступающей точкой пяточной кости и конечной точкой (p. acropodion)–на конце ногтевой фаланги I или II пальца стопы. Для измерения длины стопы используется скользящий или толстотный циркуль.

Диаметры и поперечники

Для измерения диаметров и поперечников применяют толстотные циркули большие и малые. На рисунке 11 демонстрируется большой толстотный циркуль, называемый также тазометром. Циркуль состоит из двух бранш, скрепленных дугой или линейкой с делениями, по которым определяется диаметр. При проведении измерения бранши инструмента располагаются на кистях рук сверху между указательным и большим пальцами, концы бранш держатся этими пальцами как писчее перо. Нахождение антропометрических точек при этом осуществляется третьими пальцами обеих рук.

Рис.11. Большойтолстотныйциркуль(тазометр)

При измерении диаметров используются следующие антропометрические точки:

1)межбровная– p. glabella (место пересечения сагиттальной линии с линией, соединяющей надбровные дуги или верхние края бровей);

2)затылочная– p. opisthocranion (наиболее выступающая точка затылка, когда голова находится в положении «горизонтали»);

3)теменная– p. eurion (наиболее выдающаяся сбоку точка теменной кости -лежит над ухом),

4)среднегрудинная– p. mesosternale (на средней линии грудины на уровне верхнего края IV ребра).

Диаметры головы:

Переднезадний –расстояние между межбровной и затылочной точками (правой рукой исследователь, стоящий справа от обследуемого, устанавливает и фиксирует ножку циркуля на межбровной точке, а левой плавно перемещает другую ножку циркуля по сагиттальной линии затылка до получения наибольшего размера, при этом ножка циркуля останавливается на затылочной точке).

Поперечный –расстояние между теменными точками.

Диаметры грудной клетки:

Переднезадний –расстояние между среднегрудинной точкой и остистым отростком грудного позвонка(рисунок 12). Правой рукой исследователь, стоящий справа от обследуемого, устанавливает и фиксирует одну ножку циркуля на среднегрудинной точке, а другую ножку – левой рукой на позвоночнике, плоскость циркуля при этом должна быть горизонтальной.

Поперечный – расстояние между точками, находящимися на средне-подмышечных линиях на уровне среднегрудинной точки (рисунок 13).

Ширина грудной клетки определяется сравнением переднезаднего и поперечного диаметров. Если разница между ними меньше 3 см, то грудная клетка–узкая. При разнице между диаметрами более 5 см–грудная клетка широкая.

Плечевой диаметр (биакромиальный) –расстояние между плечевыми точками (рисунок 14).


 

Рис.12.Измерение переднезаднего диаметрагрудной клетки Рис.13.Измерение поперечногодиаметра груднойклетки Рис.14.Измерение шириныплеч

Вертельный диаметр (битрохантериальный) –расстояние между вертельными точками.

Оценка ширины плеч по биакромиальному диаметру должна проводиться не по абсолютной цифре, а сравнением ее с битрохантериальным диаметром. У мальчиков, как правило, плечевой диаметр больше вертельного и в зависимости от разницы между этими величинами плечи могут оцениваться как средние (разница 3-5 см), широкие (разница больше 5 см) или узкие (разница меньше 3 см). Такое же соотношение диаметров и у девочек до наступления периода полового созревания.

В пубертатный период у девушек ширина плеч оценивается как средняя при разнице между диаметрами в пользу плечевого в 2 см, широкие плечи– более 2 см, узкие–менее 2 см. По завершении пубертатного периода разница в 1,5 см с преобладанием плечевого диаметра соответствует средним плечам, более 1,5 см–широким, менее–узким плечам.

Окружности

Для измерения окружностей используются металлическая рулетка или сантиметровая лента. Преимущество металлической рулетки в том, что она прочна, не вытягивается, не претерпевает изменений при обработке дезинфицирующими средствами. Сантиметровая лента, как более эластичная и мягкая, чаще используется при обследовании детей. Но, поскольку сантиметровая лента менее прочна, а нанесенные деления легко стираются, необходимо ее периодически выверять и заменять новой после ста исследований.

При проведении измерения конец рулетки или сантиметровой ленты с цифрой 1 берется в левую руку. Затем само полотно накладывается на заднюю поверхность и проверив правой рукой правильность расположения ленты и ее натяжение, исследователь большим и указательным пальцами правой руки плотно фиксирует конец с цифрой 1, несколько приподнимая его вверх, в левой руке при этом остается другой конец ленты.

Окружность груди –измеряется наложением ленты спереди по среднегрудинной точке, сзади–под углами лопаток (обследуемый поднимает руки в стороны на уровень плеч, лента накладывается на углы лопаток, затем руки опускаются и лента, соскальзывая, ложится под углы лопаток). Лента должна плотно прилегать к телу, но, вместе с тем, не препятствовать глубокому вдоху и выдоху - свободно следовать за движениями грудной клетки (рисунки 15и16). Сначала измеряют окружность груди в паузе, при этом рекомендуется попросить обследуемого громко посчитать до пяти. Затем определяют окружность при максимальном вдохе и, наконец, при максимальном выдохе. Все три измерения проводят последовательно при одномоментном наложении ленты.

Рис.15.Измерение окружностигруди(видспереди) Рис.16.Измерение окружностигруди(видсзади)

Разница между значениями окружности груди при максимальном вдохе и максимальном выдохе называется экскурсией грудной клетки.

Окружность груди является одним из основных показателей физического развития, его гармоничности. Она характеризует объем тела, развитие грудных и спинных мышц, а также функциональное состояние органов грудной полости.

Основные регламенты измерения окружности груди:

- измерение окружности груди требует достаточных навыков, определяемых необходимым объемом тренинга исследователя;

- обращать внимание на все малейшие детали процедуры;

- сантиметровая лента при контакте с телом обследуемого не должна обусловливать у него неприятные сенсорные ощущения;

- уровень наложения ленты является важным условием получения объективных результатов;

- для анализа результатов измерения используется окружность груди в состоянии покоя.

Окружность головы –измеряется наложением ленты спереди по межбровной точке, сзади–по затылочной точке.

Окружность плеча –измеряется наложением ленты в наиболее утолщенной части двуглавой мышцы правой руки (рисунок 17). Сначала измерение проводят при свободно опущенной руке и расслабленной мускулатуре, затем при согнутой в локтевом суставе руке и максимальном напряжении мускулатуры. Оба измерения проводят последовательно при одномоментном наложении ленты.

Рис.17.Измерениеокружности плечавспокойномсостоянии Рис.18.Измерение окружностиголени

Окружность бедра –измеряется наложением ленты сзади под ягодичной складкой, а спереди–так, чтобы лента находилась в горизонтальной плоскости.

Окружность голени –измеряется в наиболее утолщенной ее части (рисунок 18). Л


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.12 с.