Б1. Б. 2общественное здоровье и здравоохранение — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Б1. Б. 2общественное здоровье и здравоохранение

2022-10-29 43
Б1. Б. 2общественное здоровье и здравоохранение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.Б.2ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

(шифр и наименование учебной дисциплины (модуля по учебному плану))

 

 

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОРДИНАТУРЕ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 31.08.74 «СТОМАТОЛОГИЯ ХИРУРГИЧЕСКАЯ»

(код и наименование направления подготовки (специальности))

 

 

Врач-стоматолог-хирург

(квалификация)

 

 

форма обучения очная

 

 

Санкт-Петербург

Г.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

№ п/п Наименованиераздела Страница
1. Состав рабочей группы по разработке рабочей программы учебной дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» программы подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре  
2. Место и роль учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы подготовки ординатора  
3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины  
4. Содержаниеучебнойдисциплины  
4.1 Содержание разделов (тем) учебной дисциплины  
4.2 Распределение учебного времени, выделенного на контактную работу обучающихся с преподавателем (по семестрам, разделам и видам учебных занятий), и на самостоятельную работу обучающихся (тем) учебной дисциплины  
4.3 График рубежного контроля успеваемости обучающихся  
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины  
5.1 Учебнаялитература  
5.2 Программное обеспечение и информационно-справочные системы  
5.3 Интернетресурсы  
6. Методические указания обучающимся по освоению учебной дисциплины (модуля)  
7. Методические указания преподавателю по порядку подготовки и проведения учебных занятий, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)  
8. Учебно-материальная база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)  
9. Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)  
9.1 Картыкомпетенций  
9.2 Характеристика оценочных средств результатов обучения  
9.2.1 Текущийконтроль  
9.2.2 Промежуточнаяаттестация  

СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ

по разработке рабочей программы учебной дисциплины

«Общественное здоровье и здравоохранение»

для подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре

 

№ п/п Воинское звание, ученая степень и звание Занимаемая должность Фамилия, имя, отчество

Составители

1. Лицо гражданского персонала, доктор медицинских наук, профессор Заведующий кафедрой общественного здоровья и экономики военного здравоохранения РУСЕВ Илья Трифонович
2. Лицо гражданского персонала, кандидат медицинских наук, доцент Доцент кафедры общественного здоровья и экономики военного здравоохранения МИХЕЕВ Алексей Владимирович  
3. Лицо гражданского персонала Преподаватель кафедры общественного здоровья и экономики военного здравоохранения ЮРЧИК Вадим Владимирович

Ответственныйредактор

1. Лицо гражданского персонала, кандидат медицинских наук, доцент Доцент кафедры общественного здоровья и экономики военного здравоохранения МИХЕЕВ Алексей Владимирович  

 

Программа учебной дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании кафедры общественного здоровья и экономики военного здравоохранения

(наименование кафедры)

Протокол №____ от «___» ________ 2015 года.

ã Федеральное государственноебюджетное военное образовательное учреждение высшего образования «Военно-медицинская академия имени С.М.Кирова» Министерства обороны Российской Федерации


2. Место и роль учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов высшей квалификации в ординатуре

 

Дисциплина«Общественное здоровье и здравоохранение»реализуется в рамкахбазовойчасти основной профессиональной образовательной программыСтоматология хирургическая.

Основной целью освоения слушателями учебной дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» является углубление теоретических знаний врача-стоматолога-хирурга в области основ общественного здоровья и здравоохранения, а также дальнейшее повышение практической подготовки обучающихся на базе знаний и умений по общественному здоровью и здравоохранению, изучение законодательной и нормативно-правовой базы охраны здоровья в Российской Федерации, различных подходов достижения оптимальных показателей здоровья на индивидуальном, групповом и популяционномуровнях, применение полученных знаний для совершенствования деятельности медицинских организаций и повышения качества медицинской помощи и работы медицинского персонала.

Актуальность изучения учебной дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» в рамках основной профессиональной образовательной программыСтоматология хирургическая обусловлена требованием к формированию профессиональных компетенций как результату освоения программы ординатуры у выпускникав виде готовностирешать профессиональные задачи в профилактической и организационно-управленческой деятельности.

 

Эффективное освоение учебной дисциплины возможно на базе знаний, умений и навыков, ранее полученных обучающимися при изучении учебных дисциплин (модулей) образовательной программы высшего образования (специалитет).

 

Учебная дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение»изучается на 1курсе в 1семестре.

 


3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины

 

Формируемые компетенции Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) Иные учебные дисциплины (модули), направленные на формирование компетенций
ПК-1 Готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания Первый этап (пороговый уровень) Формирование готовности реализации знания законодательной и нормативно-правовой базы в сфере охраны здоровья, методических подходов общественного здоровья и здравоохранения по профилактике заболеваний и формировании здорового образа жизни Знать: З (ПК-1)- I - содержание основных положений законодательных и нормативно-правовых документов РФ в сфере охраны здоровья населения; - методические подходы по формированию здорового образа жизни, осуществления первичной, вторичной профилактике заболеваний в объеме первичной медико-санитарной помощи; Уметь: У(ПК-1)- I - применять положения нормативно-правовой базы РФ в сфере охраны здоровья населения для формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний в объеме первичной медико-санитарной помощи; Владеть: В(ПК-1) – I - навыками анализа законодательной и нормативно-правовой базы РФ в сфере охраны здоровья в интересах осуществления профессиональной деятельности в вопросах формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний  
ПК-11 Готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях Первый этап (пороговый уровень) Формирование основных подходах к организации и управлению в сфере охраны здоровья населения, возможности их использования в своей профессиональной деятельности организационном, финансовом и кадровом менеджменте в здравоохранении   Второй этап (базовый уровень) Формирование готовности реализовывать основные положения организационного, финансового и кадрового менеджмента в здравоохранении в профессиональной деятельности Знать: З (ПК-11)- I Основные положения законодательной и нормативной базы РФ по осуществлению медицинской деятельности; Содержание основных принципов управления и финансирования здравоохранения.   Уметь: У (ПК-11)- I Осуществлять анализ законодательной и нормативной базы по осуществлению медицинской деятельности; Осуществлять расчеты потребности населения в различных видах медицинской помощи Осуществлять планирование своей профессиональной деятельности Владеть: В (ПК-11)- I Навыком анализа государственных программ оказания медицинской помощи (ГП «Развитие здравоохранения», Программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи населению)   Знать: З (ПК-11)- II Основные методические подходы к организации управления и финансирования здравоохранения. Уметь: У (ПК-11)- II Осуществлять планирование деятельности структурного подразделения на основе анализа медико-статистической информации Владеть: В (ПК-11)- II Навыком расчета эффективности деятельности медицинской организации (подразделения)  
ПК-12 Готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей Первый этап (пороговый уровень) Формирование методического подхода к оценке качества медицинской помощи   Второй этап (базовый уровень) Формирование готовности осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с условиями контроля качества и безопасности медицинской деятельности как условия оказания качественной медицинской помощи Знать: З (ПК-12) - I Требования законодательных и нормативно-правовых документов Российской Федерации в сфере управления качеством медицинской помощи, современныепредставления окачестве идефектеоказания медицинской помощи Уметь:У(ПК-12)- I Решать типовые задачи по оценке качества медицинской помощи Владеть: В(ПК-12)- I Навыком расчета медико-статистических показателей для дальнейшего использования их для оценки качества медицинской помощи   Знать: З (ПК-12) -II Требования нормативной базы по осуществлению контроля качества и безопасности медицинской деятельности Уметь: У(ПК-12) -II Использовать критерии оценки качества медицинской помощи для оценки качества медицинской помощи по результатам анализа первичной медицинской документации с целью Владеть: В (ПК-12) -II Навыком работы с документами в ходе кподготовки к лицензированию медицинской деятельности, внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности  

4. Содержание учебной дисциплины

4.1. Содержание разделов (тем) учебной дисциплины

Тема 3.2.Планирование в системе здравоохранения и в медицинской организации.

Основы прогнозирования общественного здоровья и здравоохранения. Принципы, виды и методы планирования в здравоохранении.

Интернет ресурсы

 

http://elibrary.ru/defaultx.asp - Научная электронная библиотека.

http://www.infostat.ru/ - Электронные версии статистических публикаций.

http://www.cir.ru/index.jsp - Университетская информационная система РОССИЯ.

http://diss.rsl.ru/ - Электронная библиотека диссертаций РГБ.

http://consultant.ru/- Электронная информационно-правовая база.

 

6. Методические указания обучающимся по освоению учебной дисциплины

Преподавание дисциплины базируется на знаниях, полученных на предшествующих теоретических и клинических дисциплинах, и предусматривает преемственность и интеграцию ее преподавания с современными гуманитарными и общественными науками (экономика, социология, право, этика), а также медико-биологическими, клиническими и профилактическими дисциплинами.

Особенности преподавания теоретической и практической части дисциплины.

Программа подготовлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Основными видами учебных занятий по дисциплине являются лекции, семинары, практические занятия и самостоятельная работа.

Лекции носят проблемный характер, дают систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывают состояние и перспективы развития общественного здоровья и здравоохранения, концентрируют внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулируют их познавательную деятельность, формируют творческое мышление.

Семинары являются учебно-практическими занятиями, на которых обучающиеся обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных (научных) исследований в области общественного здоровья и здравоохранения под руководством преподавателя

В ходе практических занятий обучающиеся осваивают показатели общественного здоровья, принципы планирования и организации различных видов деятельности медицинских организаций, средства и методы оценки этой деятельности, решают ситуационные задачи, направленные на формирование навыков оценки качества медицинской помощи, отрабатывают методические подходы к управлению качеством медицинской помощи.

Главным содержанием практических занятий является практическая работа каждого обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся поводится в целях углубления знаний и закрепления навыков, полученных на всех видах занятий. Самостоятельная работа обучающихся предусматривает обязательное изучение рекомендованной литературы, законодательных и нормативно-правовых документов, регламентирующих отношения в сфере охраны здоровья.

Рекомендации по методике обучения.

Контроль за успеваемостью обучающихся осуществляется на практических занятиях, семинарах и итоговом зачёте.

Подготовка к занятиям обучающихся.

Накануне начала учебного цикла заведующий учебной части или преподаватель вызывает старшего учебной группы. Старшему группы указывается оптимальный срок, время, место и порядок проведения первой (накануне первого практического занятия) и последующих самоподготовок к предстоящим занятиям.

7. Методические указания преподавателю по порядку подготовки и проведения учебных занятий, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

Теоретическую основу дисциплины составляют лекции, практические занятия, семинары и систематическая самостоятельная работа обучающихся над рекомендованной литературой.

    На лекциях излагаются избранные, наиболее важные разделы теории общественного здоровья и здравоохранения.

Практическая подготовка обучающихся осуществляется при прохождении практических занятий под руководством преподавателей, при этом обучающиеся:

- готовят доклады по изучаемой тематике;

- решают ситуационные задачи по вопросам оценки состояния здоровья определённых групп населения, изучают методику статистических расчетов, их анализ и возможность применения для принятия управленческих решений в целях улучшения общественного здоровья;

- отрабатывают документы повседневной деятельности врача-организатора здравоохранения.

На первой самоподготовке на кафедре, преподаватель лично ориентирует группу по следующим основным вопросам:

- длительность учебного цикла, количество и виды занятий, итоговый контроль (зачёт);

- требования к обучаемым по учебной дисциплине (в соответствии с квалификационными требованиями к выпускнику) по окончании учебного цикла;

- место и роль темы занятия в практической деятельности выпускника;

- порядок подготовки к каждому занятию (закрепление прошедшей темы, подготовка к предстоящему занятию, подготовка к зачёту);

- ежедневный опрос и автоматизированный контроль;

- отработка пропущенных и не зачтенных занятий и тем;

- порядок проведения различных практических занятий;

- особенности практической (самостоятельной) работы обучаемых на занятиях;

- порядокдопуска к зачёту;

- организацияпроведениязачёта;

- другие вопросы по усмотрению преподавателя кафедры.

Перед практическим занятием преподавателем должно быть выдано обучающимся учебное задание, где отражаются: 1) задания на самоподготовку (что изучить, к чему подготовиться); 2) задание на практическое занятие (что сделать, какие навыки отработать).

Последовательность действий преподавателя и обучаемых на последующих самоподготовках аналогично вышеописанной методике.

Все слушатели привлекаются к участию в работе научных кафедральных совещаний и заседаний, а также научной работы кафедры.

Контроль самостоятельной работы слушателей и их успеваемости осуществляется в процессе всех видов занятий.

По окончанию обучения проводится контроль в виде зачета без оценки

 

8. Учебно-материальная база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине

 

Аудиторная и самостоятельная работа обучающихся должна обеспечиваться учебными помещениями, техническими и электронными средствами обучения кафедры.

Перечень оборудования, технических и электронных средств необходимых для освоения специальности:

1. Компьютерный класс в составе 10 рабочих мест, объединенных локальной вычислительной сетью, оборудованных программным обеспечением (ПО):

2. Проекционное оборудование:

А. Мультимедийные презентации

Б. Технические средства обучения

1.Компьютер.

2.Мультимедийный проектор.

3.Интерактивная доска

9. Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

 

Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех практических занятий в форме, избранной преподавателем или предусмотренной основной профессиональной образовательной программой по специальности.

Учебно-методический материал, лекции, методические разработки семинаров и практических занятий, вопросы для итогового и промежуточного контроля находятся в учебном фонде кафедры.


 

Карты компетенций

 

КОМПЕТЕНЦИЯ ПК-1: Готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЕТЕНЦИИ

Компетенция ПК-1 относится к профессиональным компетенциям. В рамках изучения учебной дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» предполагается освоение порогового уровня этой компетенции, при этом на этом уровне рассматривается освоение законодательных, нормативно-правовых и методологических основ сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни, предупреждения возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.

Компетенция ПК-1 связана с профессиональными компетенциями: ПК-2 – готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными; ПК-10 – готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих; ПК-11 – готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях.

 

Этап

(уровень) освоениякомпетенции

Планируемые результаты обучения

(показатели достижения заданного уровня освоения компетенций)

Текущий контроль

Текущий контроль знаний осуществляется путем компьютерного тестирования в начале каждого занятия, в процессе изучения учебной темы в виде устного собеседования, а также по результатам выполнения практических работ и решения ситуационных задач.

Промежуточный контроль

По итогам освоения дисциплины проводится промежуточный контроль –  зачет без оценки.Промежуточный контроль включает в себя компьютерное тестирование, а также оценка практических навыков в виде решения ситуационной задачи и теоретических знаний в виде устного ответа на вопрос.

 

Примерное содержание тестовых заданий

Факторриска – этофактор

1) являетсяпричинойзаболевания

2) предсказывает опасность возникновения болезни в будущем

3) при его устранении предупреждается развитие болезни

4) указываетнатяжестьтечениязаболевания

5) ускоряеттечениеболезни

Примеры ситуационных задач.

Задача 1.

В городе С. на начало 2011 года проживало 56 800 человек, на конец 2011 года – 58 400 человек. В течение года в этом городе родилось 1 082 человек, умерло 560, в том числе 20 детей до 1 года.

В предшествующем году здесь родилось 1000 детей.

Определить показатели естественного движения населения за год и дать их оценку.

Задача 2.

Определить показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ВУТ), а также структуру случаев заболеваний с ВУТ, если среднегодовое число работающих на предприятии составило 2 800 человек, число случаев заболеваний – 3 200, число потерянных дней – 35 000. Из общего числа случаев заболеваний 1 700 составили болезни органов дыхания, 600 – болезней системы кровообращения, 900 – прочие болезни.

Задача 3.

Число коек в больнице – 520. В течение года поступило 8000 больных, выписалось 7800, умерло 40. Все лечившиеся провели в больнице 112 200 койко-дней.

Рассчитать показатели работы больницы и дать им оценку.

Контрольные вопросы для оценки теоретических знаний

1. Основные тенденции изменения здоровья населения и демографической ситуации в Российской Федерации в начале XXI века.

2. Основные нормативные документы, регламентирующие вопросы охраны здоровья населения в Российской Федерации.

3. Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья.

4. Права и обязанности медицинских и фармацевтических работников в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

5. Права и обязанности медицинских организаций в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

6. Медицинская помощь. Виды, условия и форма оказания медицинской помощи.

7. Качество медицинской помощи. Основные понятия. Государственная политика в области повышения качества медицинской помощи.

8. Характеристика деятельности медицинской организации. Номенклатура медицинских организаций.

9. Показатели работы медицинской организации, используемые при оценке эффективности ее работы.

10. Медицинская экспертиза как вид медицинской деятельности – правовые основы организации и проведения. Видымедицинскихэкспертиз.

11. Экспертиза временной нетрудоспособности, порядок ее проведения. Права медицинских работников при ее проведении. Функциидокументов, подтверждающихвременнуюнетрудоспособность.

12. Основные экономические модели организации оказания медицинской помощи населению.

13. Финансирование здравоохранения Российской Федерации в современных условиях, основные источники.

14. Обязательное медицинское страхование. Субъекты медицинского страхования (застрахованные лица, страхователи, организации, Федеральный фонд ОМС): права и обязанности, порядок их взаимодействия.

15. Обязательное медицинское страхование. Участники медицинского страхования (территориальный фонд ОМС, страховая медицинская организация, медицинская организация): права и обязанности, порядок их взаимодействия.

16. Организация экспертизы качества медицинской помощи.

17. Взаимодействие медицинских и медицинских страховых организаций по повышению качества медицинской помощи.

18. Базовая и территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. Задачи, краткаяхарактеристика. Определениепоказателяподушевогофинансирования.

19. Организация контроля качества и безопасности медицинской деятельности

20. Организация лицензирования медицинской деятельности. Основные лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на медицинскую деятельность.

21. Порядок организации лицензирования медицинской деятельности медицинской организации.

22. Управление (менеджмент),егоцели.

23. Особенности управления системой здравоохранения Российской Федерации в современных условиях.

24. Функции, принципы и методы управления в здравоохранении.

25. Ресурсное обеспечение системы управления здравоохранением Российской Федерации.

26. Планирование в системездравоохранения.

27. Цель, задачи, структура, принципы управления кадрами в системе здравоохранения.

28. Кадровый менеджмент в медицинских организациях.

29.  Управление материальными ресурсами в здравоохранении.

30. Информационныересурсы в здравоохранении.

Критерии оценки промежуточной аттестации:

«зачтено» - еслислушатель:

- раскрыл содержание вопроса в объеме учебной программы;

- продемонстрировал способность интегрировать знания по общим и специальным вопросам общественного здоровья и здравоохранения.

«незачтено» - еслислушатель:

- не раскрыл содержания экзаменационных вопросов в объеме учебной программы и допускал грубые ошибки;

- интегрирование знаний общих и специальных вопросов общественного здоровья и здравоохранения осуществлял с выраженными затруднениями.

 

 

Заведующий кафедрой общественного здоровья и экономики военного здравоохранения профессор   «__» ________ 2015 г.   И. Русев

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.Б.2ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

(шифр и наименование учебной дисциплины (модуля по учебному плану))

 

 

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОРДИНАТУРЕ


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.