Цивилизованное противостояние нападению и манипуляции — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Цивилизованное противостояние нападению и манипуляции

2022-10-29 26
Цивилизованное противостояние нападению и манипуляции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.1.2

Цивилизованное противостояние нападению и манипуляции

Ответственное поведение предполагает умение цивилизованно противостоять нападению и манипуляции.

Авторская концепция “цивилизованного” поведения представлена в книге Е.В. Сидоренко “Тренинг влияние и противостояния влиянию”, СПБ, 2001

Приведём два способа “цивилизованного» противостояния из этой книги.

 

1.1.2.1

Психологическая самооборона (психологическое самбо)

Задача техник психологического самбо — предохранить себя от раз­рушительных последствий варварского нападения и манипуляции, помочь самому себе справиться с ошеломленностью, смятением, эмо­циональной бурей в душе. Техники самбо позволяют выиграть время, нужное для того, чтобы вновь обрести самоконтроль и восстановить свои способности к функционированию в интеллектуальном пласте взаимодействия с партнером.

Мы говорим о самообороне, а не о самозащите, поскольку между этими понятиями могут быть выделены, по крайней мере, три важней­ших различия:

1. Защищают обычно слабого, а обороняться может и сильный, если на него напали.

2. Защищаться можно на любой территории, в то время как обороня­ются на собственной земле.

3. Лучший способ защиты — встречное нападение, обороны — пре­образование материала и формы нападения в новый материал и новую форму для эмоциональной нейтрализации ситуации.

Психологическое самбо требует:

а) использования четких речевых формул;

б) правильно подобранной интонации — например, спокойной, хо­лодной, задумчивой, веселой или грустной;

в) основательности в ответе, которая достигается:

· выдерживанием паузы перед ответом;

· неторопливостью ответа;

· обращенностью ответа в пространство более глубокое и об­ширное, нежели то, которое представляет собой непосредственная зона столкновения.

 Пауза большинством нападающих воспринимается как признак силы. Если, конечно, адресат молчит не потому, что «потерял дар речи». Пауза должна сопровождаться задумчивым выражением лица и вни­мательным (даже до некоторой пристальности) взглядом в лицо собе­седнику. Слишком поспешный ответ означает, что адресат не в состоя­нии справиться с интервенцией и торопится «отбросить» выброшенное в него ядро, как пытаются отбросить горячую картофелину. Однако перебрасываться горячей картофелиной — значит вступить в манипу­ляцию или ответить нападением на нападение. Вопреки ожиданиям нападающего, адресат удерживает картофелину некоторое время у себя, изучает, рассматривает, взвешивает ее—и лишь затем возвращает ин­тервенту в неузнаваемом виде.

Самооборона требует спокойствия и задумчивости, возможно, даже грусти. Однажды в тренинге была использована метафора шестикрылого Серафима, величественно омывающего своими крылами нападающего на него варвара или навязывающегося манипулятора.

Спокойная, задумчивая и грустная интонации ответа оставляют пространство для раздумий, а значит, способствуют переводу межлич­ностной интервенции в информационное обсуждение.

Использование других интонаций, например, напористой или язвительной, будет означать ответное нападение, опять-таки перебрасы­вание картофелиной.

Холодная интона­ция может быть использована лишь в тех случаях, когда адресат при­меняет технику внешнего согласия и при этом хочет дать понять, что он вынужден согласиться с манипулятором, хотя ему это может быть и не очень приятно.

Каждая из техник психологического самбо — это не только метод социально-психологического взаимодействия, но и метод размышле­ния. Используя соответствующие этими техникам речевые формулы, возвращаем себя к размышлению Ответ интервенту в технике психологической самообороны означает, что мы напоминаем и себе, и ему: летают не только горячие картофелины, но и ласточки, снег, кометы, самолеты...

Правило британского старшины

1. Сначала скажите им, что именно вы собираетесь им сказать.

2. Потом скажите им то, что вы собираетесь им сказать.

3. Потом скажите им, что именно вы им сказали.

И тогда вас, может быть, услышат.                  

1.1.2.2

Информационный диалог

 Информационный диалог - прояснение позиции партнера и собственной позиции путем обмена вопросами и ответами, сообщениями и предложениями.     

Техника бесконечного уточнения близка к техникам информационного диалога, прежде всего к технике вопросов по существу дела. Различие состоит в функциях этих техник. В информационном диалоге речь идет о прояснении сути дела или целей мани­пулятора, а в технике бесконечного прояснения — о прояснении того, что, собственно, является объектом нападения или критики. Назначение этой техники — самооборона, однако она весьма логично преобразуется в информационный диалог, как только адре­сат справился с ошеломляющими его чувствами.

Информационный диалог — это обмен вопросами и ответами, со­общениями и предложениями в бесстрастном и беспристрастном ре­жиме компьютерного поиска информации.

Эмоциональные подтексты игнорируются. В каждом обращении партнера отыскивается та суть, которая имеет отношение к обсуждае­мому делу, все остальное опускается.

Информационный диалог — это разговор о существе дела, или, по крайней мере, попытка такого разговора.

Если партнер идет на обсуждение вопроса по существу, постепенно отказываясь от манипуляции, противостояние можно считать успеш­но завершенным: манипуляция оказалась преобразованной в инфор­мационное обсуждение.

Упражнение

Я-высказывания

(по Р.Смиду «Групповая работа с детьми и подростками, М., 2000 г).

Важнейшим умением в общении является непосредственность. Не­посредственность означает способность описать мысли, чувства или поведение в момент их появления. Зачастую мы можем до­вольно долго игнорировать свои ощущения, пока какое-либо со­бытие не заставит нас обратить на них внимание. Например, мы можем не замечать, что мышцы шеи сильно напряжены. Внезап­но, после нескольких часов сидения за столом или перед компью­тером, мы осознаем, что шея сильно болит, и необходимо изме­нить позу или сделать какие-нибудь расслабляющие упражнения. Такая же нечувствительность к происходящему встречается и во взаимоотношениях. Мы приучены не высказывать наши чувства, особенно гнев и раздражение, и поэтому иногда мы «подавляем» их вместо того, чтобы выразить их, когда они возникают.

Непосредственное выражение мыслей и чувств переводит нас в со­стояние «здесь и теперь» и помогает ощущать себя более свобод­но. Одним из способов быть более непосредственным в общении является использование «Я»-высказываний, иногда еще называе­мых «Я»-сообщениями. «Я»-высказывание включает описания чувств говорящего, описание конкретного поведения, которое вызвало эти чувства, и информацию о том, что, по мнению говорящего, можно в этой ситуации предпринять.

Схема «Я»-высказывания может быть следующей:

Я чувствую _____ (эмоция), когда ты _____ (поведение), и я хочу_____ (описание действия.

Эта простая формула помогает выразить свои непосредственные чувства и обозначить внутренний локус контроля. Внутренний локус контроля означает, что человек ощущает себя ответственным за свои мысли и чувства, поскольку причины их видит в себе, а не во внешних обстоятельствах.

Посредством «Я»-высказывания вы сообщаете другому человеку, что вы чувствуете или думаете по поводу некоторой проблемы, и подчеркиваете тот факт, что вы говорите, в первую очередь, о своих чувствах. Кроме того, вы таким образом сообщаете, что так или иначе задеты и хотите, чтобы тот, к кому вы обращаетесь, изменил свое поведение определенным образом. Поскольку «Я»-высказывание не нацелено на то, чтобы обвинить или дискредитировать другого, то велика вероятность, что чело­век вас выслушает и нормально ответит вам.

Противоположным «Я»-высказыванию является «Ты»-высказывание. Когда мы переживаем отрицательные чувства, мы склонны обвинять в них кого-то еще или свалить все на обстоятельства. Например:

Ты оставил дверь открытой, и сюда налетели пчелы!

Ты просто непроходимый тупица! Ты постоянно забываешь убрать свой велосипед!

Ты что, опять забыл сделать домашнее задание?

Ты никогда не убираешь за собой! Когда мы используем «Ты»-высказывание, человек воспринимает наши слова как обвинение и ощущает обиду, раздражение или другие негативные эмоции. В ответ на «Ты»-высказывание любой человек обычно закрывается и старается уйти от разговора. Воз­можно, вы хотите, чтобы собеседник изменил свое поведение, но, скорее всего, услышав один раз «Ты»-высказывание, он просто пе­рестанет вас слушать дальше.

Обоснование

Использование «Я»-высказываний в групповой работе способствует принятию детьми ответственности за свои чувства и помогает им научиться выражать свои эмоции в корректной форме, чтобы ос­тальные могли их понять и согласиться со справедливостью выдви­нутых ими требований.

Практические рекомендации

«Я»-высказывания — наиболее подходящий способ выразить свои чувства, которые возникают в процессе работы тематических групп по таким вопросам, как выработка уверенности в себе, самоуваже­ние, управление агрессивностью, взаимоотношения, дружба, обще­ние с родителями и учителями, развод родителей, потеря близких. Если вы научите детей «Я»-высказываниям еще в самом начале ра­боты группы, они, скорее всего, и далее будут продолжать исполь­зовать их по мере необходимости. Дети быстро начинают исполь­зовать «Я»-высказывания, поскольку такая форма выражения свои чувств и мыслей находит одобрение у сверстников. Когда дети дос­таточно уверенно овладеют этой техникой, вы можете стимулиро­вать их к тому, чтобы они начали применять «Я»-высказывания в общении за рамками группы.

Ввиду того, что «Я»-высказывание предполагает более незави­симую позицию, чем та, которая характерна для детей дома, постарайтесь выяснить возможную реакцию родителей прежде, чем рекомендовать детям использовать «Я»-высказывания при общении с домашними. Некоторые родители могут прийти в сильное негодование от такой формы общения с собственным ребенком.

Пример

Приведенная ниже последовательность шагов поможет вам научить детей формулировать Я-высказывания. Не забывайте приводить приме­ры ипоощряйте использование Я-высказываний в групповой работе.

Шаг 1

Объясните детям, что мы, когда обижены или разгневаны, зачастую обвиняем в этом партнера и стремимся на него переложить ответственность за наши чувства. Но за наши собственные чувства отве­чаем мы сами, а не кто-то еще. Нередко мы облекаем нашу речь в форму «Ты»-высказываний, например: «Ты сводишь меня с ума сво­ими вечными опозданиями» или «Ты никогда не выключаешь мой видак после того, как посмотришь кассету». Человек таким образом получает информацию о том, что вы расстроены, но вместо того, чтобы побудить его изменить свое поведение, «Ты»-высказывание вызывает гнев или раздражение.

Шаг 2

Спросите детей, какой будет их реакция на следующие утверждения:

Ты опять не закрыл холодильник!

Ты не вынес мусор!

Ты что, еще не кормил собаку?

Ты опять не сделал домашнее задание?  

У тебя в комнате опять беспорядок! Вечно ты не можешь убрать за собой!

Шаг З

Подчеркните, что, если мы хотим, чтобы наши негативные пере­живания и мысли были услышаны и тем более нашли какое-то понимание у другого, лучше выражать их в форме «Я»-высказы­ваний. Объясните, что «Я»-высказывания мы используем тогда, когда хотим сообщить кому-то о своих отрицательных эмоциях и рассчитываем, что в результате этого человек изменит свое по­ведение.                                 

Шаг 4

Напишите форму «Я»-высказывания на доске или большом листе бумаги:

Я чувствую__________,когда_________, и я хочу (я считаю) ____.

Например:

Я пришел в раздражение, когда увидел банки из-под газировки и остатки пиццы в твоей комнате, и я хочу, чтобы ты убирал за собой перед тем, как ложиться спать.

Мама очень расстраивается, когда видит, что ты разбрасы­ваешь свою одежду по полу, и я хочу, чтобы ты убирала ее в шкаф, когда снимаешь.

Я очень беспокоилась, когда ты не пришел домой вовремя, и я хочу, чтобы ты или приходил, как обещал, или звонил и предупреждал о том, что задержишься.

Шаг 5

Попросите детей рассказать о ситуациях, в которых они чувствова­ли, например, злость, огорчение или раздражение, и на конкретных примерах покажите, как строятся «Я»-высказывания. Подчеркните, что «Я»-высказывания более предпочтительны, чем «Ты»-высказывания, поскольку учитывают и наши собственные чувства, и чувства остальных.

Шаг 6

После того как вы на примерах покажете, как строить «Я»-высказывания, раздайте детям список ситуаций (вы можете изменить ситуации в соответствии с задачами вашей группы). Помогите детям составить «Я»-высказывания для первых четырех или пяти ситуаций. После этого разбейте их по парам и попросите самостоятельно написать «Я»-высказывания для остальных ситуаций.

Шаг 7

Если время позволяет, дети в парах могут составить «Я»-высказы­вания для своих собственных ситуаций, либо вы можете вместе с группой заняться ролевыми играми с «Я»-высказываниями, в кото­рых будут обыграны ситуации из жизни детей, их друзей, домашних или из школьной жизни.

Составьте «Я»- высказывания:

Ситуация 1

Твой брат одолжил у тебя любимую рубашку и порвал ее. Что ты скажешь брату?

Ситуация 2

Твой учитель подумал, что ты списал, и поставил тебе единицу. Что ты скажешь учителю?

Ситуация 3                       

Ситуация 11

1.1.2

Цивилизованное противостояние нападению и манипуляции

Ответственное поведение предполагает умение цивилизованно противостоять нападению и манипуляции.

Авторская концепция “цивилизованного” поведения представлена в книге Е.В. Сидоренко “Тренинг влияние и противостояния влиянию”, СПБ, 2001

Приведём два способа “цивилизованного» противостояния из этой книги.

 

1.1.2.1


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.