Вопрос № 36. Научное комплектования музейного собрания: направления, формы, этапы. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Вопрос № 36. Научное комплектования музейного собрания: направления, формы, этапы.

2022-10-29 45
Вопрос № 36. Научное комплектования музейного собрания: направления, формы, этапы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Комплектование музейных фондов целенаправленный, планомерный, опирающийся на методологические принципы профильных дисциплин и музееведения процесс выявления и сбора предметов музейного значения для формирования и пополнения музейного собрания. Отобранные и извлеченные из среды бытования объекты реальной действительности превращаются в музейные предметы, то есть в источники информации, поэтому комплектование фондов можно рассматривать как способ осуществления музеем своей социальной функции документирования процессов и явлений, происходящих в обществе и природе.

Научная концепция комплектования музейных фондов является составной частью научной концепции музея. Она содержит обобщенное системное представление о задачах, направлениях, формах и методах комплектования в соответствии с профилем музея и его местом в музейной сети. В ней определяются критерии отбора материалов в фонды с учетом целей и задач музея, а также круг и объем информации, фиксируемой в документах комплектования.

Исходя из научной концепции комплектования и учитывая конкретные задачи, которые возникают в процессе источниковедческих исследований, работы с коллекциями, создания экспозиций и выставок, составляются планы комплектования фондов. Они могут быть перспективными, рассчитанными на 5—10 лет, и текущими, то есть годовыми. Они складываются из плановых заявок работников фондовых и экспозиционных отделов. Эти заявки предварительно согласовываются между собой, чтобы сконцентрировать усилия на решении наиболее важных, не терпящих отлагательства задач комплектования. В зависимости от методов различают три основных вида или способа комплектования — систематическое, тематическое, комплексное.

Систематическое комплектование регулярно пополняет музейные коллекции однотипными музейными предметами, иными словами, оно направлено на формирование и пополнение систематических коллекций.

Тематическое комплектование заключается в выявлении и сборе разнотипных предметов музейного значения, отражающих конкретную тему. Оно позволяет документировать процессы и явления по исследуемым музеем темам, а так же формировать и пополнять тематические коллекции.

Задачи систематического и тематического комплектования объединяет комплексное комплектование, которое распространено главным образом в небольших музеях. В поисках путей наиболее оптимального решения проблем комплектования фондов музейные специалисты устанавливают временные и постоянные контакты с лицами и организациями, которые могут быть или являются обладателями предметов музейного значения.

Формы комплектования музейных фондов весьма разнообразны. Это могут быть закупки коллекций или отдельных предметов за счет специальных ассигнований, предусмотренных сметой музея; безвозмездная передача (дар) в собственность музея коллекций или предметов организациями или частными лицами; обмен дублетных и непрофильных материалов на предметы, соответствующие профилю и характеру музейного собрания; целевые заказы на выполнение оригинальных работ. В соответствии с планом комплектования музейного собрания для сбора предметов музейного значения совершаются специальные поездки, так называемые командировка по комплектованию. В целях изучения определенной темы и проведения собирательской работы музеи организуют также экспедиции археологические, этнографические, историко-бытовые, естественнонаучные. Они часто проводятся совместно с другими музеями или научными учреждениями.

Профессионализм и интуиция музейных специалистов являются важным залогом их успешной работы по комплектованию фондов. Во избежание ошибок при решении вопроса о том, обладает ли предмет музейным значением и нуждается ли в нем музейное собрание, проводится коллективная экспертиза. Ее осуществляет специальный орган — фондово-закупочная комиссия, в состав которой входят специалисты разных профилей, работники экспозиционных и фондовых отделов. Она не только принимает решение о приобретении предмета музейного значения, но и относит его к основному или научно-вспомогательному фонду, а также занимается вопросами методики фондовой работы. Ее решения оформляются протоколом, который подписывается главным хранителем, утверждается директором музея и служит юридическим основанием для внесения предмета в состав музейного собрания и превращения его в музейный предмет. В некоторых музеях существуют две раздельные комиссии — фондовая и закупочная.

Прежде чем оказаться в фондах, предметы музейного значения проходят долгий и сложный путь, основные вехи которого фиксируются в специальной документации. Если предметы поступают от организаций и частных лиц, они предварительно принимаются на временное хранение, что фиксируется специальным актом приема, который подписывают владелец предмета и сотрудник музея. Одновременно записывается легенда предмета, которая содержит сведения о происхождении предмета, среде его бытования, способах применения, а также о самом владельце. Затем предметы подвергаются экспертизе специалистов, дающих письменное заключение.

На основании заявления владельца о передаче предметов или коллекций в дар, на закупку, обмен, а также акта приема, легенды, заключений специалистов и своих собственных наблюдений фондово-закупочная комиссия принимает решение о приеме или возврате предметов, а также об их стоимости. При приеме предметов или коллекций в дар (пожертвование) заключается договор дарения, при приеме предметов на закупку заключается договор купли-продажи, при приеме предметов в обмен заключается договор мены. Составляется акт о приеме предметов на постоянное хранение, который утверждается директором музея и скрепляется печатью. Если на хранение принимается коллекция, то к акту прилагается коллекционная опись, попредметно раскрывающая ее содержание.

Итак, процесс комплектования фондов можно разделить на следующие взаимосвязанные этапы. Сначала разрабатывается научная концепция комплектования фондов музея, в которой содержится оценка структуры и содержания уже имеющегося музейного фонда, обоснование направленности и характера комплектования или пополнения коллекций, определение критериев отбора материалов в фонды с учетом целей и задач, стоящих перед музеем.

Далее составляется план комплектования с обозначением конкретных тем, каждая из которых имеет свои объекты, способы и формы комплектования, проводится экспертный опрос специалистов. Следующим этапом является подготовка к собирательской работе, в ходе которой изучаются необходимая по теме литература, архивные фонды, анализируются коллекции других музеев, проводятся консультации со специалистами в области профильных дисциплин, составляются планы сбора по конкретной теме. Затем начинается собственно собирательская работа — изучается среда бытования, ведется выявление и сбор предметов музейного значения на постоянных объектах комплектования или в ходе командировок и экспедиций, составляется необходимая полевая документация. Наконец, предметы музейного значения вместе с сопутствующей документацией и отчетами предъявляются фондово-закупочной комиссии, решением которой они включаются в фонды музея, то есть принимаются на постоянное хранение.

Вопрос № 39. Вопросы этики в музейной работе. Этический кодекс ICOM.

Данное издание Кодекса музейной этики ИКОМ является результатом шестилетней работы. Подвергнутый тщательному пересмотру в свете современной музейной практики и основанный на более раннем варианте предыдущий исправленный кодекс был издан в 2001 г. Как было тогда предусмотрено, он целиком переделан, основан на ключевых принципах профессиональной практики для создания общего руководства по этике. Кодекс явился предметом трех раундов консультаций с членами. Он был горячо одобрен XXI Генеральной Ассамблеей ИКОМ в 2004 г. (Сеул).

Суть документа заключается в том, чтобы профессионализм музейных работников служил обществу, различным группам музейных посетителей. В структуру Кодекса внесены незначительные изменения: новые пункты включены в параграф 2.11. и в разделы 3, 5 и 6.

Кодекс музейной этики ИКОМ дает средства профессионального саморегулирования в ключевой области государственного обеспечения, если законодательство на национальном уровне не всегда последовательно. Он предлагает минимальные стандарты поведения и деятельности, к которым могут стремиться музейные работники всего мира, а также обеспечивает разумные ожидания посетителей от профессии музейного работника.

ИКОМ изданы Этика приобретения (1970г.) и полный Кодекс профессиональной этики (1986 г.) Настоящее издание, как и его промежуточный вариант 2001 г., отмечены влиянием предшествовавшей работы. Однако, большая часть пересмотра и реструктуризации пришлась на членов Комитета по этике. Их вклад оценен с благодарностью.

Срок действия наших полномочий подошел к концу, и мы передаем ответственность за Кодекс членам нового комитета, возглавляемого Бернис Мёрфи, вооруженной знаниями и опытом, приобретёнными на посту вице-президента ИКОМ и члена комитета по этике.

Как и ранние варианты, настоящий Кодекс гарантирует общий минимальный стандарт, по которому могут быть созданы национальные и специальные группы. ИКОМ способствует развитию национальных и специальных кодексов этики для разработки особых требований и будет рад получить их экземпляры. Их следует направлять Генеральному секретарю ИКОМ.

Джеффри Льюис, Председатель Комитета ИКОМ по этике (1997-2004).

Кодекс музейной этики ИКОМ

1. Музеи сохраняют, истолковывают и пропагандируют природное и культурное наследие человечества.

Принцип.

Музеи несут ответственность за материальное и нематериальное природное и культурное наследие. Руководящие органы и организации, связанные с контролем и стратегическим управлением музеями, несут основную ответственность по защите и пропаганде наследия, а также материальных и финансовых ресурсов, выделенных для этой цели.

Музеи сохраняют коллекции для блага общества и его прогресса.

Принцип.

Музеи обязаны приобретать, сохранять и пропагандировать свои коллекции. Это есть их вклад в защиту природного, культурного и научного наследия. Являясь важным общественным достоянием, музейные коллекции имеют особое юридическое положение и защищены международным законодательством. Неотъемлемым от общественного доверия является управление, включающее законное владение, устойчивость, документирование, доступность и право распоряжения.

3. Музеи хранят главное свидетельство для установления и распространения знаний.

Принцип.

Музеи несут особую ответственность перед всеми за сохранение, доступность и истолкование первичного свидетельства, хранящегося в их коллекциях.

4. Музеи дают возможность для оценки, понимания и управления природным и культурным наследием.

Принцип.

Музеи обязаны развивать свою образовательную функцию и привлекать широкие аудитории из сообщества, района или группы. Взаимодействие с образующим сообществом и пропаганда его наследия является неотъемлемой частью образовательной функции музея.

5. Музеи владеют источниками, предоставляющими возможности для других услуг и прибыли.

Принцип.

Музеи используют широкое разнообразие специализаций, навыков и материальных ресурсов, имеющих намного более широкое применение, чем в музее. Поэтому музей может предоставлять ресурсы или обеспечивать услуги в качестве расширения музейной деятельности. Они должны быть организованы так, чтобы не идти вразрез с заявленной задачей музея.

6. Музей работает в тесном сотрудничестве с сообществами, из которых происходят его коллекции, равно как и с теми, которым он помогает.

Принцип.

Музейные коллекции отражают культурное и природное наследие сообществ, из которых они происходят. Как таковые, они являются далеко не ординарной собственностью, и могут заключать в себе черты сходства с национальной, региональной, местной, этнической, религиозной или политической идентичностью. В этой связи необходимо, чтобы политика музеев была ответственна за эту ситуацию.

7. Музеи работают на юридической основе.

Принцип.

Музеи должны полностью подчиняться международному, региональному, национальному и местному законодательству, а также договорным обязательствам. Кроме того, руководящий орган должен выполнять все юридические обязательства, или условия, относящиеся ко всем аспектам музея, его коллекциям и деятельности.

8. Музеи работают на профессиональной основе.

Принцип.

Музейные работники должны соблюдать принятые нормы и законы и поддерживать достоинство и честь своей профессии. Они должны защищать публику от незаконного или неэтичного профессионального поведения. Следует использовать любую возможность, чтобы информировать и просвещать публику о целях, задачах и устремлениях музейной профессии для развития лучшего понимания о вкладе, который музеи вносят в общество.

Вопрос №46. Понятие «живой музей» и проблемы построения музейных экспозиций (музей- салон, музей -магазин, музей -театр и т.д).

Живой музей – Средовой музей или учреждение музейного типа, хранящий объекты материального и нематериального наследия в естественной для них природной и историко-культурной среде в условиях поддержания их изначальных функций и постоянной актуализации. Живой музей стремится не только к сохранению определенных традиций, но и к обеспечению их естественного поддержания в жизни общества, а также постоянного развития. Часто в живых музеях музейные экспозиции и отдельные формы музейной деятельности включены непосредственно в современную среду поселения, встроены в реальные социально-бытовые объекты — учебные заведения, рестораны, кафе, гостиницы, салоны, офисы и т.п. По сути, живыми музеями являются музеи-храмы, совмещающие музейную и культовую функции. В настоящее время понятие "живой музей" уточняется, оно находится в стадии становления, как и сама эта инновационная форма музейного учреждения. Историческая аптека №13 в Санкт-Петербурге "Аптека доктора Пеля и сыновей".

Аптека была основана в 1820, династия фармацевтов Пелей была известна своими достижениями в области медицины. Дом, в котором по настоящее время находится аптека, был возведен в 1907-10 гг. по проекту архитекторов З.Я. Леви и К.И. Нимана и принадлежал профессору медицинской химии А.В. Пелю — владельцу аптеки. Значительная часть подлинных предметов сохранялась в аптеке с 19-начала 20 вв. Собрание пополнилось благодаря местным жителям, приносившим хранившиеся в семьях старинные предметы, а также петербургским коллекционерам. После реставрации в помещениях аптеки в 1983 была размещена экспозиция. Значительная ее часть занимает непосредственно торговый зал. Представлены портрет А.В. Пеля, самого прославленного представителя династии, старинное оборудование — кассовый и телефонный аппараты, фарфоровая и медная аптечная посуда, медицинские препараты, ступки с пестиками и др, и даже традиционное для старинной аптеки чучело крокодила. Сохранен не только интерьер аптеки, но и шкафы красного дерева, на их полках рядом с современными лекарственными препаратами размещены музейные экспонаты. Сотрудники аптеки и покупатели в ходе своих повседневных действий продолжают традицию, историчность которой подчеркивается реконструированной средой.

Государственный музей В.В. Маяковского

Экспозиция музея, открытая а 1989 году, создавалась экспериментальным путем, в нарушение всех традиций музейного дизайна. Это образно-символическая модель творческого мира и времени Маяковского. Поэт, встречая вас при входе заглавным буквенным знаком «я», олицетворяющим его самого и тождественным названию его первого авторского сборника стихов, сразу поведет с каждым из вас «разговор о времени и о себе» от первого лица, на языке для него привычном, языке образов, символов, метафор, аллегорий и гипербол. В нашем музее вы не увидите привычных застекленных витрин и полуприлавков с аккуратно разложенными в них экспонатами. Их заменяют пластические конструкции, похожие на театральные декорации. Экспозиция музея – это свободно перетекающее пространство, лишенное глухих перегородок и междуэтажных перекрытий. Ее центральным нервом является мемориальная лестница. Она ведет на 4 этаж в пространство бывшей коммунальной квартиры к маленькой комнатенке лодочке, где с весны 1919 года в течение 11 лет жил и работал Маяковский и где 14 апреля 1930 года прозвучал роковой выстрел «товарища маузера», обозначивший «точкой пули» конец его жизненного пути. Геометрия объемных фигур и плоскостей, мощная энергетика красок, овеществленные метафоры духовных настроений поэта дадут вам почувствовать живое дыхание его эпохи, понять триумф и трагедию его жизни и творчества. Экспозиция музея открыта ежедневно, кроме среды и последней пятницы каждого месяца с 10.00 до17.00, по четвергам с 13.00 до 20.00. Музей живет полнокровной жизнью. Помимо экскурсий в нем читаются тематические лекции, устраиваются поэтические и музыкальные вечера, проходят театральные спектакли. В постановке московского театра «Комедиантъ» каждый месяц идет спектакль «Он – сам» (Этюды о жизни и творчестве Маяковского). Все его действия разворачиваются в экспозиционном пространстве музея. В программе музейного кинолектория – художественный фильм «Барышня и Хулиган» 1918 года, снятый по сценарию Маяковского и при его участии как исполнителя главной роли (продолжительность – 40 минут).

Музей Маннергейма

Одна из уникальных экспозиций, посвященных жизни и деятельности в Санкт-Петербурге выдающегося политического деятеля, талантливого инженера и замечательного человека — Маршала Маннергейма, размещается в здании научно-культурного центра «Маршал». Экспозиция создана на основе фотоматериалов и документов, входящих в коллекцию профессора Власова Л.В.

Власов Леонид Васильевич — член-корреспондент Петровской Академии Наук, профессор, член международного общества писательских союзов, почетный член межрегионального союза писателей Северо-запада, Кавалер серебряного Креста Георгиевского Союза России. Он — автор шести книг о маршале Финляндии Маннергейме, изданных в Финляндии и России, а также большого количества статей в петербургских газетах и журналах, участник девяти радио- и телепередач, Член элитного финского «Миккели Клуба» и русского клуба города Тампере. Экспозиция посвящена биографии Маннергейма, с именем которого связана история России, Санкт-Петербурга, Кавалергардского полка, в одном из зданий которого расположен научно-культурный центр «Маршал». Экспозиция оформлена художником А.Л. Федоровым. Фотоматериалы и документы являются собственностью ОАО «Технопарк ВИТУ». Планируется расширение экспозиции. Краткое описание экспозиции, включающей в себя несколько разделов.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.