История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2022-10-29 | 57 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Цель написания самостоятельной работы – изучить развитие международных отношений в период от окончания Второй мировой войны до распада Советского Союза, рассмотреть основные этапы мирового развития, проследить тенденции и направления этого процесса, изучить существующие концепции и точки зрения на развитие мирового сообщества.
При написании самостоятельной работы ставятся следующие задачи:
- рассмотреть изменения в мире, произошедшие в результате Второй мировой войны; дать оценку этим изменениям с точки зрения советских и западных историков; аргументировано обосновать свою точку зрения на эти процессы;
- послевоенное развитие мира, раскол мира на противостоящие друг другу системы; дать оценку причин «холодной войны» с точки зрения советской и западной исторической науки;
- изложить свое понимание причин «холодной войны», противостояние двух систем;
- рассмотреть основные этапы развития международных отношений в 1980-е годы, политику противостояния двух систем и те изменения, которые она претерпевала в рассматриваемый период. Показать причины этих изменений, борьбу мнений по вопросам международных отношений в советской и западной исторической науке. Охарактеризовать концепцию «нового политического мышления» М.С. Горбачева, выделить основные проблемы мирового развития, изложенные в этой концепции; сформулировать ваше отношение к этой концепции;
- рассмотреть изменения, происшедшие мире в результате краха «мировой системы социализма» и распада СССР. Изучить различные точки зрения на причины этих явлений (коммунистическую, либеральную, национально-патриотическую);
- изучить основные точки зрения по проблемам международных отношений после окончания «холодной войны». Покажите, какая точка зрения вам кажется более убедительной;
|
- рассмотреть проблемы глобализации как основной тенденции развития мирового политического процесса. Дать определение глобализации, различные подходы к трактовке этого определения; охарактеризовать теоретические дискуссии по вопросам глобализации.
Задани я
I. Тесты
1. Определите, кому принадлежит та или иная точка зрения на развитие международных отношений.
1) Новая мировой война неизбежна. Нужно интенсивно готовиться к ней. «Холодная война» – кратковременная передышка между двумя мировыми войнами. 2) Мировая война не является неизбежной – ее можно предотвратить. Для этого нужно укреплять единство всех миролюбивых сил, укреплять оборонную мощь советского Союза – главного оплота мира. Мирное сосуществование не исключает противостояния двух систем в области политической, экономической, идеологической, более того, оно является формой классовой борьбы. Для предотвращения мировой войны необходимо и создание и сохранение военно-стратегического паритета СССР и западных страны во всех видах вооружений. 3) Существует приоритет общечеловеческих ценностей перед государственными, национальными и классовыми интересами. Имеют место глобальные проблемы, угрожающие существованию человечества в целом (вопрос о предотвращении мировой войны, экономическая проблема, проблема голода). Решить их можно только объединенными усилиями всего человечества. | а) Л.И. Брежнев; б) М.С. Горбачев; в) И.В. Сталин; г) Н.С. Хрущев |
2. Соотнесите между собой точки зрения на причины распада СССР и их авторов.
1) предательство партийной верхушки, стремление бюрократии разделить между собой партийную и государственную ответственность; 2) отсутствие четкого плана реформ; политическая борьба в руководстве страны; 3) экономическое и военное превосходство стран Запада; политика «западнизации», включение СССР в сферу влияния, власти и эксплуатации Запада; 4) превосходство рыночной экономики и либеральной демократии над государственно-регулируемой экономикой; кризис системы планового хозяйства, крах социализма - закономерное явление; 5) поражение коммунистической идеологии и торжество идей либеральной демократии | а) Ф. Фукуяма; б) А.А. Зиновьев; в) Дж. Боффа; г) Г.А. Зюганов; д) Е.Т. Гайдар |
3. Определите, кому принадлежат представленные точки зрения на мировое развитие после распада СССР и краха мировой системы социализма.
|
1) коммунизм потерпел поражение, и это означает торжество принципов либеральной демократии во всем мире. Поражение коммунизма – конец истории; 2) на смену конфликтам между идеологиями, политическими системами приходят конфликты между цивилизациями; 3) распад Советского Союза привел к появлению зоны нестабильности по периметру постсоветской геополитического пространства. Главная угроза миру – возобновление имперской политики со стороны России. Необходимо поддерживать все антироссийские силы, препятствовать реставрации Российской империи; 4) на смену противостоянию социалистической и капиталистической систем приходит противостояние Юга и Севера, развитых страны и стран «третьего мира»; на смену двухполюсному миру пришел многополюсный. России предстоит искать свое место в этом мире | а) З. Бжезинский; б) Ф. Фукуяма; в) С. Хантингтон; г) И. Валлерстайн |
II. На основе изучения материала заполните таблицу.
Исторический деятель | Основные результаты внешнеполитической деятельности |
И.В. Сталин Н.С. Хрущев Л.И. Брежнев М.С. Горбачев |
III. Выделите основные этапы в развитии международных отношений в 1945–1991 гг. Сведите этот материал в таблицу.
Основные понятия
«Холодная война», «разрядка международной напряженности», «новое политическое мышление», глобализация
Контрольные вопросы
1. В чем состоят причины «холодной войны»? Кто ее виновник?
2. Назовите основные периоды развития международных отношений в 1945–1991 гг.
3. В чем состояла «разрядка международной напряженности» 1970-х годов? Каковы ее причины?
4. В чем сущность «нового политического мышления» М.С, Горбачева? Каковы причины его появления? Какую роль оно сыграло?
|
5. Что вкладывается в понятие «глобализация»?
6. Назовите различные точки зрения на перспективы мирового развития в XXI в.
Литература
Дегоев В.В. Великая холодная война 1946 – 1991 гг.: расплата в рассрочку (Электронный ресурс) // Регнум. – 19.03.2009. – URL: http;//www.regnum.ru /news /1139577.html. Электронный ресурс: www.coldwar.ru
Дубинин Ю.А., Мартынов Б.Ф., Юрьева Т.В. История международных отношений (1975 – 1991 гг.): учебник. М., 2006.
История внешней политики СССР и России в 1985 – 1999 гг.: проблемы, решения, результаты // Под общей ред. А.В.Торкунова. М., 2010.
История России с позиции разных идеологий. Учебное пособие. // Под ред. Б.В. Личмана. Ростов-на-Дону, 2007. В 2 кн. Кн. 2.
Мировая политика и международные отношения: Учеб. пособие // Под ред. С.А. Ланцова, В.А. Ачкасова. СПб., 2005. С. 111–127, 154–179.
Нарочницкая Н. Ялта-45. Начертание нового мира. М., 2010.
Рубцов Ю.В. Советский Союз в необъявленной войне в Афганистане (1979 – 1989 годы): осмысление прошлого. // Новая и новейшая история, 2009, №1.
Скутнев А.В. «Доктрина Хрущева» против «доктрины Эйзенхайэра» (весна – лето 1960 г.). // Вопросы истории, 2008, №3.
Уткин А.И. Мировая холодная война. М., 2005.
Уткин А.И. СССР в осаде. М., 2010.
Тема 12. Образ жизни советского человека 1946-1991:
Сравнительный анализ
Цели и задачи изучения темы
Объяснить понятие «образ жизни», обозначить элементы, из которых оно состоит (заработная плата, питание, обеспеченность непродовольственными товарами, развитие здравоохранение, рождаемость, смертность), изучить социально-экономическую политику СССР периода 1946-1991 гг., провести сравнительный анализ результатов социально-экономической политики СССР на протяжении периода 1946-1991 гг., с показателями уровня и качества жизни населения зарубежных стран во второй половине XX века и современной России.
Методические рекомендации
Для реализации поставленной цели предполагается анализ следующих конкретных проблем. Охарактеризуйте советскую социальную политику периода 1946–1991 гг. Выделите основные этапы в ее развитии: 1946– 1953, 1954–1964, 1965–1985, 1985–1991 гг.
Отметьте специфические особенности развития и подведите итоги социально - экономического развития СССР на протяжении периода 1946–1991 гг.
|
Сопоставьте результаты советской социальной политики периода 1946–1991 гг. с результатами, которых достигли развитые страны на том же этапе.
Как изменилась социальная политика и образ жизни граждан России и зарубежных стран сегодня.
Оцените успехи социальной политики СССР и России с точки зрения разных концептуальных подходов.
Задания
1. Заполните таблицу.
Показатели | СССР | США | Россия | |
1946 – 1991 гг. | 1946 – 1991 гг. | 1990-е – 2000 - е гг. | ||
Рождаемость / смертность | ||||
Средняя заработная плата | ||||
Потреб-ление
| мяса | |||
хлеба | ||||
молока | ||||
Обеспеченность промышленными товарами |
Основные понятия
Образ жизни, уровень жизни, патернализм, социальное государство, качество жизни, «общество потребления»
Контрольные вопросы
1. Как менялся образ жизни советских людей на протяжении периода 1946-1991 гг? Чем обусловлены данные изменения?
2. В какой период был достигнут пик эффективности советской социальной политики?
3. Как соотносятся по основным показателям уровня жизни развитые, страны и СССР в период 1946–1991 гг.? Чем обусловлены отличия?
4. Как изменилось соотношение по основным показателям уровня жизни развитых стран и России в период 1990–2000-х годов?
5. Сопоставьте показатели развития современной России и СССР. Как они изменились?
6. Как оценивают результаты социальной политики СССР и современной России сторонники различных исторических теорий?
7. Можно ли говорить о построении в СССР «общества потребления»? Построено ли оно в современной России.
8. Был ли СССР социальным государством? Аргументируйте свой ответ.
Литература
http://sovietsite.narod.ru
Гильбо Е.В. 3$ = 1 «деревянный» рубль // Дуэль. № 13 (413). 5 апреля 2005. http://www.duel.ru.
Жданов В.Г. Алкогольный и наркотический террор против России. // Ратник. 2007 №. 2. http://xpomo.com.
Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. Кн.2. М., 2009.
Медведев Р. Советский Союз. Последние годы жизни. Конец Советской империи. М., 2020.
Никонова С.И. Социальная структура советского общества в 1965-1985 гг. // Проблемы современной экономики. № 1(17). 2006.
Ниткин Д. «Антиколхозный миф» с последующим разоблачением. Насколько правомерны сопоставления. http://antisgkm.by.ru.
Потребление алкоголя. http://demoscope.ru.
Шубин А.В. СССР в апогее: как мы жили // Неприкосновенный запас. 2007.
№ 2(52).
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!