Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2022-10-29 | 32 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Возвратные глаголы - это непереходные глаголы, в состав основы которых входит несловоизменительный постфикс -ся: учиться, перезваниваться, наброситься.
Все остальные глаголы являются невозвратными: учить, звонить, петь.
Большинство возвратных глаголов образовано посредством постфикса -ся отсоответствующих невозвратных глаголов: готовить - готовиться. Так же в образовании возвратных глаголов участвуют и приставки.
Видом называется морфологическая несловоизменительная категория глагола, выражающаяся в противопоставлении грамматических классов совершенного и несовершенного вида и служащая для обозначения различий в характере проявления процессуального признака.
Глагольный вид – Одна из наиболее сложных категорий грамматики, изучаемая особой отраслью лингвистической науки – аспектологией (от. Лат. Вид)
Грамматические формальные отличия глаголов совершенного вида от галаголов не совершенного вида от глаголов несовершенного вида бывают парадигматическими и синтагматическими.
Различия морфологической парадигаматики:
1) Глаголы несовершенного вида имеют полную ременную парадигму, у них есть формы прошедшего, настоящего и будущего времени: читал, читаю, буду читать, читавший, читающий; у глаголовсовершенного вида нет форм настоящего времени: прочитал, прочитаю, прочитанный;
2) Форма будущего времени у глаголов несовершенного вида является составной (аналитической), а у глаголов совершенного вида – простой (синтетической)
Синтагматические отличия:
1) Инфинитивы глаголов совершенного вида никогда не сочетаются с лексико-грамматическим разрядом так называемых фазисных глаголов (начать – начинать), указывающих на различные фазы осуществление процессуального признака; напротив, инфинитив любого глагола несовершенного вида без каких бы то ни было ограничений сочетается с фазовыми глаголами
|
2) В силу особенностей своего значения глаголы совершенного не сочетаются со словами и оборотами ряда семантических групп:
А) Показывающими неограниченную длительность действия или состояния(без конца);
Б) Обозначающими регулярную повторяемость действия (регулярно, периодически);
В) Имеющими модальные и негативно-оценочные значения (бесполезно, бессмысленно)
4.Словообразование имен прилагательных
Особенности образования имен прилагательных
В русском языке прилагательные могут образовываться от других прилагательных либо от слов иной части речи (существительных, глаголов, наречий, числительных).
Выделяют три основных способа образования прилагательных:
1. Аффиксальный способ. При образовании имен прилагательных аффиксальными способами к основе слова может добавляться один либо несколько аффиксов (приставок либо суффиксов), изменяющих значение слова частично или полностью.
Существует три аффиксальных способа образования прилагательных:
Приставочный – способ образования, при котором прилагательные образуются от других прилагательных при помощи префиксов не-, пре-, раз-, анти-, архи-, противо-, сверх-, супер- и др. (неаккуратный, превысокий, разудалый, сверхмощный).
Суффиксальный – способ образования, при котором прилагательные могут образовываться от разных частей речи:
Приставочно-суффиксальный – способ, при котором прилагательные могут образовываться от следующих частей речи:
|
2. Неаффиксальный и смешанный способы образования прилагательных
При неаффиксальном способе словообразование прилагательных осуществляется путем сложения либо сращения основ слов (лироэпический (лирический + эпический), звукобуквенный (звуки + буквы), умалишенный (ума + лишенный), мореплаватель (море + плаватель)).
3. Смешанный способ образования прилагательных
Смешанный способ предполагает образование прилагательных путем сложения основ слов с использованием суффиксов (преимущественно -н-) (сердечнососудистый (сердечные сосуды), кривобокий (кривой бок)).
5. Словообразование глаголов
В словообразовании глаголов представлено многообразие способов, которые наряду с рассмотренными способами образования имен включают и такие, которые присущи только словообразованию глаголов.
Суффиксальное образование
1.
От основ существительных образуются:
а) глаголы со значением действия, связанного с тем, что названо мотивирующим существительным, - утюж-и-тъ, смол-и-тъ, партизан-и-т ъ;
б) глаголы со значением действия, наделяющего кого-либо (или что-либо) тем, что названо мотивирующим существительным, - асфалът-ирова-тъ, геро-изирова-тъ, пе-лен-а-тъ. седл-а-тъ;
в) глаголы со значением действия, свойственного тому, что названо мотивирующим существительным. - столяр-нича-тъ. су- масброд-нича-тъ, новатор-ствова-тъ, учителъ-ствова-тъ.
|
2. От основ прилагательных образуются:
а) глаголы со значением действия по признаку, названному мотивирующим прилагательным. - глуп-и-тъ. бод-р-и-тъ, стабил- изирова-тъ, важн-ича-тъ. усерд-ствова-тъ, мудр-ствова-ть;
б) глаголы со значением становления признака - леде-н-е-тъ, рус-е-тъ, добр-е-тъ.
3. От основ глаголов образуются:
а) глаголы со значением многократного действия - хаж-ива- тъ, пе-ва-тъ, езж-ива-тъ;
б) глаголы со значением «заставить совершить действие, названное мотивирующим глаголом» - воскреснуть — воскрес-и-ть, нить - по-и-тъ, погаснуть - погас-и-тъ, висеть — веш-а-тъ.
Префиксальное образование
Префиксальный способ словообразования является наиболее продуктивным в глаголе. Семантическое многообразие префиксальных глаголов обусловлено большим разнообразием приставок и их значением:
а) глаголы со значением «действие, доведенное до результата» - до-варитъ, вс-кипетъ, раз-будитъ, вос-препяпгство-ватъ, о- чистить;
б) глаголы со значением начала действия - за-греметъ,поплыть, воз-гордитъся;
в) глаголы со значением интенсивного действия - вы-делатъ, ис-сушитъ, от-гладитъ, на-безобразничатъ, про-жа-ритъ, раскормить;
г) глаголы со значением действия определенного направления - у-лететь, раз-бросатъ, вы-катитъ;
д) глаголы со значением действия, охватывающего много объектов, - ис-кусатъ, пере-пробоватъ, о-бегатъ. об-ле-татъ и др.
Префиксально-суффиксальное образование
Префиксально-суффиксальным способом глаголы образуются в основном от основ имен существительных и прилагательных. Эти глаголы включают суффиксы -ц-, -е- и характеризуются семантическим разнообразием в зависимости от значений приставок:
а) от основ существительных - глаголы со значением «наделить предметом, названным мотивирующим существительным, или лишить этого предмета» - за-хлам-и-ть, о-звуч-и-ть, пере-сол-и-ть.
при-земл-и-тъ, обез-жир-и-тъ, обес-точ-и-ть;
б) от основ прилагательных - глаголы со значением «наделить признаком, названным мотивирующим прилагательным» - про-ред-и-тъ, об-легч-и-тъ, ис-тонч-и-тъ, под-нов-и-тъ, рас-слаб-и- ть, у-глуб-и-ть или «приобрести признак, названный мотивирующим прилагательным» - по-серъезн-е-тъ, за-деревен-е-тъ;
|
в) от основ глаголов - глаголы со значением «действие небольшой интенсивности» - вз-дрем-ну-тъ, по-кашл-и-ва-тъ, при-
храм-ыеа-тъ, или, напротив, со значением «интенсивно совершаемое действие» - вы-танцов-ыва-тъ, на-зван-ива-тъ, от-пляс-ыва- ть, или со значением «сопровождающее действие» - под-пе-ва-ть, при-свист-ыва-тъ.
Наблюдаются еще четыре способа глагольного словообразования:
• постфиксальный - мыть - мытъ-ся, белеть - белетъ-ся, интересовать - интересоваться;
• суффиксально-постфиксальный - пе-тух - петуш-и-тъ-ся, ветвь - ветв-и-тъ-ся, скупой - скуп-и-тъ-ся, упрямый - упрям-и-тъ- ся;
• префиксально-постфиксальный - слу-шатъ - в-слушатъ-ся, говорить - вы-говоритъ-ся. жить - при-житъ-ся, мечтать - за- мечтатъ-ся;
• префиксально-суффиксально-постфиксальный - земля при-земл-и-тъ-ся, простой - о-прост-и-тъ-ся, банкрот о-банкрот-и-тъ-ся.
Словообразование наречий
В словообразовании наречий наиболее продуктивным способом является суффиксальный. Практически основа любого качественного прилагательного может стать базой для образования наречия с суффиксом -о- или -е-: быстрый - быстр-о, пестрый - пестр-о, искренний - искренн-е, певучий - певуч-е. Прилагательные с суффиксом -ск- легко образуют наречия с помощью суффикса -ц-; дружеский - дружеск-и, творческий - творческ-и.
Наречия, этимологически представляющие лексикализацию падежных форм имен существительных, различают в современном русском языке словообразовательные суффиксы, омонимичные падежным флексиям: шаг — шаг-ом, лето — лет-ом, весна — весн-ой, время — времен-ами.
Продуктивен также префиксально-суффиксальный способ образования наречий от существительных и прилагательных: детский - по-детск-и, городской - по-городск-ому, белый - до-бел-а, сухой - на-сух-0, верх - в-верх-0, бок - в-бок-0.
6. Словообразование наречий
Разряды наречий по образованию
Соотносительность наречий с другими частями речи указывает на их происхождение и способ образования.
Наречия соотносительны с именами, местоимениями и глаголами. Пополняясь за счет других частей речи, наречия не теряют с ними смысловой связи.
Наречия, образованные от имен существительных, связаны с предметным значением
(наземь, набок, дома);
наречия, образованные от имен числительных, - со значением числа
(дважды, вдвое, вдвоем);
наречия, образованные от имен прилагательных, - со значением качества
(тепло, красиво, ласково, угрюмо);
наречия, образованные от глаголов, - со значением действия
(лежа, нехотя, шутя, немедля).
Процесс образования наречий длительный, и потому по времени образования наречия не совпадают.
Группа местоименных наречий выделяется как наиболее архаическая и утратившая свою морфологическую делимость
|
Пример:
здесь, там, так, тогда
Ранними по образованию являются и наречия, образованные от имен существительных, исчезнувших из языка, причем морфологическая соотнесенность с именами этими наречиями не утрачена
Пример:
дотла, второпях, втихомолку, насмарку, вдрызг, с кондачка, с панталыку,
а также от старых форм ныне существующих имён
Пример:
поделом, справа, слева.
Другие наречия более поздние по своему образованию
Пример:
на смех, насмерть, в прах, в срок, на глаз.
Тесная грамматическая связь наречий с другими частями речи обусловливает различение пяти лексико-морфологических разрядов наречий:
1) наречия, соотносительные с местоимениями;
2) наречия, соотносительные с именами существительными;
3) наречия, соотносительные с именами прилагательными;
4) наречия, соотносительные с именами числительными;
5) наречия, соотносительные с глаголами.
По школьной программе, все способы образования наречий принято относить к словопроизводству:
— приставочно-суффиксальный: догонять → вдогонку; крутой → вкрутую; сухой → досуха;
— суффиксальный способ: веселый → весело; когда → когда-нибудь;
— приставочный способ: где → кое-где; завтра → послезавтра;
— сложение основ: мимо ходить → мимоходом
(сложение, осложненн. суффиксацией)
В школьном учебнике Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. рассматривают словообразование наречий путем перехода из одной части речи в другую:
говорить шёпотом; скакать верхом; зимой холодно.
По ВУЗу, это морфолого-синтаксический способ.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!