Тема «Информационное поле бухгалтерского учета» — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Тема «Информационное поле бухгалтерского учета»

2022-10-29 31
Тема «Информационное поле бухгалтерского учета» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения в денежном выражении информации об имуществе, обязательствах предприятий и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Правила ведения бухгалтерского учета регламентированы теми или иными нормативными документами, которые включают в себя, как правило, возможные варианты ведения учета.

В связи с этим основной информацией для ведения бухгалтерского учета является с одной стороны, первичная документация, поступающая для обработки в бухгалтерию, с другой стороны, нормативные документы, устанавливающие правила ведения учета.

Все хозяйственные операции, проводимые предприятием, должны оформляться оправдательными документами.

 Эти документы служат первичной учетной информацией, на основании которой ведется бухгалтерский учет.

Ни одна операция не может быть отражена в учете без подтверждения ее соответствующими документами.

Поэтому правильное и своевременное оформление всех хозяйственных операций документами является начальной стадией бухгалтерского учета.

Бухгалтерский документ представляет собой письменное свидетельство, которое подтверждает факт совершения хозяйственных операций, право на их совершение или устанавливает материальную ответственность работников за доверенные им ценности.

В свою очередь, документация представляет собой поток информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия и поэтому широко используется в управлении предприятием для предварительного, текущего и последующего контроля.

 Путь, который совершает документ от момента его составления до сдачи в архив, называется документооборотом.

Все многообразие документов, оформляемых предприятием, принято группировать, т.е. составлять сводные учетные документы, которые классифицируются по однородным признакам: по назначению, по порядку составления, по содержанию хозяйственных операций, по способу отражения операций, по месту составления и по порядку заполнения.

По назначению документы делятся на распорядительные, исполнительные (оправдательные), бухгалтерского оформления и комбинированные.

Распорядительными считаются документы, которые содержат приказ, распоряжение на совершение хозяйственной операции. Они разрешают произвести операцию, но не удостоверяют ее совершение. Распорядительные документы подписывают работники предприятия, имеющие право давать указание на совершение отраженных в документах операций.

Исполнительные (оправдательные) документы подтверждают факт совершения операции, служат оправданием бухгалтерских записей и свидетельствуют о получении, выдаче, расходовании материальных и денежных средств.

Документы бухгалтерского оформления составляются работниками бухгалтерии в тех случаях, когда для записи хозяйственной операции других документов нет, или с целью подготовки распорядительных и оправдательных документов для отражения в бухгалтерском учете.

Комбинированные документы одновременно выполняют функции распорядительных и оправдательных, оправдательных и бухгалтерского оформления.

По порядку составления документы бывают первичными и сводными. Первичные документы составляются на каждую отдельную операцию в момент ее совершения. Сводные документы оформляются на основе ранее составленных первичных документов. Их применение облегчает контроль однородных операций. Они могут быть исполнительными, бухгалтерского оформления и комбинированными.

По содержанию хозяйственных операций документы подразделяют на материальные, денежные и расчетные. Материальные документы отражают наличие и движение средств и предметов труда. Денежные документы показывают движение денежных средств. С их помощью учитываются кассовые и банковские операции. Расчетные документы отражают расчеты предприятия с юридическими и физическими лицами.

По способу отражения операций документы подразделяются на разовые и накопительные. Разовые документы применяются один раз для отражения отдельной операции или нескольких одновременно совершаемых операций. После оформления разовый документ поступает в бухгалтерию и служит основой для отражения в бухгалтерском учете.

Накопительные документы составляются за определенный период (неделя, декада, месяц) для отражения однородных повторяющихся операций, которые записываются в них по мере совершения. В конце периода подсчитываются итоги по показателям, используемым для учетных записей. Следует отметить, что накопительные документы отличаются от сводных тем, что сводный документ составляется на основании первичных документов, является их сводкой, а накопительный представляет собой первичный документ, составленный постепенно путем накапливания операций.

По месту составления документы бывают внутренними и внешними. Внутренние документы составляются на предприятии для отражения внутренних операций. Внешние документы заполняются вне пределов данного предприятия, поступают в оформленном виде.

По порядку заполнения документы можно классифицировать на составляемые вручную и при помощи вычислительной техники. Документы, составляемые ручным путем, заполняются вручную, либо на пишущей машинке. Документы, заполняемые при помощи вычислительной техники, автоматически регистрируют информацию о произведенных операциях в момент их совершения.

К оформлению документов предъявляются особые требования, такие как: своевременность оформления; точность, ясность и полнота содержания операции; четкое заполнение.

Поступившие в бухгалтерию документы до записи в учетные регистры подвергаются бухгалтерской обработке, которая проводится в три этапа.

Во-первых, документы проверяются по существу, т.е. устанавливают целесообразность и законность указанной в документе операции, определяется, имела ли место данная операция вообще и в том объеме, который указан в документе.

Во-вторых, производится формальная проверка документа, т.е. выписан документ на бланках установленной формы, правильность заполнения всех реквизитов, имеются ли предусмотренные подписи должностных лиц, участвующих в совершении операции и оформлении документов.

В-третьих, проверенные и принятые документы подвергаются группировке, арифметической проверке, таксировке и контировке.

Группировка – это подборка документов в однородные не только по названиям, но и по документам, связанным с ними. Она позволяет подводить общие итоги по однородным документам, что значительно облегчает учетную обработку сгруппированных данных и дает возможность производить записи одной бухгалтерской проводкой.

Арифметическая проверка документов позволяет контролировать арифметические подсчеты итогов, правильность отражения количественных и стоимостных показателей.

Таксировка документов – выражение натуральных показателей в денежном измерении и подсчет суммы.

Контировка документов заключается в уточнении счетов, на которые следует записать по дебету и кредиту оформленные в прилагаемых документах хозяйственные операции.

Данные первичных документов бухгалтерией заносятся в учетные регистры.

Учетные регистры – это таблицы специальной формы, предназначенные для регистрации хозяйственных операций.

Хозяйственные операции отражаются в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности,

Они группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

Лица, составившие и подписавшие регистры бухгалтерского учета, несут ответственность за правильность отражения данных, содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности.

Регистры бухгалтерского учета классифицируются по следующим признакам:

1. По внешнему виду.

а) бухгалтерские книги – это сброшюрованные учетные таблицы со специальной графировкой для ведения учета в бухгалтерии (все страницы в бухгалтерской книге нумеруются, а в конце книги ставится подпись главного бухгалтера и указывается количество страниц);

б) карточки – это отдельные листы, изготовленные из бумаги или картона, стандартного размера, это делает их хранение в специальных запирающихся ящиках (совокупность карточек однородного назначения называется картотекой);

в) свободные листы – это отдельные листы, которые находятся в специальных регистраторах.

2. По характеру записей.

а) хронологические регистры – применяются для регистрации всех документов в порядке их поступления, но без распределения их по счетам бухгалтерского учета;

б) систематические регистры – ведутся для группировки бухгалтерских записей по синтетическим и аналитическим счетам;

в) комбинированные регистры – в них сочетаются хронологические и систематические записи.

3. По объему содержания операций.

а) регистры синтетического учета – открываются для ведения синтетических счетов;

б) регистры аналитического учета – служат для отражения показателей аналитических счетов, осуществляют контроль за каждым видом имущества и обязательств;

4. По строению.

а) односторонние регистры – различные карточки для учета материальных ценностей, где учет ведется на одном листе в денежных, натуральных или одновременно в обоих измерителях;

б) двухсторонние регистры – применяются для ведения учета в книгах, где счет открывается на двух развернутых страницах книги (с одной стороны дебет, с другой кредит);

в) многографные регистры – используются для отражения дополнительных показателей внутри аналитического учета;

г) линейные регистры – это разновидность многографных регистров;

д) шахматные регистры – используются для одновременного отражения суммы по дебету и по кредиту счета.

Все документы после окончательной бухгалтерской обработки подшиваются в папки и передаются на хранение в текущий архив, где обеспечиваются их сохранность и удобство хранения.

Методологическое обеспечение учетного процесса осуществляется на основе четырехуровневой системы управления, соответствующей системе управления в странах с развитой рыночной экономикой.

Законом «О бухгалтерском учете» закреплены ранее изданные нормативные правовые акты первого уровня по регулированию бухгалтерского учета – законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. К ним помимо перечисленных, относятся Гражданский, Налоговый, Трудовой и другие кодексы, законы «Об акционерных обществах», «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» другие.

Нормативные правовые акты второго уровня содержат положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, разработанные Минфином РФ.

Положения по бухгалтерскому учету

Номер Наименование
  Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности
1/98 Учетная политика организации
2/94 Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство
3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте
4/99 Бухгалтерская отчетность организации
5/01 Учет материально-производственных запасов
6/01 Учет основных средств
7/98 События после отчетной даты
8/01 Условные факты хозяйственной деятельности
9/99 Доходы организации
10/99 Расходы организации
11/2000 Информация об аффилированных лицах
12/2000 Информация по сегментам
13/2000 Учет государственной помощи
14/2007 Учет нематериальных активов
15/01 Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию
16/02 Информация по прекращаемой деятельности
17/02 Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы
18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль
19/02 Учет финансовых вложений
20/03 Информация об участии в совместной деятельности
  Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций

 

К третьему уровню нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся методические документы: инструкции, рекомендации, методические указания и разъяснения по применению положений по бухгалтерскому учету и других документов, подготавливаемые и утверждаемые на основе и в развитие документов первого и второго уровней. Документы этого уровня носят рекомендательный, разъясняющий и уточняющий характер по отношению к документам более высоких уровней.

 Четвертый уровень включает в себя документы, формирующие учетную политику организации (рабочий план счетов, график документооборота и пр.).


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.