Буквенная символика по Г. Менделю — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Буквенная символика по Г. Менделю

2022-10-29 44
Буквенная символика по Г. Менделю 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Н.В. Провалова

 

 

ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ

 

Рабочая тетрадь

для иностранных учащихся

подготовительных отделений

 

 

 

Издательство

Томского политехнического университета

2010

  УДК ББК    П782
    П782    Провалова Н.В. Основы генетики: рабочая тетрадь для иностранных учащихся подготовительных отделений / Н.В. Провалова. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. – 53 с.  
   

Рабочая тетрадь по основам генетики разработана для иностранных учащихся подготовительных отделений. Она является частью учебно-методического комплекса, разработанного для слушателей, изучающих биологию на русском языке.

Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы учащихся, состоит из 6 разделов и служит для закрепления знаний и приобретения навыков в решении задач и упражнений по дисциплине «Основы генетики».

 

УДК

ББК

Рецензент:

Кандидат биологических наук

доцент кафедры биологии и генетики Сибирского государственного медицинского университета

Н.Н.Плотникова

 

 

 

 

© Томский политехнический университет, 2010

© Н.В. Провалова, 2010


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие   4
К учащимся   5
Занятие № 1.   6
Тема: Наследственность и изменчивость организмов и их цитологические основы.  
Занятие 2.   10
Тема: Гипотеза «чистоты гамет» и I закон Г. Менделя.  
Занятие 3.   16
Тема: II закон Г.Менделя.  
Занятие 4.   22
Тема: Неполное доминирование.  
Занятие 5.   27
Тема: Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.  
Занятие 6.   37
Тема: Мутагенные факторы, мутации  
Контрольный тест   42
Задачи для самостоятельного решения   45
Глоссарий   47
Ответы к задачам для самостоятельного решения   48
Литература   49

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Наука есть не что иное, как отображение действительности.

Природу побеждают только повинуясь ее законам.

Фрэнсис Бэкон

 

Данная рабочая тетрадь разработана для иностранных слушателей подготовительного отделения университетов, изучающих биологию на русском языке. Она является частью пакета слушателя, состоящего из пособий «Биология», рабочих тетрадей «Общая биология», «Основы генетики», «Ботаника», «Зоология», «Основы анатомии» и поможет слушателю приобрести навыки и умения в использовании биологической терминологии при выполнении типичных заданий и упражнений курса «Основы генетики» на подготовительном отделении.

Целью рабочей тетради является закрепление знаний биологической терминологии на русском языке и приобретение навыков в решении задач и упражнений по разделу «Основы генетики». Рабочая тетрадь состоит из 6 занятий, кратко отражающих основные темы раздела «Основы генетики», и предназначена для самостоятельной работы.

Автор с благодарностью примет замечания и советы коллег и учтет их в своей дальнейшей работе по совершенствованию пособия.

 

 

К УЧАЩИМСЯ!

Уважаемые учащиеся! Естественные науки являются основой в изучении специальных дисциплин, поэтому, Вы, должны овладеть этими знаниями. Данная рабочая тетрадь поможет усвоить биологическую терминологию на русском языке и основные разделы «Основы генетики» на подготовительном отделении. Тетрадь включает в себя 6 занятий по основным темам «Основы генетики». При решении задач используйте материал учебника. Задания расположены в порядке увеличения сложности. В конце изучения раздела “Основы генетики” предлагается контрольный тест знаний, предусматривающий разные уровни владения материалом, и глоссарий содержащий все базовые определения.

Самостоятельное систематическое выполнение заданий поможет Вам развить необходимые практические навыки в понимании и использовании основных положений и законов биологии. Рабочая тетрадь – это элемент коммуникативного общения учащегося с преподавателем в процессе приобретения знаний, умений и навыков.

Желаем Вам научных и творческих успехов!

 

 


                                       ЗАНЯТИЕ № 1.

 Тема занятия: Наследственность и изменчивость организмов и их цитологические основы.

Цель занятия: Познакомиться с понятиями наследственности и изменчивости. Изучить цитологические основы наследственности и изменчивости.

 

 


Генетика – это наука о наследственности и изменчивости. Наследственность – это общее свойство живых организмов передавать признаки по наследству. Изменчивость – это общее свойство всего живого изменяться. Ген - это участок хромосомы, который содержит информацию о признаке организма. У человека 46 хромосом. Каждой отцовской хромосоме соответствует материнская, то есть мы имеем 23 пары хромосом. Парные хромосомы называются называются гомологичными. Место расположения гена в хромосоме называется локус. Гены, расположенные в одинаковых локусах гомологичных хромосом, называются алельными. За один признак организма отвечает минимум два аллельных гена. Эти гены расположены в гомологичных хромосомах.

Рисунок 1. Хромосома.


 

Существуют преобладающие и подавляемые гены. Гены (и признаки, за которые они отвечают), проявляющиеся в потомстве, называются доминантными. У человека доминантными являются гены карих глаз, высокого роста, курчавых волос, близорукости, шестипалости.

Гены и признаки, подавляемые, не проявляющиеся в присутствии доминантных, называются рецессивными. У человека рецессивными генами являются гены голубых глаз, низкого роста, гладких волос, нормального зрения, пятипалости.

Доминантные гены обозначаются заглавными буквами (А, В, С, D), а рецессивные – прописными (a, b, c, d). Аллельные гены всегда обозначаются одноименными буквами. Если имеется пара аллельных генов, то возможны следующие их сочетания: АА, Аа, аа. Набор генов данного организма называется генотип (рис.2-3).

                              

Рисунок. 2. Генотип мужчины.       Рисунок. 3. Различные генотипы

                                                                                растений и животных.

 

Если оба аллельных гена одинаковы, то такой организм называется гомозиготным по генотипу. Если аллельные гены разные, то такой организм называется гетерозиготным по генотипу. Аллельные гены находятся в одинаковых локусах гомологичных хромосом, во время мейоза гомологичные хромосомы расходятся, и в половую клетку попадает только одна из них:

ОПИСАНИЕ ГЕНОТИПА Гомозигота по доминантному гену Гомозигота по рецессивному гену Гетерозиготные организмы
ОБОЗНАЧЕНИЕ ГЕНОТИПА АА аа Аа
ГАМЕТЫ (G) А; А а; а А; а

 

Внешнее проявление генотипа выражается в проявлении фенотипа. Фенотип - совокупность признаков данного организма.

В развитие генетики внесли большой вклад такие ученые как Г. Мендель, Т. Морган, Н.И. Вавилов и др. Грегор Мендель проводил свои наблюдения по наследованию признаков на примере гороха. До сих пор в генетике используются обозначения символов скрещивания, предложенные Г. Менделем.

 

ЗАНЯТИЕ № 2

 Тема занятия: Гипотеза «чистоты гамет» и I закон Г. Менделя.

Цель занятия: Познакомиться с гипотезой «чистоты гамет» и I законом Г. Менделя. Научиться решать генетические задачи с помощью I закона Г. Менделя.


 


Основоположник генетики, Грегор Мендель, первым установил закономерности наследования признаков у живых организмов (рис.4). Г. Мендель проводил свои опыты на примере растения гороха (рис.5).


                                                                    

 

 

Рисунок 4. Г.Мендель

 

 

Рисунок 5. Семена гороха.

  


Сначала ученым были получены чистые линии. Чистые линии – это группа гомозиготных организмов. Затем ученый выбрал один признак: окраска семян (желтая и зеленая). Мендель взял растение с желтыми семенами и скрестил его с растением с зелеными семенами. Получилось потомство, у которого все семена были желтыми. Г.Мендель вывел гипотезу (или правило) «чистоты гамет» и законы наследования признаков

 

 ЗАПОМНИТЕ! Правило «чистоты гамет»: «В каждую гамету попадает только один ген из каждой пары, определяющий развитие признака».

 

Г. Мендель предложил «закон единообразия гибридов первого поколения»: При скрещивании чистых линий (гомозиготных особей) в потомстве наблюдается единообразие гибридов. Этот закон называют законом единообразия или I законом Г. Менделя.

Г. Мендель проводил скрещивание организмов, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков, и такое скрещивание называется моногибридным скрещиванием. При моногибридном скрещивании рассматривается наследование одного признака! Например: окраска семян гороха (желтая и зеленая); цвет глаз у человека (голубой и карий); количество пальцев на руке (шесть и пять); окраска шерсти у крупнорогатого скота (красная и черная) и другие.

 

Запишем I закон Менделя в виде скрещивания:

А – ген желтой окраски семян; а – ген зеленой окраски семян

 

P ♀ АА х ♂ аа
  желтые   зеленые
G А   а
F1   Аа  
    желтые  

 

ЗАПОМНИТЕ!
  1. При моногибридном скрещивании наследуется один признак.
  2. Г. Мендель скрещивал гомозиготы между собой.
  3. Г. Мендель получил в потомстве первого поколения гетерозиготы.
  4. Все гетерозиготы имели одинаковый фенотип.
  5. Все потомки первого поколения были единообразны, т.е. одинаковы по генотипу и фенотипу.

 

 

ПРИМЕР РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ


«Ген черной масти у лошадей доминирует (А) над геном белой масти (а). Какое потомство получится от скрещивания чистопородного черного коня с белой кобылой?»

 

Рисунок 6. Черная и белая окраска

         у лошадей.


Образец решения:

По условию задачи известно, что ген черной масти доминирует, обозначим его (А). Значит, ген белой масти рецессивный, обозначим его (а). Чистопородный черный конь имеет генотип (АА). Белая лошадь имеет генотип (аа). По I закону Менделя при скрещивании гомозигот между собой все гибриды будут единообразны по генотипу и фенотипу.

Дано:                                                                          Решение:

P1 ♀ аа х ♂ АА
  белый   черный
G а   А
F1   Аа  
    черный  

А – ген черной масти

а - ген белой масти


F1 -?

 

Ответ: Гибриды первого поколения являются гетерозиготами (Аа), имеют черную окраску шерсти.

 

 

 Задания и упражнения:

1. Напишите глаголы, которые соответствуют существительным:

Имя существительное Глагол
Попадание Попадать
Скрещивание  
Образование  
Формирование  
Деление  

2. Составьте словосочетания со следующими словами:

             
   
     

 

 


3. Напишите гаметы, которые образуются у следующих организмов:

Генотип Гаметы (G)
АА А; А
аа  
АВ  
вв  
ВВ  

 

3. Сформулируйте гипотезу «чистоты гамет»_______________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Сформулируйте I закон Г.Менделя _____________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Ответьте на вопросы, выбирая правильные ответы.

 

- Какой биологический объект выбрал Г.Мендель для опытов?

Овес Обезьяна Человек Горох Бобы
         

 

- Как можно назвать I закон Г.Менделя?

Закон расщепления Гипотеза чистоты гамет Закон единообразия
     

 

- Сколько признаков рассматривается при моногибридном скрещивании?

Один Два Три Множество
       

- Выберите из представленных генотипов гомозиготные организмы.

АА Аа аа СС ВВ Вв сс DD Dd dd
                   

 

6. Вставьте в определение пропущенные слова:

- Гомозигота – это зигота, которая имеет _______________ аллели гена.

- Гетерозигота – это зигота, которая имеет ______________ аллели гена.

- Моногибридное скрещивание – это скрещивание организмов, которые отличаются ______________________________________________.

 


7. Решите задачу: «Желтая окраска тюльпанов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гомозиготных растений с красными цветами? Какое потомство получится от скрещивания двух гомозиготных растений с желтой окраской цветов? А какое потомство получится от скрещивания двух гомозиготных организмов с красной и желтой окраской цветов?»

Рисунок 7. Красная и желтая

               окраска у тюльпанов.


 

Дано:                                                                          Решение: Ответ:  

 


8. Решите задачу: «Белая окраска оперения у лебедей наследуется как доминантный признак. Какое потомство получится от скрещивания гомозиготного лебедя с белым оперением с лебедем, имеющим черное оперение?»

 

Рисунок 8. Черная и белая окраска

                у лебедей

 


Дано:                                                                          Решение: Ответ:

Новые слова и выражения:

Русский язык Родной язык
гипотеза  
«чистота гамет»  
единообразие  
чистые линии  
гамета  
зигота  
скрещивание  
моногибридный  
моногибридное скрещивание  
родители  
потомки  
гибриды  

Домашнее задание: прочитайте тему занятия. Запишите новые слова и выражения. Выучите определения: гипотеза «чистоты гамет», закон единообразия гибридов первого поколения, моногибридное скрещивание.

ЗАНЯТИЕ № 3

Тема занятия: II закон Г.Менделя.

Цель занятия: Изучить второй закон Г. Менделя. Научиться решать задачи с использованием II закона Г.Менделя.

 

Г. Мендель изучал наследование окраски семян у гороха. Он скрестил гомозиготные организмы (растения с желтыми семенами с растением с зелеными семенами) и получил гибридов с одинаковой окраской семян (желтая окраска).

После этого ученый скрестил между собой гибридов первого поколения. То есть, скрещивались растения гороха, у которых была желтая окраска плодов. Он вновь получил многообразное потомство (гибриды второго поколения). Причем ¼ часть всего потомства имела зеленую окраску семян, а ¾ - желтую окраску семян. Другими словами, в потомстве произошло расщепление признака (появились семена с зеленой окраской).

 

Г. Мендель вычислил закон расщепления: «При скрещивании между собой гибридов первого поколения в потомстве наблюдается расщепление по фенотипу в соотношении 3:1; по генотипу – в соотношении 1:2:1». Этот закон называется законом расщепления или II законом Г. Менделя.

Запишем II закон Менделя в виде скрещивания:

АА; Аа; Аа; аа

 

желт., желт., желт., зелен

 

ЗАПОМНИТЕ! 1. Г. Мендель брал потомков первого поколения и скрещивал их. 2. Скрещивались гетерозиготы (одинаковые по генотипу и фенотипу) между собой. 3. У гибридов второго поколения наблюдалось расщепление в потомстве. 4. Расщепление по генотипу составляет 1:2:1, а по фенотипу 3:1.

 

ПРИМЕР РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ

Задача: «Ген рыжей масти у крупнорогатого скота доминирует над геном белой масти. Какое потомство получиться от скрещивания животных с рыжей шерстью, если организмы были гетерозиготны?»

 

              

 

Рисунок 9. Рыжая и белая окраска шерсти у крупнорогатого скота (телята).

Образец решения:

По условию задачи известно, что ген рыжей масти доминирует. Обозначим его (А). Значит, ген белой масти рецессивный. Обозначим его (а). Известно, что животные имели рыжий цвет шерсти, и при этом были гетерозиготны. Значит их генотип (Аа). По II закону Менделя при скрещивании гетерозигот между собой в потомстве произойдет расщепление по генотипу в соотношении 1:2:1 и по фенотипу 3:1.

Дано:                                                                          Решение:

P1 ♀ Аа х ♂ Аа
  рыжий   рыжий
G  А; а   А; а
F1

 АА, Аа, Аа, аа

 

рыж., рыж., рыж., белый.

А – ген рыжей масти

а - ген белой масти


F1 -? 

 

    Ответ: При скрещивании гетерозиготных животных получится три рыжие особи и одна белая. Из них одна гомозигота по доминантному признаку, две гетерозиготы и одна гомозигота по рецессивному признаку.

 

 

 Задания и упражнения:

1. Запишите существительные, которые соответствуют следующим прилагательным:

 

Имя прилагательное Имя существительное
Доминантный Доминанта
Рецессивный  
Родительский  
Фенотипический  
Генотипический  

 

2. Составьте выражения со следующими словами:

 

 

 


3. Сформулируйте II закон Г.Менделя_____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Ответьте на вопросы.

- Как еще можно назвать II закон Г.Менделя?

 

Закон расщепления  
Гипотеза чистоты гамет  
Закон единообразия  

 

- Отметьте гетерозиготные организмы:

АА Аа аа СС ВВ Вв сс DD Dd dd
                   

 

- Чему равняется расщепление по генотипу у гибридов второго поколения согласно II закона Г.Менделя?________________________________

 

- Чему равняется расщепление по фенотипу у гибридов второго поколения согласно II закона Г.Менделя?________________________________


5. Решите задачу: «Темный цвет волос у человека является доминантным признаком, а светлый цвет волос – рецессивнй признак. Какие будут волосы у детей, если их родители имеют темную окраску волос, а в свою очередь их родители имели и светлые и темные волосы?»

Рисунок 10. Светлая и темная окраска волос у человека.

 


Дано:                                                                          Решение: Ответ:

6. Решите задачу: «Седая прядь волос у человека доминантный признак. Определить генотипы родителей и детей, если известно, что у матери есть седая прядь волос, а у отца нет. Из двух детей седую прядь имеет только один?»

 


 

Дано:                                                                          Решение: Ответ:

 


7. Решите задачу: «Плоды томатов бывают круглые и грушевидные. Ген круглой формы доминирует. Высажена рассада, полученная из гибридных семян. 31750 кустов имели плоды грушевидной формы, а 92250 круглой формы. Сколько гетерозиготных кустов было в потомстве?»

 

Рисунок 11. Томаты с круглой и с грушевидной формой плодов.

 


Дано:                                                                          Решение: Ответ:

 

8.


Решите задачу: «Карие глаза у человека доминантный признак. В семье мать и дочь имеют карие глаза, а отец и сын голубые. Определите генотипы всех членов семьи?»

 

                                                               

Рисунок 12. Карий и голубой цвет глаз у человека.

 


Дано:                                                                          Решение: Ответ:

 

9. Составьте текст задачи по предложенному рисунку.

                             

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Новые слова и выражения:

Русский язык Родной язык
закон  
второй  
расщепление  
расщепление по генотипу  
расщепление по фенотипу  
гомозигота по доминантному признаку  
гомозигота по рециссивному признаку  
гетерозигота  

 Домашнее задание: прочитайте тему занятия. Запишите новые слова и выражения. Выучите определения: гипотеза «чистоты гамет», закон расщепления, моногибридное скрещивание.

ЗАНЯТИЕ № 4

Тема занятия: Неполное доминирование.

Цель занятия: Познакомиться с феноменом неполного доминированиия. Научиться решать задачи по теме «неполное доминирование».

 

В природе встречаются растения и животные, фенотипы которых не похожи на фенотипы родительских особей. Например:

- у растения «ночная красавица» при скрещивании растений с красными и белыми цветами между собой в потомстве цветы имеют розовую окраску;

- у растения земляника при скрещивании растений с красными плодами с растением, имеющим белые плоды, гибриды имеют розовую окраску ягод;

- у овец при скрещивании животных, имеющих длинные уши с животными, имеющими короткие уши, в потомстве появляются особи, имеющие среднюю длину ушей.

 

Эти и многие другие примеры демонстрируют феномен неполного доминирования, т.е. когда действие доминантного гена проявляется неполностью, а гетерозиготные организмы несут среднее выражение признака (не похожи на родителей, имеют новый фенотип).

При неполном доминировании выполняются законы Г.Менделя. Проведем скрещивание:

 

АА; Аа; Аа; аа

 

крас., розов., розов., белые

 

Выполняется II з.Г.Менделя (закон расщепления). При скрещивании гетерозиготных особей в их потомстве наблюдается расщепление по фенотипу и генотипу в соотношении 1:2:1.

 

      

 

Рисунок 13. Неполное доминирование.

 

ЗАПОМНИТЕ! 1. При неполном доминировании доминантный ген проявляется только в гомозиготном состоянии. 2. При неполном доминировании гетерозиготные организмы имеют среднее выражение признака, что наблюдается в появлении нового фенотипа. 3. При неполном доминировании при скрещивании гетерозиготных организмов наблюдается расщепление по генотипу и фенотипу в соотношении 1:2:1.

 

Задача: «Ген черной окраски (W) у крупнорогатого скота неполно доминирует над геном белой окраски (w). Гетерозиготные организмы имеют чалую окраску (Ww). Какое потомство получится от скрещивания чистопородных черных и белых животных? А какое потомство получится от скрещивания гибридов первого поколения между собой?»

Образец решения:

В задаче рассматривается наследование одного признака – окраска шерсти. Ген черной окраски является доминантным, обозначим его (W), ген белой окраски рецессивный – обозначим его (w). В первом скрещивании скрещиваются чистопородные животные, а значит они гомозиготны, а значит их генотипы WW и ww.

Действует I з.Г.Менделя, и согласно ему все гибриды будут единообразны по генотипу и фенотипу (Ww, гетерозиготы, с чалой окраской шерсти). При скрещивании этих потомков между собой (Ww х Ww) согласно II закона Менделя будет наблюдаться расщепление. Так, как это неполное доминирование, то расщепление составит: 1:2:1.

Ответ:

 


2. Редкий ген (а) вызывает у человека отсутствие глазных яблок. Аллельный ему ген (А) обуславливает нормальное развитие глаз. У гетерозигот глазные яблоки уменьшены. Супруги гетерозиготны по этому гену. Определите расщепление у гибридов первого поколения по фенотипу и генотипу?


Рисунок. Анофтальмия и нормальное развитие глаз.

 

Дано:                                                                          Решение:

Ответ:

 


3.  У плодов земляники красная окраска неполно доминирует над белой окраской. Какой цвет будут иметь ягоды в первом и во втором поколении, если родительские организмы были гомозиготны и имели красную и белую окраски?

 

 


 

Дано:                                                                          Решение:

Ответ:

ЗАНЯТИЕ № 5

 Тема занятия: Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

Цель занятия: Познакомиться с одновременным наследованием двух признаков. Познакомиться с законом независимого наследования признаков. Научиться решать задачи на дигибридное скрещивание.

 

В природе скрещивание обычно происходит между особями, которые различаются по многим признакам. Какие же в этом случае законы наследования? Чтобы ответить на этот вопрос Г. Мендель провел опыты по скрещиванию растений гороха, у которого семена отличались по цвету и форме. То есть, было прослежено наследование двух признаков. Скрещивание по двум признакам называется дигибридным. Дигибридное скрещивание - это скрещивание организмов, различающихся по двум парам альтернативных признаков.

 

АаBb

 

Желтые, гладкие

В первом поколении при дигибридном скрещивании (как и при моногибридном) наблюдалось единообразие гибридов первого поколения как по генотипу, так и по фенотипу.

Затем Г. Мендель скрестил между собой гибриды первого поколения. Вновь было получено многочисленное потомство. В потомстве 9/16 растений имели желтые и гладкие семена, 3/16 – желтые и морщинистые, 3/16 – зеленые и гладкие, а 1/16 –зеленые и морщинистые семена.

Таким образом, расщепление у гибридов второго поколения по фенотипу составляет 9:3:3:1. Запишем генетическую схему скрещивания:

 P ♀ АаВ b х ♂ АаВ b
  Желтые, гладкие   Желтые, гладкие
G АВ; Ab; aB; ab   АВ; Ab; aB; ab

 

Соединим полученные гаметы с помощью решетки Пеннета:

         ♂ ♀ AB Ab aB ab
AB AABB жел. глад. AABb жел. глад. AaBB жел. глад. AaBb жел. глад.
Ab AABb жел. глад. AАbb жел. мор. AaBb жел. глад. Aabb жел.  мор.
AB AaBB жел. глад. AaBb жел. глад. а aBB зел. глад. а aBb зел. глад.
Ab AaBb жел. глад. Aabb жел. мор. а aBb зел. глад. аabb зел.  мор.

В решетке Пеннета записываются женские гаметы (по вертикали) и мужские гаметы (по горизонтали). На пересечении гамет записывается гибрид (потомок).

 

 

Рисунок 14. Дигибридное скрещивание.

 

Когда Г. Мендель подсчитал расщепление по каждой паре признаков отдельно, он получил следующие результаты: по цвету семян: 12 желтых к 4-м зеленым, что соответствует расщеплению в соотношении 3:1 (как при моногибридном скрещивании), по форме семян так же: 12 гладких к 4-м морщинистым, что тоже соответствует расщеплению 3:1.

Таким образом, было установлено, что при дигибридном скрещивании признаки наследуются независимо друг от друга. Эта закономерность была названа законом независимого наследования признаков. Его можно сформулировать следующим образом: при скрещивании особей, отличающихся друг от друга по двум парам альтернативных признаков, расщепление по каждой паре признаков происходит независимо от другой пары признаков.

Этот закон выполняется только для несцепленных признаков. То есть признак кодируется генами, которые находятся в разных парах гомологичных хромосом.

 

ЗАПОМНИТЕ! 1. При дигибридном скрещивании рассматривается наследование двух признаков. 2. Для дигибридного скрещивания подходят те же законы, что и для моногибридного скрещивания.

ПРИМЕР РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ

 


Задача: «Гены красной окраски и округлой формы помидоров являются доминантными, а желтой окраски и грушевидной формы являются рецессивными генами. Какие плоды получатся при скрещивании доминантной гомозиготы с рецессивной гомозиготой? А какие потомки получатся при скрещивании гибридов первого поколения между собой»

                  

Рисунок 15. Красные томаты с округлой формой плодов и желтые томаты с грушевидной формой плодов.


 

Образец решения:

В задаче рассматривается наследование двух альтернативных признаков. Ген красной окраски является доминантным, обозначим его (А), ген желтой окраски рецессивный – обозначим его (а). Ген округлой формы также доминантный – обозначим его (В), а ген грушевидной формы рецессивный – значит обозначим его (b). В первом скрещивании скрещиваются гомозиготные особи, а значит их генотипы ААВВ и aabb.

Действует I з.Г.Менделя, и согласно ему все гибриды будут единообразны по генотипу и фенотипу (АаВb, дигетерозигота, плоды будут имет красную окраску и округлую форму). При скрещивании этих потомков между собой (АаВbхАаВb) согласно II закона Менделя будет наблюдаться расщепление. Так, как это дигибридное скрещивание, то расщепление составит: 9:3:3:1.

 

Дано:                                                                          Решение:


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.228 с.