Особенности работы автотранспорта в горной местности — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности работы автотранспорта в горной местности

2022-10-29 26
Особенности работы автотранспорта в горной местности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Горной наз. местность, в пределах которой на каждые 1000м по горизонтали имеем ~80м превышения. Горна местность разделяется на 3 зоны:

1. предгорье – характеризуемое расчлененным рельефом, наличием развитых речных долин с блуждающими руслами рек

2. горная страна – характеризуемая очень сложным рельефом с частым чередованием глуб.и узких речных долин с высокими и отвесными хребтами

3. высокогорье – расположенное выше снеговой линии (на Кавказе 2800м)

Эта зона характеризуется большими снежными отложениями, высокой разреженностью воздуха.

Мощность автомобильных двигателей зависит от плотности воздуха. Состав горючей смеси характеризуется отношением кол-ва действительно используемого кислорода к теоретически необходимому (коэффициент избытка воздуха). Автомобильные двигатели обычно работают на смесях с коэффициентом избытка воздуха 0,8-1,2. На больших высотах плотность уменьшается, и вследствие этого наполнение двигателей снижается. Это приводит к снижению мощности двигателей как из-за уменьшения кол-ва кислорода и топлива, так и из-за ухудшения процесса сгорания в результате падения давления в конце сжатия. Отражается также на работе двигателя ухудшение их охлаждения в связи с понижением температуры кипения воды.

Показания эффективности использования автомобилей с карбюраторными двигателями ухудшаются с поднятием на каждую тысячу метров над уровнем моря.

При перевозках на высотах, превышающих 2000м, необходимо считаться со снижением мощности двигателя.

Высокогорность отражается и на работе водителя, увеличивая время реакции водителя.

Для горной местности характерным явл. смена дор-клим. зон по вертикали в зависимости от отметки над уровнем моря.

Температура воздуха в горах понижается в среднем примерно на 0,5 градуса на каждые 100м высоты.

С высотой уменьшается давление воздуха. Разность отметок, соответствующая падению давления воздуха на 1 мм рт.ст, составляет в зависимости от от температуры воздуха и атмосферного давления 10-17м. Разреженность воздуха в высокогорных районах вызывает уменьшение мощности двигателей автомобилей из-за неполного сгорания топлива и повышенный расход топлива.

Годовое кол-во осадков, выпадающих в горах, увел-ся по мере возвышения над уровнем моря в среднем 40-60мм на каждые 100м высоты, достигая максимума в зоне интенсивного образования облаков.

В связи с большими продольными уклонами даже при малых водосборных бассейнах ливневые потоки несут с собой камни. Поэтому требуются спец. меры для защиты сооружений от размыва и разрушений.

 

Деформации горных склонов.

Устойчивость горных склонов.

Горные склоны в нижней части, как правило, покрыты продук­тами выветривания горных пород. Лишь на крутых склонах скаль­ные горные породы выходят на поверхность. Поэтому при строи­тельстве горных дорог трассу обычно приходится прокладывать не непосредственно по прочным скальным породам, а по покрываю­щим их глинистым или несцементированным продуктам выветрива­ния этих пород.

Степень развития процессов выветривания на горных склонах при изысканиях может быть приближенно оценена по покрывающей их растительности. Налеты мхов и лишайников характерны для распространения зоны выветривания на глубину 10—25 см. Сплош­ной травяной покров появляется при мощности продуктов вывет­ривания 1—1,5 м. Развитие кустарников свидетельствует о распро­странении выветривания на глубину до 2 м.

Осадочные породы, сложенные пластами, часто залегают в виде складок, обращенных выпуклостью вниз (синклинали) или вверх (антиклинали). Встречаются разные наклоны пластов от горизон­тальных до почти вертикальных, разрывы пластов, сдвиги, сбросы.

 

 

Пласты известняков или песчаников могут разделяться прослой­ками глины, при насыщении которой влагой возможны сдвиги — оползни вышележащих пластов.

Размеры поперечного профиля автомобильных дорог, как пра­вило, малы по сравнению с толщинами пластов, слагающих горные склоны. Поэтому многообразные геологические классификационные разновидности залегания пластов применительно к расположению дорог по склонам могут быть сведены к нескольким схематизиро­ванным типам (рис. 32.1): а — горизонтальное залегание пластов; б — падение пластов в сторону склона; в — падение пластов внутрь склона; г — прислонное залегание более молодых пород.

Наиболее неблагоприятным для приложения дороги и требую­щим внимательной оценки геологических условий является располо­жение поверхностей контакта с наклоном в сторону откоса.

Степень воздействия природно-климатических факторов на гор­ные склоны определяется их экспозицией по отношению к странам света и крутизной, от которых зависит количество получаемого теп­ла. Южные и юго-западные склоны хорошо прогреваются солнцем. Их выветривание происходит интенсивнее. На них чаще образуют­ся осыпи, происходят снежные обвалы и селевые выносы. Эти скло­ны быстрее освобождаются от снега, и на них реже наблюдаются выходы грунтовых вод и возникают оползни. На северных и северо­восточных склонах снег иногда сохраняется до начала лета.

Вопрос о выборе экспозиции склона, по которому прокладывают дорогу, должен решаться в каждом конкретном случае в зависи­мости от местных условий, в первую очередь от крутизны и геоло­гического строения склонов — их устойчивости после постройки до­роги и возможной интенсивности развития процессов выветривания.

На пересечениях дорогой выходов коренных скальных пород ус­тойчивость земляного полотна обычно обеспечивается, если только они не раздроблены тектоническими трещинами.

Наиболее опасны выемки в осадочных породах, имеющих паде­ние пластов в сторону склонов. В них часто имеются глинистые и сланцевые прослойки, которые при насыщении водой теряют связ­ность, что может приводить к смещению подрезанных пластов или к вываливанию глыб.

При врезке полотна дороги в склон откос выемки прорезает на­пластования, изменяя при этом напряженное состояние склона* сло­жившееся в течение его длительной геологической истории.

 

 

Сплошность отдельных слоев нарушается, и устойчивость, ранее создавшаяся в результате их сопротивления разрыву или опирания, начинает обеспечиваться только сопротивлением сдвигу внутри сла­бых прослоек и по поверхности их контакта с подстилающими слоя­ми. В некоторых случаях обнаженные слои легко выветривающих­ся пород (аргиллиты, алевролиты, глинистые мергели), ранее покрытые более устойчивыми породами, начинают быстро выветри­ваться под влиянием попеременного увлажнения и просыхания, хо­тя в условиях первоначального залегания могли рассматриваться как скальные.

Изверженные породы более прочны и могут быть устойчивы в откосах при любом направлении напластований. Однако поскольку в поверхностных слоях они всегда в той или иной степени трещино­ваты в результате выветривания и тектонических процессов, необ­ходимо считаться с возможностью потери устойчивости отдельных массивов, выделяемых трещинами. Активизации и развитию про­цессов выветривания способствует производство скальных работ взрывным способом.

Многочисленные встречающиеся на практике деформации скло­нов могут быть сведены к ряду наиболее типичных случаев (рис. 32.2):

осыпание с крутых склонов продуктов выветривания;

обвалы и выпадание отдельных камней и обломков с крутых об­рывистых участков в скальных породах с сильной трещинова-тостью (камнепады);

сплыв сравнительно тонких поверхностных слоев грунтовых -склонов в результате переувлажнения осадками (сели);

пластическое оползание глинистых склонов, происходящее со скоростью нескольких сантиметров в год, проявляется, в частности, в неожиданных разрушениях подпорных стен после нескольких де­сятилетий работы. При загружении таких склонов, подрезании их выемками или нарушении поверхностного водоотвода скорость де­формации увеличивается, а пластические сдвиги могут перейти в обрушение;

обрушение части однородной грунтовой толщи при чрезмерной крутизне откоса, происходящее со срезанием по образующейся по­верхности скольжения и некоторым поворотом смещенной части во­круг горизонтальной оси (оползни);

смещение части грунта по подстилающим поверхностям в ре­зультате потери сцепления в зоне контакта. Причиной этого может быть переувлажнение подстилающего слоя при его наклонной по­верхности, боковое давление масс грунта, гидродинамическое дав­ление просачивающейся грунтовой воды;

боковое смещение отделившегося в результате образования вер­тикальной трещины блока из-за выжимания подстилающих грун­тов с малой несущей способностью (размягченных глин или плыву­чих песков), переувлажнения просадочных лёссов, таяния прослоек льда в вечномерзлых грунтах.

Приведенные примеры охватывают все возможные случаи нару­шения склонов в чистом виде. В природе обычно каждая дефор­мация оказывается проявлением нескольких форм. Это значительно усложняет разработку мероприятий по обеспечению устойчивости склонов, требуя внимательного изучения местных условий.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.