Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2022-10-29 | 26 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Горной наз. местность, в пределах которой на каждые 1000м по горизонтали имеем ~80м превышения. Горна местность разделяется на 3 зоны:
1. предгорье – характеризуемое расчлененным рельефом, наличием развитых речных долин с блуждающими руслами рек
2. горная страна – характеризуемая очень сложным рельефом с частым чередованием глуб.и узких речных долин с высокими и отвесными хребтами
3. высокогорье – расположенное выше снеговой линии (на Кавказе 2800м)
Эта зона характеризуется большими снежными отложениями, высокой разреженностью воздуха.
Мощность автомобильных двигателей зависит от плотности воздуха. Состав горючей смеси характеризуется отношением кол-ва действительно используемого кислорода к теоретически необходимому (коэффициент избытка воздуха). Автомобильные двигатели обычно работают на смесях с коэффициентом избытка воздуха 0,8-1,2. На больших высотах плотность уменьшается, и вследствие этого наполнение двигателей снижается. Это приводит к снижению мощности двигателей как из-за уменьшения кол-ва кислорода и топлива, так и из-за ухудшения процесса сгорания в результате падения давления в конце сжатия. Отражается также на работе двигателя ухудшение их охлаждения в связи с понижением температуры кипения воды.
Показания эффективности использования автомобилей с карбюраторными двигателями ухудшаются с поднятием на каждую тысячу метров над уровнем моря.
При перевозках на высотах, превышающих 2000м, необходимо считаться со снижением мощности двигателя.
Высокогорность отражается и на работе водителя, увеличивая время реакции водителя.
Для горной местности характерным явл. смена дор-клим. зон по вертикали в зависимости от отметки над уровнем моря.
|
Температура воздуха в горах понижается в среднем примерно на 0,5 градуса на каждые 100м высоты.
С высотой уменьшается давление воздуха. Разность отметок, соответствующая падению давления воздуха на 1 мм рт.ст, составляет в зависимости от от температуры воздуха и атмосферного давления 10-17м. Разреженность воздуха в высокогорных районах вызывает уменьшение мощности двигателей автомобилей из-за неполного сгорания топлива и повышенный расход топлива.
Годовое кол-во осадков, выпадающих в горах, увел-ся по мере возвышения над уровнем моря в среднем 40-60мм на каждые 100м высоты, достигая максимума в зоне интенсивного образования облаков.
В связи с большими продольными уклонами даже при малых водосборных бассейнах ливневые потоки несут с собой камни. Поэтому требуются спец. меры для защиты сооружений от размыва и разрушений.
Деформации горных склонов.
Устойчивость горных склонов.
Горные склоны в нижней части, как правило, покрыты продуктами выветривания горных пород. Лишь на крутых склонах скальные горные породы выходят на поверхность. Поэтому при строительстве горных дорог трассу обычно приходится прокладывать не непосредственно по прочным скальным породам, а по покрывающим их глинистым или несцементированным продуктам выветривания этих пород.
Степень развития процессов выветривания на горных склонах при изысканиях может быть приближенно оценена по покрывающей их растительности. Налеты мхов и лишайников характерны для распространения зоны выветривания на глубину 10—25 см. Сплошной травяной покров появляется при мощности продуктов выветривания 1—1,5 м. Развитие кустарников свидетельствует о распространении выветривания на глубину до 2 м.
Осадочные породы, сложенные пластами, часто залегают в виде складок, обращенных выпуклостью вниз (синклинали) или вверх (антиклинали). Встречаются разные наклоны пластов от горизонтальных до почти вертикальных, разрывы пластов, сдвиги, сбросы.
|
Пласты известняков или песчаников могут разделяться прослойками глины, при насыщении которой влагой возможны сдвиги — оползни вышележащих пластов.
Размеры поперечного профиля автомобильных дорог, как правило, малы по сравнению с толщинами пластов, слагающих горные склоны. Поэтому многообразные геологические классификационные разновидности залегания пластов применительно к расположению дорог по склонам могут быть сведены к нескольким схематизированным типам (рис. 32.1): а — горизонтальное залегание пластов; б — падение пластов в сторону склона; в — падение пластов внутрь склона; г — прислонное залегание более молодых пород.
Наиболее неблагоприятным для приложения дороги и требующим внимательной оценки геологических условий является расположение поверхностей контакта с наклоном в сторону откоса.
Степень воздействия природно-климатических факторов на горные склоны определяется их экспозицией по отношению к странам света и крутизной, от которых зависит количество получаемого тепла. Южные и юго-западные склоны хорошо прогреваются солнцем. Их выветривание происходит интенсивнее. На них чаще образуются осыпи, происходят снежные обвалы и селевые выносы. Эти склоны быстрее освобождаются от снега, и на них реже наблюдаются выходы грунтовых вод и возникают оползни. На северных и северовосточных склонах снег иногда сохраняется до начала лета.
Вопрос о выборе экспозиции склона, по которому прокладывают дорогу, должен решаться в каждом конкретном случае в зависимости от местных условий, в первую очередь от крутизны и геологического строения склонов — их устойчивости после постройки дороги и возможной интенсивности развития процессов выветривания.
На пересечениях дорогой выходов коренных скальных пород устойчивость земляного полотна обычно обеспечивается, если только они не раздроблены тектоническими трещинами.
Наиболее опасны выемки в осадочных породах, имеющих падение пластов в сторону склонов. В них часто имеются глинистые и сланцевые прослойки, которые при насыщении водой теряют связность, что может приводить к смещению подрезанных пластов или к вываливанию глыб.
При врезке полотна дороги в склон откос выемки прорезает напластования, изменяя при этом напряженное состояние склона* сложившееся в течение его длительной геологической истории.
|
Сплошность отдельных слоев нарушается, и устойчивость, ранее создавшаяся в результате их сопротивления разрыву или опирания, начинает обеспечиваться только сопротивлением сдвигу внутри слабых прослоек и по поверхности их контакта с подстилающими слоями. В некоторых случаях обнаженные слои легко выветривающихся пород (аргиллиты, алевролиты, глинистые мергели), ранее покрытые более устойчивыми породами, начинают быстро выветриваться под влиянием попеременного увлажнения и просыхания, хотя в условиях первоначального залегания могли рассматриваться как скальные.
Изверженные породы более прочны и могут быть устойчивы в откосах при любом направлении напластований. Однако поскольку в поверхностных слоях они всегда в той или иной степени трещиноваты в результате выветривания и тектонических процессов, необходимо считаться с возможностью потери устойчивости отдельных массивов, выделяемых трещинами. Активизации и развитию процессов выветривания способствует производство скальных работ взрывным способом.
Многочисленные встречающиеся на практике деформации склонов могут быть сведены к ряду наиболее типичных случаев (рис. 32.2):
осыпание с крутых склонов продуктов выветривания;
обвалы и выпадание отдельных камней и обломков с крутых обрывистых участков в скальных породах с сильной трещинова-тостью (камнепады);
сплыв сравнительно тонких поверхностных слоев грунтовых -склонов в результате переувлажнения осадками (сели);
пластическое оползание глинистых склонов, происходящее со скоростью нескольких сантиметров в год, проявляется, в частности, в неожиданных разрушениях подпорных стен после нескольких десятилетий работы. При загружении таких склонов, подрезании их выемками или нарушении поверхностного водоотвода скорость деформации увеличивается, а пластические сдвиги могут перейти в обрушение;
обрушение части однородной грунтовой толщи при чрезмерной крутизне откоса, происходящее со срезанием по образующейся поверхности скольжения и некоторым поворотом смещенной части вокруг горизонтальной оси (оползни);
|
смещение части грунта по подстилающим поверхностям в результате потери сцепления в зоне контакта. Причиной этого может быть переувлажнение подстилающего слоя при его наклонной поверхности, боковое давление масс грунта, гидродинамическое давление просачивающейся грунтовой воды;
боковое смещение отделившегося в результате образования вертикальной трещины блока из-за выжимания подстилающих грунтов с малой несущей способностью (размягченных глин или плывучих песков), переувлажнения просадочных лёссов, таяния прослоек льда в вечномерзлых грунтах.
Приведенные примеры охватывают все возможные случаи нарушения склонов в чистом виде. В природе обычно каждая деформация оказывается проявлением нескольких форм. Это значительно усложняет разработку мероприятий по обеспечению устойчивости склонов, требуя внимательного изучения местных условий.
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!