Глухих обучающихся ( 1-6 классы ) — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Глухих обучающихся ( 1-6 классы )

2022-10-29 25
Глухих обучающихся ( 1-6 классы ) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Примерный недельный учебный план общего образования (вариант 1.4.)

Глухих обучающихся (1-6 классы)

 

Предметные области

Учебные

 предметы 

                                 Классы

Количество часов в неделю

Всего
I II III IV V VI  

Обязательная часть

   

1.Язык и речевая практика

1.1. Речь и альтернативная коммуникация (Жестовый язык. Русский язык) 5 5 5 5 5 5 30  

2.Математика

2.1.Математические представления 2 2 2 2 2 2 12

3.Естествознание

3.1.Окружающий природный мир 1 1 2 2 2 2 10

4.Человек и общество

4.1. Человек 3 3 3 2 2 1 14
4.2. Домоводство - - - 2 2 4 8
4.3. Окружающий социальный мир 1 1 2 2 2 2 10

5.Искусство

5.1. Изобразительная деятельность 1 1 1 1 1 - 5

6.Физическая культура

6.1. Физическая культура (адаптивная) 3 3 3 3 3 3 18

7.Технологии

7.1. Предметно-практические действия 3 3 2 2 2 2 14

Занятия по выбору образовательной организации

2 2 2 2 2 2 12

Итого

21 21 22 23 2 3 23 133

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)

21 21 2 2 2 3 2 3 23 133
 

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

 

 

Коррекционные занятия

Формирование слухового восприятия и обучение устной речи (индивидуальные занятия) 3 3 3 3 3 3 18
Музыкально-ритмичные занятия - - 2 2 2 - 6
Двигательное развитие 2 2 - - - 2 6
Коррекционно-развивающие занятия (познавательное развитие) -индивидуальные занятия. 3 3 3 2 2 2 15

Итого коррекционных занятий

8 8 8 7 7 7 45

Другие направления внеурочной деятельности

2 2 2 3 3 3 15

Итого

1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 60

Всего к финансированию

31 31 32 33 33 33 193
                   

 

С учетом форм образования обучающихся с глухотой на основе СИПР, индивидуальная недельная нагрузка может варьироваться, так как индивидуальные учебные планы отдельных обучающихся по варианту 1.4 АООП могут не включать отдельные предметы основной части примерного учебного плана, а для других обучающихся (например, с умеренной умственной отсталостью) ИУП преимущественно состоит из учебных предметов первой части примерного учебного плана и дополняется отдельными коррекционными занятиями из второй части. Таким образом, использование ИУП позволяет формировать учебную нагрузку гибко, с учетом индивидуальных возможностей и образовательных потребностей ребенка, избегая перегрузки обучающихся.

Процесс обучения по предметам организуется в форме урока. Учитель проводит урок для состава всего класса, или для группы учащихся, а также индивидуальную работу с обучающимся в соответствии с расписанием уроков. Урок длится, как правило, от 30 до 40 минут. В учебном плане устанавливается количество учебных часов по предметам обучения на единицу обучающихся. Единицей обучающихся считается: один ученик (индивидуальная работа), группа (2 – 3 обучающихся), класс (все обучающиеся класса). Равномерное распределение учебных часов по предметам для разных возрастных групп связано с необходимостью поэтапного повторения и закрепления формируемых учебных действий, отражает потребность в них «среднего» ученика. С учетом расширения знаний и формирующегося опыта к старшему школьному возрасту часы на ряд предметов практического содержания увеличиваются.

При максимально допустимой нагрузке в течение учебного дня количество уроков не должно превышать: в 1 -2 классах - 4 уроков в день, один день в неделю -5 уроков, в 3-6-ых классах – не более 5 уроков в день.

Возможно использование в первых классах «ступенчатого» режима обучения. На основании писем Минобразования России «Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы» от 25.09.2000 № 2021/11-13 и «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период» от 20.04.2001г. №408/ 13-13: «... в сентябре, октябре проводится ежедневно 3 урока по 35 минут каждый. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми. Чтобы выполнить задачу снятия статического напряжения обучающихся, предлагается на четвертых уроках использовать не только классно-урочную, но и иные формы организации учебного процесса». В ноябре – декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; в январе – мае по 4 урока по 40 минут каждый + 5 минут физкультурная пауза согласно требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 г.

Во 2-6 классах продолжительность уроков - 40 минут (в соответствии с Уставом образовательного учреждения (организации). Формы организации образовательного процесса могут чередоваться между учебной и внеурочной деятельности в рамках расписания.

Коррекционные занятия реализуются, как правило, в индивидуальной или групповой форме. Выбор дисциплин коррекционно-развивающей направленности для ин­ди­ви­дуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться об­ра­зо­ва­тель­ной организацией самостоятельно, исходя из особенностей развития обу­чающихся с глухотой и умственной отсталостью и на основании рекомендаций пси­хо­ло­го-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы ре­а­би­ли­тации инвалида. Продолжительность коррекционного занятия варьируется с учетом психофизического состояния ребенка от 30 до 40 минут.

В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и внеурочная деятельность, которая направлена на развитие лич­но­сти обучающегося средствами физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания, а также на расширение контактов обучающихся со сверстниками и взаимодействие с обществом. Организация внеурочной воспитательной работы яв­ля­ет­ся неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной ор­га­низации.

Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП ОО определяет образовательная организация.

Время, отведённое на внеурочную деятельность (внеклассную воспитательную работу), не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.

Сроки освоения АООП (вариант 1.4.) глухими обучающимися составляют 6 лет. Срок обучения может быть изменен на основании решения ПМПК. 

Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену.

Продолжительность учебного года составляет 33 недели для обучающихся 1 -х классов  и 34 недели для обучающихся остальных классов.

 Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Для обучающихся 1 – 4 классов устанавливаются в течение года дополнительные не­дельные каникулы. С учетом примерного учебного плана организация, реализующая адаптированную основную образовательную программу образования обучающихся (вариант 1.4), составляет индивидуальный учебный план для каждого обучающегося, в котором определен индивидуальный набор учебных предметов из образовательных областей и коррекционных мероприятий с указанием объема учебной нагрузки. Различия в индивидуальных учебных планах объясняются разнообразием образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и особенностей развития обучающихся. В индивидуальных учебных планах детей с наиболее тяжелыми нарушениями развития, как правило, преобладают занятия коррекционной направленности, у детей с менее выраженными нарушениями развития больший объём учебной нагрузки распределится на образовательные области. Некоторые дети, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также лимитируется индивидуальным учебным планом и отражается в расписании занятий

5.3.2. Система условий реализации адаптированной основной образовательной про­граммы общего образования глухими обучающими

(вариант 1.4.)

Кадровые условия

Кадровые условия реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования глухими обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, множественными нарушениями предусматривают следующие требования:

· Образовательная организация должна быть укомплектована педагогическими и руководящими работниками с профессиональными компетенциями в области коррекционной педагогики по направлению «сурдопедагогика».

· Уровень квалификации работников образовательной организации, реализующей АООП и СИОП для глухих обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, множественными нарушениями, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности. 

· В образовательной организации должна обеспечиваться непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной) педагогики.

Кадровое обеспечение образовательной организации, реализующей специальные индивидуальные программы развития для обучающихся с глухотой и множественными нарушениями развития, предполагает междисциплинарный состав специалистов (педагогические, медицинские и социальные работники), компетентных в понимании особых образовательных потребностей обучающихся, которые в состоянии обеспечить систематическую медицинскую, психолого-педагогическую и социальную поддержку. В зависимости от состава обучающихся в штат специалистов должны входить учителя-дефектологи (сурдопедагоги), педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели, тьюторы (ассистенты), специалисты по ЛФ, педагоги дополнительного образования, врачи (психиатр, невролог, педиатр).

В случае недостаточности кадрового обеспечения образовательной организации специалистами (педагогами, врачами) возможно использование сетевых форм реализации образовательных программ, при которых специалисты из других организаций привлекаются к работе с глухими обучающимися по варианту «1.4.» АООП.

Педагоги (сурдопедагог, педагог-психолог, социальный педагог) должны иметь квалификацию/степень не ниже бакалавра, предусматривающую получение высшего профессионального образования:

а) по направлению специальное (дефектологическое) образование;

б) по направлению «Педагогика» [один из профилей подготовки в области специальной (коррекционной) педагогики; специальной (коррекционной) психологии];

в) по специальности: сурдопедагогика;

г) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки по направлению специальной (дефектологическое) образование (степень/квалификация бакалавр).

Для работы с обучающимися, осваивающими АООП (вариант 1.4.) необходим тьютор, имеющий высшее образование с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области специальной педагогики:

а) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»;

б) по направлению «Педагогика» (один из профилей подготовки в области специальной (коррекционной) педагогики; специальной (коррекционной) психологии).

Музыкальный работник, учитель адаптивной физкультуры, рисования, ассистент (помощник) и другие педагоги, занятые в образовании обучающихся, должны иметь уровень образования не ниже среднего профессионального по профилю дисциплины с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области специальной педагогики или специальной психологии, подтвержденной сертификатом установленного образца.

Медицинские работники, включенные в процесс сопровождения обучающихся (врач-психиатр, невролог, педиатр), должны иметь соответствующее медицинское образование.

Количество штатных единиц специалистов определяется в соответствии с нормативными документами Министерства образования и науки России.

Все специалисты, участвующие в реализации СИПР для глухих обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, множественными нарушениями на основе АООП (вариант 1.4.), должны владеть методами междисциплинарной командной работы.

В целях реализации междисциплинарного подхода в системе образования должны быть созданы условия для взаимодействия общеобразовательных, медицинских организаций, организаций системы социальной защиты населения, а также центров психолого-педагогической медицинской и социальной помощи, обеспечивающих возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации СИПР обучающихся с глухотой и умственной отсталостью, использования научно обоснованных и достоверных инновационных разработок в области коррекционной педагогики.

При необходимости должны быть организованы консультации других специалистов, которые не включены в штатное расписание образовательной организации (врачи: психиатры, невропатологи, сурдологи, офтальмологи, ортопеды и др.) для проведения дополнительного обследования обучающихся и получения обоснованных медицинских заключений о состоянии здоровья воспитанников, возможностях лечения и оперативного вмешательства, медицинской реабилитации; подбора технических средств коррекции (средства передвижения для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуховые аппараты и кохлеарные импланты, очки, другие средства коррекции зрительных нарушений и т.д.)

Все специалисты, участвующие в реализации специальных индивидуальных образовательных программ для глухих детей с множественными нарушениями, должны владеть методами командной междисциплинарной работы. Междисциплинарное взаимодействие специалистов должно быть обеспечено на всех этапах образования глухих обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью,  множественными нарушениями: психолого-педагогическое изучение, разработка специальной индивидуальной образовательной программы, реализация и корректировка программы, анализ результативности обучения.

У специалистов, включенных в образование глухих обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, множественными нарушениями, должны быть сформированы педагогические компетенции, необходимые для работы с данной категорией обучающихся:

· наличие позитивного отношения к возможностям обучающихся с глухотой и тяжелыми множественными нарушениями, их развитию, социальной адаптации, приобретению житейского опыта;

· понимание теоретико-методологических основ психолого-педагогической помощи детям с множественными нарушениями;

· знание этиологии сложных и множественных нарушений, теоретических основ диагностики развития детей с множественными нарушениями, формирование практических умений проведения психолого-педагогического изучения детей;

· наличие представлений о своеобразии психофизического развития данной группы детей;

· понимание специальных образовательных потребностей глухих обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития;

· понимание цели образования данной группы обучающихся как развитие необходимых для жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и самореализации в повседневной жизни;

· учет индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей ребенка при определении содержания и методов коррекционной работы;

· способность к разработке специальных индивидуальных программ развития; к адекватной оценке достижений в развитии и обучении детей;

· способность к осуществлению общения с детьми с использованием средств невербальной и вербальной коммуникации;

· наличие представлений о специфике «обходных путей», необходимых для обеспечения развития и обучения детей с различным сочетанием первичных нарушений;

· активное участие в специальной организации жизни ребенка в условиях дома и образовательной организации, позволяющей планомерно расширять его жизненный опыт и социальные контакты;

· понимание наиболее эффективных путей организации и определение содержания психолого-педагогического сопровождения детей глухих обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития нарушениями в семье;

· умение организовать взаимодействие воспитанников с детьми и взрослыми, расширить круг общения, обеспечивая выход обучающегося за пределы семьи и образовательной организации;

· наличие творческого отношения к педагогической деятельности по воспитанию и обучению детей данной группы, способности к поискам инновационных и нетрадиционных методов развития детей, внедрению новых технологий развития и образования;

· наличие способности к общению и проведению консультативно-методической работы с родителями глухих обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития;

· наличие способности к работе в условиях междисциплинарной команды специалистов.

Стандарт для обучающихся с ОВЗ во всех его вариантах, в том числе и в четвертом, предполагает ту или иную форму и долю обязательной интеграции детей, что требует обязательного регулярного и качественного взаимодействия специалистов массового и специального образования по организации взаимодействия глухих обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития с другими категориями детей с ОВЗ, а также нормально развивающимися обучающимися.

 

Финансовые условия

Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы общего образования глухих обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития опирается на исполнение расходных обязательств, обеспечивающих конституционное право граждан на общедоступное получение бесплатного общего образования. Объём действующих расходных обязательств отражается в задании учредителя по оказанию государственных (муниципальных) образовательных услуг в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.

Финансово-экономическое обеспечение образования осуществляется на основании на п.2 ст. 99 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Финансовые условия реализации АООП ОО (вариант 1.4.) должны:

обеспечивать образовательной организации возможность исполнения требований стандарта;

обеспечивать реализацию обязательной части адаптированной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса вне зависимости от количества учебных дней в неделю;

отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации адаптированной программы и достижения планируемых результатов, а также механизм их формирования.

Финансирование реализации образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения.

Структура расходов на образование включает:

Образование ребенка на основе учебного плана образовательной организации и специальной индивидуальной образовательной программы.

Обеспечение сопровождения, ухода и присмотра за ребенком в период его нахождения в образовательной организации.

Консультирование родителей и членов семей по вопросам образования ребенка.

Обеспечение необходимым учебным, информационно-техническим оборудованием и учебно-дидактическим материалом.

Для образования обучающихся предусмотрено подушевое финансирование, размер которого сохраняется вне зависимости от выбранного варианта АООП, степени интеграции ребёнка в общеобразовательную среду. Финансово-экономическое обеспечение применительно к варианту D АООП устанавливается с учётом необходимости специальной индивидуальной поддержки обучающегося с умственной отсталостью.

Расчет объема подушевого финансирования общего образования обучающегося производится с учетом индивидуальных образовательных потребностей ребенка, зафиксированных в СИОП, разработанной образовательным учреждением.

Штатное расписание, соответственно и финансовое обеспечение образовательной организации, определяется также с учетом количества классов. За каждым классом закрепляется количество ставок специалистов, установленное нормативными документами Министерства образования Российской Федерации.

Воспитание, сопровождение, обеспечение ухода и присмотра за ребенком в период его нахождения в образовательной организации обеспечивается сопровождающими воспитателями и тьюторами. Объем финансирования воспитания, сопровождения, обеспечения ухода и присмотра за ребенком рассчитывается исходя из количества времени, необходимого для обеспечения помощи ребенку на занятиях, в процессе ухода: кормления, одевания, раздевания, осуществления гигиенических процедур, а также в ходе внеурочной деятельности и при проведении свободного времени в период нахождения в образовательной организации. Количество времени, необходимое на работу сопровождающих определяется нормативными актами с учетом потребностей ребенка, отраженных в СИПР.

В целях обеспечения непрерывности и преемственности образовательного процесса в условиях образовательной организации и семьи, предусматривается консультативная работа специалистов образовательной организации с семьями обучающихся. финансирование данной услуги планируется из расчета не менее одного часа в месяц по каждой содержательной области, включенной в СИПР.

Предусматривается финансирование для обеспечения необходимым учебным, информационно-техническим оборудованием, учебно-дидактическим материалом и другим оборудованием для организации образования обучающихся с учетом СИПР и индивидуальной программой реабилитации (ИПР) для детей-инвалидов.

Образовательная организация вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области образования дополнительные финансовые средства за счет:

предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательной организации услуг;

добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.