Церковь святых сергия и вакха (малая святая София) — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Церковь святых сергия и вакха (малая святая София)

2022-10-28 33
Церковь святых сергия и вакха (малая святая София) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

От Музея мозаики небольшая улочка ведёт к мечети Кючюк Айя София Джамии (Küçük Ayasofya Camii), так называемой «Малой Святой Софии», а точнее, бывшей церкви Святых Сергия и Вакха (4). Этот храм в 527 году построил архитектор Анфимий Тралльский, словно упражняясь перед возведением его «большой сестры». На искусно проработанном фризе описана легенда об основании храма: император Анастасий собирался казнить Юстиниана, раскрыв затеваемый им заговор. Но во сне ему явился святой Сергий с мольбой пощадить Юстиниана. В знак благодарности Юстиниан построил эту небольшую церковь. Снаружи здание выглядит довольно невзрачно, но всё очарование его архитектуры таится внутри: над основанием неправильной формы двумя ярусами возносится восьмиугольник, образованный высокими нишами, и мощный купол с 16 сводами. К сожалению, золотые мозаичные украшения на стенах были утрачены, но колонны из зелёного и красного мрамора и тонкий орнамент капителей позволяют представить себе былое великолепие этого храма. Эта церковь послужила архитектурным прототипом для базилики Сан‑Витале в Равенне и придворной капеллы Карла Великого в Аахене.

К этой церкви, которая служит важной архитектурной доминантой, с западной стороны примыкает бывший рыбацкий квартал Кумкапы (Kumkapi). Туда стоит пойти, особенно в вечернее время, ради рыбных ресторанов с хорошими блюдами и музыкой в стиле «фасыл» («единство мотивов»). Хотя цены там явно завышены.

 

*МЕЧЕТЬ СОКОЛЛУ МЕХМЕТ‑ПАШИ

 

По переулку Мехмет‑паши (Mehmet Paşa Sokagi) (sokak = «переулок»), мимо старых деревянных домов вы выйдете к *мечети Соколлу Мехмет‑паши (Sokollu Mehmet Paşa Camii) (5). Босниец Мехмет‑паша из города Сокол был одним их самых могущественных великих визирей. Эта мечеть, созданная по его указу в 1571–1572 гг., принадлежит к числу самых совершенных творений великого архитектора Синана. К известности этой мечети немалую долю добавляют чудесные бирюзовые изникские изразцы, изготовленные специально для её внутренней отделки. Они удивительно гармонируют с формами её внутреннего пространства. Стена, обращённая в сторону Мекки (кыбла), в которой, говорят, замурованы чёрные камни из мечети Кааба в Мекке, украшена шестью витражами.

 

*Ипподром

 

Далее отсюда дорога ведёт к *Ипподрому (At Meydani) (6). В византийскую эпоху это сооружение было центром общественной жизни. Оно было построено в 203 году Септимием Севером по образцу «Большого цирка» (Circus Maximus) в Риме. Константин I расширил его, так что число сидячих мест для зрителей увеличилось до 100 000. Здесь проводились не только состязания боевых колесниц, но и цирковые представления, и бои гладиаторов. Императорская семья могла наблюдать за зрелищем из главной ложи с восточной стороны ипподрома. Случалось ему быть и ареной крупных политических событий: в 532 году полководец императора Юстиниана Велисарий подавил здесь так называемое восстание «Ника». Слово ника по‑гречески означает «победа», и оно было боевым кличем повстанцев против сторонников императора. А началось восстание со стычки «голубой» и «зелёной» партий болельщиков, названных так по цветам одежды возниц. Этот бунт чуть не стоил Юстиниану трона. При этом многие кварталы в городе были разрушены.

Египетский обелиск из Карнака притягивает всеобщее внимание на Ипподроме (At Meydan)

 

Древнейшие свидетели богатого прошлого этой площади стоят на центральной оси, так называемом хребте (Спине) ипподрома. В юго‑западном конце возвышается выложенный из камня Римский обелиск (Örmetaş) высотой свыше 30 м, созданный, скорее всего, в эпоху поздней античности. В Х веке император Константин VII Порфирогенет покрыл его бронзовыми пластинами, прославлявшими его деда Василия I. Ныне обелиск предстаёт перед нами в виде оголённого четырёхугольного столба из известняка. Бронзовые пластины, как и множество других произведений искусства, были похищены мародёрами во время Четвёртого крестового похода (1204 г.).

Далее, всего в нескольких шагах отсюда, видна Змеиная колонна (Yilanli Sutun), привезённая сюда при императоре Константине I из дельфийского храма Аполлона. Она отлита из бронзового оружия, захваченного греками у персов во время битвы при Платеях в 479 году до н. э.

Император Феодосий I в 390 году велел привезти из храма Амона в Карнаке Египетский обелиск (Dikilitaş) фараона Тутмоса III (1504–1450 гг. до н. э.). На *барельефе мраморного цоколя предстаёт в портретах семья императора. У подножия цоколя изображено установление самого обелиска.

А вот довольно молодой памятник эпохи – фонтан императора Вильгельма (Alman Qeşmesi, «немецкий фонтан»), подарок кайзера Германии султану Абдул‑Хамиду II (1895 г.).

 

ДВОРЕЦ ИБРАГИМ‑ПАШИ И *МУЗЕЙ ТУРЕЦКОГО И ИСЛАМСКОГО ИСКУССТВА

В Музее турецкого и исламского искусства (дворец Ибрагим‑паши)

 

На западной стороне Ипподрома расположился дворец Ибрагим‑паши (Ibrahim Paşa Sarayi) (7), настоящий оазис тишины, где сейчас находится очень интересный *Музей турецкого и исламского искусства (Turk ve Islam Eserleri Müzesi). Ибрагим‑паша был великим визирём при Сулеймане I Великолепном, в XVI веке. Его успешную карьеру прервал сам султан во время одной запутанной истории, произошедшей во дворце Топкапы.

В музее более 40 000 экспонатов, и в них представлены все направления искусства Ближнего Востока, начиная с эпохи Омейядов (VII–VIII вв.) до настоящего времени. Кроме керамики, оружия, фарфора, искусньи образцов каллиграфии и гравированных медных сосудов, гордостью музея является большая *коллекция ковров, в которой есть редкие сельджукские экземпляры XIII века и персидские шёлковые ковры тонкой работы. Этнографический отдел на первом этаже наглядно показывает изменения в образе жизни анатолийских турок, от кочевничества до прочного усвоения культуры оседлости в ХХ столетии. Среди самых привлекательных его экспонатов – традиционный шатёр и юрта из толстого войлока.

 

ЦИСТЕРНА С 1001 КОЛОННОЙ

 

Неподалёку от дворца Ибрагим‑паши находится цистерна с 1001 колонной (Binbirdirek Sarnici) (8), второе по величине подземное водохранилище города (после цистерны Йеребатан Сарныджи). Название цистерны звучит многообещающе и сказочно, но на самом деле речь идёт «всего лишь» о 224 колоннах, несущих кирпичный свод. Цистерна относится к IV веку н. э. Долгое время она была заброшена, и лишь недавно её полностью отреставрировали.

 

*БАНЯ (ХАМАМ) ДЖАГАЛОГЛУ

 

Один из сохранившихся образцов роскошной турецкой бани османских времён – это *баня Джагалоглу (Çağaloğlu Hamami) (9), построенная султаном Махмудом I в середине XVIII века и действующая до сих пор. Здесь чётко видно, для чего предназначено каждое из помещений. К входному коридору примыкает перекрытый большим куполом приёмный зал (camekan), к которому относятся и кабины для переодевания, и фонтан для омовений. Для перехода в собственно баню служит тёплый зал (sogukluk). Архитектурной доминантой всего сооружения является парная (hararet), окружённая колоннами и перекрытая куполом с прорезанными в нём маленькими окошками. В центре этого уютного зала находится большая, подогреваемая изнутри, мраморная плита (gobektaşi), на которой вам при желании сделают массаж и разотрут тело грубой массажной перчаткой.

 

*ЦИСТЕРНА ЙЕРЕБАТАН‑САРАЙ

Подземная цистерна Йеребатан‑сарай была построена в VI веке при императоре Юстиниане

 

Если теперь пройти по Ат Мейданы в сторону Айя Софии, вы пересечёте оживлённый проспект Диван Йолу Джаддеси (Divan Yolu Caddesi), одну из бывших парадных византийских улиц, ведущих от ипподрома в сторону запада. В нескольких шагах отсюда – наискосок напротив Айя Софии – находится *цистерна Йеребатан‑сарай, или Йеребатан Сарныджи (10) (Yerebatan Sarnici, «Дворец, ушедший под землю»), которую велел построить под землёй император Юстиниан для снабжения города водой. Её размеры поистине впечатляют: в общей сложности 336 колонн, установленные в 12 рядов на прямоугольном основании размером 140 x 70 м. Современный посетитель оказывается вне времени, в заколдованном мире, наполненном иллюзионистской игрой света и музыкой, атмосфера которого сильно контрастирует с суетой «верхнего мира». Мистическая атмосфера цистерны вдохновляет кинематографистов; например, здесь снимались кадры для одного из фильмов о Джеймсе Бонде. Вход в цистерну весьма неприметен и малообещающ; тем более захватывает дух посетителей вид, открывающийся после спуска в сооружение по ступеням длинной лестницы.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.