Богослужебные особенности Великой пятницы. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Богослужебные особенности Великой пятницы.

2022-10-28 24
Богослужебные особенности Великой пятницы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вечером в Великий четверг, накануне Великой пятницы, вспоминаются следующие события из земной жизни Иисуса Христа, случившиеся после Его Тайной Вечери: прощальная беседа Его с учениками, молитва Его в саду Гефсиманском, взятие Его воинами, суд у первосвященников Анны и Каиафы, поругания служителей первосвященников, крестные страдания и смерть Иисуса Христа. Все это свершилось ночью, поэтому верующие ночь на Великий Пяток проводят в бодрствовании. Поздно вечером они собираются во Св. храм к Утрени. На этой Утрени читаются 12 Евангелий о Страданиях Господних, в которых подробно изложены упомянутые события. Верующие стоят в это время с зажженными свечами, изображая тем, что слава и величие не покидали Спасителя и во время невыразимых крестных страданий Его. Евангельские чтения сопровождаются припевами: “Слава долготерпению Твоему, Господи.” В промежутках между Евангелиями поются стихиры, напоминающие о неблагодарности и сребролюбии Иуды, предавшего Господа, и еврейского народа, осудившего Иисуса Христа на смерть. В особом каноне, называемом “трипеснцем,” изображается величие страданий Спасителя, и вся тщетность замысла евреев задержать на земле Того, Кто держит в Своей руке жизнь всей твари:

 

Песнь первая:

К Тебе утреннюю, милосердия ради Себе истощившему непреложно, и до страстей преклоншемуся, Слове Божий, мир подаждь ми падшему, Человеколюбче.   Утро посвящаю Тебе (в молитве) Слове Божий, без изменения истощившему Себя и бесстрастно преклонившемуся до страданий; мир даруя мне падшему, Человеколюбче.  

Песнь восьмая:

Столб злобы Богопротивныя Божественныя отроцы обличиша: на Христа же шатающеся беззаконных соборище советует тщетная, убити поучается живот Держащего дланию, Егоже вся тварь благословит, славящи во веки.   Поборника богопротивного нечестия Божественные отроки обличили, а неиствующее против Христа собрание беззаконных замышляет тщетное, намереваясь убить Держащего жизнь в своей руке, Которого вся тварь благословляет, прославляя во веки.

 

Песнь девятая:

Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова Рождшую, Сущую Богородицу Тя величаем. Честнейшую Херувимов и славнейшую без сравнения Серафимов, безболезненно родившую Бога Слова, истинную Богородицу, Тебя величаем.

 

После канона, в пении экзапостиллария, вспоминается трогательное покаяние разбойника, удостоившегося Царствия Небесного:

“Разбойника благоразумнаго во единем часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя.”

 

Перед обычным отпустом Утрени поется тропарь:

“Искупил ны еси от клятвы законныя | честною Твоею кровию; | на кресте пригвоздився | и копием прободся; | безсмертие источил еси человеком, | Спасе наш, слава Тебе.”|

 

Литургия в Великий Пяток не совершается, но вместо нее совершаются Царские часы. В песнопениях, чтениях, Евангелии и Апостоле говорится на этих часах о страданиях и смерти Иисуса Христа.

Около трех часов пополудни совершается Вечерня, за которой особенно умилительно изображается момент смерти Иисуса Христа и снятие Его со креста. В начале Вечерня совершается по обыкновенному великопостному порядку (псалом начинательный, “Господи воззвах,” стихиры, вход с Евангелием); после вечернего входа с Евангелием читаются три паремии. В первой паремии повествуется о том, как Моисей молился перед Богом за согрешивший народ израильский и удостоился откровения славы Божией. Моисей, молившийся за народ, служил прообразом всемирного Голгофского Ходатая, Иисуса Христа. Во второй паремии говорится о том, как Бог благословил Иова за терпеливо переносимые им страдания и испытания. Иов служил прообразом невинного Божественного Страдальца Иисуса Христа, возвратившего людям благословение и милости Отца Небесного. В третьей паремии предсказывается о чрезвычайном унижении и страдании Иисуса Христа, о том, что Он умален “паче всех сынов человеческих,” что Он “яко овча на заколение ведеся” и т.д. После чтения паремий следует чтение Апостола (1 Кор. 1:18-2:2), в котором повествуется о Божественной Премудрости, открывшейся в Кресте Господнем. Затем читается Евангелие, в котором повествуется о Страданиях и Смерти Иисуса Христа. После Евангелия по обычаю произносятся ектении: сугубая и просительная. Затем поются стихиры на стиховне. Последняя стихира такая:

Тебе, одеющагося светом яко ризою, | снем Иосиф с древа с Никодимом,| и видев мертва, нага, непогребенна, | благосердный плач восприим, | рыдая глаголаше: | увы, мне, Сладчайший Иисусе, | Егоже вмале солнце на кресте висима узревшее | мраком облагашеся, | и земля страхом колебашеся, | и раздирашеся церковная завеса; | но се, ныне вижу Тя, | мене ради волею подъемша смерть.| Како погребу Тя, Боже мой, | или какою плащаницею обвию; | коима ли рукама прикоснуся нетленному Твоему телу;| или кия песни воспою Твоему исходу, Щедре;| величаю страсти Твоя,| песнословлю и погребение Твое со воскресением, зовый: | Господи, слава Тебе.||

 

Во время пения стихиры священнослужители совершают каждение Плащаницы, которая лежит в алтаре на Престоле и изображает пречистое Тело Иисуса Христа. Затем читается “Ныне отпущаеши” и “Отче наш.” После возгласа: “Яко Твое есть Царство”… священнослужители поднимают Плащаницу с Престола, как бы с Голгофы, выносят ее из алтаря на середину храма в преднесении светильников и каждении фимиамом. В это время певчие поют:

 

“Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями (благоуханиями) во гробе нове, покрыв, положи.”

“Мироносицам женам при гробе представ Ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд.”

      

В немом благоговении, с зажженными свечами, молящиеся слушают затем отпуст Вечерни и службу “Малое повечерие,” за которым читается трогательный канон под названием “Плач Богородицы” при созерцании гроба Своего Божественного Сына. Св. Плащаница находится на середине храма в продолжении трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

 

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.