Тема 14. Основы современной экологии и биоэтики. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Тема 14. Основы современной экологии и биоэтики.

2022-10-27 26
Тема 14. Основы современной экологии и биоэтики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Воздействие человека на биосферу. Экологический кризис и экологическая катастрофа. Изменение климата. Парниковый эффект. Кислотные осадки. Сохранение озонового слоя. Водные ресурсы и проблемы их сохранения. Естественно-научные проблемы защиты окружающей среды. Биоэтика: определение и основные принципы. Этические (биоэтические) комитеты.Проблемы эвтаназии и трансплантации. Медицинская деонтология.

Воздействие человека на биосферу.

С позиций самоорганизации в развитии открытых неравновесных систем выделяется плавный (эволюционный) этап, на протяжении которого не происходит серьезных качественных изменений. Но в процессе его протекания возникают и накапливаются противоречия, в конечном счете приводящие систему в крайне неустойчивое состояние. Долго пребывать в таком состоянии система не может. Так, появление человека в биосфере стало началом новой эры. На ранних стадиях развития цивилизации воздействие человека на биосферу было практически незаметным. Этот период и был началом эволюционного развития биосферы в условиях новой эры. Но постепенно человек своей деятельностью начал видоизменять флору и фауну планеты, изменять облик ее поверхности, иначе говоря, начал перестраивать биосферу.

Интенсивность воздействия на биосферу сельскохозяйственной, а затем и промышленной деятельности людей особенно быстро нарастала в последние две сотни лет и достигла такого уровня, когда биосфера больше не могла сохраняться в своем прежнем состоянии. Обычно существует несколько возможных для перехода системы устойчивых точек бифуркации, ив условиях крайней неустойчивости развиваются флуктуации. Одна из таких флуктуации может подтолкнуть систему на конкретный путь перехода в новое состояние. Это будет случайный, вероятностный переход. Но после того как переход произошел, назад возврата нет, система начинает новый эволюционный этап, определяемый стартовыми условиями совершившегося перехода.

Экологический кризис и экологическая катастрофа

Итак, биосфера и человечество как ее составная часть вступили в кризисный период своего развития. Кризис усугубляется многими неблагоприятными факторами. Так, впервые в своей истории человечество стало обладателем мощнейших источников энергии и токсичности – теперь за считанные минуты может быть уничтожено все живое на Земле. Лишь по счастливой случайности осознание безумия использования подобных источников в традиционных способах решения межгосударственных конфликтов – в войнах – появилось раньше, чем дело дошло до самоуничтожения.

За угрозой ядерного, радиационного или токсического уничтожения биосферы вырисовывается другая, не менее страшная угроза, называемая экологической катастрофой. В ее основе – стихийная деятельность людей, сопровождающаяся загрязнением среды обитания, нарушением теплового баланса Земли и развитием так называемого парникового эффекта. В ближайшей перспективе назревает истощение жизненно важных для человеческой цивилизации сырьевых источников планеты. К этому добавляются демографический взрыв – очень быстрый рост численности людей с тяжелыми для биосферы последствиями, а также другие неприятности, о которых так много пишут.

Выход из надвигающегося экологического кризиса многие видят в радикальном изменении сознания людей, их нравственности, в отказе от взгляда на природу как объект бездушной эксплуатации ее человеком. Активность стихийной деятельности человека во многом зависит от этических норм его поведения.

В. И. Вернадский, как и ряд других крупных ученых, был оптимистом, верившим, что любые неприятности человечество преодолеет с честью и продолжит свое исторически предопределенное движение вперед. Но среди возможных устойчивых состояний, в которые биосфера как система сможет перейти в процессе самоорганизации, есть и такие, которые исключают жизнь на Земле или исключают существование на ней человеческой цивилизации. А так как механизм перехода управляется случайными факторами, то вероятность таких неблагоприятных для человека вариантов достаточно высока. Например, по случайным причинам или преднамеренно может произойти самоуничтожение человечества в ядерном конфликте. Или к тем же результатам приведет неспособность справиться с экологической катастрофой. Благоприятным выходом из состояния скачка станет образование ноосферы. Является ли в действительности переходный процесс в точке бифуркации независящим от воли человека, чисто случайным явлением? Нет сомнений, что понадобятся такие ограничительные меры, как снижение потребления энергии, организация более экономного ведения промышленного производства, сокращение добычи и расходования важнейших полезных ископаемых. Необходимо изменить отношение к животному и растительному миру планеты, осознать демографические проблемы и сделать многое другое. Успешное решение всей совокупности возникших экологических и иных переходных проблем невозможно без научного предвидения результатов любой природопреобразующей и социальной деятельности людей, а также без создания налаженной системы управления и контроля при проведении в жизнь разрабатываемых мероприятий.

Можно выделить несколькот основных проблем воздействия человека на пророду:

Изменение климата

Климат меняется на наших глазах. И подтверждают это природные катастрофы, все чаще обрушивающиеся на Землю. По расчетам климатологов, средняя температура планеты в конце XXI в. поднимется на три градуса. А выводы, сделанные при исследовании Гренландского ледяного щита, говорят о возможном повторении драматических колебаний в атмосфере – от жаркого климата пустыни до холодов великого оледенения.

Погода последнего времени, кажется, ни у кого не оставила сомнения в том, что климат нашей планеты меняется. Тревожные сообщения о небывалых наводнениях, разрушительных циклонах и тайфунах. По сравнению с 60-ми годами число бурь на планете увеличилось вчетверо, скорость ветра возросла, материальный ущерб, приносимый стихиями, по меньшей мере удесятерился.Мировой океан, преимущественно в тропических широтах, за последние 50 лет нагрелся в верхних слоях на 0,5 градуса. Например, течение Эль-Ниньо в восточной части Тихого океана стало теплее, а поскольку размеры этого течения огромны, оно оказывает влияние на весь климат планеты. От его нагрева падают урожаи в Австралии, возникают наводнения в Калифорнии и страдает от горячих муссонов Юго-Восточная Азия. Ученые считают, что на 95% потепление Земли вызвано деятельностью человека, а не природными процессами. Основные источники парникового эффекта – углекислота и метан – выделяются промышленностью, транспортом и сельским хозяйством.

Парниковый эффект

В результате многогранной деятельности человека в атмосфере возрастает содержание многих газов и газообразных примесей. Некоторые из них (в основном диоксид углерода и водяной пар) приводят к нагреванию поверхности Земли. Диоксид углерода и водяной пар пропускают идущий к Земле солнечный свет, нагревающий ее поверхность, и экранируют длинноволновое тепловое излучение Земли. Так возникает парниковый эффект.

Нагревание атмосферы может привести к ощутимому потеплению и, как следствие, к наводнению от таяния полярных ледников и превращению плодородных почв в пустыню. Такие прогнозы чаще всего связывают с диоксидом углерода, поглощающем солнечную энергию, хотя увеличение содержания в атмосфере других примесей – моноксида и диоксида азота, метана и других – также являются весьма ощутимо и приводит к потеплению.

Кислотные осадки

Кислотные осадки – один из ощутимых источников загрязнения окружающей среды. Кислотные соединения – преимущественно производные оксидов серы и азота. Они образуются естественным образом во время грозы, при извержении вулканов, в результате жизнедеятельности бактерий. Но все же основной источник оксидов серы и азота – выбрасываемые газы автомобильного транспорта, теплоэлектростанций, различных плавильных печей и т. п.

Систематические наблюдения показывают, что в некоторых местах выпадают осадки, приближающиеся по кислотности к столовому уксусу. Масштабы ущерба от кислотных осадков остаются пока предметом дискуссий, но ясно, что они огромны. Выявляются новые формы проявления таких осадков. Если вначале оценивался вред, приносимый кислотными дождями преимущественно озерным и речным экосистемам, то в дальнейшем стали анализироваться и учитываться и такие последствия кислотных осадков, как повреждение зданий, мостов и других сооружений. Труднее всего оценить непосредственное влияние кислотных осадков на здоровье человека. Особенно большой вред наносится озерам, вода которых не содержит щелочных соединений, способных нейтрализовать кислотные осадки. В результате образуются растворы ионов таких металлов, как алюминий и марганец, что влечет за собой подавление роста растений и водорослей, а в некоторых случаях и сокращение или вообще исчезновение популяций рыб. Кислотные осадки приводят к значительному снижению плодородия почвы. В результате окисления почвы резко снижается урожайность культурных растений. Нейтрализация почвы требует существенных материальных и энергетических затрат. Сравнительно высокий уровень кислотных загрязнений дают электростанции, потребляющие уголь, содержащий серу большой концентрации.

Сохранение озонового слоя

Атмосфера Земли содержит одно- и двухатомные молекулы кислорода О и О2 и еще один аллотроп – озон О3. Озон – светло-синий газ с характерным запахом – образуется в атмосфере при ультрафиолетовом облучении и грозовых разрядах. Он сконцентрирован в основном над тропосферой, в атмосфере и наблюдается от поверхности Земли до высот 80– 90 км. Воздух в стратосфере – безоблачной, сухой, холодной области – перемешивается очень медленно по вертикали и относительно быстро по горизонтали. Поэтому опасные вещества, однажды попавшие в стратосферу, остаются в ней на долгие годы и легко распространяются вокруг Земли, и тем самым загрязнение стратосферы приобретает глобальные масштабы.

Озон выполняет весьма важную роль естественного фильтра, поглощающего губительное для всего живого коротковолновое ультрафиолетовое излучение Солнца. Концентрация озона сравнительно небольшая. Если собрать озоновый слой в окружающую земной шар тонкую оболочку при нормальном атмосферном давлении, то толщина ее составит всего около 3 мм. Распределение озона в атмосфере зависит от сезона, активности Солнца, широты места, техногенного воздействия и т. п. Локальные распределения озона могут отличаться на порядок.

Разрушение озона осуществляется в результате цепной реакции, в которой одна примесная молекула может разрушить много тысяч молекул озона прежде, чем попадет в более плотные слои атмосферы и достигнет поверхности Земли вместе с осадками.

Водные ресурсы и проблемы их сохранения

Необходимые для жизнедеятельности всего живого водные ресурсы – это соленая вода океанов, морей и пресная вода озер, рек и подземных источников. Можно выделить несколько способов сохранения водных ресурсов:

– оптимальная комбинация химической и биологической чистки сточных вод;

– применение дополнительных средств очистки сточных вод, содержащих особо стойкие вещества;

– внедрение процесса озонирования;

– окисление загрязняющих веществ при высокой температуре и высоком давлении;

– высокотемпературное сжигание отходов и обработка их адсорбентами и ионообменными смолами;

– циклическое применение воды при теплоотводе от различных механизмов и агрегатов;

– возвращение в производственный цикл ценных веществ, например, металлов, вызывающих загрязнение почвы и воды;

– создание быстроразлагающихся заменителей пестицидов, широко применяемые как средство борьбы с болезнями и вредителями растений.

Успешное решение проблемы сохранения окружающей среды зависит не только от ученых, специально занимающихся данной проблемой, но во многом и от всех людей, бережно относящихся к природе, в том числе и к водным ресурсам.

Естественнонаучные проблемы защиты окружающей среды

Нарушение естественного состояния окружающей среды, ведущее к деградации всего живого и представляющее угрозу здоровью человека – явление не новое: оно прослеживается с древнейших времен и стало заметно проявляться на самой начальной стадии урбанизации – с появлением небольших городов. Население земного шара постоянно растет, продолжается стремительный рост городов – появляются города-гиганты – мегаполисы. Потребление различных материальных ресурсов, товаров и энергии на душу населения непрерывно увеличивается. Рост населения, урбанизация, массовое производство промышленной и сельскохозяйственной продукции – все это неизбежно ведет к активному вторжению человека в окружающую среду. И в этой связи ее защита в настоящее время, как никогда, чрезвычайно важна. Уже сейчас некоторые граждане разных стран вне зависимости от их профессиональной деятельности и политических воззрений заявляют о готовности покупать более дорогие, но экологически чистые продукты, платить более высокие подоходные налоги ради оздоровления среды обитания.

Вне всяких сомнений защита окружающей среды должна быть основана на естественно-научных, профессиональных знаниях, позволяющих вполне определить:

– потенциально опасные вещества содержатся в воздухе, воде, почве и пище;

– причину их появления;

– способы полной или частичной защиты окружающей среды;

– степень опасности при длительном воздействии вредных веществ на живые организмы.

Успешное решение данной сложной задачи возможно только с применением чувствительных приборов и современных методов определения концентрации опасных веществ. Для выявления источников загрязнения и их анализа нужна совместная работа химиков-аналитиков, метеорологов, океанографов, вулканологов, климатологов, биологов и гидрологов. Задача специалистов заключается не только в выявлении вредных веществ, но и в разработке способов предотвращения их появления.

Вопрос о допустимой длительности воздействия вредных веществ на живой организм решают врачи и другие специалисты. Они собирают информацию и готовят данные о степени риска, обусловленного наличием токсических веществ, например, свинца в воздухе, хлороформа в питьевой воде, радиоактивного стронция в молоке, бензола в атмосфере производственных помещений и формальдегида в жилых домах и т. п. При этом важна объективная оценка риска и издержек, связанных с наличием опасных веществ. Любое решение, в том числе и политическое, тех или иных вопросов сохранения окружающей среды должно основываться на квалифицированной, объективной и всесторонней естественно-научной экспертизе.

Биоэтика – систематические исследования поведения человека (не только врача) в области наук о жизни и здравоохранении в той мере, в какой это поведение рассматривается в свете моральных ценностей и принципов.

Биоэтика, как и медицинская этика, науки о законах, принципах и правилах регулирования профессионального поведения медицинского работника, которые в условиях новых медицинских технологий позволяют не только использовать достижения научно – технического прогресса на благо человека, но и предупреждать практикующего врача, ученого – медика о недопустимости нанесения вреда человеку, его потомству, окружающему на миру, заставляя испытывать невольное “благоговение перед жизнью”.

Основные принципы и правила биомедицинской этики

     Главным является то, что предметом биомедицинской этики являются в первую очередь быстро накапливающиеся новые достижения, глубокое их исследование и определение степени опасности в настоящем и будущем при их применении к человеку и обществу в целом. (Президент РАМН, акад. РАМН В. И. Покровский 1997)

Самая фундаментальная проблема биомедицинской этики состоит в том, что:

1. Охрана здоровья должна быть правом человека, а не привилегией для ограниченного круга лиц, которые в состоянии себе это позволить.

2. Индивиды должны рассматриваться как равные в том, что связано с их человеческими качествами – достоинством, свободой, индивидуальностью.

Формирование биоэтики совпало не только с движением за альтернативную науку и технологию, но и осознанием опасностей рассмотрения человека как объекта наблюдения, экспериментирования и манипуляции.

Традиционно считалось, что основная цель медицины – защита здоровья и жизни пациента. Однако нередко достижение этой цели сопровождалось отказом от свободы больного. Пациент превращался в пассивного получателя блага, в объект манипуляции. Сегодня, в эпоху глобализации и информатизации, уважение автономии индивида является одной из основополагающих ценностей цивилизованного образа жизни. Каждый человек заинтересован в том, чтобы принимать решения, влияющие на его жизнь, самостоятельно. Право на самоопределение индивида есть одна из базовых ценностей, и в сфере медицины оно также не должно игнорироваться.

Принципы биоэтики:

- «не навреди»

- «делай благо»

- автономия пациента,

- справедливость  

Так, под автономией пациента понимается форма личной свободы, при которой индивид совершает поступки в соответствии со свободно выбранным им решением. Выделяют (В. А. Тихоненко, Т. А. Покуленко) семь основных аспектов автономии.

- Уважение личности пациента;

- Оказание пациенту психологической поддержки в затруднительных ситуациях;

- Предоставление ему необходимой информации (о состоянии здоровья и предлагаемых медицинских мерах);

- Возможность выбора из альтернативных вариантов;

- Самостоятельность пациента в принятии решений;

- Возможность осуществления контроля за ходом исследования и лечения (со стороны пациента);

- Вовлеченность пациента в процесс оказания ему медицинской помощи (“терапевтическое сотрудничество”).

Правила взаимоотношений медицинского работника и пациента:

- Правило правдивости

- Правило конфиденциальности

- Правило информированного согласия

 

Этические (биоэтические) комитеты.

· 1947г. – «Нюрнбергский кодекс»

Положения «Нюрнбергского кодекса», разработанного в ходе Международного Военного Трибунала развивались и детализировались в различных международных и национальных документах и легли в основу работы комитетов по этике исследования.

· Хельсинско-Токийская декларация (ВМА,1975 г.) – впервые в международной практике зафиксировано понятие «специальный комитет» (1964-1975).

«Программа и выполнение каждого экспериментального исследования на человеке должны быть четко сформулированы в экспериментальном протоколе, который должен быть представлен специально назначенному независимому комитету для рассмотрения замечаний и предложений» (раздел 1.2 Хельсинско-Токийской декларации).

Существующие в мире этические комитеты действуют на двух уровнях

· национальном;

· региональном (местном).

Основная практическая работа но этическому контролю медицинской науки и практики осуществляется, как правило, на региональном уровне.

Модели (типы) функционирования этических комитетов

А) «Американская» (североамериканская)

Б) «Европейская» модель.

«Американская» модель — характерно наделение этических комитетов «запретительными» полномочиями.

«Европейская» модель — характерно наделение этических комитетов «совещательно-консультативными» полномочиями.

· В начале 70 –х годов ВМА законодательно зафиксировала требования к составу этического комитета.

В состав этического комитета должны входить не менее 5 человек, включая юриста и так называемого представителя общественности, что должно гарантировать оценку протокола предлагаемого исследования, в том числе и сточки зрения его общественной значимости. Остальные члены комитета не должны являться представителями только того учреждения, на базе которого предполагается проводить исследование, и не должны быть также представителями одной профессии.

1) Осуществление «диалога с общественностью ее образование в области проблем «биоэтики»».

2) Консультирование правительств и парламентов своих стран по вопросам медицинской этики.

· Согласно международным требованиям (Хельсинско-Токийская декларация и др.) — каждый протокол научного исследования должен пройти предварительную этическую экспертизу и получить одобрение соответствующего этического комитета.

Цель данной экспертизы – обеспечить защиту прав, безопасности, благополучия и достоинства людей, участвующих в медико — биологических исследованиях и экспериментах в качестве испытуемых.

Этические (биоэтические) комитеты являются механизмом этического контроля за проведением медико-биологических исследований на людях.

· В России в качестве правовой базы для организации этических (биоэтических) комитетов (комиссий)выступает статья 16 «основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», провозглашающая «возможность» создания «комитетов (комиссий) по вопросам этики в области охраны здоровья граждан».

В статье 16 «основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» констатируется, что целями создания и деятельности данных комитетов являются «защита прав человека и отдельных групп населения в области охраны здоровья граждан, участие в разработке норм

медицинской этике и решении вопросов, связанных с их нарушениями», а также «подготовка рекомендаций по приоритетным направлениям практической и научно-исследовательской деятельности».

 

Эвтаназия

Право на жизнь – это личное неотчуждаемое право человека. Он может подвергать себя опасности. Рисковать. Однако нигде не провозглашено о праве человека на смерть

Эвтаназия – это удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти каким – либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни.

Ассистированный суицид с помощью врача (медицинского работника) – медицинский работник (врач) снабжает больного необходимыми лекарственными средствами

Активная эвтаназия — для наступлении смерти используют какое – либо медикаментозное средство врачом

Пассивная эвтаназия – медицинская помощь не оказывается

В настоящие время Законом в РФ запрещено медицинскому персоналу осуществлять эвтаназию.

В соответствии С УК РФ осуществление эвтаназии попадает под действие части 1ст 105 «Убийство»

Пассивная эвтаназия может квалифицироваться как неоказание помощи больному (ст. 124 УК РФ)

 

Трансплантация

Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» соответствует и следует основным принципам ВОЗ о области трансплантологии. Статья 8 закона РЫ посвящено обоснованию презумпции согласия: «Изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту». По мнению авторов закона данная форма предполагаемого согласия в настоящие время является единственно верной при наличии напряженной социальной ситуации и невысоком уровне медицинского просвещения в России.

 

Медицинская (врачебная) деонтология

– учение о принципах должного в медицинской (врачебной) деятельности, о поведении, взаимоотношениях и действиях врача, которые необходимы для правильной организации лечебного процесса, полного использования всех возможностей при оказании помощи больному. (И.Я. Макшанов).

Положения медицинской (врачебной) деонтологии (нормы, запреты, критерии, оценки) предписываются врачу в императивном порядке. Медицинская (врачебная) деонтология более емкое понятие, чем медицинская (врачебная) этика, так как она включает не только морально-этические аспекты оказания медицинской помощи, но и действия, организацию работы, совершенствование знаний, навыков…

Медицинская (врачебная) деонтология едина для всех медицинских работников. Вместе с тем особенности профессиональной деятельности врачей различных специальностей предполагают различные подходы в реализации деонтологических положений. Врачебная медицинская деонтология включает в себя следующие разделы конкретных знаний:

- Взаимоотношения врача (медицинского работника) с обществом и государством;

- Принципы поведения, взаимоотношений и действий врача (медицинского работника) по отношению к больному и окружающим его людям, в первую очередь к близким родственникам;

- Взаимоотношения врачей между собой и с медицинскими работниками

 

Модели врачевания

1. Модель «технического» типа

Одно из следствий научно-технической революции – возникновение врача-ученого. Научная традиция предписывала ученому «быть беспристрастным». Он должен был опираться на факты, избегая ценностных суждений, лишь после создания атомной бомбы и медицинских исследований нацистов, когда за испытуемым не признавалось никаких прав (опыты, проводимые над заключенными концентрационных лагерей), человечество осознало опасность подобной позиции. Ученый не может быть выше общечеловеческих ценностей. Врач в процессе принятия решения не может избежать суждений морального и иного ценностного характера.

2. Модель Сакрального типа

Основной моральный принцип, который выражает традицию сакрального типа — гласит «оказывая пациенту помощь, не нанеси ему вреда».

Традиция врачевания предписывала приносить больному пользу и не наносить вреда. Ни один врач не может выполнить моральную обязанность приносить пользу и при этом полностью избежать нанесения вреда.

Этот принцип существует в широком контексте и основывается на правиле компетенции. Принцип «оказывая пациенту помощь, не нанеси ему вреда» составляет только один элемент всего множества моральных обязанностей.

3. Модели коллегиального типа

Цель медицинской деятельности – ликвидация заболевания и защита здоровья пациента. В модели коллегиального типа взаимное доверие играет решающую роль. Однако, этнические, классовые, экономические и ценностные различия между людьми делают принцип общих интересов, необходимых для модели коллегиального типа труднореализуемым.

4. Модель контрактного типа

Модель социальных отношений, которая более всего соответствует реальным условиям, а также принципам биоэтической исторической модели – это модель, основанная на контракте или соглашении.

Соглашение подразумевает соблюдение принципов свободы, личного достоинства, честности, исполнения обещаний и справедливости.

Данная модель позволяет избежать отказа от морали со стороны врача.

 

Парадигмы взаимоотношений врача и пациента:

Патерналистско-эзотерическая (Патерналистская). Парадигма носит авторитарный характер. Здесь единственное значимое лицо в лечебном процессе – врач, его слово. Рекомендации, назначение – закон для пациента. В данном взаимоотношении не соблюдается Уважение самостоятельности пациента, которая является одной из основополагающих ценностей современного  общества.

Медико-техническая. Здесь врач выступает в роли эксперта. На основании клинических данных и экспериментально-лабораторных исследований он ставит окончательный диагноз, объясняя больному все, что касается его заболевания, при этом совершенно не затрагивает жизненных проблем больного.

Контрактная. Процесс врачевания представляется коммерческим мероприятием, стороны которого подписывают контракт, подразумевающий наличие взаимных прав, обязанностей и условий, неисполнение которых может стать предметом судебного разбирательства.

Доверительная. Здесь врач выступает как доверенное лицо, причем нередко не только больного, но и всей семьи. При доверительном взаимоотношении наилучшим образом работает модель совместного принятия врачом и пациентом решения о лечении.

Дополнительная литература:

Биоэтика: проблемы и перспективы. М., 1992.

Пути интеграции биологического и социогуманитарного знания. М., 1984.

Реймерс Н.Ф. Экология. Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М., 1994.

Сассон А. Биотехнология: свершения и надежды. М., 1987.

Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека. М., 1990.

 

Вопросы к семинару:

1. Медицинский аспект воздействия человека на биосферу.

2. Климатические изменения на Земле.

3. Негативные изменения в атмосфере.

4. Проблема сохранения водных ресурсов.

5. Пути решения экологического кризиса.

Вопросы к семинару 2:

1. Определения и основные правила биоэтики.

2. История создания этических и биоэтических комитетов.

3. Этические проблемы медицины: эвтаназия. Трансплантация, клонирование человека, евгеника.

4. Проблемы медицинской деонтологии.

 

Дополнительная литература:

Биоэтика: проблемы и перспективы. М., 1992.

Пути интеграции биологического и социогуманитарного знания. М., 1984.

Реймерс Н.Ф. Экология. Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М., 1994.

Сассон А. Биотехнология: свершения и надежды. М., 1987.

Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека. М., 1990.

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1. Современная наука и культура познания.

2. Понятие природы в философии Древней Греции.

3. Начало медицинской науки: от практики к теории.

4. Логические основания научного познания.

5. Эксперимент в науке Нового Времени.

6. Проблема эволюции жизни в биологии 18-19 вв.

7. Кризис единой физической картины мира в конце 19 века.

8. Временные парадоксы специальной теории относительности.

9. Проблема наблюдения в квантовой теории.

10. Теория "Большого Взрыва".

11. Альтернативные Вселенные: современные концепции.

12. Квантовые эффекты в химии.

13. Создание материалов с заданными свойствами.

14. Современные медицинские материалы: химические и биофизиологические свойства.

15. Проблема хаоса в теории самоорганизации.

16. Переход от неживого к живому: современные концепции.

17. Особенности человека в ряду живых организмов.

18. Катастрофы в истории жизни на Земле.

19. Эволюция нервной системы.

20. Современные проблемы изучения эволюции человека.

21. Расшифровка генетического кода: перспективы для медицины.

22. Генетика и наследственные болезни.

23. Концепции Земли как единой биосистемы.

24. Сознание как фактор эволюции жизни.

25. Экология и медицина: современные проблемы.

26. Этические проблемы эвтаназии и трансплантологии.

27. Клонирование человека: за и против.  

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ:

 

1. Источники и особенности научного познания.

2. Определения науки и виды наук.

3. Естественнонаучная картина мира

4. Опытные знания и медицинские практики первобытного человека.

5. Начала наук в древних цивилизациях Востока.

6. Основания естествознания в учениях философов Древней Греции.

7. Картина мира Аристотеля.

8. Развитие медицинских наук в античности.

9. Раннее христианство и наука.

10. Естественно-научная установка в эпоху Возрождения.

11. Развитие космологии в учениях Коперника, Галилея, Ньютона и Канта.

12. Биологическая теории Нового Времени: Ламарк, Дарвин.

13. Философские и математические противоречия механистических представлений о времени и пространстве.

14. Кризис классической естественнонаучной картины мира.

15. Характеристики современного научного познания.

16. Методы научного познания.

17. Логика научного открытия.

18. Роль эксперимента в современной науке.

19. Основные концепты естественных наук.

20. Концепты времени и пространства и их изменение в начале ХХ в.

21 Специальная и общая теория относительности А.Эйнштейна.

22. Основы квантовой теории.

23. М.М. Фридман и теория "Большого Взрыва".

24. Черные дыры, сингулярность и цикличность Вселенной.

25. Теория Большой бесконечной Вселенной.

26. Понятие химического элемента и химического соединения.

27. Химическая связи и ее виды.

28. Химическая реакция и химическаие процессы..

29. Современные средства управления химическими процессами. Катализ.

30. Виды и поизводство материалов с заданными свойствами.

31. Противоречия классической картины мира и возникновение идеи синергетики.

32. Основные понятия синергетики: система, порядок, хаос, организация.

33. Самоорганизация систем.

34. Особенности живой природы.

35. Единство химического состава и структура живой природы.

36. Гомеостаз и авторегуляция живого.

37. Индивидуация и социальность живых организмов.

38. Направленность живого на гармонию.

39. Самовоспроизведение и наследственность.

40. Эволюция живой природы.

41. Живой организм и окружение: раздражимость.

42. Живой организм и окружение: приспособляемость.

43. Понятие развития в биологии.

44. Эволюционный и революционный пути развития живого.

45. Структура и функция живой материи.

46. Теории происхождения жизни.

47. Происхождение жизни по А.Опарину.

48. Альтернативные теории происхождения жизни

49. Наследственность и геном.

50. Генетика и современная медицина.

51. Понятие биосферы.

52. Неживое и живое вещество в концепции В.И. Вернадского.

53. Ноосфера и роль человека в биосферных процессах.

54. Гелиобиология А. Чижевского.

55. Принципы эволюционной медицины.

56. Болезнь как стимулирующая система.

57. Негативные факторы воздействия человека на природу.

58. Естественно-научные проблемы экологии.

59. Экологический кризис современности.

60. Принципы биоэтики.

61. Истории я создания и деятельность биоэтических комитетов.

62. Основные проблемы биоэтики: эвтаназия, донорство, клонирование человека.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Горбачев, В.В. Концепции современного естествознания: учеб. Пособие. М.: ОНИКС, 2008.

2. Дубнищева, Т.Я. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для вузов. М.: ИЦ «Академия», 2009.

3. Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания: Учебн. Пособие для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ 1998.

3. Кожевников, Н.М. Концепции современного естествознания: учеб.

пособие. СПб.: Лань, 2009

4. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. Москва: Альфа-М, ИНФРА-М. 2004.

5. Потев Н.И. Концепции современного естествознания. СПб.: Питер, 1999.

6. Суханов, А.Д. Концепции современного естествознания: учебник. М.: Агар, 2000.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 3

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА.. 7

1. Разделы курса: 8

2. Темы курса и их содержание. 8

Тема 1. Место естественных наук в системе научного знания. 8

Тема 2. Историческое развитие естествознания до 20 века. 13

Тема 3. Научная революция рубежа XIX – XX веков. 22

Тема 4. Особенности современного естественнонаучного познания. 28

Тема 5. Природа и ее уровни. Понятия материи, пространства, времени, движения. 34

Тема 6. Физическая картина мира. Теория относительности и квантовая теория. 41

Тема 7. Современенные представления о Вселенной. 52

Тема 8. Современные химические концепции. 59

Тема 9. Понятия о порядке, хаосе и организации природных явлений. 69

Тема 10. Живая и неживая природа. Особенности живой


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.