Журнал Некрасова и Салтыкова-Щедрина. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Журнал Некрасова и Салтыкова-Щедрина.

2022-10-27 30
Журнал Некрасова и Салтыкова-Щедрина. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вестник Европы

Несмотря на политический консерватизм Карамзина, его

журнал — явление примечательное. Прежде всего потому, что в нем появился отдел «Политика». Журнал носил характер литературно-политического, что было ново и

перспективно. В момент нарастания агрессивных намерений Наполеона Карамзин

успешно вел отдел иностранных новостей. Во внутриполитических вопросах его позиция

укладывалась в либеральную платформу царя Александра I: Карамзин требовал более

гуманного отношения к крепостным, осуждал жестокосердие помещиков, но не более.

Руководящая роль русского дворянства в делах государства для него была несомненна.

Карамзин хорошо знал свою аудиторию — грамотного провинциального помещика,

дворянина-горожанина — и успешно удовлетворял их интересы. В литературном отделе

печатал произведения сентиментального направления, чем обеспечивал симпатии

грамотных женщин-дворянок. При этом Карамзин ориентировался на высокие

эстетические нормы, и журнал его был интересен для образованного общества.

Внешнеполитический комментарий, мелкие заметки исторического характера, повести —

наиболее интересные материалы его журнала. Он создал своего постоянного читателя,

добился живости изложения, усовершенствовал русский литературный язык. Однако с

уходом Карамзина в 1803 г. из журнала «Вестник Европы» потерял значение,

оригинальность. За Карамзиным не оказалось сплоченной группы журналистов-

единомышленников, которые продолжили бы его дело. Скоро журнал сделался сухим

научно-литературным органом, защищавшим позиции классицизма.

Подлинно коллегиальные издания либерально-просветительской ориентации

попытались издавать в начале века так называемые радищевцы. Это была группа

наиболее оппозиционно настроенных дворянских писателей, среди которых выделялся

И.П. Пнин. Они пытались возродить гуманистические принципы Радищева, хотя до

прямой революционности Радищева не поднимались. Их издания: «Свиток муз»,

«Периодическое издание», «Журнал российской словесности» (1802—1805) — важная

веха в истории журналистики начала XIX в. В изданиях радищевцев широко

культивируют обозрение, инвективу, сатирические жанры. Но в целом журналистика не

получает все еще достаточно мощного стимула для развития: оппозиционные журналы

по-прежнему остаются исключительно литературными и к тому же недолговечными. 

Журнал состоял из двух отделов: Литература и смесь и Политика.

Главным сотрудником был сам Карамзин, статьи и повести которого составляли основу журнала («Моя исповедь» — 1802, № 6; «Рыцарь нашего времени» — 1802, №№ 13 и 18; 1803, № 6; «Марфа-посадница» — 1803, № 1—3 и др.). Из иностранных писателей особое предпочтение оказывалось Жанлис — ее произведения печатались из номера в номер; имена Шиллера, Гердера и других авторов встречаются лишь случайно.

Критику Карамзин из программы журнала исключил, находя ее преждевременной «роскошью» для нынешнего состояния русской литературы («К читателям Вестника» — 1802, № 23).

Значительное место занимают статьи Карамзина, касающиеся внутренней жизни России. В них трактуются вопросы просвещения, экономики, сословных отношений. Характерная их черта — идеализация крепостнической действительности (напр., статья «Приятные виды, надежды и желания нынешнего времени», 1802, № 12).

В отделе Политика печатались политические известия, заимствованные из иностранных журналов, и статьи по самым различным вопросам политической жизни Европы и Америки. Позиция журнала в этих вопросах весьма осторожна. Утверждение, что «одно время и благая воля правительств должны исправить несовершенство гражданских обществ» (1802, № 12, стр. 310), очень характерно для «В. Е.» этого периода.

С переходом журнала к П. П. Сумарокову «В. Е.» становится исключительно литературным изданием.

В Переводах, кроме Жанлис, печатаются произведения Дюкре-Дюмениля, Лафонтена. Исчезают введенные Карамзиным политические статьи, отдел политики сводится к перечню известий.

В период редакторства Каченовского журнал становится еще консервативнее. Война с Францией определила позиции «В. Е.» в вопросах политики. С этим связано возобновление политического фельетона (с конца 1805), а также появление патриотической лирики Воейкова, Вельяминова-Зернова, С. Глинки, Жуковского.Проблемы внутренней политики почти не освещаются, немногие статьи по этим вопросам носят откровенно крепостнический характер (И. П-н «Добрый помещик» — 1807, № 20). С 1806 вводится критика и театральные рецензии. В вопросах литературной борьбы «В. Е.» в этот период поддерживает реакционную позицию А. С. Шишкова (Лука Говоров «Письмо из города NN в столицу» — 1807, № 8; анонимный «Ответ...» Шишкова — 1807, № 24 и другие статьи). Состав литературного отдела остается тот же. Особенно интенсивно сотрудничество Жуковского и Каченовского (последнему принадлежит почти вся проза). Новые имена: К. Н. Батюшков (с 1807), А. Ф. Воейков (с 1806), А. А. Писарев (с 1807). Публиковались переводы произведений Коцебу, Шатобриана, Эджеворта, Энгеля. Систематически печатались очерки Телассона о великих художниках.

Кратковременный расцвет журнала связан с именем Жуковского. Преобладающее место в «В. Е.» занимает литературный отдел, в котором в это время сосредоточились лучшие силы: кроме самого Жуковского, Батюшкова и Мерзлякова, печатались П. Вяземский, Н. Гнедич, И. Долгорукий, Д. Давыдов, А. Мещевский, А. Раевский, А. Тургенев, С. Филимонов и др. Из западных авторов печатались переводы произведений Гиббона, Шамфора, Шиллера и др. В соответствии с объявленной им программой (анонимное «Письмо из уезда к издателю», 1808, № 1) Жуковский ставит главным образом просветительские задачи. От критических статей и политического фельетона он декларативно отказался и свел отдел политики к перечню известий.

В 1810—1813 с возвращением Каченовского большое значение приобретает научный отдел, в котором печатаются в основном исторические и археологические статьи. Публикуются работы профессоров П. Калайдовича, К. Калайдовича, Мерзлякова, Снегирева, Тимковского, Шлецера и др. Политический отдел сводится к выпискам из иностранных газет. Отдел критики солидаризируется в принципе с Шишковым («Разговор о словесности», 1811, № 12). Большое место занимают переводы — Жанлис, Парни, Руссо, Шатобриан, Энгель, Эджеворт, Юм и др. Систематически печатаются исторические труды Гиббона («История упадка и разрушения Римской империи», 1810—1811).

Год редакторства Измайлова (1814) ознаменовался дебютом А. С. Пушкина (5 стихотворений, №№ 14, 18, 19, 20), А. С. Грибоедова (2 статьи по военным вопросам, №№ 15, 22) и других молодых поэтов — А. Дельвига, М. Дмитриева, И. Пущина, А. Илличевского. Несколько расширяется оригинальная проза (сентиментальные повести Измайлова). В целом «В. Е.» принимает ярко выраженное консервативное направление.

К 1815 «В. Е.» окончательно приобретает «ученый» характер. Определяется состав отделов, сохранившийся до конца: 1. Изящная словесность, 2. Изящные искусства, науки и литература, 3. Современные история и политика, 4. Смесь. Центральное место занимают статьи по истории и по вопросам экономической жизни России и политической экономии. Печатаются переводные материалы по истории и литературе славянских стран (Вук Караджич, Фетер и др.). Для «В. Е.» характерно сочетание пропаганды развития промышленности и защиты крепостнической системы хозяйства. Усиливаются охранительные тенденции, особенно после восстания декабристов 1825.

Литературный отдел сходит на нет. Из журнала постепенно уходят Батюшков, Вяземский, В. Пушкин, Милонов, Гнедич, Воейков. С уходом В. Измайлова (1816) и Жуковского (1819) обрывается оригинальная проза. Имена новых сотрудников случайны, среди них С. Е. Раич (с 1820), А. И. Полежаев (1825—1826), В. Ф. Одоевский, М. П. Погодин. Значительную роль играет только Н. И. Надеждин (1828—1830). Преобладающее место занимают переводы, главным образом с английского (Байрон, В. Скотт, Ирвинг) и немецкого (Гофман, Ж. П. Рихтер и др.). Консервативные тенденции «В. Е.» сказываются и на его литературных позициях, враждебных передовым литературным группировкам (статья «Жителя Бутырской слободы» против «Руслана и Людмилы» — 1820, № 11; полемика с Вяземским по поводу «Бахчисарайского фонтана» в 1824; статьи А. Писарева и М. Дмитриева против Грибоедова — 1825, №№ 6 и 10, Надеждина против Пушкина — 1830, № 7 и пр.).

Большинство новых периодических изданий недолговечны. Искл: «Вестник Европы», почти 3 десятилетия.Менял направление.

Русское богатство литературный, научный и политический

Первоначально назывался «Журнал торговли, промышленности, земледелия и естествознания» и выходил в Санкт-Петербурге в 1876 год—1878 годах три раза в месяц. Издателем-редактором был Н. Ф. Савич[1], преобразовавший его из своего же «Листка Сельского Хозяйства и Естествознания».

После продолжительного перерыва, издание появилось вновь от имени нового издателя и редактора, Д. М. Рыбакова, в марте 1879 года, в виде единственного выпуска ежемесячного журнала.

Артельный период. Расширение программы журнала последовало лишь с переходом журнала в собственность С. Н. Бажиной, издававшей его под названием «Русского богатства» с 1880 по 1882 год. Редактором в это время был сперва Н. Н. Златовратский, потом П. В. Быков.

В первой фазе своего существования в качестве ежемесячного журнала, «Русское богатство» представляло собой скромный по объёму, но симпатичный по общему характеру орган, бескорыстно издававшийся на артельных началах писателями-народниками. Принимали участие в нём большей частью сотрудники «Отечественных записок» и «Дела»: Н. Ф. Анненский, Н. Ф. Бажин и его жена С. Н. Бажина, В. М. Гаршин, В. А. Гольцев, П. В. Засодимский, Н. Н. Златовратский, С. Н. Кривенко, Н. И. Наумов, Ф. Д. Нефедов, В. И. Орлов, Глеб Успенский, А. И. Эртель, Н. М. Ядринцев, критик М. А. Протопопов и другие. Н. Н. Златовратский поместил здесь своего «Степного Короля Лира», В. М. Гаршин — «Attalea princeps» и «Люди и война».

Журнал в этот период довольно плохо расходился и многими считался посредственным. В идеологическом отношении был интересен тем, что участвовавшие в нём «последовательные народники» должны были признать необходимость политической борьбы, что свидетельствовало об их отходе от позиций старого ортодоксального народничества. Усердно работал в это время в «Русском богатстве» начинавший свою литературную деятельность П. Ф. Якубович. Вскоре, однако, сотрудники разбрелись и в 1881 и 1882 годах журнал вели почти исключительно П. В. Засодимский, Н. Ф. Бажин и С. Н. Бажина.

Либеральный период. Журнал прекратился на № 6 за 1882 год и затем перешёл в собственность Л. Е. Оболенского, который возобновил его с января 1883 года и продолжал по 1891 год включительно. В этот период журнал стал невзрачным либеральным органом с лёгким налётом народничества.

С переходом журнала к Л. Е. Оболенскому главным сотрудником его становится сам издатель, помещавший здесь и романы, и статьи научно-философские, критические и публицистические. Л. Н. Толстой дал журналу несколько небольших нравственно-публицистических статей. Изредка помещали статьи Н. Я. Грот, Н. И. Кареев, И. А. Клейбер, В. О. Португалов, Юзов (И. И. Каблиц), Гольдштейн, П. Д. Боборыкин, М. К. Цебрикова, Н. А. Рубакин, Ю. И. Безродная, Атава (С. Н. Терпигорев), И. И. Ясинский, Н. П. Вагнер, Шабельская (А. С. Монтвид) и другие писатели, публицисты, учёные. Журнал печатал повести малоизвестных писателей, например, «Последние дни» (1889) Елены Зеланд-Дубельт. В приложении журнал давал переводы научных и философских сочинений — Вундта, Спенсера и других.

Став руководителями журнала, Кривенко и Михайловский с 1894 г. развернули

активную полемику с марксистскими идеями. После нескольких критических статей

против «легального марксизма» прежде всего Струве, Михайловский и его сотрудники

перешли к критике трудов Маркса, Энгельса и Плеханова. Это обстоятельство

увеличивало интерес к журналу. Н.Е. Федосеев, Г.В. Плеханов пытались защитить свои

позиции. Однако в их распоряжении не было легальных изданий. Достойный ответ

Михайловскому и Кривенко дал Плеханов в своей книге «К вопросу о развитии

монистического взгляда на историю», вышедшей под псевдонимом в 1895 г.

Однако, претендуя на роль хранителей идейного наследства 60-х годов, идей

крестьянской демократии, общинного устройства, сотрудники «Русского богатства»

стремились придать журналу в целом демократический характер. Большую роль в этом

сыграл В.Г. Короленко, ставший соредактором журнала в 1895 г.

Журнал «Русское богатство» вел постоянную полемику с консервативной печатью

по ряду общественных вопросов, выступал с критикой крепостнических пережитков,

широко освещал внутреннюю жизнь России: голод 1893 г., произвол администрации,

национальную политику правительства, незавидное положение земств, стесненное

положение печати. Все это привлекало широкие слои русской интеллигенции к журналу.

Тираж его достигал в 90-е годы 14 тысяч экземпляров.

На страницах журнала в эти годы публиковались выступления против философских

идей Л. Толстого и Достоевского. «Русское богатство» выступало против теории чистого

искусства, резко критиковало появившееся декадентство («Литература и жизнь»

Михайловского).

Прогрессивный характер имел в 90-е годы беллетристический отдел журнала, в

котором участвовали Л.Н. Андреев, Н.Г. Гарин-Михайловский, В.В. Вересаев, А.И.

Куприн, И.А. Бунин, Д.Н. Мамин-Сибиряк и др. Значительное место принадлежало

произведениям замечательного писателя-демократа и публициста конца XIX — начала

XX в. Короленко.

С 1893 «Р. б.» снова перешло в руки народников и стало одним из популярных среди мелкобуржуазной интеллигенции журналов. До 1895 во главе редакции фактически стояли Кривенко и В. П. Воронцов (В. В.), затем его руководителями стали Н. К. Михайловский и В. Г. Короленко. В нем участвовали видные лит-ые силы радикальной народнической интеллигенции: Н. Ф. Анненский, С. Н. Южаков, А. В. Пешехонов, В. А. Мякотин, В. М. Чернов, Н. С. Русанов, Николай-он, Дионео, В. И. Семевский, Н. А. Карышев и др. По отделу критики кроме Михайловского писали А. Г. Горнфельд, М. А. Протопопов, А. Е. Редько и др. В художественной части работали П. Ф. Якубович, Н. Г. Гарин-Михайловский, С. Я. Елпатьевский, Н. П. Златовратский, Д. Н. Малин, И. Н. Потапенко, Allegro (П. С. Соловьева), А. М. Федоров, В. И. Дмитриева, А. С. Шабельская и др. В 1906 «Р. б.» было закрыто правительством и выходило под именем «Современных записок» и «Современности»; с мая того же 1906 приняло прежнее название; с сентября 1914 до марта 1917 по той же причине журнал именовался «Русскими записками».

Одну из своих главных задач либерально-народническое «Р. б.» 90—900-х гг. видело в яростной борьбе с марксизмом, к-рую начал Михайловский в 1893, еще до эпохи «легального марксизма». В этой полемике теоретики «Р. б.» сделали ряд отступлений от старых народнических схем, признали наличие развивавшегося в России капитализма и рабочего движения, стараясь только доказать полную тождественность интересов всех «трудящихся». В развиваемой им концепции аграрной эволюции «Р. б.» в сильной степени опиралось на немецкую бернштейнианскую лит-ру. В философском отношении замечаются тенденции сближения с эмпириокритицизмом (В. Чернов). По вопросам лит-ры «Р. б.» в лице Михайловского вело борьбу как с натурализмом в искусстве, так и с тенденциями модернизма и символизма. Литературно-художественный отдел журнала носил тусклый эпигонско-народнический характер.

После революции 1905 «Р. б.», оставшееся с 1904 (смерть Михайловского) под редакторством одного Короленко, проделало дальнейшую эволюцию народнической интеллигенции к либерализму. Группа основных участников потускневшего в эту пору журнала (к ним прибавились еще А. Б. Петрищев и Ф. Д. Каюков) целиком стояла на платформе «народных социалистов». Во время мировой войны журнал занимал оборонческую позицию и враждебно встретил Октябрьскую революцию.

Сын отечества. был историческим, политическим и литературным журналом.

Общее сокращение количества изданий во время войны

компенсировалось появлением журнала «Сын отечества», издаваемого Н.И. Гречем. Он

соединил в себе известные достижения как журналов того времени, так и газет.

Содержание его преимущественно связано с войной. Впервые появились

корреспонденции с театра военных действий, публиковались обзорные статьи,

посвященные ходу войны (особенно выделяются обозрения проф. А.П. Куницына

«Послание к русским», «Замечания на нынешнюю войну»). Гражданский патриотизм —

отличительная черта издания. Здесь печатались басни И.А. Крылова, посвященные войне

(«Ворона и курица», «Волк на псарне»), впервые печатались рисунки и карикатуры,

посвященные ходу военных действий, изгнанию Наполеона из России.

С окончанием военных действий журнал перестраивался и принял литературный

характер. Здесь стали сотрудничать некоторые будущие декабристы (К.Ф. Рылеев и др.).

Замечательным явлением в журналистике начала XIX в. явилась журналистика

декабристов, дворянских революционеров, впервые поднявшихся с оружием в руках

против царского самодержавия.

По 1852 год Греч – преподаватель русской словесности и секретарь цензурного комитета Стал выпускать журнал после того, как царь дал 1000 р на расходы. На титульном листе подзаголовок «Исторический и политический журнал». Литературного отдела не было, появился только в 1814. Но художественные произведения все равно публиковались, носили политический характер.

Еженедельный, каждый четверг. 40-50 стр в номере. Война как война за национальную независимость. Статья «Послание к русским» №5. Автор – Куницын, профессор политических и нравственных наук Царскосельского лицея. Рассматривает поход Наполеона как личную авантюру, наполеон – тиран. Война справедливая, за сохранение национальной независимости. Куницын уверен, что французы не могут победить, потому что за тирана, а русские могут, потому что за свободу. Война не пафосная, а будничная. Заметки, зарисовки, многие традиции военной литературы. Солдат остроумен, задорен. Специальный отдел для показа простых солдат «Смесь». Печатались солдатские, народные песни, которые впоследствии становились фольклором. Новшество: иллюстрации. Наметки были у Новикова. Содержание подчинялось материалам, основной жанр иллюстраций – политическая карикатура. Художники Венецианов, Теребенев. Пример: №7 «Французский суп». Басня Крылова «Ворона и Курица» в №8. Первый тираж 600 экз, все номера перепечатаны 2 и 3 изданием. С конца апреля 1813 бесплатное прибавление несколько раз в неделю военно-патриотического характера. В 1814 структура журнала меняется, появляется литературный отдел (не только пр-ния, но и критика и библиография). 1815 – жанр годового обозрения литературы. Потом он использовался у декабристов, в «Московском телеграфе». После войны журнал бледнеет, лит-ра вытесняет политику. Походные типографии для нужд армии.

 

От других журналов этой поры «Сына отечества» отличало и то, что в 1813–1818 гг. при нем существовало два еженедельных приложения, посвященных политическим новостям Европы.

Каждый номер его открывался серьезной научной статьей (чаще всего на историческую или экономическую тему), обозрением европейских политических событий или обстоятельным критическим разбором нового сочинения, преимущественно литературно-художественного. Далее помещались три-четыре стихотворения. В отделе «Современная русская библиография» печатались известия о всех выходящих в России книгах, зачастую без каких-либо аннотаций и оценок, т.е. «Сын отечества» ввел в русскую журналистику учетно-регистрационную библиографию. Кроме того, в журнале были отделы: «Путешествия», «Смесь» и «Благотворение» (кто на что и сколько пожертвовал).

Как и в 1812 г., в «Сыне отечества» 1816–1825 гг. участвовали две группы сотрудников: умеренно-либеральные во главе с Гречем, а также декабристы и их союзники. Участие в журнале декабристов Ф. Глинки, Н. Тургенева, Н. Муравьева, Н. Кутузова, А. Мартоса, К. Рылеева, А. Бестужева, В. Кюхельбекера и близких к ним писателей: Пушкина, Грибоедова, Куницына, Вяземского, Сомова – вновь сделало журнал Греча прогрессивным органом печати.

Декабристская линия в журнале прежде всего была представлена научно-публицистическими статьями. Примером их может послужить «Рассуждение о необходимости иметь историю Отечественной войны 1812 года» Ф. Глинки. Сочувствие «Сына отечества» крепостному крестьянину проявилось также в полемике с петербургским изданием «Дух журналов». После восстания декабристов «Сын отечества» переходит в лагерь реакционной журналистики. Уже в 1825 г. Греч приглашает в качестве соредактора Булгарина, а в 1829 г. «Сын отечества» сливается с журналом Булгарина «Северный архив. 1818 г. они начали издавать свой собственный ежемесячный журнал «Соревнователь просвещения и благотворения».был создан как научно-литературный журнал с четырьмя постоянными отделами: «Науки и художества», «Изящная проза», «Стихотворения», «Смесь».  Центральное место занимали научные статьи по русской и зарубежной истории, философии и эстетике, географии и этнографии, истории и теории литературы, по русскому народному творчеству. Отдел политики отсутствовал, экономических и публицистических статей печаталось немного, зато более широко был представлен художественный материал.

«Ру́сский инвали́д» — военная газета, издававшаяся в столице Российской империи городе Санкт-Петербурге в 1813—1917 годах и, с 1992 года по настоящее время в столице Российской Федерации городе Москва.

газета, выходила в Петербурге в 1813—1917, вначале 2—3 раза в неделю, с 1816 — ежедневно. Заглавие неоднократно менялось: в 1816—1847 — «Русский инвалид, или Военные ведомости»; в 1857—1861 —

«Русский инвалид. Газета военная, литературная и политическая»; в 1862—1863 — «Русский инвалид. Военные ведомости. Официальная газета Военного Министерства» и т. д. Ред. в разное время — П. П. Пезаровиус, А. Ф. Воейков, П. С. Лебедев, Н. Писаревский, Д. И. Романовский, С. П. Зыков и др.

Газета основана П. П. Памианом-Пезаровиусом с благотворительной целью: весь доход, а также многочисленные пожертвования подписчиков шли в пользу раненых. Благодаря тому, что военные известия публиковались в «Р. и.» раньше, чем в других изданиях, газета хорошо расходилась. После окончания войны с Наполеоном, сообщения о которой заполняли почти все номера «Р. и.», издатель увеличивает формат газеты, расширяет ее отделы, вводит, кроме постоянных «внешних и внутренних известии», разделы Новости, Фельетон, Устные известия, О театре и т. д. Однако большинство статей и заметок имели случайный характер, интерес представляет только раздел О театре, где помещались рецензии и оригинальные статьи И. Козлова о театральном искусстве, игре актеров, театральных постановках.

В декабре 1816, с переходом в ведение Александровского комитета о раненых, «Р. и.» превратился в сборник служебных документов. В 1821 комитет совсем исключил политический отдел.

В 1822 «Р. и.» сдается в аренду А. Ф. Воейкову. Был введен новый порядок издания газеты, по которому «Р. и.» подвергался лишь общей цензуре, издателю предоставлялась полная свобода в выборе материала и организационных вопросах. Однако Воейков, объявив обширную программу, свел ее к следующим разделам: Приказы и распоряжения, Внутренние и заграничные известия, Шарады, загадки, анекдоты. Из Заграничных известий совершенно исключались политические.

Декабрьские события 1825 усилили правительственный характер газеты. Этому способствовало и увеличение официальной части, которая вытесняла неофициальные и литературные сообщения. Газета стала бессодержательной, подписка на нее год от года падала.

После смерти Воейкова, в 1840, редактором «Р. и.» опять становится Пезаровиус. Стараясь поднять популярность

газеты, он увеличил ее формат, ввел политический раздел, отдел критики. Однако «Р. и.» в это время не мог вернуть себе прежнего значения.

С 1861 «Р. и.» стал выходить как газета «военная, политическая, литературная и ученая», под редакцией Н. Писаревского, значительно увеличился в формате и занял видное место в ряду органов печати как по подбору сотрудников и интересному материалу, так и по горячему сочувствию реформам 60-х годов. С половины 1862 Писаревский разделяет газету на две части: «Р. и. Военные ведомости», имеющие характер официальной газеты военного министерства, где помещались лишь приказы, распоряжения и теоретические статьи по вопросам тактики, стратегии, организации составных частей войск, и «Современное слово», куда вошла вся неофициальная часть прежнего «Р. и.» В 1863 Писаревский был отстранен от редактирования и газета восстановлена в прежнем виде. С 1865 «Р. и.» присоединен к журналу «Военный сборник» и выходит под одной с ним редакцией: сначала — П. К. Менькова, а с 1872 — А. И. Лаврентьева.

С 1869 «Р. и.» становится органом Генерального штаба. Кроме официальной части, в газете систематически помещались сведения о состоянии иностранных войск, теоретические статьи но военным вопросам, исторические заметки, военные корреспонденции, очерки и рассказы из армейского быта, библиографические обзоры книг и журналов. В таком виде, с небольшими изменениями в неофициальной части, газета сохранилась до конца своего существования. Во время войны с Турцией (1877—1878) и с Японией (1904—1905) страницы газеты были заполнены известиями с фронтов.

В 1917 «Р. и.» защищает интересы Временного правительства, призывает в каждом номере подписываться на «заем свободы» для ведения войны «до победного конца». После победы Октябрьской революции газета была закрыта.

 Современник.пушкин. Литературный и общественно-политический журнал, основанный А. С. Пушкиным, выходивший в 1836—1866 годах.

По условиям цензуры это был чисто литературный журнал. Пушкину не

разрешили издавать общественно-политический журнал, а тем более газету, хотя он

стремился к этому. Тем не менее орган печати, организованный поэтом, —

примечательное явление. Пушкин повел «Современник» в традициях «Полярной звезды»

декабристов, отдавая предпочтение русским авторам.

В журнал был привлечен Н.В. Гоголь как писатель и публицист. Статья Гоголя «О

движении журнальной литературы» в первом номере «Современника» является ярким

документом журнальной полемики передовой журналистики против журнального

триумвирата. Пушкин печатает несколько полемических заметок, отбирает только

оригинальные произведения отечественных авторов, широко публикует материалы об

Отечественной войне 1812 г.; закладывает основы русского очерка, публикуя главы из

«Путешествия в Арзерум»; высоко оценивает факт присоединения Кавказа к России, а не

к Турции.

Читатели возлагали большие надежды на пушкинский «Современник».

Положительно отозвался о первом номере журнала Белинский. Пушкин мечтал

расширить программу издания, пригласить в журнал Белинского. Однако трагическая

смерть Пушкина в 1837 г. помешала осуществлению журнальных планов поэта. С 1843 года журнал стал выходить ежемесячно.

Пушкина (1836, 4 книги) возник в результате длительных попыток поэта [с 1830] получить свой собственный орган, при помощи к-рого можно было бы проводить свою лит-ую линию, противопоставив ее позиции Булгарина и Полевого. Помимо редактора в журнале принимали участие Гоголь, кн. Вяземский, Жуковский, Давыдов, Языков, Баратынский, В. Одоевский, Тютчев, Кольцов и др. Непосредственно А. С. Пушкиным были составлены третья и четвертая книжки: дальнейшему участию его в журнале положила конец дуэль с ее трагическим исходом. В журнале Пушкин напечатал «Пир Петра I», «Из А. Шенье», «Скупой рыцарь», «Путешествие в Арзерум», «Родословная моего героя», «Сапожник», «Рославлев», «Джон Теннер», «Капитанская дочка» и др. Гоголь поместил здесь «Коляску», «Утро делового человека», «Нос», ст. «О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 гг.». Кроме того в «С.» был напечатан большой цикл стихотворений Тютчева, очерки А. И. Тургенева и ряд произведений названных выше участников журнала. Преобладающими литературно-творческими тенденциями журнала были тенденции реализма.

«С.» был разрешен Пушкину как чисто лит-ый журнал: политических статей «С.» не имел права печатать. Это обстоятельство, а также редкий выход журнала в то время как «Библиотека для чтения» (см.) напр. выходила ежемесячно и с крайне разнообразной программой, мешали распространению журнала: он расходился в 600—700 экземплярах (при тираже «Библиотеки для чтения» — 5 000).

Наряду со всяческими ограничениями в правах «С.» все время своего существования служил предметом самого пристального внимания цензуры — недоверие к издателю прочно сохранялось у правящих кругов. Это тем более примечательно, что основная линия журнала ни в малейшей мере не была антиправительственной. В отношении политическом «С.» противопоставлял пресмыкательству Булгариных обоснованное признание правительственного курса в духе Пушкинских «Стансов» и «К друзьям». В социальной программе журнала получили свое выражение явно буржуазные тенденции. Пушкин полемизирует в третьей книжке с помещенной в первой книжке статьей Гоголя, нападавшей на Сенковского, защищая последнего. Он не печатал имевшихся в портфеле статей против «Библиотеки для чтения», предлагая Гречу совместное издание журнала. Знаменательны начавшиеся Пушкиным переговоры с Белинским об участии его в «С.». Знаменательная попытка эта говорит о новых, не вполне ясных, правда, устремлениях редактора.

С уходом Пушкина «С.» совершенно захирел и в руках Плетнева не поднимался над уровнем самого заурядного журнала.

Некрасов и панаев.

В течение почти двадцатилетнего периода существования «С.» его общий характер и контингент его сотрудников несколько раз изменялись; однако на протяжении почти всего этого времени «С.» был одним из лучших и наиболее передовых русских журналов.

В 1847 и в начале 1848 «С.» являлся антикрепостническим и отчасти социалистическим органом, отражая взгляды первых революционных представителей русской демократии 40-х гг. В журнале печатались дворянские писатели, либералы, антикрепостники Тургенев, Григорович и др., но идейным руководителем журнала был фактически Белинский, в статьях к-рого, равно как и в статьях Герцена, были элементы пропаганды социализма.

После смерти Белинского, в годы так наз. «цензурного террора» [1848—1855] журнал на некоторое время потерял значение; отдельные сотрудники (Дружинин, Анненков) заняли позиции аполитического эстетизма. С 1852—1853 в результате усиленного участия в журнале Тургенева, Л. Толстого, Островского, Григоровича, Фета, Тютчева, Майкова и самого Некрасова литературно-художественный отдел журнала начал подыматься и в середине 50-х гг. [в 1854, 1855 и 1856] поднялся на очень большую высоту. Чрезвычайно интересен был в эта годы литературно-критический отдел, в к-ром с 1854 начали печататься статьи и рецензии Чернышевского, положившего конец аполитическому эстетизму своих предшественников и воскресившего революционно-демократические традиции Белинского последнего периода.

С конца 1857 в результате происшедших в это время изменений в политической жизни, крупных сдвигов в лит-ре, а также в результате некоторого ослабления цензурного гнета характер журнала сильно изменился. Писатели-дворяне либо совершенно отпали от «С.» (Толстой — в 1858, Тургенев — в 1860) либо сократили свое участие в нем (Григорович). На первое место в журнале выдвинулись публицистический и литературно-критический отделы. Журнал стал органом представителей революционной демократии 60-х гг., идеологов крестьянской революции. В эти годы [1858—1862] идейным руководителем журнала стал Чернышевский, в статьях к-рого отстаивались интересы широких крестьянских масс, популяризировались идеи утопического социализма,

философского материализма Л. Фейербаха и, насколько это возможно было по цензурным условиям, пропагандировалась необходимость революционных действий. Литературно-критический отдел с конца 1857 и до середины 1861 возглавлялся Добролюбовым, участвовавшим также и в публицистическом отделе. Сотрудничали в журнале М. Михайлов, Щелгунов, Елисеев, Антонович и др. С начала 1859 при журнале возник своеобразный отдел «Свисток», нечто вроде самостоятельного сатирического органа. Литературно-художественный отдел, несмотря на то, что в нем печатались Салтыков-Щедрин, Н. Успенский, Помяловский, Слепцов и др., отошел в эти годы на второй план. Благодаря статьям Чернышевского и Добролюбова «С.» в эти годы приобрел огромный авторитет как орган революционной демократии, и тираж его непрерывно рос.

В июне 1862 «С.» был приостановлен правительством на восемь месяцев и он потерял самого выдающегося своего сотрудника Н. Г. Чернышевского, арестованного 12 июня, Добролюбов умер еще осенью 1861.

В последний период существования с 1863 новая редакция «С.» (Некрасов, Салтыков-Щедрин, Елисеев, Антонович, Пыпин и Жуковский) продолжала журнал, сохраняя направление Чернышевского. В литературно-художественном отделе журнала в это время печатались произведения Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Глеба Успенского, Слепцова, Левитова, Решетникова, Помяловского, Якушкина, Островского и др.

В публицистическом отделе на первое место выдвинулись Антонович, Салтыков-Щедрин.

В 1865 «С.» получил два предостережения, в средине 1866 после выхода в свет пяти книжек журнала издание его было прекращено по настоянию особой комиссии, организованной после покушения Каракозова на Александра II.

 

Отечественные записки русский литературный журнал XIX века, оказавший значительное влияние на движение литературной жизни и развитие общественной мысли в России; выходил в Санкт-Петербурге в 1818—1884 годах (с перерывами).

Ранний период. Журнал был основан историком и писателем П. П. Свиньиным в 1818 году и заполнялся статьями на темы истории, географии, быта и нравов России. В начале 1820-х в журнале принимал участие журналист, писатель, историк Н. А. Полевой. Выходил до 1831 года; в 1838 году был возобновлён Свиньиным и с января 1839 года передан А. А. Краевскому.

Издатель-редактор журнала Краевский преобразовал «Отечественные записки» в ежемесячный журнал учёно-литературный и политический большого объёма (до 40 печатных листов). Каждый номер содержал разделы «Современная хроника России», «Науки», «Словесность», «Художества», «Домоводство, сельское хозяйство и промышленность вообще», «Критика», «Современная библиографическая хроника», «Смесь».

К участию в журнале были привлечены литераторы разных направлений и поколений — В. А. Жуковский, В. Ф. Одоевский, Д. В. Давыдов, историки М. П. Погодин и С. П. Шевырев, М. А. Дмитриев, профессор латинской словесности и философии И. И. Давыдов, известный впоследствии славянофил А. С. Хомяков, С. Т. Аксаков, М. Ю. Лермонтов, В. А. Соллогуб, И. И. Панаев, Ф. Ф. Корф и другие. Критическим отделом руководил сначала В. С. Межевич, с осени 1839 до весны 1846 года — В. Г. Белинский, затем Валериан Майков (утонувший летом 1847 года), позднее С. С. Дудышкин.

Белинский привлёк к участию своих друзей и единомышленников В. П. Боткина, Бакунина, Т. Н. Грановского, Кетчера, П. Н. Кудрявцева, позднее в «Отечественных записках» приняли участие Н. П. Огарёв, А. И. Герцен, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев. Журнал постепенно покинули Жуковский, Вяземский, Плетнёв, Бенедиктов, Межевич, Хомяков, Аксаков, также будущие сотрудники журнала «Москвитянин».

Журнал вёл борьбу с «Северной пчелой» Булгарина и Греча и «Библиотекой для чтения» Сенковского, «Москвитянином» Погодина и Шевырёва и славянофилами.

По причинам материально-бытового (Краевский низко оплачивал работ


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.126 с.