Композиций в различных формах организации педагогического процесса — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Композиций в различных формах организации педагогического процесса

2022-11-27 28
Композиций в различных формах организации педагогического процесса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как мы уже отмечали, данная программа ориентирует педагога на сотрудниче­ство с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности в педагогическом процессе*. Поэтому предлагаемый репертуар — ритмические компо­зиции — используется не только на музыкальных и физкультурных занятиях, но и на утренней зарядке, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной дея­тельности, самостоятельных играх, на прогулке и т.д. Таким образом, репертуар "Рит­мической мозаики" позволяет каждому педагогу определять место его использова­ния и в соответствии с этим "конструировать" из отдельных композиций необходимую форму занятий с детьми (как бы составлять "узор ритмической мозаики"). Такой подход дает возможность использовать данный материал не только как средство раз­вития музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических процессов — внимания, памяти, воли, творческо­го воображения и фантазии, а также как средство расслабления, переключения вни­мания или повышения психофизического тонуса и т.д. — в самых разнообразных формах организации педагогического процесса в детском саду, в школе на уроках и во внеурочной деятельности. Опытный педагог средствами ритмопластики за счи^ тайные минуты может снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, по­высить настроение, сконцентрировать внимание. Следовательно, музыкально-рит­мические упражнения являются эффективной психогимнастикой, средством коррекции состояния детей и их поведения. Например, на занятиях с высокой ум­ственной активностью и малой подвижностью следует использовать игровые, танце­вальные композиции в качестве физкультминуток ("Кот Леопольд", "Кукляндия", "Танцуйте сидя" и др.). На занятиях природоведческого содержания — творческие задания на выразительность пластического образа на тему природы — "Упражнение с осенними листьями", "Дети и природа" и т.д.).

Снять психическое напряжение, расправить плечи, выпрямить спину, успоко­ить дыхание помогают такие композиции, как "Цыганские напевы", "Красный са­рафан", "Мельница". Использование композиций на основе быстрой, веселой му­зыки, таких, как "Кремена", "Полкис", "Калинка", позволяет поднять настроение детей, активизировать их внимание.

* Эти идеи раскрыты в программе интеллектуального, художественно—творческого развития ребенка "Гармония" Д.И.Воробьевой.

На основе репертуара из "Ритмической мозаики" можно проводить утреннюю зарядку или бодрящую гимнастику. Пользуясь предложенной фонограммой*, можно! достаточно точно рассчитать время занятия движениями, их интенсивность, а зна-с чит и нагрузку. Приведем несколько примеров.

Так, в бодрящей гимнастике физическая нагрузка не должна быть большой, там как ее назначение — привести детей в бодрое состояние, поэтому лучше подбирать упражнения игрового характера, с творческими заданиями и спокойные по темпу. С этой целью рекомендуются такие композиции, как "Птички и Ворона", "Кошка к Девочка", "Пастушка", "Упражнение с цветами", "Разноцветная игра" и др. Наи­более оптимально использовать их в сочетании с закаливающими процедурами.

На утренней зарядке необходимо давать детям определенную нагрузку. С уче- v том этого рекомендуется подбирать композиции с интенсивными ао физической т нагрузке (соответственно возрастным и индивидуальным особенностям детей) дви­жениями. Желательно, чтобы дети уже были знакомы с упражнениями, иначе ш t развивающий эффект снижается.

Комплекс утренней гимнастики для детей 4-5 лет

"Едем к бабушке в деревню" — образно-игровая композиция, включающая л хоьбу, пружинные, имитационные движения.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

2.               "Белочка" - игровая композиция (имитационные движения, махи, "пружинки").                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

3.              "Разноцветная игра" — игровая композиция с перестроениями (парами — в

свободном положении, в общем кругу), включающая ходьбу, имитационные движения, "пружинки".                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Комплекс утренней гимнастики для детей 7 лет

1. Композиция "Птичий двор" — упражнения на различные виды ходьбы и ими- о ровизация игровых движений — 3,5 мин.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

2. "Цирковые лошадки" — композиция на общеразвивающие движения спортивного характера, быстрая по темпу и интенсивная по подбору движений — 3,3 мин,  

3.              "Голубая вода" — композиция, включающая плавные, маховые, пружинные движения с различной амплитудой, а также элементы художественной гимна­стики — 3 мин.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

4.               "Кремена" — танцевальная композиция веселого, бодрого характера ~ 2,5 мин. 

На физкультурных занятиях ритмические композиции могут использоваться фрагментарно или в комплексе (как на утренней гимнастике), а также как игры. о

Комплекс общеразвивающих упражнений составляется на основе ритмических композиций аналогично комплексу для утренней зарядки, только на занятии б могут быть даны новые упражнения с целью их разучивания и освоения.                                                                                                                                                                               

В конце занятия детям предлагаются творческие задания (придумать движения к песне "Дело было в январе"), шуточные композиции ("Два Барана", "Кошка и Девочка"), игры ("Игра с мячом", "Козочки и Волк"), пляски ("Кремена", "Полкис", м "Парная пляска" на финскую польку и др.).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

* К программе прилагается набор аудиокассет ("Ритмическая пластика" — 1, 2, 3-я части — 3 кассеты).

На музыкальных занятиях педагог предлагает детям композиции в самых раз­ных вариантах: как вводную часть занятия ("Поросята", "Озорники", "Упражнение с листьями") либо заключительную (игра "Найди себе пару"), в процессе слушания музыки и определения ее жанра и т.д. Главное — активизация внимания детей, про­буждение и поддержание у них интереса к музыке, к творчеству, развитие творчес­кого воображения. Так, например, композиция "Волшебный цветок" (муз. Ю.Чич-кова) включается в занятие и в процессе слушания песни как пластическая импровизация на эту тему. Дети пытаются представить, как выглядит "волшебный" цветок, как колышатся на ветру его стебелек и листья, и показывают это в движе­нии, рисовании или ашылкации.

Интересно можно включить в занятия ритмические композиции на класси­ческую музыку — "Менуэт" Л. Боккерини, "Танец Троллей" Э.Грига, "Аквариум" К.Сен-Санса, "Танец цветов и бабочек" на музыку Ф.Шуберта и др. Естественно, что необходимы прослушивание музыки и беседы о ней, рассматривание иллюст­раций, рисование на эту тему, а также пластические этюды — импровизации детей и педагога под музыку. Постепенно создается целая картина, которую можно ис­полнить в соответствующих костюмах и с декорациями ("Аквариум" - водоросли, раковины; "королевский дворец" — колонны, зеркала, канделябры, "Танец Трол­лей" - сказочный лес, таинственная пещера и т.д.). При создании фантастических образов дети активно включаются в диалог с педагогом, предлагают свои вариан­ты оформления картины (рисуют эскизы костюмов или декораций), придумывают свой сюжет (методику организации творческих занятий см. в пособии "От игры до спектакля").

Такие композиции могут исполняться на праздничных утренниках, в играх -драматизациях, семейных праздниках, в повседневной работе с детьми.

Естественно, что на вечерах развлечения и праздничных утренниках дети са­мостоятельно исполняют наиболее яркие, понравившиеся им композиции (которые они выучили с педагогом). С целью более эффектного, эмоционального и вырази­тельного исполнения детям предлагается атрибутика, элементы костюмов. Посколь­ку большинство композиций имеют яркий художественный образ, нетрудно вместе с детьми придумать, какие атрибуты необходимо изготовить, как они должны выг­лядеть (шапочки зверей, ленты — как стебли водорослей и т.д.).

Мы рекомендуем также включать ритмические композиции в занятия и вечера досуга, которые имеют общую игровую тему ("Путешествия", "Дни рождения" и др.), и тогда двигательные композиции под музыку сочетаются с аттракционами, загадками, математическими играми и другими видами занимательных заданий. Например, если вы проводите с детьми веселое развлечение на "экзотическом острове", то после композиции "Чунга-чанга" логично провести аттракцион "Кто больше соберет бананов": допрыгнуть и сорвать с "ветки", сосчитать их (у кого больше?), отгадать загадки и пригласить "отгадки" — других веселых обитателей этого острова (например, Львенка и Черепаху), исполнить вместе с ними общую веселую песню или танец.

Для удобства в планировании мы предлагаем проанализировать репертуар "Рит­мической мозаики" по темам и по возможностям включения в различные формы организации педагогического процесса.

Можно воспользоваться схемой тематической характеристики репертуара, которую в дальнейшем каждый педагог дополняет по своему усмотрению (см. прил. 2).

Послесловие

Итак, мы коротко изложили основы содержания и методики обучения дете! по программе "Ритмическая мозаика". Однако следует уточнить, что описанш методы и приемы работы являются, в основном, общепедагогическими, учитыва­ющими возрастные особенности детей 3-9 лет, цели и задачи их воспитания, i также условия организации жизни детей в образовательных учреждениях. Но каж> дый педагог — творческая, уникальная личность со своими "сильными" и "слабы­ми" профессиональными качествами. Каждый педагог использует один и тот же прием по-своему. И наиболее эффективной методикой будет не столько то, что рекомендовано, а то, что внутренне принято самим педагогом, глубоко осмысле­но и проанализировано, опробовано на практике в работе с детьми. И мы надеем­ся, что наши советы и рекомендации также будут апробированы, пропущены "че­рез себя", свой собственный опыт и дополнятся уточнениями, собственными разработками и импровизациями.

Творческих успехов!

218


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.