К стопам наставников склоняюсь, — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

К стопам наставников склоняюсь,

2022-11-27 45
К стопам наставников склоняюсь, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сокрытом в мудрой пестроте,

К стопам наставников склоняюсь,

Писанью – свету в темноте.

 

 

КОММЕНТАРИЙ

     Единству гуру поклоняюсь – работа посвящена прославлению непостижимой энергии Господа (ачинтья-шакти), единящей все с Богом и в то же время сохраняющей уникальность всего. Все темы отражают частные случаи этого непостижимого единоразличия.

Первый стих представляет собой вступительную молитву, указывающую на принципиальное, до конца не постижимое единство и различие личных учителей (гуру) практикующего, наставников прошлого (садху) и Священного Писания (шастра). Как пишет Нароттама дас Тхакура Махашайя в своей «Према-бхакти-чандрике» (1.10):

 

сдху-стра-гуру-вкйа хдайе карий аикйа

сатата бхсиба према-мдже

карм джни бхакти-хна ихке карибе бхина

нароттама эи таттва гдже

«Я желаю, чтобы сердце мое было очищено словами вайшнавов, Писаний и духовного учителя, и, чтобы созерцая единство этих трех, я постоянно купался бы в океане любви к Богу. Я удалюсь от дурного общения с корыстными труженниками, умствующими мыслителями и людьми, далекими от преданного служения. Я, Нароттам дас, пою эту истину».

     Сокрытом в мудрой пестроте – раскрытие единства в наставлениях личных учителей – залог успеха ученика. Учителями автора являются дикша-гуру Е.С. Бхактивайбхава Свами и мула-шикша-гуру Е.С. Бхану Свами.

     К стопам наставников склоняюсь – мнение ачарьев прошлого должно подтверждать указания личных учителей практикующего. Главным из таковых является величайший Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада – самстхапака-ачарья «Кришна-бхаванамрита-сангхи».

     Писанью – свету в темноте – в свою очередь, предшествующие ачарьи обязаны проповедовать именно то, что говорится в Священных Писаниях, таких как «Бхагавад-гита» и «Шримад-Бхагаватам», и не иначе.

 

 

2

Тропами чувства бродят втуне,

Им вторит в дебрях буйный ум.

Гордится ими жалкий муни,

Отбросив Слово в пользу дум.

         

 

 

КОММЕНТАРИЙ

 

     Тропами чувства бродят в туне – второй и третий стихи посвящены теме праманы, т.е. верных источников познания, основными из которых считаются три: чувственное познание (пратьякша), умственные заключения (анумана) и Слово Бога (шабда), транслирующееся через гуру, садху и шастры, о чем сказано в первом стихе. Все три праманы так непостижимо едины и одновременно сохраняют свою уникальность.

Чувственное познание не всегда ведет к верному познанию в силу наличия у него четырех недостатков:

 

бхрама, прамда, випралипс, карапава

варера вкйе нхи доша эи саба

«Слова Верховной Личности Бога свободны от материальных недостатков, таких как ошибки (бхрама), заблуждения (прамада), обман (випралипса) и несовершенство чувственного восприятия (каранапатава)» («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 7.107).

     Им вторит в дебрях буйный ум – работа ума основывается на данных чувств, которые уже сами по себе обладают четырьмя недостатками. Более того, Джива Госвами («Таттва-сандарбха», Ануччхеда 9) подчеркивает, что ум не в состоянии решить то, что относится к предметам не материального мира (алаукика) и непостижимо (ачинтья).

     Гордится ими жалкий муни, отбросив Слово в пользу дум – как правило, спекулятивные философы, прежде всего, ценят работу ума, хотя это безосновательно. Шрила Мадхвачарья полагал, что именно анумана является наиболее уязвимой праманой («Махабхарата-татпарья-нираная»).

 

 

3

Как матерь, деток обнимая,

Даёт обоим нежно грудь,

Так мыслит и воспринимает

Подвижник Слова, зрящий суть.

 

КОММЕНТАРИЙ

     Как матерь, деток обнимая, дает обоим нежно грудь   – смысл примера в том, чтобы показать важность непостижимого единения между всеми тремя праманами, указав однако на несомненную доминанту одной из них, а именно – шабды.

     Так мыслит и воспринимает подвижник Слова, зрящий суть – в «Прамея-ратнавали» Баладева Видьябхушана пишет, что чувственное восприятие и умственные заключения могут либо вступать в противоречие (пратикула) с Откровением, либо гармонично следовать ему (анукула). Первая ситуация отвергается как нездоровая в гносеологическом отношении, вторая, напротив, приветствуется.

 

 

4

Энергий Бога переливы

Непостижимы в глубине,

Творят единый мир игриво.

А кто же знает, что на дне?

 

КОММЕНТАРИЙ

     Энергий Бога переливы – четвертый и пятый стихи излагают тему самбандхи, метафизических связей Господа с живыми существами и миром. Подобно тому как бывают прекрасны переливы волн под воздействием света Солнца на поверхности океана, точно также люди зачарованы внешним воздействием непостижимых энергий Бога.

     Непостижимы в глубине – смысл непостижимости заключается не в том, что мы вообще ничего не можем понять в действии энергий Бога, а в том, что мы никогда не сможем понять их до конца, исчерпать их безграничное содержание. Баладева Видьябхушана в «Говинда-бхашье» приводит в пример великую гору Меру – хотя некоторые высшие живые существа могут видеть ее различные составные части, даже они никогда не будут в состоянии увидеть ее всю, в силу ее сверх огромных размеров.

     Творят единый мир игриво – действие непостижимых энергий Господа строго скоординировано и приводит к созданию и функционированию единого мироздания. Но для Бога – это не более, чем непринужденная игра, танец!

     А кто же знает, что на дне? – сущность (сварупа) Бога не доступна познанию никаких живых существ, мы можем лишь отчасти познать действие Его энергий, находящихся в непостижимом единоразличии с этой сущностью.

 

5

Никто! Лишь Бог, распространившись

Сознаний искорок оживших

И элементов всех мастей.

 

КОММЕНТАРИЙ

     Никто! Лишь Бог распространившись в бессметном множестве частей – непостижимую сущность Бога знает лишь Он один, однако Господь посредством Своих энергий, оставаясь при этом одним и тем же, распространяет Себя в бесчисленные проявления.

     Сознаний искорок оживших – одно из проявлений энергий Бога – это живые существа, наделенные сознанием и самосознанием.

     И элементов всех мастей – материальный мир и, в частности, тела живых существ состоят из двадцати четырех элементов.

6

Он дал одним пути деяний,

Другим пещеры нищеты,

Пробросив между гор мосты.

 

КОММЕНТАРИЙ

     Он дал одним пути деяний – шестой и седьмой стихи затрагивают тему абхидхейи, духовной практики. Господь дает живым существам возможность идти путем карма-йоги, т.е. материальной деятельности, осуществляемой без привязанности к ее плодам.

     Другим пещеры нищеты – также Бог предлагает путь гьяна-йоги, т.е. философских размышлений, медитации, уединения и сознательного отказа от удобств материальной жизни.

     Способных ввел на пик преданья – однако наиболее возвышен процесс бхакти-йоги, преданного служения Господу, который еще будет обсуждаться в следующем стихе.

     Пробросив между гор мосты – дороги в долинах неизбежно ведут в горы, населенные подвижниками, живущими в пещерах, а горы соединены между собой висячими мостами. Только так можно достигнуть самых высоких пиков. Подобно этому некоторые люди сначала предпочитают практику карма-йоги, затем, разочаровавшись в материальной деятельности, приступают к гьяна-йоге и, наконец, переходят на высшую ступень – бхакти-йогу. Таким образом, постулируется непостижимое единство этих трех методов духовного совершенствования.

 

7

Кто волю Бога принимает,

Кто пригубил, но отвергает,

Во рту почувствует песок.

 

КОММЕНТАРИЙ

     Кто волю Бога принимает, испьет блаженства жизни сок – те, кто следуя путем бхакти-йоги, безраздельно предаются Господу – обретают высшее блаженство.

     Кто пригубил, но отвергает, во рту почувствует песок – те же, кто практикует бхакти, но сохраняет при этом посторонние мотивы (мишра-бхакти), достигнет гораздо меньшего уровня совершенства. Так, даже если в очень вкусный нектар попадает песок, он неизбежно будет скрипеть на зубах и мешать чистому восприятию вкуса. Однако в обоих случаях сок остается одним и тем же, поэтому непостижимое единство сохраняется даже между чистым и не чистым бхакти.

 

 

8

Влечений плоти мягкий плен,

Сегодня ясли – завтра тлен.

 

КОММЕНТАРИЙ

 

     Долг древних, серебра достаток, влечений плоти мягкий плен – с восьмого по десятый стихи описывается тема прайоджаны, цели жизни и духовной практики. В стихе перечисляются три главные материальные ценности ведической цивилизации: дхарма (общественный религиозный долг), артха (накопление богатства), кама (наслаждение чувств).

     Отрез судьбы уж слишком краток, сегодня ясли – завтра тлен – однако все вышеперечисленные цели имеют принципиально временный характер и потому не имеют абсолютной ценности.

 

 

9

Резвящийся в свободе дух,

КОММЕНТАРИЙ

     Отвергнув все стремленья разом – в силу временной природы указанных выше целей, люди, готовые к отречению, отвергают их и начинают преследовать четвертую ценность – мукти, освобождение из уз материи.

     Резвящийся в свободе дух – стремление к освобождению одновременно веселит душу подвижника и в то же время может выглядеть несколько смешным, если вдруг он начинает отождествлять себя с Богом.

     Не ищет неги, скромен глазом, теперь он нем, постится, глух – практик, пытающийся достичь освобождения, начинает строго ограничивать деятельность пяти чувств: осязания, зрения, вкуса, обоняния, слуха.

 

10

Любовь же все объединяет:

КОММЕНТАРИЙ

 

     Любовь же все объединяет – провозглашается синтетический смысл любви к Богу, непостижимым образом объединяющей в себе все устремления человека (дхарма, артха, кама и даже мокша), в отличии от идеала строгого отречения в случае попыток достижения индивидуального освобождения.

     Вкушает сладко, слышит Слово, коснется мурти, созерцает, вдохнет… – према придает глубочайший смысл всем чувствам человека: вкусу, слуху, осязанию, зрению, обонянию.

     Мгновенье – снова ново! – на уровне достижения любви к Богу каждое мгновение приносит все больше и больше блаженства. Об этом пишет Ямуначарья в своей «Стотра-ратне»:

 

йад-авадхи мама чета кша-пдравинде

нава-нава-раса-дхманй удйата рантум ст

тад-авадхи бата нри-сагаме смарйамне

бхавати мукха-викра сушху нишхвана ча

«С той поры как я посвятил себя трансцендентному любовному служению Кришне и нашел в нем источник постоянно обновляющегося блаженства (нава-нава-раса), стоит мне подумать о плотских утехах, как губы мои кривятся в отвращении, и я сплевываю».

 

11

Пусть торжествует эта шакти,

Непостижимо единит –

Познанья, мира, кладезь бхакти,

Любви не ведам нам лимит!

 

КОММЕНТАРИЙ

     Пусть торжествует эта шакти, непостижимо единит – последний стих является непосредственным прославлением непостижимой энергии Господа.

     Познанья, мира, кладезь бхакти, любви – не ведан нам лимит! – В последних строках вновь перечисляются все темы произведения: прамана, самбандха, абхидхейя, прайоджана; и снова провозглашается их непостижимое единство.

 

Нандагопал даса, 07.07.2016

 

Сокрытом в мудрой пестроте,

К стопам наставников склоняюсь,

Писанью – свету в темноте.

 

 

КОММЕНТАРИЙ

     Единству гуру поклоняюсь – работа посвящена прославлению непостижимой энергии Господа (ачинтья-шакти), единящей все с Богом и в то же время сохраняющей уникальность всего. Все темы отражают частные случаи этого непостижимого единоразличия.

Первый стих представляет собой вступительную молитву, указывающую на принципиальное, до конца не постижимое единство и различие личных учителей (гуру) практикующего, наставников прошлого (садху) и Священного Писания (шастра). Как пишет Нароттама дас Тхакура Махашайя в своей «Према-бхакти-чандрике» (1.10):

 

сдху-стра-гуру-вкйа хдайе карий аикйа

сатата бхсиба према-мдже

карм джни бхакти-хна ихке карибе бхина

нароттама эи таттва гдже

«Я желаю, чтобы сердце мое было очищено словами вайшнавов, Писаний и духовного учителя, и, чтобы созерцая единство этих трех, я постоянно купался бы в океане любви к Богу. Я удалюсь от дурного общения с корыстными труженниками, умствующими мыслителями и людьми, далекими от преданного служения. Я, Нароттам дас, пою эту истину».

     Сокрытом в мудрой пестроте – раскрытие единства в наставлениях личных учителей – залог успеха ученика. Учителями автора являются дикша-гуру Е.С. Бхактивайбхава Свами и мула-шикша-гуру Е.С. Бхану Свами.

     К стопам наставников склоняюсь – мнение ачарьев прошлого должно подтверждать указания личных учителей практикующего. Главным из таковых является величайший Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада – самстхапака-ачарья «Кришна-бхаванамрита-сангхи».

     Писанью – свету в темноте – в свою очередь, предшествующие ачарьи обязаны проповедовать именно то, что говорится в Священных Писаниях, таких как «Бхагавад-гита» и «Шримад-Бхагаватам», и не иначе.

 

 

2


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.