Редакторская группа «Основного в ленинизме» — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Редакторская группа «Основного в ленинизме»

2022-11-27 30
Редакторская группа «Основного в ленинизме» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОСНОВНОЕ В ЛЕНИНИЗМЕ

ТОМ II

1895~1897

Печатается по Полному собранию сочинений

В. И. ЛЕНИН, том 2, изд. 5‑е

2022


УДК 323.4

ББК 63.3-28

Л-33

ОСНОВНОЕ В ЛЕНИНИЗМЕ ТОМ 2 1895—1897

Л-33 Ленин В. И.

Основное в ленинизме: собрание сочинений — печатается по Полному собранию сочинений В. И. ЛЕНИНА, том 2

(1895—1897), изд. 5‑е. – т. 2. – Санкт-Петербург: Издатель Англинова Л. Н., 2022. – 192 стр.

ISBN 978-5-6047058-9-6

Серия книг «Основное в ленинизме» прекрасная возможность не только твёрдо изучить ленинизм – шаг за шагом, книга за книгой, но и погрузиться в атмосферу борьбы за построение первого в истории человечества коммунистического общества. Коммунизм не утопия, коммунизм не мечтания пубертатных подростков, коммунизм не только соответствует природе человека, а коммунизм и есть суть человека. Как понять коммунизм, как разобраться в нём, как включиться в общее дело? Лучше всего сделать это, начав читать Ленина – не отрывками, не цитатами, не случайно, а системно систематически по чуть-чуть. Данный том – второй шаг в этом сложном и увлекательном деле.

ISBN 978-5-6047058-2-7

ISBN 978-5-6047058-9-6 (т. 2)

© Группа «СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ», 2022

© УДОВИЧЕНКО М. С., составитель, 2022


 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сегодня, в 2022 году, мы знаем Владимира Ильича Ленина как гениального философа, экономиста и организатора, вождя русской пролетарской Революции, политического деятеля, который оставил в наследство обществу не только 55 томов своих произведений, но и первое в мире государство, где целью производства являлась не прибыль, а развитие всех членов общества.

Перед вами лежит книга с произведениями Ленина, которые он написал в период с 1895‑го по 1897‑й год, то есть в возрасте 25–27 лет. Два года из этих трёх он провёл в тюрьме, в ссылке и в дороге между ними. И все три года Владимир Ильич неустанно работает и учится: организует социалистическое движение в России и связывается с товарищами за границей, изучает классику марксизма, работы современников и статистические сведения о Российской Империи, пишет статьи и брошюры, работает над фундаментальным научным исследованием «Развитие капитализма в России», которое полностью войдёт в третий том серии «Основное в ленинизме».

На страницах этой книги перед вашими глазами предстанет становление и развитие человека, который посвятил всю свою жизнь прогрессу общества, поднял на своих плечах это общество на следующую «ступень» – в эпоху пролетарских революций.

Предлагаем вам скорее перелистнуть эту страницу и продолжить изучение истории нашей страны в изложении одного из лучших публицистов того времени.

Написано осенью 1895 г.

Напечатано в 1895 г. в Петербурге отдельной брошюрой. Печатается по тексту брошюры издания 1895 г., сверенному с изданием 1897 г.

Вычитал: Черняховский Константин Юрьевич, педагог

Проверил: Садовский Андрей Андреевич, инженер

Верстал: Ламовский Дмитрий Сергеевич


ГИМНАЗИЧЕСКИЕ ХОЗЯЙСТВА И ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ ГИМНАЗИИ

Давно известно решение вопроса о капитализме в России, предлагаемое народниками и представляемое в последнее время всего рельефнее «Русским Богатством». Не отрицая наличности капитализма, будучи вынуждены признать его развитие, народники считают, однако, наш капитализм не естественным и необходимым процессом, завершающим вековое развитие товарного хозяйства в России, а случайностью, не имеющей прочных корней, означающей лишь уклонение с пути, предписываемого всей исторической жизнью нации. «Мы должны, — говорят народники, — выбрать иные пути для отечества», сойти с пути капитализма и «обмирщить» производство, пользуясь наличными силами «всего» «общества», которое-де начинает уже убеждаться в несостоятельности капитализма.

Очевидно, что ежели возможно выбрать иной путь для отечества, ежели всё общество начинает понимать необходимость этого, тогда «обмирщение» производства не представляет больших трудностей и не требует известного подготовительного исторического периода. Стоит только выработать план такого обмирщения и убедить кого следует в его осуществимости, — и «отечество» свернёт с ошибочного пути капитализма на дорогу обобществления.

Всякий понимает, какой громадный интерес должен представлять подобный план, обещающий столь радужные перспективы, а потому русская публика должна быть очень благодарна г-ну Южакову, одному из постоянных сотрудников «Рус. Богатства», за то, что он взял на себя труд разработать подобный план. В майской книге «Русского Богатства» находим его статью: «Просветительная утопия» с подзаголовком: «План всенародного обязательного среднего образования».

Какое же отношение имеет это к «обмирщению» производства? — спросит читатель. Самое непосредственное, так как план г-на Южакова очень широк. Автор проектирует учреждение в каждой волости гимназии, включающей всё население мужского и женского пола школьного возраста (8–20 лет, maximum и до 25 лет). Такие гимназии должны представлять собой производительные ассоциации, ведущие земледельческое и нравственное хозяйство, не только содержащие своим трудом население гимназий (составляющее, по г. Южакову, пятую часть всего населения), но дающие сверх того средства для содержания всего детского населения. Подробный расчёт, сделанный автором для одной типичной гимназии-волости (она же — «гимназия-ферма», «гимназическое хозяйство» или «земледельческая гимназия»), показывает, что всего-навсего гимназия будет содержать свыше половины всего местного населения. Если мы примем во внимание, что каждая такая гимназия (всего их проектируется на Россию 20 000 двойных гимназий, т. е. 20 000 мужских и 20 000 женских) снабжается землёй и средствами производства (имеется в виду выпустить земские с правительственной гарантией облигации с 4½ % платежа и ½% погашения), — то мы поймём, насколько в самом деле «план» г-на Южакова является «огромным». Производство обобществляется для целой половины населения. Сразу, значит, выбирается иной путь для отечества! И это достигается «без всяких затрат (sic!) (так! Ред.) со стороны правительства, земства и народа». Это «кажется утопией только с первого взгляда», а на самом деле «гораздо осуществимее всенародного начального образования». Г-н Южаков свидетельствует, что необходимая для этого финансовая операция «не представляется химерой и утопией», и достигается не только, как мы видели, без затрат, без всяких затрат, но даже без изменения «установившихся учебных планов»!! Г-н Южаков совершенно справедливо замечает, что «всё это имеет немаловажное значение при желании не ограничиться одним опытом, но достигнуть действительно всенародного образования». Он говорит, правда, что он «не задавался целью составить исполнительный проект», но его изложение даёт и предполагаемое число учеников и учениц на гимназию, и расчёт рабочих сил, потребных для содержания всего населения гимназий, и перечисления педагогического и административного персонала, с указанием как довольствия членов гимназии натурой, так и денежного жалованья педагогам, врачам, техникам и мастерам. Автор подробно рассчитывает число рабочих дней, необходимых для земледельческих работ, количество земли, необходимой для каждой гимназии, и денежных средств, требующихся для первоначального обзаведения. Он предусматривает судьбу, с одной стороны, инородцев и сектантов, которые не смогут воспользоваться благами всенародного среднего образования, а с другой стороны, лиц, удаляемых из гимназий за порочное поведение. Расчёты автора не ограничиваются одной типической гимназией. Ни в каком случае. Он ставит вопрос об осуществлении всех 20 000 двойных гимназий и даёт указания на то, как добыть потребное для этого количество земли и как обеспечить «удовлетворительный персонал учащих, администраторов и хозяев».

Понятно, какой захватывающий интерес представляет подобный план, — интерес не только теоретический (очевидно, что столь конкретно разработанный план обмирщения производства должен окончательно убедить всех скептиков и уничтожить всех отрицающих осуществимость подобных планов), но и живой практический интерес. Было бы странно, если бы на проект организации всенародного обязательного среднего образования не обратило внимание высшее правительство, особенно когда автор предложения решительно утверждает, что дело обойдётся «без всяких затрат» и «встретит препятствия не столько со стороны финансовых и экономических условий задачи, сколько со стороны условий культурных», которые, однако, «не непреоборимы». Такой проект непосредственно затрагивает не только министерство народного просвещения, но равным образом и министерство внутренних дел, министерство финансов, министерство земледелия и даже, как мы увидим ниже, министерство военное. В министерство юстиции должны будут отойти, по всей вероятности, проектируемые «исправительные гимназии». Нельзя сомневаться, что и остальные министерства будут заинтересованы этим проектом, который, по словам г. Южакова, «ответит всем вышеперечисленным потребностям (т. е. образования и содержания), а вероятно, и многим другим».

Мы уверены поэтому, что читатель не посетует на нас, если мы займёмся подробным рассмотрением этого высокозамечательного проекта.

Основная мысль г. Южакова заключается в следующем: летнее время освобождается совершенно от учебных занятий и посвящается земледельческой работе. Далее, ученики, кончившие гимназию, оставляются на некоторое время при ней в качестве работников; они исполняют зимние работы и употребляются на работы промысловые, которые дополняют собой земледельческие и дают возможность каждой гимназии трудами рук своих содержать всех учеников и рабочих, весь персонал учащих и администрации и покрывать расходы на образование. Подобные гимназии, справедливо говорит г. Южаков, явились бы большими земледельческими артелями. Это последнее выражение не оставляет, между прочим, уже ни малейшего сомнения в том, что мы вправе рассматривать план г. Южакова, как первые шаги народнического «обмирщения» производства, как часть того нового пути, который должна выбрать Россия, чтобы избегнуть перипетий капитализма.

«В настоящее время, — рассуждает г. Южаков, — оканчивают гимназию в возрасте 18–20 лет, а порой запаздывают на 1–2 года. При обязательном обучении… запаздывание станет ещё распространённее. Оканчивать будут позже, а три старших класса будут состоять из возрастов от 16 до 25 лет, если именно 25 лет будет предельный возраст для увольнения без окончания курса. Таким образом, принимая во внимание добавочный контингент великовозрастных пятиклассников, можно смело считать около трети учащихся в гимназии… в возрасте рабочем». Если даже процент этот понизить до четверти, как рассчитывает далее автор, присоединяя к 8 классам гимназии 2 класса для приготовительной начальной школы (принимались бы восьмилетние безграмотные ребята), — все-таки получим очень большое число рабочих, которые, с помощью полурабочих, справятся с летней работой. Но «десятиклассная гимназия-ферма, — основательно замечает г. Южаков, — потребует необходимо известный контингент зимних рабочих». Откуда же взять их? Автор предлагает два выхода: 1) наём рабочих («из которых некоторые заслуженные могли бы приобщаться к доходам»). Гимназическое хозяйство должно быть доходным хозяйством и оправдать такой наём. Но автору «представляется важнее другой выход»: 2) окончившие курс гимназии будут обязаны отработать затраты на их учение и содержание в младших классах. Это их «прямая обязанность», — добавляет г. Южаков, — разумеется, обязанность только для тех, кто не может уплатить стоимость учения. Они-то составят необходимый контингент зимних рабочих и дополнительный контингент летних.

Такова первая черта проектируемой организации, долженствующей «обмирщить» в земледельческие артели одну пятую часть населения. Мы уже на ней можем видеть, какого качества будет выбор иного пути для отечества. Наёмный труд, служащий в настоящее время единственным источником жизни для лиц, которые «не могут уплатить стоимости учения» и жизни, заменяется обязательным даровым трудом. Но мы не должны смущаться этим: не следует забывать, что за это население будет пользоваться благами всеобщего среднего образования.

Пойдём далее. Автор проектирует отдельные мужские и женские гимназии, снисходя к господствующему на континенте Европы предубеждению против совместного обучения, которое, собственно, было бы рациональнее. «50 учеников на класс, или 500 на все десять классов, или 1000 на гимназическое хозяйство (500 мальчиков и 500 девочек) будет вполне нормальным составом» средней гимназии. В ней будет 125 «пар рабочих» и соответствующее число полурабочих. «Если я замечу, — говорит Южаков, — что это число рабочих способно обработать, напр., в Малороссии 2500 дес. культурной полевой земли, то всякий поймёт, какую громадную силу представляет труд гимназии»!..

Но сверх этих рабочих будут ещё «постоянные рабочие», «отрабатывающие» образование и содержание. Сколько их будет? Ежегодный выпуск будет 45 учеников и учениц. Треть учеников будет отбывать воинскую повинность (ныне отбывает четверть. Автор увеличивает это число до трети, сокращая срок службы до 3‑х лет) в течение 3‑х лет. «Не будет несправедливостью поставить в те же условия и остальные две трети, т. е. удерживать их при гимназиях для отработки цены собственного образования, а также образования товарищей, ушедших под знамёна. Все девушки также могут быть удержаны для того же».

Организация новых порядков, устраивающихся в отечестве, выбравшем иной путь, обрисовывается всё с большей определённостью. Ныне все русские подданные считаются обязанными нести воинскую повинность, и так как число лиц призывного возраста более числа требуемых воинов, то последние выбираются по жребию. В обмирщённом производстве рекруты будут тоже выбираться по жребию, но остальных предполагается «поставить в те же условия», т. е. обязать провести три года на службе, не военной, правда, а в работах на гимназию. Они должны отрабатывать цену содержания товарищей, ушедших под знамёна. Все ли должны отрабатывать? Нет. Только те, кто не может уплатить стоимости учения. Автор выставил уже выше эту оговорку, а ниже мы увидим, что для лиц, которые в состоянии платить за учение, он вообще проектирует особые гимназии, сохраняющие старый тип. Почему же, спрашивается, отработка содержания товарищей, ушедших под знамёна, возлагается на тех, кто не может уплатить стоимости учения? а не на тех, кто может? Очень понятно, почему. Если гимназисты будут разделяться на платящих и даровых, то очевидно, что современное строение общества реформой не затрагивается: это сознаёт прекрасно и сам г. Южаков. А если так, то понятно, что общие расходы государства (на солдат) будут нести те, которые не имеют средств к жизни (Иначе не поддерживалось бы господство первых над последними.), — точно так же, как они и теперь несут их в форме, напр., косвенных налогов и т. п. В чём же отличие нового строя? В том, что ныне не имеющие средств могут продать рабочую силу, а в новом строе они будут обязаны работать даром (т. е. за одно содержание). Не может подлежать ни малейшему сомнению, что Россия избегает таким образом все перипетии капиталистического строя. Вольнонаёмный труд, грозящий «язвой пролетариата», изгоняется и уступает место… даровому обязательному труду.

И нет ничего удивительного, что люди, поставленные в отношения дарового обязательного труда, оказываются в условиях, соответствующих этим отношениям. Слушайте, что говорит нам народник («друг народа») непосредственно вслед за предыдущим:

«Если при этом будут разрешены браки между такими окончившими курс и оставшимися на 3 года при гимназии молодыми людьми; если будут устроены отдельные помещения для семейных рабочих; и если доходы гимназии дозволят при их удалении из гимназии выдавать хотя скромное пособие деньгами и натурой, то такое трёхлетнее пребывание при гимназии будет далеко менее обременительно, чем воинская повинность…»

Не очевидно ли, что такие льготные условия заставят население всеми силами души стремиться попасть в гимназию. Посудите сами: во-первых, разрешено будет вступить в брак. Правда, по ныне действующим гражданским законам, такого разрешения (от начальства) вообще не требуется. Но примите во внимание, что ведь это будут гимназисты и гимназистки, — правда, достигающие 25-летнего возраста, но всё-таки гимназисты. Если студентам университета не разрешаются браки, то можно ли было разрешить их гимназистам. И притом ведь разрешение будет зависеть от начальства гимназии, следовательно, от людей с высшим образованием: ясно, что нет оснований бояться злоупотреблений. Кончившие гимназию и оставшиеся при ней постоянными рабочими, однако, уже не гимназисты. И тем не менее и по отношению к ним идёт речь о разрешении браков — по отношению к лицам 21–27 лет. Нельзя не сознаться, что новый путь, выбранный отечеством, сопряжён с некоторым уменьшением гражданской правоспособности русских граждан, но надо признаться, что блага всеобщего среднего образования не могут же быть приобретены без жертв. Во-вторых, для семейных рабочих будут устроены отдельные помещения, вероятно, не хуже тех каморок, в которых живут в настоящее время фабричные рабочие. И в-3‑х, постоянные рабочие получают за это «скромное пособие». Несомненно, население предпочтёт эти льготы спокойной жизни под крылышком начальства треволнениям капитализма, предпочтёт до такой степени, что некоторые рабочие постоянно останутся при гимназии (вероятно, в благодарность за то, что им разрешили брак): «Небольшой контингент постоянных рабочих, совсем оставшихся при гимназии и к ней приобщившихся (sic!!), дополнит эти рабочие силы гимназического хозяйства. Таковы возможные и отнюдь не утопические рабочие силы нашей земледельческой гимназии».

Помилуйте! Что же тут «утопического»? Постоянные даровые рабочие, «приобщившиеся» к хозяевам, разрешающим им браки, — да спросите любого старого крестьянина, и он вам по собственному опыту расскажет о полнейшей осуществимости всего этого.

(Продолжение будет.)[21] Написано осенью 1895 г. Напечатано 25 ноября 1895 г. в газете «Самарский Вестник» № 254 Подпись: К. Т—ин

Приложение написано осенью 1897 г.

Год

ЦАРСКОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ ……………………………………….87

Год

НОВЫЙ ФАБРИЧНЫЙ ЗАКОН ……………………………………….93

1898 год

ОТ КАКОГО НАСЛЕДСТВА МЫ ОТКАЗЫВАЕМСЯ? ……..135

 

 

Владимир Ульянов (Ленин)

ОСНОВНОЕ В ЛЕНИНИЗМЕ

Печатается по Полному собранию сочинений В. И. ЛЕНИН, том 2 (1895~1897), изд. 5‑е.

издательство политической литературы

Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Москва, 1967.

 

 

РЕДАКТОРСКАЯ ГРУППА:

Андрей Садовский, Марат Удовиченко, Ольга Мейер, Черняховский Константин, Цимбалист Сергей, Юлия Опарина, Дмитрий Ламовский, Екатерина Симуни, Михаил Попов, Андрей Моторин.

Все права на данную книгу серии «СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ» журнала

«КОРПОРАТИВНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ» принадлежат ООО «ОБРАЗ»

ПИ № ФС77 26294 от 23 ноября 2006 года и ИП УДОВИЧЕНКО М. С. ПИ № ФС77 69804 от 18 мая 2017, а также всем участникам редакторской группы книги.

АУДИОЗАПИСЬ ВТОРОГО ТОМА

https://vk.com/redvector, https://vk.com/vector.biblioteca

ВЕСЬ ЦИКЛ «ЧИТАЯ ЛЕНИНА»

https://youtube.com/playlist? list=PL9W-bbpn8pL0lUOffFuk7obd1xrjIwrXr

КОНТАКТЫ

https://vk.com/communism.school, https://vk.com/free.time.group,

https://t.me/narcompros, https://narkompros.online, https://t.me/SVremya, svremya.su

Редакция не несёт ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка и любые формы публикации материалов, опубликованных в книжной серии «СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ», допускаются только со ссылками на все редакционные ресурсы.

Подписано в печать 01.11.2021. Формат 60х88 1/16. Печать офсетная. Заказ № 0000 Издатель Англинова Л. Н.

194358, Санкт-Петербург, ул.Николая Рубцова, д.9

Отпечатано в типографии ООО «Литография Принт»

191119, Санкт-Петербург, ул.Днепропетровская, д.8, оф.14 www.litobook.ru [email protected]

+7 (812) 712-02-08


[4]Фабриканты и их защитники всегда смотрели и смотрят так, что если рабочие начинают думать о своём положении, начинают добиваться своих прав и сообща сопротивляться безобразиям и притеснениям хозяев, — то всё это один только «разврат». — Конечно, для хозяев выгоднее, чтобы рабочие не думали о своём положении и не понимали своих прав.

[5]Такой именно случай был в Петербурге, в порту (новом Адмиралтействе), командир которого, Верховский, известен своими притеснениями рабочих. После стачки рабочих он заменил штрафы за разбитие лампочки вычетами за разбитую лампочку со всех рабочих мастерской. Понятно, что эти вычеты так же незаконны, как и штрафы.

[6]Кроме одного случая — «пожара», который не упомянут в законе о вызове обвиняемых.

[7]Надо заметить, что в то время (1884/85 году) случаи простоя фабрики не по вине рабочих были очень часты, так как тогда был торговый и промышленный кризис: товар у фабрикантов не шёл с рук, они старались сокращать производство. Напр., в декабре 1884 года большая Вознесенская мануфактура (в Московской губ. около станции Талицы, Московско-Ярославской ж. д.) сократила число рабочих дней в неделю до 4‑х. Рабочие, которые работали сдельно, ответили на это стачкой, окончившейся в начале января 1885 года уступкой фабриканта.

[8]Предел штрафа за один день прогула при подённой плате не указан. Сказано только: «соответственно заработной плате рабочего». Размер штрафов точно обозначается в табеле взысканий на каждой фабрике, как мы сейчас увидим.

[9]Рабочий, который находит это расторжение договора неправильным, может жаловаться суду, но только для таких жалоб установлен очень короткий срок: один месяц (считая, конечно, со дня расчёта).

[10]Первый отчёт за 1885 год. Только первые отчёты фабричных инспекторов были напечатаны. Правительство тотчас же прекратило печатать отчёты. — Должно быть, хороши были фабричные порядки, если боялись публиковать описание их.

[11]Нельзя не заметить по этому поводу, что г. Михайловский, бывший главный фабричный инспектор Петербургского округа, находит справедливым назвать такой закон «истинно гуманною (человеколюбивою) реформою, делающею величайшую честь заботливости русского императорского правительства о рабочих классах». (Такой отзыв находится в книге о русской фабрично-заводской промышленности, изданной русским правительством для всемирной выставки 1893 года в Чикаго.) Вот какова заботливость русского правительства!!! До закона и без всякого закона находились ещё из фабрикантов такие грабители, которые удерживали у рабочего по 23 коп. с рубля. А закон, заботясь о рабочих, постановил: не удерживать более 33 ⅓ (тридцать три с третью) коп. с рубля! А тридцать три копейки без трети удерживать можно теперь уже по закону. — Действительно, «истинно гуманная реформа»!

[12]Из кого состоит Фабричное присутствие? Из губернатора, прокурора, начальника жандармского управления, фабричного инспектора и двух фабрикантов. — Если бы прибавить сюда начальника тюрьмы и командующего казаками, то налицо были бы все чиновники, осуществляющие «заботливость русского императорского правительства о рабочих классах».

[13]Понятно само собой, что получение пособия из штрафного капитала не лишает рабочего права требовать от фабриканта вознаграждения в случае, напр., увечья.

[14]Таким образом, в Петербурге только в 1895 году приступлено к исполнению закона 1886 года о штрафах. А главный инспектор, г. Михайловский, о котором мы выше упоминали, говорил в 1893 году, что закон 1886 года «ныне исполняется в точности». — На этом маленьком примере мы видим, какую наглую ложь писал главный фабричный инспектор в книге, назначенной для ознакомления американцев с русскими фабричными порядками.

[15]То есть печатные заявления, в которых самое прошение напечатано и оставлены белые места для того, чтобы вписать название фабрики, по какому случаю просят пособия, местожительство, подпись и т. п.

[16]А о том, что такие обманы практикуются, рассказывает не кто иной, как фабричный инспектор Владимирской губернии, г. Микулин, в своей книге о новом законе 1886 г.

[17]Такие расценки бывают и на Петербургских фабриках; пишут, напр., что за такое-то количество товара рабочий получает от 20 до 50 копеек.

[18] В печатном заявлении о пособии, которое, как мы говорили, разослано было по фабрикам и заводам Владимирским фабричным присутствием и которое представляет из себя наиболее удобное для рабочих применение «правил», — значится: «контора фабрики подпись руки и изложенное в заявлении удостоверяет, добавляя, что, по её мнению, проситель заслуживает пособия в размере таком-то».

Значит, контора всегда может написать, даже и не объясняя причин, что «по её мнению» проситель не заслуживает пособия.

Пособия будут получать не те, кто нуждается, а те, кто «заслуживает его по мнению фабрикантов».

[19]Деморализующей — разъединяющей, создающей прислужничество, развивающей дурные нравы.

[20]Закон этот составляет часть так называемых «особенных правил о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих». Эти «особенные правила» распространяются только на «местности, отличающиеся значительным развитием фабрично-заводской промышленности», которые мы укажем ниже в тексте.

[21]Продолжения в газете «Самарский Вестник» не последовало. (Ред.)

[22] Ноллес — вычески из шерсти, короткое волокно, менее пригодное для прядения, чем шерсть; получается в результате обработки шерсти на гребнечесальных машинах.

Кноп — короткое волокно, получаемое от стрижки сукна и непригодное для прядения.

[23]Шмиц — мера длины, равная пяти аршинам (около 3,5 метра); применялась при установлении расценок для ткачей.

[24]«Бибер» и «Урал» — названия сортов сукна: драп бибер, драп урал.

[25]На этом обрывается имеющийся в Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС гектографированный текст. Ред.

[26]Старая песенка! Каждый год русские фабрики — особенно центрального района — получают перед Нижегородской ярмаркой срочные заказы, и каждый год они торжественно уверяют всех дураков, которые им верят или притворяются верующими, что они не могли предвидеть этого!

[27]Даже само министерство финансов, объясняя новый закон, не могло не признать, что «допущение сверхурочной работы является как бы неуместным» («Вестник Финансов»).

[28]Мы перечислили только те праздники, которые праздновались до сих пор на всех фабриках. Есть и ещё много праздников, общих для громадного большинства фабрик, напр., запусты, пятница масленой недели, четверг, пятница и суббота пасхальной недели и многие другие.

[29]Если рабочих дней в году 267, значит нерабочих, праздничных дней 98. Выше мы говорили, что число праздников равно 89, но это мы брали, во1‑х, одни механические фабрики, а во-2‑х, не среднее число праздников во всех фабриках, а то число праздников, которое чаще всего встречается.

[30]«Землю-то нашу он (курсив автора) так обрезал, что нам без этой отрезной земли жить нельзя; со всех сторон окружил нас своими полями, так что нам скотины выгнать некуда; вот и плати ты за надел особо да за обрезную землю ещё особо, сколько потребует». «Какое же это улучшение быта! — говорил мне один грамотный и бывалый мужик из прежних оброчных, — оброк-то на нас оставили прежний, а землю обрезали».

[31]Крестьяне эпохи древней Римской империи, приписанные к земельным участкам, с которых они не могли уходить, как бы эти участки ни были убыточны. Ред.

[32]Скалдин очень подробно показал правильность не только первой, но и второй части этого определения (пролетарий). Он много места в своих очерках уделил описанию зависимого положения крестьян и их нищеты, описанию тяжёлого положения батраков, «описанию голода 1868 г.» (заглавие очерка V) и всяческих форм кабалы и принижения крестьянина. И в 60‑х годах были, как и в 90‑х, люди, замалчивавшие и отрицавшие голод. Скалдин горячо восстаёт против них. Разумеется, было бы лишним приводить подробные выписки по этому предмету.

[33]И наоборот: все те прогрессивные практические мероприятия, которые мы встречаем у народников, по своему содержанию вполне буржуазны, т. е. идут на пользу именно капиталистическому, а не другому какому развитию. Только мелкие буржуа и могли сочинить теорию, будто расширение крестьянского землевладения, уменьшение податей, переселения, кредит, подъём техники, упорядочение сбыта и т. п. мероприятия служат какому-то «народному производству».

[34]Нам возразят, пожалуй, что Скалдин не типичен для 60‑х годов по своей вражде к общине и по своему тону. Но дело тут вовсе не в одной общине. Дело в общих всем просветителям воззрениях, которые разделяет и Скалдин. Что же касается до его тона, то он действительно, пожалуй, не типичен по своей спокойной рассудительности, умеренности, постепеновщине и т. д. Недаром Энгельс назвал Скалдина liberalhonserv ä liv (умеренным консерватором. Ред.). Однако взять представителя наследства с более типичным тоном было бы, во-1‑х, неудобно по разным причинам, а во-2‑х, могло бы породить недоразумение при параллели с современным народничеством. По самому характеру нашей задачи, тон (в противоположность пословице) не делает музыки, и не типичный тон Скалдина тем резче выделяет его «музыку», т. е. содержание его взглядов. А нас только это содержание и интересует. Только по содержанию взглядов (отнюдь не по тону писателей) мы и намерены провести параллель между представителями наследства и народниками современной эпохи.

[35]Мимоходом сказать: это было бы не только чрезвычайно интересно и поучительно, но и вполне законным приёмом экономиста-исследователя. Если учёные доверяют материалу анкет — ответам и отзывам многих хозяев, сплошь и рядом пристрастных, малосведущих, не выработавших цельного воззрения, не продумавших своих взглядов, — то отчего не доверять наблюдениям, которые целые 11 лет собирал человек замечательной наблюдательности, безусловной искренности, человек, превосходно изучивший то, о чём он говорит.

[36]Вспомните картинку, как староста (т. е. управляющий помещика) зовёт крестьянина на работу, когда у мужика свой хлеб сыпется, и его заставляет идти лишь упоминание о «спускании портков» в волости.

[37]Я уже имел случай заметить выше в статье об экономическом романтизме, что наши противники проявляют поразительную близорукость, понимая термины: реакционный, мелкобуржуазный как полемические выходки, тогда как эти выражения имеют совершенно определённый историко-философский смысл.

[38]Ленин имеет в виду Скалдина, слова из книги которого он цитирует. Ред.

[39]Вместе с основательностью исторического действия будет расти и объём массы, делом которой оно является (Маркс, «Святое семейство». Ред.)

[40]Мы не говорим, разумеется, о той встрече, которая вовсе не считает нужным руководиться интересами труда или для которой самое обобщение, выражаемое термином «капитализм», непонятно и невразумительно. Как ни важны в русской жизни относящиеся сюда течения общественной мысли, но в споре между народниками и их противниками они совершенно ни при чём, и припутывать их не доводится.

ОСНОВНОЕ В ЛЕНИНИЗМЕ

ТОМ II

1895~1897

Печатается по Полному собранию сочинений

В. И. ЛЕНИН, том 2, изд. 5‑е

2022


УДК 323.4

ББК 63.3-28

Л-33

ОСНОВНОЕ В ЛЕНИНИЗМЕ ТОМ 2 1895—1897

Л-33 Ленин В. И.

Основное в ленинизме: собрание сочинений — печатается по Полному собранию сочинений В. И. ЛЕНИНА, том 2

(1895—1897), изд. 5‑е. – т. 2. – Санкт-Петербург: Издатель Англинова Л. Н., 2022. – 192 стр.

ISBN 978-5-6047058-9-6

Серия книг «Основное в ленинизме» прекрасная возможность не только твёрдо изучить ленинизм – шаг за шагом, книга за книгой, но и погрузиться в атмосферу борьбы за построение первого в истории человечества коммунистического общества. Коммунизм не утопия, коммунизм не мечтания пубертатных подростков, коммунизм не только соответствует природе человека, а коммунизм и есть суть человека. Как понять коммунизм, как разобраться в нём, как включиться в общее дело? Лучше всего сделать это, начав читать Ленина – не отрывками, не цитатами, не случайно, а системно систематически по чуть-чуть. Данный том – второй шаг в этом сложном и увлекательном деле.

ISBN 978-5-6047058-2-7

ISBN 978-5-6047058-9-6 (т. 2)

© Группа «СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ», 2022

© УДОВИЧЕНКО М. С., составитель, 2022


 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сегодня, в 2022 году, мы знаем Владимира Ильича Ленина как гениального философа, экономиста и организатора, вождя русской пролетарской Революции, политического деятеля, который оставил в наследство обществу не только 55 томов своих произведений, но и первое в мире государство, где целью производства являлась не прибыль, а развитие всех членов общества.

Перед вами лежит книга с произведениями Ленина, которые он написал в период с 1895‑го по 1897‑й год, то есть в возрасте 25–27 лет. Два года из этих трёх он провёл в тюрьме, в ссылке и в дороге между ними. И все три года Владимир Ильич неустанно работает и учится: организует социалистическое движение в России и связывается с товарищами за границей, изучает классику марксизма, работы современников и статистические сведения о Российской Империи, пишет статьи и брошюры, работает над фундаментальным научным исследованием «Развитие капитализма в России», которое полностью войдёт в третий том серии «Основное в ленинизме».

На страницах этой книги перед вашими глазами предстанет становление и развитие человека, который посвятил всю свою жизнь прогрессу общества, поднял на своих плечах это общество на следующую «ступень» – в эпоху пролетарских революций.

Предлагаем вам скорее перелистнуть эту страницу и продолжить изучение истории нашей страны в изложении одного из лучших публицистов того времени.

Редакторская группа «Основного в ленинизме»



ОБЪЯСНЕНИЕ ЗАКОНА О ШТРАФАХ, ВЗИМАЕМЫХ С РАБОЧИХ НА ФАБРИКАХ И ЗАВОДАХ

I

ЧТО ТАКОЕ ШТРАФЫ?

Если спросить рабочего, знает ли он, что такое штрафы, то он, пожалуй, удивится такому вопросу. Как же ему не знать штрафов, когда постоянно приходится платить их? Об чём тут спрашивать?

Но это только кажется, будто тут нечего и спрашивать. А на самом деле большинство рабочих не имеет правильного понятия о штрафах.

Обыкновенно думают, что штраф это — платёж хозяину за убыток, причинённый ему рабочим. — Это неверно. — Штраф и вознаграждение за убыток — две различные вещи. Если один рабочий причинил какой-нибудь убыток другому рабочему, — он может требовать вознаграждение за убыток (напр., за испорченную материю), но не может оштрафовать его. Точно так же, если один фабрикант причинит убыток другому (напр., не поставит в срок товара), то фабрикант может требовать вознаграждение, но не может оштрафовать другого фабриканта. — Вознаграждения за убыток требуют от человека равного, а штрафовать можно только человека подчинённого. Поэтому вознаграждение за убыток надо требовать судом, а штраф назначается хозяином без суда. Штраф назначается иногда в таких случаях, когда никакого убытка хозяину не было: напр., штраф за курение табака. Штраф есть наказание, а не вознаграждение за убыток. Если рабочий, скажем, заронил при курении и сжёг хозяйскую материю, то хозяин не только оштрафует его за курение, но ещё сверх того вычтет за сожжённую материю. На этом примере ясно видно отличие штрафа от вознаграждения за убыток.

Назначение штрафов — не вознаграждать за убыток, а создать дисциплину, т. е. подчинение рабочих хозяину, заставить рабочих исполнять хозяйские приказания, слушаться его во время работы. — Закон о штрафах так и говорит: ш<


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.112 с.