На пути к авторской педагогике — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

На пути к авторской педагогике

2022-11-27 17
На пути к авторской педагогике 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Алексин, А. Г. Безумная Евдокия: повесть // Собрание сочинений. Кн. 3. Безумная Евдокия; и другие повести и рассказы / А. Г. Алексин; худож. И. Данилевич, В. Нагаев. – М.: Центрполиграф, 2001. – С. 9 – 53: ил. – (Семейное чтение)

Особое место в творчестве Анатолия Алексина занимает эта повесть. Проблема чуткости, доброты, с одной стороны, и духовной глухоты, тщеславия, эгоизма – с другой, поставлена здесь очень остро. Автор затрагивает один из важнейших нравственных вопросов: о посредственности и таланте.

В центре повествования – образ классной руководительницы 9 «Б» класса Евдокии Савельевны и Оленьки – действительно одаренной девочки и единственного в семье ребенка. Родители, ослепленные талантом дочери, уверовавшие в ее исключительность, не желают понять классную руководительницу. А та борется против эгоизма Оленьки и пытается привить ей талант человечности.

Учитель и ребята готовы оценить и полюбить талант, но не могут принять и простить Олиного высокомерия и пренебрежения к ним. Много позже отец поймет учительницу и согласится, что желание любой ценой быть первым обрекает человека на одиночество.

На протяжении всей повести мы смотрим на Евдокию Савельевну глазами Олиного отца, а, стало быть, глазами самой Оли. И только, дочитав повесть до конца, понимаем, что составили для себя искаженный портрет учительницы. Это в глазах Оли она – «Безумная Евдокия». Нет, не стремилась она выстраивать в один общий ряд всех учеников, она лишь Олю хотела вернуть к людям, от которых она, в упоении своими успехами, оторвалась.

Наконец, мы видим учительницу такой, какая она есть на самом деле: да, несуразно одетую, но мудрую, терпеливую, всю жизнь отдавшую своим питомцам.

Хотя, может быть, конфликт этот получился таким острым, потому что Евдокия Савельевна действовала слишком прямолинейно, может быть, все-таки стоило деликатнее и тоньше?

Алексин, А. Г. Третий в пятом ряду: повесть // Собрание сочинений. Кн. 1. Третий в пятом ряду; и другие повести и рассказы / А. Г. Алексин; худож. И. Данилевич, В. Нагаев. – М.: Центрполиграф, 2001. – С. 11-52: ил. – (Семейное чтение)

Когда учителей слишком «достают» ребята, они часто говорят: «Вас 30 (25, 40 и т.д.), а я одна!». Это правда. Но если учитель не просто так говорит, но делает это девизом своей педагогической деятельности – плохо. Так как появляется соблазн «многих» свести к какому-то общему знаменателю, чтобы было легче и проще работать.

Наверное, что-то подобное произошло с Верой Матвеевной, учительницей-героиней этой повести. Ее сильно раздражал ученик «третий в пятом ряду», Ваня Белов. Никак он не желал быть «как все», по всякому вопросу у него свое мнение! Вера Матвеевна считала, что он отнимает дорогое урочное время, вносит беспорядок в жизнь класса, расслабляет дисциплину и т.д. Она боролась с ним всеми доступными ей средствами, используя всю, данную ей власть и считала себя правой.

И только теперь, когда она уже на пенсии, когда главным человеком в ее жизни становится маленькая внучка Елизавета – независимая, решительная, с острым чувством справедливости – Вера Матвеевна начинает по-другому воспринимать те давние события с «третьим в пятом ряду».

24. Зюзюкин, И. И. Маэстро Тиныч, или Кино про «белых лебедей» / И. И. Зюзюкин. – М.: Детская литература. – 1991. – 383 с.

Педагогу, писателю и журналисту Ивану Ивановичу Зюзюкину всегда был интересен мир подростков, их мысли, проблемы, увлечения. Ведь еще в 1963 году он вместе с Симоном Соловейчиком придумал «АП» – страницы для подростков в газете «Комсомольская правда» под названием «Алый парус», где поднимались «вечные» молодежные темы. Много размышлял он и о личности учителя, справедливо полагая, что педагог должен быть яркой, с «изюминкой» личностью, «не просто хороший человек, а чтобы обязательно чем-то возвышался над остальными, чем-то был наделен сверх меры».

Эта повесть как раз и рассказывает о таком учителе. И хотя была она написана в 1987 году, тем не менее, и сегодня удивительно актуально звучит задание, которое получает столичный сценарист Степанов, и с которого, собственно, и начинает разворачиваться сюжет:

На сегодняшней планерке генеральный директор, как только мог, топтал наше объединение, – с хмурым видом сообщил главный.

За что? – спросил Степанов, и почему-то в этот момент у него екнуло сердце.

Что мало прославляем учительскую профессию! Надо, говорит, срочно поднимать ее престиж. Молодежь, особенно юноши, неохотно идут в педагогику. Короче, нам в ближайшее время надо выдать ленту, посвященную труду учителя.

Так случилось, что героем такой ленты должен был стать не просто учитель, а учитель танцев, руководитель балетной студии «Белые лебеди» Валентин Валентинович Чернышев – Тиныч, как называли его ученики. Яркая незаурядная личность, талантливый педагог, «божьей милостью педагог!».

«Дети стали послушны любому его слову, верили, как богу. Их теперь было не узнать. Казалось, учитель танцев каждому из них подарил по паре волшебных сандалий с крылышками. …Балетная вышколенность девочек и рыцарские манеры мальчиков умиляли родителей и учителей, смешили и настораживали сверстников.

Местные интеллектуалы посматривали на Чернышева как на экстрасенса: ничем другим … они не могли объяснить превращение вчерашних уличных сорванцов и хулиганистых девчонок в маленьких принцев и принцесс».

Отчего же возник конфликт у «МаэстроТиныча» и преданных ему прекрасных «лебедей»? Кто из них прав?

Почему ученики перестали ходить в студию, хотя еще вчера были готовы идти за своим учителем «… и в пески аравийские, и на Северный полюс…»? И почему учителю кажется, что это «другие дети, у которых кто-то выкрал сердце и душу и подменил другими». А, может, прав директор интерната, говоря, что Тиныч вместо белых лебедей растит белых ворон?

А знаменитый интернатский «электронщик и мастер на все руки» Коля Дудкин обвиняет Тиныча в том, что на своих учеников он смотрит «как на собственных детей»…

В этих и многих других вопросах предстоит разобраться читателям этой удивительной книги.

25. Иванов, С. А. В бесконечном лесу и другие истории о 6 «В» / С. А. Иванов; худож. В. Юдин. – М.: Детская литература, 1991. – 206 с.: ил.

Однажды шестиклассница Ольга Лавренева заметила, что об учителях не говорят «красивый-некрасивый», а только «добрый-злой».

Какой учитель хороший, а какой плохой, с точки зрения ребят?

Вот учительница математики Елена Григорьевна – голос ровный, «буковка к буковке», и вся она такая прямая и «четкая». Но разве это плохо? Порядок, чистота, четкость – ребятам, наверное, даже это нужно – чтобы система, чтобы никакого хаоса. И все же, все же, для Ольги эта учительница чужая…

А вот другая учительница – Тамара Густавовна – у Оли она любимая. Ее добрый взгляд, «как будто греет» и хочется встать поближе, потому что чувствуешь себя «под ее защитой». Странно, она ведь не сиропно-добренькая: и требовать умеет, и оценки ставит объективно, а все-таки она другая!

Преподаватель – это «даватель знаний». Но разве учитель только «даватель знаний»? Разве не ждешь от него еще чего-то? Чего? Чтобы тебя поняли, чтобы разглядели и подтолкнули твою, только твою одаренность, чтобы внушили уверенность, дали чувство опоры и еще много чего, – так чувствует Ольга. Недаром, учительница с совсем не выигрышной внешностью («завивка мелкой волной, которую уж сто лет никто не носит») и статусом (всего лишь воспитательница группы продленного дня), видится Ольге настоящим учителем, потому что «ей не все равно». Она замечает, кто из ее малышей спокоен, а кто тревожен, ей важно, что белобрысенькая, с тонкими косицами, тихоня Валя Силина «спорить теперь научилась и бойчее стала, у нее память, оказывается, прекрасная!»

Именно Зоя Васильевна разглядела в самой Ольге «педагогическую жилку». И, кажется, она права – вот как Ольга славно справилась с проблемами Вали Силиной и со своими, кстати, тоже!

26. Коваль, Ю. И. Недопесок: повесть / Ю. И. Коваль; худож. Д. Трубин. – М.: Малыш, 1994. – 175 с.: ил. – (Золотая библиотека малыша)

Вообще-то, эта книга не про школу и учителей. Главный ее герой – молодой песец («недопесок») по имени Наполеон III, сбежавший со зверофермы Мшага и взявший курс на свою историческую родину – Северный полюс.

Но в истории недопеска большое участие принимают местные поселковые ребятишки, которые, понятно, учатся в школе. Так что, учителя, пусть и ненадолго, но являются на страницах повести, и они очень колоритны!

Например, директор школы Губернаторов: «Огромный, как гора, стоял директор под портретом Менделеева и на плечах своих, казалось, держал грозовую тучу». Простое слово «так», произнесенное им, врезалось в головы школьников, «как гвоздь в липовую доску», а отпетые двоечники и прогульщики Белов и Быкодоров под его взглядом плакали навзрыд. Вот какой он, директор Губернаторов!

Но есть еще в школе учитель рисования Павел Сергеевич, (которому Ю. Коваль явно отдал какие-то свои, авторские черты – он сам тоже прекрасно рисовал, писал стихи и песни). Павел Сергеевич всех ребят считает талантами: «Таланты! Петровы-Водкины!». Ребята любят своего учителя, потому что «уроки свои Павел Сергеевич начинал обычно с какого-нибудь фокуса. Вдруг доставал из кармана огромный гипсовый нос или приносил в рюкзаке лошадиный череп…»

Но на этот урок Павел Сергеевич ничего не принес и предложил сегодня рисовать старую сосну, что за фермой стоит. Что тут интересного-то?!

А Павел Сергеевич прочитал им стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком…» и стали они говорить, про их это сосну или нет и, вообще, про сосну ли? И такой это был разговор, и так они потом рисовали – на этом уроке точно «ангел пролетел»! Можно позавидовать ковылкинским ребятам; от таких уроков что-то подвигается и растет в душе человека.

Эта книга «для старшего дошкольного и младшего школьного возраста», и это ограничение явно несправедливое, вы на него не смотрите! Ю. Коваль пишет так замечательно живописно, остроумно, просто «вкусно», что читать в любом возрасте – несказанное удовольствие!


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.