Тема 23 Значение и духовный смысл Таинства Крещения. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Тема 23 Значение и духовный смысл Таинства Крещения.

2022-11-27 21
Тема 23 Значение и духовный смысл Таинства Крещения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 Крещение - это то таинство, которое вводит нас в Церковь Христову, делает нас православными христианами. Оглашение необходимо каждому, чтобы осмыслено принимали и понимали значение и духовный смысл крещения. Первозданный Адам находился в состоянии Вечной жизни, которое мы описывали пятью духовными признаками и пятью телесными признаками. После грехопадения все человечество существует в состоянии вечной смерти, которое мы тоже описывали пятью духовными признаками и пятью телесными признаками. В таинстве крещения происходит исцеление и оживотворение повреждённого нашего естества.

В оглашении мы разбирали цель и смысл нашего существования, учение о спасении, разобрали то состояние рабства, в котором мы находимся, результатом которого будут вечные муки в аду. Следствием правильного оглашения в человеке должна появиться вера, вера от слышания. Вера должна быть соединена с делами, ибо вера без дел мертва. Разобрав состояние погибели человека после грехопадения, каждый должен найти проявления погибели в самом себе, прекратить грубые проявления греха, сопротивляться всем проявлениям страстей, отказываться от всего, что разлучает человека с Богом и всеми силами стараться изменить свою жизнь. Человек должен прийти в состояние самоукорения, сокрушения сердца. Понимая ответственность за содеянное, узнав о суде и аде, человек приобретает новое духовное чувство- страх Божий. Лишь при такой подготовке и правильном покаянном состоянии мы должны были приступать к таинству крещения. Только тогда благодать таинства крещения изобильно изливается на крещаемого, и происходят явные перемены.

 

 Какие же блага даются в таинстве крещения?

Первое благо - за Искупительную Жертву Сын Божий умилостивляет Отца Небесного прекратить закон вечной смерти и в таинстве крещения человек примиряется с Богом.

Второе благо - это возвращается нам дар свободы, полновластное действие на нас сатаны запрещается. Но возвращенный нам дар свободы мы можем использовать, чтобы развивать те дары благодати, данные нам в таинстве, или вернуться в прежнюю греховную жизнь. Страсти насильно не уничтожаются, но познав глубоко своё погибельное состояние, сокрушившись сердцем, приобретя страх Божий и возжелав избежать вечной погибели, узнав путь спасения, христианин после крещения получает благодатную помощь в борьбе со страстями и в исполнении Евангельских заповедей. Человек, совершенствуясь в исполнении заповедей, взращивает добродетели, заменяя свое подобие сатане подобием Самому Христу.

 

 Что же происходит с нашим телом в крещении? Все телесные признаки вечной смерти после крещения сохраняются. Получается в духовном плане мы приобретаем, а в телесном практически ничего не приобретаем. Исключение составляют лишь те святые, которые при жизни повелевали животными, повелевали стихиями, им не нужен был изнурительный труд. Справедливо ли это?

 В таинстве крещения восстанавливается человеческое естество и переходит из состояния вечной смерти в состояние вечной жизни. В купель погружается потомок ветхого Адама, а из купели выходит потомок Нового Адама- Господа Иисуса Христа. Но естество человеческое не заменяется, но изменяется состояние естества.    

 Вследствие первородного греха Адам с Евой умерли душой сразу же, но телесно прожили ещё достаточно долго. Так и после крещения восстановление в душе жизни происходит немедленно, но телесные дефекты остаются в человеке до самой смерти. Изменение тела христианина произойдет после Всеобщего Воскресения. Только тогда наше тело получит новые свойства и новые качества.

 

 Свт. Игнатий Брянчанинов выделяет особые блага, получаемые нами в крещении.

 Первое благо: прекращение действия первородного греха. Закон первородного греха отменяется не для всех людей, рождённых после Искупительной Жертвы Иисуса Христа. Уважая свободный выбор человека, Бог отменяет закон вечной смерти только для тех, кто уверовал в Господа Иисуса Христа и в Его Искупительную Жертву и принял крещение. Действие закона вечной смерти отменяется персонально только в таинстве крещения.

 Второе благо: человеку в таинстве крещения прощаются все его личные грехи. Если до крещения человек прошел оглашение, узнал и раскаялся в своих грехах, научился бороться и противиться им, то после крещения благодать, даруемая в таинстве, сподобит ещё более усердно следить за своим состоянием, противиться греху и стремиться к добродетельной жизни. Если человек приступает к таинству крещения без подготовки и осознания значимости, то, выйдя из купели, он снова будет увлечен своими естественными навыками в греховную жизнь, отторгая от себя полученную благодать в таинстве крещения. Но такой человек будет осуждён больше за соделанные грехи после крещения, чем тот, который ещё не крестился. В таинстве крещения на человека возлагается большая ответственность.

Третье благо - это возвращение дара свободы. У нас есть свободный выбор между послушанием Богу или возвращением к прежней греховной жизни. Нам даны Евангельские заповеди, целый свод законов, по которым мы будем судимы на суде Христовом. Если мы по своей свободе не понудили себя к изучению Священного Писания, на изучение Евангельских заповедей и на исполнение их. Если мы не знаем о той лестнице Евангельских блаженств, которая возводит на небо. То как мы будем проявлять свою свободу? То наша свобода будет проявляться в прежнем виде, так как мы жили до крещения, что любили до крещения, к чему была привязана наша душа, какой нрав был воспитан в нас, какие требования своего собственного естества мы выполняли, которому мы служили, тоже будем делать и после крещения. Это трагедия многих крещенных без подготовки, которые так и не увидели никаких перемен после крещения. Дар свободы мы должны использовать себе во благо.

 Четвертое благо - это сатана изгоняется из человека, т.е. его прямое или косвенное влияние. Сущность сатаны изымается из человека, вот та самая печать вечной смерти, то самое рабство, в котором рождается каждый человек, прекращается. Не может больше сатана управлять человеком насильно, кончается его безграничная власть над душой человека и над телом человека.

 Из притчи: изгнанный злой дух бродит в пустыне безводной (это души некрещенных людей, которые ему не очень интересны, ибо и так подвластны ему), и возвратившись проверяет свободна ли душа, не занята ли она добродетелями, и если душа пуста, то приводит с собою ещё семь злых духов, и новое для человека становится хуже прежнего.

Пятое благо - в крещении человек облекается во Христа. Достоинство всех крещенных одинаково, это достоинство Богочеловека Иисуса Христа, которого мы принимаем в себя в таинстве крещения. И все внешние различия не имеют значения, по сравнению с той великой ценой, которую мы принимаем в таинстве, с тем Образом Иисуса Христа, который мы в себя принимаем.

Шестое благо - это обильно изливается благодать Святого Духа на человека. Поскольку в таинстве крещения происходит примирение с Богом, в результате восстановления этого мира изливается благодать Святого Духа на крещаемого. Горе нам, если мы не приготовились для принятия этой самой благодати. Беда в том, что после крещения продолжаем жить прежней жизнью, поэтому Великий Дар Крещенской Благодати действует в нас один, два дня. Благодать Крещенская- Она как солнце светит в человеке, но постепенно закрывается сначала облачками, потом тучами наших грехов. И так живя долгие годы после крещения мы не видим в себе никаких проявлений благодатных, не видим в себе ни покаяния, ни сокрушения духа, ни страха Божия, тем более не видим Даров Святого Духа: ни мира, ни радости, ни долготерпения- ничто не проявляется в нас. Благодать Святого Крещения не уничтожается в человеке. Она как солнце остаётся внутри сердца, закрытое мрачными тучами грехов, и для того, чтобы возсияло снова солнце, нам дано покаяние. Ведя в покаянии аскетическую борьбу со страстями, через тучи начнут пробиваться лучи солнца, при свете солнца будем больше видеть в себе изъянов и дефектов. И захочется усерднее с ними бороться, грехи при свете становятся более видны, и чистота сердца становится вожделена для человека. Благодать не удерживается в нашем сердце, потому что оно все изъедено грехами, всё в трещинах. Мы не подготовили сосуд нашего сердца для принятия Благодати.

 

 Из писания мы узнаем, что были люди, которые тщательно готовились к крещению, и по выходе из купели на них обильнейшим образом действовала благодать, что они говорили на иностранных языках, исцеляли болезни, изгоняли бесов, начинали понимать тайны Божии. Крещенская Благодать имеет такое свойство, что Она может немедленно начинать действовать в человеке очень и очень обильно. Если же мы не готовы, то Крещенская Благодать как сухое семя лежит в сердце и не может прорасти и дать всходы.

 Дети, которые были крещены в младенчестве, должны обязательно быть наставлены в вере в процессе возрастания.

 Для наглядности рассмотрим пример доброго садовника, прививающего к дикой яблони почку от доброй яблони. Это образ крещения. Где дикая яблоня есть наше падшее естество с горькими плодами. А почка от доброй яблони есть человеческое естество Иисуса Христа сродное нам, но обожествленное. Отрезая кривой ствол, мы отказываемся от старой греховной жизни, а отсекая родные ветки (это борьба со страстями), тем самым не давая своим природным веткам отбирать жизненный сок от доброй почки. Так ухаживая за доброй почкой, она вырастет в новое доброе дерево и принесёт добрые плоды добродетелей.

 

 

Тема 24 Всё о молитве

 

 На предыдущих занятиях мы разобрали трехсоставность человека и трехсоставность души человека. Мы узнали, что в высшей части души сосредоточена сила словесности, состоящая из союза человеческого духа и ума. Святые отцы называли высшую часть души духовным сердцем.    

 Дух мы определили, как вместилище Образа Божия в человеке и как инструмент для Богообщения, как дверь в духовный мир.

 Есть такая наука православная антропология, согласно которой в душе присутствуют два умственных начала: ум и рассудок. Под рассудком понимается интеллектуальный аппарат, инструмент изучения материального мира. А ум- это орган Богообщения, орудие познания мира духовного. Познание есть действие ума, а рассуждение- действие рассудка. У первозданного Адама рассудок находился в месте головного мозга, а ум находился в области сердечном и был соединен с духом в одно целое. После грехопадения ум покинул сердце и прилепился к рассудку. В итоге Богопознание и мироизучение слились в одно и потеряли свое предназначение. Ум стремиться познать мир видимый и невидимый с помощью рассуждения рассудка. Ум у первозданного Адама в соединении с духом был в постоянном общении с Богом, в этом и есть цель и предназначение.

 

 Молитва есть действие ума, который всегда стремится к общению и имеет большую подвижность. Из-за возникших противоречий ум приобрёл навык стремится прямолинейно наружу к объекту общения в этом мире. Таким же образом в начале духовного становления строится молитва к Богу. Для этого создаётся образ Бога вне человека и ум, желая общаться, устремляется в молитве к этому образу. Только образ этот имеет вещественные начала, он виртуален, и создается на основе нашего воображения и здесь используется наш опыт общения с людьми. Поэтому и возникло такое понятие, что молитва- это разговор с Богом. Мы низводим Бога до уровня человека. Такая молитва исходит из состояния падшего естества, порабощенного страстями. Наше духовное сердце закрыто непреступной стеной из грехов и страстей. Если в молитве из сердца проявляются чувства, то все равно молитва остается душевной, страстной.

 

Молитва есть дар Божий и даётся он трудящимся, просящим и жаждущим открыться для принятия этого дара. Начало духовной жизни- это сокрушение сердца, открытие сердца для принятия благодати. После получения правильных понятий в оглашении, человек должен приступить к практическому применению этих знаний, которые заключаются в изменении своей жизни, через борьбу со страстями и оставление и противления грехам. Только в этой борьбе человек проявляет свою свободную волю вырваться из рабства и начинает познавать своё падшее состояние. Только тогда сердце начинает сокрушаться, и через трещины стен грехов начинают проникать лучи благодати, помогающие и созидающие. Необходимо убрать все препятствия для примирения с Богом, для того чтобы благодать могла помочь нам. Для приобретения молитвы необходима аскетическая подготовка, очищающая сердце. Только чистии сердцем Бога узрят.

 

 Бог есть чистый Дух, невещественный ум принимает только такие молитвы, которые исходят из нашего ума. Если мы читаем молитвы только языком и губами, а умом в этот момент находимся в другом месте, то такая молитва оскорбляет Бога. Богу не нужен наш голос, не нужны звуки, а нужно наше сердце. Даже если я сохраняю внимание, и умом понимаю, что говорю, но сердце при этом остаётся холодным, то такая молитва тоже не принимается Богом. Приступить к Богу без чувства благоговения или с рассеянностью, когда во время молитвы наш ум блуждает на стороне, гораздо опаснее, чем сказать в молитве неправильное слово. Мало того, мы должны понимать, перед кем мы предстоим. Перед Творцом должно быть благоговение и трепет. Представьте, вы попали на прием к царю, и во время прошения о своей нужде вы отвлеклись на телефонный разговор. Рассеянная молитва не имеет ни смысла, ни ценности. Здесь действует простой закон: если слова молитвы не дошли до нашего сердца, они не достигнут и Бога. Как иногда говорят, такая молитва не поднимется выше потолка комнаты, в которой мы молимся, а ведь она должна достичь небес. Такая молитва часто присутствует у новоначальных и называется Молитвочтением и не является в полном смысле молитвой. Поэтому очень важно, чтобы каждое слово молитвы было нами глубоко пережито.

 

Не нужны Богу наши молитвы! Он знает, и прежде прошения нашего, в чем мы нуждаемся... Нам необходима молитва: она усвояет человека Богу. Без неё человек чужд Бога, а чем более упражняется в молитве, тем более приближается к Богу.

Качество истинной молитвы состоит в том, когда ум во время молитвы находится во внимании, а сердце сочувствует уму.

 Молитва- обращение падшего и кающегося человека к Богу. Молитва- излияние сердечных желаний, прошений, воздыханий падшего, убитого грехом человека перед Богом.

 Для правильности молитвы надобно, чтоб она приносилась из сердца, наполненного нищетой духа; из сердца, сокрушенного и смиренного.

 Сознание своей греховности, сознание своей немощи, своего ничтожества- необходимое условия для того, чтоб молитва была милостиво принята и услышана Богом.

 Две есть жертвы, которые приемлет Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа и за которые милует и всякого человека в отдельности, и весь мир в совокупности, - из коих одна есть Сам Господь наш Иисус Христос, Сын Божий и Бог воплотившийся, а другая - сокрушенное и смиренное сердце каждого верующего в Него...

 Подлинное покаяние не есть простое осознание нашего данного состояния грехопадения. Такое сознание возможно и вне христианства. Христианское покаяние исходит из сознания глубоко разумного, свободного, личного, вечного существа — сознания своей вины. Личной вины лично перед Иисусом Христом.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.