Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2022-11-24 | 25 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ФИЛОСОФИЯ и методология науки
Методические рекомендации к семинарским занятиям для магистрантов дневной и заочной форм обучения
философско-методологический анализ науки
Могилев 2017
УДК 1
ББК 87
Ф 54
Рекомендовано к изданию
учебно-методическим отделом
Белорусско-Российского университета
Одобрено кафедрой «Гуманитарные дисциплины» «19» июня 2017г.,протокол № 11
Составитель канд. филос. наук, доц. Г. А. Макаревич
Рецензент канд. филос. наук, доц.В.А. Якубовский
В методической разработке рассматривается наука как важнейшая форма познания, анализируется специфика научного знания, основные периоды исторического развития науки, структура и динамика научного познания, методический инструментарий современной науки. Методическая разработка рекомендуется магистрантам при изучении курса «Философия и методология науки». Может быть использована студентами при написании контрольных работ.
Учебно-методическое издание
ФИЛОСОФИЯ и методология науки
Ответственный за выпуск Н. Н. Алексейчикова
Технический редактор Е. А. Галковская
Компьютерная верстка
Подписано в печать . Формат 60х84/16. Бумага офсетная. ГарнитураТаймс.
Печать трафаретная. Уст.-печ. л. . Уч.-изд.л. Тираж 56 экз. Заказ .
Издатель и полиграфическое исполнение:
Государственное учреждение высшего профессионального образования
«Белорусско-Российский университет».
№ 1/156 от 24.01.2014 г.
Пр. Мира, 43212000, г. Могилев
© ГУ ВПО «Белорусско-Российский
университет», 2017
Содержание
|
1 Наука как важнейшая форма познания в современном мире........ 4
1.1 Понятие науки. Наука как деятельность, система знаний и социальный институт 4
1.2 Специфика научного познания. Научное и ненаучное познание. 5
1.3 Наука как постижение истинного знания. Истина и заблуждение 7
1.4 Роль науки в жизни современного общества................................ 9
2 Наука в ее историческом развитии.................................................. 10
2.1 Наука и типы цивилизационного развития................................... 10
2.2 Дисциплинарно-организационное становление науки в Новое
время.............................................................................................................. 11
2.3 Понятие научной рациональности. Классический, неклассический, постнеклассический типы научной рациональности.................................... 11
2.4 Феномен паранауки. Девиантная наука. Эзотеризм..................... 12
3 Структура и динамика научного познания..................................... 13
3.1 Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их единство и различие......................................................................................................... 13
3.2 Структура и специфика эмпирического исследования. Факт как
форма научного познания............................................................................. 14
3.3 Понятие научной и функции теории. Проблема и гипотеза как
форма научного поиска. Абстрактные и идеальные объекты..................... 15
3.4 Метатеоретические основания науки............................................. 18
3.5 Дидактика развивающейся науки. Кумулятивные и антикумулятивные теории 19
3.6 Развитие науки как единство процессов дифференциаций и интеграции научного знания. Природа и типы научных революций............................................. 20
4 Методологический инструментарий современной науки............... 21
4.1 Понятие метода и методологии. Многоуровневая концепция методологических знаний. Общенаучные методы исследования............................................... 21
4.2 Объект, предмет, цель и задачи научного исследования............. 24
4.3 Методы эмпирического исследования........................................... 25
4.4 Методы теоретического исследования.......................................... 26
|
4.5 Обоснование результатов исследования и виды обоснования..... 28
Темы рефератов................................................................................... 30
Список литературы.............................................................................. 30
Р. Декарт писал «Жажда знаний, присущая всем людям, представляет собой неизлечимую болезнь, ибо любознательность возрастает вместе с ученостью».
Наука - основная форма познания в современном мире. Философский анализ науки помогает понять особенности научного познания, его структуру и методы, раскрывает закономерности развития, возможности и перспективы науки, ее социальные функции.
Наука как важнейшая форма познания в современноммире
Наука в ее историческом развитии
Дисциплинарно-организационное становление науки в Новое
Время
В Новое время (XVII–XVIII вв.) в Западной Европе происходит промышленная революция, которая привела к разделению общества на буржуазию, фабрично-заводской пролетариат и крестьянство и соответствующему имущественному расслоению. Наука стала интенсивно развиваться во всех сферах жизнедеятельности, начинается тесное взаимодействие науки и техники, научный и технический прогресс постепенно сливаются в единое целое.
Одна из основных особенностей науки Нового времени -формирование научной картины мира на основе исследований И. Ньютона (1643–1726), который открыл закон всемирного тяготения и создал единую систему земной и небесной механики, составившую основу классической физики. И. Ньютон физически обосновал движение планет вокруг оси и объяснил причину их удерживания на орбитах.
П. Гассенди, И. Ньютон, Х. Гюйгенс внесли значительный вклад в разработку теории света, Э. Торричелли открыл атмосферное давление и создал барометр, А. ван Левенгук создал микроскоп. И это только малая толика научных достижений Нового времени.
К научным итогам Нового времени следует отнести становление дисциплинарно-организованной науки (физики, механики, астрономии, медицины и др.), разделение науки на теоретическую и экспериментальную, разработку научной методологии (эксперимент, дедуктивно-математический, индуктивно-опытный методы), формирование прикладных (технических) наук.
Темы рефератов
1 Наука как особая область культуры.
2 Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее общенаучное значение.
|
3 Синергетика и становление постнеклассической науки.
4 Психологические проблемы взаимодействия человека и современной информационной среды.
5 История создания глобальной сети Интернет и проблемы ее развития.
6 Проблема соотношения веры и знания от античности до наших дней.
7 Этос ученого: ценности, нормы, проблемы.
8 Антропологический кризис информационного общества.
Список литературы
1 Канке, В. А. Основные философские направления и концепции науки: учебное пособие / В. А. Канке. – Москва: Логос, 2004.
2 Философия: учебное пособие для студентов вузов/ В. С. Степин [и др.]; Под общ.ред. Я. С. Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006.
3 Тоффлер, Э. Революционное богатство / ЭлвинТоффлер, ХеддиТоффлер. – Москва: АСТ, 2008.
4 Лученкова, Е. С. История науки и техники: учебное пособие / Е. С. Лученкова, А. П. Мядель. – Минск:Вышэйшая школа, 2014.
5 Философия: учебник для вузов / Под общ.ред. В. В. Миронова / Норма, 2008.
6 Микешина, Л. А. Философия науки: учебное пособие / Л. А. Микешина. – Москва: Прогресс – Традиция, МПСИ, 2005.
7 Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – Москва: Ермак, 2003.
8 Философия глобального эволюционизма: метод. рекомендации для магистрантов /Сост. Г. А. Макаревич. – Могилев: Белорусско-Российский университет, 2014.
9 Лешкевич, Т. Г. Философия науки: традиции и новации /Т.Г.Лешкевич. – Москва: ПРИОР, 2001.
10A Поппер, К. Предположения и опровержения. Рост научного знания / К. Поппер. – Москва: Ермак, 2004.
ФИЛОСОФИЯ и методология науки
Методические рекомендации к семинарским занятиям для магистрантов дневной и заочной форм обучения
философско-методологический анализ науки
Могилев 2017
УДК 1
ББК 87
Ф 54
Рекомендовано к изданию
учебно-методическим отделом
Белорусско-Российского университета
Одобрено кафедрой «Гуманитарные дисциплины» «19» июня 2017г.,протокол № 11
Составитель канд. филос. наук, доц. Г. А. Макаревич
Рецензент канд. филос. наук, доц.В.А. Якубовский
В методической разработке рассматривается наука как важнейшая форма познания, анализируется специфика научного знания, основные периоды исторического развития науки, структура и динамика научного познания, методический инструментарий современной науки. Методическая разработка рекомендуется магистрантам при изучении курса «Философия и методология науки». Может быть использована студентами при написании контрольных работ.
|
Учебно-методическое издание
ФИЛОСОФИЯ и методология науки
Ответственный за выпуск Н. Н. Алексейчикова
Технический редактор Е. А. Галковская
Компьютерная верстка
Подписано в печать . Формат 60х84/16. Бумага офсетная. ГарнитураТаймс.
Печать трафаретная. Уст.-печ. л. . Уч.-изд.л. Тираж 56 экз. Заказ .
Издатель и полиграфическое исполнение:
Государственное учреждение высшего профессионального образования
«Белорусско-Российский университет».
№ 1/156 от 24.01.2014 г.
Пр. Мира, 43212000, г. Могилев
© ГУ ВПО «Белорусско-Российский
университет», 2017
Содержание
1 Наука как важнейшая форма познания в современном мире........ 4
1.1 Понятие науки. Наука как деятельность, система знаний и социальный институт 4
1.2 Специфика научного познания. Научное и ненаучное познание. 5
1.3 Наука как постижение истинного знания. Истина и заблуждение 7
1.4 Роль науки в жизни современного общества................................ 9
2 Наука в ее историческом развитии.................................................. 10
2.1 Наука и типы цивилизационного развития................................... 10
2.2 Дисциплинарно-организационное становление науки в Новое
время.............................................................................................................. 11
2.3 Понятие научной рациональности. Классический, неклассический, постнеклассический типы научной рациональности.................................... 11
2.4 Феномен паранауки. Девиантная наука. Эзотеризм..................... 12
3 Структура и динамика научного познания..................................... 13
3.1 Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их единство и различие......................................................................................................... 13
3.2 Структура и специфика эмпирического исследования. Факт как
форма научного познания............................................................................. 14
3.3 Понятие научной и функции теории. Проблема и гипотеза как
форма научного поиска. Абстрактные и идеальные объекты..................... 15
3.4 Метатеоретические основания науки............................................. 18
3.5 Дидактика развивающейся науки. Кумулятивные и антикумулятивные теории 19
3.6 Развитие науки как единство процессов дифференциаций и интеграции научного знания. Природа и типы научных революций............................................. 20
4 Методологический инструментарий современной науки............... 21
|
4.1 Понятие метода и методологии. Многоуровневая концепция методологических знаний. Общенаучные методы исследования............................................... 21
4.2 Объект, предмет, цель и задачи научного исследования............. 24
4.3 Методы эмпирического исследования........................................... 25
4.4 Методы теоретического исследования.......................................... 26
4.5 Обоснование результатов исследования и виды обоснования..... 28
Темы рефератов................................................................................... 30
Список литературы.............................................................................. 30
Р. Декарт писал «Жажда знаний, присущая всем людям, представляет собой неизлечимую болезнь, ибо любознательность возрастает вместе с ученостью».
Наука - основная форма познания в современном мире. Философский анализ науки помогает понять особенности научного познания, его структуру и методы, раскрывает закономерности развития, возможности и перспективы науки, ее социальные функции.
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!