Телекоммунихционная инфраструктура и новые СМИ — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Телекоммунихционная инфраструктура и новые СМИ

2022-11-24 33
Телекоммунихционная инфраструктура и новые СМИ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как и многие страны постсоциалистического пространства, Болга­рия не отличалась высоким уровнем развития телекоммуникационной инфраструктуры, хотя по уровню проникновения стационарной телефо­нии она традиционно входит в число наиболее развитых стран Восточ­ной Европы, В 1996 г. по количеству стационарных телефонов на 1000 чел. (350) Болгария была на первом месте среди стран региона. За последнее десятилетие этот показатель увеличился незначительно — до 380 теле­фонов на 1000 чел.

В противовес стационарной существенно прогрессировала мобиль­ная телефония. По данным британского журнала Economist на 2005 г., число мобильных телефонов на 1000 болгар составляет 466, а общее количество пользователей мобильной связи в 2005 г. достигло почти 4,5 млн чел. Телекоммуникационный рынок поделен между двумя ос­новными игроками — компаниями «М-Тел» (более 3 млн клиентов) и «ГлоБул» (около 1,5 млн). Осенью 2005 г. на рынок вышел третий иг­рок — оператор сотовой связи «Вивател», принадлежащий компании «Вива Венчерс», Он, вероятно, окажет заметное воздействие на расста­новку сил на рынке телекоммуникаций Болгарии, поскольку «Вива Вен­черс» стала именно той компанией, которая выиграла тендер на прива­тизацию БТК (Болгарская телекоммуникационная компания).

Развитие Интернета в Болгарии началось в 1993-1994 гг. В 1995 г. было создано некоммерческое общество «Интернет-общество — Болгария», целями которого было развитие обмена информацией и популяризация Ин­тернета.

К середине 1990-х гг. в стране сформировалось два типа компа­ний — поставщиков интернет-услуг: некоммерческие организации, такие как УНИКОМ-Б и Американский университет, и коммерческие, такие как «Цифровые системы», Булнет, КИТ IBM — Болгария. Некоммерческие организации обеспечивали доступ к Интернету практически бесплатно.

В 1996 г. в стране насчитывалось около 150 тыс. компьютеров с выходом в Интернет. В 1997 г. в Болгарии было зарегистрировано 4276 хостов. В сравнении с 1996 г. количество адресов увеличивалось в сред­нем на 250 в месяц. В 1997 г., по некоторым оценкам, насчитывалось около 5000-6000 постоянных пользователей Интернета и до 30 000 пользо­вателей электронной почтой.

Темпы проникновения Интернета существенно выросли в 2000-х гг. Если в 2000 г. только 5,4% населения пользовались Сетью (430 тыс. чел.), то в 2004 г. эта цифра выросла до 20,3% (1 млн 545 тыс.) и в 2005 г. —до 28,5% (7 млн 717 тыс. чел.).

Онлайновые СМИ

Практически все ведущие национальные и региональные газеты представлены в Интернете, причем наблюдается тенденция роста их числа. Однако единой интернет-стратегии у них нет: некоторые газеты доступ­ны бесплатно, некоторые, стремясь сохранить подписчиков, вводят ре­гистрацию или даже платные формы доступа. Часто онлайновые версии несколько отличаются от печатных. Иная тенденция характеризует сег­мент-чисто» онлайновых газет: их количество с 2000 до 2003 г. умень­шилось с 27 до 14. В связи с развитием интернет-аулитории число уни­кальных посетителей быстро растет.

Вещание радио- и телеканалов в болгарском сегменте Интернета находится в зачаточном состоянии. Доход от рекламы в онлайновых изданиях в 2003 г. составил 600 тыс. долл., а в 2004 г. уже в два раза больше — 1200 тыс. долл.

 

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии расположено на Британских островах. В его состав входят Англия, Шот­ландия и Уэльс, находящиеся на самом крупном острове Великобрита­ния, а также Северная Ирландия, занимающая северную часть острова Ирландия. Столица — Лондон. Общая площадь страны — 244 тыс. км2. Британское государство формировалось постепенно: в 1543 г. Англия присоединила Уэльс, в 1707 г. - Шотландию, а в 1800 г. - Ирландию. В 1921 г. большая часть Ирландии отделилась от Великобритании, одна­ко 6 графств на севере страны остались в ее составе, образовав Северную Ирландию.

Соединенное Королевство — многонациональное государство. На­селение страны - 59,1 млн чел. (2004), из них англичане - 81,5%, шот­ландцы - 9,6%, ирландцы - 2,4%, валлийцы - 1,9%, выходцы из быв­ших колоний Британской империи (Вест-Индии, Индии, Пакистана) — 2,8%. Великобритания разделена на 47 графств, 7 столичных графств, 26 районов, 9 регионов, 3 островные области.

Официальный государственный язык — английский, в стране гово­рят также на уэльском (около четверти населения Уэльса) и на шотланд­ском диалекте гэльского языка (около 60 тыс. чел.).

Национальная валюта — фунт стерлингов.

Великобритания — конституционная монархия. Глава государства с 1952 г. — королева Елизавета N. Главой правительства — премьер-мини­стром — становится лидер партии, выигравшей выборы в парламент. В настоящий момент (2005) эту должность занимает лидер лейборист­ской партии Энтони Блэр. Основу политической системы составляют две крупнейшие партии — консерваторов (тори) и лейбористов, перио­дически сменяющие друг друга на вершине власти. Несмотря на проч­ное положение обеих партий, в стране нет партийной печати и боль­шинство газет предпочитают открыто не высказывать свои политические симпатии.

Великобритания — член НАТО и Европейского союза, но внутри, организации она проводит линию на обособление, сохраняя свою юту ВВП Великобритании достигает 2 140 898 млн долл. (2004). В на-2000 г. ВВП на душу населения составлял около 33 940 долл., а средний ежегодный прирост ВВП — примерно 2,5-3%. Крупнейший.ектор национальной экономики — недвижимость — формирует 22,5% ВВП В структуре британской экономики важное место занимает про­мышленное производство (]9% ВВП в начале 2000-х гг.), но с 1950-х гг., когда доля промышленности достигала почти трети, его объем неуклонно сокращается. Доля сектора услуг, напротив, растет: в структуре ВВП торгов­ля занимает около 12%, транспорт и коммуникации — почти 9%. В послед­ние годы наблюдается замедление роста британской экономики, вызванное падением промышленного производства, снижением потребительского спро­са и ростом цен на недвижимость. Доля сектора информационно-комму­никационных технологий в ВВП достигает 7,3% (2003).

Двигателем экономики выступает растущий сектор услуг. Личное потребление британцев формирует две трети ВВП страны.

Основу британской экономики составляют крупные предприятия. Несмотря на то что в стране насчитывается около 4 млн. фирм, на долю только 3,5 тыс. компаний с числом занятых более 500 чел. приходится 41% ВВП и более 39% рынка рабочей силы. В начале XXI в. в число самых крупных предприятий страны входили телекоммуникационный оператор Vodafone, газовый и нефтяной концерн ВР А m осо и бывший государственный телекоммуникационный гигант British Telecommunications.

Законодательство о СМИ

Одна из старейших мировых демократий, Великобритания не имеет закрепленной на бумаге конституции, нет и конституционных гарантий свободы слова. Отсутствует всесторонний закон о печати, а в законода­тельстве существуют ограничения, установленные парламентом или пре­цедентным правом. Основной сферой СМИ Великобритании, подвер­женной законодательному регулированию, традиционно было вещание. Регулирование распространялось на сферу общественного и коммерчес­кого общенационального эфирного ТВ и радио. Законы о вещании 1990 и 1996 гг. устанавливали условия лицензирования, определяли требова­ния к содержанию аудиовизуальных программ. С 1990 г. были законода­тельно введены меры по дальнейшей либерализации аудиовизуального сектора. Channel 4 получил право самостоятельно, без участия ITV, про­давать рекламу, чего он был лишен с момента основания (1982) с целью ослабить давление на программы со стороны рекламодателей. ВВС было разрешено создавать дочерние компании для ведения коммерческой де­ятельности (ВВС Worldwide, с 1991 г.). Стимул развития был дан сектору независимого продюсирования: не менее 25% программ национальных те­леканалов должны закупаться именно у независимых телепродюсеров.

Закон о вещании 1996 г. ввел новые правила антимонопольного регулирования, пересмотрев условия перекрестного владения СМИ, ус­тановив общественный контроль за крупными сделками в медиаиндустрии и заложив основы развития цифрового ТВ. В сфере перекрестного владения СМИ были сняты прежние ограничения, не позволявшие компа­ниям СМИ выходить в смежные секторы медиаиндустрии. Закон разре­шил приобретать в собственность неограниченное число радиостанций при условии, что суммарное число их слушателей не должно превышать 15% национальной аудитории и что в руках данной компании может находиться только одна общенациональная радиостанция. Для наземно­го ТВ было введено ограничение не на число станций, а на общее число зрителей — не более 15% национальной аудитории. В одних руках было запрещено иметь более 2 лицензий ITV в одном регионе, а также одно­временно лицензии третьего (ITV) и пятого (Channel 5) каналов. Для газетного рынка были установлены ограничения на уровне 20% общена­ционального газетного тиража в одних руках, причем эти ограничения вступают в силу только при условии, что газетный издатель собирается приобрести лицензию третьего (ITV и/или пятого (Channel 5) каналов или же национальную или региональную радиостанцию. Закон ограни­чил число мультиплексов цифрового ТВ в одних руках до 3 при необхо­димости соблюдать условие относительно 15% общенациональной ауди­тории.

В 2003 г. система регулирования СМИ и телекоммуникаций Вели­кобритании вновь претерпела радикальные изменения, когда после долгих обсуждений был принят Закон о коммуникациях, преобразивший всю медиасферу Великобритании. Ключевое положение закона— замена нескольких регулирующих органов одним, централизация регулирова­ния телекоммуникаций, вещания и собственности на СМИ в одних ру­ках при общем смягчении регулирования содержания. Управление по коммуникациям (Ofcom) выполняет сейчас функ­ции Комиссии по независимому телевидению (выдача лицензий на ве­шание, контроль качества услуг вещателей), Комиссии по стандартам в сфере телевещания (контроль качества вещания), Управления по теле­коммуникациям (общее администрирование телекоммуникационного сектора, выдача лицензий операторам и провайдерам услуг), Управле­ния по радиовещанию (лицензирование независимых радиостанций).

Вместе с Управлением по справедливой торговле новый орган дол­жен проводить мониторинг рынка СМИ с целью выявления операторов, обладающих «значительным рыночным влиянием» — тех, чья доля рын­ка превышает 25%. Деятельность Ofcom свидетельствует о новом подходе британского государства к регулированию СМИ. Его суть — минимизация государственного вмешательства в рынок и влияния на конкретные предприятия при сохранении внимания к проблемам плюрализма и раз­нообразия содержания СМИ. Новый закон позволил:

♦ одному медиапредприятию одновременно владеть теле- и радио­станциями;

♦ любому крупному медиаконцерну покупать акции коммерческого общенационального вешателя Channel 5;

♦ небританским компаниям приобретать вещательные СМИ;

♦ изменить структуру собственности крупнейшего коммерческого вешателя ITV, который был организован как общенациональная сеть из 15 компаний — держателей лицензии, таким образом, что он может перейти в собственность одной компании.

Следствием принятия нового закона стало слияние крупнейших владельцев лицензий третьего канала Granada и Carlton Communications и появление на коммерческом ТВ компании ITV.

МЕДИАРЫНОК И РЕКЛАМА

Британский медиарынок — один из старейших и наиболее развитых в мире. Высокий уровень урбанизации, достигнутый в середине XIX в., стимулировал развитие журналистики и привел к формированию ста­бильных географических рынков СМИ вокруг крупных промышленных центров. Эффективная система внутренних транспортных коммуника­ций (железные дороги) и концентрация населения в индустриальных центрах — Лондоне (население свыше 8 млн), Бирмингеме (2 млн 270 тыс.), Манчестере (2 млн 250 тыс.), Глазго (680 тыс.), способствовали созданию системы общенациональной прессы. Столичное положение Лондона определило его уникальность как крупнейшего медиамегаполиса Европы и мира. Здесь расположено мировое информационное агентство Reuters и лондонская фондовая биржа, где создаются мощные информаци­онные потоки для финансово-экономических служб Великобритании и всего мира.

Национальный медиарынок Великобритании можно условно разде­лить на три основных сектора — коммерческие предприятия, коммер­ческие, но наделенные определенными общественными обязательства­ми компании и общественный сектор. В первый сектор входит печать, кабельное и спутниковое ТВ, интернет-СМИ. Второй сектор — это на­циональные эфирные вещатели ITV, Channel 4 и Channel 5, являющиеся коммерческими предприятиями, но в то же время должны выполнять определенные функции общественных служб, возложенные на них зако­нодательно. В третий сектор входит только одно, но крупнейшее даже по европейским меркам предприятие — общественная теле- и радиовещательная корпорация ВВС. Ее цели и задачи лежат вне сферы рынка, а организационная структура и экономическая модель призваны гаранти­ровать независимость от коммерческих влиянии.

В Великобритания - крупнейший рекламный рынок Европы. Доля рекламы в ВВП страны составляет 1,58% (2004). Наряду с Нью-Йорком Лондон является крупнейшей рекламной столицей мира: здесь располо­жены более 2/3 европейских штаб-квартир глобальных рекламных агентств. Лондон — столица креативной рекламы, многонациональные корпора­ции в своих глобальных стратегиях продвижения часто опираются на идеи британских рекламщиков.

Общий объем рынка рекламы в Великобритании в 2003 г. составил 18 573,36 млн долл., в 2004 г. — 32 682 млн долл. За 2003 г. он вырос на 2,4%, а за 2004 г. — на 4,2%. Причины этого —- переход на цифровое вешание, что неизбежно ведет к перегруппировке сил в пользу цифрово­го многоканального ТВ и сокращению рекламных доходов печатных СМИ. Реструктуризация рекламного рынка все еще идет невысокими темпами, однако после принятия Закона о коммуникациях (2003) она стала неиз­бежной. Прессе пока удается удерживать свою долю в общенациональ­ном объеме рекламы. В середине 1990-х гг. на долю печатных СМИ при­ходилось 64% британской рекламы, на долю ТВ — 30%, уличной рекламы — 4%, кино — 2%. Из рекламных доходов печатных СМИ не­большая часть поступала в общенациональные газеты — 18%. Остальная приходилась на долю региональных газет и журналов. Спустя 10 лет ситуация изменилась незначительно.

В результате процесса конвергенции СМИ и телекоммуникаций в Великобритании созданы основы современного рынка коммуникаций. Британские экономисты оценивают его структуру (без печатных СМИ) уже с учетом процесса конвергенции, включая в нее старые аудиовизу­альные и новые, аналоговые и цифровые, массовые и индивидуализиро­ванные медиа. Объем рынка коммуникаций Великобритании в 2004 г. составлял 99 831,81 млн долл., формируя 4,1% ВВП страны. Из этой суммы львиная доля приходилась на продажи коммуникационной тех­ники — 84 651,66 млн долл., которые, по сравнению с 2003 г., выросли на 6%. Основная часть продаж — 64 470,99 млн долл. — и наивысший ежегод­ный прирост — 3 214,62 млн долл. — пришлись на долю телекоммуника­ционного сектора. Однако именно сектор телевидения стабильно демон­стрировал самые высокие темпы роста прибылей — 9% с 2003 по 2004 г. (18 0375,59 млн долл.).

Рынок рекламы в Великобритании традиционно делится на две ча­сти — реклама в печатных, точнее невещательных, и вещательных СМИ. Это связано с ключевой особенностью британского медиарынка, а именно, с отсутствием рекламы на теле- и радиоканалах общенационального ве­щателя ВВС, традиционно доминирующего в аудиовизуальном секторе.

 

 

Структура рекламного рынка

СМИ

Расходы на рекламу, млн долл.

1996 г. 2003 г. Доля, %
Газеты 5 420,2 7416,8 39,8
Журналы 2 441,3 2 780,6 14,8
Телевидение 4 361,2 5 666,7 30,5
Радио 467,9 792,9 4,3
Кино 110,7 266,1 1,3
Наружная 650,1 1 221,6 6,6
Интернет 0 525,1 2,7
Всего 13 451,4 18 669,8 100

 

Основу бюджета компании составляет абонентская плата, которую пла­тят все британцы, имеющие телевизоры и радиоприемники. Обществен­ное вешание оказывает заметное воздействие на экономику британских СМИ, частично выводя сектор общенационального телерадиовещания из рекламного рынка.

Реклама в невещательных СМИ включает в себя рекламу в газетах, журналах, листовках и открытках, а также рекламу в кинотеатрах и на цифровых медианосителях (CD-ROM, Интернет). Это разделение имеет значение прежде всего потому, что рекламная деятельность в печатных СМИ регулируется Управлением стандартов рекламы (ASA). Оно же добивается распространения Кодекса рекламной деятельности и на вещательный сектор британской медиаиндустрии.

За последнее десятилетие трансформировалась структура рекламных расходов всех секторов медиаиндустрии. Наибольшему воздействию ока­зался подвержен телевизионный сектор. Это связано как с развитием платного ТВ, создавшего новые бизнес-модели в телевизионной индуст­рии, так и с дроблением массовой телевизионной аудитории, вызван­ным прогрессом цифрового ТВ. В секторе коммерческого ТВ Велико­британии по-прежнему доминирует ITV, чья доля и доходы от рекламы, несмотря на некоторое падение, остаются самыми высокими.

Крупнейшие рекламодатели различаются по видам СМИ. В обще­национальной прессе в десятку ведущих рекламодателей входят телеком­муникационные, компьютерные, автомобильные, мебельные компании — COI Communications, British Telecom, DSF Furniture Vauxhall Motors, Ford Motors Company, Currus Group. Эти же рекламодатели,

 

Доходы коммерческих телеканалов от рекламы (2002)

Телеканал Общий доход от рекламы, млн долл. Доля рынка, %
ITV (Channel 3) 2 965,8 54,9
Channel 4 1 064,2 19,8
Channel Five 379,8 7,0
Кабельные, спутниковые 987,0 18.3
Всего 5 396, 8 100

 

хотя и в несколько другом порядке, формируют десятку ведущих рекла­модателей региональной прессы. На ТВ в список ведущих рекламодате­лей входят крупнейшие рекламодатели печатных СМИ: Procter & Gamble Ltd. (доля в общем времени рекламы в 2002 г. 2,5%), COI Communications (2,3%), Masterfoods (1,5%), Ford Motors Company (1,5%), British Telecom (1,5%), Kellogg Company of GB Ltd. (1,0%), Reckitt Benckiser Ltd. (1,0%), Renault UK Ltd. (1,0%), L'Oreal Golden Ltd. (0,9%), Lever Faberge Personal Care Ltd. (0,9%). Основные типы товаров, рекламирующихся на британ­ском ТВ, — продукты питания, автомобили, розничные сети супермарке­тов, финансовые услуги, развлечения, в том числе медиатовары, косметика.

Экономические структуры британской индустрии СМИ оказали существенное влияние на развитие индустрии СМИ в бывших колони­ях — США, Индии, Канаде, в соседних государствах Европы. Сегодня медиаиндустрия Великобритании отражает современные противоречия глобальной экономики СМИ. Британская индустрия СМИ вполне кон­курентоспособна и сохраняет лидерство благодаря эффективности га­зетного бизнеса, высокому качеству телепрограмм общественного ТВ, пионерным позициям в развитии цифрового вещания. Объем националь­ного рынка рекламы и величина аудитории вполне достаточны для того, чтобы СМИ находились в состоянии безубыточности и даже достигали высокой нормы прибыли.

Однако по сравнению с глобальными корпорациями британские медиапредприятия сравнительно небольшие, и на мировом рынке медиа-индустрия Великобритании сталкивается со множеством экономических проблем. Несмотря на доминирование английского языка на глобаль­ном рынке контента.СМИ, британские телепрограммы занимают на нем отнюдь не лидирующее положение. Лишь несколько британских медиа-концернов принадлежат к числу ведущих глобальных компаний, причем лидирующие позиции они занимают только в специализированных об­ластях: на рынке телевизионных программ — игровых шоу, риалити (Celador, ВВС Worldwide, Carlton), финансовой информации (Reuters), телепрограмм документального, образовательного, культурного характе­ра (ВВС), образовательного софта и контента (Pearson).

Концерны

Сегодня крупнейшие предприятия СМИ ведут деятельность сразу в нескольких секторах, стремясь получить максимальную эффективность от многократного использования уже произведенного содержания и от объединения под одной крышей общих для СМИ звеньев производствен­ной цепочки. Большинство медиакомпаний ориентируется на истори­чески доминирующий вид деятельности, вокруг которого и строится компания. Исключение представляет британское дочернее подразделе­ние глобального медиагиганта News Corporation — News International, кон­тролирующееся Рупертом Мердоком, одинаково успешно действующее как на газетном рынке, так и на рынке цифрового ТВ.

Медиарынок Великобритании характеризуется высоким уровнем концентрации. В каждом секторе лишь небольшое число крупных пред­приятий контролирует основные доли. Крупнейшие газетно-издатель-ские дома (по совокупному тиражу) — это:

♦ News International (дочернее подразделение принадлежащего Р. Мердоку медиагиганта News Corporation) — контролирует 34,5% сово­купного общенационального тиража и имеет 6,1 % долю общенациональ­ной телевизионной аудитории (зрители цифровых пакетов BSkyB);

♦ Trinity Mirror — контролирует 19% совокупного общенациональ­ного и 25% совокупного регионального тиража;

♦ Daily Mail and General Trust (DMGT) — контролирует 19% совокуп­ного общенационального и 21% совокупного регионального тиража.

Лидеры журнального рынка — это издательские компании IPC Media (суммарный тираж журналов, издающихся предприятиям в 2003 г., со­ставлял почти 10 млн экз.), ЕМАР (суммарный тираж превышал 6,5 млн экз.), Н Bauer Publishing (4,3 млн экз.), ВВС Worldwide (4,1 млн экз.), The National Magazine Company (более 3 млн экз.).

Крупнейшим телерадиовещательным предприятием Великобритании является ВВС, доля которого в секторе вещательных СМИ достигает 39%. ВВС входит в число самых крупных медиакомпаний Европы. Но поскольку в программах общественного вещателя реклама полностью отсутствует, монополистом в секторе британской телевизионной рекламы выступает коммерческий вещатель ITV. При 24%-ной доле аудитории он акку­мулирует большую часть — 54% — всей телевизионной рекламы.

News International занимает лидирующее положение как на рынке газет, контролируя крупные издания в сегментах качественной и массо­вой прессы, так и в сфере цифрового ТВ. Компания издает качественную ежедневную Times и воскресную Sunday Times. В сегменте бульварных газет News International контролирует издания с самыми высокими в стране тиражами - Sun и News of the World. News International занимает лидирующие позиции в секторе цифрового коммерческого ТВ, где провайдер услуг цифрового ТВ BSkyB (News International принадлежит 36% его акций) опере­дил всех конкурентов.

Австралиец Р. Мердок в 1969 г. купил лондонские таблоиды News of the World и Sun. В 1970 г. он стал совладельцем развлекательного канала London Weekend Television, в 1972 г. — владельцем Sunday Telegraph. Глав­ным его приобретением, которое превратило австралийского газетного магната в короля британской прессы, стали Sunday Times и Times, куп­ленные им в 1981 г. за 12 млн долл. Для преодоления кризиса, возник­шего после этого в Times, P. Мердок перенес издательскую базу News International из центра британской газетной индустрии Флит-стрит, ули­цы в центре Лондона, в столичный пригород Уоппинг. Здесь располо­жился полиграфический центр корпорации, оборудованный по послед­нему слову полиграфической технологии, что позволило Мердоку значительно сократить число занятых, вступив в серьезный конфликт с профсоюзом печатников. В результате влияние профсоюза на производ­ственный процесс и ценообразование в британской газетно-издательской индустрии уменьшилось, а сам Мердок, преодолев длившийся не­сколько десятилетий кризис Times, превратился в ключевую фигуру британской медиаиндустрии. Активную оппозицию со стороны британ­ских законодателей Р. Мердок вызвал также на рубеже 1980-1990-х гг., когда в результате слияния принадлежавшей ему компании Sky Television с British Satellite Broadcasting образовалась BSkyB — крупнейший в стране платный телеканал Великобритании.

Trinity Mirror pic. — публичная компания, имеющая в медиабизнесе долгую историю. В современном виде концерн существует недолго: он был создан в сентябре 1999 г., путем слияния двух успешных газетных ком­паний — Trinity pic. (региональные издания) и Mirror Group (общенацио­нальные газеты). Компания сохраняет корпоративную структуру, основан­ную на прежнем разделении. Председатель правления — сэр Виктор Блэнк. В настоящее время Trinity Mirror обеспечивает выпуск более чем 500 СМИ. Это 5 общенациональных газет, 240 местных и региональных изданий, их онлайновые версии, журналы. По суммарному предложению Trinity Mirror— один из гигантов британского медиарынка: в течение недели более 20 млн британцев читают хотя бы одно издание концерна. Это означает, что издания группы потребляют около 42% населения страны. Оборот капитала группы в 2004 г. составлял 452,011 млрд долл.

Группа включает в себя 4 основных подразделения. Первое отвечает за выпуск общенациональных изданий. В него входят две компании — MGN Ltd. и Scottish Daily Record & Sunday Mail Ltd., выпускающие одну из старейших ежедневных национальных газет Daily Mirror, воскресную Sunday Mirror, популярную People, шотландскую и ирландскую версии Daily Mirror. Вторая компания выпускает крупные шотландские издания. Подразделение региональных газет обеспечивает выпуск региональных утренних, вечерних и воскресных газет на 6 рынках, расположенных в разных частях страны, и включает в себя 9 компаний. Четвертое подраз­деление Trinity Mirror отвечает за выпуск 4 спортивных газет, журналов и организацию выставок.

Основные акционеры Trinity Mirror — финансовые и промышлен­ные компании: Barclays Bank (12,76% акций), Capital Group Companies Jnc. (10,08%), Aviva pk.(Morley Fund Management Ltd.) (5,97%), Fidelity International Ltd. (5,95%).

Daily Mail and General Trust (DMGT). Эта издательская компания входит в число старейших британских предприятий. Она сохранила тес­ные связи с семьями основателей и первых владельцев, братьев Хармс-вортов — лорда Нортклифа (Альфреда Хармсворта) и лорда Ротемира (Гарольда Хармсворта). Сегодня предприятие имеет корпоративную струк­туру, председателем которой является лорд Ротемир. Оборот капитала компании в 2004 г. составлял 3765,6 млн долл.

Компания состоит из четырех основных подразделений. Первое, наиболее крупное — группа Associated Newspapers (основана лордом Ротемиром). Оборот подразделения в 2004 г. равнялся 1,589 млн долл. В не­го входят один из ведущих национальных таблоидов — ежедневная газе­та Daily Mail, воскресная газета Mail on Sunday, вечерняя лондонская Evening Standard, бесплатная столичная Metro, типографский центр Harmsworth Quays Publishing, компания по распространению, подразделения, обес­печивающие выпуск онлайновых версий перечисленных газет.

Второе подразделение DMGT — Northcliffe Newspapers Group (NNG), один из ведущих издателей региональной и местной прессы. Оборот в 2004 г. составил почти 929 млн долл. NNG обеспечивает выход более 100 периодических изданий — 20 ежедневных, 27 еженедельных, 50 бесплат­ных еженедельных газет; общий годовой тираж изданий превышает 10 млн экз. NNG — многопрофильное предприятие, в которое входят 18 поли­графических центров, 22 объединенных региональных веб-сайта, на ко­торых выложено содержание печатных изданий компании, медиакомпа-нии в Венгрии и Словакии. Общая аудитория изданий подразделения превышает 1,3 млн чел.

Третье подразделение DMGT— журнальное, выпускает специализи­рованные журналы для бизнеса (В2В) в сфере информационных техно­логий, новых СМИ, специализированной информации для различных отраслей.

Четвертое подразделение Euromoney — одно из самых молодых (со­здано в 1969 г.), но весьма успешных. Направление его деятельности — финансовая информация.

Northern Shell Media Group. В основе издательского бизнеса этой компании лежит деятельность одного из старейших газетных издателей Великобритании — группы Express Newspapers, которая была приобрете­на компанией Ричарда Десмонда Northern and Shell Media Group в ноябре 2000 г. Флагманы медиагруппы — ежедневная газета Daily Express, Express on Sunday, Daily Star.

Имя Р. Десмонда связано с журнальным бизнесом и выпуском в Великобритании американского Penthouse, созданием британского жур­нала о жизни знаменитостей ОК, изданием порнографических журналов Big Ones и Asian Babes, проданных в 2004 г. Remnant Media. В 2000 г. Р. Десмонд за 223 млн долл. купил газетную группу Express Newspapers. Позже компания приобрела 50% акций типографии, остальная часть которой принадлежит Telegraph Group. До настоящего времени Р. Дес­монд остается владельцем довольно популярных в Великобритании пор­нографических телеканалов Fantasy Channel и Red Hot TV. В ближайших планах компании — выход на биржу. Доход компании в 2004 г. равнялся 185,2 млн долл., причем за период 2003-2004 гг. он вырос на 32,6%.

Guardian Media Group (GMG) ~ одна из самых известных британских издательских компаний. В настоящее время она находится в собствен­ности созданного в 1936 г. фонда Скоттов, который и осуществляет кол­лективное управление компанией. Ведущие издания GMG — качествен­ные газеты Guardian Old 329 экз.), выходящая в течение рабочей недели, и воскресная Observer (448 684 экз.). Обе газеты входят в подразделение национальных газет, которое также отвечает за выпуск европейского издания Guardian, его еженедельной версии, финансового приложения к Observers их электронных вариантов. Кроме подразделения национальных газет в структуру группы входят:

♦ подразделение региональных газет (Manchester Evening News, Reading Evening Posi, более 40 местных газет), которое также обеспечивает вы­пуск этих газет в Интернете и занимается продажами электронной рек­ламы;

♦ отделение корпоративных СМИ, выпускающее специализирован­ные и корпоративные журналы в печатном и электронном виде, а также отвечающее за деятельность дочерних журнальных компаний в Нидер­ландах, Италии, Южной Африке;

♦ подразделение, владеющее сетями радиостанций Smooth FM Real Radio Stations, в Южном Уэльсе, Южном и Северном Йоркшире, 24,3% акций лицензии на сеть цифровых региональных мультиплексных кино­театров, а также 22,9% предприятий, занятых в сфере сбора и распрост­ранения цифровой информации;

• подразделения, отвечающие за управление долями собственности. ере потребительских журналов, типографском бизнесе. В Pearson во времена промышленной революции была строительной коммпанией, возглавлявшейся Уэстменом Пирсоном, основавшим впоследствии газетное подразделение. Сегодня Pearson — это ведущая глобальная компания в сфере образовательных услуг, выпускающая учебную литературу и образовательные материалы на разных носителях. Pearson издает массовые книги в Великобритании и США, а также выпускает деловые издания. За эту деятельность отвечает группа Financial Times (FT Group). Она издает качественную ежедневную общенациональную и гло­бальную Financial Times, ее немецкоязычный вариант FA' Deutschland, французскую деловую газету Les Echos, качественный еженедельник Economist. Показательно, что и Financial Times, и Economist — это самые популярные в Европе качественные деловые издания, опережающие по тиражу своих ближайших конкурентов более чем на 20%.

Pearson — транснациональное предприятие, хотя его основные сфе­ры деятельности сосредоточены в Великобритании (15% оборота), США (68%), Европе (8%) и Азии (7%). Операционная прибыль концерна в 2004 г. составляла 832 млн долл., а общий объем продаж— 7160 млн долл. В списке крупнейших европейских компаний Pearson опережает все остальные британские медиапредприятия.

Внутри концерна деятельность в 2005 г. была структурирована сле­дующим образом: производство материалов для школ составляло 27%, материалов и услуг для высшего образования — 33% (доля деятельности для образования достигает 50%), на долю издательства Penguin Press при­ходилось 13%, группы Financial Times — 17%, предоставление услуг про­фессионалам — 10%. Pearson успешно действует в нескольких сравнительно узких нишах, что позволило компании достичь значительных преимуществ. Его подразделение — книжное издательство Penguin Press ориентируется на издание массовых бестселлеров, в чем и преуспевает. Британское подразде­ление издательства Dorling Kindersley, специализируясь на познавательной литературе, также стремится не размывать стратегию.

Telegraph Group. Эта компания принадлежит братьям Барклай и вла­деет одной из старейших и наиболее политически ангажированной еже­дневной газетой Daily Telegraph, воскресной Sunday Telegraph и журналом Spactator, газетами Scotsman, Scotland on Sunday, Edinburg Evening News, Братья Дэвид и Фредерик Барклай сделали состояние на недвижимости и грузоперевозках, после чего решили заняться газетным бизнесом, при­обретя крупные издания в Шотландии. На рынок общенациональной прессы они вышли совсем недавно.

British Broadcasting Corporation (ВВС). Британская вещательная кор­порация ВВС была создана в 1922 г. группой частных компаний, про­изводивших радиотехническое оборудование. Общественной корпорация стала в 1927 г., когда получила Королевскую хартию, давшую ей статус общественной службы и установившей ее доминирующее поло­жение. В настоящее время ВВС действует на основе Королевской хартии (последняя, выданная в 1996 г., действительна до 31 декабря 2006 г.), лицензии и соглашения, предоставляемых Министерством националь­ного наследия. Хартия устанавливает юридический статус корпорации, ее основные права и обязанности, структуру, порядок деятельности. Обя­занности общественной службы предполагают: всеобщий географиче­ский доступ к программам ВВС, программную универсальность, форми­рование программной стратегии на основе принципа «информировать, просвещать, развлекать».

ВВС— юридическое лицо (общественная корпорация). Деятельность компании финансируется из абонентской платы — средств, собираемых в форме налога на теле- и радиоприемники. Корпорация получает госу­дарственное финансирование на международное радиовещание. Хартия запрещает рекламу или спонсорство в программах ВВС. Оборот капита­ла компании — 6875 млн долл.

Independent Television (ITV plc.) —- это крупнейшая сеть коммерческо­го ТВ в Великобритании, зрительская аудитория которой достигает 45 млн чел. еженедельно. Доля канала составляет 24%, однако в силу специфи­ки телевизионного рекламного рынка Великобритании ITV получает до 54% всей коммерческой рекламы. Она имеет самый крупный программ­ный бюджет в Европе, размер которого превышает 1,786 млрд долл. Сеть объединяет 15 региональных станций, действующих на основе 15 лицен­зий. В настоящее время ITV. владеет 12 из них, оставшиеся же при­надлежат региональным вещателям SMG, Ulster и Channel.

ITV была создана в 2003 г. двумя крупнейшими вещателями, которые до этого момента были ее крупнейшими держателями лицен­зий — компаниями Carlton и Granada. Они обе — не только вещатели, но и производящие компании, которые традиционно обеспечивали програм­мами остальных вещателей ITV. При слиянии Carlton объединила все свои вещательные лицензии, а также свою 20%-ную долю в информационной службе ITN с лицензиями, имевшимися у Granada. В настоящий момент Carlton владеет 32% акций ITV, Granada — 68%.

ПЕЧАТНЫЕ СМИ

Британцы — активные читатели прессы, которая представляет со­бой одну из наиболее рентабельных отраслей экономики. По статистике Всемирного банка, в 2000 г. на 1000 британцев прихолилось 326 газет. Согласно данным национальной статистики, более половины населения страны старше 15 лет ежедневно читают хотя бы одну общенациональ­ную утреннюю газету — 59% мужчин и 50% женщин. В дополнение к 36

Великобритания

некой газете почти 90% британцев еженедельно выбирают региональное или местное издание. Воскресные газеты читают 65% населения а региональные и местные газеты — около 85,4%.

Газеты

В зависимости от размеров своих географических рынков газеты Великобритании подразделяются на общенациональные, региональные и местные.

Общенациональный газетный рынок характеризует четкое разделе­ние на три основных сегмента, исторически обслуживавших разные со­циальные группы. Это газеты качественные (qualities), ориентированные на аристократию и высшие слои общества, популярные (populars), изда­вавшиеся огромными тиражами для наемных работников, и промежу­точного типа (mid-market), адресованные растущему «среднему» классу. Историческ


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.