Тема 10. Особенности адаптации западного опыта государственной службы к условиям России — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Тема 10. Особенности адаптации западного опыта государственной службы к условиям России

2022-11-24 47
Тема 10. Особенности адаптации западного опыта государственной службы к условиям России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эволюция систем государственной службы новых демократий в начале XXI века: общее и особенное. Социальный кризис как фактор государственного управления. Деятельность государственной администрации США в период Великой депрессии. Технологии государственного антикризисного управления в Германии (40-50-е гг. XX в.) Влияние опыта систем государственной службы других стран на государственную службу РФ. Международное сотрудничество в области реформирования и функционирования государственной службы. 

Основные понятия и термины: демократия, кризис, социальный кризис, сотрудничество.

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

1. Вопросы к экзамену

2. Примерные темы курсовых работ

3. Тестовые задания

4. Краткие методические указания по выполнению курсовых работ

5. Методические рекомендации по изучению дисциплины

 

6.1. Распределение часов внеаудиторной самостоятельной работы студента при изучении дисциплины

                                                                                                                                                 Таблица 5

Наименование темы или раздела дисциплины (модуля)

Трудоемкость, час. очно\заочно

Список рекомендуемой литературы

Вопросы для самопроверки

Основная (№ из перечня) Дополни-тельная (№ из перечня)
Тема 1. Семинар1. Государственная гражданская служба в зарубежных странах как учебная дисциплина. 12/18 1,2,3,4,5 1,2,4,5,7 Общая характеристика государственной службы. Понятие «государственная служба» за рубежом в широком и узком смысле. Чем отличается государственная служба от других видов управленческой деятельности? Объект, предмет, методы и функции дисциплины «Государственная гражданская служба в зарубежных странах». Значение дисциплины «Государственная гражданская служба в зарубежных странах». Объективная необходимость изучения и творческой адаптации в условиях России накопленного ведущими зарубежными странами опыта организации государственной службы. Основные концептуальные подходы при формировании института государственной службы в зарубежных странах. Теоретические разработки В. Вильсона. Принципы рациональной бюрократии М. Вебера.
Тема 2. Семинар 2. Концептуальные основы государственной службы в зарубежных странах. 12/16 1,2,3,4,5,6 1,2,4,5,7 Факторы и условия, влияющие на систему государственной службы в зарубежных странах: исторические, политические социально-экономические, географические, этнические, религиозные. Основные модели организации государственной службы. Черты «закрытой» модели государственной гражданской службы. Черты «открытой» модели государственной гражданской службы. Структура и функции государственной службы. Общая характеристика законодательства в сфере государственной службы за рубежом: конституции, законы, кодексы, акты и пр. Особенности правового обеспечения государственной службы в различных странах. Тенденции развития законодательства в области государственной службы за рубежом. Уровни организации государственной службы в различных странах. Виды государственной службы. Управление государственной службой за рубежом. Доминирующие направления эволюции государственной службы.
Тема 3. Семинар 3.  Реформа государственной службы в западных странах. 12/16 1,2,3,4,5,6 1,2,4,5,7,8,11 Проблема бюрократии и бюрократизма в государственной службе. Теория «рациональной бюрократии» М. Вебера. «Азиатская модель» института государственной службы. Менеджмент и современные тенденции развития института государственной службы. Основные пути преодоления бюрократизма в государственной службе. Реформа государственной службы за рубежом на примере различных стран: история, основные этапы, особенности и тенденции развития. Этическая инфраструктура государственной службы. Этический кодекс государственного служащего. Законы о служебных разоблачениях. Коррупция. Методы борьбы и преодоления проблемы коррупции в зарубежных странах. Антикоррупционное законодательство в сфере коррупции на государственной службе.
Тема 4. Семинар 4. Основы организации государственной службы в Великобритании.  8/14 1,3,4,5,6 1,2,4,5,6,8,10 Система государственной службы Великобритании: введение «системы заслуг» в середине XIX столетия. Исторические особенности возникновения государственной службы и основные принципы деятельности чиновников в Великобритании. Гражданская государственная служба: особенности структуры и функционирования. Специфика кадрового менеджмента в Великобритании. Социальный статус государственных служащих. Проблема взаимосвязи государственной службы и политики. Современные тенденции модернизации государственной службы. Возникновение концепции «нового менеджеризма».
Тема 5. Семинар 5.  Основы организации государственной службы в США. 9/14 1,2,3,4,5,6 1,2,4,3,5,7 Специфика становления системы государственной службы США. Обстоятельства, влияющие на систему управления государственной службой в США. Система государственной службы США. Система «добычи» и «система» заслуг: борьба с тотальной коррупцией. Закон Пенделтона (1883 год). Президент Рейган и административная реформа. Служба высших руководителей – путь к повышению эффективности. Организация и прохождение государственной службы. Права, обязанности и социальные гарантии государственных служащих. Пути модернизации и повышения эффективности государственной службы США.
Тема 6. Семинар 6.   Принципы функционирования государственной службы в Федеративной Республике Германия. 9/14 1,2,3,4,5,6 1,2,4,5,7,8 Специфика исторического развития государственной службы Германии. Система государственной службы ФРГ: высокий уровень системности в подборе, отборе, подготовке и совершенствования персонала государственной службы. Основные принципы функционирования «карьерного» типа государственной службы. Социальный статус чиновников, их права и обязанности. Проблемы реформирования государственной службы.
Тема 7. Семинар 7.  Организация системы государственной службы во Французской Республике. 9/14 1,2,3,4,5,6 1,2,4,5,8 Становление государственной службы Франции. Система управления государственной службой Франции: структура, задачи. Принципы построения государственной службы Франции. Карьерная организация прохождения государственной службы. Консультативные органы в системе управления государственной службой. Развитие нового механизма отношений чиновников с гражданским обществом.
Тема 8. Семинар 8. Организация и функционирование государственной службы в Японии. 9/14 1,3,4,5,6 1,2,4,5,9 Исторические особенности возникновения государственной службы в Японии. Система государственной службы Японии: компактность, эффективность, высокие морально-этические качества. Характеристика нормативно-правовых актов, регулирующих государственную службу Японии. Структура государственной службы. Права и обязанности чиновников. Политические и административные функции государственной службы: роль и значение принципа «карьерности» службы. Обновление административной политики и методов управления государственной службой в Японии.
Тема 9. Семинар 9.  Организация и функционирование государственной службы в Китае. 9/14 2,3,6 1,2,4,5 Провозглашение КНР и создание новой системы управления. «Культурная революция» и органы управления. Конституция КНР 1982 г. Высшие органы государственной власти: Всекитайское собрание народных представителей и его Постоянный комитет, их роль и функции. Исполнительная власть в КНР: Государственный совет, его роль и функции. Председатель КНР. Центральный военный совет. Органы суда и прокуратуры. Местные органы государственной власти и управления: собрание народных представителей, народные правительства. Органы самоуправления на местах. Создание регулярной системы государственной службы. Права и обязанности государственных служащих. Иерархия должностных лиц, их классификация. Система подготовки государственных служащих. Опыт Китая в профессиональном развитии и подготовке руководителей для государственной службы.
Тема 10. Семинар 10. Особенности адаптации западного опыта государственной службы к условиям России. 11/17 1,2,3,4,6 1,2,4,5 Эволюция систем государственной службы новых демократий в начале XXI века: общее и особенное. Социальный кризис как фактор государственного управления. Деятельность государственной администрации США в период Великой депрессии. Технологии государственного антикризисного управления в Германии (40-50-е гг. XX в.) Влияние опыта систем государственной службы других стран на государственную службу РФ. Международное сотрудничество в области реформирования и функционирования государственной гражданской службы.
Итого по дисциплине 100/151      

7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

 

Для оптимальной организации работ по изучению дисциплины «Государственная гражданская служба в зарубежных странах» обучающимся следует придерживаться следующих рекомендаций:

Для освоения курса рекомендуется предварительно знакомиться с литературой по теме предстоящего занятия, чтобы с пониманием относиться к лекционным занятиям.

При подготовке к семинарским занятиям полезно конкретизировать вопросы из предложенных в плане семинарского занятия. Если обучающийся хочет рассмотреть вопрос, не входящий в план семинарского занятия, то он должен согласовать это с преподавателем.

Подготовка к выступлению на семинаре должна проводиться на базе нескольких источников. В выступлении должны быть приведены примеры по конкретным проблемам системы государственной службы в зарубежных странах.

Выступления должны быть предварительно отработаны, чтобы речь выступающего была свободной, не привязанной к тексту.

Полезен разбор практических ситуаций. Материал к занятиям можно подобрать в периодических изданиях научного и прикладного характера, выявляя тот, который имеет отношение к современным управленческим проблемам. Аналитический разбор подобных публикаций помогает пониманию и усвоению теоретического материала, формирует навыки использования различных управленческих подходов, решения стандартных задач, развивает способность к нестандартным решениям.

Изучение дисциплины предполагает значительный объем самостоятельной работы. Она включает в себя не только подготовку к практическим и семинарским занятиям, но и самоконтроль. Самостоятельный контроль знаний должен проводиться регулярно с помощью вопросов к лекциям, проверки знания основных терминов.

Поскольку изучение систем государственной гражданской службы в зарубежных странах требует использования достижений многих наук, следует применять и сопоставлять знания, полученные при изучении таких дисциплин как политология, экономика, история, государственное и муниципальное управление, государственная и муниципальная служба, зарубежный опыт организации государственного и муниципального управления.

 


8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю), использование БРС

8.1. Паспорт комплекта оценочных средств по дисциплине

Таблица 6

Предмет(ы) оценивания Объект (ы) оценивания Показатели оценки
ОПК-1 – способность к анализу, планированию и организации профессиональной деятельности; ПК-4 - способность к анализу и планированию в области государственного и муниципального управления; ПК-17 – способность использовать знание методов и теорий гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ.         - владеть эффективными технологиями в области принятия и исполнения решений, опираясь на зарубежный опыт;   - знать основные термины и понятия из области правовых, политических и организационных основ государственной гражданской службы в зарубежных странах; особенности организации государственной службы за рубежом.   - уметь анализировать и сравнивать модели государственной службы разных стран;   Активность на семинарских занятиях (правильность ответов на вопросы)   Процент верных ответов на вопросы теста.  
ОПК-1 – способность к анализу, планированию и организации профессиональной деятельности; ПК-4 - способность к анализу и планированию в области государственного и муниципального управления; ПК-17 – способность использовать знание методов и теорий гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ.     Курсовая работа 1. Способность излагать свои мысли в заданном объеме. 2. Способность применять(излагать) научные знания в сфере государственной гражданской службы зарубежных стран. 3. Уметь систематизировать знания согласно указанной цели. 4. Уметь логично ссылаться на результаты-научно- теоретических исследований в области государственной и муниципальной службы. 5. Полнота изложенной информации. 6. Обоснованность выводов о тенденциях государственной службы зарубежных стран.  

Описание системы оценивания

При оценивании используется балльно-рейтинговая система. Баллы выставляются за активность на семинарских занятиях (максимум 20 баллов), результаты выполнения теста (максимум 30 баллов), выполнение курсовой работы (максимум 20 баллов), ответ на экзамене (максимум 30 баллов). Дисциплина считается освоенной, если экзаменуемый набрал не менее 51 балла в результате выполнения всех типов заданий, включая ответ на экзамене. Минимальное количество баллов для допуска к экзамену – 45.

Расчет итоговой рейтинговой оценки

                                                                                                                                                                  Таблица 7

от 51 до 60 баллов «удовлетворительно» (Е)
от 61 до 65 баллов «удовлетворительно» (D)
от 66 до 77 баллов «хорошо» (С)
от 78 до 85 баллов «хорошо» (В)
от 86 до 100 баллов «отлично» (А)

 

 


Комплект оценочных средств

 

Вопросы к экзамену

1. Государственная гражданская служба в зарубежных странах как учебная дисциплина.

2. Объективная необходимость изучения и творческой адаптации в условиях России накопленного ведущими зарубежными странами опыта организации госслужбы.

3. Основные концептуальные подходы при формировании института госслужбы в зарубежных странах.

4. Понятие «госслужба» за рубежом в широком и узком смысле.

5. Отличие государственная служба от других видов управленческой деятельности.

6.  Факторы и условия, влияющие на систему государственной службы в зарубежных странах.

7.  Некоторые особенности законодательства о государственной службе различных стран.

8. Теоретические разработки В. Вильсона. Принципы рациональной бюрократии М. Вебера.

9. Бюрократия как основной элемент внутренней среды системы государственной гражданской службы.

10. Современная модель бюрократии: содержание и основные характеристики.

11. Основные структурные модели организации госслужбы за рубежом: компаративистский анализ.

12. Закрытая система государственной гражданской службы: принципы формирования и особенности.

13. Открытая система государственной гражданской службы: принципы организации и характерные черты.

14. Прохождение государственной службы за рубежом.

15. Основные функции современной государственной службы в зарубежных странах.

16. Основные методы обеспечения политической нейтральности в государственной службе.

17. Основные принципы организации государственной службы развитых демократических стран.

18. Становление государственной службы в США: от «системы дележа добычи» к «системе заслуг».

19. Государственная служба Японии.

20. Государственная служба Китая.

21. Институт государственной службы в США. Бюро управления персоналом и Совет по защите «системы заслуг».

22. Этический Кодекс государственной службы. Контроль над государственной администрацией.

23. Система государственной службы во Франции. Тесная взаимосвязь политической и административной сфер.

24. Контроль над деятельностью чиновников в Германии. Трехступенчатая система административных судов.

25. Формирование современного института государственной службы в Великобритании. Роль реформ Фултона.

26. Основные формы контроля над государственной службой в Великобритании.

27. Наиболее общие (универсальные) тенденции в сфере государственной службы зарубежных стран.

28. Становление наиболее общих демократических принципов в организации государственной службы в развитых странах.

29. Объективные и субъективные факторы современного этапа коренной модернизации государственной службы за рубежом.

30. Противоречивый процесс формирования качественно новой модели государственной службы за рубежом – «государственного менеджмента».

31. Этапы реформирования государственной службы в Великобритании в 70-90 гг. XX в.

32. Принципы коренного реформирования государственной службы, выработанные ведущими странами Запада.

33. Тенденция к универсализации кадрового менеджмента в системе государственной службы европейских стран.

34. Ограничения для занятия должности государственного служащего, существующие в различных странах.

35. Определение принадлежности к государственной службе и системы классификации госслужащих в различных странах.

36. Сравнительный анализ систем набора (отбора) персонала в государственной службе развитых стран. Специфика опыта Германии.

37. Опыт профориентации, социальной адаптации и карьерного продвижения государственных служащих на Западе.

38. Совершенствование оплаты труда и системы социальных льгот для государственных служащих за рубежом.

39. Борьба с коррупцией в системе государственной службы (опыт США).

40. Международный опыт реформирования государственной гражданской службы и его адаптация к Российским условиям.

 

В соответствии с балльно-рейтинговой системой на промежуточную аттестацию отводится 30 баллов. Экзамен проводится по билетам. Билет содержит 2 вопроса по 15 баллов. 1-5 баллов за ответ, подтверждающий знания в рамках лекций и обязательной литературы, 6-10 баллов - в рамках лекций, обязательной и дополнительной литературы, 11-15 баллов – в рамках лекций, обязательной и дополнительной литературы с элементами самостоятельного анализа.

 

 

Примерные темы курсовых работ:

1. Общее и особенное в принципах функционирования и механизмах их реализации в системе государственной гражданской службы в зарубежных странах.

2. Институты государственной службы в зарубежных странах: сравнительный анализ.

3. Зарубежная практика противодействия коррупции.

4. Система государственной службы в федеративных государствах.

5. Государственная служба в унитарных государствах.

6. Публичная служба во Франции: организация и правовое регулирование.

7.  Федеральная служба в США и ее виды.

8. Гражданская служба в Великобритании: понятие и организация.

9. Гражданская служба в Великобритании: особенности классификации гражданских служащих.

10. Роль деятельности комиссии Фултона для развития современного института государственной службы в Великобритании.

11. Модели карьеры государственного служащего во Франции и в Великобритании: сравнительный анализ.

12. Государственная служба в Германии.

13. Государственная служба в Италии.

14. Государственная служба в Испании.

15. Государственная служба в Японии.

16. Особенности организации государственной службы Китая.

17. Административно-правовой статус государственного служащего в зарубежных странах.

18. Возможности и перспективы использования опыта зарубежных систем публичной службы в России.

19. Моральные кодексы государственных служащих в зарубежных странах.

20. Развитие информационно-коммуникационных технологий и деятельность публичных служащих в зарубежных странах.

 

Магистрант может подготовить курсовую работу по любой заинтересовавшей его проблематике, предварительно сформулировав тему вместе с преподавателем.

 

Краткие методические указания по выполнению курсовых работ

При подготовке курсовой работы (далее – письменной работы) магистранты должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения. Выполнение письменной работы должно отвечать всем требованиям, которые предъявляются к научным трудам. Это – важнейшая составная часть научной подготовки магистранта, включающей значительный элемент самостоятельного творчества.

Качество работы свидетельствует о готовности автора к научно-исследовательской деятельности и может стать основой для работы над магистерской диссертацией.

В процессе подготовки работы систематизируются и углубляются знания по отдельным дисциплинам и курсам. От того, насколько успешным и разнообразным станет опыт такого рода самостоятельной работы, во многом зависит его подготовленность к научно-теоретической и практической деятельности как специалиста.

Письменная работа должна:

– носить творческий и самостоятельный характер;

– основываться на теоретической базе, соответствующей современному состоянию науки;

– обобщить и систематизировать актуальные юридические факты и действующие нормативные правовые акты;

– содержать конкретные предложения, направленные на совершенствование законодательства и правоприменительной практики, повышение эффективности системы государственного и муниципального управления;

– показывать умение магистранта связывать правовую теорию с юридической практикой;

– отражать умение пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способность работать с нормативными правовыми актами;

– отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов;

– соответствовать требованиям к ее структурированию и оформлению (четкая и последовательная структура, завершенность, правильное оформление библиографических ссылок, списка использованных нормативных правовых актов и литературы, аккуратность исполнения).

Сбор материала для работы осуществляется в процессе изучения законодательства, специальной литературы и правоприменительной практики.

При изучении литературы необходимо помнить, что это должны быть не учебники и учебные пособия, а прежде всего – монографии, содержащие исследование какой-либо проблемы или темы; сборники материалов научных конференций и др. научные издания.

 

Тестовые задания:

Выберите все правильные ответы:

Тема 1. Государственная гражданская служба в зарубежных странах как учебная дисциплина

1. Институт государственной службы существует:

1)  во всех странах

2) только в демократических странах

3) только в странах с высоким уровнем экономического развития

2. Государственная служба как социальный институт - это:

1) профессиональная деятельность

2) совокупность целей и норм

3) исполнение полномочий государства

3. Главными функциями государственной службы как социального института являются:

1) обеспечение высокого качества жизни всех граждан

2) выполнение властных функций

3) обеспечение устойчивости социальных отношений и всей социальной жизни

4.Значение государственной службы как социального института по мере становления демократии:

1) возрастает

2) снижается

3) остается неизменным

5. Дихотомия политики и администрирования была выявлена впервые:

1) в работе М. Вебера «Бюрократия»

2) в работе В. Вильсона «Наука государственного управления»

3) в работе А. Файоля «Общее и промышленное управление»


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.