Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Глава 20 Иезекииль - страж Израиля

2022-11-24 67
Глава 20 Иезекииль - страж Израиля 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Введение

Иезекииль начинает свое пророческое служение накануне конца Иудеи — за 6 лет до разрушения Иерусалима. Он не может оставаться в стороне от катастрофических событий, постигших его народ. Иезекииль понимает, что для Израиля пробил час Божьего суда, и вполне осознает смысл и значение происходящего. Его слово конкретно, актуально и сосредоточено на тех вопросах, которые касаются его современников в вавилонском плену. Когда разрушение Иерусалима стало историей, он направляет свое внимание на будущее восстановление государственности Израиля.

Пророк среди изгнанников

В год рождения Иезекииля (622/621 г. до Р. X.) (Карл Гордон Хауи датирует служение Иезекииля с 593 г. до Р. X. (1:2) до 571 г. (29:17) на основании фактов и преданий.) в Иерусалиме происходило самое великое за много столетий празднование Пасхи; это было время религиозных реформ царя Иосии, время оптимистических надежд не только в духовной сфере, но и в политике. Влияние Ассирии в Палестине ослабело; преемники Ашурбанипала, чье правление в Ассирии закончилось около 630 года до Р. X., не были достаточно сильными царями и не могли противостоять агрессивным поползновениям Мидии и Вавилона. Весть о падении Ниневии в 612 году до Р. X., несомненно, развеяла опасения Иудеи, что ассирийские войска опять будут представлять угрозу ее независимости.

Это был период расцвета богослужений в храме под покровительством царского двора. Иезекииль, сын священника, должно быть, наслаждался общением с благочестивыми людьми Иудеи. Его дом, по-видимому, был расположен на восточной стене Иерусалима, так что внешние дворы храма были его площадками для игры, а помещения в прилегающих к храму пристройках — классными комнатами. В эти ранние годы, проведенные под сенью храма Соломона, он ознакомился со всеми деталями этого великолепного сооружения, а также с ритуалами ежедневных богослужений. Кроме того, в свои отроческие годы Иезекииль, возможно, помогал своему отцу и другим священникам. Впоследствии, когда он был взят в Вавилон, у него были яркие воспоминания о храме и его месте в жизни народа.

Девятилетний Иезекииль мог и не обратить особого внимания на известие о падении Ниневии, но события, которые последовали сразу вслед за тем, не могли не оставить неизгладимого следа в его формирующемся характере. Царь Иосия внезапно отправился с войсками в Мегиддон, чтобы преградить путь египтянам, продвигавшимся с юга на помощь ассирийскому Харранскому царству Ашурубалли-та II. В бою с войсками фараона Нехао Иосия был убит (609 г. до Р. X.). Последовавшие стремительные перемены, вероятно, потрясли всех жителей Иерусалима. Погребение Иосии, коронация Иоахаза, пленение Иоахаза и коронация Иоакима в качестве египетского вассала на престоле Давида — все это произошло в течение трех месяцев. Еще более волнующим для всего царства было известие о решающем сражении при Кархемисе в 605 году, когда вавилоняне одержали победу над армией фараона Нехао и преследовали отступающих египтян вплоть до границ Египта. Пожалуй, Иезекииль, будучи 16- или 17-летним юношей, считал себя счастливым, потому что он сумел избежать пленения, которое постигло Даниила и других, уведенных заложниками в Вавилон в 605 году до Р. X.

Хотя он ни разу не упоминает Иеремию и не ссылается на него, едва ли Иезекииль не был знаком со словом этого пророка, широко известного всему Иерусалиму. Безусловно, Иезекииль видел реакцию толпы на проповедь Иеремии в храме (Иер. 26), когда князья спасли Иеремию от казни, защитив его от народа и религиозных вождей. Возможно, он был поражен и озадачен, когда Иоаким пролил кровь пророка Урии, дерзко сжег свиток Иеремии и не был немедленно наказан Богом.

Когда Иезекиилю было чуть больше 20 лет, жители Иерусалима столкнулись с последствиями внешней политики Иоакима. В 605 году, когда египтяне отступили к своим границам, Иоаким сделался вассалом Навуходоносора II, а знатные заложники были уведены в изгнание(Ср. с Дан. 1:1 и ел.). На следующий год вслед за Иоакимом и другие соседние цари признали верховную власть Навуходоносора. В это время вавилонские войска беспрепятственно двигались через всю территорию Сирии и Палестины. Но после трех лет подчинения Иоаким восстал против Навуходоносора, и тот возвратился в Палестину в 601 году до Р. X. (Ср. с4Цар. 24:1.) По-видимому, Иоаким вышел из затруднительного положения с помощью гибкой дипломатии; он продолжал править на престоле Давида, а между вавилонянами и египтянами произошло сражение, не давшее решительного перевеса ни одной из сторон. После некоторых колебаний Иоаким наконец сделал свой выбор и навлек большую беду на свое царство и народ. Возможно, когда он еще раз взбунтовался, то надеялся, что Египет спасет его. Однако он умер, видимо, еще до подхода главных сил вавилонской армии; царем стал Иехония. Когда вавилоняне осадили Иерусалим, город избежал разрушения только благодаря тому, что Иехония решил сдаться осаждавшим. Приблизительно 10 000 видных граждан Иудеи сопровождали своего молодого царя в землю изгнания.

На этот раз Иезекииль не остался наблюдателем — ему самому пришлось идти в плен. В 25-летнем возрасте он был внезапно переселен из Иерусалима и от храма, где он был священником, в лагерь беженцев «при реках Вавилона». Хотя храм не был разрушен, многие из священных сосудов были осквернены безжалостными захватчиками, унесшими их как военную добычу для использования в своих капищах(Ср. с Дан. 5:1-4.).

В этой новой обстановке Иезекииль поселился вместе с другими изгнанниками в Тель-Авиве на берегу реки Ховар неподалеку от Вавилона. Пленники были наделены участками земли и жили, судя по всему, в благоприятных условиях. Были разрешены религиозные и гражданские собрания, так что старейшины могли устроить свою жизнь и с течением времени заняться торговыми операциями. Таким образом, пленники пользовались значительной свободой и возможностью поддерживать приличный уровень жизни(См. главу 16 в этой книге).

Однако сам плен, то есть невозможность вернуться в Палестину, очень печалил и угнетал изгнанников. Могущество и власть Навуходоносора II огромны; возвращение кажется политически совершенно невозможным, но они не теряют надежды. Лжепророки среди изгнанников заверяют их в скором возвращении на родину(Ср. с Иер 29:21 и Иез. 13:3,16). Вести из Иерусалима, где Анания предсказывает, что вавилонское иго будет свергнуто через два года (Иер. 28:1 и ел.), подают изгнанникам надежду на скорое возвращение. Когда Иеремия советует в письме обжиться и приготовиться к 70-летнему плену, лжепророки становятся еще более деятельными (Иер. 29). Шемаия отвечает письмом в Иерусалим, возлагает на Иеремию ответственность за их пленение и требует заковать его в колоду. В открытом письме к изгнанникам Иеремия, в свою очередь, называет Шемаию лжепророком. Очевидно, деятельность лжепророков становится настолько активной и серьезной, что двух их главарей казнят.

В четвертый год своего царствования (594 г. до Р. X.) Се-декия посетил Вавилон. Вряд ли переселенцам позволили отправиться всей толпой в Вавилон, чтобы увидеть Седекию, проезжавшего на колеснице. Седекия прибыл в Вавилон для уплаты дани. Но кроме общего возбуждения, его появление в Вавилоне вряд ли пробудило у изгнанников надежды на скорое возвращение домой. В самом деле, визит Седекии лишь подтверждал зависимость Иудеи от Вавилона и снижал их шансы на освобождение. Это должно было отрезвить мышление изгнанников, особенно с учетом предсказания Иеремии, что Иерусалим будет разрушен еще при его жизни.

На следующий год Иезекииль был призван на пророческое служение. В какой мере он разделял до этого ложные надежды своих современников, не сказано; однако ему было поручено быть стражем своих товарищей по плену. Суть его пророчества та же, что и у Иеремии. Он также постоянно предупреждал о разрушении Иерусалима. Иезекииль был призван провозгласить народу, что их возлюбленный город будет разрушен и что они не возвратятся на родину в скором будущем. Он противостоял лжепророкам и разубеждал тех, кто надеялся на скорое возвращение в Иерусалим.

Иезекииль — мастер аллегории; для его стиля характерны символика, драматизированные личные переживания и видения; в этом отношении ему нет равных среди других ветхозаветных пророков. Со времени его призвания в 593 году и до получения известия о разрушении Иерусалима Иезекииль направляет свои усилия на то, чтобы убедить народ: суд Божий над Иерусалимом непременно произойдет; грех и идолопоклонство жителей Иудеи столь велики, что следует ожидать падения Иерусалима. И в публичном служении, и в беседах с делегациями старейшин Иезекииль смело утверждает, что Иерусалим никак не сможет избежать грядущего дня воздаяния.

После падения Иерусалима Иезекииль обращает свой взор в будущее. Тема его новой проповеди — перспективы восстановления. После разрушения Иерусалима и храма переселенцам была, видимо, необходима весть надежды. Мало что известно о последних годах жизни Иезекииля в изгнании. Самая поздняя дата, упомянутая в его книге, позволяет сделать вывод, что его служение продлилось как минимум до 571 года до Р. X. (29:17). Кроме того, что он был женат, о его семье ничего не известно. Иезекиилю было 30 лет, когда он был призван на служение; вероятно, он не дожил до падения Вавилона и возвращения переселенцев при персидском царе Кире.

Книга Иезекииля

Введение

Книга Иезекииля выделяется среди других ветхозаветных книг наряду с книгами Аггея и Захарии - для этих трех книг характерны наиболее полные и последовательные хронологические указания. Даты в книге идут в хронологическом порядке, за исключением 29:17; 32:1 и 17. (Это пророчества против языческих народов, датированные соответственно 589 и 571 г. до Р. X.) Остальные даты даны в хронологическом порядке с 593 года до Р. X. в 1:1 до 585 года в 33:21, когда до переселенцев дошла весть о разрушении Иерусалима. В тексте самая последняя датировка находится в 40:1; это видение восстановленного Израиля, которое было открыто пророку Господом в 573 году до Р. X.

Книга Иезекииля логически делится на три основные части. Главы 1—24 подробно освещают неминуемую гибель Иерусалима. Следующая часть (25—32) посвящена пророчествам против других народов. Последние главы (33—48) говорят о возрождении и восстановлении Израиля на земле обетованной. Для более подробного анализа книги можно разделить ее на части следующим образом:

I: Призвание и миссия Иезекииля 1:1- 3:21
II. Иерусалим обречен на гибель 3:22- -7:27
III. Бог оставил храм 8:1- 11:25
IV Вожди осуждены 12:1 -15:8
V. Избранный народ Божий осужден 16:1- 19:14
VI. Последняя мера очищения 20:1- 24:27
VII. Другие народы 25:1- 32:32
VIII. Надежды на восстановление 33:1- 39:29
IX. Восстановленное государство 40:1- 48:35

 

Автор книги — Иезекииль. Действие ее происходит в Вавилоне среди его соплеменников в изгнании. Хотя Иерусалим занимает центральное место в главах 1—24, отсюда вовсе не следует, что автор находился в Палестине после его призвания на пророческое служение(Уитли и Хауи полагают, что все служение Иезекииля проходило в Вавилоне). Важно заметить, что пророк обсуждает участь Иерусалима с изгнанниками и ни разу не указывает, что обращается к самим жителям Иерусалима лично, как это делал пророк Иеремия.

I. Призвание и миссия Иезекииля 1:1—3:21

 

Введение                            1:1-3

Видение Божьей славы     1:3-28

Страж Израиля                   2:1-3:21

 

593 год до Р. X. На пятый год своего пребывания в Вавилоне у изгнанников нет ясного представления о том, когда же они смогут вернуться обратно. Слушая высказывания лжепророков, противоположные совету Иеремии, они впадают в беспокойство и недоумение. Казнь двух лжепророков — Ахава и Седекии, — совершенная Навуходоносором, по-видимому, не погасила их надежд на возвращение в Иерусалим в ближайшем будущем. Иезекииль призван на пророческое служение в обстановке неопределенности и замешательства.

Призвание Иезекииля производит весьма сильное впечатление. По сравнению с величественной обстановкой видения Исайи и простым обращением к Иеремии призвание Иезекииля можно назвать фантастическим. Все происходит на реке Ховаре в пригороде Вавилона. Храма, с которым бы он мог связать Божье присутствие, нет. Расстояние между ним и Иерусалимом велико, так что, в лучшем случае, он мог воскрешать в памяти святилище, где Бог являл Свое присутствие со дней Соломона. Если в поле зрения находился Вавилон, то Иезекииль мог, вероятно, видеть великие капища Мардука и других вавилонских богов, признаваемых непобедимым царем Навуходоносором П. Здесь, в этом языческом окружении, Иезекииль получает призвание говорить от имени Бога.

Божье присутствие открывается Иезекиилю в видении (1:4-28). Вначале его внимание привлекает огромное облако, сверкающее огнем. Затем появляются четыре подробно им описанных животных, быстро, как молния, движущихся в разных направлениях. Эти животные имеют как естественные, так и сверхъестественные черты. Подле каждого животного находится колесо, связанное с любым их движением. Дух животных был в колесах, и поведение их было удивительным, но связным и стройным. С помощью крыльев эти животные поднимаются к небу. Иезекииль видит также над всем этим престол, на котором сидит некто, имеющий подобие человека, окруженный как бы ореолом радуги. Не объясняя и не толкуя явившейся картины, Иезекииль называет все увиденное подобием славы Господней. Здесь, в чужой языческой стране, вдали от Иерусалимского храма, Иезекииль ощущает присутствие Божье(Присутствие Божье среди Его народа ярко проявлялось в облаке с начала бегства из Египта. Ср. Исх. 14:19, 20, 24; Чис. 10:11-12, 34 и т. д. Когда Соломон освятил храм, видимое Божье присутствие в облаке было принято называть славой Божьей. Ср. с 2 Пар. 5:14 и 7:3. Так как Иезекииль был священником, ему было, возможно, странно видеть это проявление в языческом окружении так далеко от храма).

Хотя он падает ниц перед Божественным явлением, Бог повелевает ему встать, в то время как Дух наполняет его и делает способным повиноваться. Названный «сыном человеческим», он получает поручение быть вестником среди своего народа — непокорного, упрямого и мятежного(Такое обращение к пророку встречается в Ветхом Завете лишь в книгах Даниила и Иезекииля. Оно подчеркивает, что в присутствии Божьем пророк — существо человеческое и просто «дитя человеческое». Кроме того, оно подчеркивает, что сам пророк не является носителем сверхъестественных качеств (Иак. 5:17 и ел. — «Илия был человек подобный нам...»)). Ему дается слово посредством символического действия: он получает повеление съесть свиток «плача, стона и горя», который, однако, становится у него во рту сладким, как мед. Предупрежденный, что его народ не будет слушать или принимать его слово, Иезекииль получает приказ не бояться его. Когда слава Божья удаляется, Дух возвращает Иезекииля к реальности: он опять оказывается среди изгнанников в Тель-Авиве на реке Ховаре. Пораженный виденным, он в течение семи дней пребывает в размышлении.

После недельного молчания Иезекииль снова слышит призыв быть стражем дому Израилеву (3:16-21). Живя среди своего народа, он сознает свою ответственность за то, чтобы предупреждать их. Если они погибнут, несмотря на его предупреждения, он не будет виновен в этом. Однако, если он не будет предупреждать их и они погибнут, кровь их будет на нем. Быть верным стражем — вопрос жизни и смерти.

II. Иерусалим обречен на гибель 3:22—7:27

 

Описание разрушения                         3:22-5:17

Осуждение идолопоклонства             6:1-7:27

 

Иезекииль начинает свое служение символическим действием. Этим он не только привлекает внимание изгнанников, но и ярко изображает неминуемое разрушение Иерусалима. Повинуясь строгому повелению быть безмолвным и обращаться к своим слушателям только тогда, когда Господь даст ему слово, Иезекииль вырезает изображение Иерусалима на кирпиче. Разместив вокруг него орудия осады и стенобитные машины, пророк показал рисунком, что ожидает близкий и всеми любимый Иерусалим в самом ближайшем будущем. Им не нужно устного объяснения, потому что им хорошо знакома каждая улица в этом городе, откуда еще совсем недавно вавилоняне увели их в плен.

В течение 390 дней Иезекииль лежит на левом боку, изображая наказание Израиля — Северного царства. 40 дней он лежит на правом боку, изображая суд, ожидающий Иудею — Южное царство. В этот период Иезекииль питался таким пайком, какой дается только при осадах: 340 граммов хлеба и менее одного литра воды в день. При выпечке ячменного хлеба ему было сказано использовать человеческий кал в качестве топлива, тем самым изображая нечистоту Израиля. Это настолько было противно Иезекиилю, что Бог позволил ему заменить кал обычным коровьим навозом. Разумно предположить, что пророк ночью спал, а днем, изображая участь Иерусалима, лежал на боку. Он отказывался принимать участие в разговорах и говорил только тогда, когда ему велел Бог. Несомненно, это поведение привлекало все общество изгнанников к дому Иезекииля, и все шли посмотреть, что изображал пророк(X. Л. Эллисон дает истолкование этого действия. Согласно датам, указанным в 1:1 и 8:1 и допускающим промежуток не более 413 дней, кажется разумным полагать, что последние 40 дней из 390 за Израиль и 40 дней за Иудею как-то накладывались, поскольку оба разделяли изгнание. Для Израиля 390 лет приходятся на промежуток от разделения царства в 931 г. приблизительно до 539 г. до Р. X., когда Вавилон пал. Септуагинта говорит о 190 годах вместо 390 в 4:5,9).

В конце этого периода (5:1 и ел.), когда странное поведение пророка стало известно всем изгнанникам, он снова удивил их (и, возможно, устрашил): обрил голову и бороду, тщательно разделив сбритые волосы на три равные части по весу. Спалив третью часть, изрубив вторую на мелкие кусочки ножом и пустив третью по ветру, Иезекииль наглядно изобразил и провозгласил Божий суд над Иерусалимом. Треть населения умрет от голода и эпидемий, другая треть падет от меча и последняя треть будет развеяна по миру. У Бога не будет к ним жалости, ибо настало время суда. Обвинение против них таково: они осквернили святилище Божье мерзостями и всякими гнусностями (5:11).

Подробности неминуемой гибели ясно описаны в главах 6—7. Где бы израильтяне ни поклонялись идолам, жертвы голода, эпидемий и меча усеют всю страну. Трупы перед жертвенниками идолов будут безмолвно свидетельствовать, что боги, которым они поклонялись, не смогли их спасти. Чтобы подчеркнуть это, Иезекииль должен топать ногой и хлопать в ладоши. Таким суровым наказанием Бог заставит их признать, что Он есть Господь(Выражение «узнаете, что Я — Господь» в этой простой форме встречается 54 раза и в более расширенной форме 18 раз. Бог давал Себя познать в милости или суде, чтобы они осознали, что Бог действует).

Ужасное разрушение близко. Божий приговор Иудее и Иерусалиму готов исполниться во всех его страшных подробностях. Грядет Божий гнев, причина которого — несправедливость, насилие и гордость. Торговля прекращается. Никто не отзывается, не отвечает на трубный звук, зовущий на войну. Меч поднимается над жителями, голод царит в столице. Бог отвращает Свое лицо, чтобы они могли вполне осквернить Его святилище и позволить захватчикам разграбить его. За их кровавые преступления Он ниспошлет на них самый жестокий народ. Пророки, священники, старейшины и царь не помогут им, когда такое бедствие найдет на Иудею. Всемогущий свершит над ними суд за их ужасные грехи.

III. Бог оставил храм 8:1—11:25

 

Место видения                                      8:1-4

Идолопоклонство в Иерусалиме        8:5-18

Совершение суда                                  9:1-10:22

Милость Божия в суде                         11:1-25

 

Через 14 месяцев столь необычное служение Иезекииля привлекает внимание и возбуждает интерес среди изгнанников. Народ, страстно желающий возвратиться в свой родной город при ближайшей возможности, озабочен судьбой Иерусалима. Им кажется, что Бог не уничтожит ни Свой народ, хранителей закона, ни храм, представляющий Его славу и присутствие среди них (Иер. 7—12). Наконец к пророку за советом приходит делегация старейшин (592 г. до Р. X.). В присутствии старейшин, стоящих перед ним, Иезекиилю дано видение храма и того, что в нем происходит или должно произойти (8:1—11:25). Он сообщает им это слово(Эллисон полагает, что Иезекииль говорил непосредственно в присутствии старейшин, стоявших перед ним.).

Каково же положение с Божьей точки зрения, как это было открыто Иезекиилю? То, что происходит в Иерусалиме, явно противоречит закону и Божьим нормам праведности. Хотя слава Божья все еще пребывает в Иерусалиме, Ие-зекииль видит четыре ужасные сцены идолопоклонства под сенью храма. Естественно предположить (таково мнение Кейла, автора известного комментария к книге Иезекииля), что все это совершалось не только и не столько в самом храме, но что видение Иезекииля говорит об идолопоклонничестве по всей Иудее.

Самым впечатляющим видением был «идол ревности». Возможно, это было рукотворное изображение Бога Израи-лева, открытое нарушение первой заповеди. Но что бы ни значило это изваяние, оно было ужасным вызовом Святому Богу Израиля(Согласно Г. Э. Райту, никакого изваяния Иеговы никогда не было найдено археологами. Зато представляет интерес название идола: в ближневосточных культах наравне с «добрыми богами» почитали всевозможных демонов зла, зависти, гнева и пр). Семьдесят старейшин, представители народа, поклоняются идолам в храме. По-видимому, у них человеческие понятия, не постигающие всеведения Бога. У входа в северные ворота храма женщины плачут по Фаммузе, божеству растительности, умиравшему в летний зной и возвращавшемуся к жизни в сезон дождей(Это был древний вавилонский религиозный обряд трехтысячелетней давности. В более популярной форме этот миф был известен в ветхозаветные времена от Ханаана до Вавилона. Умирающие и воскресающие герои или боги в мифологиях цивилизованных народов послужили фундаментом для развития некоторых религий нашего времени, ищущих пути к вечной жизни помимо Иисуса Христа). Во внутреннем дворе между притвором и жертвенником 25 мужей обратились к востоку и поклоняются солнцу, что прямо запрещено Законом Моисеевым (Втор. 4:19; 17:3) (Положение этих мужей оправдывает предположение, что они были священниками. Эллисон и другие полагают, что они поклонялись Шамашу, вавилонскому божеству солнца; в таком случае эти 25 вождей имели языческие представления о единой природе своих и чужих «богов» и, видимо, полагали, что вавилонские боги побеждают Бога Израилева Иегову).

Все это послужило причиной Божьего гнева и суда. Были созваны исполнители приговора. Слава Божья перешла от херувимов к порогу храма. Но суду предшествует милость — муж в льняной одежде ставит знак на каждом, кому отвратительно идолопоклонство в храме. Начав со старейшин в храме, шесть исполнителей приговора прошли по всему Иерусалиму, убивая всех, у кого нет знака на челе. Потрясенный горем, Иезекииль умоляет Господа о милости, но слышит напоминание, что Иерусалим наполнен кровью и несправедливостью. Это время гнева — Бог оставил землю.

Когда одетый в льняную одежду муж докладывает, что он опознал и поставил знак на всех праведных по всему городу, Иезекииль видит явление Божьей славы, какое видел во время своего призыва на служение. В этом явлении существа, стоящие на южной стороне храма, названы херувимами. Человек в льняной одежде затем получает Божественное повеление пройти между вертящимися колесами и херувимами, чтобы взять горящие угли и разбросать их по всему Иерусалиму. Слава Божья переходит теперь от двора к восточным воротам храма.

Иезекииль переносится Духом к восточным воротам, где собраны 25 мужей, отвечающих за благосостояние Иерусалима (11:1-13). Под водительством Иазании и Фал-тии, двух князей (больше о них ничего не известно), эти мужи ложно толкуют предупреждения и благодушествуют в надежде, что Иерусалим защитит их от судов Божьих(Эллисон толкует это как предсказание об условиях, которые существовали несколько лет спустя во время осады. Проегипетски настроенные вожди пренебрежительно относились к предостережениям Иеремии и были уверены, что Иерусалим устоит, что видно из фанатического упования на храм, Иер. 7:4. Однако эти вожди были казнены в Риале, 4 Цар. 25:18-21). Это заблуждение становится очевидным для Иезекииля, когда Фалтия умирает. Иерусалим не будет котлом, который защитит их от грядущей на них погибели, — они будут судимы у границ Израиля. Божий народ нарушил Божьи повеления и заповеди, приспособившись к образу жизни окружающих народов.

Устрашенный Иезекииль падает ниц перед Богом, умоляя Его спасти остаток Израиля. В ответ он получает заверение, что Бог, Который рассеял народ, соберет его опять на его родной земле. А в земле переселения Бог Сам будет святилищем для изгнанников. Когда они возвратятся на землю Израиля, Он даст им новый дух и сердце плотяное, сделает их способными к послушанию.

В завершение Иезекиилю видится удаление Божьего присутствия. Слава Божья, которая витала над Иерусалимом, теперь переходит к горе на восток от города. Иерусалим с его храмом покинут и обречен на суд. Неминуемое разрушение является теперь только вопросом времени.

Это обширное видение (8—11) открывает Иезекиилю состояние Иерусалима таким, каким его видит Бог. Как бывший житель Иерусалима, Иезекииль был знаком с господствовавшим там идолопоклонством, но теперь — как поставленный Богом страж дома Израилева — он разделяет Божий взгляд. Чаша преступления Иудеи почти наполнена. Это откровение свыше Иезекииль передает изгнанникам (11:25).

IV. Вожди осуждены 12:1—15:8

 

Наглядный символ предстоящего изгнания        12:1-20

Ложные вожди                                                         12:21-14:11

Безнадежное состояние                                           14:12-15:8

 

Посредством символического действия Иезекииль изображает перед израильтянами в Вавилоне горькие переживания, которые ожидают оставшихся в Иерусалиме жителей. Поистине жалок последний житель, принужденный покинуть свой дом, сознавая, что его город обречен на гибель и что сам он отправляется в изгнание. Иезекииль изображает это, оставив свой дом через отверстие в стене, с мешком на плечах, в котором содержатся лишь крайне необходимые вещи. Подобным образом и начальствующий в Иерусалиме совершит свой окончательный исход из столицы Иудеи (12:1-16). Изображая условия в последние дни осады, Иезекииль ест хлеб с «трепетом» и пьет воду «с дрожанием и печалью» (12:17-20).

Религиозные вожди виновны в том, что вводят в заблуждение народ, заверяя его о мире, когда на самом деле гнев Божий ожидает его. Женщины тоже виновны в том, что люди начали верить лжи(Этих женщин правильнее было бы назвать колдуньями, а не пророчицами; они описаны в 13:17-23. Единственными настоящими пророчицами, упоминаемыми в Ветхом Завете, являются Мариамь, Девора, Олдама и Ноадия). Все, пророчествующие ложно, осуждены. Старейшин, пришедших к Иезекиилю узнать через него мнение Господа о них, он обвиняет в том, что в сердцах у них идолы. Ой убеждает их покаяться, дабы гнев Божий не настиг и их.

Иерусалим настолько грешен, что ничто уже не спасет его от разрушения (14:12—15:8). Весьма возможно, народ верит, что ради небольшого числа праведников в городе Бог отсрочит Свой суд, как делал это в прошлом. В последнем торжественном предупреждении Иезекииль говорит израильтянам, что если бы даже Ной, Даниил и Иов были в Иерусалиме, Бог не пощадил бы ради них город, но праведностью своей они спасли бы только свои души. Как ветви виноградной лозы в лесу годны лишь на то, чтобы их сжечь, так и жители Иерусалима обречены суду Божьему.

V. Избранный народ Божий осужден 16:1—19:14

 

Духовная история Израиля                 16:1-63

Неверный царь                                     17:1-24

Личная ответственность                      18:1-32

Плач о князьях Израиля                       19:1-14

 

Аллегорическим языком Иезекииль изображает духовное развращение Израиля. Когда Израиль был беспомощным, новорожденным младенцем, Бог избрал его и нежно лелеял. Наслаждаясь обилием благословений, Израиль умышленно вступил на путь отступничества, как блудница. Вместо того чтобы быть преданным Богу, он злоупотреблял материальными благами, данными ему в изобилии. Родители даже приносили идолам своих детей в жертву. С течением времени он начал заискивать перед языческими народами — такими, как Египет, Ассирия и Халдея. Падение Самарии следовало толковать как благовременное предупреждение(Ср. с Иер. 3:6-13). Обвинение против Иудеи заканчивается обетованием восстановления (16:53-63). Бог вспомнит свой завет с ними в примирении, когда они заслуженно понесут наказание за свой грех.

В другой аллегории или загадке (17:1-24) Иезекииль предсказывает политическую гибель Иудеи; это иллюстрация предыдущей главы. Вавилонский царь, как орел или ястреб, который срывает с кедра верхушку, оборвал династию Давида. Ставленник на престоле, царь Седекия нарушит свой завет с Вавилоном и обратится к Египту за помощью, вместо того чтобы уповать на Бога. Впоследствии он будет уведен в плен и умрет в земле изгнания.

Очевидно, изгнанники решили, что они страдают за грехи своих отцов (18:1 и ел.). Конечно, изгнание было местом общего страдания (11:14-21), но Иезекииль совершенно ясно проводит разграничительную черту между праведными и неправедными. И хотя все должны страдать в настоящем, окончательное различие между ними будет вопросом жизни и смерти. Нечестивые погибнут, праведные будут жить. Как основные законы Пятикнижия обращены к каждому в отдельности, так и здесь Иезекииль говорит об индивидуальной ответственности каждого израильтянина.

Покончив с проблемой личной ответственности, Иезекииль переходит к следующей важной теме: участи Иудеи и Иерусалима. В плаче (19:1-14) он рисует безотрадную картину, изображая князя Иудеи как льва, пойманного в западню и посаженного в клетку, в которой его повезут в Вавилон. Он горюет, что царство будет полностью уничтожено, так что «не осталось... ветвей крепких для скипетра властителя» (Ср. с Ис. 6:13).

VI. Последняя мера очищения 20:1—24:27

 

Глубина падения Израиля                   20:1-44

Совершение суда                                  20:45-22:31

Последствия неверности                     23:1-49

Иезекииль готовится к суду                24:1-27

 

В течение двух лет пророк в роли стража верно и усердно предупреждал народ. Еще раз в 591 году до Р. X. делегация старейшин предстала перед ним, чтобы он вопросил о них Господа. Седекия все еще был на престоле в Иерусалиме.

Иезекииль еще раз делает обзор истории Израиля. На этот раз он указывает, что Бог избрал Израиль в Египте, дал им закон и привел в Ханаан, но они постоянно раздражали Его своими идолами, языческими обрядами и жертвоприношениями. Во гневе Бог рассеивает их, но, в конечном счете, соберет опять, очистив ради Себя Самого (21:1-44).

В этом обзоре особое внимание уделяется суду. Бог разжигает огонь, чтобы поглотить Негев (20:45-49). Он заостряет Свой меч, приведя на Иерусалим царя Вавилона для совершения суда (21—22). Князья проливали невинную кровь, народ виновен в общественных пороках, нарушении закона и забвении Бога. Иерусалим превратится в плавильню для очищения народа, когда Бог изольет Свой гнев.

Грех связей и союзов с чужеземцами широко обсуждается в главе 23, где Самария, названная Оголой, и Иерусалим, названный Оголивой, обвиняются в блудодеянии. Союзы с чуждыми народами, которые часто признавали языческих богов, являлись самыми серьезными преступлениями против Бога(Просьба о царе в дни Самуила (1 Цар. 8:5) подтверждала, что народ желал иметь царя, подобно языческим народам. Соломон вступил в союз с Египтом, 3 Цар. 3:1. В Северном царстве Ииуй платил дань ассирийскому царю Салманассару III; об этом свидетельствует надпись на знаменитом «черном обелиске». Царство Иудеи было больше всех втянуто в связь с Ассирией Ахазом (4 Цар. 16:7 и Ис. 7:1-17), который отверг Исайю, заключив договор с Тиглатпалассаром III. Обратите внимание также на Езекию и вавилонян в Ис. 39:6). К сожалению, Иудея не усмотрела в падении Самарии (722 г.) предупреждения для себя. В связи с ее грехами Иерусалим предупрежден, что халдейские любовники идут, чтобы совершить Божий суд над ним(Обратите внимание на предупреждение о гибели Иерусалима, провозглашенное Исайей. Ср. с Ис. 39:6 и 4 Цар. 20:17.). Чаша Божьего гнева рядом.

В тот самый день (15 января 588 г. до Р. X.), когда вавилонские войска окружили Иерусалим, Иезекииль получил другое слово (24) (В 9-й год, 10-й месяц, 10-й день — 15 января 588 г. до Р. X. См. также Иер. 39:1 и 4 Цар. 25:1). Не сказано, передал ли он это символическим действием или в устной форме, как аллегорию. Имея перед собой лучшие куски баранины в котле, представляющем Иерусалим, Иезекииль вынимает содержимое котла для уничтожения. Котел, покрытый накипью^ (символ пролитой невинной крови), снова ставится на огонь и нагревается до плавления. Лишь тогда накипь исчезает, ясно означая, что кровавые пятна Иерусалима могут быть удалены только посредством полного уничтожения. Вскоре после этого умирает жена Иезекииля. Иезекиилю дается как знамение повеление не оплакивать ее при всех. Так и народ не должен плакать при вести о разрушении Иерусалима. Бог, Владыка всего, делает это, дабы они познали, что Он — Господь. В заключение Бог заверяет Иезекииля, что когда весть о разрушении Иерусалима достигнет его слуха, его немота прекратится и он будет говорить.

VII. Другие народы 25:1-32:32

 

Аммон, Моав, Едом и Филистимия                 25:1-17

Финикия                                                                   26:1-28:26

Египет                                                                       29:1-32:32

 

Датированные пророчества в этом отрывке, кроме 29:17-21, были произнесены в период между десятым и двенадцатым годом плена Иезекииля. Это приходится приблизительно на период осады Иерусалима Навуходоносором (588-586 гг. до Р. X.). При неотвратимом падении Иерусалима возник, конечно, вопрос, какую роль будут играть другие народы в Божьем плане для Иудеи. Будут ли они также судимы Богом?

В начальной главе этого отрывка аммонитяне, моавитя-не, идумеяне и филистимляне порицаются за свою гордость и злорадство по отношению к участии Иудеи. Хотя они вместе с Иудеей участвовали в организации мятежа против Вавилона (Иер. 27:3), они взвалили на нее всю тяжесть вторжения Навуходоносора. За свою надменность и ненависть к Израилю они будут наказаны. Казнь над ними начинается в последующий период, но полное исполнение этого предсказания последует, когда Израиль утвердится на своей собственной земле. Едому, в частности, Бог совершит отмщение рукой Израиля (25:14).

Более длинные отрывки направлены против финикийских городов Тира и Сидона и против Египта. Пока вавилонские войска были сосредоточены у Иерусалима, изгнанники, вероятно, удивлялись, почему Финикия и Египет избежали мстительного натиска Навуходоносора.

Более подробно Иезекииль говорит о судьбе Тира и его князя; в книге есть плач и о городе, и о князе (26:1—28:19). Гибель Тира неизбежна, потому что Бог приведет на него Навуходоносора(Осада Тира 586-573 гг. до Р. X. закончилась, когда Ефваал, царь Тирский, признал превосходство Вавилона. Город на острове не был завоеван, пока Александр Великий не построил дамбу или насыпь в 332 г. до Р. X. и полностью не подчинил его). Плач о Тире рисует потерю славы и превосходства, которыми он наслаждался, занимая стратегически выгодное положение, имея великолепную архитектуру, военную мощь и, кроме того, ведя прибыльную торговлю. Сидон, менее важный город, упоминается вкратце (28:20-23), но и он не избежит разрушения. Израиль же,


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.