Упражнение «Разговор по телефону». — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Упражнение «Разговор по телефону».

2022-11-24 35
Упражнение «Разговор по телефону». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психолог: Для проведения следующего упражнения нужно разделиться на 6 подгрупп. Каждой подгруппе я раздаю карточки, на которых написано обозначение одного из конфликтных типов личности (на одной карточке представлено одно название: «паровой каток», «разгневанный ребенок», «молчун», «сверх покладистый» «жалобщик», «скрытый агрессор»).

Сейчас я зачитаю ситуацию: В одном детском саду воспитатель, собирая детей на прогулку, обнаружила, что Дашины родители, которые обычно привозят девочку на машине, забыли надеть ей рукавички. При этом папа положил ей в шкаф запасные шерстяные носки. Чтобы руки ребенка не замерзли, воспитатель надела Даше на руки носочки. Во время прогулки неожиданно пришла Дашина мама, увидела, что ее ребенку вместо рукавиц надели носки, и устроила скандал.

Задание: Каждой подгруппе надо придумать, что делала и что говорила мама в зависимости от типа конфликтной личности, указанного в карточке, а затем представить, что мама, разговаривая по телефону, пересказала свои слова и свои действия подруге. Этот разговор и следует передать группе. На выполнение задания упражнения вам дается от 7 до 15 минут.

Педагоги выполняют задание.

Психолог: Попрошу каждую подгруппу проинсценировать или зачитать текст телефонного разговора, а остальные участники постараются определить тип конфликтной личности.

Участники делятся своими впечатлениями и пытаются ответить на вопрос, в каком случае воспитателю было бы труднее разрешить конфликт, а в каком легче.

III часть. Заключительная.

Релаксация «Звуки природы».

Завершающее упражнение. «Круг света»

Психолог: Проходя через «круг света», мы осуществляем ритуал очищения, мобилизуем свою внутреннюю энергию, активизируем свои ресурсы и тем самым укрепляем свое здоровье. И сейчас мы с вами будем передавать по кругу сосуд с зажженными плавающими свечами, мысленно делая пожелания миру.

Рефлексия.

Психолог: В конце нашей сегодняшней встречи вам нужно заполнить бланк

Теста «Самооценка эмоционального состояния», так как вы это делали в начале нашей встречи, и оценить ваше эмоциональное состояние в данный момент.

Педагоги заполняют бланки оценивая свое эмоциональное состояние в данный момент Психолог: Теперь я попрошу вас поставить отметки на мишени «Обратная связь»

(Приложение № 4).

Практический инструментарий.

Памятка «Способы регулирования конфликтов» (Приложение № 5).

 

 

Приложение №1

Самооценка эмоционального состояния (Я Уэссман, Д. Рикс).

Задание.

Выберите в каждом из предложенных наборов суждений то, которое наиболее точно отражает Ваше состояние сейчас.

Шкала «Спокойствие – тревожность»

10. Совершенное и полное спокойствие. Непоколебимо уверена в себе.

9. Исключительно хладнокровна, на редкость уверена и не волнуюсь.

8. Ощущение полного благополучия. Уверена, чувствую себя непринужденно.

7. В целом уверена и свободна от беспокойства.

6. Ничто особенно не беспокоит меня. Я чувствую себя более или менее непринужденно.

5. Несколько озабочена, чувствую себя скованно, немного встревожено.

4. Переживаю некоторую озабоченность, страх, беспокойство или неопределенность. Нервозна, волнуюсь, раздражена.

3. Значительно не уверена. Весьма травмирована неопределенностью. Страшно.

2. Огромная тревожность, озабоченность. Изведена страхом.

1. Совершенно обезумела от страха. Потеряла рассудок. Напугана неразрешимыми трудностями.

Шкала «Энергичность- усталость»

10. Порыв не знающий преград. Жизненная сила выплескивается через край.

9. Бьющая через край жизнеспособность, огромная энергия, сильное стремление к деятельности.

8. Много энергии, сильная потребность в действии.

7. Чувствую себя очень свежей. В запасе значительная энергия.

6. Чувствую себя довольно свежей, в меру бодра.

5. Слегка устала. Леность. Энергии не хватает.

4. Довольно усталая. Апатична (сонная). В запасе не очень много энергии.

3. Большая усталость. Вялая. Скудные ресурсы энергии.

2. Ужасно утомлена. Почти изнурена и практически неспособна к действию. Почти не осталось запасов энергии.

1. Абсолютно выдохлась. Не способна даже к самому незначительному усилию.

Шкала «Приподнятость - подавленность»

10. Сильный подъем, восторженное веселье.

9. Очень возбуждена и в очень приподнятом состоянии. Восторженность.

8. Возбуждена, в хорошем расположении духа.

7. Чувствую себя очень хорошо. Жизнерадостна.

6. Чувствую себя довольно хорошо - «в порядке».

5. Чувствую себя чуть- чуть подавленно – «так себе».

4. Настроение подавленное и несколько унылое.

3. Угнетена и чувствую себя очень подавленное. Настроение определенно унылое.

2. Очень угнетена. Чувствую себя просто ужасно.

1. Крайняя депрессия и уныние. Подавлена. Всё черно и серо.

Шкала «Чувство уверенности в себе – чувство беспомощности»

10. Для меня нет ничего невозможного. Смогу сделать все, что захочу.

9. Чувствую большую уверенность в себе. Уверена в своих свершениях.

8. Очень уверена в своих способностях.

7. Чувствую что моих способностей достаточно и мои перспективы хороши.

6. Чувствую себя довольно компетентной.

5. Чувствую, что мои умения и способности несколько ограничены.

4. Чувствую себя довольно неспособной.

3. Подавлена свой слабостью и недостатком способностей.

2. Чувствую себя жалкой и несчастной.

1. Давящее чувство слабости и тщетности усилий. У меня ничего не получается.

Приложение №2

Мини – лекция: «Понятие «Конфликт». Типы поведения в конфликтных ситуациях.

Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».

В настоящее время, в связи с возрастающим интересом к теме «конфликты», появляется все больше и больше книг, статей, посвященных проблеме причин возникновения, особенностей протекания и способов выхода из конфликтных ситуаций. Однако, к сожалению, общепринятой теории конфликтов, которая бы однозначно разъяснила природу их возникновения и влияния на развитие общества, не существует.

Выделяет следующие типы конфликтов: личностные, межличностные, межгрупповые, внутригрупповые конфликты.

Признавая конфликт нормой общественной жизни, специалисты говорят о необходимости создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение, особенно в системе «педагог- родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, назрела необходимость обучения педагогов навыкам конструктивного решения возникающих проблем.

Выделяют негативные последствия и позитивные функции конфликтов:

Негативные последствия:

ухудшение состояния здоровья субъектов, снижение работоспособности, большие эмоциональные затраты и др.

Позитивные функции конфликтов:

он служит разрядке напряженности, получению новой информации, стимулирует развитие и позитивные изменения, преодолевает застой жизнедеятельности, вскрывает «хроническую болезнь», противоречие, помогает прояснить отношения и т. д.

Таким образом, конфликт - это противодействие субъектов по поводу возникшего противоречия, действительного или воображаемого.

Причиной конфликта может стать различие в целях (родители ждут только положительной оценки в табеле, а педагог - усвоения знаний и умений ребенком); недостаточная информированность сторон о событии (родитель получил информацию от ребенка, педагог сам был свидетелем происшествия); некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.

Специалисты выделяют 4 стадии прохождения конфликта:

1. Возникновение конфликта (появление противоречия).

2. Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон.

3. Конфликтное поведение.

4. Исход конфликта (конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта).

Разные люди склонны называть конфликтом совершенно разные ситуации.

Так, для одних это выяснение отношений, для других - «косой взгляд» партнера, а для третьего - драка и т. д.

Поэтому и понятие «конфликтная ситуация» носит неустойчивый характер, зависящий от многих факторов.

Конфликт «педагог - родитель», как правило, предполагает (достаточно субъективно) протекание его по типу «начальник- подчиненный», что и обусловливает поведение воспитателя как обвинительной стороны.

И если раньше такое положение устраивало обе стороны взаимодействия, то в настоящее время родители, обладая определенными знаниями и опытом в области психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников детского сада. Кроме того, подобное поведение педагога может вызвать агрессивную вспышку даже у миролюбивого родителя. Поэтому во избежание углубления и расширения конфликтной ситуации желательно осознать и осуществлять на практике линию партнерского взаимодействия «на равных».

Способы разрешения конфликтов:

Компромисс.

Компромисс представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной.

Приспособление.

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на задний план.

Сотрудничество.

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными являются такие способы выхода из конфликта, как сотрудничество и компромисс.

Однако любая из представленных стратегий может оказаться в разных ситуациях эффективной, поскольку, имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Как бы нам ни хотелось этого, едва ли возможно представить и тем более осуществить совершенно бесконфликтное взаимодействие между людьми. Иногда даже важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации и привести стороны к конструктивному соглашению. Однако зачастую педагоги, общаясь с родителями, сталкиваются со сложными ситуациями. (Пример: бабушка 4- х летнего мальчика каждую неделю звонила в Управление Образованием города и жаловалась на воспитателей, администрацию, музыкального работника дошкольного учреждения, которое посещает её внук.) Стремясь сохранить спокойствие в ДОУ и избежать открытого столкновения, сотрудники долгое время никак не реагировали на подобное поведение. Однако, избегание конфликтной ситуации не решило проблемы, и только переговоры с мамой ребенка, которые помогли выяснить истинные причины ее поведения, способствовали урегулированию взаимоотношений и установлению сотрудничества обеих сторон).

 

 

Приложение № 3

КАРТОЧКИ ДЛЯ УПРАЖНЕНИЯ «ПИСЬМО ГУБЕРНАТОРУ ГОРОДА»


"---Приспособление

"---Уклонение

"---Соперничество

"---Сотрудничество

"---Компромисс


Приложение № 4

Мишень «Обратная мишень».

· Деятельность ведущего

· Содержание занятия

· Деятельность участника

· Психологический климат в группе самооценка

Приложение №5


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.