Человек, который ходил по воде — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Человек, который ходил по воде

2022-11-24 22
Человек, который ходил по воде 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Один шаблонно мыслящий дервиш из религиозно-аскетической школы прогуливался по берегу реки, раз­мышляя над моральными и схоластическими проблемами, ибо в школе, к которой он принадлежал, суфийские учения применялись именно в таком духе. Эмоционную религию дервиш принимал за поиски конечной истины.

Вдруг чей-то громкий голос, донесшийся с реки, прервал его размышления. Он прислушался и услыхал дервишский призыв. "Этот человек занимается бес­полезным занятием, - сказал он себе, - потому что неправильно произносит слоги. Вместо того, чтобы произнести "йа-ха", он произносит "а-йа-ха".

Подумав немного, дервиш решил, что как более прилежный ученик, он обязан поправить этого не­счастного., который, наверно, лишен возможности по­лучать правильное руководство, но все же изо всех сил, по-видимому, старается настроиться на мысли, за­ложенные в этих звуках.

Поэтому он нанял лодку и поплыл к острову, с которого, казалось, доносился голос.

На острове в соломенной хижине он увидел человека в дервишской одежде, время от времени громко по­вторяющего начальную фразу все так же неправильно.

- Мой друг, - обратился к нему первый дервиш,

- ты неправильно произносишь фразу. Мой долг сказать тебе об этом, ибо приобретает заслугу как тот, кто дает совет, так и тот, кто следует совету,

- и он рассказал ему, как надо произносить ее.

- Благодарю тебя, - смиренно ответил второй дервиш. Первый дервиш сел в лодку и отправился в обратный

путь, радуясь, что совершил доброе дело. Ведь кроме всего прочего он слышал, что человек, правильно

-83-

повторяющий священную формулу, может даже ходить по воде. Такого чуда он ни разу в своей жизни не видел, но почему-то верил, что оно вполне возможно.

Некоторое время из тростниковой хижины не до­носилось ни звука, но дервиш был уверен, что его усилия не пропали зря.

И вдруг до него донеслось нерешительное "а-йа" второго дервиша, который опять по-старому начинал произносить звуки фразы.

Дервиш начал было размышлять над тем, до чего же все-таки упрямы люди, как закоснели в своих за­блуждениях, и вдруг замер от изумления: к нему прямо по воде бежал с острова второй дервиш. Первый дервиш перестал грести и как завороженный не мог оторвать от него взгляда. Подбежав к лодке, второй дервиш сказал: "Брат, прости, что я задерживаю тебя, но не мог бы ты снова разъяснить мне, как должна по всем правилам произноситься фраза? Мне трудно вспомнить это".

На английском языке мы можем передать только одно из многих значений этой истории, потому что в арабских текстах обычно используются слова, оди­наковые по звучанию, но имеющие разный смысл - омонимы. Такое свойство языка свидетельствует о том, что он достался нам от более древних культур, и предназначен для того, чтобы описать более глубоко как сознание, так и нечто связанное с этикой.

Эта история представлена в литературе Востока, она также встречается в дервишских манускриптах очень древнего происхождения.

Настоящая версия принадлежит ордену Ассасин* ("сущностный, первоначальный"), существующему на Ближнем и Среднем Востоке.

Ассасины (от араб, "хашишин" - "употребляющие гашиш") - европейское название последователей исмаилитов, одной из крупнейших сект шиитского ислама, названной по имени имама Мухаммада ибн Исмаила.

-84 –

Муровей и стрекоза

Муравей, в соответствии со сложившимся у него планом, смотрел на цветочный нектар, как вдруг с воздуха на цветок ринулась стрекоза, попробовала нектар и отлетела, потом вернулась и опять присосалась к цветку.

- И как только   ты живешь без работы и без всякого плана? - сказал муравей. - Если у тебя нет ни реальной, ни относительной цели, каково же основное направление твоей жизни и каким будет ее конец?

Стрекоза ответила:

- Я счастлива и больше всего люблю удовольствия. Это и есть моя жизнь и моя цель. Моя цель - не иметь никаких целей. Ты можешь строить для себя какие угодно планы, но ты не сможешь убедить меня в том, что я не счастлива. Тебе твой план, а мне - мой.

Муравей подумал: "То, что для меня очевидно, от нее скрыто. Она ведь не знает, каков удел муравьев. Я же знаю, каков удел стрекоз. Ей - ее план, мне - мой".

И муравей пополз своей дорогой, ибо сделал все, что было в его силах, чтобы предостеречь стрекозу.

Немного спустя их дороги опять сошлись.

Муравей заполз в мясную лавку и, примостившись под чурбаком, на котором мясники рубили мясо, стал благоразумно ожидать своей доли. Вдруг в воздухе появилась стрекоза. Увидев красное мясо, она стала снижаться на чурбан. Только она уселась, огромный топор мясника резко опустился на мясо и разрубил стрекозу надвое.

Половинка ее тела скатилась вниз, под ноги муравью. Подхватив добычу, муравей поволок ее в свое жилище, бормоча себе под нос:

-85-

"Твой план закончился, а мой продолжается. "Тебе твой план" больше не существует, а "мне — мой" начинает новый цикл. Наслаждение казалось тебе важ­ным, но оно мимолетно. Ты жила ради того, чтобы поесть и в конце концов самой быть съеденной. Когда я тебя предостерегал, ты решила, что я брюзга."

Почти такая же история встречается в "Божественной книге" Аттара, хотя там она имеет несколько иное значение. В настоящем варианте история была рассказана одним бухарским дервишем возле гробницы аль-Шаха - Бахааддина Накшбанда* - семь столетий назад. Она взята из суфийской тетради, хранящейся в Великой мечети Джалалабада.

Бахааддин Накшбанди Бухараи (1314 - 1389 гг.), основатель суфийского ордена Накшбандия. Его последователями были выдающиеся поэты Востока: Джами (1414 - 1492 гг.) и Алишер Навои (1441 - 1501 гг.).

-86-

История чая

В прошлые времена чай был известен только в Китае. Слухи о чае распространялись по всему свету, дошли до мудрецов и невежд, и каждый пытался узнать как можно больше о нем, в соответствии с тем, что он желал или каким он его себе представлял.

Король Инджа ("здесь") снарядил в Китай посольство, которое получило от китайского императора немного чая для своего правителя. Но увидев, что даже простые китайские крестьяне пьют чай, посланники Инджа решили не привозить его своему королю, к тому же они были убеждены, что китайский император пытается обмануть их, выдавая нечто другое за небесный напиток.

Между тем величайший философ из Анджа ("там") собрал все, какие только мог, сведения о чае и пришел к выводу, что это некая субстанция, которая в самом деле существует, но редко встречается и принадлежит к вещам другого порядка, отличным от известных до сих пор. Ибо ничего определенного о нем нельзя было сказать: трава это, вода, зеленое, черное, горькое или сладкое?

В странах Кашиш и Бебинем на протяжении столетий люди пробовали все травы, какие только можно найти. Многие травы оказались ядовитыми, все были разо­чарованы. Так как никто не завез в их страны чайные кусты, то все поиски были тщетными. Они также перепробовали всевозможные жидкости, но с тем же успехом.

На территории Мазхаба ("сектантство") при ис­полнении религиозных обрядов процессия жрецов перед толпой верующих провозила небольшой ларь, напол­ненный чаем. Но никому и в голову не приходило приготовить из него напиток. Они даже не знали, как это делается. Все были убеждены в том, что' чай сам по себе обладает магическими.свойствами. Однажды один мудрый человек сказал: "Вы невежды!

-87-

Полейте его кипящей водой". Но его тут же схватили и распяли, потому что, согласно их вере, такие действия могли бы разрушить свойства принадлежащего им чая. Это показывало, что он враг их религии.

Перед смертью мудрый человек раскрыл секрет приготовления чая небольшому кругу людей. Этим людям удалось получить немного чая, и они тайно приготовляли его и пили. Один человек, застав их за чаепитием, спросил: "Что вы делаете?" Они ответили ему: "Это всего лишь лекарство, которым мы лечимся от одной болезни". Некоторые видели чайные кусты, но не распознавали их. Другие предлагали его испробовать, но люди отказывались, полагая, что это напиток для простых людей. Третьи владели чаем, но вместо того, чтобы пить его, поклонялись ему. За пределами Китая лишь несколько человек пили чай, да и то в строгой тайне.

Но вот пришел человек знания и сказал купцам, занимавшимся чайной торговлей, любителям чая и другим:

"Тот, кто попробовал, - знает. Кто не попробовал - не знает. Вместо того, чтобы разговаривать о небесном напитке, предлагайте его людям на ваших пирах. Те, кому он не понравится, лишь покажут, что недостойны сделаться его почитателями. Закройте двери красноречия и таинственности и откройте чайханы опыта".

Итак, от города к городу, от села к селу потекли по Шелковому пути караваны с чаем. Купцы, чем бы они ни торговали - нефритом, драгоценными камнями или шелком - останавливаясь на отдых, приготавливали чай, если умели, и предлагали его местным жителям, даже если они о нем не слышали. Так появились чайханы, которые строились на всем пути от Пекина до Бухары и Самарканда. И те, кто попробовал, знали.

Вначале, заметьте это, чаем заинтересовались только великие и проницательные мыслители, давно искавшие небесный напиток, и которые поэтому восклицали:

"Но ведь это обыкновенная сушеная трава!" или "Почему ты кипятишь воду, чужестранец? Ведь я прошу у тебя небесного напитка".

А иные говорили: "Как мне знать, что это такое? Докажите, что это чай. Да и цвет вашей жидкости не золотой, а коричнево-желтый".

Когда истина сбросила с себя покров тайны и чай стал доступен всем, кто хотел его попробовать,

-88-

роли людей поменялись, и те, кто высказывался теперь подобно этим мудрецам, оказались в дураках. Так бывает и по сей день.

Всевозможные напитки обычно используются почти всеми народами в качестве аллегорий, связанных с поиском высшего знания.

Кофе, самый новый из общепринятых напитков, был открыт дервишским шейхом Абу аль-Хасаном Шадхили в Мекке (Аравия).

Хотя суфии и другие люди вполне ясно заявляют, что "магические напитки" (вино, вода жизни) явились аллегорией особого опыта, буквалисты склонны верить, что происхождение подобных мифов датируется временем открытия галлюциногенных или опьяняющих свойств не­которых напитков. По мнению дервишей подобные представления отражают неспособность исследователей понять, что сами они пользуются таким же языком.

Эта история взята из учения мастера Хамадани (умер в 1140 году), учителя великого Ясава из Туркестана.

-89-


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.