Учебно - методическое пособие для обучающихся — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Учебно - методическое пособие для обучающихся

2022-10-27 26
Учебно - методическое пособие для обучающихся 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ОГСЭ. 07 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

по специальности среднего профессионального образования

Преподавание в начальных классах

 по программе углубленной подготовки

 

Квалификация: учитель начальных классов

Форма обучения: очная

Нормативный срок обучения – 3 года и 10 месяцев

На базе основного общего образования

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании профильной цикловой комиссии

«Преподавание в начальных классах»

протокол 28.08.2018 №1

Председатель___________/О.Ю. Малачинская/

 

Санкт-Петербург

2018

Учебно-методическое пособие для обучающихся по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности среднего профессионального образования 44.02.02. «Преподавание в начальных классах», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября.2014 года № 1353; учебного плана по специальности «Преподавание в начальных классах» среднего профессионального образования по программе углубленной подготовки, утвержденного приказом директора от 31.08.2018 №  192-о

 

Квалификация: учитель начальных классов

 

Организация-разработчик: ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1

 

Разработчик: Гончарова О.Ю., преподаватель высшей квалификационной категории

 

Рецензент: Пентина А.Ю., к.ф.н, доцент кафедры РГПУ им. А.И. Герцена

 

 

Учебно-методическое пособие для обучающихся предназначено для систематизации знаний, умений обучающихся по учебной дисциплине «Русский языки культура речи» МДК «0501» по специальности 42.02.02 «Преподавание в начальных классах»

При создании учебно-методического пособия было использовано содержание следующих источников:

1. Черняк В. Д. Русский язык и культура речи. ООО Издательство «ЮРАЙТ», 2015

2. Лекант П.А., Маркелова Т.В., Самсонов Н.Б. Русский язык и культура речи. Издательство «Дрофа». 2016.

2. Руднев В.Н. Русский язык и культура речи. ООО «Издательство КноРус», 2015

 

ОГЛАВЛЕНИЕ.                                                                                                         

ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………………………………….. 5
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ………………………………..   8
АТТЕСТАЦИЯ……………………………………………………………………….   6
ТЕКУЩАЯ АТТЕСТАЦИЯ ЗНАНИЙ – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА   9
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ЗНАНИЙ…………………………   5
ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ ……………………………………………………… 11
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА………………………………………………………….   12
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ…………………                                                      17    
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Содержание дифференцированного зачета»…………………….. 19  
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Рекомендации по написанию проверочных работ»   19

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

          Цель изучения дисциплины - повышение уровня практического владения современным русским литературным языком в разных сферах его функционирования.

          Содержательной основой занятий по данному курсу является обобщение ранее приобретенных знаний и умений по русскому языку. Более глубокое осмысление общих вопросов в свете культуры речи сочетается с системой практических работ, что способствует повышению уровня коммуникативной компетенции будущих учителей.

Из этого следует, что большая часть времени на занятиях отводится на выполнение различного рода упражнений и решение коммуникативных задач.

          В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- создавать тексты в устной и письменной форме; различать элементы нормированной и ненормированной речи; анализировать речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности;

- использовать знание орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка в собственной речевой практике и выявлять произносительные ошибки в речи других носителей языка; пользоваться орфоэпическими словарями и справочниками;

- соблюдать нормы словоупотребления, определять лексическое значение слова; пользоваться толковыми, фразеологическими, этимологическими словарями, словарями устаревших слов русского языка; находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов; определять функционально - стилистическую принадлежность слова; выявлять слова, относимые к авторским новообразованиям;

- употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста; выявлять грамматические ошибки в своем и чужом тексте;

- пользоваться багажом синтаксических средств в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

-пользоваться правилами современного русского правописания;

- редактировать собственные тексты и тексты других авторов в письменной и устной форме;

- грамотно и эффективно использовать основные средства языковой выразительности в собственной речевой практике;

- бережно относиться к родному языку, понимать его роль в общественной и профессиональной деятельности.

          В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- цель, задачи, содержание изучаемой дисциплины;

- различия между языком и речью; функции языка; признаки литературного

языка и типы языковых норм; основные компоненты культуры речи;

- особенности русского ударения и произношения; основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка;

- лексические и фразеологические единицы языка; основные нормы словоупотребления и употребления фразеологических единиц в современном русском литературном языке;

- основные нормы употребления самостоятельных и служебных частей речи в современном русском литературном языке;

- синтаксический строй предложений и нормы построения словосочетаний и предложений в современном русском литературном языке; законы создания текстов разных типов и стилей речи.

 

        

              

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ВВЕДЕНИЕ

                      Тема                                                 Обязательные работы

1. Речевой портрет – «визитная карточка человека в обществе».    
2. Культура речи и ее составляющие.  

РАЗДЕЛ 1

«Основные черты современной произносительной нормы»

1. Нормы русского ударения.  
2. Основные черты произносительной нормы. 1.Выполнение заданий по теме «Орфоэпия» (работа с орфоэпическим словарем) 2. Тест «Акцентологические нормы русского языка» 3. Тест «Произносительные нормы русского языка»

РАЗДЕЛ 2

«Лексические нормы и речевая культура»

1. Слово и его значение в речи.  Основные типы лексических ошибок.  
2. Синонимы и антонимы в аспекте культуры речи.  
3. Паронимы в аспекте культуры речи. 1. Выполнение заданий по теме «Паронимы» 2. Редактирование текста по теме «Синонимы и паронимы»
4. Заимствования и их культурно- речевая оценка Редактирование текста по теме «Заимствования и их культурно речевая оценка»
5. Фразеологические нормы 1. Анализ фразеологических оборотов в тексте 2. Проверочная работа «Лексические нормы русского языка»

РАЗДЕЛ 3

«Грамматические нормы и речевая культура»

1. Словообразовательные нормы. Коммуникативные неудачи в процессе словообразования  
2. Морфологические нормы. Трудные случаи употребления имен существительных. Анализ предложений по теме «Трудные случаи употребления имен существительных»  
3. Морфологические нормы. Трудные случаи употребления имен прилагательных 1. Анализ предложений по теме «Трудные случаи употребления имен прилагательных» 2. Проверочная работа «Трудные случаи употребления имен существительных и прилагательных»  
4. Морфологические нормы. Трудные случаи употребления местоимений Редактирование «Трудные случаи употребления местоимений»
5. Морфологические нормы. Трудные случаи употребления числительных 1. Упражнения по теме «Трудные случаи употребления числительных» 2. Проверочная работа «Трудные случаи употребления числительных»  
6. Морфологические нормы. Трудные случаи употребления форм глагола. Проверочная работа «Трудные случаи употребления форм глагола»
 7. Синтаксические нормы в области словосочетания.  
8. Колебания и нормы в системе простого предложения. Инверсия, парцелляция как средства выразительности речи  

Содержание курса с комментариями по его освоению

ВВЕДЕНИЕ

Тема 1

Тема 2

РАЗДЕЛ 1

«Основные черты современной произносительной нормы»

Задачи раздела:

Знать:

- понятие «орфоэпическая норма», виды орфоэпических норм;

- основные черты современной произносительной нормы. 

Понимать:

- особенности формирования орфоэпических норм современного русского литературного языка.

3. Уметь: пользоваться орфоэпическими словарями.

4. Анализировать:

- речь с точки зрения ее нормативности;

- выявлять произносительные ошибки в речи других носителей языка;

5. Синтез:

- использовать знание орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка в собственной речевой практике

Тема №1.

Нормы русского ударения.

1. Понятие орфоэпической нормы. Виды орфоэпических норм

2.Становление и особенности формирования орфоэпических норм современного русского литературного языка. Варианты русского литературного произношения.

3. Акцентологические нормы.

4. Ударение. Функции ударения в русском языке. Особенности русского ударения.

5. Освоение акцентологического минимума. Работа с орфоэпическими словарями и справочниками.

6. Составление текстов мнемонического характера с целью закрепления нормативного произношения и ударения.

Самостоятельная работа: выполнение заданий по теме «Орфоэпия» (работа с орфоэпическим словарем).

Тема №2.

Раздел 2

«Лексические нормы и речевая культура»

Задачи раздела:

Знать:

- понятия синонимы, омонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова;

- причины заимствований, этапы освоения иноязычного слова;

- основные типы лексических ошибок;

 - различные типы словарей русского языка.

2. Понимать:

- причины лексических ошибок;

- роль явлений синонимии, антонимии, омонимии и фразеологии в речи.

3. Уметь:

- образовывать антонимическую и синонимическую парадигмы и использовать их в речи;

- выделять в речи заимствованные слов;

- пользоваться различными филологическими словарями.

4. Анализировать: предложения и текст в аспекте культуры речи.

5. Синтез: редактирование текста.

Тема №1.

Тема №2.

Тема №3.

Тема №4.

Тема 5.

Фразеологические нормы

1. Фразеологические единицы русского языка и особенности их нормативного употребления.

2. Варианты употребления фразеологизмов.

3. Использование фразеологизмов в речи.

4. Афоризмы и крылатые выражения.

Проверочная работа: проверочная работа «Лексические нормы русского языка»

Самостоятельная работа: анализ фразеологических оборотов в тексте.

 

 

Раздел 3

«Грамматические нормы и речевая культура»

Задачи раздела:

Знать:

- основные нормы употребления самостоятельных и служебных частей речи в современном русском литературном языке;

- синтаксический строй предложений и нормы построения словосочетаний и предложений в современном русском литературном языке.

2. Понимать:

- причины грамматических ошибок;

3. Уметь:

- употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой;

- выявлять грамматические ошибки в своем и чужом тексте;

-пользоваться багажом синтаксических средств в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

- пользоваться различными грамматическими словарями.

4. Анализировать: предложения и текст в аспекте культуры речи.

5. Синтез: редактировать собственные тексты и тексты других авторов в письменной и устной форме;

Тема №1.

Словообразовательные нормы.

1. Понятие словообразовательной нормы.

2. Способы словообразования в современном русском языке.

3. Словообразовательные нормы и словообразовательные ошибки.

4. Выявление и исправление словообразовательных ошибок в речи.

 

Тема №2.

Морфологические нормы.

Трудные случаи употребления имен существительных.

1. Понятие морфологической нормы. 

2. Трудные случаи определения рода имен существительных.

5. Вариативность форм числа имен существительных (множественное число именительного и родительного падежа).

3. Склонение собственных имен существительных.

Самостоятельная работа: анализ предложений по теме «Трудные случаи употребления имен существительных»

Тема №3.

Морфологические нормы.

Тема №4.

Морфологические нормы.

Тема 5.

Морфологические нормы.

Тема 6.

Морфологические нормы.

Тема 7.

 

Тема 8.

 

Раздел 4.

Знать:

- основные признаки функциональных стилей и жанров речи;

- законы создания текстов разных типов и стилей речи.

2. Понимать:

- причины стилистических ошибок;

3. Уметь:

- употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста;

- выявлять стилистические ошибки в своем и чужом тексте;

4. Анализировать: предложения и текст в аспекте культуры речи.

5. Синтез: редактировать собственные тексты и тексты других авторов в письменной и устной форме;

Тема 1.

Тема 2.

Деловые бумаги.

1. Основные характеристики официально-делового стиля.

2. Деловые бумаги.

3. Типичные ошибки (лексические и грамматические) в использовании официально-деловой лексики.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Дифференцированный зачет складывается из баллов за семестр и баллов за тестирование.

Тест переводится в отметку по следующим критериям:

ТЕСТИРОВАНИЕ – 30 баллов

30 – 26 - «5»

22-25 – «4»

16 – 21 – «3»

       В итоговый тест по дисциплине «Русский язык и культура речи» вошли вопросы по всем изученным разделам: «Орфоэпические нормы», «Лексические нормы», «Грамматические нормы».

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рекомендации по написанию проверочных работ

РАЗДЕЛ 1

«Основные черты современной произносительной нормы»

Орфоэпический минимум

А агЕнт алфавИт аэропОрты, им.п. мн.ч. Б балОванный, прич. баловАть баловАться Баловень (судьбы) балУясь бАнты, им.п.мн.ч бОроду, вин.п.ед.ч. бралА бралАсь бухгАлтеров, род.п. мн.н В вЕрба вернА вероисповЕдание взялА взялАсь включЁн включЁнный включИм включИт включИшь влилАсь вложИв вОвремя ворвалАсь воспринялА воссоздалА вручИт Г гналА гналАсь граждАнство Д давнИшний дефИс диспансЕр добелА добралА добралАсь довезЁнный дОверху договорЁнность дождалАсь дозвонИтся дозвонЯтся дозИровать докраснА докумЕнт донЕльзя дОнизу досУг дОсуха доЯр Е еретИк Ж жалюзИ, ср.р.и мн.ч. ждалА жилОсь З завезенО завезенЫ завИдно зАгнутый зАгодя закУпорив закУпорить зАнял занялА зАняло занятА зАнятый заселЁн запертА зАсветло зАтемно звалА звонИм звонИт звонИшь знАчимость знАчимый зимОвщик И избалОванный издрЕвле Иксы импЕрский инстИнкт исключИт Исстари исчЕрпав исчЕрпать К каталОг квартАл киломЕтр клАла клЕить кОнусы,кОнусов кормЯщий корЫсть крАла крАлась крАны красИвее красИвейший кремЕнь, кремнЯ кренИтся кровоточАщий кровоточИть кУхонный Л лгалА лЕкторы,лЕкторов род.п. мн.ч. лилА лилАсь ловкА лыжнЯ М мЕстностей род.п. мн.ч мозаИчный молЯщий мусоропровОд Н навЕрх навралА наделИт надОлго надорвалАсь нажИвший нажитА нажИлся-убрать назвалАсь накренИт налилА налИвший налитА намЕрение нанЯвшийся нарвалА нарОст насорИт нАчал началА нАчали начАв начАвший начАвшись нАчатый начАть нАчатые нЕдруг недУг некролОг     нЕнависть ненадОлго низведЁн нОвости,новостЕй нОгтя, род.п ед.ч. нормировАть О обеспЕчение обзвонИт облегчИт облегчИть облилАсь обнялАсь обогналА ободралА ободрИть ободрЁнный ободрЁн ободренА ободрИшься обострЁнный обострИть одолжИт озлОбить оклЕить окружИт опломбировАть опОшлят определЁн оптОвый освЕдомиться, освЕдомишься отбылА отдалА отдАв Отзыв (на публикацию) отключЁнный откУпорил отозвалА отозвалАсь Отрочество П партЕр перезвонИт перелилА плодоносИть повторЁнный поделЁнный поднЯв позвалА позвонИт, позвонИшь полилА положИл положИть понЯв понЯвший пОнял, понялА портфЕль пОручни послАла (вы) прАвы пОчестей (она) правА прибЫв прИбыл прибылА прИбыло придАное призЫв прИнял прИняли принУдить прИнятый принялсЯ принялАсь приручЁнный прожИвший прозорлИва процЕнт   Р рвалА С свЁкла сверлИт сверлИшь (она) серА (вы)сЕры сирОты слИвовый снялА снятА сОгнутый создалА созданА созЫв сорИт срЕдства, им.п.мн.ч. срЕдствами стАтуя столЯр (она) стройнА Оно) стрОйно (вы)стрОйны Т тамОжня тОрты тОртов тОтчас У убралА убыстрИть углубИть укрепИт Ц цемЕнт цЕнтнер цепОчка Ч чЕлюстей чЕрпать Ш шАрфы шофЁр Щ щавЕль щемИт щЁлкать Э экспЕрт

  Орфоэпия (греч. orthos – прямой, правильный + epos – речь). Совокупность правил литературного произношения, в состав которых входят собственно правила произношения (отдельных звуков, звукосочетаний и слов), а также правила ударения. При этом под правильным произношением подразумевается не столько четкая артикуляция слов или отсутствие нарушений дикции, сколько соблюдение орфоэпических (произносительных) и акцентологических (связанных с постановкой ударения) норм языка.

                   Орфоэпическая норма – единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения слова. Акцентологическая норма – рекомендуемый словарями и принятый обществом вариант правильной постановки ударения.

                   Правильное произношение является таким же обязательным атрибутом образованного человека, как и орфографическая грамотность. Неправильно произнесенное слово может основательно испортить не только мнение о говорящем, но и публичный образ того или иного человека.

       II. Происхождение современных норм произношения.

         Как же возникают варианты произношения? Произносительные нормы современного русского языка сложились ещё в первой половине XVIII века, но первоначально как нормы московского говора, которые лишь постепенно стали приобретать характер национальных норм. Русское литературное произношение закрепилось, приобрело характер национальной нормы в первой половине XIX века.

Черты: - аканье («С МАсквы, с ПаСада, из КАлашного ряда»);

- иканье,

- произношение взрывного [г]

- сч произносится как [щ]

- чн произносится как [шн]

- произношение слы ¢[шу]т глаголов II спряжения в 3-ем лице мн. числа (большинство глаголов II спряжения в 3-ем лице мн. числа произносились с окончанием - ут, - ют (то есть так же, как и глаголы I-го спряжения): слы ¢[шу]т, хо ¢[д'у]т, хва ¢[л'у]т).

- произношение звука, близкого к а после согласных к, г, х в прилагательных типа одинокий и глаголах типа постукивать

       По старой московской норме после согласных к, г, х в прилагательных "одинокий", "строгий", "тихий" и глаголах типа "постукивать", "отпугивать", "размахивать" произносится звук, близкий в произношении к очень краткому [a] (в транскрипции обычно передаётся как [ъ]). Говорили: одино ¢[къ]й, стро ¢[гъ]й, ти ¢[хъ]й; посту ¢[къ]вать, отпу ¢[гъ]вать, разма ¢[хъ]вать. В поэзии прошлого века эта особенность произношения широко использовалась в точных рифмах. Эти окончания часто писались через о. Поэтому в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Парус" следует читать:

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?..

Но уже во второй половине XIX в. у московской нормы появился конкурент — петербургское произношение, которое постепенно усиливало свои притязания на роль общелитературного образца. Петербургское произношение не стало орфоэпической нормой, оно не было признано сценой, именно московской норме следовали артисты петербургских императорских театров. Некоторые особенности петербургского произношения оказали впоследствии существенное влияние на развитие системы русского литературного произношения.

Конкуренция старомосковского и старопетербургского произношения

- чн произносится как [ чн ]

Исключения: коне[шн]о, ску[шн]о, яи[шн]ица, скворе[шн]ик, двое[шн]ик и т.п., женские отчества, образованные от мужских имён на согласную (Лукини[шн]а, Ильини[шн]а).

- произношение слыш[ ъ глаголов II спряжения в 3-м лице мн. числа;

- произношение звука, близкого к и, после к, г, х в прилагательных типа одинокий и глаголах типа постукивать;

- мягкое произношение возвратных частиц.

Однако еканье так и не вошло в литературный язык.

Таким образом, былое противопоставление московского произношения петербургскому потеряло прежний смысл. В итоге можно утверждать, что в современном русском языке сформировалась единая произносительная норма.

Аканье

Аканье – произношение звука, близкого к [а] на месте графического о в безударных слогах: работа. корова.

Хотя на месте букв а и о в безударных слогах после звуков [ш], [ж] и [ц] в современном литературном языке по общему правилу произносится звук, близкий к [а] (ж[а]ра, ш[а]ги, ц[а]ри), но в некоторых словах в такой позиции произносится [ы]: рж[ы]ной (ржаной), ж[ы]кет (жакет), ж[ы]смин,в формах множественного числа слова лошадь (лош[ы]дей, лош[ы]дям) в косвенных падежах числительных двадцать и тридцать (двадц[ы]ти, тридц[ы]ти), а также в глаголе жалеть и производных от него: ж[а]леть, по ж[а]леть, к сож[ы]ению и т.п.

Кроме того, в ряде слов иноязычного происхождения на месте буквы о в первом предударном слоге в книжном стиле предпочтительно произношение гласного [о]: б[о]рдо ¢, д[о]сье ¢, п[о]э ¢зия, п[о]э ¢т, р[о]к[о]ко ¢, ф[о]йе ¢, ф[о]рпо ¢ст, ш[о]ссе ¢(при допустимом произношении с [Ù]). Только [o] произносится в словах б[о]а ¢, б[о]мо ¢нд, кака ¢[о], ра ¢ди[о], ада ¢жи[о], три ¢[о], капри ¢ччи[о].

Безударный гласный [о] нередко сохраняется в иноязычных собственных именах: [О]н[о]ре ¢ де Бальзак, Фл[о]бе ¢р, М[о]пасса ¢н, З[о]ля ¢, Р[о]де ¢н, Ш[о]пе ¢н. [o] произносится в заударных слогах: ве ¢т[о], кре ¢д[о], маэ ¢стр[о], Кару ¢з[о], Джорда ¢н[о] Бру ¢н[о].

Иканье

Иканье – произношение звука, близкого к [и], на месте графических а, о и е в безударных слогах после мягких согласных: в [л'и]су (в лесу), в [м'и]ду (в меду), к [п'и]ти (к пяти), [ч'и]сы (часы).

3. Особенности перехода É в О в современном русском языке.  

Употребление [e] или [o] после мягких согласных под ударением вызывает затруднения у носителей русского языка. В современной речи нередко можно услышать неправильное произношение слов совреме ¢нный, пе ¢кло, опе ¢ка, афе ¢ра, атле ¢т, бытие ¢, бытие ¢м (философский термин) с гласным [o] вместо правильного произношения с гласным [e]: совремённый, пёкло, опёка, афёра, атлёт, бытиё, бытиём (вместо правильного: совре[м'е ¢]нный, [п'е ¢]кло, о[п'е ¢]ка, а[ф'е ¢]ра, ат[л'е ¢]т, быти[е ¢], быти[е ¢]м).

В других случаях имеют место произносительные варианты: жёлчь и желчь, белёсый и белесый, головёшка и головешка, поблёкнуть и поблекнуть, манёвры и маневры. Хотя некоторые словари и признают подобные варианты если не равноправными, то допустимыми, естественно стремление говорящих выбрать наиболее правильную форму произношения.

Старая книжная традиция предполагала произнесение слов с е под ударением после мягких согласных (утомле ¢нный, сле ¢зный, коленопреклоне ¢нный). Так, например, у Пушкина находим раскале ¢нный, а не раскалённый:

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит один во всей вселенной.

Однако с течением времени возобладала общая тенденция произнесения о и в этих словах. В нормализаторской практике наших дней возникла парадоксальная ситуация: словарям приходится теперь оберегать не только традиционное произношение с е от вторжения варианта с о (ле ¢ска, опе ¢ка; ненормативно: лёска опёка), но и защищать уже также ставшее традицией произношение с о (жёлчь, белёсый). Это как бы обратное направление в развитии произношения обусловлено, по-видимому, в первую очередь графическим восприятием напечатанного слова с буквой е. Правила употребления букв е-ё сводятся прежде всего к предупреждению от неверного опознавания слова: все и всё, узнает и узнаёт, небо и нёбо, железка и желёзка, крестный (ход) и крёстный (отец), истекший (год) и истёкший (кровью), но не служит для указания на правильное произношение читаемого слова.

       Как уже отмечалось, следует предпочесть, например: манёвры, манёвренный, блёклый, блёкнуть, поблёкший, белёсый, а также твёрже (тверже — неправильно). Причастия ушедший, приведший, забредший произносятся с гласным [e] (после твёрдых шипящих — [э]), а причастия плётший, заплётший, а также принёсший, привёзший с гласным [o].

IV. Правила произношения согласных звуков.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

1. Совпадает с тем словом, от которого образовано

сосредотОчить - сосредотОчение, обеспЕчить - …….., упрОчить – …….,

исповЕдаться - ……,

ИСКЛ. МЫслить – мышлЕние

          увЕдомить - ……

          усугубИть –

2. Передвигается

полный – полнотА, немой - ….., сИрый - ……(бедные сирОты)

дремАть – дремОта, зевАть - …, ломАть –

Краткие прилагательные

Ясный – Ясен, Ясно, яснА – Ж.Р!

вЕрный - ….

Прав – прАвы, правА

ГЛАГОЛЫ

баловАть, баловАться, балУю, баловАла, балОванный, бАловень судьбы

брать – брал, брАли,, брАло, бралА, бралАсь

взЯть – взял, …..

гнать – гнал,…..

задАть – зАдал, зАдали, задалА

Отнял – Отняли, …..

спать – спал, …

ждать – ждал, …

класть – клал, клАли, клАла

воссоздАть - …

ворвАться – …

добрАть –

 начАть –нАчал, нАчало, нАчили, началА+ нАчатый, нАчат, начатА, нАчато, нАчаты

принЯть – прИнял, прИняло, прИняли, принялА+прИнят, прИнято, прИняты, принятА

дождАлся – дождалИсь, дождалАсь,

Билет 1

Розовые банты красивее белых. Я балую своих детей. Мы вам позвоним. Подписан коллективный договор. Мы хотим купить товар оптом на оптовом рынке. Будем работать с каталогом. Когда наконец включат свет? Сосредоточение войск противника. Сливовое варенье. Жевать жвачку.

Билет 2

Купила в бутике мягкий пуловер. Договор заключат в начале будущего квартала и позвонят нам. Всю броню уже продали. Пусть будет по-вашему, вы правы. Вы любите суп со щавелем? «Мещанин во дворянстве» – пьеса Мольера. Крестный ход – торжественное шествие вокруг храма. Полиграфия.

Билет 3

Какие красивые жалюзи! Ты сам откупориваешь банку огурцов? Уже откупорил. Я сварила борщ со свеклой. Свекла очень полезна. Где у вас мусоропровод? Ревень и щавель хороши в пирогах. Люблю кисель из ревеня, а суп из щавеля. У меня новая пиала.

Билет 4

Я забронировал билеты. Пригубить вино. Победитель уехал без приза. Нам было завидно и обидно. Это был ресторанный завсегдатай. Нет одной двери. Шишки кедровые, еловые, сосновые. Дергать за косу, таскать за косы. У обеих сестер шарфы цвета электрик. У меня нет туфель.

Билет 5

Нас уведомят о начале заседания. Пиши долг на двери – получать будешь в Твери. Вы мне перезвоните. Форзац учебника. Характерный почерк. Штемпели на конвертах. В нашем подъезде покрасили лифты. Сотрудника решили премировать и командировать за рубеж. Это мой названый брат.

Билет 6

На кафедре много профессоров. Кто позавидует их судьбам? Судьбы девушек сложились незавидно. Включить электропривод. Учился в церковно-приходской школе. Создан прецедент. Бронированные автомобили. Ваша опека меня раздражает. Я чуть не поскользнулся. Мы тоже включимся в работу. Такой избалованный ребенок.

Билет 7

У каждой двери лежит коврик. Я живу в престижном квартале. Производство каучука. Нет инженеров, одни только слесари и токари. Наши предки добывали огонь с помощью кремня. Сейчас же выйди из Сети! Получили дивиденды. Он решил баллотироваться в депутаты. На машинах бывает броня, а на билеты – броня.

Билет 8

Напечатали некролог. Наше ходатайство опять отклонено. Когда он наконец позвонит? Получено экспертное заключение. Представьте отчет за истекший квартал. Как облегчить существование пенсионеров? Взять в долг у Любови Никитичны. Он сфотографировался анфас (без предлога в!) и в профиль. Предприятию требуются бухгалтеры и шоферы.

Билет 9

Снег валит с самого утра. Он пришел взбешенный, возмущенный и раздраженный. На работу приняли двух бухгалтеров. Это не кожа, а дерматин. Эти жалюзи красивее прежних. Он приехал из аэропорта. Ветеринария и животноводство. Предвосхитить события. Съешь-ка кусочек торта. Купите недвижимость.

Билет 10

Церковная лексика. Тайна исповедания. Какого вы вероисповедания? Крестный ход на Пасху. Иконопись Андрея Рублева в Третьяковской галерее. Последовать советам духовника. Догмат веры. Алексий Второй – Патриарх Московский и всея Руси. Крестное знамение. Христианин по убеждению. Послушник – будущий монах. Еретик – богоотступник. «Апокалипсис» – одна из книг Нового Завета.

Билет 11

Купить кетчуп и йогурт. Социальное обеспечение. Булгаков работал госпитальным врачом. «Благовест» – название телевизионного канала. Одна простыня, две простыни, много простыней и много простынь. Домовая кухня. Домовый комитет. Лекция должна была начаться за полчаса до обеда, а началась много позже.

Билет 12

Меня никто не принудит делать эту работу. Необходимо пройти флюорографию. Вкусные гренки. Меня поразила холодность встречи. Реле времени. Украинский борщ. Вам будет завидно. Запломбированный зуб. Созвонимся завтра. Кухонное полотенце. Проверить по словарю Ожегова. Я хожу в туфлях на высоких каблуках.

Билет 13

За печкой живет домовой. Новая шинель. Локомотивное депо станции Дема. Строгий приговор. Развитое общество. Зеленая хвоя. Хлеб может заплесневеть. Моющие средства. Неврологический диспансер. Зубчатый кремень. «Житие протопопа Аввакума». Этот поэт – полная бездарь.

Билет 14

Кто включит свет? У меня кружится голова. Августовский вечер. Августовская конференция. Обратитесь к людям. Центнер зерна. До школы пять километров. Мы удим рыбу. Необъяснимое явление, просто феномен. Так повелось издревле. Ломота во всем теле. Логовище лесного зверя. Завяжите банты. Коклюш – детская болезнь.

Билет 15

Кто звонит? Смертельный недуг. Повесть Толстого «Отрочество». Надеть новый пуловер. Надевать все белое. Сливовое варенье. Выставка картин недавно умершего художника. Возбуждено уголовное дело. Мускулистые парни. Бензопровод, нефтепровод, газопровод. Экипировать лыжников. Обезуметь от радости.

3. Тест «Орфоэпические нормы русского языка» (тренировочный вариант).

а) поставьте ударение в следующих словах

Эксперт, свекла, поняла, красивее, туфля, асимметрия, еретик, маркетинг, пломбировать, иконопись, средства, кашлянуть, хвоя, договор, позвонишь, танцовщик, склады, обеспечение, феномен, ходатайствовать, мусоропровод, баловать, новорожденный, плесневеть, жалюзи, каталог, квартал, торты, банты, шарфы.

б) выберите правильный вариант произношения

ши[не/нэ]ль, Никити[чн/шн]на, яи[чн/шн]ица, аф[е/ё]ра, бу[те/тэ]рброд, скворе[чн/шн]ик, быти[е /ё]

 

РАЗДЕЛ 2

«Лексические нормы и речевая культура»

Тренировочные упражнения

Задание №3. Подберите синонимы к следующим заимствованным словам. Составьте предложения со словами - синонимами. Мотивируйте оправданность своего выбора.

Аномалия

Спонтанный

Реанимация

Деградация

Дилетант

Раритет

Толерантный

Цитадель

Электорат

Беспрецедентный

Презентация

Эксклюзивный

Легитимный

 

Задание №4. Что, на ваш взгляд, неверно в следующих выражениях?

Печальное фиаско. Народный фольклор. Небольшая миниатюра. Пренебрегать правилами нравственной морали. Квартал домов. Промышленная индустрия. Военная оккупация. Дезорганизация порядка. Местный абориген. Мемориальный памятник. Незаслуженная клевета. Необычный феномен. Хвалебные дифирамбы.

 

Задание №5. Исправьте и прокомментируйте ошибки в следующих предложениях.

· Двадцать пять лет своей биографии она посвятила детям.

· Дефилируйте мимо контролера с самым безразличным видом, и он не обратит на вас никакого внимания!

· Электорат собрался в большие очереди за избирательными бюллетенями уже к двенадцати часам.

· Бестселлером нового сезона стала новая стиральная машина «Макс».

Самостоятельная работа «Анализ фразеологических оборотов в тексте»

Задание.

1. Найти все фразеологизмы, упоминаемые в тексте.

2. Объяснить значение фразеологизмов.

3.Составить предложение с 5 любыми фразео


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.