Тема 15. Эволюция государства и права СССР в период « перестройки» ( 1985-1992 гг. ) — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Тема 15. Эволюция государства и права СССР в период « перестройки» ( 1985-1992 гг. )

2022-10-27 32
Тема 15. Эволюция государства и права СССР в период « перестройки» ( 1985-1992 гг. ) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Эволюция экономической, социальной и политической систем.

2. Изменение формы государственного единства.

3. Преобразования представительных органов власти.

4. Изменения исполнительных органов власти.

5. Эволюция судебных органов власти.

6. Основные направления развития права.

 

Источники

 

  1. Закон СССР от 06.03.1990 N 1305-1"О собственности в СССР" // Ведомости СНД и ВС СССР. - 1990. - №11. - Ст. 164.

2. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации-России: принята на внеочеред. седьмой сес. Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апр. 1978 г., с изм. и доп., внес. законами РСФСР от 27 окт. 1989г., от 31 мая, 16 июня и 15 дек. 1990г, от 24 мая и 1 нояб. 1991г. и законами РФ от 21 апр. 1992 г. - М.: Верховный Совет РФ: Известия, 1992. - 112 с.

3. Отечественное законодательство Х I -ХХ веков: пособие для семинаров. Ч.2: 20век / под ред. О.И. Чистякова. - М.: Юристъ, 1999.

4. Российское законодательство.1917-2001: справочник / авт.-сост. Р.К. Надеев, С.П. Илюнин, Т.Р. Надев. - М.: Радуница, 2001.

5. Сборник законодательных актов, принятых третьей сессией Верховного Совета РСФСР, 19 апреля - 17 мая 1991 года / отв. за вып. А. Н. Ардов. -М.: Советская Россия,1991. -248 с.

6. Сборник постановлений пятого (внеочередного) Съезда народных депутатов РСФСР. 10-17 июля, 28 октября - 2 ноября 1991 года. - М.: Республика, 1991. - 79 с. 

7. Хрестоматия по истории государства и права России: учеб. пособие / сост. Титов Ю. П. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект: Велби, 2005. - 464 с.

8. Хрестоматия по новейшей истории России: в 2-х ч.. Ч. 2. 1917-2004. - М.: Дрофа, 2005. – 608с. Скачать бесплатно: http://ucheb naya-literatura.net/16548-xrestomatiya-po-novejshej-istorii-rossii-1917-2004.html

 

Основная литература

  1. История отечественного государства и права: учебник для бакалавров: учебник для студентов вузов по спец. и напр. "Юриспруденция" / отв. ред. И. А. Исаев; МГЮА. - М.: Проспект, 2014. - 430 с.
  2. История отечественного государства и права: учебник для бакалавров: учебник для студентов вузов по напр. и спец. "Юриспруденция". Ч. 1 / под ред. О. И. Чистякова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 477 с.
  3. История отечественного государства и права: учебник для бакалавров: учебник для вузов по напр. и спец. "Юриспруденция": в 2 ч. Ч. 2 / под ред. О. И. Чистякова; МГУ им. М. В. Ломоносова, Юрид. фак. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 510 с.
  4. Исаев, И. А. История государства и права России: учеб. пособие для вузов по спец. "Юриспруденция". - М.: Проспект, 2011. - 335 с.

Ресурсы электронной библиотечной системы:

 

  1. Кузнецов, И.Н. История государства и права России (4-е издание) [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кузнецов И.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2012.— 696 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10927.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  2. Михайлова, Н.В. История отечественного государства и права [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Михайлова Н.В., Курскова Г.Ю., Калина В.Ф.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.— 423 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18184.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  3. Мулукаев, Р.С. История отечественного государства и права [Электронный ресурс]: учебник/ Мулукаев Р.С., Курицын В.М., Михайлова Н.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 703 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15371.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  4. Томсинов В.А. Крестьянская реформа 1861 года в России [Электронный ресурс]: монография/ Томсинов В.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Зерцало-М, 2012.— 480 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/5831.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Дополнительная литература

  1. Аничкин, Е. С. Общественно-политические конфликты в России на рубеже 80-90-х годов ХХ в. и их отражение в конституционном законодательстве / Е. С. Аничкин // История государства и права. - 2008. - N 18. - С. 30-32.

2. Гусев, А.Н. Становление и развитие отечественного законодательства и предпринимательской деятельности. 1986-1994 / А.Н. Гусев. - М., 1997.

  1. Епифанова, Е. В. Уголовное законодательство первых лет советской власти и начала перестройки о преступлении: что общего? / Е. В. Епифанова// Закон и право. - 2008. - N 11. - С. 80-82.
  2. Магомаев, Р. М. Основные этапы развития государственного устройства Советской России и его влияние на федеративное устройство Российской Федерации / Магомаев Р. М.
    // История государства и права. - 2008. - N 13. - С. 23-24.
  3. Михайлова, Н. В. Традиции и инновации в постижении истории государства и права: науч. издание / Моск. ун-т МВД России. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. - 864 с.
  4. Пихоя, Р.Г. Конституционно- политический кризис в России 1993 года: хроника событий и комментарий историка / Р.Г. Пихоя //Отечественная история. – 2002. - №4. – С.64-78.
  5. Шутилин, В. Ю. История становления и развития Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации / В. Ю. Шутилин // Российская юстиция. - 2005. - N 10. - С. 4-7.

Методические указания для подготовки к семинарскому занятию

При рассмотрении первого вопроса необходимо дать характеристику основным изменениям, произошедшим в политической системе в период "перестройки", в социальной и экономической жизни, упомянуть о значении XIX Всесоюзной конфе­ренции КПСС и Доктрины "социалистического правового государства".  Рассказать о процессе возникновения новых политических партий и общественных движений. Охарактеризовать Съезды Советов СССР и РСФСР; учреждение президентства; распад СССР как федеративного государства.

 

 

VII. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДИПЛОМНЫХ И КУРСОВЫХ РАБОТ

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДИПЛОМНЫХ РАБОТ.

 

1. Развитие источников отечественного права в первой половине ХIХ в.

2. Эволюция гражданского права в первой половине ХIХ в.

3. Эволюция уголовного права в первой половине ХIХ в.

4. Эволюция уголовно-процессуального права в первой половине ХIХ в.

5. Эволюция гражданско-процессуального права в первой половине ХIХ в.

6.Развитие источников отечественного права в второй половине ХIХ - начале ХХ в.

7. Развитие гражданского права в второй половине ХIХ в. –начале ХХ в.

8. Развитие уголовного права в второй половине ХIХ в.- начале ХХ в.

9. Развитие уголовно-процессуального права в второй половине ХIХ в.- начале ХХ в.

10. Развитие гражданско-процессуального права в второй половине ХIХ в.- начале ХХ в.

11. Зарождение и развитие советского права в РСФСР в 1917-1920 гг.

12. Развитие советского права в период НЭПа.

13. Эволюция советского права в 30-х гг. ХХ в.

14. Развитие советского права в период Великой Отечественной Войны.

15.Развитие советского права в середине 50-х-середине 60-х гг. ХХ в.

16. Эволюция советского права в середине 60-х-середине 80-х гг. ХХ в.

17. Эволюция российского государства в первой половине ХIХ в.

18. Земская реформа 1864 г.: историко-правовой аспект.

19.Городская реформа 1870 г.: историко-правовой аспект.

20. Полицейская реформа 60-70-х гг. ХIХ в.: историко-правовой аспект.

21.Судебная реформа второй половины 60-х – первой половины 90-х гг. ХIХ в.: историко-правовой аспект.

22. Государственные Думы в Российской Империи в 1906-1917 гг.: историко-правовой аспект.

23. Эволюция отечественного государства в феврале-октябре 1917 г.: историко-правовой аспект.

24. Зарождение и развитие советского государства в 1917-1920 гг.

25. Развитие советского государства в 20-е гг. ХХ в.

26. Эволюция советского государства в 30-е гг. ХХ в.

27. Развитие советского государства в период Великой Отечественной Войны.

28. Эволюция отечественного государства в середине 50-х-середине 60-х гг. ХХ в.

29. Эволюция советского государства во второй половине 60-х- первой половине 80-х гг. ХХ в.

30. Развитие отечественного государства и права в период 1985- 1992 гг.

 

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Государственный строй Киевской Руси.

2. Государственный и общественный строй русских земель в XII-XIII вв.

3. Золотая Орда как раннефеодальная монархия.

4. Образование Русского централизованного государства (нач. XIV-20-е гг.XVI вв.).

5. Высшие органы власти сословно-представительной монархии.

6. Основные этапы развития приказной системы управления.

7. Система органов местного управления в сер. XVI- сер. XVIIвв.

8. Влияние опричнины на государственный строй России (1565-1572 гг.).

9. Правовой статус основных социальных групп в сер. XVI- сер. XVII вв.

10. Становление абсолютной монархии в России (2 пол. XVII- нач. XVIII вв.).

11. Государственные реформы 1 четверти XVIII в.

12. Эволюция высших органов власти в XVIII в.

13. Коллегиальная система управления.

14. Основные этапы губернской реформы в XVIII в.

15. Изменения высших органов власти в 1 пол. XIX в.

16. Реформы органов управления в 1802-1911 гг.

17. Развитие органов политической полиции в 1827-1917 гг.

18. Изменение правового статуса сословий Российской Империи в XVIII- 1 пол. XIX вв.

19. Влияние буржуазных реформ 60-70-гг. XIX в. на государственный строй Российской Империи.

20. Государственно-правовые аспекты контрреформ 80-х – 90-х гг. XIX в.

21. Эволюция государственного строя Российской Империи парламентской монархии (1905-1924).

22. Государственные Думы Российской Империи: 1-4 (1906-1917 гг.).

23. Совет Министров Российской Империи (1906-1917 гг.).

24. Изменения в политической системе России в годы Первой мировой войны.

25. Влияние февральской революции на государственный строй России (февраль-октябрь 1917г.).

26. Эволюция системы управления губерний в 60-х гг. XIX в. – 1917г.

27. Развитие органов общей полиции в 60-е гг. XIX в. – 1917г.

28. Образование и развитие советского государства в 1917-1920 гг.

29. Небольшевистские государственные формирования на территории России в 1917-1920 гг.

30. Образование СССР.

31. Эволюция высших органов власти, управления и суда СССР в 1924-1935 гг.

32. Перестройка государственного механизма СССР по Конституции 1936 г. и его развитие по 2-й пол. 30-х – нач. 40-х гг.

33. Изменение в государственном строе СССР в годы ВОВ (1941-1945 гг.).

34. Эволюция отечественного государства в середине 50-х-середине 60-х гг. ХХ в.

35. Эволюция советского государства во второй половине 60-х- первой половине 80-х гг. ХХ в.

36. Развитие отечественного государства и права в период 1985- 1992 гг.

37. Развитие советского государства и права в сер. 40-х – сер. 50-х гг. XX в.

38. Источники древнерусского права: общая характеристика (правовой обычай, судебный прецедент, «Закон Русский», княжеское законодательство, церковные уставы, международные договоры).

39. «Русская Правда» – источник раннефеодального древнерусского права.

40. Псковская и Новгородская Ссудные грамоты– памятники феодального права (общая характеристика гражданского, уголовного, процессуального права).

41. История создания и общая характеристика Судебника 1497г.

42. История создания и общая характеристика Соборного Уложения 1649г.

43. Гражданское право по Соборному Уложению 1649г.

44. Система уголовного права по Соборному Уложению 1649г.

45. Суд и судопроизводство по Соборному Уложению 1649г.

46. Комиссии по разработке Уложений XVIII в.

47. Форма законодательных актов в XVIIIв.

48. Развитие уголовного права в XVIII в.

49. Развитие гражданского права в XVIII в.

50. Кодификация русского права в 1 пол. XIX в.

51. Гражданское право 1 пол. XIX в.

52. Уложение о наказаниях уголовного и исправительных 1845г.

53. Процессуальное право 1 пол. XIX в.

54. Подготовка судебной реформы 1864г.

55. Уголовный процесс по Судебным Уставам 1864г.

56. Гражданский процесс по Судебным Уставам 1864г.

57. Общая характеристика форм источников российского права по 2-й пол. XIX – нач. XX вв.

58. Развитие гражданского права Российской Империи 2-й пол. XIX- нач. XX вв.

59. Становление и развитие трудового права Российской Империи во 2-й пол. XIX - нач. XX вв.

60. Уголовное право Российской Империи во 2-й пол. XIX - нач. XX вв.

61. Уголовное Уложение 1903г.: общая характеристика.

62. Нормативная база аграрной реформы П.А.Столыпина: общая характеристика.

63. Изменения в российском праве в годы Первой мировой войны.

64. Основные изменения в правовой системе России в феврале-октябре 1917г.

65. Зарождение и развитие советского права в РСФСР в 1917-1920 гг.

66. Развитие советского права в период НЭПа.

67.  Эволюция советского права в 30-х гг. ХХ в.

68. Развитие советского права в период Великой Отечественной Войны.

69. Развитие советского права в середине 50-х-середине 60-х гг. ХХ в.

70. Эволюция советского права в середине 60-х-середине 80-х гг. ХХ в.

 

VIII.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

                                                   ДИСЦИПЛИНЫ

1. Методические рекомендации для преподавателей.

В процессе обучения студентов используются различные виды учебных занятий (аудиторных и внеаудиторных): лекции, консультации, практические занятия, интерактивные формы, работа в научных кружках и т. д. На первом занятии по данной учебной дисциплине необходимо ознакомить студентов с порядком ее изучения, раскрыть место и роль дисциплины в системе наук, ее практическое значение, довести до студентов требования кафедры, ответить на вопросы.

Лекция по дисциплине является одной из важнейших форм аудиторной работы. Лекция должна быть организована с учетом необходимости соблюдения следующих требований к содержанию и порядку ее проведения:

- научность и информативность (современный научный уровень), доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств;

- нацеленность на активизацию мышления слушателей, постановка вопросов для размышления, четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов;

- обязательное разъяснение вновь вводимых терминов и названий, формулирование главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их;

- эмоциональность формы изложения, доступный и ясный язык.

При подготовке к лекционному занятию по дисциплине преподавателю необходимо продумать план его проведения, содержание вступительной, основной и заключительной части лекции, ознакомиться с новинками учебной и методической литературы, публикациями периодической печати по теме лекционного занятия, определить средства материально-технического обеспечения лекционного занятия и порядок их использования в ходе чтения лекции.

В ходе лекционного занятия преподаватель должен назвать тему, учебные вопросы, ознакомить студентов с перечнем основной и дополнительной литературы по теме занятия. Во вступительной части лекции обосновать место и роль изучаемой темы в учебной дисциплине, раскрыть ее практическое значение. Если читаемая лекция не является первой, то необходимо увязать ее тему с предыдущей, не нарушая логики изложения учебного материала. Раскрывая содержание учебных вопросов, следует акцентировать внимание студентов на основных категориях, явлениях и процессах, особенностях их протекания. Целесообразно также обозначать сущность и содержание различных точек зрения и научных подходов к объяснению тех или иных явлений и процессов.

 Следует аргументированно обосновать собственную позицию по спорным теоретическим вопросам. Лучшему усвоению материала студентами способствует также иллюстрирование приведенных лектором теоретических положений практическими примерами. Лектор также может задавать в процессе изложения лекционного материала вопросы аудитории и самому давать на них ответ. Это способствует активизации мыслительной деятельности студентов, повышению их внимания и интереса к материалу лекции, ее содержанию. Преподаватель должен руководить работой студентов по конспектированию лекционного материала, подчеркивать необходимость отражения в конспектах основных положений изучаемой темы, особо выделяя категориальный аппарат. В заключительной части лекции необходимо сформулировать общие выводы по теме, раскрывающие содержание всех вопросов, поставленных в лекции.

Реферат является творческой работой, его выполнение не носит обязательного характера. В тоже время его выполнение дает возможность студенту получить дополнительные баллы. Кроме того, в дальнейшем студент может воспользоваться результатами работы при написании курсовой работы по данной дисциплине.  

Проведение семинарских и практических занятий. При подготовке к семинарскому занятию по теме прочитанной лекции преподавателю необходимо уточнить план его проведения, продумать формулировки и содержание учебных вопросов, выносимых на обсуждение, ознакомиться с новыми публикациями по теме семинара. В журнале текущего контроля необходимо учитывать посещаемость занятий студентами, оказывать методическую помощь студентам в подготовке докладов и рефератов.

Преподавателю в начале семинарского занятия следует в кратком вступительном слове раскрыть теоретическую и практическую значимость темы семинарского занятия, определить порядок его проведения, время на обсуждение каждого учебного вопроса. По возможности преподаватель должен дать возможность выступить всем желающим, а также предложить выступить тем студентам, которые по тем или иным причинам пропустили лекционное занятие или проявляют пассивность. Также целесообразно в ходе обсуждения учебных вопросов задавать выступающим и аудитории дополнительные и уточняющие вопросы с целью выяснения их позиций по существу обсуждаемых проблем, глубины усвоения материла. Следует поощрять выступления студентов с места в виде кратких дополнений и постановки вопросов выступающим и преподавателю. Для наглядности и закрепления изучаемого материала преподаватель может использовать таблицы, схемы, презентации и т.п.

 Решение задач (кейс-метод) – важная часть семинара, которая способствует формированию у студентов способности более глубоко вникать в юридические проблемы. Преподаватель подбирает реальные юридические казусы для предварительного решения студентами и (или) разбора на семинаре в аудитории. Такая форма семинара направлена на непосредственное формирование профессиональных компетенций. Решение юридических ситуаций должно привить студентам навык практического разрешения юридических дел, использования действующих источников права, привить навыки составления юридических документов и принятия юридических решений. Юридические казусы следует брать из реальной правоприменительной практики, отображающие реальное ее состояние. Это должно сформировать у студентов стойкое понимание необходимости постоянного обращения к судебной и правоприменительной практике в будущей профессиональной деятельности. Чем больше студенты будут решать конкретные юридические казусы, тем глубже будут у них сформированы профессиональные компетенции. Преподаватель должен ориентировать студентов на подробный анализ предлагаемого к решению юридического казуса с позиции текстуального изложения и рассмотрения предлагаемой жизненной ситуации и обстоятельств. При этом студенты должны устно проанализировать казус и, самое главное, сформулировать и предложить средства защиты и пути разрешения юридического спора, т.е. разрешить юридический казус по существу.

В заключительной части семинарского занятия следует подвести его итоги: дать объективную оценку выступлений каждого студента и учебной группы в целом, раскрыть положительные стороны и недостатки проведенного семинарского занятия, при необходимости ответить на вопросы студентов, назвать тему и обозначить основные проблемные моменты очередного занятия.

Консультации. Преподаватель в течение семестра проводит групповые и индивидуальные консультации студентов по вопросам, возникающим у них в процессе подготовки к текущей и промежуточной аттестации по учебной дисциплине, рекомендует в помощь учебные и другие материалы, а также справочную литературу.

Семинар-дискуссия – это такая форма работы на семинаре, которая позволяет выработать у студентов навыки полемики. На таких занятиях можно объединить две или несколько семинарских групп, когда с докладами выступают студенты одной группы, а оппонентами – другой. В ходе полемики студенты формируют у себя находчивость, быстроту мыслительной реакции, отстаиваемое мировоззрение.

Деловая игра. Для проведения деловой игры необходимо:

· определяются две группы студентов;

· в каждой из групп определяется руководитель;

· лидерам групп за несколько дней до начала деловой игры ставится задача – спланировать и распределить роли между участниками своей группы таким образом, чтобы собрать, обобщить информацию в соответствии с поставленной целью.

Целью первой группы является научное обоснование и аргументация определенной позиции, соответственно, целью второй группы является научное обоснование и аргументация противоположной позиции.

Руководители групп:

· планируют этапы исследовательской работы;

· определяют необходимые ресурсы;

· определяют методы проведения исследования;

· определяют круг правовых источников и литературы, которую необходимо проанализировать;

· ставят задачи и распределяют задания между участниками группы;

· контролируют ход ведения исследовательских работ;

· координируют деятельность студентов;

· организуют обсуждение полученных результатов и презентации с целью ее совершенствования;

· организуют репетицию презентации и доклада.

Каждая из групп готовит презентацию своего проекта и определяет докладчика.

В процессе проведения деловой игры:

· по итогам доклада члены другой группы должны задать вопросы с целью опровержения представленной научной позиции.

· победителем является та группа, которая более аргументированно и презентабельно представила свою позицию, и члены которой проявили большую активность.

Круглый стол. Подготовительный этап к круглому столу как интерактивной форме обучения предполагает анализ преподавателем всех имеющихся дискуссионных вопросов изучаемой темы, формулировку и предложение нескольких проблем на обсуждение студентам. В ходе выбора проблем нельзя пренебрегать и вопросами освещенности данной проблемы в научной литературе и периодической печати. Чем больше имеется публикаций по выбранным проблемным вопросам, тем интересней и результативнее дискуссии, возникающие в ходе проведения круглых столов. После этого студентам предлагается перечень основных докладов, а также список литературы. При этом студенты должны дополнить предложенный список литературных источников. Далее следует назначить ответственных докладчиков. Кроме того, при необходимости могут быть назначены и содокладчики. На подготовку к круглому столу необходимо отвести не менее двух недель. Число докладов должно быть оптимальным (не более четырех), что позволяет не только заслушать результаты проведенных теоретических исследований студентами, но и обсудить их и сделать определенные выводы.

К проведению круглого стола привлекаются все желающие студенты. Также возможно участие экспертов, которые могут принять участие в дискуссии по обсуждаемым темам. Руководителем круглого стола может стать либо преподаватель, либо один из экспертов. Руководитель сообщает порядок проведения круглого стола, устанавливает регламент выступлений, обращается к присутствующим с вступительным словом. Далее предоставляется слово докладчикам, которые сообщают о результатах проведенных теоретических исследований в форме научного доклада. После выступлений участники круглого стола задают докладчикам наиболее интересующих их вопросы. На заключительном этапе работы круглого стола проводится открытая дискуссия по представленным проблемам, в которой участвуют все студенты. После завершения дискуссии путем голосования выбирается лучший докладчик, а также подводятся окончательные итоги круглого стола.

Продолжительность доклада на круглом столе не должна превышать установленного регламента, в связи с чем материал должен быть тщательно проработан и содержать только основные положения представленной темы. По результатам обсуждения одним из студентов (или группой) готовится проект резюме, которое затем рассматривается и принимается участниками круглого стола. Резюме содержит основные выводы, к которым пришли студенты в ходе обсуждения рассматриваемой темы, а также основные предложения, как теоретической, так и практической направленности.

 

2. Методические рекомендации для студентов.

 

Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Цели самостоятельной работы:

• систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

• углубление и расширение теоретических знаний;

• формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

• развитие познавательных способностей, активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

• формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

• развитие исследовательских умений.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, уровня сложности, конкретной тематики.

К видам самостоятельной работы студентов относятся:

· конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

· подготовка к участию в семинарах, дискуссиях, деловых играх;

· работа с законодательством;

· поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору;

· решение задач и упражнений;

· работа с тестами и вопросами для самопроверки.

Технология организации самостоятельной работы студентов включает использование информационных и материально-технических ресурсов образовательного учреждения. Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение самостоятельной работы студентов включает в себя:

· библиотеку с читальным залом, укомплектованную в соответствии с существующими нормами;

· компьютерные классы с возможностью работы в Интернет;

· аудитории (классы) для консультационной деятельности;

· учебную и учебно-методическую литературу, разработанную с учетом увеличения доли самостоятельной работы студентов, и иные методические материалы.

Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель может проводить инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержания, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины, междисциплинарного курса профессионального модуля.

Во время выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы и при необходимости преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.

Результаты самостоятельной работы должны быть оформлены в виде презентации. Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может проходить в письменной, устной или смешанной форме.

 В ходе самостоятельной работы при изучении данного курса студенты приобретают определённые навыки: реферирование, обобщение, выделение и постановка проблем, умение исследовательской работы. Однако это может быть успешным только при условии правильной организации самостоятельной работы, которая проявляется в каждом звене учебного процесса: на лекциях, при подготовке к практическим занятиям и экзамену, при выполнении контрольных работ и тестов.

Во время проведения лекции студенты должны сосредоточить внимание на её содержании. Основные положения лекции, отдельные важные факты, исторические даты, имена, выводы из рассматриваемых вопросов необходимо записывать. Конспектирование предлагаемого преподавателем материала вырабатывает у студентов навыки самостоятельного отбора и анализа необходимой для информации, умение более сжато и чётко записывать услышанное. Лекции могут служить необходимым вспомогательным материалом не только в процессе подготовки к экзаменам, но и при написании самостоятельных творческих работ студентов: сообщений, рефератов и т.д.

Методические рекомендации студентам по подготовке доклада к семинарскому занятию. Доклад студентов на семинарских занятиях представляет собой устное выступление с использованием конспекта, плана доклада, схем, рисунков, иллюстраций и т.д. Целью доклада для студента должны выступать достаточно глубокое изучение какой-либо из проблем в истории правовой и политической мысли, проведение сравнительного анализа в рамках рассматриваемого вопроса, демонстрация способностей свободного рассуждения на исследуемую тематику, организации дискуссии, готовность ответа на поставленные вопросы. Не рассматривается в качестве доклада и не может быть оценено неотрывное чтение заранее подготовленного конспекта.

При подготовке к докладу студент должен уяснить цели и задачи исследования, предварительно ознакомиться с рекомендуемой литературой и иными источниками, в том числе и из сети Интернет. Необходимо сопоставить позиции отдельных авторов, провести по возможности их критический анализ, а при необходимости - сформировать аргументы для обоснования своей точки зрения.

Письменную часть работы рекомендуется проводить прежде всего не в целях полного конспектирования всего материала, а для формирования плана выступления, с обозначением ключевых вопросов темы, схем, графиков и т.д. В выступлении оцениваются, в первую очередь, способности студентов к изложению изученного материала, свободное им владение.

Реферат представляет собой обзор исследуемого материала в рамках поставленной темы. Основной целью реферата является выявление основных положений по рассматриваемой проблеме, задачами – обобщение и консолидация различных позиций и предложение выводов на основе их изучения.

Реферат исполняется на компьютере или рукописно, допускается цитирование материала, которое должно сопровождаться сносками, оформленными в соответствии со стандартами. В качестве приложения используется список правовых и литературных источников, также оформленных по стандарту.

Объем реферата должен составлять примерно 10 страниц машинописного текста (шрифт Times New Roman, 14 кегль, 1,5 интервал). Титульный лист содержит указание на дисциплину, тему, фамилию и инициалы студента, номер группы, год исполнения.

 

 

       Критерии оценки ответов студентов производятся в соответствии с фондом оценочных средств (Приложение к УМК по дисциплине «История отечественного государства и права»).

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ОСНОВНЫМ РАЗДЕЛАМ КУРСА.

 

Источники:

 

  1. Первые кодексы советской России. Часть I (2-е издание) [Электронный ресурс]/ — Электрон. текстовые данные.— М.: Московский городской педагогический университет, 2013.— 260 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26700.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  2. Первые кодексы советской России. Часть I [Электронный ресурс]/ — Электрон. текстовые данные.— М.: Московский городской педагогический университет, 2012.— 260 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26552.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  3. Первые кодексы Советской России. Часть II [Электронный ресурс]/ — Электрон. текстовые данные.— М.: Московский городской педагогический университет, 2012.— 252 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26553.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  4. Сборник документов по истории отечественного государства и права. Часть II [Электронный ресурс]: для семинарских занятий/ — Электрон. текстовые данные.— М.: Московский городской педагогический университет, 2011.— 258 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26596.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  5. Сборник документов по истории отечественного государства и права. Часть III [Электронный ресурс]: для семинарских занятий/ — Электрон. текстовые данные.— М.: Московский городской педагогический университет, 2011.— 222 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26597.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

 

Основная литература:

 

  1. История отечественного государства и права: учебник для бакалавров: учебник для студентов вузов по спец. и напр. "Юриспруденция" / отв. ред. И. А. Исаев; МГЮА. - М.: Проспект, 2014. - 430 с.
  2. История отечественного государства и права: учебник для бакалавров: учебник для студентов вузов по напр. и спец. "Юриспруденция". Ч. 1 / под ред. О. И. Чистякова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 477 с.
  3. История отечественного государства и права: учебник для бакалавров: учебник для вузов по напр. и спец. "Юриспруденция": в 2 ч. Ч. 2 / под ред. О. И. Чистякова; МГУ им. М. В. Ломоносова, Юрид. фак. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 510 с.
  4. Исаев, И. А. История государства и права России: учеб. пособие для вузов по спец. "Юриспруденция". - М.: Проспект, 2011. - 335 с.

Электронный ресурс:

 

  1. Михайлова, Н.В. История отечественного государства и права [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Михайлова Н.В., Курскова Г.Ю., Калина В.Ф.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.— 423 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18184.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  2. Кузнецов, И.Н. История государства и права России (4-е издание) [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кузнецов И.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2012.— 696 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10927.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  3. Мулукаев, Р.С. История отечественного государства и права [Электронный ресурс]: учебник/ Мулукаев Р.С., Курицын В.М., Михайлова Н.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 703 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15371.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

 

Дополнительная литература:

 

 

1. Веденеев, Ю. А. Организационные реформы государственного управления промышленностью в СССР: Историко-правовое исследование(1957-1987 гг.) / Отв.ред.И.Л.Бачило;Ин-т государства и права. - В пер. - М.: Наука, 1990. - 250с.   

2. Институт выборов в истории России: источники, свидетельства современников. Взгляды исследователей XIX-нач. ХХ вв. / авт.-сост. Ю. А. Веденеев, И. В. Зайцев, В. В. Луговой; под общ. ред. А. А. Вешнякова; Центр. избир. ком. РФ. - М.: НОРМА, 2001. - 774 с. 

3. Выборы в I-IV Государственные думы Российской империи: воспоминания современников. Материалы и документы. - М.: РЦОИТ, 2008. - 859 с. - ISBN 5-93639-065-9 (в пер.): 180.00.

4. Виленский Б.В. Судебная реформа и контрреформа в России. – Саратов, 1969.

5. Вишняк, М. В. Всероссийское Учредительное Собрание / сост., авт. вступ. ст. и коммент. А. Н. Медушевский; Ин-т обществ. мысли. - М.: РОССПЭН, 2010. - 447 с. - (Библиотека отечественной общественной мысли с древнейших времен до начала XX века).

6. Городецкий Е.Н. Рождение Советского государства. 1917-1918 гг. – М., 1987.

7. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. / П. А. Зайончковский.  - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1968. - 368 с. 

8. Земин А.А. Реформы Ивана Грозного. – М., 1960, 1988.

9. Знаменский О.Н. Всероссийское учредительное собрание: история созыва и политического крушения. – Л., 1976.

10. Историки спорят. 13 бесед. – М., 1990.

11. История государства и п


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.142 с.