Характеристика исторического периода — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Характеристика исторического периода

2022-11-24 28
Характеристика исторического периода 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

    Исследуя жизненный путь Варнавы, мы считаем необходимым рассказать о том времени, в котором жил святой покровитель Поветлужья.

    В конце Х века на Руси было принято христианство. Произошло это во время правления князя Владимира, которого народ прозвал Красное Солнышко. Приняв христианство, князь Владимир стал осуществлять заветы Христовы. По всей Руси начали оказывать помощь бедным и больным, строились новые города, возводились церкви. «… упокоися царство … Российское от всех стран в великой тишине и исмирени, … токмо по все дни в молитве своей пребывая к Богу…» (4, с. 115) После смерти князя Владимира пошёл «…брат на брата войною, и множися великое кровопролитие, … междоусобная рать». (4, с. 115)

    В нашем городе в храме Великомученицы Екатерины есть икона, на которой изображены князь Владимир и преподобный  Варнава Ветлужский. Написана она в ХIХ веке. Почему иконописцы поставили рядом святых, жизнь которых разделяют практически четыре века? После изучения жизни и деяний преподобного Варнавы мы предполагаем, что люди видели в Варнаве последователя князя Владимира. Оба они проповедовали христианство.

 

    Вернёмся к истории. К ХIII веку наше государство Киевская Русь не было единым. Ещё в первой половине ХII века она распалась на отдельные княжества. Каждое из них хотело быть самостоятельным и не признавало власть киевского князя. Между княжествами постоянно шли войны. В результате разрушались города и гибли люди. Увлечённые своими междоусобными распрями, князья не замечали, что над Русской землёй нависла туча, грозившая обрушиться нашествием.

    Не стал исключением и наш Ветлужский край. На рубеже ХII– ХIII веков на его территории происходят столкновения русских удельных  княжеств и Булгарского государства (позднее – Казанского Ханства).

    В 1237 году монгольский хан Батый, пользуясь слабостью и разобщённостью Русского государства, «…услыша таковое в Российском царстви нестроение…» (4, с. 116),  отправился в поход на Русь. Беженцы, в основном из Галича, заполнили правый берег Ветлуги и построили там свои поселения. Спустя год хан Батый начинает создавать мощное ханство Золотая Орда. Марийские князья признали его Владыкой и начали передавать свои земли под его покровительство. На берегах Ветлуги наряду со старыми  (Шанга) стали возводиться новые крепости (Якшан).

    В 1246 году поселения в Поветлужье подверглись внезапному нападению и разорению войсками Батыя. Многие жители были убиты или захвачены в плен, остальные разбежались по лесам. О масштабах разорения говорит «Рукописное житие преподобного Варнавы Ветлужского»:

«В таже лета… запусте от пленения того поганского Батыя царя … по брегу реки зовомыя Ветлуги и бысть пуста 253 лета. И где было жилище человеком порасте везде великими лесами и названа бысть Ветлужская пустыня, и никим проходима, токмо немногими людми, приходящими лова ради зверинова ис пределов града Унжи». (4, с. 116)

    В течение последующих почти полутора сотен лет мирные отношения русских князей с марийскими периодически меняются на военные конфликты. Во время перемирий развиваются торговые отношения, производилась торговля мехами, мёдом, гончарными изделиями и военной амуницией.

    В 1392 Нижегородское княжество было присоединено к Москве, но земли на Ветлуге продолжали управляться марийскими князьями. В 1396 году очередным Ветлужским черемисским князем становится Кельдибек (Кильдибек, Кильдебек), но зависимость от татар не позволяет ему быть полностью самостоятельным в своих действиях. Он был обязан собирать дань татарам и помогать им в случае войны. В 1415 году Кельдибек заключил союз с вятичами в Хлынове и стал вместе с ними совершать набеги на Двинскую землю.

    В 1417 году Кельдибек со своими новыми союзниками совершил набег на Великий Устюг, разорил и сжёг город. Ценности монастырей и устюжан были вывезены и поделены между знатью. Тогда же пленные устюжане, в том числе и священники, были приведены в Шангу и Якшан. Среди них был и преподобный Варнава.    

    Известный ветлужский краевед Дмитрий Петрович Дементьев (1859 – 1927) в своих работах описывал этот период жизни Святого. Попав в плен, Варнава не перестал нести слово Божие людям. Одним из тех, кто слушал священника с большим интересом, был сам Кельдибек. Черемисский князь так полюбил проповедника, что разрешил ему священнослужение на Якшане в церкви в честь святителя Николая. (10)

    Позднее произошло новое обострение отношений между русскими и черемисскими князьями. Галичские князья, набирая войско для похода на Московский престол, получили отказ в помощи от Кельдибека и убили его. В ответ черемисы стали притеснять христиан, начали разорять и сжигать русские поселения и церкви. Преподобный Варнава, покинул разорённую обитель и отправился вниз по реке.

 

Жизнь на Красной горе

    В «Рукописном житие преподобного Варнавы Ветлужского» нет упоминания о том, что он был взят в плен черемисским князем Кельдибеком.

В Житие отмечается, что победа Дмитрия Донского на поле Куликовом принесла  освобождение Российскому государству от притеснений со стороны татар. После этого русские люди стали свободно расселяться по пустынным местам, жить без страха, восстанавливать города и сёла по берегам Ветлуги. Преподобные отцы, сторонники подвижнической жизни, оставили свои обжитые монастыри и обители, стали жить в одиночестве в лесах, в отдалённых пустынях, «…некому знаеми, токмо Богу единому». (4, с. 119)

    «В то же время и преподобный отец Варнава, яко же повествуют ведущи и слышащи от самых его уст, приеде из града Устюга во пределы пустые на реку Ветлугу и, хождаше по брегу тоя реки, обрете себе место на брегу тоя реки Богом показанное на Красной горе… Пребысть же преподобный в той дикой пустыни многа лета, Богу работая во псалмопениих и молитвах, един, питаяся былием и вершнем дубовым, не бебо хлеба у него…» (4, с. 119) На вершине горы преподобный построил небольшую часовню и келью.

 

 

Из этих строк мы можем понять, что преподобный Варнава обрек себя на трудную жизнь ради веры Христовой, которую задумал распространить в ещё не освоенной человеком глуши. Питался он травой и дубовым вершинником, хлеба у него не было, потому что не было вокруг людского жилья на многие километры. Воинственные черемисы не однажды навещали Варнаву, но его смиренный вид и приветливость укрощали их гнев. Наконец, они оставили в покое безбоязненного пришельца. Да и какой от него мог быть вред, если птицы садились ему на ладонь и хозяин лесов бурый медведь его не трогал. Он же общался с ними как с домашними животными: «Прихождаху же к нему и дикии зверие медведи мнози и живущи близ его келлии, ничто же зла деющу ему. Он же хождаше между ими, аки между скотами…» (4, с. 119)

    Со временем святой стал пользоваться среди населявших Поветлужье племён большим уважением. Овладев языком местных жителей, преподобный отец неустанно проповедовал Слово Божие. Вскоре многие из бывших язычников стали обращаться в истинную веру. Большое влияние на народ оказывали образ подвижнической жизни святого и его действенная любовь, проявлявшаяся во всех словах и делах преподобного и преображавшая окружающий его мир. Варнава лечил людей травами и добрым словом. За высокие подвиги Преподобного отца глубоко уважали. Так, в постах и молитвах Преподобный Варнава прожил в своей келье на Красной горе 28 лет, собрав вокруг себя небольшую колонию русских монахов и земледельцев.

    «Поживе же сей преподобный Варнава на той Красной горе до преставления 28 лет и почи, о Господе, месяца иуния в 11 день. Тут же бе и погребен благочестивыми на верху тоя горы». (4, с. 119)

    Вскоре после кончины святого подвижника на место его подвигов приходили на жительство «от разных стран» многие православные монахи и «к ним земледельцы» и «размножашеся по всей той реке молитвами отца Варнавы народ мног, даже до великия реки Волги». (4, с. 119) Сбылась мечта преподобного Варнавы Ветлужского.

    О значении прихода и поселения на Ветлуге Варнавы краеведом М. А. Балдиным сказано: «Придя в глухие ветлужские леса, Варнава хотел своей подвижнической деятельностью здесь привлечь внимание русских земледельцев для заселения этого края и создать на Ветлуге мужскую обитель – центр христианской культуры и укреплённое поселение для ответных ударов врагам русской земли в Заволжье».(10)

    После кончины Варнавы иноки построили на Красной горе две церкви: одну во имя Живоначальной Троицы, а другую над гробом преподобного отца Варнавы во имя святителя Николая Чудотворца и основали обитель – Троицкую Варнавину пустынь. Так было положено начало Троицко-Варнавинскому монастырю. Здесь, при гробе Преподобного, начали совершаться чудеса исцеления больных, о чём скоро разнеслась широкая слава по всей Руси. Согласно его житию, «…больные получали исцеления от болезней не только при гробе Преподобного Варнавы, но на пути к обители его и даже в домах своих, когда с верою призывали в помощь себе молитвы этого угодника Божия». (10) После молебного пения и окропления освещённой водой тяжело больные люди исцелялись от многих болезней.   За чудодействия, происходящие у гроба Преподобного отца Варнавы в 1639 году Русской Православной Церковью он был причислен к лику святых. В том же году составляется его житие и пишутся иконы. (Приложение 3, с. 29-30)


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.