Констанцский собор. Гуситское движение. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Констанцский собор. Гуситское движение.

2022-11-24 40
Констанцский собор. Гуситское движение. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ян Гус и гуситское движение. В начале XV в. во главе широкого оппозиционного движения против католической церкви и чужеземного засилья встал великий чешский патриот профессор Пражского университета Ян Гус (1371—1415). Он родился в бедной крестьянской семье в местечке Гусениц в Южной Чехии. Окончив Пражский университет, Гус стал магистром, затем деканом, а в 1409 г.-ректором этого университета. Это был первый чех-ректор. В своих проповедях в Вифлиемской часовне и лекциях в университете Ян Гус обличал безнравственность, жадность высшего духовенства, требуя коренной реформы церкви, секуляризации церковной собственности и полного подчинения церкви государству. Гус критиковал не только высшее духовенство, но и всех богачей, эксплуатировавших и угнетавших простой народ. Это создало ему широкую популярность среди крестьянства, бюргерства и городской бедноты. Ян Гус решительно выступал против продажи индульгенций (грамот об отпущении грехов) и платы за церковные обряды. Он требовал введения жестоких наказаний для духовных лиц, приобретавших за деньги духовный сан и допускавших порочащие их звание поступки. Гус выступал против немецкого засилья, в частности в Пражском университете, у руководства которого стояли немецкие магистры. Он требовал, чтобы чехи были хозяевами в своей стране, ратовал за развитие чешской образованности и культуры. Патриотическое движение в стране заставило короля Вацлава IV издать в 1409 г. Кутногорский эдикт, по которому руководство Пражским университетом перешло в руки чехов.

 Ян Гус перевел на чешский язык Библию, лишив клир исключительного права толковать ее верующим. Этот перевод и другие труды Гуса (в частности, его работы по чешской грамматике) заложили основы литературного чешского языка.

 У Гуса были талантливые ученики и последователи, которые выдвигали еще более радикальные реформационные идеи. Крупный ученый и общественный деятель Иероним Пражский призывал народ к расправе с католическим духовенством. Он отвергал иконы, мощи и все католические обряды. Другой проповедник — Николай из Дрездена, по происхождению немец, требовал полной свободы проповеди и лишения духовенства мирских благ.

 Папа обвинил Гуса в ереси и потребовал его выдачи и наказания. Король Вацлав IV, заинтересованный в проведении церковной реформы и секуляризации церковной собственности в пользу государства, ограничился только временным удалением Гуса из Праги.

В 1414 г. Гуса вызвали на Констанцский собор. Император Сигизмунд выдал ему охранную грамоту, которую потом предательски нарушил. На пути в Констанц Гуса повсюду приветствовали массы населения, как признанного проповедника-реформатора. Но на соборе его не стали выслушивать, а потребовали отречься от своих «еретических заблуждений». 6 июля 1415 г. по приговору собора Гуса сожгли на костре в городе Констанце. Такая же участь вскоре постигла и Иеронима Пражского.


ГУСИТСКИЕ ВОЙНЫ

Начало гуситских войн. В ответ на расправу над Гусом и Иеронимом Пражским по всей Чехии начались массовые народные выступления. Чешские дворяне направили протест Констанц-скому собору. Крестьяне и городское население нападали на церкви, изгоняли духовенство, уничтожали предметы культа, захватывали церковные земли. Народные проповедники давали учению Гуса радикальное революционное толкование. Огромные толпы людей шли слушать проповеди на чешском языке. На горе Фавор (Табор) собралось 42 тыс. крестьян. Летом 1419 г. началась открытая вооруженная борьба между гуситами и католиками. В Праге вспыхнуло восстание плебейских масс- во главе со священником Яном Желивским. Восставшие захватили ратушу и выбросили из ее окон бургомистра с его советниками. Восстания охватили Пльзень и другие города. Но в некоторых городах верх взяли сторонники католической церкви. В Кутной Горе пронемецкий патрициат устроил жестокую расправу над гуситами, побросав в затопленные шахты тысячи своих противников.

 После смерти короля Вацлава IV наследником чешского престола был объявлен его младший брат император Сигизмунд. Но чешские гуситы, в том числе шляхта и паны, отказались признать Сигизмунда, выдавшего Гуса на расправу, своим королем. В конце 1419 г. по всей стране поднялась новая волна восстаний.

 Весной 1420 г. папа объявил крестовый поход против гуситов, в главе которого встал император Сигизмунд. В Чехию вторглось около 100 тыс. крестоносцев, большей частью немцев, которые были уверены в легкой победе. Но чешский народ, поднявшись на защиту своей родины, дал решительный отпор крестоносной армии, разгромив врага у Витковой горы, в окрестностях Праги. Большая заслуга в победе над крестоносцами принадлежала выдающемуся гуситскому полководцу Яну Жижке, в честь которого Виткова гора была переименована в гору Жижки.

 Собравшийся летом 1421 г. в Чеславе сейм лишил Сигизмунда чешской короны и избрал республиканское правительство из 20 владаржей, в число которых вошел и Ян Жижка. Однако умеренные гуситы настояли на том, чтобы пригласить на чешский престол польского короля Владислава-Ягайло.

 В августе 1421 г. начался второй крестовый поход против гуситской Чехии. Крестоносцы осадили город Жатец, но взять его не смогли. Подоспевшая на выручку осажденного города армия Жижки обратила крестоносцев в бегство. Так же бесславно закончилось новое наступление Сигизмунда, предпринятое с помощью венгеро-австрийских войск и при поддержке некоторых чешских и моравских панов в январе 1422 г. В это время Жижка в результате ранения ослеп, но продолжал успешно руководить военными действиями.

Борьба в лагере гуситов. Чашники и табориты. В 1419 г. в лагере гуситов сложилось два направления — умеренное и революционное. Умеренные — чашники (одним из основных их требований было причащение из чаши для всех, а не только для духовенства, что символизировало упразднение привилегий клира) объединяли значительную часть шляхты, панов и патрицианскую верхушку городов. Программа чашников была изложена в «Четырех пражских статьях» и сводилась к следующему: богослужение должно совершаться на чешском языке; причащение для мирян и духовенства должно быть одинаковым — хлебом и вином; духовенство лишается всяких привилегий; церковные обряды совершаются бесплатно. Эти требования поддержали и табориты, давая им, однако, более широкое и радикальное толкование.

 Революционные массы гуситов именовались таборитами — от названия горы Табор, на которой собирался народ в начале движения; в 1420 г. в Южной Чехии был основан город Табор, ставший главным военным лагерем революционных гуситов. Табариты объединяли крестьян, часть бюргерства и городской плебс; к ним примкнули и некоторые обедневшие дворяне. Программа таборитов не ограничивалась реформой церкви, а требовала переустройства всей общественной и политической жизни. Однако решительно отвергая существующий феодальный строй, табориты весьма туманно представляли будущее, видя в нем некое царство равенства в духе библейских сказаний о райской жизни. В этом новом обществе, по их мнению, не должно было быть бедных и богатых, угнетенных и угнетателей, люди должны жить свободно, как братья и сестры. Отвергая эксплуатацию, табориты на практике стремились избавить население от феодального гнета, они запрещали крестьянам платить оброки и выполнять феодальные повинности.

 В обстановке непрекращающихся войн, когда в Таборе и других таборитских городах собирались массы людей, которым нужно было дать приют, кормить, одевать и вооружать, руководители таборитов пошли на некоторые радикальные преобразования. Все приходившие в таборитские общины должны были ссыпать свои деньги в общественные кади, чтобы расходовать их на общие нужды. Эта мера, естественно, носила временный характер.

 Табориты требовали свободного толкования священного писания, уничтожения всех предметов католического культа, разрушения церквей и монастырей и секуляризации церковно-мона-стырской собственности в пользу народа. Они не признавали культа святых и мощей, пышного облачения священнослужителей. По их учению обряд богослужения могли совершать все знающие писание люди, в том числе и женщины, без особого облачения, в обычной одежде.

 Поскольку состав таборитов был весьма неоднороден по своему социальному характеру, в их среде появились умеренное и радикально-хилиастическое течения. Хилиасты учили, что в ближайшее время наступит тысячелетнее царство божье на земле и установится полное равенство между людьми. Они отрицали не только собственность, но и семью. В 1421 г. хилиасты были изгнаны из Табора умеренными таборитами во главе с Яном Жижкой. Руководители хилиастов Мартин Гуска и другие были сожжены на кострах. Это не только нанесло удар по хилиазму, но и в целом подорвало революционное гуситское движение.

 Между чашниками и таборитами шла постоянная идеологическая борьба, по временам вспыхивали вооруженные столкновения. Только перед лицом общей угрозы со стороны крестоносцев они объединялись для совместной борьбы. Чашники, стремившиеся к компромиссу с католиками, пытались разгромить революционное крыло гуситского движения, возглавлявшее борьбу угнетенных масс деревни и города против феодальной эксплуатации. Пражским чашникам удалось лишить руководства плебейские массы Праги, убив в 1422 г. Яна Желивского. Но их попытка организовать убийство Яна Жижки закончилась провалом. Жижка жестоко расправился с предателями.

 Военные победы гуситов. Походы за пределы Чехии. Уже в первых сражениях с крестоносцами революционная чешская армия показала свои преимущества перед феодальным католическим воинством. В воодушевленной идеями патриотизма и обладавшей большой моральной стойкостью армии гуситов, сражавшейся под командованием выборных военачальников, установилась железная дисциплина, опиравшаяся на революционную сознательность. Гуситская армия была хорошо вооружена и применяла новую тактику ведения боя. Большая заслуга в этом принадлежала Яну Жижке. Пехота быстро передвигалась на боевых повозках, на которых были установлены легкие полевые пушки. При наступлении эти повозки применялись для окружения противника, при обороне из них сооружался укрепленный лагерь (повозки скреплялись цепями, а пространство между ними заполнялось досками). Боевые повозки гуситов с передвигающейся на них пехотой наводили ужас на крестоносцев, и они нередко обращались в бегство, заслышав их стук.

 Осенью 1422 г. враги гуситов организовали третий крестовый поход, который закончился полным провалом. После этого с новой силой возобновилась борьба между чашниками и табори-тами. Летом 1424 г. таборитское войско под командованием Жижки нанесло чашникам жестокое поражение. Вскоре после этого Жижка умер от чумы. Его преемником стал Прокоп Большой, под руководством которого гуситское войско одержало много новых блестящих побед. В 1426 г. оно разгромило войска Сигизмунда в битве при Усти. Полным поражением завершился четвертый крестовый поход, объявленный папой в 1427 г. В 1431 г. католики предприняли пятый, последний поход против гуситов. Но огромная крестоносная армия была разбита под Домажли-цами и обратилась в бегство, побросав оружие и знамена. Гуситское войско перешло в наступление и вторглось в Германию, Австрию и Венгрию. В 1433 г. гуситы совершили поход на север, дойдя до побережья Балтийского моря. Идеи чешской Реформации, или «богемский яд», как называли их паписты, проникали далеко за пределы Чехии, поднимая народные массы на выступления в Германии, Венгрии и других странах. В рядах гуситов сражались немцы, венгры, поляки и даже русские. Папа и император убедившись в безнадежности крестовых походов против гуситов, начали искать соглашения с чашниками, чтобы общими силами разгромить революционную таборитскую армию. Созванный в 1431 г. в Базеле собор вступил в переговоры с гуситами и добился в 1433 г. компромиссного соглашения с чашниками («Пражские компактаты»), согласно которому в Чехии разрешалось богослужение на чешском языке и причащение под обоими видами. Ликвидировалась церковная юрисдикция и признавалась совершенная уже секуляризация церковного землевладения.

 Табориты не признали «Пражскихкомпактатов». Началась война между таборитами и чашниками, помощь которым оказывали католические силы. В битве у Липан 30 мая 1434 г. табориты потерпели поражение: одной из причин его была измена умеренных таборитов, перешедших в решающий момент боя на сторону противника. В сражении погибли Прокоп Большой и его ближайшие соратники. Однако отдельные отряды таборитов продолжали сопротивляться. Особенно упорное сопротивление -оказывал Сион. В 1437 г. он пал. Захваченный в плен последний таборитский полководец Ян Рогач был казнен.

 Сигизмунд, признанный чашниками королем Чехии, занял Прагу. Но он не выполнил своих обещаний. Страна была снова наводнена католическими попами и немцами, которые расправлялись с «еретиками» — гуситами.

 Историческое значение гуситского движения. Гуситские войны и революционные подвиги таборитов оказали большое влияние не только на историческую судьбу чешского народа, но и на освободительную борьбу других европейских, и прежде всего славянских, народов. В Словакии, находившейся под гнетом венгерских и немецких феодалов, в 40—50-х гг. XV в. разгорелась народная война под предводительством Петра Аксамита. Восставшие братчики по примеру таборитов создали сильную революционную армию и захватывали феодальные замки и города. Венгерские феодалы с большим трудом подавили это народное восстание.

 Основную силу гуситского революционного движения составляли народные массы — крестьянство и городские низы, боровшиеся против феодального гнета и чужеземного порабощения.

 Гуситские войны, являвшиеся по своему характеру крестьянскими, на время сплотили широкие слои чешского общества, боровшиеся за национальную независимость страны и реформу католической церкви. Результатом их было национальное возрождение Чехии, хотя народные массы и не добились освобождения от феодального гнета.


36. НОРМАНДСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ АНГЛИИ — вторжение в Англию армии Вильгельма Завоевателя, герцога Нормандии, в 1066 г. и последующее подчинение страны. Главными событиями завоевания стали битва при Гастингсе и коронация Вильгельма королём Англии. Подчинение Англии нормандцами завершилось к 1070—1075 гг. В результате завоевания в Англию были перенесены классические формы феодализма и военно-ленной системы, создано централизованное государство с сильной королевской властью. Резко усилилась ориентация страны на континентальную Европу и её вовлечённость в европейскую политику, а традиционные связи со Скандинавией ослабли. Завоевание оказало также значительное влияние на развитие английской культуры и языка. В результате адаптации северофранцузских государственных и социальных институтов к англосаксонской правовой традиции сформировалась система Англо-нормандской монархии, просуществовавшая до середины XII века, которая легла в основу средневекового английского государства.

Нормандское завоевание Англии 1066, вторжение в Англию нормандских феодалов во главе с герцогом Нормандии Вильгельмом. Поводом явились претензии Вильгельма на английский престол, основанные на родстве с умершим в начале 1066 англо-саксонским королём Эдуардом Исповедником. Помимо нормандских баронов, во вторжении участвовали также феодалы и из др. областей Франции. Переплыв на парусных кораблях Ла-Манш, войско Вильгельма 28 сентября высадилось на юге Англии. Решающая битва между войсками Вильгельма и нового короля англо-саксов Гарольда состоялась 14 октября близ Гастингса. Исход битвы решила нормандская конница, уничтожившая большую часть сражавшихся в пешем строю англосаксов. Гарольд пал в бою. 25 декабря Вильгельм был коронован короной англосаксов

 В результате завоевания в Англию была перенесена французская военно-ленная система. Искусств путём была создана самая стройная и самая централизованная в Европе феодальная иерархическая лестница. Вся земля признавалась собственностью короны. Феодалы могли быть только держателями земли от короля. Раздача феодов сподвижникам Вильгельма Завоевателя стала возможной благодаря конфискациям земель англо-саксонской знати. При этом владения баронов оказались разбросанными в разных графствах, что препятствовало образованию независимых территорий княжеств. Установлению сильной королевской власти способствовало также сохранение примерно 1/7 части земель непосредственно в руках короны. В результате завоевания произошло окончательное подчинение остававшихся свободными крестьян сеньориальной власти. Большинство держателей-крестьян было низведено до положения крепостных (вилланов). Тем самым Нормандское завоевание Англии 1066 содействовало завершению процесса феодализации, начавшегося ещё в англосаксонский период.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.