Тема 4. Россия в XVI – XVII веках в контексте развития европейской цивилизации. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Тема 4. Россия в XVI – XVII веках в контексте развития европейской цивилизации.

2022-11-24 40
Тема 4. Россия в XVI – XVII веках в контексте развития европейской цивилизации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные вопросы семинара

  1. Европа в XVI-XVII вв.: основные тенденции развития.

  2. Особенности становления Московского царства. Поиск альтернативных путей развития.

3. Смута в Московии: рывок вперед или шаг назад?

  4. Особенности русского самодержавия.

5. Основные направления развития русской культуры.

Задания:

1. В чем выразилась «революция в искусстве» в эпоху Возрождения?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Назовите основные направления деятельности Мартина Лютера (не менее двух направлений) и дайте их краткую характеристику (не менее двух мероприятий). Укажите результаты его деятельности по каждому направлению. Ответ оформите в виде таблицы

Направления Мероприятия Результат
1. 1.   2.    
2. 1.   2.    

 

3. Ниже приведены две точки зрения на политику опричнины Ивана IV Грозного:

    1. «Основной смысл опричных преобразований сводился к завершающему удару, который был нанесен последним оплотам удельной раздробленности». (А.А.Зимин)

    2. «Главным содержанием опричнины стали совершенно беспрецедентные убийства ради убийств» (Л.Н.Гумилев)

Отметьте, какая из названных точек зрения вам представляется наиболее предпочтительной (обведите номер). Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

    1)____________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2)____________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3)______________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

4. Назовите основные направления деятельности Ивана Грозного (не менее трех направлений) и дайте их краткую характеристику (не менее двух мероприятий). Укажите результаты его деятельности по каждому направлению. Ответ оформите в виде таблицы

Направления Мероприятия Результат
1. 1.   2.  
2. 1.   2.  
3. 1.   2.    

 

 

5. Расположите события в хронологическом порядке.

А) провозглашение царем Василия Шуйского

Б) избрание царем Михаила Романова

В) смерть царевича Дмитрия Угличского

Г) смерть Ивана Грозного

Д) провозглашение царем Бориса Годунова

         

 

6. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке: «Земские соборы в XVI – XVII вв. ограничивали царскую власть».

        Приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть ее.

Аргументы в подтверждение:

1)___________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2)___________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Аргументы в опровержение:

1)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2)___________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

7. Прочтите отрывок из сочинения историка Н.М.Карамзина и назовите государя, к которому относится эта характеристика.

«Приятной наружности, добродушный, новый царь был благочестив. Любил охоту, лето почти постоянно проводил в селе Коломенском, где без конца строил и перестраивал свой деревянный дворец».

    _____________________________________________________________         

 

8. Прочтите отрывок из исторического документа и кратко ответьте на вопросы:

«И мы, великий государь, наше царское величество, подданного нашего Хмельницкого, гетмана Войска Запорожского, и все наше царского величества Войско Запорожское пожаловали, велели им быть под нашей царского величества высокой рукою по прежним их правам и привилегиям, каковы им даны от королей польских и великих князей литовских, и тех их прав и вольностей нарушать ничем не велели, и судиться им велели от своих старших по своим прежним правам, а наши царского величества бояре и воеводы в те их войсковые суды вступаться не будут. А число Войска Запорожского указали, по их же челобитью, учинить по списку 60000, всегда полное. А если судом Божиим смерть случится гетману, и мы, великий государь, позволили Войску Запорожскому избирать гетмана по прежним их обычаям самим меж себя».

    1) Укажите (с точностью до десятилетия) время, когда был принят этот документ _________________________________________________________

2) Назовите государя, от имени которого был обнародован документ __________________________________________________________________

3) Какая территория согласно этому документу принималась «под высокую руку» московского государя? ________________________________

____________________________________________________________

 

9. Прочтите отрывок из работы историка Р.Г.Скрынникова и кратко ответьте на вопросы:

«Время правления Алексея Михайловича вошло в историю как «бунташное время». Из всех народных выступлений той эпохи самым разрушительным и кровавым был бунт Разина. Донской атаман Степан Разин совершил разбойный поход на Каспийское море. Казачье войско разграбило несколько провинций на южном берегу Каспия и нанесло поражение персидскому флоту. Разин обещал народу волю и призвал к поголовному истреблению бояр и чиновников. Мятежных казаков поддержали нерусские народности Среднего и Нижнего Поволжья. Восстание охватило огромную территорию… Мятеж Разина сопровождался истреблением дворян и приказных людей. В ответ власти казнили много тысяч повстанцев. Самозванческая интрига не получила развития в движении Разина и не привела к расколу российского дворянства, из-за чего бунт казаков так и не превратился в гражданскую войну».

1) К какому веку относится описанное в документе событие? _________________________________________________________

2) Что дало основание автору назвать время правления Алексея Михайловича «бунташным временем»? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Почему, по мнению историка, восстание не переросло в гражданскую войну? Назовите не менее двух причин. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

10. Ниже приведены две точки зрения на развитие русского общества в XVII в.:

    1. «Мы бы очень ошиблись, если бы представили себе жизнь московского общества при царе Алексее Михайловиче замурованной в неподатливых рамках старинного обычая. Как раз наоборот… Обычай утрачивал свое обаяние, общественное поведение было выбито из давнишней колеи». (А.А.Кизеветтер)

    2. «Россия в XVII веке оставалась крестьянской страной со слабым по сравнению со странами Западной Европы развитием городов. Основная масса населения продолжала жить по-старому, так, как жили их предки, в условиях замкнутого существования, куда слабо проникали новшества…» (А.Н.Сахаров)

Отметьте, какая из названных точек зрения вам представляется наиболее предпочтительной (обведите номер). Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

    1)______________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2)____________________________________________________________ __________________________________________________________________

_____________________________________________________________

3)______________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.