Государственное регулирование проблем домашнего насилия в отношении женщин — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Государственное регулирование проблем домашнего насилия в отношении женщин

2022-11-24 28
Государственное регулирование проблем домашнего насилия в отношении женщин 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Согласно данным ООН, в настоящее время в 119 станах в законодательстве закреплены нормы, направленные на защиту женщин от различных форм домашнего насилия и почти все западные государства в своем уголовном законодательстве имеют отдельные составы преступлений за данное деяние.

В принятых в 2002 году Рекомендации Rec (2002) 5 по вопросам защиты женщин от насилия отмечается, что «защита женщин от домашнего насилия должна реализоваться путем уголовного запрета на насилие, повышением уровня информированности общества о фактах домашнего насилия, а также работу профессионалов с жертвами домашнего насилия»[34].

Европейский Суд по правам человека рассматривает ряд вопросов насилия по отношению к женщинам: их право на жизнь, уважение частной жизни и запрет бесчеловечного отношения[35]. Стоит отметить, что жалобы российских женщин на уровне Европейского суда не рассматривались, хотя женщины имеют на это право.

В настоящее время в Российской Федерации ратифицированы международные нормативно – правовые акты, которые направлены на защиту прав женщин и борьбу с семейным насилием. В их числе можно отметить: Всеобщую декларацию прав человека[36] и Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин[37], которые имеют декларативных характер.

Конституция РФ[38] гарантирует право граждан на личную неприкосновенность, также обозначено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью; регламентировано, что государства обязано соблюдать и защищать права и свободы граждан; гарантировать равенство прав и свобод человека и гражданина и то, что никто не должен подвергаться, в частности, насилию.

При этом, в отличие от зарубежных стран в Российской Федерации с начала 1990-х годов было разработано более 40 законопроектов о насилии в семье, однако до настоящего времени ни один из проектов не был принят.[39]

С 1995 по 1998 годы Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи предпринимал попытки ввести в действие федеральный закон «Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье», действия которого были направлены на своевременное и заблаговременное выявление фактов насилия в семье, быстрое реагирование на них социальных служб, а также организацию защиты от насилия в семье. Но данный проект не был принят, в связи с тем что, по – мнению депутатов, – это предусматривало недопустимое вмешательство в дела семьи. Кроме того, депутаты посчитали, что достаточно действия Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», в котором под категорию трудная жизненная ситуация попадает домашнее насилие, оговорен порядок работы государственной системы социальных служб, центров, где есть специальные отделения помощи женщинам и так далее[40].  Но все же данный закон не предусматривает профилактику семейного насилия, а направлен в основном на ликвидацию последствий случившегося.

Попытка борьбы с семейным насилием была осуществлена в сентябре 2016 г. в Госдуму РФ был внесен законопроект № 1183390-6 «О профилактике семейно-бытового насилия»[41], в котором впервые на федеральном уровне сформулировано понятие семейного насилия и все четыре формы насилия: физическое, психологическое, сексуальное и экономическое. Но данный законопроект не был принят.  

Во – первых, это связано с тем, что его положения идут в разрез с Семейным Кодексом РФ, согласно которому «семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав»[42]. В законопроекте предусмотрено право третьих лиц вмешиваться в дела любой семьи, препятствуя примирению членов семьи.

Также законопроект противоречит Концепции семейной политики в РФ на период до 2025 г.[43], которая указывает на необходимость укрепления социальной устойчивости семьи. Законопроект предусматривает внедрение суровых мер наказания за обычные внутрисемейные отношения, в связи с чем он противоречит положениям Стратегии национальной безопасности, согласно которой защита семьи и сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей отнесены к «стратегическим целям обеспечения национальной безопасности»[44]. Отмеченные противоречия не позволяют ввести данный законопроект в действие.

 

 

При этом, летом 2019 года почти 735 000 человек подписали петицию с требованием принять закон о профилактике домашнего насилия. Активисты обосновывают принятия закона о насилии в семье тем, что в настоящее время российское законодательство выстроено так, что жертва насилия сама должна доказывать, что она жертва, при этом никакой бесплатной юридической помощи для нее не предусмотрено, при этом насильнику предоставляется бесплатный адвокат. В связи с этим, группа депутатов из двух комитетов – по делам женщин, а также госстроительству и законодательству – обещает внести законопроект о семейно-бытовом насилии на рассмотрение Госдумы осенью 2019. Планируется, что в нем пропишут определение домашнего насилия, а также введут охранные ордеры. Глава СПЧ М. Федотов, несколько лет призывающий принять подобный законопроект, отмечает актуальность его приятия и высказывает предположение о том, что: «Если мы сумеем побороть домашнее насилие, мы сократим преступность на 30%»[45].

Следует отметить и  Уголовный Кодекс РФ[46]. Но при этом, анализ его норм позволяет сделать вывод о том, что законодательством  предусмотрено более строгое наказание по отношению к незнакомому человеку, чем те же действия, совершаемые за закрытыми дверьми в семье. Федеральным законом от 03.06.2016 года №323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно – процессуальный кодекс РФ по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности»[47] была предусмотрена ответственность за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, в частности, в отношении близких лиц и дав обоснованное определение понятию «близкие лица». Однако в последствие, Федеральный закон от 07.02.2017. № 8-ФЗ «О внесении изменения в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации»[48] исключил категорию «близкие лица», как потерпевшие от семейного насилия. Кроме того, до настоящего времени ни на федеральном уровне, ни в уголовном законодательстве нет понятия «домашнее насилие»; не разделены преступления, совершенные по отношению к членам семьи и сторонним людям.

Побои из уголовно наказуемого преступления вылились в административное правонарушение. По данному правонарушению установлен только штраф. С позиции законодателя насилие в семье представляет собой опасность для общества, если оно выходит за пределы легкого вреда здоровья. Гражданин, который во второй раз применит насилие в отношении «близких людей», будет преследоваться уже по уголовному законодательству, по статье 116-й Уголовного кодекса РФ.[49]

Комплекс мер по профилактике и предупреждению насилия по отношению к женщинам в семье обозначен в Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017 – 2022 гг[50]. следующим образом: совершенствование законодательства в этой области; мониторинг эффективности мер по профилактике насилия; формирование моделей профилактики насилия в отношении детей и женщин; подготовку кадров по специальности «Судебная социальная работа»; укрепление материально-технической базы учреждений, оказывающих помощь женщинам и детям, пострадавшим от бытового насилия, и др.

Основную роль в противодействии домашнего насилия в настоящее время выполняют некоммерческие организации (НКО), на базе которых создаются кризисные центры, проводятся тренинги для сотрудников правоохранительных органов и судей, обеспечивается работа по горячей линии; разработаны методики противодействия домашнему насилию, которые не используются активно, в связи с отсутствием государственной поддержки. Сложность состоит в том, что службы оказания социальной помощи семье в Российской Федерации немногочисленны и только создаются и не обладают всем необходимым для профилактической работы. По официальным данным, в настоящее время в России создано лишь 23 активно действующих государственных кризисных центра, а отсутствие разработанного юридического подхода к проблеме домашнего насилия приводит к тому, что случаи судебного разбирательства по данным делам единичны[51].

В заключении можно сделать вывод о том, что насилие в семье по отношению к женщинам достаточно актуальная проблема в России, так как оно имеет большие масштабы и приводит к негативным последствиям после насилия, можно отметить посттравматические стрессовые расстройства, личностные нарушения психики, девиантное сексуальное поведение, алкоголизм, наркомания. Этому способствует то, что в настоящее время законодательство в РФ не обеспечивает потерпевших достаточными средствами правовой защиты, информацией об имеющихся социальных, медицинских, психологических и правовых ресурсах, а женщины, в свою очередь, такой информацией изначально не владеют. Следовательно, проблема насилия по отношению к женщинам в семье нуждается в исследованиях и принятии мер по его снижению. Важным в этом направлении является принятие закона о противодействии насилию; создание механизма раннего реагирования и противодействия домашнему насилия, объединение усилий НКО, правоохранительных, государственных органов и медицинской системы.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.