Типологическая классификация языков. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типологическая классификация языков.

2022-11-24 43
Типологическая классификация языков. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наряду с чертами материального сходства между языками мира наблюдаются сходства и различия структурного (типологического) порядка: счет двадцатками в грузинском и французском; постпозитивные артикли балканской группы и скандинавской.

Структурное сходство можно объяснить либо калькированием, либо развитием по сходным законам (самостоятельная реализация одинаковых тенденций).

Калькирование – языки находились (или находятся) в контакте между собой или с третьим языком (субстратом или суперстатом) – постпозиция в отдельных языках балканской группы.

Развитие по сходным законам – постпозиция артикля в скандинавских и балканских языках.

Если ввиду географической сближенности в языках наблюдается ряд сходных особенностей, то перед нами – исторически сложившаяся общность – языковой союз. Изучает их ареальная лингвистика.

Структурное сходство неродственных языков – предмет типологического языковедения или лингвистической типологии.

Лингвистическая типология строится на основе разных структурных признаков:

1 – фонологическая типология.

Характер основной фонологической единицы языка: фонема – фонемный строй, силлабема, финаль и инициаль – слоговой строй.

Просодическая характеристика: фиксированное ударение, полуфиксированное, свободное, потенциальное.

2 – морфологическая типология.

-Общая степень сложности морфологической структуры слова – индекс синтетичности (количество морфов на количество речевых слов): Аналитические языки (раздельное выражение лексического значения знаменательными словами и грамматического – служебными и порядком слов) – вьетнамский, английский, немецкий, датский; синтетические языки ( объединение в словоформе лексического и грамматического значений) – русский, литовский, латынь, суахили; полисинтетические (инкорпорирующие) – эскимосские, индейские племена, некоторые кавказские.

- типы грамматических морфем, используемых в качестве аффиксов.

Синтетические и полисинтетические языки разбивают на группы по использованию словообразовательных и формообразовательных аффиксов, префиксы\постфиксы.

В аспекте формообразовательной аффиксации различают 2 группы: флективную (фузионную) – сплавливающая, наличие окончаний и агглютинативную – склеивающую.

Флективные языки – индоевропейские, агглютинативные – финно-угорские, тюркские, японский, корейский, суахили.

флективные агглютинативные
Синтетосемия – совмещение в одном формообразовательном аффиксе значений нескольких грамматических категорий. Гаплосемия – закрепленность каждого формообразовательного аффикса только за одной граммемой.
Омосемия – наличие ряда формообразовательных аффиксов для передачи одного и того же значения. Стандартность аффиксов – закрепленность за каждой граммемой одного обслуживающего аффикса.
Наложение экспонентов морфем – переразложение, опрощение, поглощение, чередования. Четкость границ морфемных сегментов.
Нулевые аффиксы в первичных и вторичных формах. Нулевые аффиксы всегда характеризуют начальную форму.
Основа слова несамостоятельна. Основа существует как отдельное слово – часто начальная форма.

В русском языке агглютинативен постфикс –ся\-сь.

 

3 – синтаксическая типология.

Отношение между действующим лицом, действием и объектом действия. Выделяют 3 типа построений предложений:

-активный строй – резкое противопоставление глаголов действия и глаголов состояния.

-эргативный строй – противопоставление переходных и непереходных глаголов.

Эти два строя характеризуются отсутствием единого грамматического оформления субъекта – на субъект указывают аффиксы глагола.

-номинативный строй – одинаковость оформления подлежащего, оно не зависит от сказуемого.

 

Также синтаксическая типология строится на базе признака свободного – несвободного порядка слов.

(Дополнение)

Типологическое языкознание определяет подход, который предполагает сопоставление языков друг с другом независимо от того, являются ли они родственными или нет, соседствуют ли они друг с другом географически или нет, относятся ли они к одной исторической эпохе или нет. Он не ограничивается языками одной семьи или одного ареала. Для типологического сопоставления и поисков общих и различных структурных черт могут привлекаться все языки мира. Лингвистика исходит при типологическом изучении языков из некоей идеальной, гипотетической модели человеческого языка вообще, которая строится в теории языковых универсалий, и ищет пути, какими конкретные языки реализуют общие закономерности построения своих систем.. Целью лингвистической типологии как раз и является построение типологической классифкации. Впервые типологические идеи с достаточной чёткостью были сформулированы в работах Р. Декарта, Г.В. Лейбница, А. Смита, И.Г. Гердера. У истоков лингвистического компаративизма стояли братья Фридрих фон Шлегель (1772-1829) и Август Вильгельм фон Шлегель (1767-1845). Они и предложили первые опыты типологической (а именно морфологической) классификации языков. Фр. Шлегель ввёл понятие флективных языков, применив его по отношению к санскриту, греческому и латинскому, где при словоизменении наблюдается внутренняя флексия. Языки флективного типа были объявлены эстетически совершенными.. А.В. фон Шлегель ввёл понятие языков, лишённых грамматической структуры (впоследствии их назвали аморфными или изолирующими), и противопоставил им языки аффиксальные и языки флективные. Были введены термины синтетизм и аналитизм, отмечена тенденция к смене первого вторым.. В первой половине ХХ в. была предложена концепция, в соответствии с которой различаются также грамматические способы выражения отношений (изоляция, агглютинация, фузия и символизация) и степени синтезирования (аналитическая, синтетическая и полисинтетическая ). В итоге строится скользящая, многоступенчатая классификация языков. Джозеф Гринберг придал этой концепции новый вид, введя понятие количественных индексов. Так, если на 100 слов (W) текста обнаруживается от 100 до 200 морфов (М), т.е. устанавливается индекс синтеза M/W, больший единицы и меньший двойки, то мы имеем дело с аналитическими языками. Более высокий индекс характеризует аффиксальные языки, а именно синтетические (с индексом от 2 до 3) и полисинтетические (с индексом выше 3). Так, начальные тесты показали, что вьетнамский характеризуется индексом синтеза 1,06, персидский - 1,52, английский - 1,68, англо-саксонский - 2,12, якутский - 2,17, русский - 2,33, суахили - 2,55, санскрит - 2,59, эскимосский - 3,72.

 

 

Единство языка и мышления.

Исследование проблемы соотношения языка и мышления в [.14] науке проходит с разных точек зрения и решается эта проблема по-разному. Общепринятым в той или иной степени можно считать лишь положение о том, что язык и мышление образуют не тождество и не единство, а представляют собой относительно самостоятельные явления[.15], которые связаны сложными диалектическими отношениями. Эти отношения проявляются при рассмотрении данной проблемы с генетической, психофизиологической и гносеологической точек зрения.

Так, ведущая функция языка – коммуникативная (функция общения[.16]) - вытекает из социальной природы языка, когнитивная, [vp17] конструктивная [.18] и аккумулятивная [V19] - из связи языка с мышлением, номинативная - из связи языка с окружающей действительностью и т.д. [V20] и др. и др.

Оба эти явления (язык и отвлечённое мышление) возникли в один исторический период, когда созрели определённые биологические и социальныепредпосылки. Развитие человека, его сознания и языка осуществлялось как один сложный физиологический (например, прямохождение) и социальный (например, применение орудий труда в коллективе) процесс. При таких условиях назрела необходимость в общении, что привело к возникновению сначала устной речи, появившейся стихийно, а затем и письменной речи, появившейся уже в достигшем определенного уровня умственного развития коллективе. Вряд ли можно считать язык явлением индивидуальным (психическим), так как в этом случае мы бы имели множество индивидуальных языков[V21]. С генетической точки зрения диалектичность [.22] соотношения языка и мышления проявляется в противоречивых функциях этих сущностей: мышление постоянно стремится разнообразить язык, или формы своего выражения, а язык стремиться придать мышлению единые для человеческого коллектива формы выражения, т.е. однообразить его.

Связь между языком и мышлением с физиологической точки зрения базируется на том, что они управляемы единым органом - головным мозгом человека. Но в то время как мыслительные процессы осуществляются во всей коре головного мозга, речевая деятельность локализована и связана с работой лишь отдельных участков коры мозга. Этим объясняется, с одной стороны, наличие специфически речевого мышления, представляющего часть человеческого мышления в целом, с другой стороны, формирование невербальных форм отвлечённого мышления, а также трудности, возникающие при словесном выражении сложных мыслей. При некоторых видах речевых расстройств, связанных с повреждением коры головного мозга, человек может сохранять мыслительные способности, что свидетельствует о нежёсткой связи языка и мышления в целом. Наличие у мыслящего человека внутренней речи, служащей промежуточным звеном между мышлением и внешней речью, также свидетельствует о непрямом характере связи языка и мышления.

Язык и мышление изучаются в разных дисциплинах - логике и психологии, с одной стороны, и в лингвистике - с другой. Это также указывает на их относительно самостоятельное существование. Это привело к вычленению в данных науках соответственно мыслительных и языковых категорий, между которыми наблюдаются такие же сложные отношения, как между языком и мышлением в целом. Так, слово - центральная категория языка - и понятие – центральная категория мышления хотя и связаны между собой, но не идентичны [.23] как количественно, так и качественно. Причём некоторые результаты мыслительной деятельности человека естественнее воплощаются не в словах, а в других формах выражения (ср.: музыкальное, шахматное, конструкторское и иные виды мышления) а часть слов может не выражать понятий (многие имена, местоимения, междометия и др.). По мнению некоторых ученых, можно говорить о таких 4 типах мышления, как: словесном, практическом, образном, редуцированном. Рассмотрев язык и мышление, мы определили идеальность и материальность языка, его социальность и не индивидуальность.

Выше уже говорилось, что соотношение двух тенденций рассмотрения сущности языка, как а) только через его отношения к внеязыковым сущностям (экстралингвистические факторы) и б) только исходя из его материальной стороны, структурной организации, системе членораздельных звуковых знаков [V24], служащей для целей коммуникации … (Н.Д. Арутюнова), является мощным внутренним стимулом развития научных исследований языка. Так что же такое эти «знаки» и что такое структурная организация языка? Структурное определение языка мыслится так: Язык есть система условных знаков особого рода [V25]. 

Будучи орудием закрепления, передачи и хранения информации, язык тесно связан с
мышлением. Фердинанд де Соссюр, Вильгельм Гумбольдт счит. яз. формирующим
органом мысли. Но некот.ученые счит., что мышление, особенно творческое, вполне
возможно без словесного выражения(Альберт Эйнштейн):исп. в мышлении не слова
или мат. знаки, а расплывчатые образы, игру ассоциаций и затем воплощают
результат в слова. В целом (по Масл.)Я и
М тесно связаны, но не составляют тождества.

Основные функции языка. Язык и мышление.

1)коммуникативная-
обмен мыслями:

-констатирующая – нейтральное сообщение о факте;
-вопросительная- для запроса о факте;
-аппеляционная- служит призывом, побуждением к тем или иным действиям;
-экспрессивная- выраж. личность говорящего, его настроения, эмоции;
-контактоустанавливающая – создание и поддержание контакта м/у собеседниками (формулы приветствия, прощания)
-метаязыковая- истолкование яз.фактов; выступает как индикатор принадлежности чел. к
определенной группе;

2) мыслеобразующая

Мышление:
Вербальное - использует понятия, закрепленные в словах, суждения,
умозаключения, анализ. и обобщ., строит гипотезы и теории. Оно протекает в
формах, установившихся в языке, м.опираться и на
вторичные, искусственные языки, построенные чел.(математик/физик исп. понятия,
закреп.в формулах)
Невербальное - осущест. с пом. наглядно-чувственных образов, возникающих в
результате восприятия действительности и
сохраняемых памятью,и воссоздаваемых воображением. Представлено у нек. жив-ых, это обеспеч. животному правильную
ориентировку в ситуации и принятие целесообр. решения. Высоко развито шахматиста,
живописца, скульптора, композитора-наглядно-образное мышление.
(Дополнение)

Разные лингвистические направления не одинаковы в своем отношении к сущности языка. Например, древнегреческая философия видела сущность языка в его отношениях к мышлению и внешней действительности. Если в прошлом веке основатель натуралистического направления в языкознании немецкий учёный А.Шлейхер считал, что язык есть мышление, выраженное звуками, что язык – это самостоятельное независимое явление, которое рождается, развивается и умирает как естественный организм[V26], то его соотечественник В. фон Гумбольдт рассматривает язык как дух народа. Он писал, что язык представляет собой беспрерывную деятельность духа, стремящуюся превратить звук в выражение мысли[V27]. Выдающийся швейцарский лингвист, автор Курса общей лингвистики (1916 г.) Ф. де Соссюр приводил образное сравнение: «язык - лист бумаги, мысль - его лицевая сторона, а звук оборотная. Нельзя разрезать лицевую сторону, не разрезав оборотную. Так и в языке нельзя отделить ни мысль от звука, ни звук от мысли. Этого можно достичь лишь путем абстракции».

Функции языка так или иначе связаны с мышлением. Например, когнитивная функция связывает язык с мыслительной деятельностью человека, в единицах языка материализуется структура и динамика мысли[V28]. Ф. де Соссюр сравнивает язык с листом бумаги, где мысль является его лицевой стороной, а звук – оборотной. Нельзя разрезать лицевую сторону, чтобы не разрезать оборотную. Точно также и в языке нельзя отделить мысль от звук[V29] ов речи, являющихся естественной материальной стороной языка. Исследование проблемы соотношения языка и мышления в [.30] науке проходит с разных точек зрения и решается эта проблема по-разному. Общепринятым в той или иной степени можно считать лишь положение о том, что язык и мышление образуют не тождество и не единство, а представляют собой относительно самостоятельные явления[.31], которые связаны сложными диалектическими отношениями. Эти отношения проявляются при рассмотрении данной проблемы с генетической, психофизиологической и гносеологической точек зрения.

С генетической точки зр. Оба эти явления (язык и отвлечённое мышление) возникли в один исторический период, когда созрели определённые биологические и социальныепредпосылки. Развитие человека, его сознания и языка осуществлялось как один сложный физиологический (например, прямохождение) и социальный (например, применение орудий труда в коллективе) процесс. При таких условиях назрела необходимость в общении, что привело к возникновению сначала устной речи, появившейся стихийно, а затем и письменной речи, появившейся уже в достигшем определенного уровня умственного развития коллективе. Вряд ли можно считать язык явлением индивидуальным (психическим), так как в этом случае мы бы имели множество индивидуальных языков[V32]. С генетической точки зрения диалектичность [.33] соотношения языка и мышления проявляется в противоречивых функциях этих сущностей: мышление постоянно стремится разнообразить язык, или формы своего выражения, а язык стремиться придать мышлению единые для человеческого коллектива формы выражения, т.е. однообразить его.

Связь между языком и мышлением с психо-физиологической точки зрения базируется на том, что они управляемы единым органом - головным мозгом человека. Но в то время как мыслительные процессы осуществляются во всей коре головного мозга, речевая деятельность локализована и связана с работой лишь отдельных участков коры мозга. Этим объясняется, с одной стороны, наличие специфически речевого мышления, представляющего часть человеческого мышления в целом, с другой стороны, формирование невербальных форм отвлечённого мышления, а также трудности, возникающие при словесном выражении сложных мыслей. При некоторых видах речевых расстройств, связанных с повреждением коры головного мозга, человек может сохранять мыслительные способности, что свидетельствует о нежёсткой связи языка и мышления в целом. Наличие у мыслящего человека внутренней речи, служащей промежуточным звеном между мышлением и внешней речью, также свидетельствует о непрямом характере связи языка и мышления.

С гносеологической точки зрения Язык и мышление изучаются в разных дисциплинах - логике и психологии, с одной стороны, и в лингвистике - с другой. Это также указывает на их относительно самостоятельное существование. Это привело к вычленению в данных науках соответственно мыслительных и языковых категорий, между которыми наблюдаются такие же сложные отношения, как между языком и мышлением в целом. Так, слово - центральная категория языка - и понятие – центральная категория мышления хотя и связаны между собой, но не идентичны [.34] как количественно, так и качественно. Причём некоторые результаты мыслительной деятельности человека естественнее воплощаются не в словах, а в других формах выражения (ср.: музыкальное, шахматное, конструкторское и иные виды мышления) а часть слов может не выражать понятий (многие имена, местоимения, междометия и др.). По мнению некоторых ученых, можно говорить о таких 4 типах мышления, как: словесном, практическом, образном, редуцированном. Рассмотрев язык и мышление, мы определили идеальность и материальность языка, его социальность и не индивидуальность.

 

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.