Ижевский завод и плотина. Начало XX века — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Ижевский завод и плотина. Начало XX века

2022-10-10 33
Ижевский завод и плотина. Начало XX века 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

После начала строительства оружейного завода в 1807 году возникла потребность в большем уровне воды в пруду. По проекту Дерябина А. Ф. и Дудина С. Е. плотина была удлинена до 646,6 метров и расширена до 30 метров. Со стороны пруда вдоль плотины забили сваи, обвязанные продольными брусьями. Пространство между образовавшейся стенкой и телом первоначальной плотины было затрамбовано глиной и засыпано сверху речным песком. Для предохранения вешняков от напора льда во время весеннего спуска воды смонтировали специальное заграждение, так называемый двор. Все эти работы выполнялись солдатами, заводскими мастеровыми, рабочими и вольнонаёмными жителями завода, которым платили по 40 копеек в день[21][4].

В 1834—35 годах был укреплён верхний слой плотины, а затем по её гребню было построено каменное шоссе с водостоками и каменные тротуары для пешеходов[22][4][23][24]. Вдоль берегов пруда были проложены улицы, быстро росла городская застройка, и дальнейшая планировка городских улиц опиралась на расположение пруда[9]. В 1836 году был построен арочный мост, соединявший плотину с третьим этажом Главного корпуса завода[25]. В 1842 году воды пруда вращали 32 колеса железоделательного завода и 23 — оружейного. Постепенно деревянные колёса заменялись на металлические турбины, количество колёс постепенно уменьшалось, и к 1874 году их оставалось только 33[9].

В 1875 году управляющий заводом П. А. Бильдерлинг предлагал построить вторую плотину пруда для увеличения уровня воды в пруду. Таким способом предполагалось восполнить недостаток воды в пруду, образовывавшийся ежегодно в конце зимы. Было подобрано место, проведены расчёты, показавшие отсутствие хозяйственного ущерба от строительства, но работы так и не были начаты. В 1885 году был произведён капитальный ремонт гидротехнических сооружений, после которого надолго был запрещён проезд телег и карет по плотине[9].

Чугунная литая ограда (справа) является объектом культурного наследия

10 июня 1907 года на плотине, напротив Главного корпуса, в честь 100-летнего юбилея завода был установлен памятник основателю оружейного завода А. Ф. Дерябину[25][26][27]. В 1914 году после резкого повышения значимости оружейного завода с началом Первой мировой войны охрана гидротехнических сооружений была усилена с введением новой системы пропусков, а в 1917 году было запрещено любое движение по плотине с 6 вечера до 6 утра[9]. В первые дни Великой отечественной войны, несмотря на отсутствие видимой опасности, была также организована охрана плотины[28][24].

В 1950-е годы пешеходная и проезжая части, проходящие по гребню плотины, были разделены чугунными фигурными решётками, выполненными мастерами завода[4]. Рисунок ограды южного откоса плотины, состоящей из 217 секций, включает растительные орнаменты и элементы советской символики[3]. В 1963—66 годах в летний период собственными силами завода была произведена реконструкция водосливов. Деревянные лотки были заменены железобетонными, образовавшиеся вымоины засыпали щебнем. В 1983—84 годах было отсыпано новое тело плотины, вдвое больше прежнего[1][29].

В 1995 году плотина, представляющая собой одно из старейших гидротехнических сооружений Урала и сыгравшая особую роль в развитии городского строительства в Ижевске[30], а также литое чугунное ограждение южного откоса плотины были признаны памятником истории и культуры федерального значения[3].

Современное состояние

В 2010 году была проведена реконструкция набережной Ижевского пруда и проезда Дерябина[24][31].

В апреле 2014 года часть пешеходной дорожки и ограждения на проезде Дерябина обрушилась, плотина была признана аварийной. В 2016 году ремонт был завершён с сохранением исторических элементов плотины[32].

По данным обследования, проведённого в 2017 году, состояние плотины оценивается как удовлетворительное[3].

Памятная табличка и фрагмент чугунной ограды

Литература

· Удмуртская республика: Энциклопедия / гл. ред. В. В. Туганаев. — 2-е изд., испр. и доп. — Ижевск: Удмуртия, 2008. — 767 с. — 2200 экз. — ISBN 978-5-7659-0486-2.

· Удмуртская Республика. Культура и искусство: Энциклопедия / гл. ред. А. Е. Загребин. — Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2012. — 540 с. — 300 экз. — ISBN 978-5-901304-62-4.

· Сергеев В. Л. Камские заводы. — Ижевск: Удмуртское книжное издательство, 1958. — 68 с. — 5000 экз.

· Шумилов Е. Ф. Архитектура Ижевска / под ред. А. С. Терёхина и В. П. Орлова. — Ижевск: Удмуртия, 1978. — 116 с. — 3000 экз.

· Новиков А. В. Золотой ларец. — Ижевск: РИО Ижевского полиграфического комбината, 1999. — 500 с. — 3000 экз. — ISBN 5-87469-038-7.

· Васильева О. И., Дмитриев П. Н., Куликов К. И. и др. История Удмуртии: XX век / под ред. К. И. Куликова. — Ижевск: Институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2005. — 544 с. — 3000 экз. — ISBN 5-7691-1649-8.

· Шумилов Е. Ф. История Ижевска: Краткий очерк. — Ижевск: Удмуртия, 2018. — 384 с. — ISBN 978-5-7659-0997-3.

· Александров А. А. Ижевский завод. — Ижевск: Удмуртское книжное издательство, 1957. — 128 с. — 5000 экз.

· Шумилов Е. Ф. Два века «Ижмаша». Т. 2: Завод заводов, 1917—2007. — Ижевск: Ижмашпринт, 2007. — 707 с. — 2000 экз. — ISBN 5-8980-091-X.

 

           

      

 

            

         

                                     

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.